Демографическая проблема и потенциальные решения

Определение 1

Демографические проблемы в Российской Федерации — это отголоски глобальных проблем человечества, обусловленных убылью населения, падением рождаемости, препятствующих простому воспроизводству населения, ростом смертности.

  • Заголовок или текст документа

  • 21 мая, суббота

    29 апреля, пятница

    10 февраля, четверг

    28 января, пятница

    8 декабря 2021, среда

    8 сентября 2021, среда

    6 августа 2021, пятница

    6 мая 2021, четверг

    23 апреля 2021, пятница

    2 апреля 2021, пятница

    30 марта 2021, вторник

    22 марта 2021, понедельник

    4 декабря 2020, пятница

    10 ноября 2020, вторник

    27 октября 2020, вторник

    10 октября 2020, суббота

    17 мая 2020, воскресенье

    10 апреля 2020, пятница

    31 декабря 2019, вторник

    13 ноября 2019, среда

    1

    20 сентября 2021, понедельник

    2 августа 2019, пятница

    23 апреля 2018, понедельник

    10 января 2018, среда

    31 декабря 2017, воскресенье

    29 декабря 2017, пятница

    2 мая 2017, вторник

    26 декабря 2016, понедельник

    21 апреля 2016, четверг

    21 апреля 2016, Национальные и межотраслевые документы стратегического планирования

    Об утверждении плана мероприятий по реализации III этапа Концепции демографической политики

    Распоряжение от 14 апреля 2016 года №669-р. Начиная с 2010 года в России отмечается сокращение числа женщин фертильного возраста. В России в 2014 году отмечено снижение на 2,5 млн человек числа женщин в возрасте 15–49 лет (на 6,6%). Сокращение численности женщин молодых возрастов (20–29 лет), на долю которых приходится примерно 60% всех рождений, составило 1,4 млн человек. На III этапе реализации Концепции демографической политики с 2016 по 2020 год предусмотрены меры по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране. В числе задач III этапа – снижение предотвратимых причин смертности, повышение эффективности медицинской помощи гражданам пожилого возраста, усиление защиты здоровья населения от последствий потребления табака и алкоголя, дополнительные механизмы экономического стимулирования рождения вторых и последующих детей, поддержка молодых женщин и молодых семей в целях увеличения числа рождений в более раннем возрасте.

    16 декабря 2015, среда

    9 октября 2007, вторник

    Общая характеристика демографических проблем

    Современное общество в разных странах сталкивается с двояким проявлением демографических проблем. С одной стороны, развитые страны сталкиваются с проблемой падения рождаемости на фоне старения населения, высокой нагрузки на подрастающее поколение по содержанию пенсионеров, общего сокращения численности населения государств. Это обусловлено высоким уровнем образованности, определенной социальной ответственностью, которая становится слишком высокой для отдельного человека, не готового нести ответственность за семью, детей. Развитые страны отмечают рост среднего возраста вступления в брак и рождения детей, обусловленные желанием граждан достичь определенного материального положения и только потом брать на себя дополнительные обязательства.

    С другой стороны, многие страны, не отличающиеся высоким уровнем образованности и финансового достатка, обеспечивают чрезмерный уровень рождаемости и перенаселенность. Эти процессы ведут к росту миграционных показателей и рассматриваются развитыми странами как угроза их национальной идентичности.

    Не осталась в стороне от демографических проблем и Российская Федерация, которая в последние годы отмечает тенденцию развития демографии, характерную для развитых стран. Население России активно стареет, показатели рождаемости не обеспечивают прирост этого населения, экономические проблемы и низкий уровень дохода населения не способствуют изменению сложившейся тенденции.

    Ключевые задачи, ориентиры и методы

    Сегодня сохранение и приумножение населения – это главный приоритет в развитии России

    Нацпроект «Демография»: ключевые задачи, ориентиры и методы

    Почему сейчас

    В 2018 году численность населения России упала до 146,7 млн человек. Это уровень 2010 года, когда страна вступила в так называемую демографическую яму. Тогда она была связана с низкой рождаемостью в 1990-е годы и с сокращением числа женщин в активном репродуктивном возрасте, то есть 20–29 лет. В предыдущие годы именно на эту социальную группу приходилось 50–60% рождений всех детей. Вместе с  тем выросла плодовитость среди женщин старших возрастных групп (25–39 лет), а также увеличилось число вторых и третьих детей в семьях. Несмотря на это с 1992 по 2012 годы число жителей страны сократилось на 13,2 млн человек. Благодаря государственной поддержке рождения третьих и последующих детей, реализующихся в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией, с 2012 года по 2015 год суммарный коэффициент рождаемости вырос с 1,58 до 1,78 и даже превысил целевой ориентир Правительства РФ, равный 1,75. Однако в последующие годы этот показатель снижался уже вне зависимости от возрастной структуры населения.

    Суммарный коэффициент рождаемости показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщин на протяжении всего репродуктивного периода (от 15 до 50 лет) при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости того года, для которого вычисляется показатель.

    В 2016 году смертность в стране превысила рождаемость. В 2017-ом, несмотря на продолжающееся снижение смертности и рост ожидаемой продолжительности жизни, число умерших превысило число новорожденных на 136 тыс. человек, а в 2018 году естественная убыль перевалила за 224 тыс. россиян.

    В Указе Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года первой и ключевой из девяти целей национального развития стало обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации. Для этого и был разработан специальный национальный проект «Демография».

    Исключительную важность заложенных в него задач президент РФ Владимир Путин подчеркнул в своем послании Федеральному собранию от 20 февраля 2019: «Теперь о наших задачах более конкретно. И прежде всего, о ключевой из них – о сбережении народа, а значит, о всемерной поддержке семей. Для нашего общества, для многонационального народа именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом. Мы делали и будем делать всё для укрепления семейных ценностей. Это вопрос нашего будущего. Общая задача для государства, для гражданского общества, для религиозных организаций, политических партий и средств массовой информации».

    Низкий старт

    Национальный проект «Демография» стартовал в весьма сложной ситуации: за 11 месяцев 2018 года смертность превысила рождаемость на 193 тысячи человек, коэффициент рождаемости составил 11 на тысячу населения, что на 5,2 % ниже аналогичного периода прошлого года, смертность составила 12,5 на тысячу населения, что равно уровню января-ноября 2017 года. Самая высокая убыль населения – свыше 7 на тысячу населения – отмечалась в Смоленской, Тамбовской, Тульской, Тверской, Псковской областях. Естественный прирост населения традиционно наблюдался лишь в нескольких регионах: Северо-Кавказском федеральном округе, республиках Саха и Тыва, Тюменской области и автономных округах.

    Вместе с тем демографический рост в России не только необходимая, но и вполне достижимая задача, считает президент Владимир Путин. На этом он настаивал на заседании Федерального собрания 20 февраля 2019 года: «Россия вошла сейчас в очень сложный демографический период, рождаемость, как вы знаете, снижается… Но это не значит, что мы должны принять такую ситуацию, смириться с фактом. Конечно, нет… 
    Мы смогли переломить негативные демографические тенденции в начале 2000-х годов, тогда казалось, что это вообще сделать невозможно. Но мы это сделали, и убежден, что вновь способны это сделать на рубеже 2023– 2024 годов, добиться возобновления естественного прироста населения».

    Цели

    Базовый документ нацпроекта «Демография» разработан Министерством труда и социальной защиты РФ. Паспорт национального проекта утверждён решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года. Срок реализации проекта 2019–2024 годы. Сейчас в дополнение к основному документы принимаются новые законы и регламенты. Целевой аудиторией «Демографии» являются практически все слои населения, отдельно выделяются такие социальные группы, как: граждане предпенсионного возраста, пенсионеры, инвалиды, семьи, матери и дети. Руководителем национального проекта назначен министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. Бюджет нацпроекта – 3105,2 млрд рублей.

    Стратегические цели отечественной демографической политики достаточно амбициозны. О них в январе 2019 года напомнила куратор национального проекта «Демография» Татьяна Голикова, выступая на 10-м Гайдаровском форуме: «Напомню отдельные из наших целей, которые нам предстоит достичь. Это увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7, снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тысяч населения, смертности от болезней кровообращения до 450 случаев, смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, до 185 случаев и младенческой смертности – до 4,5 на тысячу родившихся детей… рост продолжительности жизни к 2024 году до 78 лет и к 2030-му до 80-ти». 

    Читать также:  Рецепт преодоления неудач в очном образовании

    Непосредственно в паспорте национального проекта «Демография» выделены следующие целевые показатели:

    • Увеличить продолжительность здоровой жизни россиян до 67 лет.
    • Снизить показатель смертности пенсионеров с 38,1 на тысячу человек в 2017 году до  36,1 на тысячу к 2024 году.
    • Повысить суммарный коэффициент рождаемости с 1,62 на одну женщину в 2017   году до 1,7 к 2024 году.
    • Увеличить число граждан, ведущих здоровый образ жизни и занимающихся спортом с  36,8% в 2017 году до 55% в 2024 году.

    Российский путь

    Напомним, что сегодня все развитые страны испытывают дефицит деторождения. При этом решение демографических проблем может быть различным. Например, европейские страны с относительно небольшими территориями и высокой плотностью населения делают акцент на увеличении продолжительности жизни и вопросах массового трудоустройства людей, высвобождающихся в силу технологического прогресса. В азиатских станах приоритет отдаётся сдерживанию или наращиванию темпов рождаемости. Однако Россия – самобытная страна, которая должна учитывать собственные особенности, поэтому стратегии её развития должны включать комплексные подходы, подчеркивает заместитель председателя Правительства РФ по вопросам социальной политики Татьяна Голикова: «Учитывая ту демографическую ситуацию, которая складывалась в 40-90 годы в Российской Федерации, а также специфические вызовы постиндустриального общества, которые мы сейчас начинаем наблюдать, меняют устоявшуюся в течение предшествовавших нескольких десятилетий привычную социальную логистику. Нам, в том числе и здесь на форуме, предлагают выбор: усиление пронатализма (пронатализм – политика поощрения рождаемости. – прим. ред.) или борьба с высокой смертностью – что выбрать?! В идеале нам необходимо не выбирать между этим и другим, и не противопоставлять эти подходы, а добиться их интеграции и синергетического эффекта. Именно такую методологию мы пытались заложить в планы Правительства и ключевые проекты «Демография» и «Здравоохранение» (10-й Гайдаровский форум 28 января 2019 года).

    Кроме того, меры по увеличению численности населения должны быть тесно увязаны с проблемами качества и уровня жизни. Поэтому принципиальный подход к решению национальных задач – это рассмотрение их в составе триады: демография, занятость и доходы населения. Одним из ключевых моментов является ситуация старения трудоспособного населения. «Безусловно демографические процессы 90-х годов будут вносить вклад в эту возрастную структуру хотя бы только потому, что к 2000-му году рождаемость в Российской Федерации сократилась до 8,6 на тысячу родившихся или на 35% по сравнению с 1990-м годом. И произошло их замещение лицами старших возрастов. Поэтому приоритетом в этих условиях становится улучшение условий труда, создание рабочих мест с учетом меняющейся возрастной структуры населения и развитие новых форм занятости», – отметила куратор национального проекта «Демография» Татьяна Голикова (Выступление на X Гайдаровском форуме).

    Задачи нацпроекта «Демография»:

    Разработка и внедрение программ финансирования семей при рождении детей.

    • Создание мамам условий для работы, в том числе обеспечение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет.
    • Создание дополнительных мест в детских садах в регионах РФ.
    • Реализация программ поддержки и повышения уровня жизни пенсионеров.
    • Разработка программ долговременного ухода за инвалидами и гражданами пенсионного возраста.
    • Организация программ обучения и дополнительного образования для граждан предпенсионного возраста.
    • Мотивирование россиян к здоровому образу жизни путем проведения кампании в СМИ, а также с помощью вовлечения россиян в мероприятия по укреплению здоровья.
    • Создание доступных условий для занятия физической культурой для граждан любых   возрастов, в том числе обеспечение регионов спортивными объектами.

    Структура

    Программа «Демография» 2019 года состоит из 5 федеральных проектов:

    Финансовая поддержка семей при рождении детей;

    • Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей  в возрасте до 3 лет;
    • Старшее поколение;
    • Укрепление общественного здоровья;
    • Новая физическая культура населения;

    ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ ПРИ РОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ

    Федеральный проект предполагает внедрение механизмов финансовой поддержки семей при рождении детей, в том числе: создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, их пополнения детьми, минимизацию последствий изменения материального положения граждан в связи с рождением детей. Конкретно господдержка будет выражаться в следующих мерах:

    Ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка («путинские пособия»). Право на них имеют семьи, чей доход не превышает показатель в 1,5 прожиточных минимума, установленного в регионе проживания. В 2020 году этот показатель будет увеличен до 2 прожиточных минимумов.

    1. Материнский капитал. Право на сертификат МСК имеют граждане, у которых появился второй ребенок. В 2019 году размер капитала равен 453 026 рублей.
    2. Ежемесячная выплата на ребенка до 3 лет. Пособие назначается многодетным семьям, в которых родился третий и последующие дети.
    3. Льготная ипотека. Семьи, в которых после 1 января 2018 года появился второй и последующие дети, могут взять льготную ипотеку под 6% годовых. Сниженная процентная ставка будет действовать на протяжении всего периода действия договора.
    4. Увеличение объемов экстракорпорального оплодотворения. Около 570 тыс. семей смогут воспользоваться процедурой ЭКО бесплатно, за счет средств программы ОМС.

    Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет

    В рамках федеральной программы в период 2019–2024 годов предполагается обучить 150 тыс. нянь и создать 9 тыс. дошкольных групп. Также малообеспеченные семьи смогут получить услугу няни совершенно бесплатно. Уже к 2021 году власти страны обещают ликвидировать очереди в ясли. Для этого в учреждениях дошкольного образования для детей возрастом до 3 лет будет создано 255 тыс. дополнительных мест. В результате, по прогнозам Правительства, процент трудоустроенных женщин с детьми дошкольного возраста вырастет с 65,8% в 2017 году до 68,5% к 2024 году. Бюджет программы – 11 млрд рублей.

    Кроме того, будут предприняты меры по обучению и трудоустройству матерей. «…в рамках национального проекта «Демография» женщин в период отпуска по уходу за ребенком также будут предоставлены дополнительные возможности обучения и повышения квалификации. Предполагается, что в период с 20 по 24 год ежегодно такую переквалификацию будет проходить от 40 до 50 тысяч человек», – отметила Татьяна Голикова на 10-м Гайдаровском форуме.

    СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ 

    Цель федерального проекта – улучшение качества жизни граждан пенсионного и предпенсионного возраста.

    Основные задачи:

    • повышение качества и доступности медицинских и социальных услуг для пожилого населения страны, в том числе ликвидация очередей;
    • содействие в трудоустройстве пенсионеров, путем их профессионального или дополнительного обучения;
    • обучение компьютерной грамотности;
    • организация условий для проведения досуга граждан пенсионного возраста;
    • формирование уважительного отношения к пенсионерам и предпенсионерам

    УКРЕПЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

    Федеральный проект нацелен на увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни, увеличение числа граждан, ведущих здоровый образ жизни и систематически занимающихся физкультурой и спортом.

    Направления программы:

    • мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание, защиту от табачного дыма, снижение потребления алкоголя;
    • организация мониторинга за состоянием питания различных групп населения,                активное вовлечение гражданского общества, а также работодателей через корпоративные программы укрепления здоровья;
    • оптимизация деятельности центров здоровья и отделений медицинской                              профилактики, их дооснащение и создание на их базе центров общественного здоровья.

    Ключевую роль в реализации федерального проекта играют региональные власти. Они должны разработать и реализовать меры по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни. Основой для планов мероприятий станут программы Минздрава, разработанные совместно с научным сообществом.

    Целевые показатели программы:

    • снижение процента потребления табака с 30% до 27%к 2024 году;
    • сокращение смертности россиян мужского пола в трудоспособном возрасте с 718 до 530 человек на 100 000 к 2024 году;
    • уменьшение количества абортов среди женщин фертильного возраста 
       с 9,6 до 6,9 человек к 2024 году.

    ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ

    Важнейшей частью федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» станет забота об улучшении питания населения. Здесь предусмотрен ряд отдельных мер: от системы мониторинга питания россиян до специальных мобильных приложений.

    «Важно, чтобы каждый гражданин мог получить информацию о продуктах питания, которые он употребляет. Для этих целей предусмотрено создание информационного ресурса, позволяющего населению, приходя в магазин, получать с помощью специальной программы для телефона достоверные сведения о продуктах питания, в том числе выявлять фальсифицированную и недоброкачественную продукцию», – рассказала вице-премьер Татьяна Голикова 5 декабря 2018 года на «правительственном часе» в Совете Федерации.

    Читать также:  Программа развития здравоохранения

    Значительную роль в улучшении питания населения играет Роспотребнадзор. Ведомство совместно со специалистамиФедерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи уже проводит масштабные исследования в образовательных учреждениях.

    В одном из интервью глава Роспотребнадзора Анна Попова рассказала:«Такой мониторинг поможет оценить фактическое питание детей: какие они продукты потребляют, в каком количестве, сколько раз в день, что едят в школе, что дома, какие есть региональные особенности и главное — насколько рацион отвечает принципам здорового питания по сахару, соли, трансжирам и наличию всех необходимых макро- и микроэлементов. Но очень важно не только это. Мы также определим, какое число россиян может позволить себе качественные продукты: доступны ли они по цене и продаются ли в ближайших магазинах».

    Другой важной задачей Роспотребнадзора в рамках федерального проекта станет непосредственное исследование продуктов питания, причём, круглогодичное. Анна Попова пояснила, что «в разные сезоны продукты имеют разное содержание витаминов. Даже самые красивые и полезные фрукты со временем могут потерять витамин С. Наша задача буквально — изучить молекулярный состав продукта, чтобы понять: перед нами просто элемент насыщения или в нем есть польза для организма». Вслед за этим ведомство сможет сформировать конкретные предложения о наиболее полезном рационе питания жителей различных регионов, как детей, так и взрослых. Это позволит не только сохранить, но и укрепить здоровье населения, обезопасить его от различных болезней инфекционного и неинфекционного характера.

    Роспотребнадзор планирует вести активную работу с родительским сообществом, ассоциациями и комитетами. Это поможет получить ясное понимание особенностей питания детей в семьях, аргументировано и доходчиво объяснить родителям правила здорового и качественного питания. Уже сегодня Управление Роспотребнадзора по Тульской области проводит просветительские мероприятия, обучающие семинары для общественных помощников при уполномоченном по правам ребенка, привлекают родителей к контролю за питанием в школах, создают памятки для общественных организаций и родителей по актуальным вопросам контроля качества питания в общеобразовательных организациях.

    «Проводились родительские собрания, единые классные часы, тематические занятия, региональные общественные мероприятия, такие как «Форум матерей», форум «Выбираю качество», занятия с детьми по определению качества продуктов питания в домашних условиях, экскурсии учащихся на предприятия пищевой промышленности и многое другое. Для информации: с 15 февраля по 31 марта 2019 года в акции приняли участие 487 образовательных учреждений Тульской области, 80 тыс. 601 школьник, 24 тыс. 790 родителей учащихся», – поделилась Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анна Попова.

    Кроме того, на базе действующего сайта Роспотребнадзора создан специальный интернет-ресурс, где представлена информация о качественной или, напротив, небезопасной продукции. Эти данные будут постоянно корректироваться и обновляться. Также есть планы по созданию специального мобильного приложения, которое поможет сориентироваться в покупке продуктов, составить собственный рацион и просчитать калории.

    НОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НАСЕЛЕНИЯ

    Основная цель федеральной программы – увеличение числа россиян, которые занимаются спортом и ведут активный образ жизни. В рамках реализации этого проекта планируется обеспечить регионы дополнительными спортивными сооружениями.

    Целевые показатели программы:

    • число детей и молодежи, которые занимаются спортом, должно быть увеличено с 77,2% до 82% к 2024 году;
    • доля граждан среднего возраста, регулярно занимающихся физкультурой, должна           составить 55% к 2024 году;
    • число россиян старшего возраста, ведущих активный образ жизни, должен вырасти с 5,2 до 25% к 2024 году.

    Сущность демографической проблемы

    Сущность демографической проблемы отображена в современной демографической ситуации:

    1. В развитых странах, с прогрессивными экономическими преобразованиями, наблюдается демографический кризис, характеризующийся падением рождаемости, сокращению численности населения и его старению.
    2. Демографическая проблема в развитых странах появляется через повышение числа абортов (Германия, Франция, Бельгия, Дания, Венгрия), а также увеличение случаев суицида.
    3. В странах Африки, Азии, Латинской Америки происходит стремительный рост населения. Развивающиеся страны все менее способны обеспечить свое население необходимым продовольствием, материальными благами, дать элементарное образование, предоставить работу трудоспособным лицам. Возрастает нагрузка нетрудоспособного населения на трудоспособное.
    4. В странах третьего мира проживает населения в 3раза больше, чем в развитых странах.
    5. Демографический взрыв наблюдается в развивающихся странах, с наиболее низким уровнем экономического и социального развития. Во многих из таких стран проводятся мероприятия по снижению рождаемости, однако большинство населения отличается неграмотностью.
    6. Стремительно растут экологические проблемы, загрязнение окружающей среды, намного превышены предельно допустимые нагрузки на экосистему.

    Демографическая проблема тесно взаимосвязана с другими глобальными проблемами:

    • проблема нехватки ресурсов,
    • экологическая проблема,
    • топливно-энергетическая проблема.

    Пути решения демографической проблемы

    Замечание 1

    Демографическую проблему можно решить только, соединив усилия всего мирового сообщества. В числе первых участники Римского клуба известили мировое сообщество о глобальных предстоящих демографических проблемах.

    Пути решения проблемы:

    • реализация демографической политики;
    • регулирование численности населения через планирование семьи;
    • проведение социально-экономических преобразований, ведущих к повышению уровня жизни, и, как следствие, к стабилизации численности населения через снижение рождаемости;
    • сбор, анализ и распространение информации о демографической ситуации;
    • разработка рекомендаций для государств-членов ООН, международного сообщества по осуществлению демографической политики;
    • исследование и анализ проблем народонаселения, взаимодействия социальных, демографических, экономических и экологических процессов;
    • проведение конференций на межправительственном уровне по народонаселению.

    Для обеспечения населения необходимыми материальными и сельскохозяйственными продуктами необходимо:

    • повышать продуктивность сельскохозяйственных культур;
    • выводить более продуктивные породы домашнего скота;
    • широко внедрять аквакультуру;
    • более полно использовать биологическую продуктивность Мирового океана;
    • внедрять энергосберегающие технологии;
    • снизить потребление природных ресурсов.

    По решению демографической проблемы разработаны и внедряются международные программы.

    • В 1969 году создан фонд ООН, функционирующий в области народонаселения.
    • Проведены три Всемирные конференции по проблемам народонаселения.
    • В1997 году в Бухаресте была разработана и охватила более 100 стран Всемирная программа в области народонаселения, включающая порядка 1400 проектов.

    Основные вопросы, внесенные в программу:

    • разработка законов, обеспечивающих эффективную поддержку семьи, содействие ее стабильности;
    • темпы прироста населения;
    • вопросы рождаемости и смертности;
    • вопросы миграции;
    • проблема урбанизации.

    Замечание 2

    Для действенного решения проблемы народонаселения необходимы эффективные и качественные социально-экономические преобразования. Всемирная программа указывает на тесную взаимосвязь между устойчивым экономическим ростом, стабильным развитием и народонаселением.

    Во многих странах проводится политика по регулированию роста населения, направленная на его рост или снижение:

    • запрет иметь более 1-2 детей (Китай, Индия);
    • предоставление дополнительных льгот семьям, имеющим одного ребенка (Китай);
    • пропаганда малодетности/многодетности;
    • предоставление пособий и льгот семьям, имеющим детей (Россия);
    • улучшение медицинского обслуживания и социального обеспечения.

    Демографические проблемы современной России

    По мнению экспертов Российская Федерация сейчас находится в состоянии демографического кризиса. Он имеет затяжной характер – начался с распада СССР в 1991 г., когда резко снизились реальные доходы населения и коренным образом менялся привычный уклад общественной жизни. Вследствие этого, с одной стороны, увеличилась смертность населения (на фоне ухудшения здоровья людей, распространения преступности и увеличения числа самоубийств), а с другой стороны, снизилась рождаемость в обществе (молодые люди не могли обеспечить материальное содержание еще одного человека).

    Кроме того, резко изменился характер миграционных потоков. Так, увеличилось число людей, которые уезжали из России в США и страны Западной Европы. Преимущественно эти люди были представителями состоятельной части общества, интеллигенции. Поэтому это явление получило названия «утечка мозгов» и «бегство капитала».

    Однако увеличилось число людей, которые приезжали в Россию из стран Закавказья и Средней Азии на заработки (так называемые, гастарбайтеры). Их наплыв, несоблюдение ими действующих законов и культурных ценностей вызывали рост социальной напряженности, что зачастую выплёскивалось в действиях негативного характера.

    Перечисленные выше проблемы представляют собой реальные угрозы национальной безопасности России. Поэтому их решение является одной из главных задач органов государственной власти в нашей стране. Данные проблемы решаются в результате разработки и реализации демографической политики государства.

    Читать также:  Топ-28 Лучших Инструментов для отслеживания ошибок

    Характеристика демографической политики России на современном этапе

    Демографическая политика государства представляет собой совокупность специальных мер воздействия государства на развитие народонаселения, воспроизводства населения, его миграцию, образовательный, научно-технический уровень.

    В настоящее время функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии в Российской Федерации выполняет Министерство труда и социальной защиты. Его непосредственная деятельность связано с реализацией национального проекта «Демография», рассчитанного на период с 2019 по 2024 годы.

    Данный национальный проект влияет на достижение такой национальной цели развития, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей, и на решение связанных с этой целью задач по обеспечению устойчивого роста численности населения и увеличению до 70% доли граждан, которые занимаются физической культурой и спортом на систематической основе.

    Достижение обозначенной цели должно быть обеспечено реализацией следующих федеральных проектов, которые входят в состав национального проекта «Демография»:

    • «Финансовая поддержка семей при рождении детей» — проект направлен на расширение мер социальной (в том числе, адресной) поддержки в отношении семей с детьми;
    • «Содействие занятости» — проект направлен на расширение возможностей детей получить дошкольное образование и возможностей взрослого населения повысить квалификацию и приобрести дополнительные знания и навыки, на модернизацию центров занятости населения, предоставляемых услуги работодателям;
    • «Старшее поколение» — проект направлен на обеспечение пожилых нуждающихся людей системой долговременного ухода, на повышение для них качества и доступности медицинской помощи;
    • «Укрепление общественного здоровья» — проект направлен на формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (в частности, потребления сигарет, папирос, алкогольной продукции);
    • «Спорт-норма жизни» — проект направлен на обеспечение граждан спортивными сооружениями и на создание других условий для занятий ими физической культурой и спортом.

    Пути решения демографических проблем в России

    Как утверждают специалисты, преодоление демографических проблем возможно только в том случае, если подходы к ним будут изменены глубоким и коренным образом. Прежде всего, совершают призывы к повышению научной обоснованности всех мер, которые предпринимаются в рамках реализации демографической политики. Речь идет о предварительном проведении комплексного анализа проблем и их отдельных составляющих.

    Демографическое развитие страны во многом зависит от того, насколько крепка экономическая основа жизнедеятельности населения. От государственных органов требуется принятие решений и совершение действий, направленных на постоянное увеличение уровня и качества жизни граждан, обеспечение современного и комфортного проживания. А это можно сделать в результате содействия созданию новых рабочих мест в стране, повышению уровня оплаты труда, строительству новых жилых домов и т.д.

    Благодаря этим изменениям у граждан появится больше возможностей для создания семей, рождению детей, ведения здорового образа жизни. Также пропадут стимулы для того, чтобы уехать из Российской Федерации на постоянное проживание в другую страну. В то же время будет повышаться привлекательность нашего государства как места жительства для людей с более высоким образовательным и профессиональным уровнями, чем у тех, кто сейчас стремится к нам.

    Особое внимание при реализации демографической политики необходимо уделить контролю за ходом выполнения принятых решений. Повышение его эффективности требует системности и регулярности, поскольку важно не только принять правильное управленческое решение, но и правильно его воплотить в жизнь. В частности, в решении этой задачи может поспособствовать система государственного мониторинга демографического развития страны.

    Характеристика демографических проблем Российской Федерации

    Руководство российского государства рассматривает задачи решения демографических проблем в качестве приоритетных, входящих в состав национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации. Государственные власти предпринимают попытки по реализации различных проектов в сфере демографии, призванные, если не обеспечить решение демографических проблем, то создать условия для этого.

    По мнению власти, демографические проблемы требуют формирования конкурентной экономики, улучшение жизни граждан, обеспечения социально-экономического и научно-технологического развития государства. Такие меры должны создать основу для жизнедеятельности обеспеченного, способного, психологически и морально устойчивого человека, готового к созданию семьи и содержанию детей.

    Основу всех демографических проблем Российской Федерации обеспечила шоковая терапия, вызванная резким падением доходов населения страны. Последнее десятилетие характеризуется стремительным падением доходов, обусловленным разнообразными факторами, начиная от слабости национальной экономики и заканчивая введением антироссийских санкций со стороны западных стран, политическими провалами власти, зависимостью российской экономики от сырьевого сектора и так далее. Оплата труда, составляющая преимущественный доход российского населения, не выполняет свои функции по обеспечению воспроизводства населения.

    Российское население характеризуется крайне низким уровнем потребительского спроса, половина совокупных расходов российских семей приходится на питание, в то время как показатель не должен превышать 30%. При этом государство обладает огромным запасом ресурсов. Последнее требует от государственной власти принятия мер, направленных на заботу о семье, материнстве, материальном положении малообеспеченных граждан. Все это должно являться целями реализуемой демографической политики государства.

    На сегодняшний день показатели рождаемости в Российской Федерации не обеспечивают даже простой компенсации численности населения. Негативные тенденции развития демографической ситуации получили начало еще в 90-ых годах XX века. Показатель естественной убыли населения находятся на стабильно высоком уровне. Основную поддержку показателя численности населения обеспечивает внешняя миграция, которая существенно сократилась в последние годы за счет введения антиковидных мер.

    Демографические проблемы носят катастрофический характер за счет двойной нагрузки: с одной стороны, для населения страны характерен низкий показатель рождаемости, который не достигает даже показателей развитых стран, также сталкивающихся с этой проблемой, с другой стороны, наличие показателей смертности характерно для самых слаборазвитых стран.

    Подписка

    • Ежедневная
    • Еженедельная

    На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

    На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

    Подписка

    • Ежедневная
    • Еженедельная

    На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

    На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

    Меры, направленные на решение демографических проблем в Российской Федерации

    Государство предпринимает определенные усилия, направленные на обеспечение роста продолжительности жизни граждан, сокращение смертности, увеличение рождаемости. К числу таких мер можно отнести:

    • во-первых, осуществление программы материнского капитала, призванной стимулировать рождаемость;
    • во-вторых, введение обязательной возрастной диспансеризации населения, призванной возвести профилактику заболеваний в норму;
    • в-третьих, формирование системы поддержки малообеспеченных граждан, семей с детьми и так далее.

    Реализуемые государственные программы, несмотря на их положительное содержание, не обеспечивают достижения поставленных целей. Высочайший уровень инфляции, другие экономические проблемы, нехватка рабочих мест оказывают отрицательное воздействие на предпринимаемые государством меры.

    Гражданин России не чувствует себя в безопасности в сложившихся условиях его жизнедеятельности. Отсутствие этого ощущения формирует большинство препятствий на пути решения демографических проблем.

    Предпринимаемые государством меры в этих условиях способны принести лишь краткосрочный эффект, но не сформировать устойчивую тенденцию, способную положительно повлиять на демографическую ситуацию. Таким образом, власти должны сосредоточиться на решении экономических проблем, что естественным образом будет способствовать решению демографических проблем.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *