Актуальные вопросы уголовного права в программе

Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла, общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы –  144 часа. Преподавание дисциплины осуществляется во 2 и 3 семестре, изучение завершается экзаменом. Дисциплина реализуется кафедрой уголовного, экологического права и криминологии. Дисциплина нацелена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций: ОК–1, ОК–2, ПК–1, ПК–6, ПК-8 (наименование в соответствии с ФГОС ВПО, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. N 464). Содержание дисциплины «Актуальные проблемы уголовного права» включает круг вопросов, связанных с историей уголовного законодательства России; определением понятий преступления и наказания; установлением системы связей Общей и Особенной части уголовного законодательства; изучением общих правил квалификации преступлений; анализом отдельных составов преступлений и особенностей их квалификации; исследованием теоретического и практического содержания учения о преступности и наказуемости деяний в зависимости от уровня развития общества. По результатам освоения дисциплины студент должен освоить: понятие, предмет, метод, задачи уголовного права; прин¬ципы российского уголовного права; уголовный закон; уголов¬ная ответственность; понятие преступления; состав преступле¬ния; неоконченное преступление; соучастие в преступлении; множественность преступлений, обстоятельства, исключающие преступность деяния; наказание и его цели; система и виды наказаний; назначение наказания; освобождение от уголовной ответственности и наказания; принудительные меры медицинско¬го характера; особенность уголовной ответственности несовер¬шеннолетних; понятие общей части уголовного права; характе-ристика составов преступлений, указанных в особенной части уголовного кодекса; зарубежное уголовное законодательство.

Файл рабочей программы (заочная форма):

Методика решения задачРешение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены вышеРешение задач должно отвечать следующим требованиям:1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах семинарских / практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и научную литературу;2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления. 1 Доказать наличие объекта и предмета соответствующего состава преступления. 2 Показать объективную сторону совершенного деяния. Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК РФ бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков. Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам. 3 Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий. 4 Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом. В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).

Методика решения тестовых заданийТестовые задания решаются либо на семинарских занятиях, либо через Единый образовательный портал Алтайского государственного университета. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше

Методика выполнения лабораторного практикумаЛабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Выполняется индивидуально и самостоятельно. Сначала необходимо уяснить суть задания, затем собрать и проанализировать необходимый материал, потом оформить результат. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше

Методика выполнения практического задания

Практические задания представлены разнообразными вариациями, поэтому методика выполнения каждого предложена в тексте задания.

Методика проведения экзаменаФормой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен. Экзамен, как правило, проводится в устной форме по билетам, составленным из вопросов, рекомендованных к подготовке. В билете содержится 2 вопроса. На подготовку ответа студенту дается 30 минут. В период подготовки студент должен привести в систему все знания, полученные при изучении данного предмета. При этом надо руководствоваться рабочей программой и УМК дисциплины, определяющими объем и содержание материала, который необходимо изучить и освоить для прохождения аттестации. На экзамене студент должен предельно кратко, но вместе с тем содержательно изложить основной материал вопроса, определив в ответе главное. При ответе важно указать, как данный вопрос рассматривается в литературе, какие подходы сложились в судебной практике, какие по этому поводу существуют точки зрения, какие имеются проблемы, и каковы их возможные пути решения. Следует иметь в виду, что уголовное законодательство динамично изменяется. Все изменения должны быть учтены в ответе. Знание законодательства с учётом последних изменений является основой сдачи зачёта. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по 4-балльной шкале.

ПК-4- проблемы ответственности за отдельные категории преступлений

ПК-4- верно выбирать норму права для квалификации деяния

ПК-4- навыком самостоятельно осуществлять квалификацию преступлений и производить их отграничение от смежных составов преступлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *