Арт-терапевтические упражнения для младших школьников
В данной рубрике представлена выдержка из программы психолого — педагогической арт-терапии. Программа внеурочной деятельности младших школьников «Разноцветный мир» реализует общекультурное направление внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне связывает личностное развитие с общечеловеческими ценностями средствами художественного творчества. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-9 лет на 2 года обучения, т. охватывает 1 и 2 классы. При обучении используется режим внеурочной деятельности по одному часу в неделю. Таким образом, на первый год обучения приходится – 33 часа, на второй год – 34 часа. Наполняемость групп происходит после прохождения детьми, с согласия родителей, психологического тестирования, согласно указанным ранее методикам, направленного на выявление уровней: коммуникативной компетентности, тревог, наличия страхов и фобий, личностных особенностей. Далее учащиеся объединяются в группы, с наполняемостью 8-14 человек. В результате обучения учащиеся овладеют:
Рекомендуем посмотреть
Причины плохого поведения детей
Советы для молодых педагогов ДОУ
Использование инновационных технологий для развития личности ребёнка
Песочная терапия, как средство коррекции детских страхов
Что означает Арт — терапия
Воспитание любви к чтению методами Арт-терапии
Студия арт-терапии «Беби – АРТ»
Арт-терапия в коррекции комплексов и страхов
Арт-терапия для детей
План – конспект арт — терапевтического занятия для начальной школы «Сказка о радуге»
Школа — это территория творчества, проявления и раскрытия себя каждым ребенком, здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю и эмоции, раскрывается как личность. В связи с тем, что приоритетным направлением Федерального государственного стандарта является реализация развивающего потенциала образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Представленный конспект занятия будет полезен специалистам- педагогам и психологам, работающим в области воспитания и развития личности ребенка. Тема учебного занятия: «Сказка о радуге». Тип занятия: занятие – практикум для группы обучающихся 4 класса. Продолжительность занятия: 45 минут
Задачи:
Образовательные:
– тренировать умение анализировать сказочное произведение, делать вывод о морали сказки;
– обучать адекватным способам реагирования в проблемной ситуации;
Развивающие:
– развивать логическое мышление и воображение;
– стимулировать развитие познавательного интереса и сенсорно — перцептивной сферы;
Воспитательные:
– закреплять у детей интереса к слушанию сказок и дальнейшему их воспроизведению;
– поощрять проявление добрых чувств и качеств личности;
– обеспечивать условия для обогащения положительного эмоционального опыта. Формировать УУД:
Личностные результаты:
1. Развивать умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД:
1. Развивать умение извлекать информацию из текста. Выявлять сущность, особенности объектов. Коммуникативные УУД:
1. Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в группах. Регулятивные УУД:
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Оборудование: магнитная доска, интерактивная доска, презентация к уроку, видеоролики в формате MP 4, шляпы шести цветов, карточки с текстом по количеству участников. Ожидаемые предметные результаты
Учащиеся научатся:
знать символическое значение цветов радуги, радуга в истории и мифологии;
уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый. Технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, активные методы обучения, информационно – коммуникативные, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающее обучение.
Предположительно по итогам урока дети будут:
знать
• возможные способы реагирования в проблемной ситуации;
• правила построения диалога и совместной работы;
уметь
• анализировать сказочное произведение;
• проявлять добрые чувства по отношению к героям сказочного произведения и друг к другу;
• включаться в диалог для достижения общей цели. Мотивация к учебной деятельности
— Ребята, я рада видеть вас сегодня на занятии. Посмотрите на карточки, которые лежат на ваших столах. Я бы хотела, чтобы каждый из вас обозначил свое настроение одним из этих цветов. Делается вывод о том, какое настроение преобладает в группе. Как вы считаете, что обозначают эти цвета? Что вы представляете, глядя на эти цвета в целом? Я прошу вас записать на выбранных карточках два пожелания: одно – для себя на сегодняшнее занятие, другое – для ваших товарищей. И так, мы готовы отправиться в сказочное путешествие. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии. Стадия «Вызов»
-Сейчас мне хотелось бы обратить ваше внимание на экран. — О чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?
Действительно, мы узнаем новую сказку – сказку о радуге. Обучающимся зачитывается сказка:
Жила на свете Радуга, яркая и красивая. Если тучи покрывали небо и на землю обрушивался дождь, Радуга пряталась и ждала, когда тучи разойдутся вновь, и выглянет кусочек солнышка. Тогда Радуга выскакивала на чистый небесный простор и повисала дугой, сверкая своими цветами-лучиками. А было у Радуги этих лучиков семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Люди увидели Радугу на небе и радовались ей. Радуга, в свою очередь, так же радовалась людям. Цветные лучики не только украшали небо, но и отражались в воде, множились в больших лужах и капельках дождя, на мокрых оконных стеклах. Все были рады Радуге. Кроме одного злого волшебника Черных Гор. Он терпеть не мог Радугу за ее веселый нрав. Он злился и даже закрывал глаза, когда она появлялась после дождя на небе. Решил злой волшебник Черных Гор погубить Радугу и отправился за помощью к древней Фее Подземелья. — Скажи мне, древняя, как избавиться от ненавистной Радуги? Уж очень мне надоели ее сияющие лучики. — Укради у нее, — проскрипела древняя Фея Подземелья, — только один какой-нибудь лучик, и Радуга умрет, потому что жива она, только когда семь ее цветов-лучиков вместе, в одной семье. Обрадовался злой волшебник Черных Гор. — Да неужели так просто? Я хоть сейчас вырву из ее дуги любой лучик. — Не торопись, — глухо проворчала Фея, — вырвать цвет не так-то просто. На этом этапе применяется технология «Шесть шляп». Ученикам предлагается выбрать шляпу и с позиции этой шляпы предположить, что же случилось дальше.
После обсуждения продолжается зачин сюжета. Надо на ранней утренней заре, когда Радуга еще спит безмятежным сном, тихо подкрасться к ней и, как перо у Жар-птицы, вырвать ее лучик. А потом намотать его на руку и умчаться подальше от этих мест. Лучше на Север, где короткое лето и мало гроз. С этими словами древняя Фея Подземелья и подошла к скале и, стукнув по ней своей клюкой, вдруг исчезла. А злой волшебник Черных Гор подкрался тихо и незаметно к кустам, где на утренней заре среди цветов спала красавица Радуга. Ей снились цветные сны. Она не могла и предположить, какая беда повисла над ней. Злой волшебник Черных гор подполз к Радуге и протянул свою когтистую лапу. Радуга даже не успела вскрикнуть, как он вырвал из ее шлейфа Синий лучик и, крепко намотав его на кулак, бросился бежать. — Ой, я, кажется, умираю. — только успела сказать Радуга и тут же рассыпалась по траве сверкающими слезинками. — А Злой волшебник Черных Гор мчался на Север. Большая черная ворона несла его вдаль, а он крепко держал в руке Синий лучик. Злой волшебник свирепо улыбался, подгоняя ворону, и так спешил, что даже не заметил, как впереди засверкали переливчатые разводы Северного сияния. Снова происходит остановка чтения, с последующим обсуждением текста.
— Это что такое? — крикнул он. — Откуда здесь взялась эта преграда?
А Синий лучик, увидев среди множества цветов Северного сияния и синий цвет, крикнул изо всех сил:
— Брат мой, Синий цвет, спаси меня, верни меня к моей Радуге!
Синий цвет услышал эти слова и тотчас пришел на помощь брату. Он подошел к злому волшебнику, вырвал лучик из его рук и передал быстрым серебристым облакам. И очень вовремя, потому что Радуга, рассыпавшаяся на мелкие сверкающие капли-слезинки, стала высыхать. — Прощайте, — шептала она своим друзьям, — прощайте и передайте детям, что я больше не явлюсь на их призывы и песенки. — Стой! Стой! — раздался вдруг радостный крик. — Стой, Радуга, не умирай! Я здесь, твой Синий лучик вернулся! — С этими словами он прыгнул на свое место посреди цветных братьев, между голубым и фиолетовым цветами. Случилось чудо: Радуга ожила. — Смотрите-ка! — воскликнули радостно дети, увидев на небе пляшущую Радугу. — Это же наша Радуга! А мы ее уж заждались. — Смотрите-ка! — говорили взрослые. — Радуга засияла! Но вроде не было дождя? К чему бы это? К урожаю? К радости? К добру. Далее предлагаются вопросы для обсуждения. • Какой была Радуга-дуга из сказки?
• Какой из цветов Радуги вам больше всего нравится и почему?
• Как вы думаете, почему Злой волшебник вырвал из Радуги Синий лучик?
3. Выявление места и причины затруднения. — Ребята, скажите в реальном мире мы с вами встречаемся с радугой? Что же такое радуга, по вашему мнению? (На листе с изображением радуги фиксируются ответы обучающихся)
— Сейчас я прошу вас обратить внимание на экран. (Презентация видеофрагмента, сообщающем о радуге как об атмосферном явлении).
— Что нового вы узнали о радуге?
4. Стадия поиска выхода из затруднения. — Сейчас я прошу вас распределиться по цветам карточек, которые вы выбрали в начале занятия. — Вам предстоит работать с текстами, разными по содержанию, найти в каждом основную мысль и за тем озвучить для всех участников нашего занятия. (Работа с текстом в подгруппах)
— Как вы думаете, что случилось бы, если радуга вдруг исчезла? Из – за чего это могло произойти?
5. Стадия открытия новых знаний. — Сейчас я предлагаю вам, работая в группе, придумать собственную сказку о радуге, используя все те знания, которые вы сегодня получили.
Стадия «Осмысление содержания»
Психолог предлагает:
— выполнить групповой рисунок радуги и записать на лучах те, качества, которые позволяют людям находить гармонию в общении и оставаться такими же неразлучными как цвета радуги. Стадия рефлексии учебной деятельности. Оцените свою работу на занятии при помощи цветов радуги, объясняя свой выбор. — Какой момент занятия вам больше всего запомнился?
— Оцените полученные вами знания на конец урока (капельки). Пусть капля новых знаний вольется в наше море:
Большая – если много узнал на уроке;
Средняя – узнал, но не все;
Маленькая – почти ничего не узнал.
*На занятии использовался текст «Сказка о радуге». Верина
Игра — путешествие 1 класс. Конспект
Конспект психологического занятия тренинга для младших школьников
Конспект открытого занятия педагога-психолога
Мастер-класс педагога — психолога для младших школьников
Занятие для младших школьников «Воспитание силы воли»
Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка», 3 класс
Проектная внеурочная деятельность в начальной школе
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!