ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

С активным ростом рынка EdTech увеличивается и количество некачественных образовательных программ. Они опасны не только тем, что ученики тратят впустую время и деньги: из-за негативного опыта у учащегося пропадает мотивация к обучению в целом, а сам процесс приносит только разочарование. В рамках рубрики «Идеологи просвещения» мы общались с руководителями крупнейших образовательных компаний в том числе о том, каким должен быть эффективный курс. Собрали все советы в одном материале.

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

«Траектория, построенная с учетом имеющихся знаний, умений, особенностей восприятия, скорости мышления и времени, которое человек способен выделить для обучения в имеющихся жизненных обстоятельствах». Максим Спиридонов, сооснователь «Нетология-групп»

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

Наличие обратной связи

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

«Я не верю в обучение, которое стоит 30 тысяч рублей и в котором нет живого сопровождения. Это, может быть, хорошо работает в lifestyle-курсах, где узнаешь, как накраситься, где быстрый эффект. Если хочешь получить новую профессию, это невозможно. Нигде в мире я не встречал курс по освоению новой профессии быстрее, чем за 500 часов. И на эти 500 часов важно иметь достаточное количество часов персонального сопровождения, обратной связи, разборов и т. Поэтому нам кажется, что дешевые короткие курсы — это профанация». Харитон Матвеев, сооснователь компании Skyeng, CEO онлайн-университета навыков и профессий Skypro

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

«Для начинающего специалиста архиважно движение. Не сам процесс обучения, не личность преподавателей, а именно факт того, что он сделает и куда попадет». Дмитрий Крутов, основатель Skillbox

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

«Выбирая качественную программу, нельзя не сфокусироваться на контенте. Устаревший контент убьет любой задор обучающегося». Елена Черникова, основательница компании «Культура Инноваций»

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

Марк Верноой (Mark Vernooij), партнер Школы творческого лидерства THNK

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

«Важно не выдавать голую теорию, а подталкивать выводить знание самостоятельно из примеров и уже знакомых ситуаций, зон ближайшего развития». Илья Паршин, генеральный директор образовательной онлайн-платформы «Учи. ру»

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

«Учиться больно, учиться люди не любят, и необходимо эмоциональное вторжение в учащегося. Включение не только рационального, но и надрационального и подрационального: это добавляет эффективности обучению». Максим Спиридонов, сооснователь «Нетология-групп»

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

«Плохой внешний вид может навсегда отбить желание учиться. Тезисы на плохом флипчарте непонятным почерком, неопрятный преподаватель, устаревшие инструменты и софт. В обучении все имеет значение: среда, дизайн, фото, спикер. Не может быть такого: „У нас такой невероятный контент, что вы как-то справитесь с моей несвязной речью и духотой в этой комнате“. Это не работает». Елена Черникова, основательница компании «Культура Инноваций»

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

«Основная проблема в обучении — не в том, что ребенок или взрослый не понимают материал, а в мотивации. Есть печальные статистики по проходимости курсов: в среднем их завершают только 10% студентов. Важно, чтобы ученик понимал, для чего ему изучать тот или иной материал. Особенно остро вопрос мотивации встает в средней школе, когда до экзаменов и карьерных достижений еще далеко и нет понимания, как знания применять уже сегодня, в чем их ценность». Илья Паршин, генеральный директор образовательной онлайн-платформы «Учи. ру»

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

«У нас есть ученик, который хочет стать программистом. Он пишет своему наставнику, мол, а как сделать вот это? И наставник не говорит ему: „Сделай вот так“. Он начинает с „А ты пробовал искать это?“. Часть студентов в этот момент возмущаются и пишут, что они заплатили нам денег, а их отправили в поисковик. Но мы знаем, что в работе человек без навыка самостоятельного поиска столкнется с большими проблемами. И поэтому стоим на своем». Илья Залесский, руководитель образовательных сервисов «Яндекса»

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

Соответствие программы уровню подготовки учеников

«В любом образовательном продукте важна правильно подобранная сложность. Она определяет успех и вовлеченность ученика. Идеальное решение лежит в той плоскости, когда ученику уже не слишком легко (то есть скучно) и еще не слишком сложно и он не теряет интерес к учебе после многочисленных неудачных попыток решить задачу». Илья Паршин, генеральный директор образовательной онлайн-платформы «Учи. ру»

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

ART 2574 Екатерины Алексеевны Бессоновой рассматривает образовательный выбор как реальное явление в современной педагогической науке

Дарим книгу за подписку

Получите в подарок электронную версию книги Лизы Рэндалл «Достучаться до небес. Научный взгляд на устройство Вселенной».

Мы будем присылать вам самые важные материалы T&P. Коротко и без спама.

Отправляя свой e-mail, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Мамедова Ирина Николаевна
Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы

Я работаю по программе «От рождения до школы», программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

Руководители авторского коллектива

Веракса Николай Евгеньевич — доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования Института психологии им. Выготского РГГУ, ректор АНО ВПО Московская педагогическая академия дошкольного образования, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование».

Комарова Тамара Семеновна — доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования, заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий МГГУ им. Шолохова, директор научно-образовательного центра «Новые образовательные 4 технологии и творческое развитие личности» при педагогическом факультете МГГУ им. Шолохова.

Васильева Маргарита Александровна — Заслуженный учитель России, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР, ответственный редактор первого издания «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М. , 1985).

Программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, задачей которой стоит помочь педагогам организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Программа направлена на развитие целевых ориентиров, таких как — личностные, коммуникативные, познавательные в соответствии с требованиями ФГОС.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др. , музыкальной, чтения.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Программа «От рождения до школы» :

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики,как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования)

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными группами и между детским садом и начальной школой.

Решение основных задач и реализация содержания всех образовательных областей, достижение результатов представлено:

— программой «От рождения до школы» Под редакцией Н. Вераксы, М. Васильевой, Т. Комаровой.

— перспективным планированием воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Вераксы, М. Васильевой, Т. Комаровой.

— комплексно-тематическим планированием по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Вераксы, М. Васильевой, Т. Комаровой. Подготовительная к школе группа.

Необходимо подчеркнуть, что достижение результатов образования, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в значительной степени достигается благодаря эффективному учебно-методическому комплексу.

Созданный учебно-методический комплекс успешно развивается и совершенствуется в соответствии с запросами времени, вбирая в себя лучшее из педагогического опыта, являясь надежным инструментом реализации задач современного образования в контексте ФГОС.

Я работаю на подготовительной к школе группе «Ромашка». Таким образом из всего многообразия учебно-методических комплектов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников 6-7 лет считаю следующие УМК:

Учебно-методический комплекс (УМК) ОО «Социально-коммуникативное развитие»

• Методические пособия: Буре Р. «Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет).

Петрова В. , Стульчик Т. Этические беседы с детьми 4-7 лет.

• Наглядно-дидактические пособия: Серия «Мир в картинках» : «Государственные символы России»; «День Победы». Серия «Рассказы по картинкам» : «Великая Отечественная война в произведениях художников»; «Защитники Отечества». Серия «Расскажите детям о. » : «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле»; «Расскажите детям об Отечественной войне 1812 года».

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Методические пособия: Куцакова Л. Трудовое воспитание в дестком саду: Для занятий с детьми 3-7 лет.

Читать также:  Возникшая проблема привела к прекращению работы программы

Формирование основ безопасности

Методические пособия: Белая К. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).

Саулина Т. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).

Наглядно-дидактические пособия: Бордачева И. Безопасность на дороге: Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ. Бордачева И. Дорожные знаки: Для работы с детьми 4–7 лет.

Учебно-методический комплекс (УМК) ОО «Познавательное развитие»

• Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Методические пособия: Веракса Н. , Веракса А. Проектная деятельность дошкольников.

Веракса Н. , Галимов О. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет).

Крашенинников Е. , Холодова О. Развитие познавательных способностей дошкольников (5–7 лет).

Павлова Л. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3–7 лет).

Наглядно-дидактические пособия: Серия «Играем в сказку» : «Репка»; «Теремок»; «Три медведя»; «Три поросенка». Веракса Н. , Веракса А.

• Ознакомление с предметным окружением и социальным миром Методические пособия: Дыбина О. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Наглядно-дидактические пособия: Серия «Мир в картинках» : «Авиация»; «Автомобильный транспорт»; «Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Инструменты домашнего мастера»; «Космос»; «Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Школьные принадлежности». Серия «Рассказы по картинкам» : «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Про фес сии». Серия «Расскажите детям о. » : «Расскажите детям о бытовых приборах»; «Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; «Расскажите детям о рабочих инструментах»; «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе».

• Формирование элементарных математических представлений

Методические пособия: Помораева И. , Позина В. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Рабочие тетради: Денисова Дарья, Дорожин Юрий Математика для дошкольников: Подготовительная к школе группа.

Наглядно-дидактические пособия: Плакаты: «Счет до 10»; «Счет до 20»; «Цвет»; «Форма».

• Ознакомление с миром природы

Наглядно-дидактические пособия: Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты». Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками». Серия «Мир в картинках» : «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые». Серия «Рассказы по картинкам» : «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень»; «Родная природа». Серия «Расскажите детям о. » : «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».

Учебно-методический комплекс (УМК) ОО «Речевое развитие»

Методические пособия: Гербова В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Рабочие тетради: Денисова Дарья, Дорожин Юрий Развитие речи у дошкольников. Подготовительная к школе группа. Денисова Дарья, Дорожин Юрий. Уроки грамоты для дошкольников: Подготовительная к школе группа. Денисова Дарья, Дорожин Юрий Прописи для дошкольников: Подготовительная к школе группа.

Наглядно-дидактические пособия: Серия «Грамматика в картинках» : «Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один — много»; «Словообразование»; «Ударение». Серия «Рассказы по картинкам» : «Колобок»; «Курочка Ряба»; «Репка»; «Теремок». Плакаты: «Алфавит».

Учебно-методический комплекс (УМК) ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Методические пособия: Комарова Т. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет.

Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Комарова Т. Развитие художественных способностей дошкольников.

Комарова Т. , Зацепина М. Интеграция в воспитательно- образовательной работе детского сада.

Куцакова Л. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Хрестоматии: Хрестоматия для чтения детям в подготовительной к школе группе

Наглядно-дидактические пособия: Серия «Мир в картинках» : «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Каргополь — народная игрушка»; «Музыкальные инструменты»; «Полхов Майдан»; «Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».

Плакаты: «Гжель. Изделия. Гжель»; «Орнаменты. Полхов Майдан»; «Изделия. Полхов Майдан»; «Орнаменты. Филимоновская свистулька»; «Хохлома. Изделия»; «Хохлома. Орнаменты». Серия «Расскажите детям о. » : «Расскажите детям о музыкальных инструментах», «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы», «Расскажите детям о Московском Кремле». Серия «Искусство — детям» : «Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».

Учебно-методический комплекс (УМК) ОО «Физическое развитие»

Методические пособия: Борисова М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3–7 лет.

Пензулаева Л. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Пензулаева Л. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3–7 лет. Сборник подвижных игр / Автор-сост. Степаненкова.

Наглядно-дидактические пособия: Серия «Мир в картинках» : «Спортивный инвентарь». Серия «Рассказы по картинкам» : «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»; «Распорядок дня». Серия «Расскажите детям о. » : «Расскажите детям о зимних видах спорта»; «Расскажите детям об олимпийских играх»; «Расскажите детям об олимпийских чемпионах». Плакаты: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта».

Авторы программы закладывают и реализуют в УМК такие качества, как фундаментальность, надёжность, открытость новому, вариативность. Эти качества, по моему убеждению, должны стать неотъемлемыми характеристиками дошкольного образования, для того чтобы она могла с успехом выполнять своё высокое предназначение.

Список использованной литературы :

Abstract
The article deals with the choice problem
in educational theory as it stands as one of the important issues for
the modern Russian education. The article defines subject of
“Educational choice”. There are 2 groups of educational choice being
categorized. The necessity for availability of educational choice at
school is highlighted as the main prerequisite for successful personal
and professional self-determination of the student.

Key words
educational choice, self-determination,
prerequisites for educational choice, differentiation and
individualization in education.

Связывая миссию современной школы с поставленными перед нами
задачами, мы обусловили актуальность темы данной статьи.

С целью оказать определенное влияние на продуктивность и
обоснованность поисков путей модернизации отечественного образования, а
также найти дополнительный источник развития образования, мы обратились
к зарубежному опыту темы вопроса.

К сравнению зарубежного и отечественного педагогического опыта
обращались многие современные исследователи. В настоящее время накоплен
большой фонд научных знаний о зарубежных системах образования. В
диссертационных работах исследователей – компаративистов подробно
рассмотрены структуры школьных образовательных систем западных стран,
проанализированы тенденции  дифференциации обучения и
личностно-ориентированного обучения, выявлены особенности системы
аттестации учащихся в школах европейских стран, однако, проблема
образовательного выбора школьников в проведённых исследованиях не стала
предметом самостоятельного исследования.

Для уточнения категории «образовательный выбор» были проанализированы
философские и психологические научные работы. На основе теоретического
анализа было сформулировано рабочее определение понятия «образовательный
выбор». Образовательный выбор определен как выбор учеником предлагаемого
школой содержания, технологий и форм организации его освоения, способов
аутентичной оценки образовательных достижений, который реализуется в
рамках образовательной программы и позволяет построить индивидуальный
образовательный маршрут, ориентированный на личностное и
профессиональное самоопределение как основную ценность европейского
образования.

В европейской системе школьного образования одним из путей реализации
идеи демократизации образования является создание совокупности
педагогических условий, отражающих личностную ориентацию образования на
уровне различных компонентов школьного образовательного процесса
(содержании, методах, оценке), что и определяет пространство
образовательного выбора учащихся.

В основе этого утверждения лежат результаты выявления и анализа
условий образовательного выбора на примере стран Германии, Чехии,
Великобритании, Франции. С целью более полной и обоснованной
характеристики образовательного выбора были проанализированы три типа
школ Европы, функционирующие в вышеперечисленных странах:
государственные школы, «европейские школы» (официальные образовательные
учреждения, управляемые Правительствами Бельгии, Дании, Германии,
Франции, Греции, Италии, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов,
Объединенного Королевства, созданные по результатам эксперимента по
обучению детей разных национальностей и говорящих на разных языках) и
наиболее распространённые в Европе авторские (или альтернативные) школы. Изучение указанных типов школ обеспечивает достаточно целостное
освещение исследуемой задачи: государственные школы отражают основные
тенденции интеграционных процессов в европейском образовательном
пространстве; «европейские школы» представляют собой новый и, в то же
время, уже ставший типичным для Европы тип школы; авторские школы Европы
выбраны как своеобразные «точки роста», развивающие позитивный опыт
европейского педагогического сообщества.

Проведённый анализ позволил сделать вывод о том, что ориентация
школьного образовательного процесса на содействие становлению каждого
выпускника школы как успешной личности осуществляется путём построения
пространства образовательного выбора. Анализ предметного наполнения
содержания школьного образования позволил выявить его разнообразие и
вариативность на уровне учебного плана. Анализ образовательных
технологий свидетельствует о наличии широкой палитры педагогических
средств индивидуализации и дифференциации обучения, использования
возможностей образовательной среды, разнообразных форм организации
внеучебной деятельности, способствующих развитию интересов школьника. Анализ системы оценки свидетельствует о  разнообразии методик
отслеживания продвижения ученика в образовательном процессе и наличии
системы педагогической поддержки ученика, направленной на достижение
учеником успеха в различных видах деятельности. Выявленные условия
образовательного выбора нами были условно разделены на две смысловые
группы. Первая группа, определена как организационно-педагогическая
группа условий образовательного выбора. К ней отнесены следующие:

  • вариативность предметного наполнения на уровне учебного плана,
    расширяющаяся к старшей ступени школьного образования;
  • наличие образовательной среды, позволяющей использовать
    разнообразные технологии обучения, включающих широкую палитру
    традиционных педагогических средств индивидуализации и дифференциации
    обучения (работа в малых группах, индивидуальные задания, решение
    ситуативных задач, игры, проекты, дискуссии, семинары и др.) и
    организации развивающей внеучебной деятельности, которая позволяет
    добиться каждому школьнику определённых успехов не только в
    академической области;
  • наличие системы формализованной и аутентичной оценки, позволяющая
    фиксировать продвижение ученика в образовательном процессе.
Читать также:  Как научить детей быть и как освоить школьную программу? Как помочь ребенку достичь успехов в учебе

Европейское измерение в образовании, отражая ценности европейского
культурного сценария, обусловливает ценностно-целевую направленность на
содействие становлению каждого выпускника школы как  успешной личности,
что, в свою очередь, позволяет выявить ценностно-смысловые условия
образовательного выбора, которые определяют указанную направленность  и
соответствующее вариативное построение образовательного процесса. В
качестве основных ценностно-смысловых условий выделены следующие:

  • открытость школы, обеспечивающая прозрачность совместной
    деятельности учителя и ученика, гласность результатов, участие в работе
    школ родителей,  местной общественности;
  • уважение к правам учителя и ученика, выражающееся в признании права
    на свободу выбора  методики преподавания и пути получения образования и
    соответствующей ответственности за принятые решения; гуманистические
    отношения учитель-ученик, характерные для культурного сценария развития
    образования европейских стран;
  • понимание образовательного процесса как процесса самостоятельного
    «образовательного странствия» ученика при целенаправленной поддержке и
    сопровождении педагогов.

Сопоставление условий образовательного выбора в школах европейских
стран и практике современной отечественной школы свидетельствует о
сходстве пространства образовательного выбора,
организационно-педагогических и ценностно-смысловых условий
образовательного выбора, что может рассматриваться как подтверждение
закономерности личностной ориентации школьного образовательного процесса
и его направленности на создание условий образовательного выбора
школьника как закономерности развития школьного образования в условиях
гуманизации и демократизации образования в постиндустриальном обществе.

  • Кострюкова Е.А. Свободы выбора в системе ценностного
    самоопределения личности старшеклассника // Монография. — Оренбург: ОГУ, 2001.- 127с.
  • Акулова О.В. Изменения школьного процесса обучения в условиях
    перехода к информационному обществу. – СПб.: РГПУ им.А.И. Герцена,
    2003. — 200с.
  • Выбор в современной школе. Книга для учителя / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: ТОО «Водолей», РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. —
    344с.
  • Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные
    характеристики процесса развития личности: избранные  труды. – М.:
    Московский психолого-социальный институт, «Флинта», 1999. —  672 с.
  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. / Пер с англ. / общ. ред. д.псих.н. А.В. Толстых, М., изд. группа «Прогресс», 1996. — 334с.
  • Илюшин Л.С. Методология и методика кросс-культурного
    исследования образовательной мотивации современных школьников: Дис.
    на соискание ученой степени доктора педагогических наук,  СПб.,
    2004. -368 с.
  • Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменения функций
    профессионально-педагогической деятельности учителя: Дис. На
    соискание ученой степени доктора педагогических наук,  СПб.,
    2005.-337 с.

Рекомендовано к публикации:
Н. Радионова, доктор педагогических наук,
член Редакционной Коллегии

  • Kostryukova Ye.A. Svobody vybora v sisteme tsennostnogo
    samoopredeleniya lichnosti starsheklassnika // Monografiya. —
    Orenburg: OGU, 2001.- 127s.
  • Akulova O.V. Izmeneniya shkol’nogo protsessa obucheniya v
    usloviyakh perekhoda k informatsionnomu obshchestvu. – SPb.: RGPU
    im.A.I. Gertsena, 2003. — 200s.
  • Vybor v sovremennoy shkole. Kniga dlya uchitelya / Pod red. A.P.
    Tryapitsynoy. – SPb.: TOO «Vodoley», RGPU im. A.I. Gertsena, 2002. —
    344s.
  • Fel’dshteyn D.I. Psikhologiya vzrosleniya:
    strukturno-soderzhatel’nyye kharakteristiki protsessa razvitiya
    lichnosti: izbrannyye trudy. – M.: Moskovskiy psikhologo-sotsial’nyy
    institut, «Flinta», 1999. — 672 s.
  • Erikson E. Identichnost’: yunost’ i krizis. / Per s angl. /
    obshch. red. d.psikh.n. A.V. Tolstykh, M., izd. gruppa «Progress»,
    1996. — 334s.
  • Ilyushin L.S. Metodologiya i metodika kross-kul’turnogo
    issledovaniya obrazovatel’noy motivatsii sovremennykh shkol’nikov:
    Dis. na soiskaniye uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk,
    SPb., 2004. -368 s.
  • Piskunova Ye.V. Sotsiokul’turnaya obuslovlennost’ izmeneniya
    funktsiy professional’no-pedagogicheskoy deyatel’nosti uchitelya:
    Dis. Na soiskaniye uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk,
    SPb., 2005.-337 s.

Таран Елена Владимировна
Консультация для родителей «Как выбрать программу обучения в начальной школе?»

Как выбрать программу обучения в начальной школе?

Начало обучения в школе – волнительный момент для ребенка и для родителей. Перед выбором школы предстоит решить много важных вопросов, один из них – выбор школьной программы. Именно в начальной школе закладываются основы всех будущих успехов и неудач. При видимой универсальности все программы очень разные, у каждой есть свои плюсы и минусы, поэтому стоит разобраться в них прежде, чем сделать свой выбор. Программы обучения в начальной школе

Весь процесс обучения построен по программе. На учебный год 2019-2020 программами, соответствующими ФГОС являются:

• Программа Д. Эльконина-В. Давыдова (развивающая);

• «Начальная школа 21 век» (система Виноградовой) (традиционная);

• «Перспективная начальная школа» (традиционная);

• «Планета знаний» (традиционная);

• «Перспектива» (традиционная);

• «Школа России» (традиционная);

• «Гармония» (традиционная).

Программу «Школа России» часто называют одной из самых легких и доступных. Это одна из старейших и проверенных временем программ. Научный руководитель комплекта – А. Плешаков, кандидат педагогических наук. С советских времен программу не раз усовершенствовали, адаптировали к реалиям нового времени.

Программа включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования:

• Обучение грамоте и чтению. Русская Азбука авторы Городецкий В. , Кирюшкин В. , Шанько А.

• Русский язык (2 линии) авторы :1) Зеленина Л. , Хохлова Т. 2) Канакина В. , Городецкий В. • Литературное чтение автор Климанова Л.

Упор в этой школьной программе для 1 класса сделан на духовно-нравственное развитие. В целом программа, несмотря на её «простоту» достаточно полная, чтобы перейти в среднюю школу без пробелов в знаниях. Учителя отмечают личностно – ориентированный вектор программы, учитывающий особенности каждого ребенка.

Программа начальной школы “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем.

Начальная школа ХХI века

Этот учебно-методический комплекс гораздо сложнее «Школы России»: легко обучаться смогут те дети, которые уже умеют вполне прилично читать (но не обязательно писать).

Программа под ред. Виноградовой- одна из самых популярных сегодня.

Это во многом объясняется тем, что авторский коллектив проекта удостоен, пожалуй, самой высокой награды в области образования — премии Президента Российской Федерации. Сегодня по программе «Начальная школа 21 века» учатся школьники большинства субъектов РФ.

Одно из главных отличий программы «Начальная школа 21 века» от других проектов по начальной школе заключается в построении системы педагогической диагностики целенаправленно с 1 по 4 класс.

Данная диагностика не заменяет, а дополняет собой психологическую диагностику, поскольку у нее другие задачи и цели. Педагогическая диагностика дает возможность уже на начальном этапе определять готовность ученика к обучению в школе. А затем — увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли изменения в развитии того или иного ребенка, или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя — нуждается ли класс в подробном повторении уже пройденного материала или можно двигаться дальше.

Особенности школьной программы для 1 класса программы «Школа 21 века» в мягкой и постепенной адаптации детей к новым условиям. Система учебников для 1-4 классов. Учебники включены в федеральный перечень учебников Министерства образования и науки, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования.

Материал сложный, рассчитан на эрудированных детей. Программа учит самостоятельности, идет большая работа над воспитанием заинтересованности в учебном процессе, умении правильно организовывать учебу. Есть много дополнительных материалов и упражнений, направленных на развитие памяти, логики, кругозора, фантазии. Каждый ученик может учиться в выбранном темпе, так как предусмотрены задания разных уровней сложности и разных направленностей. Основная цель программы: научить ребенка учиться.

Авторы программы убеждены, что обучение должно быть простроено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, анализ причин ошибок и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует у школьника, как говорил психолог А. Леонтьев, «реально действующие мотивы».

Начальная перспективная школа

Основная идея УМК — развитие ребёнка на основе поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, склонностей). В процессе образования школьник выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. На уроках дети часто разбиваются по группам, выполняя совместно разные задания. Это можно отнести к плюсам — программа подразумевает успешное обучение детей с разными способностями и успеваемостью.

Особенности: нет необходимости зубрить правила, теоремы и аксиомы. Акцент делается на развитие логики, интеллекта и аналитического мышления. Предусмотрены дополнительные часы по рисованию, музыке, физкультуре. Подойдет любому ребенку, вне зависимости от его уровня подготовленности к школе.

Под ред. Леонтьева

Эта программа завоёвывает все больше поклонников. Несомненный плюс программы: непрерывность образования, так как по ней можно заниматься, начиная с 3-х летнего возраста и до окончания школы. Особенность программы: учебный материал дается по максимуму, разнообразно, разноуровнево. Ученик сам выбирает, какой объем знаний будет достаточен. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Читать также:  Программа для проверки жесткого диска на ошибки и битые сектора на русском языке

Главная цель Образовательной системы «Школа 2100» — развивающее образование в массовой школе. Именно там, по данным обследования, проведенного сотрудниками Психологического института РАО, и обеспечивается максимальный эффект развития детей при условии грамотного использования образовательных технологий УМК «Школа 2100». Учебники необычны, они включают не только обязательный минимум содержания по предмету, но и максимум, который поможет ребенку при желании расширить свой кругозор, найти ответы на возникающие вопросы. Подходит для всех детей

Под ред. Истоминой

В основу программы легла система развивающего обучения Занкова.

Программа подразумевает тесное сотрудничество с родителями. Многие темы предлагается обсуждать вначале дома. Большое внимание уделяется развитию навыков самообразования. Приоритет отдается самостоятельной работе учащихся. Активно задействованы приемы наблюдения, выбора, преобразования и конструирования. Весь материал подается разнопланово, учитывается собственный опыт учащихся, практическая направленность знаний. Подходит для детей с аналитическим мышлением и склонностью к техническим наукам. Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы.

Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение. Подготовка мыслительного аппарата ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения

В рамках данной программы реализуется деятельностный подход к организации учебной работы, что позволяет формировать у учащихся умение осознавать учебную задачу, планировать свои действия, осознанно их выполнять, осуществлять самоконтроль (итоговый и пошаговый, проводить самооценку.

На материале каждого учебного предмета осуществляется целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, обучение установлению причинно-следственных связей, построению рассуждений, фиксации выводов в различной форме: словесной, схематичной, модельной.

Наряду с формированием логического мышления, создаются условия для совершенствования эмоциональной сферы ребенка, для расширения его опыта образного восприятия мира, для развития образного мышления.

Программой «Гармония» обеспечивается обучение всем видам речевой деятельности, в т. разным видам чтения, поиску, получению, переработке и использованию информации.

Созданы условия для организации продуктивного общения, сотрудничества детей с учителем и друг с другом. Для формирования в целом коммуникативных умений: слушать и стараться понимать собеседника; строить свои высказывания с учетом задач, условий и принятых правил общения; использовать речь как средство организации совместной деятельности, как способ запроса, получения и передачи информации; создавать небольшой монолог, участвовать в диалоге, в коллективной беседе, понимать возможность различных точек зрения на один и тот же вопрос, осознавать и аргументировать своё мнение.

Русский язык авторы М. Соловейчик, Н. Кузьменко

Литературное чтение – О. Кубасова

Математика – Н. Истомина

Инновационное направление в обучении! Учебники представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединённых едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК заключается в целостности программы. Она проявляется в единых ценностных приоритетах, в единстве дидактических подходов, а также структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам. Кроме того, у учебников, которые входят в программу, есть электронные приложения, что позволяет вести уроки по всем предметам первого класса с использованием современных технологий.

Программа ориентирована на развитие творческих способностей. В ходе учения школьник сочиняют сами сказки, ставят спектакли, выполняют проекты, делают презентации. Дает необходимый минимум знаний, умений и навыков. Все сверх программы – по желанию учащихся. Подходит для детей с гуманитарным уклоном.

Программа начальной школы «Перспектива»

Автор программы — лауреат Премии Президента Р Ф в области образования Л. Петерсон. УМК «Перспектива» создана на основе современных достижений в области психологии и педагогики и при этом бережно хранит связь с лучшими традициями классического школьного образования России.

Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового.

Здесь большое внимание уделяется вопросам воспитания детей как граждан своей страны, становлению нравственных позиций. Многие задания направлены на развитие логики и воображения. Используется огромное количество дополнительного материала, по каждому предмету – несколько пособий. Принцип обучения – диалектический. Подача материала – доступная, хотя порой и скучноватая. Подходит для всех детей, вне зависимости от их подготовленности к школе. Из минусов — довольно сложная программа по математике, которая будет легко усваиваться только теми детьми, которые еще до школы научились считать и выполнять простейшие математические действия.

Есть еще отрицательная сторона – слишком многое зависит от учителя и его способностей заинтересовать и мотивировать.

Программа Л. Занкова

Во главу угла в системе Занкова выдвигается задача общего психического развития, которое понимается как развитие ума, воли чувств детей и рассматривается как надежная основа усвоения знаний, умений, навыков

В систему включено огромное количество материала. «Начальное обучение,- указывал Занков,- должно дать учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства» Все уроки равнозначны, уделяется огромное внимание развитию логики, аналитического мышления, навыкам самостоятельной работы. Есть факультативы по информатике, экономике, иностранным языкам. Обучение ведется в быстром темпе. Подходит для детей, хорошо подготовленных к школе.

Основополагающими в ней остаются следующие положения:

— учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся;

— система Занкова направлена на открытие и усвоение новых знаний;

— особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач. Учебники обеспечивают регулярность включения подобных упражнений в процесс учения школьника;

— учебный материал направлен на формирование умений мыслительной деятельности: классифицировать (предметы и понятия путем формирования соответствующих операций, формулировать выводы, проводить анализ условий заданий и задач.

Дети, которые учились по этой программе в начальной школе, в средней и старшей школе, в учебе показывают прекрасный результат. Школьники отлично умеют рассуждать, спорить, развитие их кругозора выгодно отличается от сверстников, у них выше работоспособность.

Программа Эльконина – Давыдова

Довольно неоднозначная программа, но очень интересная для детей. Большое внимание уделяется теоретическому мышлению, построению задач, проблемных вопросов и поиску их разрешения. Обучение идет медленно. Давыдов следует поговорке «тише едешь — дальше будешь».

Подходит для детей, которым трудно усваивать большой объем информации за короткое время.

Результат обучения по программе Эльконина – Давыдова – на выходе из школы иметь развитую, свободную личность.

Выпускник из начальной школы – прежде всего школьник с развитым творческим потенциалом. Для решения этой задачи в системе существует ряд специальных курсов. В общем учебном плане образовательной области «Искусство» отводится до 35% учебного времени.

Кроме этого, авторы системы Эльконина – Давыдова хотят, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы способности к рефлексии как основы теоретического мышления, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:

— знании о своем незнании, умении отличать известное от неизвестного;

— умение указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;

— умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;

— умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей.

Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.

Отметок в начальной школе детям не ставят, оцениваются результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу комфорта.

Недостаток системы Эльконина – Давыдова, так же, как и Занкова, состоит в том, что они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Надеюсь, нам удалось хотя бы приблизительно разобраться что же такое образовательная программа и вы сможете определить, какая ближе вашему ребенку, сможете правильно подготовить ребенка к началу школьных занятий, по возможности учитывая склонности и характер наших маленьких, но личностей. Необходимо отметить: буквы и цифры полноценно не учат ни в одной из одобренных ФГОС программ, считают, видимо, что ребенка этому должны научить родители до школы.

Подведем итог

Прежде всего, родителям будущих первоклассников нужно ориентироваться на уровень развития своего ребенка;

Необходимо серьезно отнестись к выбору педагога, ведь грамотный, опытный учитель сделает любую программу интересной и полезной, и ребенок ее обязательно усвоит;

Также необходимо помнить, что успех образования зависит не только от педагога, но и от желания родителей участвовать в жизни самого ученика, тратить свои силы и время.

Так что, дорогие родители будущих первоклассников, какую бы вы программу не выбрали, занимайтесь с детьми дома, и тогда ребенок справится с любой программой.

Удачи вам и отличных отметок вашему ребенку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *