Что может пойти не так при внедрении ФГОС дошкольного образования и подготовки педагогов дошкольного образования?

Библиографическое описание

Перед основным общим образованием поставлена задача государства — введение федерального государственного образовательного стандарта.

Какие проблемы появились в школе при подготовке введения стандартов нового поколения и их реализации?

В-четвертых, учителю-предметнику трудно организовывать и проводить иные формы учения (учебное занятие, секции, студии, практические и лабораторные занятия, уроки-театрализации и другие). Учитель годами оттачивал мастерство и проводил единственную форму обучения — урок. Такие новые формы, как учебное занятие, никогда ранее у большей части педагогов не практиковались. Значит, необходимо увидеть специфику проведения различных форм обучения и осуществлять постоянные пробы.

В-пятых, у учителей возникла проблема в самостоятельной разработке программ учебных предметов, программы формирования универсальных учебных действий, систему оценивания достижений результатов.

Таким образом, работа учителя должна быть составляющей частью всего педагогического коллектива работающего по реализации задач ФГОС. Только совместно, в команде, можно преодолеть все трудности, связанные с введением стандартов нового поколения.

К условиям успешной подготовки педагога к работе по стандартам нового поколения мы отнесли:

Ò    глубокое знание теоретического материала;

Ò    понимание системы научных понятий;

Ò    способность к проектированию, исследованию;

Ò    владение современными информационными технологиями;

Ò    мобильность и ответственность в принятии решений;

Ò    умение рефлексировать;

Ò    способность к выстраиванию коммуникаций;

Ò    организация сотрудничества с детьми.

Стандарты нового поколения предполагают изменение собственной деятельности педагога и направлены на решение одной из наиценнейших задач — создание условий для «выращивания» успешности каждого школьника.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, стандарт нового поколения, текст стандарта, учебное занятие, учитель.

1

Проблемы реализации основной образовательной программы З. Кокарева

2

Изучение модуля 1 Возможен просмотр материалов виртуального методического кабинета ФГОС НОО Возможна самопроверка знаний особенностей ФГОС НОО на основе теста для педагогов, размещенного в п. меню « Тесты и материалы » ВМК ФГОС НОО

3

Модуль « технология введения и реализации ФГОС НОО » Изучение требований, внесение изменений Приказ Министерства образования и науки 2357 от О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный года 373

4

Три раздела программы Целевой : пояснительная записка планируемые результаты система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы Содержательный : программа формирования УУД ; программы учебных предметов ; программа духовно — нравственного развития, воспитания ; — программа экологического воспитания и формирования здорового и безопасного образа жизни ; — программа коррекционной работы ; Организационный : учебный план начального общего образования ; план внеурочной деятельности ; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.

5

Общие проблемы ООП НОО Нет конкретики Нет ссылок на документы Нет изменений с 2011 или с 2012 года Нет ссылок на локальные акты

6

Проблемы реализация системы оценки достижения планируемых результатов : Неразработанность в образовательном учреждении локального акта – положения о системе оценок, форм и методов оценки Недостаточный уровень владения учителем новыми методами и формами оценки Отсутствие банка КИМов

7

Проблемы р еализаци и программы формирования УУД Недочеты учебно — тематического планирования Мало кружков и студий внеурочной деятельности, посвященных проектной, исследовательской деятельности Неразработанность программы преемственности УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию и основному

8

Рабочие программы часть ООП Должны содержать : пояснительную записку общую характеристику учебного предмета описание ценностных ориентиров место предмета в учебном плане содержание учебного предмета результаты освоения учебного предмета тематическое планирование описание материально — технического обеспечения

9

Проблемы реализации программы коррекционной работы Отсутствие школьной психологической службы Слабость диагностической компетенции учителя Отсутствие карты медико — психолого — педагогического сопровождения ребенка Неразработанность индивидуальных маршрутов

10

Реализация программы духовно — нравственного воспитания осуществляется на основе программы воспитательной работы, разработанной с учетом региональных рекомендаций ( использование курса « Истоки ») внеурочной деятельности по пяти направлениям отслеживания результатов в соответствии с тремя уровнями воспитания

11

Структура программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Цель задачи деятельности Направления деятельности Модели организации работы, виды деятельности, формы деятельности Критерии оценки результатов и методы оценки

12

Проблемы разработки учебного плана Соотношение инвариатной части и части, формируемой участниками образовательного процесса 80% и 20% Разработка учебного плана для классов СКК 1-8 вида Предоставление права выбора предметов вариативной части плана

13

Разработка плана внеурочной деятельности Количество часов на внеурочную деятельность Предоставление права выбора направлений деятельности Включение всех обучающихся во внеурочную деятельность Взаимодействие с УДО, культуры и спорта

14

Создание условий для реализации ООП Кадровые, материально — технические, финансовые, психолого — педагогические, информационные Проблема – в выполнении всего комплекса условий

15

Замечания при проверках условий реализации ФГОС НОО Сайты созданы во всех проверенных школах, но не во всех проверенных ДОУ Наиболее часто встречающееся нарушение – сайт есть, но отсутствует часть информации.

16

Замечания при проверках Время занятия в расписании не соответствует нормам, предусмотренным в уставе ( в расписании – 40 мин, в уставе – 45). Даты проведения занятий в расписании не соответствуют указанным в классных журналах. Нет расписания уроков, внеурочной деятельности, кружков ( реализуемых и в рамках ОП и вне рамок ОП ). В расписании не указано место ведения деятельности. Не разработан годовой календарный график ( или не утвержден органом м / самоуправления ) Удаление обучающихся с уроков. Опоздание педагогов на уроки. В 1 классе задаются ДЗ, уставом и ЛА предусмотрены ДЗ со 2 класса.

17

Замечания при проверках ОУ не определен список учебников. Нет библиотеки ( библиотека не функционирует ). В библиотеке нет выхода в Интернет. Отсутствуют справочно — периодические издания, наличие которых предусмотрено ФГОС. Отсутствуют учебники по отдельным предметам ( что не позволяет использовать их на уроках или при организации инд обучения ). Не хватает учебников для выполнения учащимися ДЗ

18

Замечания при проверках Не регламентировано проведение мониторинга качества образования. Мониторинг качества образования не проводится.

Что может пойти не так при внедрении ФГОС дошкольного образования и подготовки педагогов дошкольного образования?

В статье сделан анализ проблем реализации ФГОС ДО, а также трудностей, возникающих у педагогов при его реализации.

Ключевые слова: ФГОС ДО, профессиональная подготовка педагогов.

При подготовке специалистов данного профиля необходимо отталкиваться от федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. От тех целей и задач, которые он определяет, как приоритетные в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения. В числе прочих в ФГОС ВО заложены следующие принципы, на которые необходимо опираться при его реализации:

— реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

Теперь разберем более подробно, что скрывается за данными определениями. Первый принцип гласит о том, что реализация программы теперь должна осуществляться в игре в форме творческой активности и деятельности. Считается, что занятия как форма себя исчерпали: на первое место выходит развитие познавательных способностей ребенка, а не заучивание (зазубривание) каких-либо знаний. По сравнению с советскими требованиями это значительный шаг вперед, можно говорить о формировании поколения новых людей. знания теперь не самоцель, а лишь инструмент для развития ребенка в определенной области. Пять образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) и их содержание позволяют сформировать полноценную личность ребенка.

Более того, провести занятия с группой детей гораздо проще, нежели обеспечить их познавательное развитие в процессе игры сформировав у них параллельно и необходимые знания. Начнем с того, что дети по приказу играть не будут, т. их надо увлечь соответствующей игрой, а если игра не «пошла», то ее надо сменить. Только деятельность сменить нельзя: в планах она на сегодняшний день прописана и результат надо выдать. Другой момент: не будет вся группа детей играть в одну игру, разные игры будут, а соответственно и разные результаты.

Теперь вернемся ко второму принципу, где образовательная деятельность должна выстраиваться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, а теперь это умножим на развитие познавательных способностей и получим в итоге на выходе личностно-ориентированный подход как средство реализации ФГОС ДО. педагог должен постоянно знать на каком этапе познавательного развития находится каждый ребенок. Для этого у него должны быть солидные знания по психологии, методики и тесты по выявлению сформированности уровней познавательного развития для каждого возраста соответственно. Чего нет, как и нет разрешения тестировать детей. Более того, личностно-ориентированный подход подразумевает что детей в группе будет не более десяти, иначе результатов невозможно достичь. Какова средняя наполняемость групп на сегодняшний день все и так прекрасно знают.

Что делать? Не отчаиваться: в области подготовки педагогов профиль «Дошкольное образование» с этого года не только в педагогическом направлении подготовки, но и в психолого-педагогическом — это позволит в перспективе вооружить педагогов необходимыми знаниями по психологии для реализации стандарта. Второе, остается надеяться, что в перспективе появится Программа, в которой будет сделано ежедневное планирование деятельности педагога, направленное на реализацию всех запланированных областей, где подробно будут расписаны все игры, оборудование, необходимое для развития ребенка в каждой из образовательных областей. Третье (фантастическое), что при реализации данной Программы педагогов освободят от ее переписывания в свой журнал планирования, а оставшееся время они смогут посвятить развитию детей.

Читать также:  Скачать бесплатную программу очистки диска для Windows

Основные термины (генерируются автоматически): познавательное развитие, ребенок, группа детей, дошкольное образование, знание, личностно-ориентированный подход, образовательная деятельность, развитие ребенка, реализация программы, творческая активность.

Я уже писала о проблемах, которые появились в связи с реализацией новых федеральных государственных стандартов (ФГОС), и возможных последствиях реализации. Цель данной статьи – проиллюстрировать часть из того, что было уже сказано, мнением учителей и конкретным содержанием с опорой на документы, а именно – на Примерную образовательную программу основного общего образования.

Полный текст примерной образовательной программой (ПОО) основного общего образования (ООО), созданной по новым ФГОС, – здесь. Программа одобрена 8 апреля 2015 года и входит в государственный реестр примерных основных образовательных программ. При этом следует иметь ввиду, что это программа примерная, и школа должна ее учитывать, но может изменять. Материал взят с портала «Общественная экспертиза нормативных документов в области образования», на котором продолжается работа по обсуждению проектов системы российского образования при активном участии членов образовательного сообщества. Самым обсуждаемым разделом остается раздел «ФГОС основного общего образования». Работа на проекте выстроена по принципу «Опишите проблему – найдите решение».

Реализация ФГОС неизбежно приведет к уменьшению конкретного содержания предметов, которое усвоит ученик. Учителя это уже видят. Например, учитель географии из Москвы Орлова Е. пишет: «При переходе на ФГОС продолжает оставаться проблема недостаточного количества часов на такой предмет, как география, всего по 1 часу в неделю. Несмотря на уменьшение количества тем в данных классах, усвоить основные положения и понятия, получить практические навыки, метапредметные навыки и успешно пользоваться ими, удаётся далеко не всем учащимся. Дети имеют очень разные возможности из-за некоторых отклонений в здоровье и других психолого-физиологических особенностей».

Поднимается также проблема контролирования получаемых результатов. Например, личностные результаты в ФГОС самые главные, они стоят на первом месте. Но, хотя возможен внутришкольный мониторинг соблюдения норм и правил общественной жизни обучающегося и его ценностно-смысловых установок, на итоговую оценку подготовки обучающегося достижение личностных результатов не выносится (стр. 4–5), а значит, личностные результаты не учитываются в оценке качества освоения учеником образовательной программы. Учитель физики Шичкин А. вполне обоснованно считает, что гарантировать при таком подходе достижение личностных результатов невозможно.

Не лучше обстоит дело и с метапредметными результами, которые в ФГОС идут на втором месте. Предполагается, что ученик освоит много нужных и полезных навыков. В примерной образовательной программе они описываются на 11 страницах. Однако ответа, как оценить сформированность этих навыков, нормативные документы не дают. В соответствии с частью «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования», внутришкольный мониторинг «сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий» будет осуществляться наблюдением за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований – именно так размыто это сформулировано в документе. (см. стр. Соответственно, учителя не знают, по каким критериям это осуществлять, какими измерителями пользоваться, на основе каких данных можно будет судить о том, что и на каком уровне выпускник освоил в этой области программы (для оценки способности выпускника продолжать образование необходимо, чтобы он освоил программу на уровне не ниже базового). Этот вопрос поднимает Чурилова О. , заместитель начальника Управления образования г. Муравленко. Итоговой оценкой достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта (им может быть эссе, художественная творческая работа, макет, отчет по социальному проекту и т. – подробнее см. стр. Сложно представить, каким образом на основе, например, художественной декламации, можно определить, способен ли выпускник «обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач» или «систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах» (эти навыки заявлены на уже упоминаемых 11 страницах описания метапредметных результатов».

Как и следовало ожидать, в оценке предметных результатов «основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе – метапредметных» (см. стр. в соответствии с ФГОС приведенные выше сетования учителя географии на то, что ученики не усваивают даже уменьшенное количество тем, совершенно неважны. Формулировка предмета оценки допускает составление таких контрольных заданий, что можно вообще не знать изучаемый учебный материал, но, найдя его в энциклопедиях, справочниках и т. и применив найденную информацию, получить хорошую оценку. И все будет в соответствии с ФГОС. Составителей ФГОС не волнует, что человек, не знающий географии, не в состоянии ориентироваться в новостях и оценивать серьезность произошедших событий, а значит не в состоянии адекватно планировать свои действия в повседневной жизни чуть дальше похода в магазин за покупками.

Как мы видим, современные ФГОС несут и неизбежное уменьшение количества знаний, который получит выпускник на выходе из школы, и невозможность контролировать качество образования. Учителя отмечают другие проблемы реализации ФГОС, не менее важные. Например, проблема обучения учеников-инвалидов (катастрофически не хватает времени для индивидуальной работы с ними). В рамках инклюзивного образования идет имитация коррекционной работы с детьми с ОВЗ – путем перекладывания работы психолога и социального педагога на классного руководителя. Существует проблема неэфффективности методического сопровождения учителей: многие ответственные за методическое сопровождение структуры сами не владеют ситуацией, не справляются с научно-методичным сопровождением. Практически отсутствует помощь в конкретных дидактических разработках по предмету, что вызывает очень большое время на подготовку урока. Учителя отмечают платность курсов переподготовки. Кроме того, существует проблема реального оснащения школы и ее материальнно-технической базы для реализации ФГОС.

Чиновники разработали ФГОС и отдали учителям – работайте с ним как хотите. А работать невозможно, если думать об образовании детей, а не о их  развлечении. Если стремиться воспитать гражданина, способного ориентироваться в современном мире, ни в коем случае нельзя отказываться от знаниевого компонента в образовании. Знаниевый компонент в образовании уменьшали нацисты для более удобного манипулирования молодежью – всем известна фраза Гитлера «Знания – крах для моей молодежи». Для чего отказываются от этого компонента современные руководители  системы образования? Неудивительно, что подобные ФГОС вызывают недоверие среди учителей к структурам, их разрабатывавшим. Поэтому среди решений существующих проблем, которые предлагает учительская общественность, –переработка ФГОС с учетом мнения учителей.

Однако современные ФГОС полностью соответствуют закону № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: в требованиях, которые должны быть включены в ФГОС, отсутствует минимум содержания (ст. 2 п. 6 и ст. 11 п. Указана только необходимость требований к результатам освоения образовательной программы (в которые можно включить предметные результаты без минимума содержания). Минимум содержания предусмотрен только в федеральных государственных требованиях к дополнительным предпрофессиональным программам (ст. 2 п. Таким образом, для включения знаниевого компонента в ФГОС необходимо изменение законодательной базы – переработка закона об образовании.

Картинка взята отсюда.

На сегодняшний день российская система образования переживает значительные преобразования, суть которых заключается во внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в учебный процесс.

Ведущей целью образовательного процесса становится полноценное формирование и развитие способностей обучающихся работать самостоятельно: ставить учебную проблему, находить пути её решения, прослеживать процесс и оценивать полученный результат, т. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации выпускников в стремительно изменяющемся обществе.

Новый образовательный стандарт установил требования, которым должен соответствовать образовательный процесс, его результат, а также условия обучения. Теперь задача системы образования заключается в достижении обозначенных планируемых результатов, создании и применении новых технологий, совершенствовании условий, в которых обучаются дети.

Однако, на пути реализации новых педагогических технологий, соответствующих ФГОС, возникают некоторые сложности. Основными трудностями, по нашему мнению, являются необходимость переподготовки кадров по новой образовательной системе, ограниченная доступность методических разработок для педагогов, а также недостаточная техническая оснащённость школ.

Губанова в своей работе, посвящённой готовности работников образования к реализации ФГОС, говорит о существование трёх типов проблем в этой области: общие, системные и личностные.

Общие проблемы связаны с недостаточной готовностью учителей к переменам в их профессиональной деятельности, и к организации учебного процесса в соответствии с ФГОС.

Системные проблемы отражаются в небольшом опыте проектной и исследовательской деятельности педагогов, а также неготовности к переходу на новую систему оценивания учащихся.

К сожалению, педагогу, который много лет работал по традиционной системе, трудно адаптироваться к новой программе. Значительное число учителей еще не преодолело проблемы, связанные с информационной малограмотностью, со сменой методических взглядов и переориентацией на иные теоретические и практические основы.

Читать также:  1.3. Составление программы психологического исследования

Методическая готовность учителя должна представлять собой целостное явление, включающие в себя три взаимосвязанных между собой компонента: познавательный, эмоциональный и мотивационный.

Познавательный компонент методической готовности учителя подразумевает владение педагога активными методами и формами деятельности, и его умение применять эти знания на практике.

Эмоциональный компонент отражается в удовлетворённости учителя своей работой при реализации ФГОС.

Соответственно, проблему методического характера можно выделить в качестве отдельной группы проблем, препятствующих обновлению российского образования. Трудность для учителей заключается в поиске такой организации урока, которая способствовала бы не только усвоению учебного материала, но и развитию мыслительной деятельности обучающихся.

Другой не менее значительной преградой реализации программы ФГОС является техническое оснащение российских школ. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, программные продукты, базы данных, коммуникационные каналы, и др. ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Для обучения иностранным языкам необходимы лингафонные кабинеты, помещения должны быть оснащены мультимедиа для осуществления проектной деятельности. Но на сегодняшний день материально-техническая база большого количества школ не отвечает требованиям ФГОС. Не все кабинеты оснащены современной техникой, необходимой для более качественной организации учебного процесса. Средств, которые выделяются на приобретение учебной литературы, экранно-звуковых пособий, интерактивных досок, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования недостаточно для полной реализации намеченных учителем задач.

Полное техническое оснащение школ не является гарантом реализации программы ФГОС. Необходимо грамотное и целесообразное использование данной техники, а это будет зависеть в свою очередь только от способностей учителя. Здесь стоит говорить о такой проблеме как информационная безграмотность педагогов. В профессиональном стандарте учителя ИКТ-компетентность состоит из следующих компонентов: 1) общепедагогический компонент включает в себя ИКТ-компетенции, относящиеся к педагогической деятельности в информационной среде; 2) общепользовательский отражает опыт использования информационно-коммуникативных технологий; 3) предметно-педагогический отражает перечень элементов ИКТ-компетенции с учётом учебного предмета.

Гораздо более сложно внедрить ФГОС в сельских школах. Во-первых, перед педагогами малокомплектных сельских школ стоит проблема плохого материально-технического оснащения учебных заведений, в которых зачастую вместо современных компьютеров и ноутбуков установлена списанная техника, и достаточно часто отсутствует выход в интернет.

Во-вторых, маленькая наполняемость классов детьми делает невозможным применение некоторых форм коллективной работы, которые могут использовать учителя городских школ в классно-урочной системе. Недоступность специальной литературы и недостаточность методических рекомендаций для работы в малокомплектных сельских школах затрудняет внедрение ФГОС.

Организация внеурочной деятельности учащихся зачастую встречает трудности. Например, организация экскурсии не всегда является возможной в силу удалённости культурных и образовательных центров региона. Также играет свою роль ограниченность доступа учителей и учащихся к некоторым информационным ресурсам.

Таким образом, можно вычленить комплекс проблем, которые взаимоусугубляют друг друга и не позволяют реализовывать намеченные реформы в образовательной среде. На сегодняшний день уровень методической подготовки учителей необходимый для полноценной реализации Федерального образовательного стандарта является недостаточно высоким, в силу отсутствия необходимого количества методических разработок, соответствующих требованиям стандарта. Материально-техническая оснащённость школ равным образом не даёт возможности для претворения в жизнь новых педагогических технологий ФГОС. Особенно остро эти проблемы стоят в сельских школах. Однако учителя могут реализовать новый стандарт за счёт своего умения самообразовываться, перестраиваться в отношении новых условий работы. Профессионализм и творческий подход педагога к своему делу, стремление раскрыть способности каждого ученика является лучшим ресурсом для воплощения новых стандартов школьного образования.

В результате проведённого исследования трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в школах, возникает вопрос: действительно ли изменения, коснувшиеся всех ступеней школьного образования, качественно изменят уровень подготовки выпускников?

  • Губанова Е. В. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС // Управление начальной школой. — 2012. — № 6.
  • Копотева Г. Л., Логвинова И. М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы. — 2011. — № 10. С.8–12.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. М.; «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Пушкарева Е. А. Взаимодействие науки и образования в условиях формирования инновационной культуры образовательного учреждения// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2013. — № 4. — С. 29–36.
  • Смолеусова Т. В. Методическая готовность к внедрению на занятиях инноваций, соответствующих требованиям ФГОС// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2015. — №.4. С.27–36.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, проблема, учебный процесс, материально-техническая база, методическая готовность учителя, образовательный процесс, образовательный стандарт, профессиональный стандарт учителя, Федеральный образовательный стандарт, школьное образование.

Что может пойти не так при внедрении ФГОС дошкольного образования и подготовки педагогов дошкольного образования?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Егорлыкский Центр внешкольной работы

Доклад на заседании МО педагогов дополнительного образования в рамках

августовской педагогической конференции

реализации программ дополнительного

образования детей в МБОУДО ЕЦВР

педагог дополнительного образования

Ткачева Алла Николаевна

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить, готовясь, не живёт.

Наш Центр внешкольной работы, как многопрофильное учреждение

дополнительного образования, устойчиво работает в образовательном пространстве

Егорлыкского района, предоставляя детям и родителям широкий спектр

образовательных услуг.

Одно из главных предназначений дополнительного образования – это

— овладение детьми социальным опытом на уровне решения значимых, для них

проблем (выбор взглядов, ценностных ориентаций), развитие собственных

познавательных способностей, выбор будущей профессиональной деятельности и

среды общения, которая привлекательна для обучающихся. Дополнительное

образование – образование доступное: могут заниматься все дети – «обычные» и

одаренные. Здесь реализуется право ребенка на обучение в индивидуальном темпе и

Дополнительное образование динамично реагирует на изменяющиеся

потребности детей, предлагает ребенку значимое содержание образования, дает

практически ориентированные знания, которые на деле помогают ему

адаптироваться в окружающей жизни. Но качественное образование обеспечивается

не столько инновационным содержанием, сколько «гибкостью и вариативностью

образовательных программ». Необходимо закладывать в программу возможность

разных вариантов ее прохождения, с учетом индивидуальных возможностей

обучающихся, с целью их дальнейшего развития. Это требует соответствующего

методического обеспечения разного уровня.

Целями Концепции являются: обеспечение прав ребенка на развитие,

личностное самоопределение и самореализацию; расширение возможностей для

удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

развитие инновационного потенциала общества.

Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:

— развитие дополнительного персонального образования проектирование

мотивирующих образовательных сред;

— интеграция дополнительного и общего образования;

— разработка инструментов оценки достижений детей и подростков,

диагностика мотивации достижений личности;

— повышение вариативности, качества и доступности дополнительного

образования для каждого;

— обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии

с интересами детей, потребностями семьи и общества.

Что может пойти не так при внедрении ФГОС дошкольного образования и подготовки педагогов дошкольного образования?

На современном этапе содержание дополнительных образовательных

программ ориентировано на:

— создание необходимых условий для личностного развития учащихся,

позитивной социализации и профессионального самоопределения;

— удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в

интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в

занятиях физической культурой и спортом, научно- техническим творчеством;

— формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление,

развитие и поддержку талантливых учащихся;

— обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического,

трудового воспитания учащихся;

— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление

здоровья учащихся; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого

класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том

числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-

Не претендуя на окончательные выводы, мне бы хотелось сегодня поговорить

об актуальных проблемах дополнительного образования. Разговор пойдет о

проблемах, существующих в учреждениях дополнительного образования детей

нашей станицы. Ответ на этот вопрос выходит в плоскость политическую. И все же

следует признать, что система внешкольной работы переживает кризис, особенно в

части деятельности педагогов дополнительного образования.

Готовясь к серьезному разговору, я нашла данные социологического

исследования, которое позволило пролить свет на некоторые стороны

существования педагога ДО. В исследовании приняли участие педагоги не нашего

ЦВР, но думаю, кадровый состав во всех учреждениях такого типа примерно

– доля молодых специалистов (до 5 лет) составила 22%;

– группа педагогов еще достаточно молодых, но уже имеющих определенный

опыт (от 6 до 15 лет) – 26%;

– имеющих и значительный стаж, и в то же время перспективы – 30%;

– наименее перспективная, хотя очень опытная группа работников, более

четверти века отработавших в системе внешкольного воспитания, – 22%;

— родители.

По данным исследования можно утверждать, что среди педагогов явно не

хватает мужчин. Данное обстоятельство является болевой точкой внешкольной

Читать также:  Финансовая помощь и финансирование без проблем

работы в значительном числе российских регионов. Представителей сильного пола,

которые соглашаются на учительскую зарплату и такой социальный статус

немного. В нашем случае картина с мужчинами педагогами нормальная, за счет

присоединения СЮТ.

В ДО преобладают преподаватели, реализующие программы художественной

направленности – 50%, представители физкультурно-спортивных секций составили

13%, доля педагогов военно-патриотических объединений – 10%, туристско-

краеведческих и эколого-биологических – по 9%, спортивно-технических и научно-

технических – соответственно 6% и 3%.

Очень маленький процент преподавателей, реализующих социально-

педагогическую, социально-экономическую, естественно-научную направленности.

Если соотнести эту информацию с тем, что фигурирует в новом – IX Всероссийском

конкурсе авторских программ дополнительного образования, то следует заметить,

что программы социально-экономической и естественно-научной направленностей

в список не попали, не вошла военно-патриотическая тематика.

Преобладание среди программ дополнительного образования детей программ

художественной направленности – это факт. Почему это происходит? Ответ только

один — на художественную направленность существует заказ родителей, детей, и

даже органов местной власти.

Бытует мнение о том, что педагоги дополнительного образования – люди без

профессиональной подготовки, и вообще они сильно уступают школьным учителям

в квалификации. Вытекающая проблема в отсутствии профессиональной

идентичности. Человек, занимающий должность педагога дополнительного

образования, не отождествляет себя ни с должностью учителя, ни с должностью

воспитателя. Отсутствие такой идентификации, обособленности сообщества

преподавателей-внешкольников затрудняет формирование профессиональных норм

и ценностей, препятствует становлению этой профессии.

Не все педагоги дополнительного образования понимают свое предназначение –

то есть, для чего он реализует дополнительную образовательную программу,

почему именно такую.

В содержания программ педагоги вносят то, что им интересно (41%) и что они

умеют (24%), пятая часть ответов связана с заказом детей и подростков и лишь по

8% опрошенных обращаются к заказу со стороны родителей и общества.

Анализируя причины непосещения внешкольных объединений, главным

фактором, препятствующим включению подростков в дополнительные

образовательные программы, названо отсутствие у них интереса. На втором месте

загруженность школьников учебными занятиями, причем сами ребята оценивают

остроту своей нагрузки в три раза меньше, чем родители и педагоги. Третье место

может быть отдано такой причине, как неудобное расположение учреждений

Фактором, препятствующим включению подростков в жизнедеятельность

детско-подростковых объединений, является и позиция семьи. Родители не видят

смысла в этих занятиях для своих детей. На недостаток информации о внешкольных

объединениях указали школьники.

Собственную ответственность за плохую наполняемость УДОД педагоги

практически не фиксируют. На лицо – иждивенческая позиция и социально-

профессиональная неадекватность.

Преподавателю УДОД важно понимать, что побуждает детей приходить на

занятия (иметь представление о мотивации учащихся). Для сравнения

показательны суждения педагогов-внешкольников о мотивации включения детей и

подростков в дополнительные образовательные программы. Ответы относят к

среднему уровню значимости:

– признание и уважение;

– познавательный интерес;

– общение со сверстниками.

Ниже среднего уровня оказались два варианта – «возможность заниматься чем-

то практическим» и «продуктивность». И наконец, в самом конце рейтинга остались

соревновательность, отсутствие принуждения и необычность обстановки.

Подростки же утверждают, что на первом месте стоит познавательный интерес,

на втором – возможность общаться во внешкольном объединении с друзьями и

приятелями, на третьем – ситуации признания достижений, соревнования, в

которых создается возможность доказать другим свои возможности, практический и

продуктивный характер занятий – на четвертом. Замыкают список такие качества

коллективной жизнедеятельности, которые ребята характеризуют как отсутствие

принуждения, нравоучений и «романтика, приключение, новые ощущения».

Педагоги, судя по всему, переоценивают важность для детей мотивов

практической и продуктивной деятельности. Можно утверждать, что стремление

педагогов-внешкольников везде видеть практичность и желание получить продукт –

изделие, танец, спектакль и т. , для тинэйджеров не так значимо. Вообще одним из

кризисных явлений в учреждениях дополнительного образования является

следующее обстоятельство – внешкольная система создавалась для воспитания

подростков, а в настоящее время, как только школьник достигает подросткового

возраста, он в эти учреждения перестает ходить. В поисках контингента учреждения

допобразования создают множество программ для дошкольников и младших

Главный способ решения проблем – повышение квалификации педагогов

дополнительного образования, которое должно привести к профессионализации их

занятий, принятию профессиональных норм и ценностей. Отсюда и

терапевтическая процедура – работа на курсах и семинарах на осознание своего

профессионального Я, педагогическое стимулирование профессиональной

ответственности, развитие профессиональной рефлексии.

Педагоги должны обучиться привлечению ресурсов родителей воспитанников,

окружающей социальной, культурной, природной сред и муниципалитета. В ходе

проектирования содержания программ следует обратить внимание на переоценку

преподавателями дополнительного образования значения для детей практической и

продуктивной ориентации занятий. Отдавать предпочтения воспитательным

Формирование корпоративности педагогов-внешкольников в педагогической

среде. Нужны специфические сплачивающие сообщество мероприятия,

способствующие постепенному складыванию профессиональной идентичности

клубном режиме необходимы и площадки рефлексии профессиональной

деятельности. Целесообразно лечение, направленное на поддержку стандартов

профессиональной деятельности как внутрикорпоративной системы требований.

Взаимодействие школ, родителей, детей в режиме формирования заказа на

дополнительное образование. Именно на основе заказа стоило бы, и провести

некоторое оперативное вмешательство в учреждения – удалить программы и

объединения невостребованные, «протезировать» те, которых нет, а потребность в

них имеется. Перевести объединения из финансируемых за счет муниципалитета в

существующие за счет родительской поддержки.

Вообще педагог должен понимать, кто заказчик содержания его программы.

Если это народное традиционное ремесло, им могут быть и муниципальные власти,

и образцовый детский танцевальный ансамбль, обслуживающий праздники, и

танцевальный коллектив, обеспечивающий начальные шаги всех желающих детей в

освоении данного искусства – как возможность, предоставляемая за счет городского

бюджета всем горожанам.

Всемерная поддержка социального статуса педагога дополнительного

образования. Если общество признает его особую роль в становлении детей и

подростков, мириться с существующим положением вещей нельзя. Нужна большая

пропагандистская работа в СМИ.

Поделюсь опытом реализации моей программы. В современном мире валяние —

это несложный вид рукоделия, с помощью которого можно делать замечательные

вещи: одежду, поделки для дома или аксессуары. Сегодня один из самых старых,

традиционных материалов, вновь приобретает актуальность. Полузабытое народное

ремесло возрождается в модной индустрии. Работа с художественным войлоком

предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок.

Это увлекательное занятие способствует развитию творческих способностей.

Валяние – техника, доступная для детей практически любого возраста.

Дополнительная образовательная программа «Крокус» получила свое

название по аналогии с нежным цветком — вестником пробуждающейся природы.

Крокус — как символ возрождения древней традиции валяния.

Дополнительная образовательная программа «Крокус»» по содержанию является

культурологической, так как знакомит детей с историей войлоковаляния и его

современным использованием у многих народов мира и русского народа в

частности; по функциональному предназначению — декоративно-прикладной.

Данная образовательная программа представляет индивидуальный авторский

вариант деятельности в детском объединении «Крокус». Передовой педагогический

опыт составлен на основе: обучающих мастер-классов по фильцеванию в областном

доме народного творчества, семинара-практикум по валянию для педагогов ДПИ,

участия в онлайн-конференции «Рукоделие и Я», изучения опыта работы педагога

по валянию Маркиной Н. И, педагога по шерстяной живописи Охлопковой О

постоянного поиска информационных технологий с работами мастеров,

художников по валянию, многолетнего опыта работы с обучающимися.

Содержание программы многосторонне раскрывает связь народной

художественной культуры с общечеловеческими ценностями, многосторонне

раскрывает связь народной художественной культуры с общечеловеческими

ценностями. Программа имеет спиральный принцип построения, который

предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование

творческих умений и навыков.

Проанализировав свою работу за предыдущие годы, я поняла, что

устойчивого положительного результат можно добиться, только работая по

принципу: «Обучая себя, обучу и разовью способности учащихся». Отличительной

особенностью групп системы дополнительного образования детей является то, что

они чаще всего разновозрастные и предельно разнообразны в проявлениях

индивидуальности. Поэтому мне приходится быть определенным балансом в

поддержке определенного уровня отношений в группе, в совместной деятельности,

в самоорганизации детского общества.

В группах атмосфера доброжелательная, дети сплотились, друг другу

приходят на помощь, иногда работают коллективно, делятся своими впечатлениями

и мнениями по созданию поделок. Игра, обсуждение, загадки присутствуют на

каждом занятии и помогают в работе. Ребятам здесь нравится, об этом можно

судить по активной посещаемости детей на кружке, по желанию выполнять все

новые и новые творческие задачи и поделки.

Андреева Г. Социальная психология: учебник. 5-е изд. , испр. и доп

Горькова Л. Эффективность развития детской одаренности в условиях

учреждения дополнительного образования // Дополнительное образование

2001. -N 11.

Иванченко В. Инновации в образовании: общее и дополнительное

образование детей: учебно-методическое пособие для учителей, педагогов

дополнительного образования, методистов, классных руководителей,

студентов и аспирантов педагогических учебных заведений, слушателей

институтов повышения квалификации / В. Иванченко. — Ростов-на-Дону,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *