Актуальные проблемы уголовного права

Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла, общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы –  144 часа. Преподавание дисциплины осуществляется во 2 и 3 семестре, изучение завершается экзаменом. Дисциплина реализуется кафедрой уголовного, экологического права и криминологии. Дисциплина нацелена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций: ОК–1, ОК–2, ПК–1, ПК–6, ПК-8 (наименование в соответствии с ФГОС ВПО, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. N 464). Содержание дисциплины «Актуальные проблемы уголовного права» включает круг вопросов, связанных с историей уголовного законодательства России; определением понятий преступления и наказания; установлением системы связей Общей и Особенной части уголовного законодательства; изучением общих правил квалификации преступлений; анализом отдельных составов преступлений и особенностей их квалификации; исследованием теоретического и практического содержания учения о преступности и наказуемости деяний в зависимости от уровня развития общества. По результатам освоения дисциплины студент должен освоить: понятие, предмет, метод, задачи уголовного права; прин¬ципы российского уголовного права; уголовный закон; уголов¬ная ответственность; понятие преступления; состав преступле¬ния; неоконченное преступление; соучастие в преступлении; множественность преступлений, обстоятельства, исключающие преступность деяния; наказание и его цели; система и виды наказаний; назначение наказания; освобождение от уголовной ответственности и наказания; принудительные меры медицинско¬го характера; особенность уголовной ответственности несовер¬шеннолетних; понятие общей части уголовного права; характе-ристика составов преступлений, указанных в особенной части уголовного кодекса; зарубежное уголовное законодательство.

Файл рабочей программы (заочная форма):

Методика решения задачРешение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены вышеРешение задач должно отвечать следующим требованиям:1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах семинарских / практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и научную литературу;2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления. 1 Доказать наличие объекта и предмета соответствующего состава преступления. 2 Показать объективную сторону совершенного деяния. Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК РФ бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков. Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам. 3 Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий. 4 Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом. В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).

Методика решения тестовых заданийТестовые задания решаются либо на семинарских занятиях, либо через Единый образовательный портал Алтайского государственного университета. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше

Читать также:  Когда вы переходите в "Панель", возникает проблема с удалением программы Windows, но решение не находится в папке Program Files

Методика выполнения лабораторного практикумаЛабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Выполняется индивидуально и самостоятельно. Сначала необходимо уяснить суть задания, затем собрать и проанализировать необходимый материал, потом оформить результат. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше

Методика выполнения практического задания

Практические задания представлены разнообразными вариациями, поэтому методика выполнения каждого предложена в тексте задания.

Методика проведения экзаменаФормой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен. Экзамен, как правило, проводится в устной форме по билетам, составленным из вопросов, рекомендованных к подготовке. В билете содержится 2 вопроса. На подготовку ответа студенту дается 30 минут. В период подготовки студент должен привести в систему все знания, полученные при изучении данного предмета. При этом надо руководствоваться рабочей программой и УМК дисциплины, определяющими объем и содержание материала, который необходимо изучить и освоить для прохождения аттестации. На экзамене студент должен предельно кратко, но вместе с тем содержательно изложить основной материал вопроса, определив в ответе главное. При ответе важно указать, как данный вопрос рассматривается в литературе, какие подходы сложились в судебной практике, какие по этому поводу существуют точки зрения, какие имеются проблемы, и каковы их возможные пути решения. Следует иметь в виду, что уголовное законодательство динамично изменяется. Все изменения должны быть учтены в ответе. Знание законодательства с учётом последних изменений является основой сдачи зачёта. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по 4-балльной шкале.

Актуальные проблемы уголовного права

рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40. Юриспруденция
ПрофильУголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_УП,К,УИП-2-2021

Часов по учебному плану108в том числе:аудиторные занятия30самостоятельная работа51контроль27Виды контроля по семестрамэкзамены:2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр)1 (2)Итого
Недель16
Вид занятийУПРПДУПРПД
Лекции44 44
Лабораторные22 22
Практические2424 2424
Сам. работа5151 5151
Часы на контроль2727 2727
Итого108108108108

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Анисимова Ирина Анатольевна

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры констиуционного и международного права, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы уголовного права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14. 2010 г. № 1763)

составлена на основании учебного плана:
40. 01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от
30. 2020
протокол №
6.

Рабочая программа одобрена на заседании
кафедры Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от
11. 2021 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2022 уч.

Заведующий кафедрой к. ,Куликов Егор Алексеевич, доцент кафедры уголовного права и криминологии

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании
кафедры

Протокол от 11. 2021 г. № 8
Заведующий кафедрой к. ,Куликов Егор Алексеевич, доцент кафедры уголовного права и криминологии

Цели освоения дисциплины

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у студента навыков системного применения норм уголовного права, разрешения нестандартных ситуаций, проблемных вопросов уголовного права; устранения коллизий и пробелов в закреплении и толковании уголовно-правовых норм, используя принципы международного права, конституционного права, уголовного права, системности норм права.

Место дисциплины в структуре ООП

ПК-2: способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-3: готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3. Знать:
3. ПК-2: уголовное законодательство РФ и подзаконные источники уголовного права, правила квалификации преступлений, правила назначения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера, основания и правила освобождения от уголовной ответственности и уголовного;ПК-3: особенности юридического консультирования в сфере уголовного права, пределы и возможности уголовного права в защите прав и свобод человека, социальную обусловленность уголовно-правового запрета, фактическое содержание ограничений прав и свобод человека, составляющих уголовное наказание. Уметь:
3. ПК — 2: осуществлять квалификацию преступления, определять меру уголовного наказания, иные меры уголовно-правового характера, нормы уголовного законодательства об освобождении от уголовной ответственности и от уголовного наказания при решении профессиональных задач;ПК-3: осуществлять юридическое консультирование по уголовно-правовым вопросам, разъясняя смысл уголовно-правового запрета с точки зрения защиты прав и свобод человека, социальную обусловленность уголовно-правового запрета, фактическое содержание ограничений прав и свобод человека, составляющих уголовное наказание. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3. ПК — 2: навыками работы с правовыми актами; анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной практики. ПК — 3: навыком самостоятельно осуществлять квалификацию преступлений и производить их отграничение от смежных составов преступлений

Читать также:  Назовите типы ошибок которые могут возникнуть в программе

Код занятияНаименование разделов и темВид занятияСеместрЧасовКомпетенцииЛитература

Раздел 1. Основы уголовного права
1. Основы уголовного праваЛекции20Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
1. Основы уголовного праваПрактические22Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
1. Основы уголовного праваСам. работа26Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
Раздел 2. Уголовный закон
2. Уголовный законЛекции20Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
2. Уголовный законПрактические22Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
2. Уголовный законСам. работа26Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
Раздел 3. Проблемы понятия преступления и состава преступления
3. Проблемы понятия преступления и состава преступленияПрактические22Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
3. Проблемы понятия преступления и состава преступленияСам. работа26Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
Раздел 4. Проблемы отдельных признаков состава преступления
4. Проблемы отдельных признаков состава преступленияПрактические22Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
4. Проблемы отдельных признаков состава преступленияСам. работа25Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
Раздел 5. Проблемы учения о стадиях преступления
5. Проблемы учения о стадиях преступленияСам. работа24Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
5. Проблемы учения о стадиях преступленияПрактические22Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
Раздел 6. Проблемы учения о соучастии в преступлении
6. Проблемы учения о соучастии в преступленииЛекции22Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
6. Проблемы учения о соучастии в преступленииПрактические22Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
6. Проблемы учения о соучастии в преступленииСам. работа24Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
Раздел 7. Квалификация единичных и множественных преступлений. Конкуренция норм в уголовном праве. Квалификация единичных и множественных преступлений. Конкуренция норм в уголовном праве. Лекции22Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
7. Квалификация единичных и множественных преступлений. Конкуренция норм в уголовном праве. Практические22Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
7. Квалификация единичных и множественных преступлений. Конкуренция норм в уголовном праве. Сам. работа24Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
Раздел 8. Насилие в уголовном праве
8. Насилие в уголовном правеПрактические22Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
8. Насилие в уголовном правеСам. работа24Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
Раздел 9. Убийство в уголовном праве
9. Убийство в уголовном правеПрактические24Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
9. Убийство в уголовном правеСам. работа24Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
Раздел 10. Преступления против свободы, чести и достоинства личности
10. Преступления против свободы, чести и достоинства личностиПрактические24Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
10. Преступления против свободы, чести и достоинства личностиСам. работа28Л1. 1, Л1. 2, Л2. 1, Л2. 2
10. Преступления против свободы, чести и достоинства личностиЛабораторные22Л1. 2, Л2. 2
Раздел 11. Контроль
11. экзаменЭкзамен227Л1. 1, Л1. 2, Л2

Фонд оценочных средств

Контрольные вопросы и задания
Вопросы для подготовки к экзамену 1. Уголовное право как отрасль права: понятие, предмет, метод, задачи, функции. Место уголовного права в системе отраслей права РФ. Принципы уголовного права. Их реализация в УК РФ и правоприменительной деятельности. Наука уголовного права, ее предмет, метод, задачи и функции. Современные проблемы науки российского уголовного права. Источники уголовного права. Конституционные и международные основы уголовного права. Нормы уголовного права: понятие, виды. Институты уголовного права. Системность норм уголовного права. Системность права и взаимосвязь норм уголовного права с нормами других отраслей права. Проблемы действия уголовного закона во времени. Проблемы действия уголовного закона в пространстве. Проблемы понятия преступления. Основные направления развития понятия преступления в уголовном праве. Общественная опасность деяния как признак преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Малозначительность деяния. Категоризация преступлений и ее значение. Понятие и виды единичного (отдельного) преступления, проблемы и правила его квалификации. Понятие и формы множественности преступлений. Обстоятельства, исключающие множественность преступлений. Проблемы квалификации множественных преступлений. Понятие конкуренции норм. Виды конкуренции. Правила преодоления конкуренции норм в уголовном праве. Состав преступления. Проблемы понятия, признаков, видов состава преступления. Проблемы понятия, содержания и видов объекта преступления. Значение объекта преступления. Способы закрепления объекта в УК РФ. Понятие, признаки и значение предмета преступления. Соотношение предмета преступления с объектом преступления, потерпевшим от преступления, средством и орудием совершения преступления. Понятие, признаки и значение преступного вреда (последствий преступления). Описание преступного вреда (последствий) в конкретных составах преступлений. Специальный субъект преступления. Проблемы определения признаков специальных субъектов в Особенной части УК РФ. Понятие, содержание, формы вины. Проблемы определения и соотношения форм вины. Стадии совершения преступления. Проблемы определения стадий в различных составах преступлений. Стадии преступления и момент окончания преступления в Особенной части УК РФ. Добровольный отказ от доведения преступления до конца: понятие, признаки. Проблемы его соотношения с деятельным раскаянием. Формы соучастия в преступлении по УК РФ: закрепление в статьях Общей части, отражение в статьях Особенной части УК РФ, влияние на ответственность и наказание соучастников. Организованная группа (ч. 3 ст. 35 УК РФ) в статьях Особенной части (ст. 205. 4, 209, 208, 282. 1 УК РФ). Преступное сообщество (преступная организация) (ч. 4 ст. 35 УК РФ) в статьях Особенной части (ст. 210 УК РФ). Понятие и виды насилия в уголовном праве. Способы закрепления в законе признаков насилия. Правила квалификации преступлений при разных способах закрепления насилия в УК РФ. Похищение человека (ст. 126 УК РФ). Проблемы его соотношения с незаконным лишением свободы (ст. 127 УК РФ), захватом заложника (ст. 206 УК РФ), преступлениями против жизни и здоровья (ст. 105, 111, 112, 115 УК РФ). Проблемы соотношения нарушения требований охраны труда (ст. 143) с нарушением правил безопасности при производстве различных видов работ и на различных объектах (ст. 215–219 УК РФ). Проблемы соотношения террористического акта (ст. 205 УК РФ) с заведомо ложным сообщением об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), иными преступлениями террористической направленности (ст. 205. 1, 205. 2, 205. 3, 205. 4, 205. 6 УК РФ). Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ). Проблемы установления причинной связи и вины в преступлении. Соотношение с нарушением правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264. 1 УК РФ), нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ). Соотношение с иными преступлениями экстремисткой направленности (ст. 280, 148, п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ и др. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ). Соотношение с убийством лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга (п. «б» ч. 2 ст. 105), с посягательством на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), с применением насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ). Самовольное оставление части или места службы (ст. 337). Соотношение с дезертирством (ст. 338), уклонением от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339) и уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ). Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др. )
Темы рефератов выбираются из вопросов, предлагаемых к семинарским занятиям или к экзамену. Фонд оценочных средств
ФОС размещены в приложении
Приложения

Читать также:  Почему он не работает в августе 2022 года, и в чем причина? Это только я на сайте, или это ошибка?

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

АудиторияНазначениеОборудование

Учебная аудиториядля проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практикСтандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108Слаборатория информационных технологий — компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестацииУчебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius — 16 единиц
Учебная аудиториядля проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практикСтандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работыпомещение для самостоятельной работы обучающихсяКомпьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *