Анализ социально-экономической политики и проблем на уровне местного самоуправления в современной России (исследование социального развития Химок)

Концепция социально-экономического развития муниципальных образований

Социально-экономическое развитие муниципального образования — комплексное понятие. Мероприятия по обеспечению комплексного социально-экономического развития муниципального образования включают множество сфер жизни и различные формы взаимодействия многих субъектов этого развития. Сложность — полнота, последовательность и взаимосвязанность анализа, планирования и управления. С экономической точки зрения комплексное развитие территории — это взаимосвязанное пропорциональное развитие объектов производственной инфраструктуры на данной территории.

Концепция социально-экономического развития объединяет экономическое и социальное развитие. Итак, экономическое развитие — это структурная перестройка экономики в соответствии с потребностями и приоритетами общественного развития. Основными показателями экономического развития территории страны являются: рост валового внутреннего продукта или валового национального продукта на душу населения.

Социальное развитие — это совокупность экономических, социальных, политических, духовных процессов, происходящих в обществе, где общество рассматривается как сложная самоорганизующаяся система; ведущую роль играют адаптивные процессы, направленные на решение возникающих проблем в процессе взаимодействия элементов системы.

Таким образом, содержание мероприятий по социально-экономическому развитию той или иной территории во многом определяется реальным состоянием ее экономики и социальной сферы, достигаемым временем принятия решений о развитии; задачи, признанные обществом и государством актуальными на предстоящий период развития; объем выделяемых ресурсов, состояние деловой активности субъектов территориального развития, а также качество управленческих решений, принимаемых соответствующими органами государственной власти для решения данных проблем. Актуальные задачи предстоящего периода территориального развития вытекают из необходимости учета особенностей социально-экономического положения территорий современной России, приоритетов государственной политики, а также из необходимости формирования новых национальных традиций. управления территориальным развитием на основе нового государственного устройства России.

Среди нескольких основополагающих принципов экономической политики можно выделить принцип приоритетности, то есть сосредоточение усилий муниципального образования на ключевых направлениях местного развития с помощью финансовых, налоговых и правовых механизмов. Приоритетный подход к экономическому и социальному развитию регионов, являющийся одной из основных задач муниципальной политики, должен быть основан на соответствующей основе. Методологической основой определения региональных приоритетов является научно обоснованный выбор регионов и сфер экономики, требующих опережающего развития и требующих масштабной, эффективной и многоплановой поддержки.

Государственное прогнозирование основано на Федеральном законе от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ О государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития Российской Федерации. Закон не затрагивает вопрос разработки комплексного прогноза и концепции экономического и социального развития экономических регионов. Между тем в литературе отмечается, что развитие экономических регионов крайне необходимо, и их следует готовить по единой методике.

Мне кажется, что для решения этой проблемы необходимо определить социально-экономические возможности муниципального образования. В стратегическом плане регион должен строить свою социально-экономическую политику в основном за счет собственных ресурсов и ресурсов.

Сущность социально-экономического потенциала заключается в обеспечении развития производительных сил, производственных отношений и всесторонне рассматривается с использованием системного подхода как составная часть народнохозяйственного комплекса. Нельзя не согласиться с мнением, что при характеристике социально-экономического потенциала региона в целом и конкретного муниципального образования в частности необходимо учитывать: сложность экологического, экономического и социального развития; общие задачи природопользования и охраны окружающей среды; территориальная общность производства; относительная устойчивость населения и единство системы поселений; единство системы социальной инфраструктуры. Социально-экономический потенциал муниципального образования состоит из множества компонентов, которые также можно назвать соответствующими потенциалами, и их количество будет зависеть от степени детализации, характеристик местного развития. Функционирование социально-экономического потенциала предусматривает взаимодействие всех элементов местного воспроизводства.

Ориентиром социально-экономической политики является система показателей, или индикаторов: нижние пороговые значения, переход за которые приводит к социальной напряженности, а впоследствии — к угрозе экономической и общественной безопасности, и верхние, в том числе минимальные, с постепенным подход к рациональным социальным стандартам уровня и качества жизни граждан. Эти социальные показатели должны включать размер дохода (включая размер заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, прожиточный минимум), индекс потребительских цен, задолженность по заработной плате, уровень безработицы, соотношение доходов наиболее и наименее обеспеченного населения, и т.

Пороговым значением, фиксирующим возможность социальных конфликтов, является, как показывает мировой опыт, неудовлетворенность 30% населения своим уровнем жизни (сюда входят около 10% тех, у кого доход ниже прожиточного минимума, и 20%. тех, чей доход составляет минимум 40-50%, вместе они составляют группу социального недовольства).

Наряду с этим ООН предложила оценивать рейтинг стран по агрегированному индексу человеческого развития. Он учитывает ожидаемую продолжительность жизни при рождении, уровень грамотности взрослого населения, средний уровень охвата школьным образованием и ВВП на душу населения.

