Анализ реализации Государственной программы «Информационное общество» и Программы информационного общества

Профессором Ф. Радермахером были сформулированы некоторые принципы, которые лежат в основе европейского понимания перспектив развития информационного общества

Активная роль правительств в корректировке рыночных процессов развития информационного общества, в том числе — политика либерализации рынка телекоммуникационных услуг;

Обеспечение для каждого гражданина Европы дешёвого доступа к универсальному телекоммуникационному обеспечению на основе открытой системы услуг, сочетающейся со строгим соблюдением стандартов;

Понятие и сущность информационного общества. Возникновение и основные этапы развития информационного общества. Информатизация общества в настоящее время. Влияние информационных технологий на мировую экономику. Проблемы информационного общества.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

1 Понятие и сущность информационного общества

2 Возникновение и основные этапы развития информационного общества

3 Информатизация общества в настоящее время

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

1 Практика становления информационного общества

2 Влияние информационных технологий на мировую экономику

3 Информация как оружие. Информационные войны

III. ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

1 Современные тенденции информатизации

2 Проблемы информационного общества

3 Перспективы развития информационного общества

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Понятие “информационное общество” сегодня уже перестало быть метафорой или обозначением мегатенденций развития современного мира. Происшедшие в последней трети ХХ века в ряде развитых стран глубокие структурные преобразования экономического механизма, выдвинувшие на первые позиции новые наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, сопровождались бурным развитием “индустрии знаний” и связанных с ней технологий передачи и обработки информации, глобальной компьютеризацией и появлением разветвленных информационных систем. С созданием всемирной компьютерной сети Интернет человечество практически вступило в фазу формирования и поддержания в актуальном состоянии единой общемировой информационно-коммуникационной среды, и киберпространство, еще совсем недавно доступное лишь высококвалифицированным программистам, на наших глазах трансформируется в информационное поле социально-экономического, политического и культурного развития всего сообщества, позволяющее обеспечить необходимыми сведениями отдельных граждан, их различные объединения, предприятия, органы власти и управления. Нас постоянно окружают компьютеры, интернет, телевидение, сотовые телефоны, пейджеры — всё это стало неотъемлемой частью современного человека и формируют информационное общество.

Все выше сказанное определяет актуальность исследования данной темы. В свою очередь актуальность темы исследования и степень разработанности проблемы обусловили цель работы: на основании литературных источников изучить особенности, проблемы и перспективы информационного общества и его влияние на мировую экономику.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

— рассмотреть понятие и сущность информационного общества, а также его основные этапы возникновения и развития;

— проанализировать процесс информатизации в настоящее время;

— исследовать практику становления и влияние информационных технологий на мировую экономику;

— определить перспективы, проблемы и тенденции информационного общества.

Предметом исследования являются информационное общество и его основные характеристики

Объектом исследования в курсовой работе является мировая экономика.

Методологическую базу работы составляет диалектический метод познания, общенаучные приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция и др. ), системный анализ.

Структура работы состоит из трёх глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Государственная программа «Информационное общество» как главный проект, влияющий на развитие информационно-коммуникационных технологий. Знакомство с особенностями массового внедрения информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации.

Анализ реализации государственной программы «Информационное общество»

Россию, как и большинство развитых стран, затронул процесс информатизации. Главным проектом, влияющим на развитие информационно-коммуникационных технологий, является государственная программа «Информационное общество». Программа играет ключевую роль во внедрении современных информационных систем в органы государственной и муниципальной власти. Применение информационных технологий позволяет повысить эффективность управленческой деятельности.

Сегодня во всем мире признано, что информация является важнейшим средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности. Современный этап развития общества характеризуется интенсивной информатизацией всех сфер его жизнедеятельности. Данный факт определяет необходимость широкого использования информационных технологий по всем направлениям развития общества. В настоящее время в Российской Федерации происходит массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельность государственных органов для эффективного принятия управленческих решений. Использование информационных технологий предоставляет принципиально новые возможности для повышения эффективности работы органов исполнительной власти 6. Для этого достижения в 2010 году была разработана государственная программа «Информационное общество (2011-2020)», основой которой послужила федеральная целевая программа «Электронная Россия» в части внедрения ИКТ в деятельность органов государственной власти.

Необходимость госпрограммы заключается в том, что в России необходимо повысить прозрачность и управляемость информацией благодаря чему обеспечить устойчивость и конкурентоспособность экономики страны в целом. Работа ведется по множеству направлений: создание электронного правительства, преодоление цифрового неравенства, развитие новых технологий связи. Основной принцип программы: результаты должны приносить реальную, ощутимую пользу государству в создании электронного правительства. На рисунке 1 показана структура программы.

Основным исполнителем программы является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь). Деятельность Министерства заключается в контроле за государственными расходами в этой сфере. Главной целью выделяют получение гражданам и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий и создание условий для оперативного и эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом с их использованием, таким образом основная задача — создание Электронного Правительства.

Показателями успешной реализации Программы станут рост индекса Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий и увеличение количества граждан, использующих государственные услуги в повседневной жизни ?2?. Согласно отчету Индекса развития ИКТ (ICT Development Index — IDI) 2014 года, Россия по индексу развития ИКТ заняла 42 место, опустившись по сравнению с предыдущим рейтингом на 2 позиции. В лидерах оказались Дания, Корея и Швеция.

Рис. Схема программы Информационное общество

информационный общество коммуникационный

Для внедрения информационного обеспечение принятия управленческих решений в федеральных органах исполнительной власти особое внимание необходимо уделить подпрограмме «Информационное государство», которое включает в себя:

* управление развитием информационного общества;

* развитие электронного правительства;

* повышение качества государственного управления за счет создания и внедрения современных информационных технологий;

* услуги на основе информационных технологий в области медицины,

здравоохранения и социального обеспечения;

* развитие сервисов на основе информационных технологий в области

образования, науки и культуры;

* поддержка региональных проектов в сфере информационных технологий. На реализацию данной подпрограммы выделено 1,94 млрд руб. (17,4% от общей суммы программы «Информационное общество»). Для достижения поставленных целей было запланировано 112 мероприятия, в том числе связанные с созданием и внедрением современных информационных технологий в органы государственной власти. По данным за 30 декабря 2014 года 91 мероприятие уже было выполнено, и только 21 еще не исполнено (рис.

Рис. Мониторинг мероприятий подпрограммы «Информационное государство» по данным на декабрь, 2014 год

Для российского государства подпрограмма является главным ИТ-проектом связанным с внедрением и использованием информационного обеспечения в государственных органах. Данная подпрограмма играет очень важное значение для развития Электронного правительства в России. В соответствии со стратегией развития информационного общества в РФ к 2018 году уже 70% всех государственных услуг в России должно предоставляться в электронном виде.

Для решения этой задачи Минкомсвязь России разработала новые подходы к координации мероприятий в области ИКТ. Была сформирована необходимая методологическая база для координации создания и использования ИКТ госорганами, создана система целевых показателей и индикаторов, система для планирования бюджетов мероприятий по информатизации, влияющих на качество предоставления государственных услуг. Также для решения системных проблем в области ИКТ была организована техническая и организационная поддержка.

Подпрограмма обхватывает такие направления, как: создание единой сети передачи данных для госорганов, разработка автоматизированных систем управления при принятии управленческих решений, улучшение качества электронного документооборота (создание порталов методической поддержки, открытые семинары), ИКТ-обучение для госслужащих. Все это реализуется в рамках мероприятия «Повышение качества государственного управления за счет создания и внедрения современных информационных технологий»

Одним из крупных проектов в рамках информатизации федеральных органов исполнительной власти является государственная автоматизированная информационная система «Управление» (далее — ГАС «Управление»). Ключевой целью данной системы является «совершенствование информационно-аналитического обеспечения деятельности государственных органов, включая высшие органы государственной власти, по важнейшим направлениям социально- экономического развития страны и субъектов Российской Федерации, развития ключевых отраслей промышленности, реализации приоритетных национальных проектов и программ на основе современных методов, включая проектное управление, и технологий интеллектуальной обработки данных». По сути, система должна заменить нынешний порядок обмена и собрать в себе периодически обновляемую востребованную информацию, позволяющую, с одной стороны, иметь верхнеуровневое видение, а с другой — возможность получить детализированные данные по выбранной тематике.

Читать также:  Как исправить ошибки программ dll

Несмотря на то, что программа представляет собой очень ценный продукт, его создание и внедрение движется крайне медленно. Информационная система, призванной помочь в управлении страной высшим российским чиновникам, в 2013 году должна была внедрена во все федеральные ведомства. Но данный срок был сорван. В Казначействе объясняли это тем, что Минкомсвязи (в котором в 2012 г. вновь сменилась команда) затянуло передачу разработанного ПО новому оператору и сделало это только в октябре 2012 г. Это говорит о том, что определить точный период запуска ГАС «Управление» пока невозможно. Также, до сих пор 32 региона не интегрировались с системой.

Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации за 2013 год показал, что существует ряд проблем, препятствующих полноценному развитию информатизации органов государственного и муниципального управления. На рисунке 3 показана динамика использование информационно — коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности органов государственной власти (ОГВ) и органов местного самоуправления (ОМС). Исходя из предоставленных данных можно сделать вывод, что нет заметной тенденции роста использования ИКТ в органах власти. Сохраняется нехватка квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий. Формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти, а также государственных и муниципальных учреждений часто осуществляется изолированно, не учитывает необходимость совместной работы информационных систем и не всегда направлено на повышение качества предоставляемых гражданам государственных и муниципальных услуг. Это приводит к необоснованному росту числа используемых программно-аппаратных решений, избыточным расходам и снижает эффективность использования ИКТ в регионах 4.

Рис. Готовность органов государственной власти и местного самоуправления к использованию ИКТ для осуществления управленческих функций и предоставления государственных услуг

Проведя анализа подпрограммы «Информационное государство» необходимо также отметить, что достигнуты результаты в части роста системы межведомственного электронного документооборота (СМЭВ). Важность достижения определенных результатов в развитии СМЭВ заключается в том, что данная система — центральная информационная система, связывающая между собой федеральные, региональные и местные органы власти для обмена данными в рамках оказания услуг населению в электронной форме. В декабре 2014 года Минкомсвязи РФ объявило, что взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами с 1 января 2015 года должно осуществляться исключительно с использованием данной информационной системы. При этом органам власти запрещается самостоятельно разрабатывать новые сервисы, потому что создание таких систем затруднит развитие электронного правительства в России. В тестовом режиме последняя версия СМЭВ на декабрь 2014 года была запущена в Москве, Мордовии, Башкортостане, Татарстане, Тюменской, Ярославской, Новосибирской областях и Приморье 3.

Подводя итог, необходимо отметить, что активная информатизация происходит в основном в федеральных органах исполнительной власти (МВД, Минэкономразвития, Минфин, Минкомсвязи). В органах местного самоуправления процесс внедрения информационных технологий протекает медленно, не во всех организациях имеется доступ к сети Интернет, не все перешли на систему электронного документооборота.

Необходимо также указать на рост предоставления государственных услуг в электронном виде: по данным на март 2014 года на портале Государственных услуг Российской Федерации о 2320 федеральных государственных услугах предоставлена информация о 657 электронных государственных услугах, о 37813 региональных государственных услугах, о 7073 электронных региональных государственных услугах.

Тем не менее общая оценка результативности выполнения программы положительная. Результаты международных оценок свидетельствуют о прогрессе Российской Федерации в сфере развития информационного общества: индекс развития информационных технологий в Российской Федерации вырос с 5,94 единиц из 10 возможных в 2012 году до 6,19 единиц в 2013 году. По итогам проведенного анализа был сделан вывод, что информационная система органов государственной власти и местного самоуправления представляет собой сложный комплекс программных систем, развитие которых происходит благодаря государственной программе «Информационное общество 2020», которая на данный момент является государственным инструментом для информационного развития страны.

Бутенко, В. Пути развития широкополосного доступа в России/Электросвязь. — №10. — 2014.

Губарева, Т. Развитие информационного общества в России/ Т. Губарева,

Индекс развития информационно-коммуникационных технологий в странах мира (ICT Development Index).

Размещено на Allbest

1 Понятие и сущность информационного общества

Позже термин «информационное общество» получил широкое распространение, и настоящее время используется в различных контекстах. Часто также употребляются близкие понятия «общество знания» и «постиндустриальное общество».

Можно выделить пять определений информационного общества, каждое из которых представляет критерий для понимания того, что в этом обществе является новым. Это технологическое, экономическое, культурное определения и определения, базирующиеся на структуре занятости и пространственного распределения информационных технологий.

Наиболее распространенное определение информационного общества обращает внимание на технологические инновации. Ключевая идея этого определения заключается в том, что прорывы в обработке, накоплении и передаче информации привели к тому, что информационные технологии применяются во всех аспектах общественной жизни.

Экономическое определение связано с подразделом экономики, называемым экономика информатизации. Основатель этого направления Фриц Махлап посвятил большую часть своей профессиональной карьеры оценке размера и роста информационной индустрии. Его работа «Производство и распределение знаний в Соединенных Штатах» заложила основы измерению информационного общества в экономических величинах.

Культурное определение информационного общества обращает особое внимание на рост информации в общественном обращении.

Другой популярный признак информационного общества — изменение в структуре занятости. Согласно этому определению, информационное общество возникает тогда, когда большая часть населения занята в работе, связанной с обработкой информации.

Несмотря на многообразие взглядов различных исследователей, все же можно выделить некоторые общие фундаментальные черты информационного общества:

· изменение роли информации и знания в жизни общества, выразившееся, прежде всего, в беспрецедентном возрастании информационной насыщенности хозяйственной, управленческой и других сфер деятельности, в превращении информации и знания в важнейший ресурс социально-экономического развития;

· превращение информационной индустрии в наиболее динамичную, выгодную и престижную сферу производства;

· возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления информации и информационных услуг;

· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

Таким образом, несмотря на то, что термин «информационное общество» и имеет некоторую эвристическую ценность для исследования черт современного мира, пока еще он слишком неточен и неопределенен. Пока еще отсутствует общепринятый критерий, выделяющий принципиальную новизну этого общества и его отличие от предыдущих. Большинство этих определений оперирует с количественными характеристиками («больше информации»), а не качественными показателями.

Таблица 1. 2 — Классификация технологических укладов

Уклад
Период развития
Преобладающая инфраструктура
Ведущие отрасли народного хозяйства

1-ый
Конец 17 — начало 19 вв. Дороги, ирригационные каналы
Сельское хозяйство, текстильная промышленность

2-ой
Вторая половина 19 в. Железные дороги, судоходные линии
Лёгкая промышленность, металлургия, химия, судостроение, общее машиностроение

3-й
Конец 19 — середина 20 в. Энергосистемы, почта, телеграф, радиосвязь, телефон, железные дороги
Химия, металлургия, машиностроение, ТЭК, электротехника

4-й
30-е — 80-е годы 20 века
Скоростные автодороги, энергосистемы, трубопроводы, радио и телевизионная связь, судоходные и авиалинии
Электроэнергетика, точное машиностроение, производство новых синтетических материалов, приборостроение, радиоэлектроника

5-й
80-90 годы 20 века
Средства телекоммуникаций, глобальные энергосистемы, экологические системы, авиалинии
Микроэлектроника, информатика, биотехнология, аэрокосмическая промышленность

6-й
Начало 21 века
Интернет, глобальные энергосистемы, экологические системы, авиалинии
Информатика, генная инженерия, образование, здравоохранение, электроника, коммерция

Читать также:  Опыт и проблемы сетевого сотрудничества между учреждениями дополнительного образования и общеобразовательными организациями в Тюмени

Процесс информационных преобразований в мире необратим, однако пока им охвачены далеко не все страны. Создается новая карта мира — информационная, которая показывает состояние данной сферы в каждом его регионе. Согласно ей, высокая плотность информации, интенсивность развития и использования новых информационных технологий приходится сегодня, в первую очередь, на США, страны ЕС, Японию. Во всех других местах эти показатели значительно ниже, а кое-где и совсем сходят на нет. Вместе с тем даже в этих развитых странах общество на самом деле еще весьма далеко от того, чтобы в полной мере стать информационным. До сих пор значительное количество людей в этих странах заняты простым трудом, во многих сферах используются старые технологии, недостаточно развита коммуникационная инфраструктура [ 27, c. 121].

Таким образом, можно говорить о том, что стремительное развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий несет с собой кардинальные изменения в информационной сфере на глобальном уровне. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Как подчеркивается в Окинавской Хартии глобального информационного общества, информационно-коммуникационные технологии становятся важным стимулом развития мировой экономики. Они являются одним из наиболее значимых факторов, обеспечивающих функционирование мировых рынков информации и знаний, капитала и труда. В этих условиях известная фраза «кто владеет информацией — владеет миром», обретает совершенно новый смысл и становится актуальной как никогда раньше.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями.

Европейская комиссия в феврале 1995г. учредила Форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. 128 его членов представляют пользователей новых технологий различных социальных групп, поставщиков содержания и услуг, сетевых операторов, государственные и международные институты.

Цель работы Форума — проследить процесс становления информационного общества в шести направлениях:

1) воздействие на экономику и занятость;

2) основные социальные и демократические ценности в “виртуальном сообществе”;

3) воздействие на общественные, государственные службы;

4) образование, переквалификация, обучение в информационном обществе;

5) культурное измерение и будущее СМИ;

6) устойчивое развитие, технология и инфраструктура.

По всей Европе началась подготовка национальных программ построения информационного общества.

В 1995 году Финляндия подготовила свою программу “Финский путь в информационное общество” , в феврале 1996 года в правительство ФРГ была представлена программа действий “Путь Германии в информационное общество”.

В марте 2000 года Европейская Комиссия приняла новую десятилетнюю программу “Электронная Европа”, основной целью которой является ускорение движения Европы к информационному обществу и цифровой экономике. Ее ключевые цели состоят в следующем:

— обеспечить каждой школе, каждому предприятию, каждому гражданину выход в online новую среду;

— поддерживать распространение европейской культуры через создание цифровой литературы, финансирование и развитие новых идей;

— гарантировать социальную направленность информационному обществу, содействовать росту доверия граждан к государству и укреплению социального согласия.

Программа “Электронная Европа” сконцентрирована на 10 ключевых областях, в которых могут быть предприняты различные действия:

— наличие доступа в Интернет и к мультимедиа во всех школьных классах;

— удешевление пользования Интернетом;

— ускорение внедрения электронной торговли;

— развитие высокоскоростного доступа для исследователей и студентов;

— использование смарт-карт для безопасности электронного доступа;

— изыскание рискового капитала для маток и средних предприятий, действующих в сфере высоких технологий;

— вовлечение в электронное сообщество нетрудоспособных граждан;

— онлайновая медицина;

— интеллектуализация транспорта.

Однако, развитие информационного общества выдвигает новые социальные опасности, связанные с доступностью информации. В то же время необходимо искать пути их разрешения, преодоления одного из главных конфликтов, вызванных усиливающимся разделением населения по степени включенности в информационную среду. Опасность усиления разрыва между информационно бедными и информационно богатыми слоями общества вызвала к жизни специальные программы Европейского Союза, направленные на сглаживание этого противоречия. Это различие проявляется на разных уровнях: богатый информационный Запад — бедный Восток, богатый Север — бедный Юг. То же внутри стран: более богатые в информационном отношении — люди образованные, среднего достатка и выше, менее богатые — те, кто не имеет доступа к компьютеру и к Интернету.

Долгое время аэрокосмическая промышленность, автомобилестроение, электротехническое машиностроение являлись приоритетными отраслями, на каждую из которых приходилось от 10 до 15 % расходов на исследования и разработки в отраслях хозяйства США, Японии, и ЕС. К середине 90-х годов ситуация изменилась сначала в США, а затем и в европейских странах и Японии: лидером научно-технического развития становится сфера услуг, представленная в основном информационными технологиями.

Разработка и совершенствование информационной технологии, её массовое воспроизводство в товарах и услугах, масштабы и эффективность её использования — вот современное приоритетное направление в развитии мировой экономики.

Начиная с середины 90-х годов, во всем мире наблюдается рост активности в области онлайновой торговли. Вслед за крупными компаниями, производящими компьютерное оборудование, в Сеть стали выходить торговцы традиционными товарами. Появилось большое количество книжных магазинов, магазины компакт-дисков и видеокассет, винные магазины. Сейчас практически любые товары можно купить через Сеть.

Применение глобальных коммуникаций в реальной жизни и коммерческой деятельности обусловило появление новых экономических и правовых категорий, как «экономика в режиме реального времени» и «электронная коммерция».

По мере своего развития и продвижения на рынке электронная коммерция оказывает все большее воздействие на отдельные сектора экономики и на общее макроэкономическое окружение.

Почти половина крупных международных компаний активно работают сегодня на рынке электронного бизнеса, при этом цена их акций не имеет первостепенного значения, поскольку инвесторов больше интересуют новые модели ведения бизнеса через Интернет и возможность его использования для выхода на новые рынки и их освоения. Лидирующее положение в области электронной коммерции, как и в области распространения информационных технологий в целом, занимают США.

При этом небольшие европейские государства, например Нидерланды, Финляндия и Исландия, находятся среди самых динамично развивающихся на рынке электронной коммерции; в Нидерландах 33% работающих в Сети совершают электронные покупки, в то время как в США эта цифра составляет только 22%.

Развитие Интернет -технологий поднимает ситуацию на качественно иной уровень. В частности, развитие, например, электронной коммерции позволяет практически полностью избавиться от сбытовой инфраструктуры. Таким образом, изменяется уже не только организационная структура компании, но и целые направления ее экономической деятельности.

Телекоммуникационные технологии позволяют перестроить организационные структуры предприятий, создавая возможность:

· Реализовать альтернативные формы взаимодействие как внутри компании, так и с внешним миром посредством организации внутренних сетей;

· Изменить методы управления (контроль, анализ, планирование);

· Постепенно преодолевать ограничения, обусловливаемые необходимостью находится в физическом контакте при совместной работе.

Взамен функциональных иерархических структур возникает более динамичные и гибкие организации, пронизанные сетевой информацией, способные ощущать потребности рынка и реагировать на них, вместо того чтобы просто производить какую-то продукцию и продавать её через отдельные функциональные подразделения, как и в прошлом.

В результате и в сфере мирохозяйственных отношений обеспечиваются доступность и оперативность информации, существенная экономия.

Экономический аспект организационных изменений в производстве, производящих при внедрении информационных технологий , состоит не столько в возможности снизить издержки производства (за счёт роста скорости обработки и передачи информации), сколько в повышении рыночной привлекательности товаров и услуг, например путём сокращения времени разработки новых продуктов или улучшения работы сервисных подразделений. Главные причины использования телекоммуникационных технологий при осуществлении внутренней перестройки компаний — необходимость поддержания конкурентоспособности или уменьшения стратегического отставания.

При этом конечной целью оказывается создание добавленной стоимости и обеспечение экономического роста, а не уменьшение занятости.

Читать также:  Какие инструменты доступны для выявления проблем с установкой обновлений Windows 10?

Информационные технологии оказывают влияние и на финансовые и фондовые рынки.

За последние 2 -3 года наблюдается значительный рост индивидуальных инвесторов, работающих на фондовом рынке с использованием Интернет-технологий.

Этому процессу способствует:

· стремительное развитие телекоммуникационных сетей;

· резкое удешевление оборудования, включая персональные компьютеры;

· появление электронных торговых систем, для работы с которыми не требуется специальных знаний;

· снижение ценовой планки входа на рынок;

· растущая доступность информационных услуг.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о том, что глобальная электронная коммерция и информационные технологии революционизируют экономическую географию, предоставляя возможность неограниченного доступа к товарам и услугам в мировом масштабе.

С внедрением новых информационных технологий повысилась не только скорость доступа к фондовому рынку, но и скорость обращения капитала. Рынки стали более динамичными, структурированными и в целом более ликвидными.

Глобализация рынков, которая раньше была лишь идеей, уже становится технологической реальностью. Уже сейчас видно, что информационные технологии привели к пересмотру всей концепции функционирования и развития рынков, что будет иметь далеко идущие последствия.

Последнее время всё большую популярность получает термин «Информационная война». В общем смысле информационная война — это любая деятельность в информационном пространстве в рамках некоторых антагонистических целей (материальное превосходство; решение, принимаемое человеком или группой людей и пр.

Следует отметить, что сама по себе идея информационного противоборства существовала всегда. Информация использовалась как оружие в войнах и инструмент политической борьбы (сбор секретных сведений, агитация, дезинформация, пропаганда т. Однако в конце 20 века в условиях формирования глобального информационного пространства идея информационного противоборства выходит на новый уровень.

Появляется новый тип войны — информационная война. Эта война ведётся не обычным оружием, и в неё даже может не быть человеческих жертв. Однако в противостоянии государств эта война может быть куда более эффективна.

Однако, информационное оружие, прежде всего, может быть направлено не только на разрушение государственной инфраструктуры, экономики и прочего. Оно может быть направлено непосредственно на людей. Посредством различных рекламных акций, пропаганды, дезинформации и т. п формируется общественное мнение, меняются ценностные ориентиры. Воздействие различной информации через телевидение, Интернет и другие средства на подсознание может быть столько велико, что его можно сравнить с «зомбированием» людей. А это приводит к тому, что война в классическом понимании вообще не будет иметь смысла.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать о том, что за последние 20 лет информационные войны (часто связанные с «правильным» освещением в СМИ каких-либо событий, яркий пример — война в Южной Осетии летом 2008 года) стали обычным явлением. Однако, важным моментом является то, что информационные войны — не всегда могут быть инструментом политической борьбы. Часто к подобным методам прибегают и в сфере бизнеса, чтобы заполучить лидерство на рынке, устранить конкурентов и т.

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

1 Современные тенденции развития информатизации

Следует отметить, что важнейшей современной тенденцией является развитие глобальных телекоммуникационных сетей и конвергенция на их основе самых разных телекоммуникационных услуг, в том числе и традиционных — телефонной связи, телевидения и т. Если в 1970-1980 годах компьютерные сети существовали в основном в рамках отдельных корпораций, ведомств и государственных структур, то с начала 1990-х годов, наблюдается развитие сетей на новом глобальном уровне. Важнейшим катализатором этого процесса стало мировое признание компьютерной сети Интернет. Именно она смогла объединить миллионы людей и сотни стран, сократить географические расстояния и ликвидировать преграды для общения в различных областях науки, культуры и образования.

В настоящее время можно с полной уверенностью говорить о становлении всеохватывающей электронной среды для экономической деятельности, которая получила название «глобальная сетевая экономика». Компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут с меньшими затратами контактировать с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для осуществления торговли или обмена идеями. Разворачивающийся прогресс в формировании и расширении масштабов сетевой экономики обусловлен, во-первых, непрекращающимся развитием и быстрым распространением информационно-коммуникационных технологий, а также постоянным снижением цен на их приобретение и использование, что повышает их доступность. Во-вторых, наблюдается значительное перемещение различных видов социально-экономической деятельности в электронную среду, которая уже сегодня представляет тысячи видов бизнеса. Унификация правил электронной торговли в мировом масштабе пока представляется отдалённой перспективой, но в этом направлении ведётся сотрудничество по линии ряда международных организаций.

Вторая половина 90-х годов ознаменовалась массовым слиянием компаний, которой проходило, главным образом, в двух направлениях. Во-первых, начался процесс объединения фирм, занятых производств содержания и телекоммуникационных операторов, обладающих средствами его доставки населению. Яркий пример — операторы мобильной связи, зарабатывающие на продаже развлекательного и делового контента суммы, сопоставимые с оплатой непосредственно самих услуг связи. Во-вторых, происходит слияние компаний, владеющих различными частями информационной индустрии: производителей компьютерной техники, программного обеспечения, систем кабельного вещания, спутниковой и мобильной связи. Главной целью подобных объединений является увеличение капитала и повышение за счёт этого конкурентноспособности. Как пример можно рассматривать такие кампании, как «Microsoft» и «IBM», интегрирующие в себе множество подразделений, занимающихся разработкой аппаратных и программных средств, различного контента и т.

Информационное общество предъявляет повышенный спрос на множество информационно-насыщенных продуктов и услуг, передачу которых стало возможным осуществлять через электронные сети. Это создаёт основу развития дистанционных трудовых отношений, иначе называемых удалённой работой. Согласно некоторым оценкам, численность удалённо работающих сотрудников в США составляет порядка 20-25 % от общего числа. Удалённая работа имеет массу преимуществ, прежде всего, социально-экономических — отсутствие транспортных издержек, возможность получить работу в любом районе мира, расширение возможностей трудоустройства людей с ограниченными физическими возможностями. Всё более популярным становится дистанционное обучение.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

· все большее влияние на общество средств массовой информации;

· информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

· существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

· многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества;

Таким образом, следует подчеркнуть, что отмеченные негативные тенденции информатизации, например, такие как автоматизация или отчуждение, являются естественной реакцией индивида на ломку уже ставших традиционными социальных связей. Описанные процессы есть своего рода болезнь роста новой социальной среды информационного общества, дальнейший прогресс которого приведет к очевидным качественным позитивным социокультурным и, как следствие, психологическим трансформациям человека.

Информационная революция очень быстро меняет мир, предоставляя человечеству принципиально новые решения и возможности во всех сферах его жизнедеятельности. Но вместе с очевидными благами, которые она уже дала людям, и еще большими ожидаемыми в будущем, информационная революция несет с собой и совершенно новые проблемы. Среди них — цифровое неравенство стран и регионов, проблема правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблема обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, возможность психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание c целью навязывания своего видения характеристик противника, его образа, используя современные информационно-коммуникационные технологии. Успешность их решения остается одним из основных факторов, влияющих на развитие глобального информационного общества.

Решение этой проблемы зависит прежде всего от информационной политики как отдельных государств, так и от того, насколько тесно и продуктивно они будут сотрудничать в этом направлении.

Подводя итог, следует ещё раз упомянуть о том, что наряду с достижениями информационного общества существует и целый ряд недостатков. И в сложившейся ситуации решения проблем главная роль отводится именно государству, которое в процессе становления информационного общества должно играть роль координатора деятельности различных субъектов общества и целенаправленной политикой способствовать интеграции граждан в глобальное информационное общество, отстаивая при этом свои интересы в мировом информационном пространстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *