Если социальный работник использует социальные технологии для работы в молодежной среде, то социологическое исследование проблемы молодежи и программа социальной работы с молодежью могут быть успешными

Программа социологического исследования ‘Выявление конфликтности в молодежной среде’

Теоретические основы исследования конфликтов в молодежной среде

социологический молодежь конфликт

Высшей формой противоречий в социальных процессах является социальный конфликт. Он характерен для определенного типа взаимоотношений и взаимодействий между социальными общностями и охватывает все виды социальных процессов, в которых они участвуют. В рамках социальных процессов имеют место социальные конфликты, и именно о них пойдет дальше речь.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Конфликты в отечественной социологии стали изучать сравнительно недавно, с середины 1980-х гг. Причины столь позднего внимания к конфликтам вполне объяснимы, и они заключаются не столько в отсутствии к ним социологического интереса, сколько в существовании «табу» на некоторые проблемы, в том числе и на эту. Общество «развитого социализма» по определению не могло быть изнутри конфликтным, в нем признавалось наличие лишь некоторых противоречий, среди которых антагонистическим не находилось места.

Здесь содержится один из любопытнейших парадоксов: общество «развитого социализма», считавшее себя наиболее последовательным воплощением идей марксизма в жизнь, не хотело замечать, что как раз К. Маркс был основателем первой социологической парадигмы конфликта. Согласно Марксу, именно конфликты объясняют социальные процессы и изменения, именно они пронизывают жизнь общества во всех его направлениях, именно конфликтами объясняется осуществление революций и переход к новому обществу.

Идеи Маркса о всеохватности и универсальности социальных конфликтов, о том, что они пронизывают жизнь общества в целом, в той или иной форме поддержали социологи последующих поколений. В конце XIX — начале XX в. подобные (однако вместе с тем и отличающиеся) положения высказывал Г. Зиммель. В современной социологии наиболее последовательно выражают позицию всеобщности и универсальности конфликта, его ведущей роли в жизни общества социолог Л. Козер.

Они полагают, что конфликт является естественным результатом любой системы управления, как бы совершенна она ни была. При этом основной социальной ролью конфликта становится стабилизация экономических и социальных процессов. В этом смысле конфликт позитивен. Чтобы использовать его в интересах общества и отдельных социальных групп, необходимо не «разрешение», а «регулирование». Для этого должны быть созданы специальные социальные институты с соответствующими полномочиями для регулирования конфликтов, принимающие решения, обязательные для конфликтующих сторон, эти институты вырабатывают правила поведения для них власти максимально способствуют реализации арбитражных функций.

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т.

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых — нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:

·«подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;

·«случайный, или условный» — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;

·«смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;

·«неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;

·«латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;

·«ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.

Классификация конфликтов по типу социальной формализации: официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».

По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

·развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;

·способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий.

В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т.

Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.

Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.

Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин с профессиональной деятельностью.

Психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуально-личностными особенностями человека. К чертам «конфликтной» личности относят нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность, несдержанность в чувствах, укоренившиеся негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям, агрессивность, тревожность, невысокий уровень общительности и др.

Здравомыслов выделяет три основные группы конфликтов:

·конфликты по поводу жизненных средств;

·конфликты как столкновения интересов;

·ценностные конфликты.

Первая группа касается конфликта потребностей и связана с распределением жизненных средств. Такие конфликты возникают из-за ограниченности ресурсов и в качестве результата возможностей удовлетворить в достаточной степени как краткосрочные, так и долговременные потребности. Они могут быть весьма длительными и напряженными. Так, уже несколько лет в России возникают, временно затухают и потом вспыхивают с новой силой конфликты в связи с задержками и невыплатой заработной платы, в которых участвуют десятки миллионов человек.

Вторая группа конфликтов связана со столкновением интересов. В отличие от потребностей, стимулирующих людей (социальные общности) к обладанию жизненно необходимыми благами, интересы ориентируют субъектов социальных процессов на определенный тип взаимодействия. В ряде случаев оно выступает в форме столкновения, цель которого — нейтрализовать, нанести ущерб или даже уничтожить противоположную сторону конфликта. Некоторые международные процессы, сопровождающиеся столкновением диаметрально противоположных интересов сторон, приобретают характер военных конфликтов.

Третья группа конфликтов имеет ценностный характер. Если первые две группы чаще всего сопровождаются «материализованными» акциями социальных общностей (стачки, забастовки, голодовки, военные действия и т. ), то конфликты ценностей имеют преимущественно «идеологизированную» направленность. В них сталкиваются противоположные оценки и трактовки целей, перспектив тех или иных общественных процессов. Так, в России переходного периода существуют принципиально расходящиеся оценки ее будущего и путей его достижения, связанных с рыночными реформами и демократизацией политической жизни страны. Реформистски ориентированным партиям и движениям противостоит блок так называемых народно-патриотических сил во главе с коммунистами, ратующих за возврат к государственному социализму.

Развитие социологических теорий конфликта (а их достаточно много и обо всех сказать невозможно) способствовало возникновению его прикладных исследований, которые привели к появлению научно-практического направления — конфликтологии. Ярким примером работы, выполненной в ее рамках, служит книга американских авторов Р. Фишера и У. Ури «Путь к согласию, или Переговоры без поражения». В этой книге, равно как и во многих других конфликтологических работах, недостатка в которых в последнее время не ощущается, даются практические советы и рекомендации по разрешению конфликтов, поиску путей примирения противоположных интересов.

Конфликт — это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены участвовать в нескольких самых разных конфликтах, ни один из которых не поглощает полностью их личностные ресурсов. Козер в своей классической работе «Функции социального конфликта» считал, что «частичное участие индивидов в массе конфликтных ситуаций выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры». Таким образом, конфликты неизбежны, особенно в молодежной среде.

Классифицируем основные виды молодежных конфликтов. К ним относятся:

Межпоколенные молодежные конфликты — наиболее важные в общественном значении конфликты, в основе которых лежат конфликты ценностей двух поколений.

Межгрупповые молодежные конфликты — конфликты между молодежными группировками, основанные на разделении лидирующих позиций.

Межличностные молодежные конфликты — конфликты между индивидами, в основе которых лежит конфликт ценностей. Межличностные молодежные конфликты ни чем не отличаются от обычных межличностных конфликтов (разве что по их частоте).

Многие подростково-молодежные группы социально нейтральны или признаются обществом. Другие же носят выраженный антиобщественный характер. Выделяют следующие виды молодежных групп:

Случайная группа — например, затевающие драки на дискотеках, стадионах и в других местах, однако имеющая свои неписаные групповые нормы и ценности. Причем вхождение в случайную группу воспринимается как сигнал об освобождении от социального контроля, как возможность «отпустить тормоза». Кроме этого, хорошо известно, что действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы не личными действиями.

Ретристская группа (под ретризмом в социологии и психологии понимается стремление к уходу от действительности, от жизненных трудностей). Крайний вариант ухода от действительности — это суицид. Обычное занятие ретристских групп — бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания.

Агрессивная группа — основана на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры. Она дошла из глубокой древности до наших дней практически в неизменном виде. Характерными особенностями агрессивной группы является жестокая иерархическая структура, сильное групповое давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой которых является резкое противопоставление: «мы — они».

Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются внушаемость и конформизм. Выходят члены «стай», как правило, из конфликтных семей. А отсюда — примитивный уровень мышления.

В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости.

Сама подростковая среда очень агрессивна. Отношения нередко строятся на нечистоплотности, унижении слабых, а то и откровенной жестокости. Ненужные семье и школе дети становятся изгоями общества, терроризируют окружающих, грабят и насилуют.

У немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодого досуга.

Регулярное созерцание подростками супергероев, которым не страшны никакие драки и побоища, формирует нередко убеждение, что только с помощью силы можно добиться жизненного успеха. Причем девушки не намного отстают в проявлениях жестокости от юношей. Сейчас дети и подростки нередко оказываются перед выбором: кем стать — жертвой или преступником. Многие выбирают второй путь. Или их заставляют старшие.

Вообще, как считал Л. Козер, конфликт внутри группы может способствовать ее сплочению. «Далеко не все разновидности конфликта благоприятны для внутригрупповой структуры, равно как не во всякой группе могут найти применение объединяющие функции конфликта. Та или иная роль конфликта во внутригрупповой адаптации зависит от характера вопросов, составляющих предмет спора, а также от типа социальной структуры, в рамках которой протекает конфликт».

Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т.

Общение — само по себе достаточно сложное коммуникативное действие со своими закономерностями, правилами, и в идее своей предполагает гармонию отношений. Но в жизни так не бывает. Бесконфликтного общения, как такового, не может быть. Это всё равно, что признать: все люди одинаковы по своим интересам, способностям, темпераменту.

Поэтому, причины таких межличностных столкновений столь многообразны (от удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в государственных структурах). Здесь можно говорить об объективно и субъективно несовместимых, или противоположных интересах, потребностях, целях, ценностях, установках, восприятиях, оценках, мнениях, способах поведения.

В психологии выделяют факторы, которые оказывают существенное влияние на возникновение и развитие конфликта.

Объективные факторы создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. Например, появившаяся вакантная должность руководителя подразделения может стать причиной конфликта между двумя сотрудниками, если оба претендуют на эту должность. Условно объективными также можно считать сложившиеся на момент начала конфликта общественные (безличные) отношения между потенциальными участниками конфликта, например, их статусно-ролевые позиции.

Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др. ) особенностей личностей. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия.

Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнёра или оппонента.

Адекватному восприятию человека другим человеком нередко мешают уже сложившиеся стереотипы. Например, у человека сложилось предвзятое представление о чиновнике, как о бездушном бюрократе. В свою очередь, у чиновника тоже может сформироваться негативный образ служащего, как просителя, незаслуженно добивающегося для себя особых льгот. В общении этих личностей будут взаимодействовать не реальные люди, а стереотипы — упрощённые образы определённых социальных типов. Стереотипы складываются в условиях дефицита информации.

Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, формирующаяся под воздействием слухов, мнений и суждений. Например, предприниматель договорился о встрече со своим коллегой из другой фирмы для заключения договора. В ходе подготовки к встрече он услышал от третьих лиц негативные отзывы об этом человеке. На основании этих отзывов у предпринимателя сформировалась негативная установка, и встреча может либо не состояться, либо не дать ожидаемых результатов.

Взаимодействуя с людьми, человек защищает, прежде всего, свои личные интересы и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствие к достижению цели. И от того насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка — предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определённым образом. Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.

В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения и др. Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное приятие партнёров по общению и совместной деятельности. Несовместимость — это взаимное неприятие (антипатия) партнёров, основанное на несовпадении социальных установок, интересов, характеров, темпераментов.

Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта, который является наиболее сложной и трудно разрешаемой формой межличностного противоборства. В развитии межличностного конфликта необходимо учитывать также влияние социально-психологической среды.

Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов и общество в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

Все межличностные конфликты, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.

Первый — предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счёт ущемления интересов другого.

Второй — затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.

Изучив теоретические основы исследования конфликтов в молодежной среде можно сделать ряд выводов:

Современные теоретические взгляды на конфликт представлены либо как теории человеческого развития, либо как социально-психологические теории. Развивающие теории включают психоаналитическую теорию и теорию когнитивного развития. Психоаналитическая теория утверждает, что конфликты с родителями и отчуждения от родителей являются полезной для здоровья необходимостью поддержки становления личности, перестройки отношений и уменьшения тревожности. Когнитивно-развивающая теория утверждает, что конфликты являются результатами интеллектуальной зрелости, побуждающей к пересмотру понимания себя и отношений.

Одними из весомых факторов влияющих на возникновение конфликтов в молодежной среде являются индивидуальные качества, личная самооценка, толерантность, агрессивность и тип поведения. Важно также учитывать и влияние социально-психологической среды на возникновение конфликтов.

Таким образом, каждый человек обладает личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые с неизбежностью влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому общение в форме столкновений является результатом индивидуальных различий между людьми и возникают тогда, когда поступки участников одной ситуации имеют антагонистическую направленность. Большое значение приобретает умение терпимо относиться к окружающим. Без этого умения сейчас невозможно прожить, решить поставленные временем перед нами задачи, добиться успеха в любой деятельности.

Социологический анализ конфликтов в молодежной среде

Первые теории межпоколенных конфликтов имели глобальный характер. Американский социолог Л. Фойер в книге, посвященной студенческому движению, писал, что конфликт поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба. Фойер утверждал, что «история всех до сих пор существующих обществ есть история борьбы между поколениями».

Однако истоки этой борьбы рисуются по-разному. В основе всех межпоколенных конфликтов лежит извечное соперничество между отцом и сыном.

Вражда между поколениями имеет этологические корни. Современное состояние общества, по его словам, это массовый невроз, обусловленный тем, что у современного человека нарушены механизмы, ответственные за поддержание равновесия между удовольствиями и заботами. Трудности и препятствия, вынуждавшие человека предпринимать необходимые для выживания, но неприятные усилия, исчезли. Отсюда — требование немедленного удовлетворения всех желаний, нетерпеливость и леность, которым всегда сопутствуют эмоциональное и духовное оскудение. А поскольку эти черты особенно распространены у молодежи, обществу угрожает прерывание культурной традиции.

Молодые люди испытывают архаическое инстинктивное удовольствие от племенной войны, направленной против родительского поколения. Ненависть, которую они питают к нам — старшему поколению, — сродни национальной ненависти, самой разрушительной из всех эмоций. Она исключает всякую коммуникацию, что создает угрозу вражды.

Другой подход предлагал французский психоаналитик Ж. Мандель противопоставляет классическому «конфликту». Если конфликт поколений, связанный с Эдиповым комплексом, состоял в том, что подросток стремился занять в обществе место своего отца и вообще старших, «социальных отцов» то кризис поколений означает, что юноша не соперничает с отцом, чтобы в конечном счете идентифицироваться с ним, а полностью отвергает его как образец, отказываясь от своего социально-культурного наследства.

Это происходит прежде всего по тому, что современное общество и существующая в нем власть больше не переживается в бессознательном как образ Отца — наставника, покровителя и воплощения ценностей, а напоминает, скорее, архаический образ всемогущей Матери в обществе и семье.

В 2008 году в школах Москвы и Московской области производились социологические исследования, которые ставили задачей определить, сохраняет ли российская семья свою социализирующую роль и в каком направлении формирует она сегодня профессиональные интересы детей. Исследованиями были охвачены старшеклассники и их родители, которым было предложено ряд вопросов; объем выборки — 405 единиц.

Как показывает исследование, сегодня авторитет матери как советчицы очень велик: 71% подростков Подмосковья и 66% москвичей советуются именно с матерью по важным для себя вопросам.

Из общего числа мальчиков, попавших в выборку, 62% выбирают в качестве первоочередного советчика мать. Лишь 30% мальчиков считают возможным обращаться за помощью и советом также к отцу. Как выяснилось, фактором повышения авторитета родителей для детей является их занятость коммерческой деятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их советы, справедливо считая своих родителей более адаптированными к новым условиям жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.

Следует также обратить внимание на весьма высокий процент детей, предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на себя. Причем в Москве таких детей значительно больше, чем в Подмосковье, разрыв составляет 13%, а, учитывая, что Москва город с ограниченной возможностью социального контроля над детьми, такая высокая самостоятельность подростков-москвичей свидетельствует о повышенном риске их действий, о возможности их более частого попадания в критические ситуации.

Столь же рискованным является очень популярное среди подростков обращение за советом к другу или подруге, занимающим второе после матери место в ряду авторитетов. Некомпетентные советы сверстников также могут привести подростка к рискованным поступкам. Интересно, что родители недооценивают роль товарищей своих детей, полностью исключив их из состава возможных советчиков, в то время как по признанию 36% детей, они пользуются услугами друзей для этой цели, исследования показали, что 55% подростков общаются с товарищами, неизвестными их родителям.

Психоаналитическая теория утверждает, что конфликты с родителями и отчуждения от родителей являются полезной для здоровья необходимостью поддержки становления личности, перестройки отношений и уменьшения тревожности. Личность, развивающаяся в семье, характеризуется отношениями любви и поддержки родителями. По мере созревания личности, семейные отношения разрушаются, конфликты гарантируются, и личность отдаляется и устанавливает альтернативные отношения со сверстниками, которые занимают место тесных связей с родителями.

Когнитивно-развивающая теория утверждает, что конфликты являются результатами интеллектуальной зрелости, побуждающей к пересмотру понимания себя и отношений. Конфликты являются механизмом, при помощи которого дети и подростки овладевают новыми познавательными структурами, развивая новые взгляды, и значительно изменяя модели поведения с родителями и сверстниками.

Межгрупповые молодежные конфликты касаются взаимоотношений подростков ни только с родителями, но и со школой. Большинство специалистов считают, что системы образования развитых стран во всем мире испытывают кризис. Причем кризис носит глобальный характер и продолжает углубляться даже в самых развитых странах.

Глобальный кризис, который охватил все сферы жизни российского общества, представляет реальную угрозу как для человека, так и для системы образования. Нарушены многие формы самоутверждения и выживания человека. Раньше его самоутверждение во многом осуществлялось на базе образования. Однако в настоящее время наблюдается падение престижа образования, утрата интереса к получению знаний вообще.

Конфликт между учеником и учителем — один из примеров межгрупповых, межпоколенных конфликтов. Причинами такого противостояния, с точки зрения учеников, являются:

·оскорбление со стороны учителя

·необъективность при оценке знаний

Наиболее распространены следующие формы поведения в конфликтных ситуациях старшеклассников с учителем:

·уклонение от контактов

Причем формы поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек существенно различаются. Девушки, прежде всего, стремятся к сотрудничеству, затем выбирают компромисс, приспособление, уклоняются от встреч и лишь в крайнем случае идут на соперничество. Среди юношей наиболее предпочтительной формой поведения является соперничество, далее компромисс, сотрудничество, сведение контактов к минимуму, приспособление. Таким образом, в случае возникновения конфликтных ситуаций с учителем старшеклассники выбирают продуктивные формы поведения, хотя юноши более конфликтны, чем девушки.

Опрос учащихся общеобразовательных школ Тулы показал, что конфликты с учителями чаще всего возникают из-за:

·Неинтересного ведения урока учителем (38%)

·Неподготовленного домашнего задания (36,6%)

·Пропусков уроков (36,3%)

Крайнюю форму соперничества конфликт, связанный с учебной деятельностью, приобрел в последнее время: старшеклассники требуют убрать того или иного учителя.

Другая точка зрения — это мнение учителей. В ходе социологического исследования главными причинами возникновения конфликтов с учениками были названы:

·Нарушение дисциплины на уроке (51,9%)

·Плохое выполнение домашнего задания (35,5%)

·Нездоровые отношения между учениками (22,6%)

Вот типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися:

·внешнее пресечение конфликтных действия путем наложения различных санкций (самостоятельно, либо с помощью родителей, администрации) — 66,7% ответов;

·профилактика возникновения конфликтов, разрешение проблем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся — 19,4%

Еще одним внешним фактором в отношениях учителей и учеников, способствующим ухудшению в школе, становится рост числа безработных, особенно среди молодежи.

Самым важным фактором социализации ребенка была и остается семья. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка действует вся внутрисемейная атмосфера. Конфликт «ученик — родитель» вписывается в вечную тему «отцы и дети».

Социологи Нижегородского государственного университета изучали причины конфликтов между родителями и детьми. Анкетированием было охвачено 850 учащихся 6-10 классов общеобразовательных школ города. Опрос показал, что конфликты между детьми и родителями обусловлены полом ребенка. Приведем наиболее частые причины ссор мальчиков и девочек с родителями:

·54,5% — мало учу уроки дома;

·46,1% — иногда не слушаю родителей, делаю по-своему;

·40,5% — из-за плохой учебы;

·34,1% — мало читаю;

·33,5% — много гуляю;

·32,7% — не убираю свои вещи;

·31,6% — из-за моей грубости, несдержанности;

·30,2% — много смотрю ТВ;

·24,6% — много слушаю магнитофон;

·24,3% — мало помогаю по дому;

·24,3% — ссорюсь с сестрой;

·24,3% — плохо веду себя в школе.

·50,3% — иногда не слушаю родителей, делаю по-своему;

·47,4% — мало учу уроки дома;

·37,2% — из-за моей грубости, несдержанности;

·33,7% — из-за плохой учебы;

·31,9% — не убираю свои вещи;

·27,4% — забываю выполнять просьбы, поручения;

·25,4% — много смотрю ТВ;

·23,7% — мало ем, не то ем, не ем в школе;

·23,5% — мало помогаю по дому;

·23,3% — меня не понимают;

·23,3% — из-за выбора профессии.

Как видно, главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание.

Конфликты среди учеников происходят довольно. Наверно основные поводы конфликтов между учениками — зависть, грубость, хамство, жестокость, озлобленность, агрессивность. Наиболее часто конфликты происходят в 8-9 классах в так называемый переходный возраст. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Сегодня причиной серьезного конфликта может стать спор между представителями разных музыкальных культур, между болельщиками разных спортивных команд. Детская жестокость — явление общественное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости.

Конфликты между учениками наверно изжить нельзя. В школе происходит нормальная социализация личности подростка и в зависимости от того сколь успешно протекает этот процесс, (воспитание духовных, нравственных ценностей) снижается или возрастает частота конфликтов между школьниками. Ведь не случайно в одиннадцатом классе конфликтов значительно меньше, чем в девятом.

Говоря о конфликтах между учениками, мы уже затронули второй класс конфликтов — конфликты внутри молодежной среды. Рассматривая такие конфликты, попытаемся разделить саму молодежную группу.

Случайная группа — например, затевающие драки на дискотеках, стадионах и в других местах, однако имеющая свои неписаные групповые нормы и ценности. Причем вхождение в случайную группу воспринимается как сигнал об освобождении от социального контроля. Кроме этого, хорошо известно, что действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы не личными действиями.

Ретристская группа (под ретризмом в социологии и психологии понимается стремление к уходу от действительности, от жизненных трудностей. Крайний вариант ухода от действительности — это суицид). Обычное занятие ретристских групп — бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания.

В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он «все может». Такие «стаи» обоснованно называют «молодежными бандами».

Криминальные последствия демонстрации по каналам средств массовой информации сцен жестокости и насилия, как показывают социологические исследования, тесно связаны с психологической склонностью детей, подростков и молодежи к подражанию особенно понравившимся кумирам.

В молодежных компаниях очень часто высмеиваются такие качества, как чуткость, внимательность, отзывчивость и доброта, так как отрицаются общечеловеческие качества.

Большинство конфликтов между молодежными группировками происходят просто из-за разделения лидирующих позиций (кто главнее). Такие конфликты явно осознанны, диктуются лидерами групп, высоко институализированны, а соответственно, легко поддаются решению и контролю.

Другой тип конфликтов — ценностный межгрупповой конфликт. Напряжение между разными молодежными группами, принадлежащими разным социальным слоям и группам, исповедующим разные ценности и нормы. Такие напряжения редко переходят в конфликт в связи с тем, что представители разных социальных групп редко вступают во взаимодействие.

Важно отметить, что с возрастом, усложняются причины возникновения конфликтов. Как показывают исследования, дети до 13 лет практически никогда не говорили о конфликте ценностей. Это связано с несформированными жизненными представлениями ребенка, который еще не в состоянии судить о глобальных ценностных приоритетах.

Исходя из этого были сделаны следующие выводы:

Конфликты среди учеников происходят довольно. Основные поводы конфликтов между учениками — зависть, грубость, хамство, жестокость, озлобленность, агрессивность. Наиболее часто конфликты происходят в 8-9 классах в так называемый переходный возраст. Конфликты между учениками наверно изжить нельзя. В школе происходит нормальная социализация личности подростка и в зависимости от того сколь успешно протекает этот процесс, (воспитание духовных, нравственных ценностей) снижается или возрастает частота конфликтов между школьниками.

В молодежных компаниях очень часто высмеиваются такие качества, как чуткость, внимательность, отзывчивость и доброта, так как отрицаются общечеловеческие качества. Большинство конфликтов между молодежными группировками происходят просто из-за разделения лидирующих позиций. Такие конфликты явно осознанны, диктуются лидерами групп, высоко институализированны, а соответственно, легко поддаются решению и контролю.

Программа социологического исследования «По выявлению конфликтности в молодежной среде»

Обоснование проблемы исследования. История человеческой цивилизации не знает периодов абсолютно бесконфликтного существования. На разных этапах развития и в разных обществах вырабатываются приемлемые способы социального управления, целью которого является регулирование конфликтных тенденций в обществе, редуцирование социальных конфликтов, недопущение их эскалации, рационализации использования потенциала конфликтов в целях общественного развития. В обществах, отличающихся эффективным механизмом социального управления, а значит, относительно высоким уровнем устойчивости и социальной солидарности, конфликты находят разрешение на микроуровне.

Молодежь в силу специфики своего социального положения, находится на пике социальных противоречий и конфликтов в любом современном обществе. Она осуществляет поиск собственной социальной ниши, находится в процессе достижения собственного статуса.

Обретение самостоятельности, становление социальной зрелости для молодого поколения неизбежно происходит через конфликт. Прежде всего, это конфликт по поводу статусного продвижения, по поводу повторения опыта и творчества, преемственности и новаторства, простого воспроизводства и создания нового социального качества. В современных обществах подобные конфликты дополняются целым рядом других конфликтов, связанных с проблемой самоутверждения молодежи в условиях экономических, политических, социокультурных изменений.

В нынешних условиях процесс социального становления молодежи отличается от того, который был характерен для предыдущих поколений. В современном мире, отмеченном экономическими и политическими кризисами, социальными катастрофами, ростом терроризма, приобретающими всеобщий характер в эпоху глобализации и делающими современные общества обществами риска, молодежь оказывается перед лицом новых противоречий, носящих по отношению к ней независимый и неподконтрольный характер.

Конфликты в отечественной социологии стали изучать сравнительно недавно, с середины 1980-х гг. Следует выделить исследования таких ученых как Ф. Бородкин, А. Зайцев, А. Здравомыслов. Причины столь позднего внимания к конфликтам вполне объяснимы, и они заключаются не столько в отсутствии к ним социологического интереса, сколько в существовании «табу» на некоторые проблемы, в том числе и на эту.

Вместе с тем, несмотря на многообразие опубликованных работ, проблема изученности конфликтов в молодежной среде остается и требует дальнейших теоретических разработок.

Объектом данного социологического исследования выступают учащиеся 9-11 классов и студенты.

Предметом исследования выступает изучение конфликтов в молодежной среде.

Целью данного исследования является выявление конфликтости в молодежной среде.

Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:

Охарактеризовать изучение теоретических основ конфликтов в молодежной среде;

Проанализировать статистические данные состояния изученности конфликтов в молодежной среде;

Разработать программу социологического исследования «Выявление конфликтности в молодежной среде».

Гипотезы данного исследования:

Большинство молодых людей не считают себя конфликтными;

В основном конфликты происходят из-за непонимания

Молодежь считает что нужно учиться разрешать конфликтные ситуации.

Интерпретация и операционализация основных понятий:

Молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Определение выборочной совокупности. Непосредственно выборкой называется совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая изучению. Это представительная часть генеральной совокупности, в которой закон распределения признака соответствует закону распределения этого признака в генеральной совокупности. Генеральную совокупность данного исследования составляют учащиеся с 9 по 11 классы МОУ «Корочанская СОШ им. Кромского» и студенты БелГУ. Выборочная совокупность в данном случае составила 50 человек.

Для решения задач исследования наиболее целесообразным является использование метода стихийного отбора, при составлении которого не требуется составление каких-либо математических процедур.

Стихийная выборка формируется непосредственно при работе исследователя «в поле» без всяких предварительных отборочных процедур. При этом опрашиваются все, кто соответствует параметрам генеральной совокупности.

Важно отметить, что в нашем исследовании можно применить метод квотной выборки. Квотная выборка — микромодель объекта социологического исследования, формируемая на основе статистических сведений (параметров квот) преимущественно о социально-демографических характеристиках элементов генеральной совокупности. Квотный метод выборки предполагает предварительное наличие статистических сведений по ряду существенных либо коррелирующих с ними характеристик генеральной совокупности. Удельный вес квоты в выборочной совокупности должен соответствовать её удельному весу в генеральной совокупности.

Квотная выборка обладает высокой репрезентативностью, однако, мы не можем использовать данный метод — по причине того, что наше исследование носит пилотажный характер и охватывает небольшие выборочные совокупности, а также основывается на упрощённой программе, сжатым по объёму инструментарии. Данное исследование используется как предварительный этап для сбора приблизительных данных об объекте. Изучения необходимо для того, чтобы в дальнейшем провести глубинное исследование. В этой связи, выборочную совокупность будет составлять 50 респондентов.

Методы сбора и обработки информации. Основным методом сбора первичной социологической информации является метод анкетного опроса.

Анкетный опрос — метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы при непосредственном, прямом (в присутствии анкетёра, индивидуально-личном или групповом опросе) или опосредованном, заочном (через прессу, почту) способе взаимодействия социолога и респондента.

Сама анкета представляет собой документ, размноженный, на компьютере или типографским способом, содержащий в среднем определённое количество вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Респонденты рассматриваются как объект исследования.

Выбранный метод обладает рядом преимуществ:

Анкетный опрос даёт массовую представительную картину об изучаемом предмете.

На респондента не оказывают влияния личность интервьюера, его собственные установки и взгляды.

Отсутствие интервьюера формирует у опрашиваемого ощущение большей анонимности, поэтому приводит к более обоснованным ответам.

При заполнении анкет респондент подбирает для себя наиболее подходящее время и скорость заполнения анкеты.

Анкетирование может быть проведено кадрами, не обладающими высокой квалификацией.

С помощью анкетирования можно собрать информацию за более короткий срок.

Простая группировка — классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки.

Перекрёстная группировка — связывание данных предварительно упорядоченных по двум признакам с целью обнаружить какие-то взаимозависимости и осуществить взаимоконтроль показателей, сформировать новый составной показатель на основе совмещения двух свойств или состояний объекта, определить направление связей влияния одного явления на другое.

Полученная информация обрабатывалась вручную.

Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность (в том числе молодежная среда) в той или иной степени подвержены конфликтам.

Конфликт в молодежной среде имеет свои особенности.

Конфликты среди учеников происходят довольно. Наверно основные поводы конфликтов между учениками — зависть, грубость, хамство, жестокость, озлобленность, агрессивность. Наиболее часто конфликты происходят в 8-9 классах в так называемый переходный возраст. В школе происходит нормальная социализация личности подростка и в зависимости от того сколь успешно протекает этот процесс, (воспитание духовных, нравственных ценностей) снижается или возрастает частота конфликтов между школьниками. Ведь не случайно в одиннадцатом классе конфликтов значительно меньше, чем в девятом.

Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Сегодня причиной серьезного конфликта может стать спор между представителями разных музыкальных культур, между болельщиками разных спортивных команд. В молодежных компаниях очень часто высмеиваются такие качества, как чуткость, внимательность, отзывчивость и доброта, так как отрицаются общечеловеческие качества. Большинство конфликтов между молодежными группировками происходят просто из-за разделения лидирующих позиций. Такие конфликты явно осознанны, диктуются лидерами групп, высоко институализированны, а соответственно, легко поддаются решению и контролю.

Таким образом, конфликт является социокультурным феноменом, неотъемлемой частью жизни современного общества. Довольно часто конфликты происходят в молодежной среде. В основе молодежных конфликтов лежит обострение интересов в различных категориях молодежи связанных с воспроизводством статусного положения и препятствиями, возникающие при этом со стороны общества.

Список источников и литературы

Анцупов, А. Конфликтология / А. Анцупов. — СПб. : Питер, 2008. — 59 с.

Бородкин, Ф. Внимание конфликт! / Ф. Бородкин. — Москва: Проспект, 2009. — 134 с.

Дмитриев, А. Общая теория конфликтов / А. Дмитриев. — Москва: Знание, 2011. — 90 с.

Зайцев, А. Социальный конфликт / А. Зайцев. — М. : Академия, 2008. — 86 с.

Запрудский, Ю. Внутри конфликта / Ю. Запрудский. — Москва: Изд-во Голос, 2008. — 102 с.

Здравомыслов, А. Социология конфликта / А. Здравомыслов. — Москва: Изд-во Москов. ун-та, 2008. — 203 с.

Ильинский, И. Молодежь и молодежная политика. История. Теория. / И. Ильинский. — СПб. : Изд-во Голос, 2009. — 145 с.

Ильинский, И. Молодежь России: Тенденции и перспективы развития / И. Ильинский. — М. : Мол. Гвардия, 2007. — 96 с.

Карпенков, Ю. Социальный конфликт / Ю. Карпенков. — СПб. : Питер, 2008. — 108 с.

Карпенков, Ю. Сила участника конфликта / Ю. Карпенков. — СПб. : Питер, 2009. — 63 с.

Козер, Л. Конфликт: современные исследования / Л. Козер. — Москва: Изд-во Наука, 2010. — 153 с.

Лисовский, В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В. Лисовский. — СПб. : Питер, 2006. — 147 с.

Лисовский, В. Социология молодежи / В. Лисовский. — СПб. : Питер, 2001. — 203 с.

Светлов, В. Решение конфликта / В. Светлов. — СПб. : Фенкис, 2008. — 302 с.

Сельченок, К. Прикладная конфликтология / К. Сельченок. — М. : Харвест, 2007. — 208 с.

Сельченок, К. Проблемы конфликтологии / К. Сельченок. — Москва: Знание, 2008. — 168 с.

Сорокин, П. Учебник по социологии / П. Сорокин. — М. : Наука, 2006. — 238 с.

Тадевосян, Э. Социология / Э. Тадевосян. — М. : Знание, 2009. — 231 с.

Фролов, Ф. Социология: конфликты / Ф. Фролов. — М. : Наука, 2009. — 234 с.

Шихирев, П. Психология в конфликте / П. Шихирев. — М. : Наука, 2007. — 129 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *