1.3. Составление программы психологического исследования

1.3. Составление программы психологического исследования

Ответ на тест по дисциплине «Методологические основы психологии»

____________________ функция программы психологического исследования состоит в определении научной проблемы, для решения которой проводится психологическое исследование; в установлении системы его внешних связей. • Методологическая

____________________ функция программы психологического исследования заключается в интеграции деятельности членов исследовательской группы для решения поставленной проблемы, в достижении рационального разделения труда. • Организационная

1.3. Составление программы психологического исследования

Методологические основы психологии. Тест 16

Психологический анализ деятельности на основе принципа системности в самом общем виде предполагает:• выделение элементов и их взаимосвязи• определение ее структуры• поиск возможностей и учет особенностей управления деятельностью• установление характера взаимосвязи и взаимодействия с окружающей средой

Процесс общения предусматривает предметный обмен:• материальными ценностями

В процессе психических отношений чувства не могут быть:• лживыми

1.3. Составление программы психологического исследования

Ответы на другие тесты по дисциплине «Методологические основы психологии»

► ____________________ функция программы психологического исследования состоит в определении научной проблемы, для решения которой проводится психологическое исследование; в установлении системы его внешних связей.

► Верны ли определения? А) Гипотеза — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности Б) Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности

► Определенный способ понимания трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности — это:

► Верны ли определения? А) Цели исследования — конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы Б) Задачи исследования — конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы

1.3. Составление программы психологического исследования

► Верны ли утверждения? А) Принцип личностного подхода: сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность это форма активности сознания человека, что сознание в то же время есть регулятор поведения и действий человека Б) Принцип диалектической связи сущности и явления позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности

  • Премиум доступ на 30 дней

    Приобрести

  • Премиум доступ на 30 дней
  • Приобрести
  • Премиум доступ на 60 дней

    Приобрести

  • Премиум доступ на 60 дней
  • Премиум доступ на 90 дней

    Приобрести

  • Премиум доступ на 90 дней

Был ли этот материал полезен для Вас?

1.3. Составление программы психологического исследования

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Разработка программы психологического
исследования предваряет все другие
этапы и процедуры, составляет их
методологическую основу. Программа
психологического исследования —
документ, содержащий методологические,
методические и организационные
предпосылки научного поиска. Она содержит
теоретические предпосылки, основные
цели и задачи исследования, обоснование
методики сбора, обработки и анализа
психологических данных. Основное
назначение программы раскрывается
через ее функции.

Методологическая функция программы
— состоит в определении научной
проблемы, для решения которой проводится
психологическое исследование для
установления системы его внешних связей
(отношение к другим исследованиям по
аналогичной проблематике). Она фиксирует
исходное представление об изучаемом
объекте, его первоначальное состояние,
формирует общую цель и необходимые для
ее достижения конкретные задачи
исследования.

Методическая функция программы
— содержит общий логический план
(методический замысел), на основе которого
осуществляется переход от теоретических
положений к использованию методов
измерения, регистрации и анализа
психологических данных; упорядочивает
методические средства и процедуры в
соответствии с поставленными задачами,
обеспечивает возможность сопоставления
результатов разных исследований.

Организационная функция программы
заключается в интеграции деятельности
членов исследовательской группы для
решения поставленной проблемы, в
достижении рационального разделения
труда. Программа служит основой
планирования работ, контроля поэтапного
хода психологического исследования.

Основные нормативные требования к
программе психологического исследования
таковы:

  • Ориентация на теоретические положения
    общей психологии.
  • Научная принципиальность в оценке и
    поиске решения психологических проблем.
  • Нацеленность логического анализа на
    конечные результаты исследования и их
    практическую реализацию.
  • Всемерное использование опыта проведенных
    психологических исследований, имеющихся
    фактических данных по разрабатываемым
    проблемам.
  • Обоснованность всех элементов и
    процедур, их целостность и концептуальное
    единство.
  • Гибкость положений, допускающая
    возможность их анализа, уточнения и
    конкретизации на следующих этапах.
  • Возможность творческого научного
    поиска.
  • Обсуждение и документирование программы.

Этапы и процедуры разработки программы

  • Характеристика проблемной ситуации.
  • Информационно-поисковый анализ
    разработанности темы.
  • Логический анализ — выделение проблемы,
    цели, объекта, предмета.
  • Знакомство с
    объектом. Методическая подготовка к
    сбору информации,
    сбор и анализ материала.
  • Уточнение проблемной ситуации, ее
    логический анализ в опорных понятиях,
    формулирование проблем.
  • Уточнение объекта, темы, цели, основных
    задач, предмета.
  • Выдвижение основных гипотез и возможных
    следствий из них.
  • Уточнение задач — теоретических,
    методических, практических.
  • Логический план исследования.
  • Схема понятий операциональной
    интерпретации, единиц и категорий
    анализа. Методы сбора и анализа
    информации.
  • Формы выборки и задания к ней.
  • Проект организационного плана.
  • Проект программы, его экспертиза.

Типичные ошибки и трудности в разработке
программы

Каталог тестовОтправить отзывВход в системуГлавная / Каталог тестов / Общеобразовательные / ПсихологияСписок вопросов базы знанийМетодологические основы психологии. Страница:1234Вопрос id:1408702Процесс общения предусматривает предметный обмен?) чувствами?) материальными ценностями?) мыслями?) мотивамиВопрос id:1408703Процессу конкретно-научного познания ошибочно приписывается такая функция методологии, как?) мировоззренческой интерпретации результата науки?) прогнозирования успешности процесса познания?) эвристики?) стимулирования процесса познания?) организации и структурирования научного знанияВопрос id:1408704Психическое отражение человека отличается от отражения животных тем, что оно характеризуется?) раздражимостью?) сознанием?) чувствительностью?) сенсорными и умственными образами реальностиВопрос id:1408705Психологическая ориентировка начинает действовать?) в стандартных условиях работы?) в условиях новизны ситуации?) при высоком профессионализме?) при монотонной работеВопрос id:1408706Психологический анализ деятельности на основе принципа системности в самом общем виде предполагает: 1) отрицание ее структуры; 2) определение ее структуры; 3) выделение элементов и их взаимосвязи; 4) установление характера взаимосвязи и взаимодействия с окружающей средой; 5) поиск возможностей и учет особенностей управления деятельностью; 6) изменение ее структуры?) 1, 2, 4, 6?) 3, 4, 5, 6?) 2, 3, 4, 5?) 1, 3, 4, 6?) 1, 2, 3, 5Вопрос id:1408707Психологический анализ деятельности, основанный на положениях системного подхода, в самом общем виде предполагает: 1) определение ее психологической структуры; 2) выделение отдельных элементов и рассмотрение связей между ними; 3) установление характера взаимосвязи и взаимодействия с окружающей средой; 4) нахождение возможностей и учет особенностей управления деятельностью; 5) изыскание возможностей вознаграждения за успехи?) 1, 3, 4, 5?) 1, 2, 3, 4?) 2, 3, 4, 5?) 1, 2, 3, 5Вопрос id:1408708Разновидностью метода интроспекции является метод: 1) аналитической интроспекции; 2) синтетической интроспекции; 3) рефлексивной интроспекции; 4) речевой интроспекции; 5) субъективной интроспекции?) 2, 3, 4?) 1, 2?) 3, 4, 5?) 1, 2, 3Вопрос id:1408709Редукция — это?) метод?) принцип?) единица анализа?) отношение?) концепцияВопрос id:1408710Рефлексия для субъекта — это процесс?) самомоделирования?) самосистематизации?) самостимулирования?) самопознанияВопрос id:1408711Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности, — это?) воображение?) ориентировка?) психика?) коррекцияВопрос id:1408712Словесно методологическую проблему можно выразить фразой?) как разрешить теоретическую проблему?) кому следует решать проблему?) что подлежит выяснению?) кто носитель информацииВопрос id:1408713Сложность толкования потребностей, целей и мотивов объясняется: 1) сложившейся в русском языке терминологией; 2) несоответствием между научными и обыденными понятиями; 3) слабостью толкования предмета психологии; 4) бескомпромиссностью авторов; 5) сложностью выделения из единого процесса деятельности взаимозависимых составляющих?) 1, 4, 5?) 1, 2, 5?) 3, 4, 5?) 2, 3, 4Вопрос id:1408714Степень сплоченности, как уровень развития взаимоотношений в группе, проявляется во взаимном: 1) соперничестве; 2) доверии единомышленников; 3) эмоциональной удовлетворенности от общения; 4) желании сотрудничать; 5) взаимопонимании; 6) доминировании?) 2, 3, 4, 6?) 2, 3, 4, 5?) 1, 2, 5, 6?) 1, 2, 3, 6?) 3, 4, 5, 6Вопрос id:1408715Стремясь усовершенствовать наивный бихевиоризм, необихевиористы предложили новое понятие?) схем подкрепления?) промежуточных переменных?) «интеллектуальных линз»?) когнитивных картВопрос id:1408716Субъективная, конкретизированная, осознанная модель желаемого результата деятельности (образ или вербальное описание), ради которого совершается деятельность, называется?) задачей?) представлением?) целью?) проблемойВопрос id:1408717Субъективным феноменом (продуктом) целостного интегрального психического отражения как познания реальной действительности, возникающим в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, является?) фантазия?) реальный предмет?) психический образ?) мечтаВопрос id:1408718Сфера организованной человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация и построение на этой основе образа мира и способов взаимодействия с ним, называется?) обучением?) конструированием?) искусством?) наукойВопрос id:1408719Теоретическая проблема представляет собой словесную формулировку стоящей перед исследователем задачи?) что нужно выяснить?) кто должен выяснить?) как лучше выяснить?) у кого нужно выяснитьВопрос id:1408720Теория отличается от эмпирического знания: 1) вербальным выражением; 2) достоверностью; 3) обобщенностью; 4) сопоставимостью; 5) логичностью?) 1, 3, 4?) 2, 3, 5?) 1, 3, 5?) 1, 2, 3?) 2, 3, 4Вопрос id:1408721Теория призвана: 1) информировать; 2) объяснять; 3) предсказывать; 4) опровергать; 5) описывать?) 2, 3, 5?) 1, 2, 4?) 1, 2, 3?) 1, 3, 5Вопрос id:1408722Термин «психология» впервые появился в?) ХVIII в. у английского философа Джона Локка?) ХVIII в. у немецкого философа Христиана Вольфа?) VII в. до н. у древнегреческого философа Фалеса?) ХVII в. у французского философа Рене Декарта?) ХХ в. у отечественного психолога А. ЛазурскогоВопрос id:1408723Термину «парадигма» в советской философии соответствовало понятие?) мнимая единица анализа психики?) логический термин?) ошибочное мнение исследователя?) тип (стиль) научного мышленияВопрос id:1408724То, что принадлежит самому объекту и не зависит от субъекта, есть?) качество?) объективное?) признак?) свойствоВопрос id:1408725Утрата интереса к ассоциативной психологии произошла из-за недоступности явлений сознания?) самонаблюдению?) объективному наблюдению?) виртуальному анализу?) самооценкеВопрос id:1408726Формой субъективных образов, в которой психическое отражение человека воспроизводит признаки, структурные характеристики и отношения других объектов, является: 1) ощущение; 2) восприятие; 3) представление; 4) внимание; 5) воля?) 1, 2, 3?) 1, 2, 4?) 2, 3, 4?) 3, 4, 5Вопрос id:1408727Целостность восприятия реализуется в?) преобладании нескольких ведущих ощущений?) доминировании главного ощущения?) взаимосвязи и взаимодействии ощущений?) сумме ощущенийВопрос id:1408728Чаще всего сознание отождествлялось с: 1) мышлением; 2) восприятием; 3) вниманием; 4) речью; 5) памятью?) 2, 3, 5?) 2, 3, 4?) 1, 3?) 1, 2, 4Вопрос id:1408729Эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно испытываемое и представленное в сознании субъекта и выступающее для него событием его собственной жизни, называется?) желанием?) установкой?) переживанием?) образомВопрос id:1408730Важным свойством выборки является ее репрезентативность, т. способность воспроизводить характеристики генеральной совокупностиВопрос id:1408731Выбранная научная проблема формулируется как тема исследованияВопрос id:1408732Гипотезы классифицируют по степени общности предположений на гипотезы-основания; гипотезы-следствияВопрос id:1408733Истинность гипотезы доказывается освоением изучаемой предметной области по средствам теоретического моделированияВопрос id:1408734Любое исследование начинается с разработки и формулирования темыВопрос id:1408735Методологическая функция программы состоит в определении научной проблемы, для решения которой проводится психологическое исследование, в установлении системы его внешних связейВопрос id:1408736Наиболее существенные свойства и отношения, познание которых особенно важно для решения проблемы психологического исследования — предмет исследованияВопрос id:1408737Началом исследования является выбор проблемы, содержащей предмет научного исследованияВопрос id:1408738Определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущих замысел, конструктивный принцип, различных видов деятельности — концепцияВопрос id:1408739Первый этап исследования называют теоретическим или подготовительнымВопрос id:1408740Предмет — то, что изучает наука из объективной реальности, а объект — то, что устанавливает наука, рассматривающая предмет под своим углом зрения и исследующая его своими, ей присущими методамиВопрос id:1408741Различные противоречивые ситуации, которые выдвигает перед нами сама жизнь, принято называть социальной задачейВопрос id:1408742Система внешних и внутренних признаков проявления исследуемого феномена — критерииВопрос id:1408743Система внешних и внутренних признаков проявления исследуемого феномена — переменныеВопрос id:1408744Система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности — проблемаВопрос id:1408745Степень соответствия показателя требованиям, предъявляемым к тем или иным видам деятельности или нормам, принятым в психологии, — критерииВопрос id:1408746Часть объективной реальности, которая существует независимо от субъекта познания, и на которое обращено внимание исследователя — объект исследованияВопрос id:1408747″Психологическая теория деятельности» обязана работам советских психологов: Л. Выготского, С. Рубинштейна, А. Леонтьева, А. Лурии, А. Запорожца, П. ГальперинаВопрос id:1408748В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цельВопрос id:1408749Действие — процесс, направленный на реализацию целиВопрос id:1408750Действия по отношению к операциям образуют следующий, нижележащий уровеньВопрос id:1408751Личный смысл — переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотиваСтраница:1234

Каталог тестовОтправить отзывВход в системуГлавная / Каталог тестов / Общеобразовательные / ПсихологияСписок вопросов базы знанийМетодологические проблемы психологии (магистр)Страница:12345678910Вопрос id:1800624Совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характерный тип исследования и его основные направления в конкретном историческом периоде, – это?) гипотеза?) парадигма?) концепция?) доктринаВопрос id:1800625Форма духовной человеческой деятельности, основная функция которой – выработка знаний о мире, их систематизация и построение на этой основе образа мира и способов взаимодействия с ним, – это?) наука?) практика?) культура?) религияВопрос id:1800626___ функция программы психологического исследования заключается в интеграции деятельности членов исследовательской группы для решения поставленной проблемы, в достижении рационального разделения труда?) Методологическая?) Методическая?) Прогностическая?) ОрганизационнаяВопрос id:1800627___ этап – это этап создания методики исследования конкретного психологического процесса или явления?) Теоретический?) Экспериментальный?) Аналитический?) МетодическийВопрос id:1800628___ функция программы психологического исследования состоит в определении научной проблемы, для решения которой проводится психологическое исследование; в установлении системы его внешних связей?) Методическая?) Методологическая?) Прогностическая?) ОрганизационнаяВопрос id:1800629___ функция программы содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа психологических данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований?) Методологическая?) Методическая?) Прогностическая?) ОрганизационнаяВопрос id:1800630Методология науки предполагает поиск ответов на вопросы о: 1) методах, способах организации познавательной деятельности; 2) критической оценке получаемых наукой знаний; 3) принадлежности субъектов исследований к школам, парадигмам или направлениям психологии; 4) проблематике научных поисков, динамике изменения их содержания по различным основаниям; 5) специфических объективных и субъективных условиях и факторах организации научных изысканий, оказавших влияние на их содержание, динамику и результаты; 6) состоянии и перспективах развития науки. Подберите правильный ответ?) 1, 2, 3, 4, 5, 6?) только 1, 2, 4, 5, 6?) только 2, 3, 5, 6?) только 1, 3, 4, 5Вопрос id:1800631Методология науки предполагает поиск ответов на вопросы о: 1) предпосылках и основаниях научного познания; 2) детерминантах процесса познания и его структуре; 3) предмете науки и конкретного исследования; 4) категориальном аппарате; 5) принципах и подходах к организации научного познания. Подберите правильный ответ?) только 1, 2, 4, 5?) только 2, 3, 5?) только 1, 3, 4, 5?) 1, 2, 3, 4, 5Вопрос id:1800632На ___ этапе осуществляется обобщение, количественный и качественный анализ, проводится статистическая обработка полученных результатов исследования?) экспериментальном?) методическом?) теоретическом?) аналитическомВопрос id:1800633На ___ этапе исследования на основе уточнения сущности и содержания исследуемых научных категорий по предполагаемому объекту и предмету исследования и управленческой практики разрабатывается программа исследования, выявляются наиболее актуальные проблемы исследования, приоритетные, прежде всего для организации, учреждения или учебного заведения, уточняется сам объект и предмет исследования, обосновываются цель и задачи исследования, вырабатывается научная гипотеза?) аналитическом?) методическом?) теоретическом?) экспериментальномВопрос id:1800634На ___ этапе продумываются возможности создания экспериментальной ситуации, чтобы можно было выявлять и изучать именно те показатели, признаки, которые наметил исследователь?) экспериментальном?) аналитическом?) методическом?) теоретическомВопрос id:1800635По мнению В. Помогайбина, основой исторических типов методологии науки являются подходы: 1) естественно-научный; 2) гуманитарный; 3) религиозный; 4) массовидный; 5) парадигмальный. Подберите правильный ответ?) только 1, 3, 5?) 1, 2, 3, 4, 5?) только 2, 3, 4?) только 1, 2, 3Вопрос id:1800636Позиция исследователя в подходе к изучению конкретного явления или процесса и в то же время путь получения и обработки научной информации – это методология?) планирования?) конкретного исследования?) разработки?) прогнозированияВопрос id:1800637Постановка научной проблемы предполагает: 1) обнаружение существования неразработанности проблемы; 2) осознание потребности в устранении дефицита; 3) описание проблемной ситуации на естественном языке; 4) формулирование проблемы в научных терминах?) 1, 2, 3, 4?) только 1, 3,4?) только 1, 2, 3?) только 2, 3, 4Вопрос id:1800638Практическое или теоретическое противоречие, заставляющее, побуждающее изучить совокупность явлений в целях понимания их природы и выявления способов управления ими, – это?) цель?) принцип?) проблема?) задачаВопрос id:1800639При рассмотрении структуры методологии науки принято выделять следующие ее уровни: 1) уровень философской методологии; 2) уровень общенаучных принципов и форм исследования; 3) уровень конкретно-научной методологии; 4) уровень методики и техники исследования. Подберите правильный ответ?) только 1, 3, 4?) только 1, 2, 3?) только 2, 3, 4?) 1, 2, 3, 4Вопрос id:1800640Принцип ___ ориентирует исследователя на изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, а также учет качественных и количественных характеристик этих изменений?) развития?) отражения?) детерминизма?) диалектической связи сущности и явленияВопрос id:1800641Принцип ___ рассматривает психику, сознание как особую форму отражения объективной реальности, а адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности и поведения?) развития?) детерминизма?) отражения?) диалектической связи сущности и явленияВопрос id:1800642Принцип ___ требует, чтобы все психические явления и процессы рассматривались как причинно обусловленные объективной реальностью, с одной стороны, и деятельностью мозга, с другой?) диалектической связи сущности и явления?) отражения?) развития?) детерминизмаВопрос id:1800643Принцип ___: сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность это форма активности сознания человека, что сознание в то же время есть регулятор поведения и действий человека?) единства сознания и деятельности?) отражения?) детерминизма?) развитияВопрос id:1800644Принцип ___ требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его психических свойств и качеств?) развития?) личностного подхода?) диалектической связи сущности и явления?) единства сознания и деятельностиВопрос id:1800645Принцип ___ позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности?) отражения?) детерминизма?) развития?) диалектической связи сущности и явленияВопрос id:1800646Пробно-поисковое исследование, предшествующее основному и предпринимаемое в целях проверки качества подготовки основного исследования, – это?) лабораторный эксперимент?) формирующий эксперимент?) пилотажное исследование?) наблюдениеВопрос id:1800647Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе, о методах познания истины, особого рода знание о научном знании – это?) знание?) типология?) техника?) методологияВопрос id:1800648Система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования, – это психологическое?) воздействие?) исследование?) консультирование?) планированиеВопрос id:1800649Степень соответствия показателя требованиям, предъявляемым к тем или иным видам деятельности или нормам, принятым в психологии, – это?) критерии?) типы?) способы?) признакиВопрос id:1800650Субъективное, эмоциональное состояние нужды в чем-либо – это?) фрустрация?) потребность?) удовлетворенность?) мотивВопрос id:1800651Сформулированная нерешенная задача в области методологии, признание исследователем наличия затруднений в процессе разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся – это методологическая (-ий)?) функция?) основа?) проблема?) принципВопрос id:1800652Теоретическое обоснование позиций в науке и реальной жизни, которое осуществляется на основе материализма и диалектики, а также основополагающей системы принципов, способов организации и построения научного исследования, – это ___ методология?) всеобщая?) дескриптивная?) частная?) нормативнаяВопрос id:1800653Уровень ___ основан на системном подходе и представляет собой учение об основаниях и детерминантах развития систем, их самоорганизации, о необходимости образования систем в процессе развития природы и общества?) общенаучных принципов и форм исследования?) философской методологии?) методики и техники исследования?) конкретно-научной методологииВопрос id:1800654Уровень ___ связан с описанием способов, конкретных приемов получения измеряемой информации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных, учета погрешностей?) конкретно-научной методологии?) философской методологии?) методики и техники исследования?) общенаучных принципов и форм исследованияВопрос id:1800655Часть генеральной совокупности, которая реально изучается, – это?) дисперсия?) репрезентативность?) выборка?) статистическая совокупностьВопрос id:1800656А. Смирнов выделил два основных вида запоминания: произвольное и непроизвольноеВопрос id:1800657Б. Теплов разграничил задатки и способностиВопрос id:1800658Биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности — сознаниеВопрос id:1800659В основе методологии А. Леонтьева стоит проблема личностиВопрос id:1800660В. Мясищев открыл важные закономерности становления индивидуального стиля деятельностиВопрос id:1800661Впервые обнаружил такие явления, как конформизм и групповое давление — БехтеревВопрос id:1800662Временем рождения советской психологии стали 20-е годы ХХ векаВопрос id:1800663Главное положение теории М. Басова — идея о том, что человек есть активный деятель в объективной, закономерно организованной средеВопрос id:1800664Господствующий очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой — одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свою энергию господствующему центру — доминантаВопрос id:1800665Одним из первых в советской психологии о проблеме личности начал говорить С. РубинштейнВопрос id:1800666Основным элементом психики Корнилов предложил считать эмоцииВопрос id:1800667Склонность поддерживаться и повторяться, когда внешняя среда изменилась и раздражители более не действуют — инертностьВопрос id:1800668Сочетание способностей, которое определяет успешность деятельности — гениальностьВопрос id:1800669Теория Гальперина называется теория поэтапного формирования знанийВопрос id:1800670Устойчивый комплекс реакций — динамический стереотипВопрос id:1800671Шпет доказывал, что объективные условия определяют процесс отнесения себя к конкретному этносуВопрос id:1800672Шпет рассматривал язык как один из важнейших методов изучения личности, эмоций и социального окружения человекаВопрос id:1800673А. Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека имеют его семья, люди, которые окружают в первые годы жизниСтраница:12345678910

  • Смысловое соответствие тестовых
    индикаторов тем свойствам, которые они
    призваны зафиксировать.
  • Смысловое соотнесение между информационным
    запросом и полученным сообщением.
  • Процедура перевода теоретических
    понятий в форму эмпирических показателей.
  • Обеспечение независимости смыслового
    значения информационного запроса от
    сопутствующих ему, дополнительных
    факторов.

Какой из приведенных методов
относится к теоретическому уровню
научного исследования?

b) Формализация.

  • Опрос.
  • Эксперимент.

Определите, как соотносятся между
собой такие методы научного исследования,
как аналогия и моделирование:

  • Моделирование базируется на аналогии.
  • Моделирование исключает аналогию.
  • Аналогия базируется на моделировании.
  • Аналогия исключает моделирование.

Определите признак, относящийся к
парадигмальному основанию науки:

  • Идеалы и нормы исследования.
  • Научно обоснованные гипотезы.

В структуру личности по теории К. Юнга входит:

a) Ид (либидо и мортидо),
Эго и Суперэго.

с) Комплекс недостаточности, Жизненные
цели преодоления, Жизненные стили,
Схема апперцепции, Творческая сила
личности, Чувство общности.

d) Биологические обусловленные
особенности, особенности психических
процессов, опыт, социально-обусловленные
связи.

В основе теории личности З. Фрейда
лежит

a) Пансексуализм.

b) Гуманизм.

c) Панпсихизм.

d) Функционализм.

30) Один из главных объяснительных
принципов научного познания, требующий
истолковывать изучаемые феномены исходя
из закономерного взаимодействия
доступных эмпирическому контролю
факторов – это:

а) Принцип детерминизма.

b) Принцип системности.

c) Принцип развития.

d) Нет правильного ответа.

Тип
мировоззрения, отличающийся рациональностью,
системностью и теоретической оформленностью

Совокупность взглядов, оценок, принципов,
определяющих самое

общее
видение, понимание мира называют

Наиболее ранняя форма духовной культуры
человечества

Кто
является основоположником психоанализа?

a)
З. Фрейд.

b)
И. Кант.

c)
Э. Фромм.

d)
А. Адлер.

e)
О. Конт.

Что
включает в себя понятие «личность»?

a)
Индивид и индивидуальность.

b)
Совокупность социальных качеств
человека.

c)
Интеллект, духовные потребности человека.

e)
Единство биологического и социального.

Что
не относится к основным методам научного
прогнозирования?

d)
Компьютерное моделирование.

e)
Экспертная оценка.

Каково
соотношения индивидуального и
общественного сознания?

a)
Общественное и индивидуальное сознание
тождественны.

b)
Общественное сознание состоит из
индивидуальных качеств людей.

c)
Общественное сознание реализуется
через индивидуальное, но к последнему

не может
быть сведено.

d)
Общественное сознание – это теория;
индивидуальное – это практика.

e)
Общественное сознание – абстрактное,
индивидуальное – конкретное.

Выделите определение сознания, адекватное
его содержанию

a)
Вся область иррационального.

b)
Идеальный образ материального мира.

c)
Чистая конструкция мысли.

d)
Абстракция, не имеющая отношения к
внешнему миру.

Чем
характеризуется понятие «индивидуальность»?

a)
Потребностями и интересами личности.

b)
Совокупностью свойств и способностей,
отличающих одного индивида от

c)
Совокупностью свойств и качеств человека.

d)
Возможностями личности, умением быть
независимым.

e)
Способами восприятия мира.

Когда
человек становится личностью?

a)
С момента своего рождения.

b)
Когда он начинает жить в соответствии
с эталоном общества.

c)
Когда начинает выступать как субъект
социальных отношений.

d)
Когда индивид действует, исходя из своих
субъективных побуждений.

e)
Когда он достигает общественной
известности.

Что
стимулирует возникновение личности?

a)
Сознательное ограничение круга общения.

b)
Совершенствование духа.

c)
Анатомия и физиология индивидуального
развития.

d)
Конкретное взаимодействие индивидов.

e)
Достижение высокого социального статуса.

Юревич анализируя различные
позиции относительно методологического
статуса психологии приходит к выводу
о том, что их можно представить следующим
образом:

a) Психология представляет
собой допарадигмальную область знания.

b) Психология является
мультипарадигмальной наукой.

c) Психология –
внепарадигмальная область знания.

d) Все ответы верны.

Почему деятельность выступает как
методологическая проблема?

a) Деятельность по существу
непостижима, ибо является творчеством,
а значит выходит за пределы самой себя.

b) Деятельность — рациональна
и не может получить конечное рассудочное
определение.

c) Деятельность – это
чисто философская категория и связи с
этим не может быть методологически
определена.

d) Деятельность является
системной культурной ценностью,
следовательно может быть объяснена
только в понятийном аппарате акмеологии.

Что такое выборка?

a) Процесс формирования
репрезентативной группы.

b) Выборочная совокупность
наблюдаемых объектов (индивидов).

c) Множество значений
изучаемой переменной, зарегистрированное
в эксперименте.

d) Верны все ответы.

Что перечисленного не относится к
артефактам эксперимента?

a) Эффект плацебо.

b) Эффект Хоторна.

c) Эффект фасилитации.

d) Эффект аудитории.

е) Все вышеперечисленные ответы (эффекты)
являются артефактами эксперимента.

Процесса мышления, направляющий
поиск решения задачи посредством
предположительного дополнения
(экстраполяции) субъективно недостающей
информации, без которой результат
решения не может быть получен, называют

a) Дедукцией.

b) Гипотезой.

c) Индукцией.

d) Дефиницией.

Описание и анализ конкретных,
индивидуальных, единственных в своем
роде случаев, явлений (нарушений,
болезней, личностей, событий и т. )
называют

a) Номотетическим подходом.

b) Клиническим подходом.

c) Идиографическим подходом.

d) Статистическим подходом.

Организация, воспроизведение того
или иного вида человеческой деятельности
путем искусственного конструирования
среды этой деятельности (напр. , в
лабораторных условиях), что принято
называть

a) Экстраполяцией.

b) Экспериментом.

c) Психологическим
моделированием.

d) Лабораторным экспериментом.

Синонимом понятия синергетика
является

a) Самоорганизация.

b) Семантика.

c) Моделирование.

d) Кодирование.

Совокупность формализованных
рациональных взглядов и представлений,
направленных на истолкование и объяснение
каких-либо явлений называют

a) Практикой.

c) Теорией.

d) Заключением.

Отношение объектов, в котором
изменению состояния и свойств одного
из них соответствует изменение другого
или других называют

a) Атрибутом.

b) Признаком.

c) Деятельностью.

d) Функцией.

Результат наблюдения (в
т. измерения) и эксперимента, не
допускающий нескольких истолкований
называют

a) Артефактом.

b) Значением.

c) Фактом.

d) Смыслом.

Рассмотрение, изучение чего-либо
основанное на расчленении (мысленном,
а также часто и реальном) предмета,
явления на составные части, определении
входящих в целое элементов, разборе
свойств какого-либо предмета или явления
называют

a) Синтезом.

b) Анализом.

c) Классификацией.

d) Схематизацией.

Форма умозаключения (и метод
познания), когда на основании сходства
двух объектов (явлений, понятий) по одним
признакам делается вывод об их сходстве
по др. признакам называют

a) Сравнением.

b) Аналогией.

c) Дефиницией.

d) Обобщением.

a) От внешних функций к
внутренним структурам и от внешних
структур к внутренним функциям.

b) Внешних структур к
внешним функциям и от внутренних функций
к внутренним структурам.

c) Внешних функций к внешним
структурам и от внутренних структур к
внутренним функциям.

d) От внутренних структур
к внешним функция и от внутренних функций
к внешним структурам.

a) Тождественен.

b) Нетождественен.

c) Аналогичен.

d) Противоположен.

Объект исследования — это

a) Свойства реальности и
конкретная проекция позиции исследователя.

b) Сама реальность и её
влияние на исследователя.

c) Персонифицированная
проекция исследователя.

Исследования, исходя из цели,
разделяют на следующие типы

a) Поисковое исследование,
критическое исследование и воспроизводящее
исследование.

b) Теоретическое исследование,
практическое исследование и
теоретико-практическое исследование.

c) Фундаментальное
исследование и прикладное исследование.

В схему методов научного исследования
в психологии входит деление на
опосредованные и непосредственные, а
также на активные и пассивные
характеристики. Определите, к какой из
перечисленных характеристик метода
относится эксперимент?

a) К активной опосредованной.

b) К активной непосредственной.

c) К пассивной опосредованной.

d) К пассивной непосредственной.

Все естественнонаучные исследования
опираются на ряд очевидных предположений. Определите ложное.

a) Время непрерывно,
следствие не может быть раньше причины.

b) Пространство изотопно,
т. одинаково.

c) Сознание способно влиять
и изменять события объективной реальности.

d) События в мире независимы
от нашего сознания, т. мир реален и
объективен.

Квазиэксперимент — это

a) Корреляционное наблюдение,
особенность которого состоит в том, что
исследователь пытается установить
причинную или иную связь корреляционную
связь между основными переменными,
контролируя внешние переменные.

b) Метод описания частных
случаев.

c) Метод при котором
проводится только сравнение и применяется
«промежуточный» способ исследования
между строгим контролем данных и
естественными методами.

d) Стандартизированное
наблюдение.

Один из видов анализа документов,
достаточно строгий научный метод,
предполагающий систематическую и
надежную фиксацию определенных элементов
содержания некоторой совокупности
документов с последующей квантификацией
(количественной обработкой) полученных
данных, называют

a) Анамнезом.

b) Контент-анализом.

c) Фокусированным
документальным шкалированием.

d) Экспертной оценкой.

Метод исследования личности в основе
которого лежит принцип «симптом –
синдром — нозология» называют

a) Медицинским методом.

b) Клиническим методом.

c) Психиатрическим методом.

d) Психологическим методом.

Представлена схема методологии
психологического исследования (по Дзуки
Э. ), вставьте из предложенных ниже
вариантов недостающий элемент.

↓ ↑ ↓

a) Гипотеза.

b) Теория.

c) Эксперимент.

d) Выбор инструментария.

Исходным постулатом теоретической
психологии служат принципы анализа
науки, как системы, каждый из феноменов
которой дан в трех координатах:

а) Общепсихологической, частнопсихологической,
специальной.

b) Исторической (логической),
социальной (общение) и личностной.

c) Педагогической,
психологической и философской.

Проблема исследования познавательных
процессов и их продуктов как феноменов
с целью выяснения причинных факторов,
которые их порождают и регулируют;
изучения истории стадиального
преобразования этих феноменов и их
функции в общей системе жизни субъекта
– это:

а) Психогностическая проблема.

b) Психофизиологическая проблема.

c) Психофизическая проблема.

Проблема зависимости психики от
всеобщих сил и законов природы, осмысления
отношения между физической природой и
сознанием – это:

b) Психофизиологическая
проблема.

Проблема соотношения между двумя
рядами жизненных явлений: физиологических
и психических, опосредованных поведением;
проблема зависимости психики от процессов
в организме, в нервном субстрате – это:

Петровский и М. Ярошевский
включают в многоуровневую категориальную
систему психологии в том числе следующие
уровни:

а) Допсихологический, основной,
общепсихологический.

b) Основной и дополнительный.

c) Подготовительный,
основной, заключительный.

d) Протопсихологический,
базисный и метапсихологический.

Объяснительный принцип научного
познания, требующий исследовать явления
в их зависимости от внутренне связанного
целого, которое они образуют, приобретая
благодаря этому присущие целому новые
свойства – это:

Взаимоотношения ученых, возражающих,
опровергающих или оспаривающих чьи-либо
представления, гипотезы, выводы
называются:

а) Оппонентным кругом.

b) Научной школой.

c) Идеогенезом науки.

Ценность объективного научного
знания, ориентированность на внешнее
наблюдение и эксперимент, вынесение
субъекта познания за рамки познавательной
деятельности – это характеристики:

а) Гуманитарной парадигмы в психологии.

b) Естественно-научной
парадигмы в психологии.

c) Неклассической
рациональности.

Рассмотрение многоуровневой
категориальной системы психологии,
состоящей из протопсихологического,
базисного и метапсихологического
уровней принадлежит:

а) А. Петровскому, М. Ярошевскому.

b) А. Асмолову.

c) А. Леонтьеву.

d) С. Рубинштейну.

Предметной областью психологии
является:

а) Психосфера.

b) Биосфера.

c) Ноосфера.

d) Все ответы правильные.

Научная школа – это:

а) Учебное заведение.

b) Направление в области
психологического знания.

c) Дисциплинарное сообщество.

d) Форма коллективности
исследовательского труда.

В отличие от истории психологии
теоретическая психология использует
принцип историзма для:

а) Прослеживания путей развития
исследований и их теоретического
оформления;

b) Изучения исторических аспектов
развития науки;

c) Равнения исторических
и теоретических позиций психологии;

d) Аналитического
рассмотрения результата развития науки
на каждом его (развития) этапе.

Зарождение и развитие тех идей у
конкретного исследователя, которые
приводят к результатам, заносящим его
имя по приговору истории в список
хранимых памятью науки персоналий –
это:

а) Реальная психологическая практика.

b) Идеогенез.

c) Развитие научной школы.

d) Филогенез.

Цикл побуждений субъекта, который
создается объективной, независимой от
этого субъекта логикой развития науки,
переведенной на язык его собственной
исследовательской программы – это:

а) Творческое побуждение.

b) Исследовательское
напряжение.

c) Оппонентный круг.

d) Внутренняя мотивация
деятеля науки.

Ключ к тестам

11b. 12a. 13a. 14 d. 15с. 16с. 17d. 18c. 19d. 20а.

21 c. 22
d. 23 d. 24 a. 25
b. 26 a. 27 b. 28
b. 29 a. 30 a.

31 a. 32 b. 33
a. 34 a. 35 e. 36
c. 37 e. 38 c. 39
b. 40 b.

41 c. 42 d. 43
d. 44 a. 45 d. 46
e. 47 b. 48 c. 49
c. 50 a.

51 c. 52 d. 53
c. 54 b. 55 b. 56
a. 57 b. 58 a. 59
a. 60 a.

61 c. 62 c. 63
b. 64 b. 65 b. 66
b. 67 a. 68 c. 69
b. 70 d.

71 b. 72 a. 73
b. 74 a. 75 a. 76
b. 77 d. 78 d. 79
b. 80 d.

Читать также:  При открытии видеофайла программа просмотра выдает ошибку отсутствует кодек что это означает

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *