Актуальные вопросы информационного права (часть 2)

Актуальные проблемы информационного права А. Минин, д. , проф.

Раздел 1. Общая часть
Тема 1. Модель информационной сферы и право
на информацию;
Тема 2. Предмет, методы и система
информационного права;
Тема 3. Информационное законодательство –
основной источник информационного права;
Тема 4. Информационные правоотношения;
Тема 5. Правовые режимы информации;

Раздел 2. Особенная часть

Тема 6. Правовое регулирование отношений
в сфере библиотечного дела,
формирования обязательного экземпляра
документов, архивного дела;
Тема 7. Правовое регулирование отношений в
сфере организации и деятельности СМИ;
Тема 8. Правовое регулирование отношений
в сфере охраны государственной и иной
тайны, в области персональных данных;
Тема 9. Правовые вопросы обеспечения
информационной безопасности;
Тема 10. Ответственность за правонарушения
в информационной сфере;

Модель информационной сферы

Основная часть :
Обеспечивающая:
4. Область создания и
применения ИТ и средств
их обеспечения
1. Область производства и
распространения исходной и
производной информации
2. Область поиска,
получения и потребления
информации
5. Область создания и
применения средств
и механизмов
информбезопасности
3. Область формирования
информресурсов,
подготовки информпродуктов,
предоставления информуслуг

Информационное общество – разновидность постиндустриального общества

Для него характерно
наличие информационной инфраструктуры,
состоящей из трансграничных ИТКС (информационнотелекоммуникационных сетей), распределенных в них
информационных ресурсов (знаний);
массовое применение компьютеров,
подключенных к ИТКС;
подготовленность членов общества к работе на
ПК, новые виды и формы компьютерной деятельности в ИТКС;
возможность каждому получать полную, точную
и достоверную информацию из ИТКС;
трансформация деятельности СМИ — интеграция
э-СМИ и ИТКС, создание единой среды – мультимедиа;
отсутствие границ (географических, геополитических)
для государств-участников ИТКС.

Информация как объект правового регулирования

В ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о
защите информации» информация определяется как
«сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях,
процессах независимо от формы их представления». Юридические особенности и свойства информации:
неотчуждаемости (физической) от человека, их носителя;
обособляемости от производителя путем овеществления в
виде символов, знаков, волн;
информационной вещи — информационного объекта, на кот. распространяется действие 2-х институтов — авторского права
и вещной собственности;
тиражируемости — распространяемости без изменения
содержания;
организационной формы, как правило, в форме документа;
экземплярности — на материальном носителе, т. возможен
учет документированной информации.

Конституционное право на информацию

Согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно
искать, получать, передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом. Право на информацию имеет многоаспектный характер, что
предполагает его дифференциацию на ряд основных юридических
возможностей:
возможность доступа к информации — реализуется через
право искать ее и получать; детализацию см. в п. 1 ст. 8 ФЗ «Об
информации, ИТ и о защите информации» – граждане (физич. лица) и
организации (юрлица) вправе осуществлять поиск и получение любой
информации в любых формах и из любых источников при условии
соблюдения требований, установленных федеральными законами;
возможность обмена информацией — реализуется через
право ее передавать и распространять (напр. 25 Закона РФ «О СМИ»
— не допускается воспрепятствование осуществляемому на законном
основании распространению продукции СМИ со стороны граждан, их
объединений, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций,
гос. органов);
возможность производства информации — реализуется
через ряд нормативных предписаний о свободе
творчества, разработке и производстве информсистем,
о науке, о культуре и т.

Информационное право — комплексная отрасль*

Сущность и характер информационных отношений
не позволяют осуществлять их регулирование
нормами только профилирующих отраслей права,
поскольку это благо особого рода, выступающее в
роли объекта названных отношений. Информ. отношения специфичны в силу особенностей
и юридических свойств информации. Это обусловило
появление новой комплексной отрасли права –
информационного права, а также одноименной
юридической дисциплины (производной от информ. права
как отрасли права и отрасли науки). Нормы информационного права регулируют
специфические группы информационных
отношений, составляющих обособленный, но тесно
взаимосвязанный с иными отраслями права предмет
регулирования.

Объект информационных правоотношений

Важно: не отождествлять понятия «объект информационного права» и
«объект информационных правовых отношений». Объект права (предмет правового регулирования) — это
общественные отношения, урегулированные нормами
права. Субъекты (индивиды, организации) вступают в правоотношение по поводу
определенного блага (объекта правовых отношения). Значит, объект права – понятие более абстрактное, в то время как
объект правоотношения определен конкретно*. Назначение понятия «объект правового отношения» в том, чтобы раскрыть
смысл существования отношения, показать, для чего объекты вступают в
него и действуют в нем, реализуя свои права и обязанности. Информация — объект отношений, урегулированных нормами
информационного права, но не является его предметом,
поскольку в структуру предмета любого права не входит чтолибо, кроме общественных отношений. Особенности общественных информационных отношений
предопределены спецификой информации – благо особого рода проявляет себя не только в объектах материального мира, но и в
идеальных продуктах интеллектуальной деятельности человека.

Структура информационного законодательства

Иерархия уровней нормативно-правовых актов, регулирующих
информационные отношения:
1-й уровень – информационно-правовые нормы
международных актов (международ. соглашение,
посвященное мерам по созданию единой распределенной
системы обмена правовой информацией; хартия глобального
информ. общества — Окинава, июль, 2000 г. );
2-й уровень (конституционный) – ряд конституционных норм
— ч. 3 ст. 15, ст. 23, 24, 29, 33, ч. 3 ст. 41, 42, 43, 44, ст. 45, ст. 55, ч. 3
ст. 56 — закрепляющие основные информационные права и
свободы; а также ст. 71, 72 – относящие информацию к ведению
РФ или совместном ведению РФ и субъектов РФ; ч. 3 ст. 90, ст. 102-106, ч. 2 ст. 108, ст. 114, 115 – устанавливающие порядок
подготовки и принятия ФЗ и ФКЗ;
3-й уровень – акты и нормы отрасли информационного
законодательства (базовый ФЗ–149 от 27. 2006 Об
информации, информ. технологиях и о защите информации);
4-й уровень – отрасли законодательства РФ, акты которых
включают (или должны включать) отдельные информационноправовые нормы.

Кроме информационно-правовых норм Конституции РФ, в спецлитературе
к источникам относят следующее законодательство:
об осуществлении (реализации) права на поиск, получение и передачу,
потребление информации;
о гражданском обороте информации;
о формировании инфоресурсов, подготовке информпродуктов,
предоставлении инфоуслуг (о документированной информации);
о создании и применении инфосистем, их сетей, иных ИТ и средств их
обеспечения;
об информационной безопасности;
об интеллектуальной собственности (акты 3-х институтов – об авторском
праве и смежных правах, патентного и о ноу-хау (секретах
производства);
о средствах массовой информации; о библиотечном деле;
об архивном фонде и архивах;
о гостайне; о служебной и коммерческой тайне (ст. 139 ГК РФ);
о персональных данных;
иное, разрабатываемое теоретиками или законодателем. Отдельные нормы содержатся в актах иных отраслей законодательства. Так, часть норм информационного характера содержится в ГК РФ (ст. 128 относила
информацию к объектам гражданских прав). Кроме того, есть нормы о юрид. ответственности (уголовной, гражданско-правовой, административной,
дисциплинарной) за правонарушения в информационной сфере. Субъекты РФ также принимают свои законы в области информационного законодательства*.

Международное право об информационных правах как о неотъемлемых правах человека

«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и
свободное выражение их, это право включает свободу
беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу
искать, получать и распространять информацию и идеи
любыми средствами и независимо от государственных границ»
— Статья 19 Всеобщей Декларации прав и свобод человека,
принятая на ГенАссамблее ООН (1948 г. «Каждый человек имеет право на свободу выражения своего
мнения. Это право включает свободу придерживаться своего
мнения, получать и распространять информацию и идеи без
вмешательства со стороны государственных органов и
независимо от гос. границ» — Cтатья 10 Европейской конвенции
о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 нояб. 1950г. В 1981 г. Совет Европы принял специальную Конвенцию №108
по защите личности при автоматизированной обработке
персональных данных. К ней присоединились более 20 стран
мира.

Информационные правоотношения

Урегулированные законом, а также сложившиеся в результате такого
регулирования информационные отношения становятся правовыми
отношениями в информационной сфере. Под правовым отношением в информационной сфере
(информационным правоотношением – устар. ) понимают:
«реальное общественное отношение, урегулированное
нормами информационного права» (Городов О. );
«те общественные отношения, которые отражены в нормах
информационного права и регулируются им» (Рассолов М. );
«урегулированное информационно-правовой нормой
информационное общественное отношение, стороны которого
выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей,
установленных и гарантированных информационно-правовой
нормой» (В. Копылов);
«урегулированные нормами права общественные отношения,
возникающие по поводу информации либо юридически
значимых результатов действий (бездействий) с информацией
(передача, получение, неразглашение и др. )» (Огородов Д.

Читать также:  Ошибка программа скайп не работает

Виды информационных правоотношений:
по характеру правоотношений:
а) материальные, б) процедурные;
по правомерности действий физических лиц (или юрлиц) :
а) регулятивные, в связи с дозволенным доступом к информации;
б) охранительные, в связи с совершенным правонарушением;
в зависимости от структуры связи между субъектами:
а) абсолютные, между заявителем и неопределенным кругом лиц;
б) относительные — между работодателем и точно поименованным
работником, по поводу его персональных данных. Основные элементы правоотношения в инфосфере (субъекты, объект,
содержание):
субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении
информационных процессов, их поведение (бездействие,
действия) при осуществлении информационных процессов;
объект (правоотношений в инфосфере*), в связи с которым
субъекты вступают в информационные отношения;
право, обязанность и ответственность субъектов правовых
отношений при осуществлении информационных процессов.

Классификация информационных правоотношений

по разным основаниям (критериям):
Д. Огородов выделяет частные и публичные правоотношения в
информационной сфере в зависимости от норм права, которыми
урегулированы отношения в информационной сфере* (а также
статичные и динамичные; абсолютные и относительные). Копылов предлагал классифицировать их по информационным
процессам (см. модель инфосферы) и по видам информации. по информационным процессам (сферный подход):
в сфере поиска, получения и потребления информации,
инфоресурсов, инфопродуктов, инфоуслуг;
в сфере производства, передачи и распространения информации,
инфоресурсов, инфопродуктов, инфоуслуг;
в сфере применения инфосистем, их сетей, средств обеспечения;
в сфере создания и применения средств и механизмов кибер-или
информационной безопасности.

Субъекты и объекты информационных отношений

Элементы структуры информационного правоотношения (О. Городов) – это субъекты, объекты и
содержание правоотношения (субъективные права и юридические обязанности участников). Основные группы субъектов информационных правоотношений (модель инфосферы):
производители (создатели) информации, авторы в т. ;
потребители информации;
обладатели информации (информобъектов);
собственники и владельцы информационных объектов;
Под объектами правовых отношений в инфосфере понимают:
«блага, существующие в формах информации (благо особого рода,
объект охранительных отношений), документированной
информации и инфосистем (блага материальные), по поводу которых
возникает и осуществляется деятельность участников этих правовых
отношений» (Городов О. );
Существуют и иные точки зрения, например:
объекты в инфосфере, в связи с которыми субъекты вступают в информационные
отношения — В. Копылов;
материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы — М. Рассолов;
сама информация — А. Сытников и Л. Туманова;
определенная информация либо непосредственно связанный с информацией результат
(предоставление, получение, неразглашение информации и др. ) поведения участника
правоотношения. Причем во втором случае объект правоотношения в инфосфере слит с
фактическим содержанием правоотношения, неотделим от него – Огородов Д.

Под правами участников (субъектов) правовых информационных
отношений понимается мера возможного или дозволенного
поведения данного лица. Элементы внутренней структуры субъективных информационных прав:
правомочие на собственные действия, заключающееся в возможности
совершения фактически и юридически значимых действий;
правомочие на чужие действия, заключающееся в возможности требовать от
обязанного лица исполнения возложенных на него обязанностей;
правомочие на защиту, заключающееся в возможности прибегнуть к
государственно-принудительным мерам в случае нарушения субъективного права
либо неисполнения одним из участников правоотношения своих обязанностей. Под обязанностью участника информационного правоотношения
понимается установленная законом мера должного или требуемого
поведения, которой, как правило, корреспондирует субъективное
право другого лица. Элементы внутренней структуры юридической обязанности:
необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них;
необходимость исполнить требования управомоченного субъекта;
необходимость нести ответственность за нарушение субъективных прав иных
участников правоотношения или за неисполнение их законных требований.

Правовые режимы информации

Правовой режим – порядок регулирования, выраженный в
«комплексе правовых средств, характеризующих особое
сочетание взаимодействующих между собой дозволений,
запретов, а также позитивных обязываний и создающих
особую направленность регулирования». Классификация частных правовых режимов информации
по мере важности и мере доступности тех или иных
сведений:
режим свободного доступа – режим исключительных
прав; режим информации, отнесенной к общественному
достоянию; режим массовой информации;
режим ограниченного доступа – режим информации
конфиденциальной; режим информации, отнесенной к
гостайне.

Режим документированной информации

Документированная информация (фз-149) – зафиксированная
на материальном носителе путем документирования
информация с реквизитами, позволяющими определить
такую информацию или в установленных законодательством
РФ случаях ее материальный носитель. Признаки документа или документированной информации:
1) наличие материального носителя информации;
2) идентифицируемость зафиксированных на носителе
сведений;
3) возможность изменения форм ее закрепления. Правовой режим информационных ресурсов
определяется нормами, устанавливающими:
порядок документирования информации;
право собственности на отдельные документы и
отдельные массивы документов, в информационных
системах в том числе;
категорию информации по уровню доступа к ней;
порядок правовой защиты информации.

Персональные данные

Персональные данные (ПД) – это любая информация,
относящаяся к определенному или определяемому на
основании такой информации физическому лицу
(субъекту ПД), в т. ; г. , дата и место рождения,
адрес, семейное, социальное, имущественное положение;
образование; профессия; доходы и пр. (см. ФЗ-152)
По общему правилу в отношении ПД обеспечивается
конфиденциальность, за исключением случаев их
обезличивания или в отношении общедоступных ПД. Специальные категории ПД – данные, касающиеся
расовой, национальной принадлежности, политических
взглядов, религиозных или философских убеждений,
состояния здоровья, интимной жизни.

Об образовании в Российской Федерации. ФЗ РФ от 29. 2012 №273-ФЗ;
О персональных данных. от 27. 2006 №152-ФЗ (Собр. законодательства РФ, 2006, N31 ст. 3451; 2009, N48, ст. 5716; N52, ст. 6439; 2010, N27, ст. 3407; N31, ст. 4173, 4196; N49, ст. 6409; N52, ст. 6974;
2011, N23, ст. 3263); в ред. ФЗ от 25. 11 №261;
Об электронной подписи. ФЗ от 6. 2011 г. N63-ФЗ*;
О государственной тайне. Закон от 21. 93 №5485-1 (в ред. ФЗ от
08. 2011 N309-ФЗ, изм. вступили в силу с 01. 2012);
О средствах массовой информации. ФЗ от 27. 91 N2124-1 (в ред. ФЗ
от 21. 2011 N252-ФЗ; вступила в силу с 01. 2012 г. );
О библиотечном деле. ФЗ от 29. 94 N 78-ФЗ (в ред. ФЗ от 27. 2009
N 370-ФЗ);
Об обязательном экземпляре документов. ФЗ №77 от 29. 94 (в ред. от 11. 2011 № 200-ФЗ*);
Об архивном деле в РФ. ФЗ №125 от 22. 2004 (в ред. ФЗ-227 от
27. 2010; ФЗ-43 от 02. 2016);

О государственной программе РФ «Информационное общество
(2011–2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 20. 2010
№ 1815-р (Собр. закон-ва РФ, 2010, № 46, ст. 6026);
О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ
при использовании информационно-телекоммуникационных
сетей международного информационного обмена» Указ
Президента РФ от 17. 2008 N351 (Собр. закон-ва РФ, 2008, N
12, ст. 1110; 2008, N 43, ст. 4919; 2011, N 4, ст. 572);
Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления. ФЗ от 9. 2009 №8-ФЗ;
Положение о единой системе межведомственного
электронного взаимодействия, утв. постановлением
Правительства РФ от 8. 2010 г. N 697 (Собр. закон-ва РФ, 2010,
N 38, ст. 4823);
Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в
РФ. ФЗ от 22. 2008 №262-ФЗ;

Актуальные проблемы информационного права А. Минин, д. , проф.

В основе гос. политики в области библиотечного дела лежит принцип (создания
условий для) всеобщей доступности информации и культурных ценностей,
собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками. Фед. органы гос. власти обеспечивают:
регистрацию особого режима хранения и использования библиотечных фондов
(культурного достояния народов РФ) и контроль за его соблюдением;
создание и финансирование национальных библиотек (РГБ, РНБ, ПБ Президентская им. Ельцина Б. в СПБ, и др. фед. ), управление ими;
определение принципов фед. политики в области проф. подготовки библиотечных
кадров;
Создание библиотечных вузов, финансирование и управление образовательными
организациями фед. подчинения;
содействие научным исследованиям и методическому обеспечению в области
библиотечного дела, их финансирование;
установление библиотечных гос. стандартов (7. 1-2003 и др. ГОСТ) и нормативов;
организацию системы информ. обеспечения и статистического учета библиотек. Органы гос. власти субъектов РФ и органы местного самоуправления
обеспечивают:
гарантированное финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов
государственных и муниципальных библиотек;
реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание.

Читать также:  Сегодня университеты часто предлагают совместные программы обучения

Правовое регулирование отношений в области библиотечного дела

Под библиотечным делом понимается отрасль информационной, культурнопросветительской и образовательной деятельности, в задачи кот. входят
создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов,
организация библиотечного, информационного и справочно-библиографич. обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников
библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек (ст. 1 ФЗ
О библиотечном деле). Библиотека – информационное, культурное, образовательное учреждение,
располагающее организованным фондом тиражированных документов и
представляющее их во временное пользование физическими и юридическим
лицам (ст. 1 ФЗ О библиотечном деле). Виды библиотек (в порядке учреждения и по формам собственности – ст. 4 ФЗ О библ. деле):
государственные, учрежденные органами исполнительной власти
(федеральные, субъектов РФ, министерств и ведомств);
муниципальные, учрежденные органами местного самоуправления;
корпоративные (А. ) предприятий, учреждений, организаций: РАН РФ, др. академий; научных (НИИ) и образовательных организаций;
частные, в т. учрежденные гражданами и общественными объединениями,
иностранными физическими и юридическими лицами, международными
организациями;
Права граждан: на библиотечное обслуживание, на библиотечную деятельность,
на приоритетный доступ в библиотеки (по отношению к правам гос. структур,
общественных объединений, религиозных и иных организаций) и свободный
выбор их (в соответствии со своими потребностями и интересами).

Обязательные экземпляры документов — ресурсная база комплектования национального библиотечно-информационного фонда документов

РФ
Отношения, возникающие в связи с формированием обязательного
экземпляра документов, регламентируются ФЗ № 77 и
издаваемыми на его основе иными нормативно-правовыми актами. Под экземпляром понимается образец тиражированного
документа, идентичный оригиналу. Обязательные экземпляры документов — платные и бесплатные*. В РФ всего 4 основные группы организаций, выполняющих
функции:
по централизованному распределению обязательного экз. ,
централизованному получению бесплатного обязательного экз. ,
по постоянному хранению бесплатного федерального
обязательного экз. ,
по информированию потребителей о бесплатном федеральном
обязательного экз. документов. Получатели — Российская книжная палата, ВНТИЦ (фед. органа исп. власти по
вопр. пром-ти, науки и технологии), ИНИОН РАН, ВИНИТИ РАН, РГБ (для
слепых), ГЦНМБ (медицинская), ПБ РФ (парламентская), ГосФонд
кинофильмов РФ, ГосФонд телерадиопрограмм, РосГосАрхив
кинофотодокументов, Межотраслевой НИИ «Интеграл», и т.

Понятие, виды (государственные, муниципальные, частные) и состав архивных фондов

Под архивом понимается учреждение или структурное подразделение организации,
осуществляющей хранение, комплектование, учет и использование архивных
документов. Хранение м. : постоянное, временное, депозитарное;
постоянное – бессрочное;
временное – до передачи на постоянное хранение или до уничтожения в течение
сроков, установленных нормативными правовыми актами
(уничтожение документов Архивного Фонда РФ запрещено!);
депозитарное – в течение установленных сроков и на условиях договора с
Федеральным архивным активом. Под архивным фондом традиционно понимают совокупность архивных документов,
исторически или логически связанных между собой. В состав Архивного Фонда РФ входят находящиеся на территории РФ архивные
документы независимо от источника их происхождения, времени, способа создания,
виды носителя, форм собственности (федеральной, субъекта РФ, муниципальной,
частной) и места хранения. Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных
архивах определяется Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ. (В
органах и организациях – определяется ими в соотв. с законодательством РФ и
правилами, уст. Министерством культуры и массовых коммуникаций

Международный информационный обмен документированной информацией

Объекты международного информобмена : информация
документированная, информационные ресурсы, продукты, услуги,
средства (международного информобмена). Субъекты – Российская Федерация, субъекты Федерации, органы гос. власти и местного самоуправления, физические и юридич. лица РФ и
иностранных государств, лица без гражданства. При обнаружении нештатных режимов функционирования средств
международного информобмена их собственник или владелец
должен своевременно сообщить об этом в органы контроля и
собственнику или владельцу взаимодействующих средств. Доступ физических и юридических лиц РФ к средствам
международного информобмена и иностранным информпродуктам
осуществляется по правилам, установленным собственником или
владельцем этих средств и продуктов. Не допускается распространение недостоверной, ложной иностранной
документированной информации на территории РФ, полученной в
результате международного обмена. За противоправные действия виновные несут ответственность
(гражданско-правовую, административную или уголовную)
в соответствии с законодательством РФ.

Правовое регулирование отношений в сфере организации и деятельности СМИ

СМИ (ст. 2 ФЗ) – это периодическое печатное издание, радио-, теле-,
видео-, кинохроникальная программа, иная форма периодического
распространения массовой информации, предназначенной для
неограниченного круга лиц. Периодическое печатное издание – газета, журнал, альманах, бюллетень, иной
материальный носитель с зафиксированной на нем информацией с определенными
реквизитами, имеющий постоянное название, текущий номер и выходящее не реже
одного раза в год. Программа – совокупность периодических аудио-, видео-, аудиовизуальных сообщений
и передач, материалов, имеющих постоянное название и выходящие в свет, эфир
(радио-, теле-) не реже одного раза в год. Специальные СМИ – часть СМИ, в отношении которых законом установлены
специальные правила их регистрации или распространения их продукции:
СМИ, учреждаемые органами законодательной, исполнительной и судебной
власти (исключительно для офиц. мат-лов, сообщений, нормативных актов);
периодические печ. издания тиражом менее 1 тыс. экз. (*);
радио- теле- программы кабельных сетей, учебных заведений, гос. учреждений, пром. предприятий, либо с числом абонентов не более 10 (*);
аудио-, видеопрограммы тиражом не более 10 (*);
эротические издания. Иные формы СМИ (ст. 24 ФЗ) – издания, созданные в ИТКС, с помощью ПК, напр. ,
сообщения, материалы, изображения, электронные банки, базы (БД, БЗ), системы
видео-, теле- текста. (на Инет не распространяется?!)

Информационные правоотношения в сфере творческой деятельности

Основой правового регулирования информационных отношений,
возникающих при производстве, передаче, распространении и
потреблении информации, создаваемой в порядке осуществления
свободы мысли и слова, свободы творчества (литературного,
художественного, научного, технического и иных видов),
в результате иной интеллектуальной деятельности, является
институт интеллектуальной собственности. Право интеллектуальной собственности закрепляется:
самим фактом создания произведения (ин-т авторского права);
путем регистрации формулы (содержания) изобретения (ин-т
патентного права);
путем фиксации и сохранения в тайне результата творчества
(секрет производства, ноу-хау). Так, ст. 1274 ГК РФ допускает «Свободное использование
произведения в информационных, научных, учебных
или культурных целях» без согласия автора или иного
правообладателя и без выплаты вознаграждения, но
с обязательным указанием имени автора произведения
и источника заимствования.

Правовое регулирование отношений в сфере охраны государственной и иной тайны, в области ПД

Под государственной тайной (ст. 2 ФЗ) понимаются защищаемые государством
сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической,
разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности
Российской Федерации. Носители сведений, составляющих гостайну – материальные объекты (в т. физические поля), в кот. сведения отражаются в виде символов, образов,
сигналов, технических решений и процессов. Система защиты гостайны – совокупность органов, используемых ими средств и
методов защиты сведений и их носителей, а также мероприятий, проводимых
названными органами и направленных на предотвращение утечки информации
и несанкционированного доступа к ней. Российские органы защиты гос. тайны:
Межведомственная комиссия по защите гос. тайны*;
федеральные органы исполнительной власти в области безопасности, обороны,
внешней разведки, техническому и экспортному контролю (в обл. противодействия техн. разведкам и техн. защиты информации) – Спецсвязь России
при ФСО РФ, ФСБ России, МО России, СВР России, ФСТЭК России;
органы гос. власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные
подразделения по защите гостайны. Составные части защиты гостайны:
защита информации, которая обеспечивается техническими,
криптографическими, программными и др. средствами,
средства контроля ее эффективности.

Читать также:  10 нестандартных решений актуальных городских проблем

О составляющих гостайну сведениях

Перечень составляющих гостайну сведений — совокупность
категорий сведений (связанных с конкретными областями
деятельности гос-ва, ст. 5 ФЗ), в соответствии с которыми
они относятся к гостайне и засекречиваются на основаниях
и в порядке, установленных фед. законодательством. Так, к сведениям, составляющим гостайну в области ОРД отнесены:
сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и
результатах ОРД, о ее финансировании, о лицах сотрудничающих
(сотрудничавших) на конфиденциальной основе с органами –
субъектами ОРД. Должностные лица органов гос. власти, наделенные полномочиями
по отнесению сведений к гостайне, вправе (обязаны! – А. )
принимать решения о засекречивании информации,
находящейся в «собственности» организаций и граждан, если
эта информация включает сведения из выше названного
Перечня. Здесь засекречивание – способ защиты информации, который м. альтернативным установлению режима исключительных прав. Речь идет о праве собственности на носители сведений,
составляющих гостайну.

Защита прав на коммерческую и иную тайну

Право на производство информации, свобода творчества и
интеллектуальной деятельности, право на результат творчества –
на интеллектуальную собственность, закреплено в ст. 29, 44
Конституции РФ. Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации,
позволяющая ее обладателю при существующих или возможных
обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов,
сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную
коммерческую выгоду (ст. 3 ФЗ О коммерческой тайне);
Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда
она имеет коммерческую ценность (действительную или потенциальную)
в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на
законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране
ее конфиденциальности (ст. 139 ГК РФ). Заметим, что информация (научно-техническая, технологическая,
коммерческая, организационная, ноу-хау и пр. идеи, решения),
составляющая тайну (комм. , служ. , т. монополия de facto –
превентивные меры, основанные на позитивном обязывании на
сокрытие от третьих лиц, либо на дозволении этот делать), не
является частью интеллектуальной продукции (согласно ст. 138 ГК
РФ), но результаты интеллектуальной деятельности
(исключительное право — монополия de jure) выступают одной из
сторон проявления информации.

Объекты правоотношений в инфосфере

Основные объекты правоотношений в сфере информации :
обладатель (прав и информацией на законном основании
физическое / юридическое лицо),
конфидент (физическое /юридическое лицо, знающее тайну
в силу служебного положения, договора, иного законного
основания),
режим (система мер по обеспечению ограниченного доступа),
носители (материальные объекты),
разглашение (действие / бездействие),
способы (неправомерные) получения коммерческой тайны. Нарушение прав на коммерческую тайну влечет за собой в
соответствии с законодательством РФ ответственность дисциплинарную, административную, гражданскоправовую, уголовную. Споры о нарушении прав на
коммерческую тайну рассматриваются судом — общей
юрисдикции, арбитражным, третейским.

Персонифицированная (именная) информация

Информационная безопасность – состояние защищенности
информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование,
использование и развитие в интересах граждан, организаций,
государства (ст. 2 ФЗ- 85, утратившего силу). В основу доктринального определения информационной безопасности
положено родовое понятие безопасности как состояния защищенности
жизненно важных интересов (объект защиты) личности, общества,
государства (ФЗ о безопасности). Под информационной безопасностью РФ понимается состояние
защищенности ее национальных интересов в информационной сфере,
определяющихся совокупностью сбалансированных интересов
личности, общества и государства (п. 1 Доктрины). В Доктрине выделяют 4 составляющие национальных интересов:
соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина на
доступ к информации, на ее получение, использование и защиту;
информационное обеспечение государственной политики РФ;
развитие современных ИТ, отечественной индустрии информации,
обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования
информационных ресурсов;
защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа и
обеспечение безопасности ИС, телекоммуникационных систем.

Принципы обеспечения информационной безопасности

Гос. политика обеспечения информационной безопасности определяет:
основные направления деятельности фед. органов гос. власти и
органов гос. власти субъектов РФ в этой области (напр. ,
совершенствование правовых механизмов регулирования
информационных отношений);
порядок закрепления их обязанностей по защите интересов РФ в
инфосфере;
и базируется на соблюдении следующих основных принципов:
законности;
баланса интересов личности, общества и государства в информ. сфере;
открытости в реализации функций;
правовом равенстве всех участников процесса информ. взаимодействия;
приоритетном развитии отечественных ИТ, телекоммуникационных
технологий, их подключении к глобальным информационным сетям;
обеспечении безопасности РФ при создании ИС, их эксплуатации и
защите содержащейся в них информации (ст. 3 ФЗ-149).

Элементы оргструктуры обеспечения федеральной информбезопасности в РФ (сферный подход)

Основные элементы оргструктуры: Президент РФ, Совет Федерации,
Госдума, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные
органы исполнительной власти, межведомственные и гос. комиссии, созданные Президентом и Правительством, органы
исполнит. власти субъектов РФ, органы местного самоуправления,
органы судебной власти, общественные объединения, граждане. Особенности обеспечения информ. безопасности РФ в различных
сферах общественной жизни — экономики, внутренней и внешней
политики, обороны, правоохранительной и судебной, науки и
техники, общегосударственных информационных и
телекоммуникационных систем, духовной жизни, образования. Наиболее важные объекты обеспечения информационной
безопасности в правоохранительной и судебной сферах :
информационные ресурсы фед. органов исполнительной власти,
реализующих соотв. функции (судебные и правоохр. ), их ИВЦ,
НИИ, ОУ, содержащие спец. сведения и опер. данные ДСП;
ИВЦ, их информационное, техническое, программное и
нормативное обеспечение;
информационная инфраструктура, включая ИВС, пункты
управления, узлы и линии связи.

Ответственность за правонарушения в информационной сфере

Особенности юридической ответственности за
правонарушения в информационной сфере:
а) правонарушения, подпадающие под применение тех
или иных мер воздействия на совершившего их
субъекта-нарушителя информационно-правовых
норм, всегда связаны с информацией;
б) правонарушения м. информационно-правовыми,
если их связь с информацией является не только
непосредственной, но и опосредованной наличием ее
материального носителя. Виды юридической ответственности за правонарушения в
информационной сфере: уголовная, гражданскоправовая, административно-правовая,
дисциплинарная.

Уголовная ответственность за преступления в инфосфере

В УК РФ имеется значительное количество норм (гл. 17, 19, 21, 22,
24, 25, 28, 29, 30, 31, 32, 34), в соответствии с кот. совершенные
в инфосфере деяния признаются уголовно наказуемыми. Напр. , общественно-опасные деяния, посягающие на
общественные отношения, обеспечивающие безопасность
информационного процесса в части сбора, обработки,
накопления, хранения, поиска и распространения
информации с использованием ЭВМ, их систем и сетей,
предусм. 272-274, объединенные в гл. 28 (понятия и виды
преступлений в сфере компьютерной информации) раздела
IX УК РФ. За совершение преступлений применяются наказания, виды
кот. определены ст. 44 УК РФ. Так, незаконные получение и
разглашение сведений, составляющих коммерческую,
налоговую или банковскую тайну (ст. 183 в ред. ФЗ-121 от
07. 2001) могут повлечь ответственность от штрафа в
размере до 80 тыс. руб. (или 200, если крупный ущерб) до ЛС
на срок до 10 лет (если тяжкие последствия).

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения (деликты) в информационной сфере

Ее подразделяют на договорную и внедоговорную (деликтную). Главной ее особенностью является имущественный характер
принудительных мер воздействия на правонарушителя. Так,
меры, связанные с возмещением убытков, взысканием неустойки
и компенсацией морального вреда, предусмотрены в ГК РФ и в
общем плане в информационном законодательстве (ФЗ-149, 152 от
27. 06 и др. Для наступления ответственности д. специфические основания –
условия, образующие в совокупности состав гражданского
правонарушения. Например, следующие факты:
а) противоправность поведения (действия или бездействия
лица, на которое предполагается возложить
ответственность);
б) наличие (у потерпевшего) убытков или вреда (в т. морального); в) наличие причинной связи (между
противоправным характером поведения нарушителя и
наступившими последствиями в виде убытков или вреда у
потерпевшего);
г) наличие вины (правонарушителя).

Административно-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере

Адм. правонарушения в области связи и информации
предусмотрены ст. 1-13. 24 гл. 13 КоАП РФ. Иные
составы действий, квалифицируемых в качестве
адм. правонарушений в инфосфере, содержатся в
разрозненном виде практически во всей
Особенной части КоАП РФ. Административно-правовая ответственность
строится на началах вины, существующей в форме
умысла и форме неосторожности. При этом
установлены и, как правило, применяются
следующие виды административных наказаний:
предупреждение, адм. штраф, конфискация орудия
совершения или предмета адм. правонарушения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *