«Актуальные проблемы в дошкольных образовательных учреждениях в условиях перехода на новые стандарты»

Проблемы и перспективы в системе дошкольного образования.

Главной целью в области современного дошкольного образования является обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования для всех детей. Анализ основных вопросов развития системы дошкольного образования позволяет выделить ключевые проблемы: проблема доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями, недостаточная материально- техническая база ДОУ, квалификация педагогических кадров, не в полной мере соответствующая современным требованиям. Многие вопросы дальнейшего развития системы дошкольного образования требуют совершенствования законодательства на федеральном уровне.

Предшкольное образование направлено на обеспечение равных стартовых возможностей детям дошкольного возраста. За последнее десятилетие дошкольное воспитание прошло достаточно непростой путь встраивания в новые современные реалии, что значительно расширило границы ответственности детских дошкольных учреждений. Образовательная программа направлена в первую очередь на создание условий, отвечающих современным характеристикам процесса воспитания и обучения. Дошкольное образование в соответствии с ФГОС определяет уровень общего образования, где закладываются основы социальной личности в системе образования в целом с учетом установленных требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, прежде всего к психолого-педагогическим и кадровым сторонам проблемного решения данного вопроса. Ключевым фактором успешной реализации данного государственного стандарта по-прежнему является педагог. Важным моментом становится задача формирования условий, затрагивающая возможности раскрепощения прежде всего педагога, определения пути для самореализации в создании нового импульса его развития.

Сегодня приоритетным направлением  работы с педагогами является повышение их профессиональной компетентности  и  эффективное методическое сопровождение  в условиях введения и последующей реализации ФГОС дошкольного образования. Нужно менять стратегию и позицию в отношении кадрового обеспечения ДОУ,   оказывать комплексную поддержку работникам, приглашая специалистов для оказания психологической профилактики эмоционального выгорания, проводить деловые игры, мастер- классы, организовывать научно-методическое просвещение на специально организованных семинарах-практикумах.

Педагогу, чтобы вписаться в современный ритм, нужно непрерывно заниматься саморазвитием, самообразованием на основе современных педагогических технологий. На сегодняшний день это одно из требований ФГОС. Ситуация  в сфере дошкольного образования качественно меняется, большинство педагогов за последние годы освоили инновационные программы в рамках курсовой подготовки. Воспитатель- это человек, который связывает детей с новым, неизведанным пока миром взрослых. У воспитателя многогранная по специфике работа. Быть воспитателем — значит, нести зерно воспитанности, образованности и культуры, возрождать духовность и закладывать в умы и сердца своих воспитанников основы гражданского самосознания , самоопределения личности каждого дошкольника. Если педагог сам не успешен, не может найти свое место и не видит перспектив для дальнейшего развития и собственного роста, то и воспитанник будет следовать его примеру. В своей педагогической практической деятельности воспитателю необходимо создать условия для выявления и развития полноценного личностного ресурса каждого ребенка, используя системно-деятельностный подход, что позволит научить ребенка умению понимать задачу , анализировать варианты решений, сравнивать , из единого целого выделять составляющие, и не просто вооружить его знаниями, а сформировать умение и желание учиться всю жизнь. Так, для успешной адаптации и закреплении молодых кадров  в ДОУ необходимо создавать Школу молодых педагогов, где каждый найдет ответы на многие трудные вопросы , возникающие в начале профессионального пути. Более опытные наставники должны быть не только грамотными и компетентными, но и умело тиражировать уровень своих достижений, заинтересовывать на повышение уровня компетенций и статуса, как внутри коллектива ,так и в педагогическом сообществе своих коллег и единомышленников.

Огромное значение в успешной реализации образовательной деятельности в ДОУ в настоящее время придается позиции родительской общественности , т. руководитель ДОУ просто вынужден привлекать к решению проблем детского сада различные социальные институты: родителей, общественность. Без помощи извне трудно справиться с огромным количеством задач по организации функционирования современного образовательного учреждения. Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Как много проблем возникает между ними, когда существует недопонимание, не хватает терпения и такта при рассмотрении различных вопросов. Отсутствие взаимопонимания, непонимание всей тяжестью проблематичности ложатся на неокрепшие плечи ребенка. Порой наблюдаешь, как некоторые родители пытаются отойти от воспитания своего ребенка, возложив все на плечи педагогов. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь понять всю ситуацию в понимании важности единых требований семьи и детского сада? Многие вообще считают, что детский сад- место, где за ребенком присматривают, пока родители дома. Важно понимать, что родители являются первыми педагогами для своих детей и в этом аспекте мы видим наши партнерские основы во взаимоотношениях ДОУ и семьи. Необходимо создать такие условия, чтобы родители воспринимали образование не только как готовый продукт, а разделяли ответственность с педагогами в вопросах воспитания детей, необходимо их активное включение в воспитательно-образовательный процесс, благодаря включению их в проектную деятельность поискового характера на основе предполагаемой совместной практической деятельности воспитанников , педагогов и самих родителей. Данный процесс становиться неотъемлемой частью модернизации образования, направленный на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Решающую роль имеет заинтересованность самих педагогов, умение квалифицированно сориентировать родителей в особенностях и возможностях ребенка для решения задач дошкольного образования на этапе подготовки к школе.

Активная реализация образовательной деятельности дошкольного учреждения педагогическими кадрами и специалистами, разъяснение родителям основных задач воспитания и обучения детей позволяет создать условия для комфортного перехода ребенка старшего дошкольного возраста на следующую ступень образования, выработать единый стиль взаимодействия между педагогами и родителями. Важно компетентно донести суть цели дошкольного образования и создать условия для успешного продолжения образования в начальной школе. Образовательная работа с детьми в ДОУ дает достаточный уровень умений и навыков , необходимых будущему школьнику, таких как: навыки общения, познавательная деятельность, умение выполнять простые интеллектуальные действия. Ориентир на развитие личностных качеств воспитанников способствует развитию у них важных социально- психологических умений и физических качеств, гарантирующих каждому дошкольнику позитивный школьный старт в будущем. Родители должны быть союзниками воспитателя в образовании и развитии детей, а нам, воспитателям, надо помочь родителям, чтобы они пришли самостоятельно к мысли о том, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему, сделать его умным, воспитанным, добрым и просто хорошим.

Сколько написано в мире статей И сколько прочитано лекций умных О том, как воспитывать нам детей, Пытливых и добрых, смешных и шумных. Советы несутся со всех сторон; Пишут ученые, и писатели, И методисты, и воспитатели, Иные из кожи аж лезут вон. Тысячи мнений простых и сложных, Как разные курсы для корабля, О том, что любить надо осторожно И мудрости вдалбливать детям должно С первых шагов, ну почти с нуля. , Как быть? Да внушать можно то и се, А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто: Будьте хорошими. Вот и все!

Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения

Инус Эльвира Эрнестовна

МБОУ «СОШ № 4» дошкольные группы «Ромашка»

Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи  необходимо развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей дошкольного возраста и внедрять новые формы обучения.

Несомненно, система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. И таких проблем в современном образовании можно перечислить очень много:

— материально-техническая база устарела;

— современная учебно-методическая база (игрушки, развивающие игры, дидактический материал и др. ) часто пополняется при помощи родителей и спонсоров, и почти не пополняется за государственный счет;

Перегруженность дошкольных образовательных учреждений;

Социальный статус работников дошкольного образования:

— низкая заработная плата;

— педагогическая нагрузка (35 часов в неделю, а у учителя – 18 часов);

— отпуск (42 дня, а у учителя – 56 дней)

Дошкольное образование – важная составляющая социальной жизни страны.

От качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому дошкольное образование сейчас рассматривается как важнейший социоформирующий фактор.

У многих возникает вопрос зачем нужен детский сад? Давайте попробуем ответить на него.

Детский сад нужен родителям ребенка.

Это дает возможность устроиться на работу, получать о заработную плату и повысить уровень благосостояния своей семьи. Поэтому они уверены, что ребенок находиться под присмотром опытных воспитателей, сыт и спокоен.

Детский сад нужен самому ребенку, для того, чтобы удовлетворить потребность в общении; успешно социализироваться – научиться общаться как со сверстниками, так и со взрослымилюдьми; получитьподготовку к школе; научиться адекватно реагировать на возникшие конфликты и спортивныеситуации; избежать «педагогической запущенности».

В современных научных исследованиях всё чаще отмечается тенденция увеличения продолжительности периода детства. Данный феномен объясняется необходимостью детства для подготовки человека к вхождению в сложную социальную жизнь — накопления опыта, овладения социальными эмоциями, представлениями, разными видами деятельности.

Ребёнок социализируется в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд культурной информации, умений и навыков, развивая интегративные качества; в процессе общения с людьми разного возраста; в рамках различных социальных групп, расширяя систему общественных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности; в процессе выполнения различных социальных задач, усваивая модели поведения. Именно поэтому, как отмечает Н. Голованова, овладеть социальным опытом — значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, а овладеть способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Основным интегративным компонентом механизма становления социального опыта является деятельность. Причём накопление социального опыта возможно лишь в тех видах деятельности, которые соответствуют определённым педагогическим условиям:

1) воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;

2) вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

3) предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием и обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой;

4) предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

5) отсутствие единой программы обучения детей в детском саду.

Значительно повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей. Изменились их требования к образованию, воспитанию и развитию детей в дошкольный период жизни. Родители желают быть активными участниками педагогического процесса, они готовы к участию в реализации программы дошкольного образования. В настоящее время родителям предоставлено право самостоятельно определять время начала обучения своего ребенка в школе. В результате часть родителей — сторонников акселерации детского развития — испытывают потребность в интенсивной подготовке своего ребенка к обучению в школе с 6-ти лет.

На современном этапе на первое место выдвигается не обучение дошкольника чтению, письму, счету, иностранному языку и т. , а формирование функциональной готовности к школьному обучению, социальной зрелости. Так в последние годы в обиход вошел новый термин «предшкольное образование».

В чем же причины затруднения адаптации детей к начальной школе?

Одной из них специалисты считают несоответствие функциональной возможностей детей требованиям школы. И дело ьуь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отсвание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы.

Главным, конечно, является несоответствие требований к ребенку старшей группы детского сада и к первокласснику. Априори считается, что первоклассник должен быть более дисциплинирован, усидчив, работоспособен, чем дошкольник. Но ребенок не может в один миг овладеть всеми требуемыми качествами. К тому же многие начальные образовательные учреждения выдвигают крайне высокие требования к качеству дошкольного образования. От первоклассника нередко требуется не только знание алфавита, но умение читать и считать.

Читать также:  Приложение для устранения сетевых проблем называется NetAdapter Repair All In One

Следующей проблемой можно назвать отсутствие согласованности дошкольного образования и школы. Школьные педагоги не принимают игровую форму обучения, которая преобладает у детей первого класса. Это влечет стрессовую ситуацию первоклассника, сопутствующие заболевания, дисбаланс в учебе, и, как правило, нежелание посещать школьное заведение.

Можно сделать вывод, что в настоящий момент основной задачей развития системы дошкольного образования является создание пребывания ребёнка дошкольного возраста в системе, оптимально отвечающим его интересам, интересам семьи, во взаимосвязи ребёнок-семья-педагог.

Однако в программу детского сада обучение чтению и письму попросту не входит. Чтобы избежать подобных проблем, родители должны ознакомиться не только с программой детского сада (например, выложенной на сайте дошкольного образования), но и с требованиями той школы, в которую планируется отдать ребенка. В случае обнаружения несоответствия необходимо организовать для ребенка дополнительные занятия в детском центре, или воспользоваться услугами репетитора, или заняться образованием ребенка самостоятельно. Дополнительно осложнить ситуацию может психологическая неготовность ребенка к обучению в школе, стресс при смене коллектива и обстановки. Более мягкий для ребенка переход к новой системе обучения происходит в том случае, если дошкольное образование включает в себя занятия по подготовке к школ.

Одной из главных задач государства в сфере дошкольного образования – обеспечение его общедоступности – до сих пор остается нерешенной в полной мере. Причин, порождающих такую ситуацию много: дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях, желание родителей воспитывать ребенка дома, отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым противопоказан режим дошкольного учреждения. Вследствие этого дети приходят в школу с разным уровнем развития качеств личности, необходимых для успешной адаптации к школе. Поэтому необходимы детские заведения с кратковременным пребыванием, частичным пребыванием в детском саду и коллективе.

-формирование эффективной бюджетной политики в сфере дошкольного образования;

-внедрение новой системы оплаты труда, мотивирующей на повышение объема и качества труда;

-создание конкурентной среды в сфере дошкольного образования.

Таким образом , сохраняется противоречие между реальным статусом, возможностями, назначением дошкольного образования и требованиями со стороны государства (ожиданиями со стороны общества, спросом и возможностями со стороны семьи).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Синеглазка» города Ноябрьска  Ямало-Ненецкого автономного округа

на тему:  «Актуальные проблемы в дошкольных образовательных учреждениях в условиях перехода на новые стандарты»

1 сентября 2013 года вступил в силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором дошкольное образование стало новым уровнем образования, которому необходим свой стандарт.

Впервые за всю историю России, разрабатывается Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Работала над проектом по подготовке ФГОС группа  представителей образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций, созданная   Министерством образования и науки Российской Федерации. Возглавляет рабочую группу директор Федерального института развития образования, академик РАО А. Асмолов.

С 16 марта 2010 г. вступил в силу  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». До сентября 2013 года к дошкольному образованию предъявлялись федеральные государственные требования. Отличие в том, что стандарты, помимо требований к структуре программы и условиям ее реализации, содержат и требования к результатам ее освоения.

Основные проблемы внедрения и пути его реализации ФГОС

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищённого детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Проблемы детства и пути их решения нашли своё отражение в концепции долгосрочного социально­экономического развития Российской Федерации.

Сегодня много говорится  о том, что впервые в истории развития отечественного образования разрабатываются и внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Идея сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека является главенствующей в тексте стандарта и красной нитью проходит через требования к основным образовательным программам, требованиям к условиям реализации программ и требованиям к результатам освоения программы дошкольного образования.

Ребёнок должен выходить из детского сада общительным, любознательным и готовым к восприятию новой информации. Он должен научиться следовать социальным нормам. Вне сомнения, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Говоря об обновлении дошкольного образования, хочется подчеркнуть, что федеральные государственные образовательные стандарты привлекут в работу дошкольных учреждений много нового. Главными критериями названы социализация и индивидуальное развитие ребёнка, а не подготовка его к школе, как это было до сих пор. Мы рассчитываем, что новый стандарт решит эту проблему, сделав переход из детского сада в школу более плавным.

Серьёзной проблемой сегодня является разрушение культуры детской жизни, детской игры, потеря самобытности детства и детской субкультуры. Жизнь современного ребёнка  чрезмерно заорганизована взрослыми. Современная образовательная ситуация в России характеризуется противопоставлением высоких требований к профессиональной деятельности дошкольных педагогов и ограниченности ресурсов – кадровых, финансовых, научно­методических – проблемой дефицита мест в детских садах, непривлекательностью сферы дошкольного образования.

Уже сегодня на всех уровнях управления дошкольным образованием определены системные преобразования. Оптимальным вариантом организации взаимодействия субъектов педагогического процесса считаем модульное построение взаимодействия педагогов и других специалистов, которое основывается на том, что каждый сотрудник детского сада, решая свои специфические задачи, интегрируется с деятельностью коллег. Таким образом возникает система служб сопровождения каждого ребёнка, обеспечивающая полноту и всесторонность развития детей с учётом их индивидуальных возможностей, оперативный контроль и своевременную коррекцию нарушения здоровья и развития. Модульный подход значительно повышает продуктивность работы всех субъектов образовательного процесса и делает её системной, комплексной, планомерной и контролируемой. Взаимодействие модулей под руководством управленческого блока позволяет оперативно решать педагогические задачи, своевременно корректировать работу всех сотрудников. Главный элемент любой структуры системы – это люди. Именно поэтому в детском саду должны работать те, кто действительно хочет и умеет работать с маленькими детьми, кто любит и готов учиться общению, кто стремится постоянно расти, осваивать всё лучшее, новое и привносить это в детский сад. Но чтобы обеспечить детский сад такими сотрудниками, им должны платить достойную зарплату. Это необходимое условие для того, чтобы перспективные сотрудники полноценно трудились на воспитательском поприще

Для повышения престижа профессии воспитателя в обществе, для реализации современных тенденций развития системы дошкольного образования необходимо пересмотреть взгляд на подготовку будущих педагогов и повышение их квалификации. С этой целью следует эффективно развивать функционирующую многоуровневую систему педагогического образования, внедрять систему мер для закрепления молодых специалистов, совершенствовать профессиональную подготовку и переподготовку управленческих и педагогических кадров в области инновационного менеджмента и маркетинга, повышать роль специалистов в образовательном процессе детского сада и не допустить сокращения уже существующих ставок. Также необходимо введение эффективного контракта, который предусматривает обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов в дошкольное образование.

Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в новых условиях от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности. В основе любой компетенции лежит знание нормативных основ. Но, к сожалению, до сих пор отсутствует реестр утверждённых федеральных программ. Однако это не останавливает дошкольные учреждения перед созданием своих программ. И на первый взгляд видно, что основная образовательная программа – это серьёзная работа каждого коллектива, которая объединяет нормативные, аналитические, методические аспекты деятельности учреждения. Отсюда вытекают следующие проблемы: отсутствие независимой экспертизы основной образовательной программы учреждения, заключение договора на экспертизу с высшими образовательными учреждениями потребует средств, а детских садов значительно больше, чем вузов, готовых взяться за подобную работу.

Переход образовательных учреждений на стандарты мы рассматриваем как системный инновационный процесс, который предполагает проектирование новой системы деятельности. Большое значение приобретает информатизация образовательного процесса. Считаем, что сегодня образовательные проекты, как и рабочее место воспитателя в детском саду, должны быть подкреплены наличием компьютерной техники и мультимедийными возможностями. Все исследователи данного вопроса говорят, что в современном мире с каждым годом возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач. Особо подчеркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно­ — творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя шире, раскрыть свои возможности в рамках образовательных программ.

Особо нас волнует вопрос возможности выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы. Решающим условием воспитания творческой и социально активной личности является возможность действовать самостоятельно, по собственному плану, исходя из своих представлений, мотивов и опыта в целях их накопления и развития. Для этого должна быть такая система условий, которая предоставляет разнообразные возможности для получения информации, обеспечивает местами, материалом, оборудованием, инвентарём для практического применения полученных знаний, даёт в случае востребованности пример ­образец практической деятельности, знакомит с деятельной технологией в той или иной сфере.

Говоря о психолого­ — педагогических условиях, следует также остановиться не только на том, что необходимо насытить дошкольные образовательные учреждения методическими рекомендациями и методическими пособиями – то есть всем методическим «шлейфом», который идёт за программой, но также обязательно нужно подумать об оснащении предметно­практической развивающей среды. Это очень важный вопрос, именно сейчас актуален вопрос соответствия того наполнения среды и программы, по которой идёт детский сад.

Безусловно, нельзя не сказать о развитии инклюзивного образования. Инклюзивное образование вошло в закон впервые, ранее нормативного поля у этого понятия просто не было. Помимо инклюзивного образования есть ещё специальное образование, и одно другого не исключает. Инклюзивное образование и специальное образование должны развиваться рука об руку и идти вместе.

Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений работы в детском саду. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение, как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и детском саду? Нужно определить критерий, который можно назвать включённостью родителей в образовательный процесс. Сначала это будут количественные показатели присутствия родителей на родительских собраниях и так далее. Позднее количественные показатели перейдут в качественные, использование разных форм работы приведёт к определённым результатам. Родители из зрителей и наблюдателей становятся активными участниками образовательного процесса и соратниками педагога. Также важно создание для родителей интернет­ страницы детского сада и предоставление возможности общаться с ребёнком и воспитателями в режиме онлайн. Кроме того, необходимо включение детей и родителей в активное взаимодействие с окружающей социальной средой.

Далее хотелось бы сказать также об обновлении системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Стандарт закладывает довольно серьёзную психологическую базу, нужна психологизация образования педагога. И в этом смысле необходимо обновление стандарта высшего профессионального образования, стандарта среднего образования, но на это понадобится время.

Читать также:  Топ 15 программ для диагностики компьютера и исправления ошибок

Неравномерное развитие отдельных форм – тоже довольно серьёзная проблема. А заключается она в следующем. Есть формы, которые развиваются, например группы кратковременного пребывания, а есть формы, которые развиваются очень трудно: частные детские сады, семейные группы. И вот эта неравномерность опять же приводит к тому, что необходимо стимулировать развитие частного сектора, чтобы у нас, родителей, всегда был выбор, куда отдать ребёнка: муниципальный детский сад, семейная группа, частный детский сад.

Итак, гарантией успешной реализации цели образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. Таким образом, мы сегодня обозначили проблемы, которые пытаемся решать. Но на самом деле проблем гораздо больше, и у всех они разные.

ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 2012 г.

Федина Н. Перечень требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. — № 2.

Актуальные проблемы дошкольного образования

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Организация: МБДОУ №66 Детский сад «Беломорочка»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Архангельск

«Детство есть та великая пора жизни,

когда кладётся основание всему будущему

нравственному человеку».

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные проблемы современного дошкольного образования и пути их решения.

Дошкольное образование по новому закону «Об образовании в РФ» становится первым уровнем общего образования и регулируется федеральными документами, определяющими вектор дальнейшего его развития, первое направление которого качество и доступность дошкольного образования для каждого ребенка. Несомнено система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Вырастить и правильно воспитать ребёнка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоёмкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, которых практически не существовало ещё десятилетие назад.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

На сегодняшнем этапе можно выделить одну большую проблему — проблему социально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы социально-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования.

Опорой и поддержкой педагогам, в ведение в мир детей, должны быть родители. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищённости, любви к близким и родным, доверия и открытости миру. Но, увы, не все семьи могут способствовать этому. Семья в России переживает тяжёлый кризис: растёт число внутрисемейных конфликтов, разводов, увеличилось число семей социального риска, матерей – одиночек и безработных женщин. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание своего ребёнка. Поистине, вспомнишь слова В. Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!» Можно смело говорить, что сегодня в каждой семье имеется компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, и другие разновидности гаджетов. Отсюда и проблема номер один: сокращение времени для общения родителей с детьми. Если гаджеты занимают всё сознание ребёнка, то можно говорить о формирующейся зависимости. Тесное общение ребёнка с родителями отодвигается на второй план, ребёнок предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Ребёнок не знает чем себя занять в свободное время, игрушки, книжки его мало интересуют, нет стремления общаться со сверстниками. Каждый родитель должен помнить, что сидя в планшете ребёнок не научится разговаривать, договариваться и сотрудничать. Из выше сказанного можно сделать вывод, что родитель должен обращать внимание на своего ребёнка со всем с  маленького возраста, постараться не упустить благодатное время воспитания из чистых душ, вложить в них по максимому и попытаться сохранить всё самое светлое, лучшее, накопленное человеческим опытом.

Хочется перейти непосредственно к самому современному образованию. Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же всё – таки должно быть современное образование.

А что же даёт детский сад ребёнку? Главное преимущество детского сада – наличие детского сообщества, благодаря которому создаётся пространство социального опыта ребёнка. Одним из важных моментов воспитания, является выбор доверительного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми. Технологии сотрудничества, педагогическая поддержка, и индивидуализация ребенка, как новые ценности образования, особенно актуальны. На первый план выдвигаются технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности ребенка. Личностно-ориентированный подход к ребенку основывается на педагогической поддержке, направленной на создание благоприятных условий для развития индивидуальности каждого ребенка. При этом в обучении учитываются характер, темперамент, уровень уже полученных знаний и умений, а так же степень сформированности умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и развития.

  • Педагогическая поддержка направлена на создание условий, совокупности поддерживающих усилий, длительного ненавязчивого содействия развитию акцентирующих самостоятельность детей для того, чтобы:
  • Помочь обрести уверенность
  • Подкрепить положительное начало в личности
  • Удержать от того, что мешает развитию

С целью включения дошкольников в социум и приобретение социально – коммуникативных умений и навыков в современном образовании и воспитании, приоритетно использовать такие технологии личностно – ориентированного обучения как:

Социализация и индивидуализация в растущем человеке, необходимым для развития личности ребёнка. Дети рождаются с множеством разнообразных потенциалов, и у каждого ребёнка своё предназначение. Так вариативно используя все компоненты – помощь, защиту, содействие, взаимодействие педагогическая поддержка оказывается каждому ребёнку: в режимных моментах, на прогулках, в организации питания, в игровой деятельности, НОД.

Я предлагаю уделять больше времени беседам, дидактическим и сюжетно-ролевым играм с расстановкой социальных приоритетов, нравственных, семейных ценностей. Включать в образовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты. Проектная тематика проектов может быть разной.

Развитие детей во многом зависит от окружающей их предметной среды: игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др. К сожалению, государство в малой мере выделяет денежные средства, так же плохо финансирует приобретение педагогами дидактической и методической литературы.

Главный элемент любой структуры системы – это люди. Именно поэтому в детском саду должны работать те, кто действительно хочет и умеет работать с  детьми, кто любит и готов учиться общению, кто стремится постоянно расти, осваивать всё лучшее, новое и привносить это в детский сад. Но чтобы обеспечить детский сад такими сотрудниками, им должны платить достойную зарплату. Это необходимое условие для того, чтобы перспективные сотрудники полноценно трудились на воспитательском поприще.

Так же необходимо поговорить о работе с родителями. Большинство современных родителей тяжело идут на контакт с ДОУ ссылаясь на занятость. Задача педагога заинтересовать родителей, расположить к взаимодействию.

Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями (родительские собрания, педагогические гостиные, совместное проведение праздников, проведение конкурсов, организация выставок, консультационные пункты, родительские клубы, проекты и т. ) дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же всё таки должно быть современное образование? Педагоги сами строят работу с детьми, которые до школы впитывают в себя информацию как «губка». Ребёнок часто активен в познании нового, и заинтересован новым, значит необходимо внедрение современных технологий и методик в современное дошкольное образование, отвечающих новому времени.

В заключении, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной только при создании благоприятных социально-педагогических условий, среди которых определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и этнической обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление. Социальное воспитание дошкольников через личностно ориентированное обучение с применением тактик педагогической поддержки требует дальнейшего изучения, развития и внедрения в практику дошкольных образовательных учреждений.

Гребешова, С. Актуальные проблемы современного дошкольного образования / С. Гребешова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13

Дубенский, Ю. Воспитание и социализация личности / Ю. Дубенский. — Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2011. — 259с.

Коломийченко Л. Дорогою добра: Концепция и программа социально – коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М. : ТЦ сфера, 2015. – 160 с.

Опубликовано

Организация: МКДОУ Грибановский д/с №1

Читать также:  Глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, и глобальные проблемы, стоящие перед миром

Населенный пункт: Воронежская область, п. Грибановский

Мой стаж работы в дошкольном образовательном учреждении в должности воспитателя составляет 13 лет. Опытом своей деятельности о существующих проблемах в современном дошкольном образовании и методах их решения  хотела бы поделиться с коллегами в данной статье. Безусловно, период дошкольного образования — важный этап в развитии ребенка. Ведь именно в этом возрасте у него, в основном, формируются все особенности личности, а также происходит становление дальнейшего его физического и психического развития. Вот почему задача воспитателя педагогически грамотно относиться к проблеме воспитания ребёнка  с учётом  особенностей его развития.

Прежде всего, на мой взгляд, следует обратить внимание на общение ребенка, так как полноценное общение нельзя строить  без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства. И к такому общению относится, в первую очередь, умение ребёнка слышать и слушать, находить контакт со сверстниками и взрослыми,  ясно выражать свои мысли, понимать чужую речь.

Как известно, основополагающая цель концепции личностно-ориентированного образования в дошкольном возрасте – находить полезные знания, а также стремиться к осуществлению  собственных планов и ценностей в жизни. Вот почему я обращаю внимание на развитие таких личностных качеств ребёнка, как любознательность, инициативность,  коммуникативность, творческое воображение и мышление, непосредственность и самостоятельность. В итоге такой личностно-ориентированный педагог успешно решает проблему максимального развития способности ребенка осознавать свое «Я» в отношениях с другими людьми и внешним миром во всём его разнообразии, анализировать свои действия, предвидеть их возможные последствия.

В своей практической деятельности постоянно использую труды Л. Перелыгиной, В. Давыдова, И. Якиманской и др. , в которых личностно-ориентированное образование в дошкольной педагогике получило своё обоснование, что позволяет мне находить ответы на многие вопросы.

Так, И. Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».

В реализации личностного подхода воспитатель в обучении и воспитании дошкольников решает немало важных задач. Например, определяет, какую  деятельность для формирования и развития личности ребенка необходимо считать наиболее важной – учебную или игровую? Какая из них воспринимается  результативнее современным дошкольником?  И, в конечном итоге,  какие формы  и методы  эффективнее и целенаправленнее использовать воспитателю в процессе обучения в дошкольном образовательном учреждении, для того, чтобы этот процесс не только приносил удовольствие и ребенку и воспитателю, но и способствовал гармоничному, полноценному  развитию ребенка?

Несомненно и то, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе дошкольного образования. За годы работы с  детьми выработала в себе непреложное правило – только уважительное отношение к личности каждого ребёнка с учётом его индивидуального развития,  раскрытие его возможностей и талантов, помощь ему в самореализации,  умение видеть  в каждом ребёнке  полноправного участника педагогического процесса должны быть  в основе личностно-ориентированного образования в дошкольном возрасте.

Ведь именно в этом возрасте дети получают основной комплекс ключевых компетенций, которые им потребуются в будущем. Бесспорно и то, что  именно дошкольное учреждение несет ответственность за полноценное развитие каждого дошкольника, а также за то, станет ли он успешным и достойным человеком, свободной и достойной личностью во взрослой жизни.

Одним из важнейших средств развития коммуникативных умений и навыков, на мой взгляд, является сюжетно-ролевая игра, которая, к сожалению, часто не находит должного внимания в работе воспитателей.

Остановлюсь на основных  принципах организации сюжетно-ролевой игры, используемых мною в работе.

Воспитатель непременно обязан сам играть вместе с детьми — таков первый принцип организации сюжетной игры, позволяющий детям успешно овладевать всеми  игровыми умениями. Важна при этом и манера поведения взрослого во время игры. К тому же следует учитывать и то, что совместная игра воспитателя с детьми будет эффективной для ребёнка в одном случае – когда он почувствует в этой деятельности значимость воспитателя, который как полноправный и авторитетный партнёр с удовольствием играет с детьми в интересные игры.

Второй принцип организации сюжетной игры заключается в том, что воспитатель играет с детьми в течение  всего дошкольного возраста, организуя  на каждом его этапе игру так, чтобы дети получали возможность открывать для себя новый, более сложный и увлекательный способ её построения.

Сущность третьего принципа заключается в том, что на каждом этапе дошкольного возраста при формировании игровых умений следует прививать ребёнку как навыки самой игры, так и умения пояснять её смысл другим детям и взрослому. Воспитатель  при этом  должен ограничиваться лишь обеспечением условий для активной  игры детей.

Кстати, наблюдая за детьми во время их общения, я сделала вывод, что не все дети умеют сотрудничать, уступать и оказывать помощь друг другу. Почему так происходит? В чём причины повышенной агрессии в совместной деятельности детей? Ответ на эти вопросы вижу в преобладании в группах детей – лидеров, не умеющих и не желающих находить контакт со сверстниками. С сожалением замечаю, что такие дети не способны сочувствовать другим, радоваться  их успехам. И это действительно серьёзная проблема, которой необходимо постоянно уделять должное внимание.

Являясь главным видом деятельности, сюжетно-ролевые игры в значительной степени выявляют особенности взаимоотношений детей и взрослых в самых различных жизненных ситуациях. Игра, в конечном счёте, — это способ познания ребенком реальной действительности,  отличительной особенностью которой является то, что она носит чётко выраженный самодеятельный и творческий характер.

В ходе активного участия в сюжетных играх дети получают новый  опыт взаимоотношений с другими людьми в социуме, что очень важно во взрослой реальной жизни. К тому же правильно построенная сюжетно-ролевая игра позволяет развивать память и координацию движений ребёнка, усваивать новые знания, способствовать его всестороннему развитию.

И, наконец, не менее актуальной проблемой в современном дошкольном образовании  считаю работу с семьёй. Опытом своей деятельности в данном направлении хочу поделиться далее.

Значимость этой проблемы заключается в том, что ДОУ — первое воспитательное учреждение, в котором родители получают  педагогическое просвещение. Именно  правильно организованная совместная работа педагогов и родителей  часто влияет на дальнейшее развитие ребенка. От того, как будет построено это взаимодействие, зависит уровень педагогической культуры родителей и, как следствие, уровень семейного воспитания детей.

При таких запросах к ДОУ воспитатели, конечно, обязаны систематически работать над повышением своего педагогического мастерства и требований к себе, постоянно совершенствовать педагогические знания и умения, своё отношение к детям и родителям.

Вся система воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении должна строиться с учётом единых требований со стороны воспитателей и родителей и ориентироваться на всестороннее развитие детской личности. Значение семьи для решения этой задачи трудно переоценить, так как именно семья закладывает в ребёнка главные черты личности ребёнка и формирует  в нём положительные качества. Вот почему дошкольному учреждению в работе с родителями так важно систематически оказывать им помощь в овладении  психолого-педагогическими знаниями, а также практическими навыками и умениями в воспитании детей.

Воспитатель, по моему мнению,  обязан быть особенно внимателен и корректен по отношению к детям из неполных и неблагополучных семей. В этой связи дошкольное учреждение должно находить оптимальные пути контактирования с подобными семьями, создавать в них необходимые условия для воспитания детей. Особого и бережного отношения требуют к себе и дети с недостатками в развитии, ведь именно эта категория детей часто подвергается всем отрицательным явлениям в окружающей жизни. Лишь при таком подходе они не будут чувствовать свою неполноценность и смогут нормально адаптироваться в новой для них среде.

Существует и такая проблема как пробуждение интереса  детей к познаванию окружающего мира, в связи с чем воспитателю необходимо уметь строить беседы с ребёнком и его родителями на основе доверия. И, разумеется, очень важно создавать в дошкольном учреждении такие условия, чтобы ребёнку было комфортно и уютно. Если же воспитатель знает, что в какой-то семье не всё благополучно, следует тактично и грамотно учить родителей чувственному общению с детьми. Существенную помощь в данном вопросе воспитателю окажет знание и использование активных форм и методов работы с родителями, ведь только в семье формируются основы нравственного поведения человека, его внутреннего мира и индивидуальных качеств.

Очень важен и стиль взаимоотношений воспитателя с родителями детей. Выстроить деловые, результативные контакты с родителями – задача непростая, поэтому для её профессионального выполнения  воспитатель должен  хорошо знать психологию родителей и уметь применять её при работе с ними в самых различных ситуациях. При этом воспитателю важно учитывать особенности каждой конкретной семьи и действовать только ради благополучия  ребёнка.

С целью тесного взаимодействия с семьёй выработала собственные методы её изучения, среди которых наиболее важными и действенными считаю:

— знакомство с каждой семьей (посещение семьи на дому, беседы, тестирование).

— выявление особенностей каждой конкретной  и наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей).

Немаловажную роль, по моему мнению, в пропаганде педагогических знаний играют и уголки для родителей с правильно подобранной информацией и материалами. Родителей всегда привлекают такие постоянно обновляющиеся  рубрики, как «Информация для родителей», «Советы для родителей».

Следует также постоянно искать не только разнообразные пути взаимодействия с родителями, но и вовлекать их в активную развивающую работу детского образовательного учреждения. При этом воспитатель должен умело заинтересовывать родителей, предлагать им самые различные формы сотрудничества. Особый интерес вызывают у них участие в творческих конкурсах и  различных выставках,  защите семейных проектов, массовых мероприятиях детского сада. Необходимо также умело стимулировать родителей за активную помощь в воспитательно-образовательном процессе.

Особое внимание в работе с семьёй уделяю  здоровому образу жизни, как главной человеческой ценности, формированию сознательного отношения к здоровью и созданию домашней здоровьесберегающей среды.

В связи  с переходом на обучение в школе в более раннем возрасте родителей, как правило, волнуют  и вопросы подготовки детей к школе. Поэтому, начиная, с группы среднего дошкольного возраста, считаю своей задачей строить работу с родителями так, чтобы они понимали, что подготовка ребенка к школе имеет основное значение не только для формирования необходимых знаний и умений (читать, считать, писать), но и для всестороннего гармоничного воспитания.

Таким образом, проблемы в современном дошкольном образовании, безусловно, существуют. Без общения нельзя развивать и формировать коммуникативную сторону личности ребенка. Не может быть и полноценного развития ребёнка,  когда нет должного сотрудничества детского сада с родителями. Поэтому задача  ДОУ строить работу с родителями так, чтобы помощь воспитателей была результативной.

Ведь, прежде всего, от профессионализма воспитателя зависит то, каким образом будут решаться актуальные проблемы в современном дошкольном образовании.

Якиманская, И. Личностно ориентированное обучение в современной школе /     И. Якиманская. — М. : Сентябрь, 2002. — с.

Григорьева Г. , Ильичева Е. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 7. — с.

Гребешова С. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 29-30.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *