Минсельхоз представил проект обновленной госпрограммы комплексного развития сельских территорий на 2020–2025 годы — ее предлагается продлить еще на пять лет, что приведет к увеличению финансирования с 1,5 трлн руб. до 3,3 трлн руб. Чиновники рассчитывают к 2030 году достичь результатов, обещанных еще при запуске программы, но потом сниженных. Однако некоторые из них останутся пониженными — например, безработицу на селе планируется сократить лишь до 6,3%, хотя еще год назад говорилось о 5,7% к 2025 году.
Проект обновленной госпрограммы комплексного развития села, предусматривающий ее продление еще на пять лет — до 2030 года, опубликован вчера Минсельхозом на портале regulation. gov. О необходимости пролонгации ведомство начало говорить во время обсуждения проекта бюджета на 2021–2023 годы, когда стало ясно, что реальное финансирование программы так и останется ниже обещанного при ее запуске.
Напомним, в этом году на реализацию программы из федерального бюджета выделено 35,9 млрд руб. В документе же было заявлено почти 80 млрд руб. Хоть летом финансирование программы было существенно урезано, ее ресурсное обеспечение в бюджете на следующую трехлетку оказалось и того ниже — 30,9 млрд руб. в 2021 году и 31,5 млрд руб. в 2022 году, что на 10% меньше запланированных расходов. И хотя Минфин ранее заверял, что фактическое финансовое обеспечение развития села останется на том же уровне за счет средств, предусмотренных в отраслевых госпрограммах и нацпроектах (см. “Ъ” от 5 октября), глава Минсельхоза констатировал, что с таким финансированием достичь заявленных целей вряд ли удастся к 2025 году.
Как следует из проекта госпрограммы, ее продление приведет к более чем двукратному удорожанию — с текущих 1,49 трлн руб. до 3,29 трлн руб.
В основном дополнительные средства предусматриваются именно на 2025–2030 годы, однако некоторую прибавку, несмотря на сокращение финансирования со стороны федерального центра и регионов, Минсельхоз ожидает и в 2021–2022 годах — за счет более активного привлечения частных средств. Например, в 2021 году ожидается внебюджетное финансирование на уровне 81,6 млрд руб. (против предусмотренных сейчас 35,5 млрд руб. ), а в 2022-м — 107 млрд руб. (против 24,1 млрд руб.
Минсельхоз предложил сократить финансирование программы по развитию сельских территорий на 2020–2025 годы — с 2,3 трлн руб. до 1,5 трлн руб. , в ближайшие три года на программу предполагается потратить лишь 241,5 млрд руб. Еще две недели назад ведомство, напротив, предлагало увеличить его до 3 трлн руб. — в Минсельхозе поясняют, что выступают за рост финансирования. Сокращение же вызвано сокращением финансирования в федеральном бюджете на ближайшие три года. Скорректированы в сторону уменьшения и целевые показатели по улучшению жилищных условий в селах и сокращению разницы между доходами сельского и городского населения. Ключевой же показатель по оттоку населения из сел заметно не изменился — в ведомстве рассчитывают, что доля сельского населения к 2025 году не должна упасть ниже 25%.
Минсельхоз предлагает сократить финансирование госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» — с 2,3 трлн руб. до 1,5 трлн руб. на 2020–2025 годы, следует из опубликованного на regulation. gov. ru проекта постановления правительства. Это уже второй за последние две недели проект поправок к госпрограмме, опубликованный Минсельхозом. Проект ведомства Дмитрия Патрушева от 29 января, напротив, предполагал увеличение объемов финансирования до 3 трлн руб. Рост расходов в этом проекте в основном приходился на 2023–2025 годы, в текущей версии сокращены расходы на 2021–2022 годы.
Госпрограмма по развитию сельских территорий утверждена в июне 2019 года и призвана остановить отток населения из села, улучшить жилищные условия в селах и увеличить соотношение доходов сельского и городского населения. Изначальный размер ее финансирования должен был составить лишь 1,4 трлн руб. — увеличение же его объемов связано с привлечением средств из внебюджетных источников.
Впрочем, как указывал глава Минсельхоза при обсуждении программы, решение только первоочередных проблем села требует около 6 трлн руб. (см. “Ъ” от 22 мая 2019 года).
Согласно февральскому проекту, финансирование значительнее всего сократится за счет федерального бюджета и внебюджетных источников — и составит 733,4 млрд руб. и 648,9 млрд руб. против 1 трлн руб. для каждого источника в действующей редакции.
Из консолидированных бюджетов на программу направят 109 млрд руб. (против 174 млрд руб. Наибольшее снижение предполагается в 2020–2022 годах: вместо запланированного 1 трлн руб. на программу будет выделено лишь 241,5 млрд руб. В частности, в 2020 году объем финансирования сократится с 228,8 млрд руб. до 96,4 млрд руб. , в 2021-м с 362,7 млрд руб. до 78,4 млрд руб. и в 2022-м — с 412,8 млрд руб. до 66,7 млрд руб. В следующие три года сокращение не превысит 10–15 млрд руб. ежегодно — общий же объем составит 1,2 трлн руб.
Вице-премьер — министр сельского хозяйства Удмуртии Ольга Абрамова на аппаратном совещании обозначила три ключевые проблемы при реализации госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий». Это отсутствие актуальной проектно-сметной документации на объекты капитального строительства, сложности в привлечении внебюджетных источников, а также сокращение объемов финансирования из федерального бюджета. Он отметила, что на данный момент региональное ведомство решает эти проблемы. Глава региона Александр Бречалов считает, что реализация программы в республике — на высоком уровне. По его словам, сейчас идет согласование программы на следующий год и необходимо «не снижать темпы». В госсовете считают, что условие по наличию внебюджетных источников необходимо исключить для того, чтобы все муниципальные образования на равных могли принять участие в программе, а с обновлением проектно-сметной документации муниципалов должны финансово поддержать местные власти.
О реализации в Удмуртии госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» вице-премьер — министр сельского хозяйства Ольга Абрамова рассказала сегодня во время аппаратного совещания у главы республики. Оно проходило онлайн.
По ее словам, в этом году в Удмуртию из федерального бюджета было направлено в рамках программы 1,14 млрд руб. По объему привлечения бюджетных средств республика заняла четвертое место среди регионов.
Также госпожа Абрамова подчеркнула, что 48% от полученных средств республика направила на программу «Современный облик сельских территорий», 30% — на «Развитие транспортной инфраструктуры».
По словам вице-премьера, по развитию инженерной инфраструктуры сегодня в Удмуртии реализуется пять проектов. Один из них — комплексная компактная застройка в Малопургинском районе. Еще четыре объекта обустраивают в трех районах республики: проект по газификации в Каракулинском районе, строительство газораспределительных сетей в Глазовском и Ярском районах, также проект по сетям водоснабжения в Воткинском районе. В программу «Современный облик сельских территорий» попали муниципальные образования в Кезском, Игринском, Шарканском и Селтинском районах.
«В ходе программы «Комплексное развитие сельских территорий» в части «Современного облика сельских территорий» мы для себя определили три ключевые проблемы, над которыми мы сейчас работаем. Это отсутствие актуальной проектно-сметной документации на объекты капитального строительства. Поясню, есть проектно-сметная документация еще 2013–2014 годов, по некоторым объектам такие технологии уже даже не реализуются. Вторая проблема — сложности в привлечении внебюджетных источников. Здесь муниципальные образования максимально привлекают все юрлица, которые осуществляют свою деятельность на территории конкретных муниципальных образований»,— отметила госпожа Абрамова.
Как Госдума поспорила с Минфином из-за денег на развитие сельских территорий
В связи с продлением программы Минсельхоз также пересматривает и целевые показатели. Отметим, они были снижены еще весной. Теперь же часть изначально запланированных на 2025 год задач планируется выполнить в 2030 году. Например, к этому времени планируется сохранить долю сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3% (к 2025 году, как и в действующей версии проекта, не менее 25,1%). Возвращается и цель по повышению соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств 80%, но достигать ее предлагается уже более скромными темпами. Если сейчас планируется добиться 75,5% к 2025 году, то в проекте предусматривается достижение к этому времени лишь 68,5%.
Впрочем, не все обещанные при запуске программы результаты вернутся в ее обновленную версию: менее оптимистично Минсельхоз теперь оценивает возможное снижение безработицы на селе.
В 2019 году ведомство оценивало ее уровень в 8%; изначально чиновники обещали ее снижение до 5,7% в 2025 году. В действующей редакции программы речь идет о 6,5% к этому сроку — за «дополнительную» пятилетку, как следует из проекта, этот показатель должен снизиться только до 6,3%.
Как Минсельхоз описал развитие сельской инфраструктуры в кредитных терминах
Несмотря на сокращение расходов по большинству подпрограмм и корректировки их целевых показателей в сторону уменьшения (неизменны лишь планы по дорожному строительству), целевые показатели программы изменились неравномерно. Соотношение доходов сельского и городского населения на конец реализации программы ожидается на уровне 75,5% вместо 80% (67% в 2017 году) — на его выполнение повлияет сокращение финансирования ведомственного проекта «Содействие занятости сельского населения». Заметно сократится и доля благоустроенного жилья в селах — с 50% до 43,2% (32,6% в 2017-м): например, льготное кредитование для улучшения жилищных условий смогут получить до 122 тыс. семей к 2025 году против 201 тыс. — ввод жилья составит 1,3 млн кв. м против 2,3 млн кв. Впрочем, Минсельхоз рассчитывает достичь основной задачи госпрограммы — остановить отток населения из сел. Ключевой показатель программы — доля сельского населения — скорректирован незначительно и должен составить не менее 25,1% к 2025 году против ранее обозначенных 25,3% (в базовом 2017 году она составляла 25,7%).
Как рассказали “Ъ” в Минсельхозе, поправки понадобились для приведения финансирования в соответствие с законом о федеральном бюджете на 2020–2022 годы: «на период 2023–2025 годов финансирование сохраняется на уровне паспорта». В министерстве выступают за увеличение текущего финансирования из-за «значительного потенциала в развитии сельских территорий»: по оценкам министерства, программа развития только в первый год должна затронуть территории с населением более 1 млн человек. Объем заявок от регионов на участие в программе в 2020 году составил 132 млрд руб. , что в 1,7 раза превышает финансирование программы — из-за ограниченного финансирования отобраны были лишь 146 проектов в 47 регионов.
Как в Удмуртии будут развивать овощеводство
Третья проблема, по ее словам, которая «не очень зависит» от региональных властей, но «влияет» на регион, это сокращение объема финансирования на современный облик сельских территорий. По словам вице-премьера, в 2020 году на это из федерального бюджета выделялось 12 млрд руб. по всей стране, в 2021 году планируется выделить не более 6 млрд руб.
На комплексное развитие транспортной инфраструктуры, по словам министра, в Удмуртию было направлено 646 млн руб. На сегодняшний день три заявленных по программе объекта реализуются. Это реконструкция автодорог в Кезском, Шарсканском и Киясовском районах. «Здесь нет никаких рисков по неисполнению данных задач»,— подчеркнула госпожа Абрамова.
Глава региона Александр Бречалов отметил, что все заявки этого года «в очень хорошем качественном исполнении». «У нас на 2021 год заявки тоже достаточно качественные, серьезные и это действительно про комплексное развитие сельских территорий»,— сказал господин Бречалов.
При этом он обратился к депутатам регионального госсовета с просьбой внимательнее посмотреть на количество проверок государственного контрольного комитета. «Оно какое-то запредельное просто. За предыдущие все годы столько не было. Может быть, надо как-то выделить им ставку, чтобы они сидели постоянно круглосуточно?» — заявил глава Удмуртии.
Он подчеркнул, что, «несмотря на все препятствия» минсельхоз Удмуртии работает «достаточно эффективно» и исполнение проекта по комплексному развитию сельских территорий, по его мнению, находится на высоком уровне. «Давайте не снижать темпы, у нас сейчас ключевые дни идут, самые горячие дни по согласованию программ. Ну и я очень надеюсь, что министр примет наше приглашение и посетит республику именно по этому вопросу»,— подчеркнул Александр Бречалов.
Председатель постоянной комиссии госсовета Удмуртии по АПК Владимир Варламов отметил, что проблемы, которые обозначила госпожа Абрамова, депутаты рассматривали на президиуме.
Кроме того, по его мнению, софинансирование из внебюджета необходимо убрать из условий участия в программе. «Это неправильно немного, мы выходим с такой инициативой, чтобы отменить этот пункт. В некоторых муниципальных образованиях есть компании, у которых есть возможность софинансировать, а в каких-то деревнях спонсоров нет. И таких деревень много. Надо, чтобы все равны были, если у кого-то нет спонсора, он не улучшит свои территории, получается»,— отметил господин Варламов.
Что касается сокращения в 2021 году средств из федерального бюджета, то эта сумма будет скорректирована, предполагает депутат, а указанные цифры были заложены в плановом бюджете на 2021 год. «Мы тоже этот вопрос перед депутатами Госдумы поднимаем»,— подчеркнул он.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев считает, что для решения проблемы с отсутствием внебюджетных источников местным властям нужно максимально налаживать диалог с бизнесом и делать территорию привлекательной для инвесторов — проводить встречи, круглые столы, а также разъяснять предпринимателям меры поддержки и программы, в которых они могут поучаствовать. «Что касается снижения финансирования, то эта ситуация наблюдается по всей стране, последствия экономически сложного года. Ее можно скорректировать, дав возможность местным сельхозтоваропроизводителям выходить на местные рынки, в том числе на льготных условиях, и дать им возможность поставлять актуальные товары в другие регионы. Об этом власти могут предварительно договориться на своем уровне»,— считает эксперт.
Календарь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел «Поиск по всем документам».
Подписка
- Ежедневная
- Еженедельная
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.