Уровень жизни населения является важнейшим обобщающим социальным показателем, дающим представление о благополучии общества в целом, основных социально-демографических групп населения или отдельных граждан и их семей, что дает позволяет оценить эффективность социально-экономической политики государства. Уровень жизни характеризует состояние и развитие потребностей граждан в материальных, духовных и социальных благах и степень удовлетворения этих потребностей.

Качество жизни — совокупность показателей, отражающих не столько уровень потребления товаров и услуг, сколько социальные результаты экономического развития государства, такие как рождаемость и смертность, средняя продолжительность жизни, уровень заболеваемости населения. , условия труда и безопасность, обеспечение прав человека, степень социальной защищенности населения, его дифференциация по уровню доходов.

Качество обучения — одна из основных характеристик образования, показывающая степень усвоения знаний, навыков и умений. Одна из задач социального государства — обеспечить реальность получения всеми гражданами России качественного образования, обновления знаний с целью их эффективного применения в научной и практической деятельности.

Качество социальных услуг для населения — это степень реализации конституционных прав граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации для удовлетворения своих основных жизненных потребностей.

Возможность реализовать эти права зависит от:

  • соответствие фактического уровня социальных услуг, установленного законодательными и иными нормативными правовыми актами, государственными стандартами перечню оказываемых услуг, по объемам услуг, регулярности их оказания и соблюдению правил оказания услуг;
  • соответствие перечня и уровня предоставляемых услуг требованиям нормальной жизни нуждающихся, достижению уровня потребления в обществе.

Что касается социальной сферы, то в ее основе лежит система социальных отношений между людьми и их объединениями, которые вместе с инфраструктурой общественной жизни, необходимой для их функционирования, образуют различные социальные системы. Социальная сфера выступает как объект взаимодействия социального государства с его социальной политикой, основной смысл которой заключается в ее оптимизации: придании более гармоничного характера национальным связям и отношениям в обществе на основе солидарности и сотрудничества между различными социальными общностями и составляющих их граждан, между ними и властью и т. Такая оптимизация общественных отношений предполагает создание наиболее благоприятных условий для жизни представителей всех социальных сообществ, всего населения, что, в свою очередь, предполагает развитие социальной инфраструктуры и совершенствование деятельности входящих в его состав учреждений — научных, образовательных, медицинских, культурно-просветительских и др. , оказывающих социальную помощь. и услуги граждан.

Для эффективного управления социальной сферой муниципального образования необходимо научно обосновать цели, показатели сроков, темпов и пропорций развития социальных процессов, т. осуществлять региональное социальное планирование.

Объектами регионального социального планирования являются каждая из сфер общественной жизни региона, а также процессы, происходящие в различных секторах социальной сферы.

Развитие социальной сферы — важнейшее направление внутренней политики государства, обеспечивающее благополучие и всестороннее развитие граждан. Признаками социального государства являются не столько декларируемые права на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, здравоохранение, образование и т. , Сколько их реализация, реальная доступность социальных льгот для абсолютного большинства населения. В литературе часто отмечается, что общим показателем развития социальной сферы является повышение уровня жизни, увеличение денежных доходов населения при сокращении разрыва в доходах между богатыми и бедными, что способствует увеличению расширение внутреннего спроса, производство продукции отечественными предприятиями.

Текущее состояние социальной сферы нельзя назвать удовлетворительным. Рыночная экономика нанесла ей ощутимый ущерб во всех сферах и отраслях. Созданные в советское время предприятия социальной поддержки (санатории, дома отдыха, детские лагеря) с переходом на рынок считались непрофильными и обременительными в содержании. Социальные объекты, переданные на баланс муниципальных предприятий, более 10 лет не были обеспечены средствами даже на текущий ремонт и создавали проблемы в первую очередь для региональных и муниципальных властей. Социальное развитие сузилось до смягчения негативных последствий реформ и поддержки малоимущих, что не позволяет в полной мере задействовать трудовой, интеллектуальный и творческий потенциал страны в экономике.

Социальная сфера, как никакая другая, основана на нормативном методе планирования и финансирования, системе социальных стандартов. Построение системы государственных социальных стандартов — важнейшее направление совершенствования управления социальными процессами, преодоления негативных явлений в социальной сфере.

Понятие и классификация программ социально-экономического развития муниципальных образований

1 января 2009 г. завершился переходный период, связанный со вступлением в силу в полном объеме Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Важнейшим результатом этого периода является создание в Российской Федерации около 12 тысяч новых муниципальных образований (в частности, на территории Республики Саха (Якутия) зарегистрировано 446 муниципальных образований, из них 34 муниципальных района, 2 городских округа, остальные — городские и сельские поселения), жители которых по окончании переходного этапа становятся полноценными субъектами территориального развития.

В соответствии с действующим законодательством правом разработки, принятия и организации реализации планов и программ социально-экономического развития муниципального образования наделены органы местного самоуправления всех категорий муниципальных образований.

Программа социально-экономического развития — содержание и план мероприятий с изложением основных целей и задач решения задач, продиктованных потребностями муниципального образования, характером деятельности, с указанием условий использования и определением участников процессов и их ролевые функции в производстве работ, услуг, производстве и получении доходов бюджета.

Ученые отмечают, что в программах социального развития муниципальных образований ставятся задачи по научному обоснованию целей, показателей сроков, темпов и пропорций развития муниципальных социальных процессов. В них для каждой из отраслей социальной сферы определяются цели, их количественные и качественные характеристики в заданные временные рамки. Объектами таких программ являются экономические, правовые, культурные, демографические, национально-этнические и другие аспекты развития социальной сферы соответствующего муниципального образования.

Читать также:  КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

При формировании и реализации программ социального развития приоритетным является реализация следующих функций социальной политики:

  • увеличение доходов населения;
  • противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острых проявлений депопуляции населения в ряде регионов;
  • предотвращение массовой бедности населения, особенно слаборазвитых и депрессивных регионов, сдерживание процесса имущественного расслоения на самых бедных и богатых;
  • минимизация негативных последствий массовой безработицы, особенно в промышленных регионах;
  • адресная помощь населению в кризисной ситуации;
  • принятие дополнительных мер по отношению к попавшему в беду населению.

Для реализации намеченных программ необходимо дополнительно разработать и реализовать экономические, организационные и технические мероприятия, классифицированные по отраслевым и территориальным характеристикам. Кроме того, в литературе также отмечается, что помимо расширения и развития секторов социальной сферы, целью программ социально-экономического развития муниципальных образований является повышение эффективности функционирования существующих социальных систем. Ведь эффективно действующая социальная система обеспечивает решение вопросов социальной защиты населения, повышения уровня жизни, снижения дифференциации доходов населения, поддержания социальных стандартов.

Программы социально-экономического развития территории должны разрабатываться с учетом научной обоснованности возможностей их практической реализации. Чтобы выполнить эти условия, разработанные проекты должны быть оценены до того, как они станут юридически обязательными посредством анализа дизайна.

Был разработан ряд аналитических методов и методов для проведения проектного анализа программ социально-экономического развития. При определении стоимости программного проекта сравнивается возможная ситуация в социально-экономической сфере без реализации предложенной программы и в процессе ее реализации на различных этапах. Задача анализа проекта — определить соотношение понесенных затрат и положительных последствий проекта, то есть эффективность программы социально-экономического развития муниципального образования на различных этапах ее реализации.

Анализ проекта основан на прогнозных оценках будущих событий. В некоторых случаях многие внешние эффекты от реализации программ не могут быть определены количественно в ходе анализа проекта; в этом случае необходимо произвести экспертную оценку их качественного состояния. В предлагаемых к рассмотрению альтернативных проектах невозможно точно определить многие выгоды и затраты. Часто бывает невозможно объединить программы или их разделы. В этих случаях приходится использовать традиционный анализ, а в процессе принятия решений не исключено использование интуиции и проявление субъективности.

Высказывается мнение, что основная роль в разработке и реализации муниципальных программ развития социальной сферы отводится органам государственной исполнительной власти региона. Основанием для принятия решений является сравнение показателей развития социальной инфраструктуры с нормативными или определение фактического показателя, принятого для характеристики определенного сектора социальной сферы. Зависимость социальной сферы на производство и потребление системы требует корректировки принятых решений на основе существующих производственных и финансовых возможностей. Поэтому программа развития социальной сферы муниципального образования должна сочетать макроэкономическое управление с регулированием цен и доходов, целевым использованием бюджетных средств и кредитов, а также с введением антимонопольного регулирования. При разработке социальных планов, рассчитанных на конкретные периоды, появляется возможность применения социальных стандартов для определения взаимосвязи производственной и непроизводственной сфер, структур капитальных вложений и занятости и т.

Иными словами, программы социально-экономического развития в России разрабатываются на федеральном, региональном и местном уровнях. Они ставят цели по развитию систем здравоохранения, образования, занятости и достойных условий труда. Все три уровня находятся в непрерывном взаимодействии, взаимозависимы и составляют неразрывное единство. Поэтому социальную политику, которая уже на стадии формирования представляет собой трехсторонний процесс выработки взаимосогласованных принципов решения социальных проблем, обычно называют триединой социальной политикой. Реализация такой политики через разработку и реализацию программ социального развития также происходит на всех трех уровнях, которые представляют собой целостную систему.

Деятельность органов местного самоуправления в области социально-экономического развития

Согласно статье 132 Конституции РФ, в компетенцию органов местного самоуправления входит решение вопросов местного значения, например, вопросов экономики (управление муниципальной собственностью и др. ), Политики (муниципальные выборы), сферы общественных отношений (общественных работ), образования, культуры.

Субъекты местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации включают три категории:

  • местные проблемы
  • определенные полномочия государственных органов, которые могут быть возложены на органы местного самоуправления.
  • полномочия, переданные другими органами местного самоуправления (например, вышестоящего уровня) на договорной основе.

Решая эти вопросы и осуществляя свои полномочия, органы и должностные лица муниципальных образований ставят своей основной задачей комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, удовлетворение законных интересов и обеспечение прав населения (в том числе временно находящихся на данной территории).

Основная цель деятельности органов местного самоуправления — решение вопросов, связанных с удовлетворением бытовых, социальных, образовательных, медицинских и других жизненно важных потребностей населения муниципальных образований. Для этого финансовые и материальные ресурсы передаются в распоряжение муниципальных образований, благодаря чему органы местного публичного управления организуют предоставление населению соответствующих услуг и товаров на территории муниципальных образований.

Федеральный закон № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации вносит существенные изменения в полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области социального развития.

Итак, к полномочиям органов местного самоуправления относятся:

  • организация оказания экстренной медицинской помощи (за исключением санитарной авиации), первичной медико-санитарной помощи в поликлиниках и больницах, медицинской помощи женщинам во время беременности, во время и после родов;
  • организация предоставления государственного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по программам основного общего образования, за исключением полномочий финансового обеспечения образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъекты РФ; организация дополнительного и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей во время каникул;
  • организация ритуальных услуг и содержание захоронений;
  • создание условий для организации массового отдыха и досуга.

В этой связи считаю, что контроль за использованием переданных муниципальным образованиям полномочий должен осуществляться либо государственными органами субъекта Федерации, либо специально созданным органом местного самоуправления. Таким образом, можно предложить создание контрольно-ревизионного органа, возможно, на добровольной основе.

Мне кажется, необходимо определить социально-экономические возможности муниципального образования. В стратегическом плане муниципалитет должен строить свою социально-экономическую политику в основном за счет собственных ресурсов и ресурсов.

Следует отметить, что реализация органами местного самоуправления своих полномочий также зависит от того, насколько эффективно они будут использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Для этого органы местного самоуправления должны обеспечить всестороннее развитие основных секторов муниципальной экономики, частного сектора производства и потребления, а также социальной сферы муниципальных образований.

Целевой подход является наиболее оптимальным для разработки программ и предполагает разработку соответствующих целей социально-экономического развития в производственной и социальной сферах, определение проектов строительства или реконструкции и определение сроков реализации.

Российское государство (как любое другое государство мира) имеет большое количество социальных обязательств, которые одновременно выполнить крайне сложно. Приведем примеры выделения жилья ветеранам Великой Отечественной войны, действующим военнослужащим.

Социальная политика – это система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают: социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений; а также культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.

Целью этой политики является повышение качества жизни населения, обеспечение приоритета социальных критериев создания и расширения производства, укрепление трудовой мотивации, обеспечение занятости, обеспечение благосостояния и социальной справедливости, полная реализация личных свобод и прав граждан, регулирование доходов, смягчение социальной напряженности.

Выделяют три уровня социальной политики:

  • микроуровень – социальная политика фирм, корпораций, организаций;
  • макроуровень – социальная политика страны и ее регионов;
  • интеруровень – межгосударственная социальная политика.

Наиболее часто выделяемые функции социальной политики таковы: содействие развитию отношений справедливости в обществе; создание системы социальной защиты; создание условий для роста благосостояния; проведение политики доходов.

Выделяют следующие основы социальной политики:

– трудовое законодательство;

– рынок труда;

– занятость населения;

– регулирование оплаты труда;

– производительность труда;

– социальное страхование;

– пенсионную систему;

– безопасность труда;

– повышение уровня жизни населения;

В разных изданиях встречаются разные подходы к пониманию структуры социальной политики. Так, отмечаются такие ее показатели:

– повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения;

– повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения;

– средняя продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания;

– младенческая смертность на 1 000 родившихся живыми;

– смертность от несчастных случаев, отравления и травм на 100 тыс. населения;

– удельный вес семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания к общему числу семей с детьми;

– удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан пожилого возраста и инвалидов;

В условиях демократизации общества и повышения роли местных органов власти в управлении муниципальными образованиями актуальными становятся вопросы управления социальным развитием территорий, в том числе городов. Управление городом – способ проведения в необходимое соответствие всех внутренних структур системы город как общим условиям и тенденциям развития, так и конкретным задачам функционирования и развития данной системы.

В каждом муниципальном образовании управление развитием может быть организовано по-разному в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач, но некоторые особенности процесса управления развитием муниципального образования присущи им всем.

Управление социальным развитием городов строится на основе самоуправления, которое представляет собой один из видов управления и имеет субъект и объект управления.

В целях обеспечения социального развития муниципального образования проводится разработки и реализации концепций, стратегий, программ и проектов. В соответствии с действующей Стратегией совершенствования региональной политики в Российской Федерации важное значение в комплексе стратегического планирования имеют стратегии социально-экономического развития территорий (субъектов РФ, муниципалитетов), которые направлены на формирование синергетического эффекта в результате объединения и взаимодополнения как количественных, так и качественных, а также территориальных характеристик развития. В разрабатываемых стратегиях развития территорий определяются наиболее перспективные экономические специализации, скоординированные направления развития производственной и социальной инфраструктур.

Читать также:  10 нестандартных решений актуальных городских проблем

Стратегии социально-экономического развития территорий являются основой для разработки документов территориального планирования, в которых должно быть учтено планируемое размещение объектов экономики, а также производственной, социальной, инженерной, транспортной, логической и прочих инфраструктур.

Исследование социального развития города Химки

Фактически все эти годы (за небольшим исключением) население г. Химки очень динамично росло. За 15 лет население городского округа почти удвоилось.

Кроме того, анализ структуры Администрации г. Химки Московской области, полагаем, позволяет выявить в ней еще несколько подразделений, которые не могут «остаться в стороне» от решения социальных проблем:

– отдел по делам несовершеннолетних (также замыкается на заместителя главы администрации по вопросам социальной политики, культуры и спорта);

– территориальное управление микрорайона Клязьма – Старбеево (здесь и далее все управления замыкаются на заместителя главы администрации по вопросам жилищнокоммунального хозяйства и благоустройства);

– территориальное управление микрорайона Подрезково;

– территориальное управление микрорайонов Сходня – Фирсановка;

– территориальное управление микрорайона Левобережный;

– территориальное управление микрорайонов Новогорск – Планерная.

Далее приведем некоторые статистические данные, характеризующие социальную обстановку в г. Химки Московской области (по данным сайта «Градотека 2. 0»):

– число лечебно-профилактических организаций – 12 единиц;

– численность врачей (без зубных): в муниципальных организациях здравоохранения 416 чел. ; в негосударственных лечебно-профилактических организациях – 90 чел. ; в организациях здравоохранения – 90 чел

– привлекательность городской среды составляет показатель 31,9 (28-е место в России);

– число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях – 1 357 семей (186-е место в России);

В г. Химки разработаны и реализуются целевые программы в интересах социальной политики.

Объем ассигнований на предоставление мер социальной поддержки, включенных в муниципальную программу, рассчитан исходя из численности граждан, нуждающихся в адресной помощи и размера выплат на одного получателя, установленного в соответствии с законодательством Московской области. До сих пор имеют место факты так называемого «равномерного размазывания» социальных пособий по всем нуждающимся в ней. Такая помощь, записано в Программе, малоэффективна по своим результатам.

Кроме того, курс на адресность призван прекратить уравнивание мер социальной поддержки и иждивенчество, так как адресная поддержка подразумевает жесткую увязку предоставления социальной помощи с действительным материальным положением её потенциального получателя.

Адресная социальная защита концентрируется на более малообеспеченной группе, не оставляя при этом без какой-либо поддержки остальные категории нуждающихся. Подобный подход увеличивает также возможность оказания более ощутимой материальной помощи за счет её перераспределения в пользу «истинно» нуждающихся. Адресная программа, записано в паспорте

Программы, также является действенным инструментом регулирования сложных и масштабных проблем, инструментом управления социальными рисками. Она значительно расширяет возможности по внедрению социальных инноваций, оптимизации механизмов оказания социальной помощи с точки зрения, как бюджетной, так и социальной эффективности.

Проблемы реализации социальной политики в городе Химки

Проанализировав деятельность органов местного самоуправления в реализации социальной политики в городе Химки, можно выделить ряд проблем, существующих на муниципальном уровне управления.

Реализация молодежной политики.

Органами власти недооценена роль молодежи в процессах развития общества, в результате чего появляется молодежь, которая не верит в себя, а также у которой пропадает желание и способность участвовать в социально-экономических и общественно-политических отношениях на территории конкретных муниципальных образований. Кроме того, для работы с молодёжью необходимы квалифицированные кадры, по которым наблюдается дефицит.

Проведенный анализ деятельности органов местного самоуправления города Химки в реализации молодежной политики показал следующее.

Работа, реализуемая муниципальными властями в сфере молодежной политики, формирует условия для снижения социальной напряженности в молодежной среде, следовательно, ее можно считать эффективной. Но следует отметить, что существуют нерешенные проблемы, среди которых самыми острыми являются следующие: тревожно развивается ситуация с воспитанием несовершеннолетних и проблема трудоустройства молодежи.

Рассмотрим проблемы в реализации семейной политики на территории данного муниципального образования, а именно ситуацию, в которой оказывается сегодня многодетная семья. Главная проблема любой семьи – материальная.

Многодетные семьи являются менее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду, образование. Основными источниками доходов многодетных семей являются заработная плата и социальные выплаты. Прокормить и одеть троих детей намного сложнее, чем одного ребёнка. Мужчинам приходится работать на двух-трёх работах, что плохо сказывается на их здоровье. Женщины не имеют возможности работать из-за необходимости посвящать большую часть времени детям. Исключение составляют лишь те из них, кто работает на дому.

В структуре доходов пособия на детей небольшие, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы, и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьных принадлежностях.

Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно.

Отметим, что региональный пакет социальных гарантий многодетным семьям включает: 30-процентную скидку на оплату услуг ЖКХ, бесплатную выдачу лекарств для детей в возрасте до 6 лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте для учащихся школ; прием детей в дошкольные учреждения в первоочередном порядке; обеспечение школьной формой в соответствии с установленными нормативами.

Кроме того, на официальном сайте администрации МО нет информации о специальном фонде земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей.

Кроме того, работа по предоставлению земельных участков для многодетных семей реализуется не в полной мере.

И наконец, остро стоит проблема отсутствие полноценной правовой информированности родителей семей с детьми.

Существует целые перечень программ поддержки многодетных семей в городе Химки, однако далеко не все знают свои права и имеют возможность во время получить помощь со стороны государства.

Реализация программ социальной поддержки многодетных семей – это одно из важнейших направлений семейной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Однако, получение адресной помощи семьям, проживающим в сельской местности и воспитывающих детей оставляет желать лучшего.

Процесс реализации программ социальной поддержки многодетных семей на местах имеет ряд недостатков, от которых зависит эффективность семейной политики государства в целом. Поэтому на сегодняшний день целесообразно разрабатывать комплексы мероприятий по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по реализации социальной политики.

Можно выделить также следующие социальные проблемы, характерные для этого городского округа:

– в г. Химки Московской области существует проблема недостатка мест досуга и развлечения, в особенности вдоль Ленинградского шоссе, где ведется усиленная застройка многоэтажных домов. Единственный объект досуга и развлечений для местных жителей – это торговый центр «Мега». Людям больше некуда пойти: со всех сторон дороги. Центром их жизни оказывается «МЕГА-молл», а не парки и культурные объекты;

– существенная социальная проблема, заключается в неразвитости в г. Химки транспортной инфраструктуры. Непосредственно сам городской округ Химки разделен на две стороны: это Новые Химки и Старые Химки. Как известно, в Новых Химках ведется активная застройка многоэтажными домами, но две части города попрежнему соединены одной-единственной дорогой. В результате этого образуются многочасовые и многокилометровые пробки, не только на въездах и выездах к Москве, но и на большинстве улиц г. Химки. Ситуация усугубляется активным движением через город со стороны аэропорта Шереметьево, Лобни и Долгопрудного. В г. Химки давно планировалось провести ветку московского метро;

– сокращение количества рабочих мест для молодежи (количество предприятий, требующих инновационные рабочие места, в городском округе не растет).

Проведем SWOT-анализ реализации социальной политики в г. Химки Московской области.

SWOT-матрица реализации социальной политики

Сильные стороны социальной политики
Слабые стороны социальной политики

1. Создание и реализация нескольких
целевых программ для повышения уровня жизни населения. Активность самого населения в обращении в Администрацию г. Химки для
решения возникающих проблем. Большое количество проживающей в
городском округе молодежи. Продолжающееся жилищное строительство. Относительное экологическое благополучие (по сравнению с другими районами Московской области). Отсутствие крупных производств вне связи с ВПК на территории г. Химки. Недостаток мест досуга и развлечения (в первую очередь, для молодежи) в г. Химки. Нехватка в г. Химки школ, дошкольных учреждений и иной инфрасгруктуры для молодых семей. Как и во всей стране, слабая развитость малого и среднего бизнеса. «Истощение» среднего класса в г. Химки. В ряде случаев зафиксирована подмена социальной политики социальной защитой населения. Возможности развитии социальной
политики
Угрозы в случае не эффективной
социальной политики

1. Создания проектов ГЧП по решению
проблем в сфере социальной политики. Привлечения молодежи к реализации
авторских инициативных проектов (стартапы, бизнес-инкубагоры). Увеличения базы налогообложения в г. Химки. Улучшения социальной диагностики
реального состояния социальной сферы г. Химки. Вовлечения институтов гражданского
общества и бизнеса в реализацию
социальных проектов. Оттока работающего населения из г. Химки. Понижения социальной активности
населения г. Химки. Ускорения старения населения г. Химки. Снижения политической лояльности населения г. Химки. Уменьшения заинтересованности
населения в страховании своего
имущества, собственности, здоровья,
жизни.

На основе составленной матрицы систематизированы и объеденены полученные результаты по линиям «сильные стороны — возможности», «сильные стороны — угрозы», «слабые стороны — возможности», «слабые стороны — угрозы» (то есть, проведено попарное сравнение).

Читать также:  Разрешить этому приложению вносить изменения на вашем устройстве

Таблица 2

Сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами

Сильные стороны
Слабые стороны

Возможности
1. Есть смысл к реализации социальной политики активнее привлекать институты гражданского общества, бизнеса и молодежь. Создание новых рабочих мест -магистральный путь улучшения социальной политики. Продолжение разработки и реализации целевых программ в г. Химки. Предложить депутатам Московской областной думы инициировать увеличение налогообложения в интересах органов муниципальной власти. Создание новых производств натерритории г. Химки. Поручить молодежи и институтам гражданского общества заняться развитием сферы культуры и досуга. Увеличение среднего классапроизойдет параллельно с развитиеммалого среднего класса. Угрозы
1. Создание новых рабочих мест будет препятствовать оттоку населения (особенно молодежи). Противодействовать оттоку населения из г. Химки следует активно. Противодействие старению населения. Строительство недорогого малогабаритного жилья будет препятствовать оттоку населения (особенно
молодежи). Следует активно привлекать предпринимателей в рамках ГЧП для
осуществления социальных проектов. Нужны новые программы работы
муниципальной власти с молодежью.

Реализация социальной политики в г. Химки – это одна из главных целей региональной социально-экономической политики.

Однако, в городе существуют нерешенные социальные проблемы:

органами власти недооценена роль молодежи в процессах развития общества, в результате чего появляется молодежь, которая не верит в себя, а также у которой пропадает желание и способность участвовать в социально-экономических и общественно-политических отношениях на территории конкретных муниципальных образований;

недостаточно эффективная поддержка многодетных семей;

жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья; сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно;

существует проблема недостатка мест досуга и развлечения, в особенности вдоль Ленинградского шоссе, где ведется усиленная застройка многоэтажных домов;

– неразвитость в г. Химки транспортной инфраструктуры. В результате этого образуются многочасовые и многокилометровые пробки, не только на въездах и выездах к Москве, но и на большинстве улиц г. Химки;

На сегодняшний день существуют значительные недостатки во взаимодействии власти и населения по решению ряда социальных проблем. Необходимо искать приоритетные направления по улучшению социальной ситуации в г. Химки Московской области, и способствовать увеличению количества и качества проектов государственно-частного партнерства социального характера.

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДА ХИМКИ

Несмотря на активизацию усилий государства на всех уровнях управления по реализации социальной политики, сложившаяся к настоящему времени ситуация в социальной сфере не может считаться оптимальной и требует развития.

С целью развития муниципальной социальной политики следует принимать во внимание несколько условий, характеризующих её. Во-первых, это государственная социальная политика. Во-вторых, это региональная социальная политика. В-третьих, это учет финансовых возможностей муниципалитета и существующих социальных проблем муниципального образования.

Муниципальная социальная политика должна быть направлена на:

Корректировка территориальных обстоятельств согласно разным признакам социального формирования, таким равно как степень занятости населения, степень безработицы, наименьший размер оплаты труда, продолжительность жизни;

Снабжение населения разных муниципальных образований одинаковыми способностями применения общественной инфраструктуры;

Равнение социальных обстоятельств проживания населения вне зависимости от района проживания и муниципального образования.

Основным приоритетом в данном контексте выступает, по нашему мнению, необходимость совершенствования методов управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Содержание социальной политики муниципального образования должно заключаться в синхронном воздействии органов управления всех уровней власти (федераль-ного, регионального и местного) на каждую из составляющих качества жизни населения с целью придания последним позитивной направленности и положительной динамики. Для этого, на наш взгляд, необходимы:

  • нейтрализация негативных последствий социального расслоения общества;
  • непрерывный контроль качества предоставляемых медицинских услуг и продукции;
  • нормализация и улучшение демографической ситуации, а также показателей здоровья населения, увеличение средней продолжительности жизни;
  • обеспечение продовольственной, энергетической, экологической безопасности муниципального образования;
  • обновление содержания образования и повышение качества образовательных услуг;
  • поощрение позитивного отношения к здоровому образу жизни, к занятию активной физической культурой;
  • применение современных образовательных, воспитательных и культурно-просветительных технологий для совершенствования культурно-образовательного потенциала территории;
  • совершенствование управленческого и ресурсного обеспечения развития образования и здравоохранения;
  • создание условий для повышения конкурентоспособности и реализация в максимальной степени трудового потенциала населения;
  • сохранение и преумножение культурно-исторического наследия.

Рациональным для успешного осуществления социальной политики на территории г. Химки является сосредоточение внимания на трех блоках проблем:

  • общеметодологических путях развития социальной политики;
  • управлении процессами занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы;
  • социальной защите населения, управлении отношениями в социальной сфере.

В рамках первого блока следует выделить некоторые моменты.

Первое, полное трансформирование экономических основ жизни общества. Переход от административно–командных к рыночным экономическим моделям.

Второе, социальная политика в г. Химки станет эффективнее при условии, что если три его элемента: эффективная экономика, сильная власть и общественные институты – будут стабильно и результативно взаимодействовать.

Третье, полная реорганизация всей социальной сферы должна основываться на базовых принципах демократии.

Четвертое, при реализации социальной политики необходим перспективный, комплексный и социально–ориентированный подход.

Пятое, немалую роль, как обнаруживает международный опыт, играют стремления, сосредоточенные на формирование среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное налогообложение богатых.

Политика доходов содержит в себе создание уловий, действующих на формирование цены труда, динамику труда и отраслевую дифференциацию с целю стимулирования роста цены рабочей силы и заработной платы, обеспечение своевременной ее выплаты, ограничения чрезмерной ее дифференциации, сближения минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Нужно четко понять, что настоящее управление трудовыми взаимоотношениями и вообще трудом становится возможным лишь при должном формировании социального партнерства, а результативность осуществляемых программ будет обусловливаться коллективными действиями государственных институтов всех ступеней и ветвей власти, социальных организаций трудящихся и бизнес–структур.

Тяжесть корректировки реформ должна сдивнуться, с одной стороны, на реорганизацию в сфере труда и социально–трудовых отношений, с другой – на гарантию действительного приоритета отраслей социальной сферы, которые должны обеспечить гарантию воспроизводства работника, который способен своим трудом создать достойный уровень жизни.

Видится рациональным разделение функционально направленных, комплементарных институтов социальной зашиты, обеспечивающих:

  • социальные гарантии, сформированные на принципах равноправия и общей доступности национальных систем здравоохранения, образования и социального страхования;
  • социальную помощь, обеспечивающую поддержку наиболее уязвимых и нетрудоспособных категорий граждан.

Когда социальные гарантии и социальное страхование не связаны со степенью нуждаемости, то социальная помощь обязана носить персонифицированный характер. Для это необходимо:

  • строгий учет уровня материальной обеспеченности каждого гражданина;
  • переход к адресной помощи как отдельному гражданину, так и семье;
  • четкое разграничение причин нуждаемости, в том числе отказ от государственной помощи трудоспособным гражданам, имеющим возможность работать, но сознательно не желающим делать этого;
  • перенос центра тяжести по оказанию адресной помощи на уровень органов местного самоуправления с передачей им соответствующих функций и средств на реализацию данной задачи.

Соответственно, социальная помощь нуждающимся категориям граждан будет иметь смысл только в том случае, если она будет удовлетворять базовые потребности человека. Из этого вытекает необходимость не использовать минимальную оплату труда как средство регулирования уровня социальных пособий и сменить его прожиточным минимумом с учетом территориальных отличий.

Поэтому в первую очередь следует:

  • точно обозначить рамки снабжаемых государством основных социальных гарантий;
  • обеспечить важнейшие приоритеты государственной социальной политики, которая ориентирована на развитие среднего класса при персонифицированной помощи малоимущим и прогрессивной налоговой шкале для обеспеченных слоев населения;
  • обдумать определенные инструменты ослабления противоречий между социальным и правовым принципом российской государственности, заложенных в самой идее социального государства;
  • оставить во власти государства возможность определять границы как социализации, так и возможного уровня либерализации и открытости экономики на каждом определенном этапе.

Самоустраняясь от процессов координации важных социально-значимых вопросов, государство пытается найти решение довольно широкого круга задач с помощью рыночных методов, при этом перекладывая ответственность на органы местного самоуправления, а также на самого человека. Такой характер действий актуален для современых рыночных экономик. Поэтому формирование системы гражданского общества является важным условием повышения ответственности граждан за свое материальное благополучие. Для сравнительного выравнивания социальной ситуации в г. Химки рационально обозначить только минимальные стандарты на основные виды социального обслуживания населения, по которым реализовывается политика финансового выравнивания. Здесь следует: осуществить выравнивание условий бюджетного финансирования социально значимых расходов; выполнить поддержку социальных реформ; суметь адаптировать социально-значимые реформы.

Особое значение в данной ситуации приобретает программно–целевой метод решения социальных задач, ориентированных на социальные нормативы, характерные для каждого отдельного периода: кризиса, стабилизации, подъема экономики. На современном этапе таких проблем, находящихся в тесной взаимосвязи между собой, должно быть порядка 15–20 (продовольственная, по непродовольственным товарам, развитие сферы услуг, жилищно–коммунального хозяйства, здравоохранения, страхования). По любому из направлений нужны разработки специализированных проектов, которые учитывают местные социальные показатели. Поэтому в разряд основополагающих задач нормотворческой деятельности следует произвести следующее:

  • вернуть в практику социального планирования разработку проектов социальных реформ на основании долговременных многоаспектных народнохозяйственных проблем;
  • организационно упорядочить разработку фундаментальных актов, обеспечивающих нормативную основу для внедрения социальных реформ.

Значимость социальной сферы сложно переоценить. Независимо от своих локальных особенностей социальная политика всегда остается частью политики государства, которое своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально–экономических потрясений в обществе.

Важнейшим приоритетом всех уровней публичного управления рассмат-ривается повышение качества жизни населения. Для достижения данного приоритета необходимы целенаправленные действия со стороны органов публичной власти, ориентированные на рост уровня благосостояния населения, поддержку семьи, материнства и детства, укрепление здоровья населения, улучшение его уровня образованности. Повышение качества жизни населения обеспечивается на основе комплексного регулирования социально-экономических отношений со стороны органов местной администрации с учетом имеющихся материальных средств и финансовых ресурсов в соответствии с потребностями местного населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.