Россия возобновит лунную программу. Об этом сообщил президент РФ Владимир Путин во время визита на космодром Восточный в Амурской области. Речь идет о запуске автоматического аппарата «Луна-25». Кроме того, по словам главы государства, Россия будет настойчиво осуществлять намеченные планы в космической сфере, несмотря на давление извне. Какие задачи ставит российская лунная программа? И почему СССР так и не смог реализовать проекты по облету Луны и высадке на нее экипажа?
Почему закрыли лунные программы в СССР
Обе советские пилотируемые лунные программы не были завершены из-за изначального отставания по срокам, недостаточного финансирования, а также технических просчетов, включая распыление средств между конструкторскими бюро Королева и Челомея.
Историки отечественной космонавтики отмечают, что крах советской лунной программы связан с установкой руководства страны по этому проекту. По их словам, власти потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии в тот момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована. Все это привело к сырым конструкторским решениям и резкому снижению надежности новой космической техники.
Независимый эксперт по космосу, член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин считает, что проблема заключалась в создании мощного мотора. По его мнению, реализовать советскую лунную программу было заведомо невозможно.
В современной России вновь вернулся интерес к космосу и его освоению. Важнейшим этапом развития освоения космоса является подготовка полета на Луну и разработка программы по её заселению.
Вступление
Если оглянуться назад, то становится очевидным, что именно Россия является лидером в сфере освоения космического пространства. Однако после первого нелегкого десятилетия после распада СССР, ознаменованного попытками свести на нет все достижения нашей страны, становится очевидной необходимость увеличения расходов на космические исследования. Это важно для сохранения российского статуса первооткрывателя космоса.
Во всем мире молодое поколение, погрязшее в пучине социальных сетей, самолюбования и толерантности, не может и не хочет ставить под вопрос пафосную высадку Нила Армстронга. Однако, стоит лишь задуматься над существующими кадрами кинохроники, как становится очевидно: эти бодрые ребята в космосе не были.
Разве жадная до чужих ресурсов Америка отказалась бы от попыток иссушить спутник земли? Конечно, нет. Так что давайте все-таки обратимся к прошлому и настоящему лунной программы России, чтобы знать, что нас ждет в будущем на самом деле.
В мае государственная корпорация «Роскосмос» собирается запустить с космодрома Восточный автоматическую межпланетную станцию «Луна-25». Она станет первой в истории современной России станцией, запущенной к Луне. В ее задачи входит изучение орбиты и поверхности Луны с забором и возвратом лунного грунта на Землю и в перспективе — строительство посещаемой лунной базы, предназначенной для полномасштабного освоения этой планеты.
Интерес к полетам на Луну в нашей стране проявился уже в середине 1950-х годов. В 1957 году, в ОКБ-1 Сергея Павловича Королева началась разработка серии автоматических межпланетных станций (АМС) «Луна», предназначенных для изучения Луны и космического пространства: в их задачи входили попадание в лунный диск, облет и фотографирование Луны и многое другое.
28 января 1958 года Сергей Королев и академик Мстислав Келдыш написали в ЦК КПСС письмо, в котором сформулировали два главных пункта будущей лунной программы:
Попадание в видимую поверхность Луны. При достижении поверхности Луны производится взрыв, который можно наблюдать с Земли. Один или несколько первых пусков могут быть осуществлены без взрыва с телеметрической аппаратурой, позволяющей производить регистрацию движения ракеты к Луне и установить факт ее попадания.
Облет Луны с фотографированием ее обратной стороны и передачей изображения на Землю. Передачу на Землю предполагается осуществить с помощью телевизионной аппаратуры при сближении ракеты с Землей.
Первоначально Хрущев одобрил эту идею, тем более, что 25 мая 1961 года президент США Джон Кеннеди, находясь под впечатлением запуска корабля «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту объявил, что до конца десятилетия США высадит человека на поверхность Луны. Так началась лунная гонка.
Президент США Джон Кеннеди объявляет о начале лунной пилотируемой программы «Аполлон».
Проблемы начались уже на старте. Большинство из первых советских автоматических межпланетных станций, предназначенных для изучения Луны, не выполнили свою задачу: успешными оказались только запуски «Луны-1», «Луны-2» и «Луны-3»: «Луна-1» сумела пролететь на расстояние порядка 6000 км от поверхности Луны, а «Луна-3» успешно выполнила гравитационный маневр. Остальные запуски закончились неудачей.
Ставка на пилотирование
В 1961 году в США была принята программа «Аполлон» — программа пилотируемых космических полётов с посадкой на Луну. Советское руководство, явно не ожидавшее такого поворота событий, схватилось за голову. Поражение в лунной гонке могло нанести серьезный удар по авторитету страны в мире и не только: США планировали построить на Луне военную базу, с которой в рамках секретной программы PAMOR (Passive Moon Relay) рассчитывали вести наблюдение за всей территорией СССР, установив, в частности, местонахождение радаров ПВО и зон хранения ядерных боеприпасов. Этого допустить было нельзя, поэтому выступивший за заседании Политбюро Никита Хрущев прямо заявил: «Американцам Луну не отдавать!».
3 августа 1964 лунная пилотируемая программа СССР была официально утверждена и начались работы по двум параллельным пилотируемым программам: облёта Луны («Протон» — «Зонд/Л1)» к 1967 году и посадке на неё (Н-1 — Л3) к 1968 году.
Большая часть запусков «Зондов» опять закончилась неудачей: они либо сгорали, либо самоуничтожались путем автоматического подрыва. Из 15 аппаратов только 5 удалось выполнить поставленные задачи. Так, «Зонд 5», облетел Луну, произвел торможение в земной атмосфере и удачно приводнился в Индийском океане.
Параллельно с этим шла работа над сверхтяжелыми ракетоносителями и лунными кораблями. Наиболее перспективными считались проекты «УР-700-ЛК-700» (ОКБ-52 В. Челомея) и «Н-1-Л-3», (ОКБ-1 С. Королева). «УР-700-ЛК-700» — это комплекс для пилотируемого космического полёта на Луну с посадкой массой 5760 тонн и грузоподъемностью 140 тонн.
Однако в ОКБ Челомея так и не смогли разработать оптимальную схему объединения орбитального аппарата и посадочного модуля. К тому же в качестве топлива здесь использовались токсичные высококипящие компоненты, что с большой вероятностью могло привести к взрыву комплекса в момент запуска, и как следствие, техногенной катастрофе.
После закрытия проекта Челомея, единственным возможным вариантом осталось использование сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1, разрабатываемой в ОКБ-1 Сергея Королева с 1958 года. Первоначально она предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжелой орбитальной станции с последующей перспективой для сборки ТМК – тяжелого межпланетного корабля для совершения полетов к Марсу и Венере.
Однако когда в середине 1960-х годов СССР официально вступил в «лунную гонку», Н-1 решили сделать носителем для экспедиционного космического корабля ЛЗ, который должен был доставить человека на поверхность Луны. Но и здесь ничего не вышло.
В ракете и ее оборудовании обнаружились серьезные проблемы: разворачивающий момент, сильная вибрация, гидродинамический удар во время включения всех 32 двигателей и отсутствие синхронной работы между ними, электрические помехи, и другие неучтенные эффекты. Поэтому все запуски оказались неудачными. В итоге, в июне 1974 года работы по комплексу Н1-ЛЗ были прекращены. Это означало конец всей пилотируемой части программы.
За лунным грунтом
Несмотря на это беспилотные полеты все равно продолжались. Новой задачей для автоматических межпланетных станций «Луна» стала посадка на поверхность планеты. 3 февраля 1966 года впервые в истории освоения космоса АМС «Луна-9» совершила мягкую посадку на поверхность Луны и впервые передала на Землю телепанорамы лунной поверхности.
Дальше — больше. 8 января 1969 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №19-10 «О плане работ по исследованию Луны, Венеры и Марса автоматическими станциями», в котором «главной задачей» объявлялась доставка на Землю образцов лунного грунта.
С ней успешно справились АМС «Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24». В совокупности этими станциями на Землю было доставлено 324 грамма сыпучего лунного грунта. На этом полеты на Луну в советский период были завершены.
Почему не получилось
По мнению специалистов, к провалу советской лунной программы привело много факторов. Начиная с середины 1940-х годов, в США и других странах Запада шла активная разработка ракетно-ядерного оружия, началась гонка вооружений, что вынуждало СССР большую часть ресурсов тратить на обеспечение обороноспособности страны. Колоссальные деньги нужны были и для мирных проектов: массовое строительство жилья, освоение целины, восстановление промышленности и сельского хозяйства и многое другое.
В таких условиях финансирование лунной программы осуществлялось по остаточному принципу, что не могло не сказаться на ее ходе и результатах. «Финансирование шло жиденьким ручейком (на уровне 30-40% от требуемого уровня в год), выделяемые под Н-1 деньги не позволяли начать производство систем и агрегатов ракеты и их испытания, не говоря уже о серьезных капиталовложениях, необходимых для строительства новых заводских корпусов и стендов, монтажно-испытательного корпуса и стартовых позиций на космодроме. Этих денег фактически хватало только на выпуск конструкторской документации», — вспоминал Владимир Молодцов, один из создателей корабля «Восток».
В отличие от США, где существовало единое федеральное агентство (НАСА), сконцентрировавшее в своих руках всю работу по программе «Аполлон», в СССР шло постоянное соперничество между несколькими конструкторскими бюро, приведшее к постоянному распылению интеллектуальных и финансовых ресурсов. Так, собственные варианты лунного корабля разрабатывали КБ Королева и КБ Челомея. Сверхмощные ракеты-носители, и вовсе, разрабатывали три конструкторских бюро – каждое свою ракету.
Это порождало неприязнь не только между организациями, но и между их руководством. Например, всем известен затяжной конфликт между Сергеем Королевым и Валентином Глушко. Так, Королёв считал, что в качестве топлива для двигателей должны использоваться кислород и водород, Глушко же настаивал, что лучшим компонентом топлива будет гептил. Аналогичные разногласия, приводившие к ссорам и склокам, были между Королевым, Янгелем, Челомеем и другими специалистами. Это, конечно же, отрицательно сказывалось на всей работе в целом.
Не было необходимого оборудования, начиная от измерительных стендов и заканчивая электроникой. Так, после очередной аварии Н-1 обнаружилось, что нет испытательных стендов для проверки всей первой ступени целиком, поэтому установить причину неудачного запуска оказалось невозможно. «Строительство производственно-стендовой базы, велось с опозданием на два года. Да и то урезанной. Американцы могли у себя на стендах испытывать целый двигательный блок в сборе и без переборки ставить на ракету, отправлять в полет. Мы же испытывали по кускам и думать не смели запустить 30 двигателей первой ступени в полном сборе. Потом сборка этих кусков, конечно, без гарантии чистой притирки», — говорил позднее в интервью газете «Правда», преемник Королева Василий Мишин.
Сильный удар по проекту советской лунной программы нанесла и смерть многих участников. 14 января 1966 года при рядовой медицинской операции умирает Сергей Королёв. В 1967 – 1968 годах погибают Владимир Комаров и Юрий Гагарин— наиболее вероятные кандидаты для лунных экспедиций.
Тем не менее, ничего не прошло даром. Благодаря самоотверженной работе всех участников советской лунной программы, начиная с рабочего и заканчивая конструктором, стране удалось создать серьезный задел. Созданные материалы, проведенные исследования, сделанные расчеты и чертежи могут пригодиться уже в наше время, когда исследования космоса в нашей стране вновь ставятся на повестку дня.
Материал подготовлен по открытым источникам.
Фото на странице и главной странице: Популярная механика
Советская лунная программа
Осенью прошлого года «Российские космические системы» рассекретили для «Известий» уникальный исторический документ о плане полета советского пилотируемого корабля на Луну. В нем описаны схема ракеты и система управления, которая должна была посадить корабль и вернуть его на Землю с тремя космонавтами.
Лунная пилотируемая программа СССР была утверждена 3 августа 1964 года и включала в себя две параллельно выполнявшиеся программы по облету Луны («Протон-Зонд/Л1») и высадке экипажа на нее («Н-1-Л3») с последующим возвращением на Землю. Однако проектирование кораблей Л1 и Л3 и ракетных блоков Н-1, а также разработка схем экспедиций начались еще до принятия программы – в 1963 году.
Проекты одновременно разрабатывались разными конструкторскими бюро: разные варианты лунного корабля – в бюро Королева и Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну – в бюро Королева, Челомея и Янгеля. По словам экспертов, это приводило к ненужному распылению сил и средств.
Облет Луны
Специалисты научно-исследовательского института 885 предполагали, что система управления лунного орбитального корабля сама обследует площадку и выберет место для посадки. Для исследования лунной поверхности создавались АМС серии «Луна», а для обеспечения высадочных экспедиций были предназначены специальные варианты луноходов. Автономные и неавтономные средства должны были дублировать друг друга на протяжении всего полета. Принудительное продолжение полета не предусматривалось при неправильной работе автономных средств управления в экстренных ситуациях. Предполагалось, что первый облет Луны совершит экипаж Быковский – Рукавишников, а первым космонавтом СССР на Луне предстояло стать Леонову.
Согласно проекту Л1, космонавты должны были выполнить облет Луны в специально разработанном корабле «Союз-7К-Л1». В программе было заложено изготовление 15 таких кораблей и проведение трех беспилотных и двух пилотируемых полетов.
Корабли «Союз-7К-Л1» совершили семь беспилотных испытательных полетов под названиями «Космос-146», «Космос-154», «Зонд-4» – «Зонд-8». В трех полетах «Зондов» были происшествия, которые, скорее всего, привели бы к гибели экипажа при пилотируемом полете, – в двух полетах вход в атмосферу проходил с 20-кратными перегрузками, а в другом произошли разгерметизация кабины и отказ парашютной системы. Еще пять кораблей Л1 и два корабля модификации Л1С не удалось вывести в космос вследствие аварий ракет-носителей «Протон» и Н-1 на этапе выведения.
Реализация программы отставала от графика, согласно которому первый пилотируемый облет вокруг Луны должен был состояться уже в середине 1967 года. В декабре 1968 года США выиграли облетный этап «лунной гонки», после чего реализация программы Л1 затормозилась. В октябре 1970 года был совершен последний беспилотный полет корабля «Союз-7К-Л1», и программу окончательно закрыли.
Высадка на Луну
Советское руководство также ставило задачу выполнить первую в миру высадку на Луну. Лунно-посадочная программа Н1-Л3 развернулась в 1966 году и намного отставала от американской из-за проблем с носителем. Первые четыре испытательных запуска новой сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1 оказались неудачными.
Основными частями ракетно-космической системы для высадки на Луну по проекту Н1-Л3 были лунный орбитальный корабль «Союз-7К-ЛОК», лунный посадочный корабль ЛК и сверхтяжелая ракета-носитель Н1. «Союз-7К-ЛОК» был установлен для беспилотных летных испытаний на носитель Н-1 при последнем его запуске в ноябре 1972 года, но из-за аварии носителя так и не был выведен в космос. В мае 1974 года дальнейшие работы с носителем Н-1 и вся программа Н1-Л3 были завершены.
Возвращение на Землю
Схема полета с возвращением на Землю предполагала несколько этапов. На первом из них планировался вывод лунной ракетной системы на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 километров. После этого предполагался разгон с орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника.
На обратном пути планировались взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна – Земля и управляемым спуском на поверхность Земли.
Лунное затишье
К концу 1970-х годов многим казалось, что на Луне делать уже нечего и в Солнечной системе существуют более интересные объекты для исследований, например Марс или Венера. Период лунного затишья продолжался почти 20 лет. В середине 1990-х годов академик, сотрудник Института геохимии и аналитической химии имени В. Вернадского РАН Михаил Маров и его коллега Эрик Галимов предложили создать собственный российский лунный зонд под названием «Луна-Глоб».
Предполагалось, что это будет аппарат с посадочным и орбитальным модулями, а также пенетраторами – сбрасываемыми устройствами, предназначенными для сейсмического зондирования. Однако проект был отложен и в конце концов превращен в современную «Луну-25» – посадочный аппарат, которому впервые в истории предстоит сесть у лунного полюса и «попробовать на вкус» лунную воду.
Российская лунная программа
«Луна-25» является частью российской лунной программы, рассчитанной на период 2021–2040 годов. Осенью прошлого года президент РАН Александр Сергеев заявил, что приоритетом в освоении космоса для России в настоящее время должно стать возвращение и освоение Луны, поскольку без этого невозможно освоение дальнего космоса.
Концепция освоения Луны была озвучена еще 28 ноября 2018 года. Программа предполагает три этапа:
- первый – «Вылазка». С 2021 по 2025 год будет производиться отработка всех технологий на МКС, создание базового модуля окололунной станции, испытания пилотируемого корабля «Орел», а также беспилотные облеты Луны. Стоимость первого этапа составит около 39 миллиардов рублей;
- второй – «Форпост». С 2025 по 2035 год планируются пилотируемые полеты с облетом и высадкой космонавтов на поверхность Луны, а также развертывание спутников связи на окололунной орбите;
- третий – «База». После 2035 года предполагается завершение строительства полноценной посещаемой лунной базы и двух астрономических обсерваторий. Кроме того, планируется добыча водяного льда и создание на его основе кислородно-водородного топлива, а также строительство убежищ от радиации.
Эксперты отмечают, что современная российская лунная программа отличается от советской и направлена на решение более трудных задач. По словам ведущего научного сотрудника ИКИ РАН Натана Эйсмонта, Россия приняла решение не создавать один сверхтяжелый носитель для полета на Луну, а отправить экипаж с помощью собираемой на орбите связки аппаратов. По словам специалистов, это позволит отправить на спутник Земли четырех космонавтов на две недели. Советский носитель отправил бы только на несколько дней.
Сотрудничество РФ с другими странами
Президент РАН считает, что в освоении космоса очень важно международное сотрудничество, поскольку экономическая ситуация не позволяет России и ряду других стран по отдельности вести такие исследования. Так, в марте 2021 года стало известно о начале сотрудничества России и Китая в области создания международной научной лунной станции. В рамках проекта страны планируют разработать дорожную карту создания лунной станции.
При этом ранее Россия отказалась участвовать в совместной с США лунной программе. По словам главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, проект NASA по Луне ограничен участием внешних партнеров и РФ такой вариант не интересен.
Первые шаги советской лунной программы
Лунная программа СССР представляет огромный интерес для современной науки. Она является отражением непоколебимой воли и уничижающей силы бюрократии, способной свести на нет любые усилия. Уже доподлинно известно, что на появление и развитие советской лунной программы было затрачено сил ничуть не меньше, чем американцами на лунную программу США.
О полете на Луну задумывались до того, как CCCP отправил первого человека в космос.
В 1960 году начались работы по созданию сверхтяжёлого носителя, без которого осуществить лунную экспедицию не представлялось возможным. Параллельно, в 1963, начали разрабатываться корабли Л1 для облёта вокруг Луны и Л3 для посадочной миссии.
Компьютерная модель корабля 7К-Л1
Беда советской лунной программы состояла в том, что, несмотря на широкий спектр идей по освоению луны, ни одно из начинаний не было доведено до полного успешного финиша. Из-за соперничества между различными конструкторскими бюро (далее КБ) проекты аналогичного назначения одновременно и параллельно разрабатывались в двух, а то и трех из них. Соответственно силы и средства на испытания утекали как вода, не принося видимого результата. Различные варианты лунного корабля разрабатывались в КБ С. Королева и В. Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну – в КБ Королева, Челомея и Янгеля.
Проекты кораблей для облета Луны ОКБ -1 С. Королева и ОКБ-52 В. Челомея
ОКБ-52 В. Чаломея пользовалось симпатией Н. Хрущева. Однако, после того, как 13 октября 1964 года тихо и без лишнего шума был смещен Никита Сергеевич Хрущев, ОКБ-52 оказалось не удел. Руководство лунной программой СССР полностью перешло к Сергею Королеву. Самое обидное для В. Чаломея состояло в том, что С. Королев получил возможность использовать все наработки В. Челомея по пилотируемому полету к Луне и, в частности, ракету «УР-500К» для своих задач.
В связи с тем, что ни одна из версий лунного корабля не была на 100% эффективной, в конце1965 – начале 1966 года руководство страны решило объединить облетные проекты двух КБ. У С. Королёва взяли разгонный блок Д, (из программы Н1-Л3 – экспедиции на Луну), и корабль 7K-Л1, который был создан на основе наработок по 7K, а у В. Челомея – ракету УР-500К.
Масса разгонного блока и корабля превышала возможности ракеты. Поэтому придумали оригинальную схему: УР-500К выводит связку «РБ–корабль» на близкую к орбитальной траекторию, а довыведение на орбиту осуществляется при помощи блока Д.
После смерти С. Королева в 1966 его место занимает Василий Мишин. На этом фоне дела с лунной программой СССР идут не очень гладко. Уже в 1967 г. Янгель уведомляет Мишина о том, что лунный корабль будет готов не ранее 1971 года. Это катастрофа, так как в данном случае запоздание фиксировалось на три года. Из-за проблем с высшим руководством, обеспокоенным новостями из Штатов, в 1968 году программа опять претерпевает изменения. Первоначально предусматривалось совершить посадку на лунном экваторе, т. лунный орбитальный корабль находился бы на экваториальной орбите и каждый час пролетал над местом посадки лунной кабины. Это существенно облегчало сближение и стыковку аппаратов, но в то же время наиболее интересные места для посадки не всегда расположены именно на экваторе.
В итоге были разработаны три варианта, представленные на рисунке ниже. Различные варианты продумывали и американцы.
Варианты посадки на Луну
США выбрали первый вариант, а в советской программе предпочли второй. Стыковка должна была проходить на высоте 25-30 км. В СССР была разработана аналоговая система, просчитывающая необходимые элементы орбиты и моменты включения двигательной установки. Такая система для лунного корабля была создана и была весьма эффективна. Выбрав другой путь, лунная программа СССР не смогла предложить её достойную реализацию.
Советский луноход. Музей Космонавтики г. Москва, Россия. 2016 год
Из-за серии неудачных запусков, пилотируемый полет на Луну постоянно откладывался. Появлялись все новые и новые проблемы, требующие кардинальных переработок существующей концепции высадки человека на Луну. В связи с этим лунная программа СССР превратилась в денежный пылесос. Конфликты между ключевыми конструкторскими бюро и постоянное перетягивание канатов мешало вовремя прийти к оптимальному техническому решению.
Несмотря на то, что советским ученым все-таки удалось разработать уникальный двигатель и практически завершить создание корабля, способного беспрепятственно прилуниться, после якобы совершенного «полета» Аполлона программу полностью закрыли.
В завершении хотелось бы отметить, что в СССР неоднократно и очень успешно проводили исследования лунной поверхности. Однако, хитрые американцы обманом лишили СССР первенства в исследовании Луны, воспользовавшись бесхребетностью, жадностью и инфантильностью партийной верхушки. То, что ни один американец не ступал на поверхность Луны, в настоящее время не оставляет никаких сомнений. Однако, тогда вскрыть их ложь было практически невозможно. К тому же, руководство СССР повело себя как избалованный ребенок: обиделись и закрыли лунную программу. На труды сотен человек всем было наплевать.
- Афанасьев И.Б. Неизвестные корабли – М.: Научная литература, 1991 г.
- Первушин А.И. Битва за звезды – М.: Амфора, 2014 г.
- Первушин А.И. Битва за Луну. Правда и ложь о лунной гонке / Под ред. Трофимова Е.А. – М.: Амфора, 2014 г.
Первая в мире собака-диверсант. Героическая жизнь и подвиги собаки-сапера овчарки Джульбарса.
Хроника переворота в Зимбабве в ноябре 2017 года.
Историческое значение принятия христианства на Руси для русской цивилизации.
История культуры Древней Руси IX-XIII века: Письменность, литература, фольклор, живопись, зодчество и архитектура. Источники формирования, влияние религии.
Лагерь смерти Талергоф — место геноцида русинов, печальная страница истории, которую европейцы хотят забыть.
Предыстория Российской лунной программы
О легендарной советской программе по освоению Луны известно многим. О новой российской программе знают намного меньше. К сожалению, о покорении космоса пишут в СМИ гораздо реже, чем о неудачных нарядах наших звезд. Но ситуация такова, что покорять Луну Россия собралась всерьез и надолго.
О возвращении Россию в лунную гонку было объявлено еще в 2007 году. Однако данная новость тогда не получила должного информационного освещения.
Лунная программа СССР» запомнилась широким размахом и внезапным закрытием, несмотря на огромный потенциал. В уже загнивающем СССР политверхушка решила не рисковать и не тягаться с американцами, которые во всю снимали в Голливуде, как сейчас модно говорить «fake news» о полетах на Луну.
В лихие девяностые России было не до Луны. Страну активно грабили либералы во главе с тогдашним президентом Б. Ельцином и их американские и европейские партнеры. Ученые, занимавшиеся исследованиями в сфере космоса, либо голодали, либо уезжали за границу, либо шли торговать, как и все тогда.
Только в начале 2000-х вспомнили о том, что Россия наследница великой космической державы – СССР. Сначала полеты на Луну пытались представить как очередной бизнес-проект в сфере туризма, однако эффективность данной стратегии оказалась низкой. О покорении Луны всерьез заговорили только в 2014 году, когда Президентом Российской Федерации было инициировано создание специальной программы. В этом же 2014 году Институт космических исследований РАН по поручению Роскосмоса составил поэтапную программу по исследованию Луны.
В нынешнем году в современных СМИ снова громко зазвучали голоса скептиков. Причиной этого стали не только баснословные космические бюджеты американцев, но и выход на космическую арену Китая. Прежде чем говорить о проблемах и перспективах лунной программы России, рассмотрим её структуру и этапы реализации.
Этапы лунной программы России
Российская лунная программа предусматривает пилотируемые и беспилотные полеты на Луну. Реализация Программы должна проходить в несколько этапов, каждый из которых предусматривает сложную систему мероприятий, направленных на создание новейших образцов космических аппаратов. Стоимость программы составит 12 миллиардов долларов.
В планах у России к 2035 создать полноценную обитаемую базу на Луне. Идти к этому наша страна намерена в несколько этапов. Первый этап уже начался в 2016 году. Рассмотрим каждый этап подробно.
Этап № 1. 2016-2028 гг.
Первый этап включает в себя серию подготовительных и оценочных мероприятий. Кроме того, на первом этапе планируется 37 пусков ракеты «Ангара А5» с разгонными блоками КВТК и кораблями для посадки на Луне около Южного полюса, сделанными на базе разгонного модуля «Фрегат». Особенностью первого этапа является использование тех космических технологий, которые уже имеются в наличии.
На первом этапе лунной программы России на спутник Земли будут отправлены автоматические управляемые аппараты. Они проведут разведку почв, ресурсов и условий для создания обитаемой станции.
В настоящее время Роскосмос официально объявил о четырех миссиях на Луне:
- Луна-25 «Глоб»,
- Луна-26 «Ресурс»,
- Луна-27 «Ресурс»,
- Луна-28 «Грунт».
Особый интерес, на мой взгляд, представляет проект Луна-28 «Грунт». Основная миссия Луны-28 – это доставка льда с поверхности Луны обратно на Землю. Финансирование запланировано в рамках ФКП 2016-2025. Подробностей относительно других миссий в общем доступе немного.
Этап №2 2028-2030 гг.
Второй этап лунной программы России основан на том, что к 2028 году будет готов и полноценно функционировать ракета-носитель сверхтяжелого класса. Грузоподъемность рактеты-носителя должна составлять не менее 90 тонн. Запуски на околоземную орбиту планируется осуществлять при помощи нового корабля ПТК НП «Федерация». Второй этап предусматривает окололунные стыковки корабля с топливными модулями и многоразовым взлетно-посадочным аппаратом.
Макеты ППТС. На переднем плане макет 2015 года.
Этап №3 2030-2040 гг.
На третьем этапе запланировано создание лунной базы. Согласно программе освоения Луны на третьем этапе запланированы примерно 1–2 пилотируемых полета в год с дальнейшим увеличением частоты полетов. Целью космонавтов будет обслуживание техники, машин и научного оборудования.
Макет лунной базы в Музее Космонавтики в Москве
Четвертый этап лунной программы России находится за горизонтом планирования.
Перспективы Лунной программы России
Говоря о российской лунной программе, следует отметить, что о ней известно очень мало, что является поводом для скепсиса со стороны наших либералов и конкурентов. Настораживает только маленький бюджет. Однако, надо понимать, что в России многое делается на энтузиазме и любви к Родине. Это и отличает нас от американцев с их баснословными бюджетами, большая часть которых пилится еще на начальных этапах.
Отсутствие подробной информации можно спокойно объяснить тем, что великие дела любят тишину. Да и к чему распространять информацию, которая может как-то помочь нашим конкурентам. В общем, ждем и надеемся на то, что мы первыми полетим на Луну. Честно. без Голливуда.
Были ли американцы на Луне? Американская лунная программа, причины появления, этапы реализации.
Как было поднято Знамя Победы над Рейхстагом.
История становления и развития железной дороги в России в 19 веке.
Описание и особенности развития, роль античной культуры в мировой культуре.
Особенности и эволюция биоморфизма в живописи.