Этапы социологического исследования и проблема в программе социологического исследования. Как эти идеи связаны с проблемой, целью и областью исследования, согласно Киберпедии

Разработка программы социологического исследования. Цели, объект и предмет социологического исследования. Системный анализ объекта исследования. Выдвижение и проверка гипотез. Методы выборки, интерпретация данных. Наблюдение, виды массового опроса.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение
  • Понятие социологического исследования
  • Разработка программы социологического исследования
  • Цели и задачи социологического исследования
  • Объект и предмет социологического исследования
  • Системный анализ объекта исследования. Выдвижение и проверка гипотез
  • Методы выборки. Интерпретация данных
  • Наблюдение
  • Виды массового опроса
  • Эксперимент
  • Программа социологического исследования
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

Проблема
— это противоречие между знанием и
назревшей общественной
потребностью, а иногда и просто
столкновение качества
нового знания с количеством знания
старого, что типично
для
научных исследований. Каждая новая
потребность направляет

к новому знанию, ибо в старом знании не
находится
полного ответа на вопрос, как решить
возникающую проблему.

Обычно
выделяют гносеологический и практический
аспект
проблемы. В гносеологическом
смысле
проблема — противоречие между
потребностями людей в каких-то действиях
и незнанием
средств, методов, способов реализации
этих действий. Он побуждает
людей к теоретической деятельности,
дальнейшему развитию знания. При
этом теоретическая деятельность
избыточна
по отношению к конкретной проблеме, она
позволяет понять
не только природу, но и истинный масштаб
изучаемого явления
или процесса.

Практическая,
предметная
сторона проблемы социологического
исследования — некое социальное
противоречие, требующее
его решения.

В
проблеме содержится нечто такое, что
не известно людям,
что требует изучения, определяет
направление мыслительного
процесса. Итак, в пределах одной темы вычленяется
наиболее актуальная для общества
проблема или ряд проблем. Затем в
программе
указываются предполагаемые результаты
исследования независимо
от того, будут ли это результаты,
ориентированные преимущественно
на получение теоретических выводов или
разработку
практических рекомендаций тем или иным
органом. Ведь
в одном исследовании можно ожидать и
то
и другое.

Основные фигуры программы социологического исследования

На каждом этапе планирования социологического эксперимента будут фигурировать конкретные термины и «фигуры».

На первом этапе автор определяет следующие моменты:

  • Цель социсследования – какое событие/явление и проблемы будет изучаться и для чего;
  • Задачи – основные этапы изыскания (разбивка глобальной цели на более мелкие составляющие, вспомогательные элементы с конкретизацией основных терминов и понятий);
  • Проблема – непосредственно противоречие, подвергающееся исследованию;
  • Гипотеза – предположение автора относительно диагностированной проблемы, потенциальный результат изыскания;
  • Вариант практического этапа (организация эксперимента): способ сбора информации, способы обработки, разработка оценочной шкалы и пр.

Этапы социологического исследования и проблема в программе социологического исследования. Как эти идеи связаны с проблемой, целью и областью исследования, согласно Киберпедии

Этапы планирования и реализации социсследования

Второй этап программы социологического исследования – его реализация. Здесь важно придерживаться намеченного пути и не отклоняться от него без острой необходимости и обоснованности. Основными понятиями данного уровня выступают:

  • Выборка респондентов – конкретизация непосредственно участников соцопроса;
  • Проработка основных вопросов: точная формулировка, варианты ответа, способ сбора информации (личный или виртуальный контакт и пр.), разработка оценочной шкалы;
  • Сбор информации, контакт с респондентами, способ взаимодействия – телефонный опрос, интервью, тестирование;
  • Обработка информации – ручная, автоматизированная, анализ полученных результатов (перевод данных в числовой вид) и пр.;
  • Интерпретация результатов, определение тенденций и пр.

Третий этап – реализация намеченного плана действий с учетом методологических особенностей и методического обеспечения. Здесь автор использует подготовленную базу (список вопросов, метод исследования и т.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этапы социологического исследования и проблема в программе социологического исследования. Как эти идеи связаны с проблемой, целью и областью исследования, согласно Киберпедии

Что это такое?

Программа социологического исследования представляет собой особый формальный этап, документ, очерчивающий существенные моменты мероприятия. В нем описывается методологическая и методическая база эксперимента, последовательность действий (от сбора и обработки информации до интерпретации полученных результатов).

Роль программы социологического исследования – однозначно важная. Она позволяет корректно определить и сформулировать цель и задачи мероприятия, констатировать основные характеристика объекта и описать предмет, с максимальной точностью и ясностью выдвинуть гипотезу, которая будет проверяться на протяжении всего испытания. Фактически программа социсследования позволяет кратко и емко определить его миссию.

Этапы социологического исследования и проблема в программе социологического исследования. Как эти идеи связаны с проблемой, целью и областью исследования, согласно Киберпедии

Основные разделы программы социсследования

Также данный документ призван сделать легкую и простую трансформацию от описаний к действиям, осуществить тот самый переход от теоретического к эмпирическому методу мягко. Отсюда следует, что эксперимент обладает такими качествами, как целенаправленность, логичность и всесторонность (учитывает все факторы и нюансы).

Программа социсследования позволяет также с максимальной точностью, верно определить тип изыскания, описать основные этапы (что и в какой последовательности нужно сделать, почему и для чего), подчеркнуть специфику объекта и предмета, акцентировать внимание на особенностях цели и задач. Миссия этого документа заключается в емком, но всестороннем описании хода научного эксперимента.

Реализация социологического исследования проходит три основные стадии: подготовительная, основная и завершающая. Разработка программы мероприятий относится к первому этапу, который считается самым сложным.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: программа социологического исследования выполняет две основные функции: методическая – описание каждого шага и последовательности де йствий, организационная – реализация описанных элементов с учетом сроков эксперимента и приоритетности шагов, полученных результатов.

Понятие о программе социологического исследования

Программой социологического исследования называют документ, который содержит изложение его методологических и методических основ.

Самый трудоемкий этап исследования – это разработка программы. Если программа хорошо составлена, то она будет гарантировать то, что конечная цель исследования будет достигнута. Исправить ошибки в программе сложно и зачастую невозможно.

Три основные функции программы:

  • методологическая;
  • методическая;
  • организационная.

В структуре программы принято выделять методологический и методический (методико-процедурный) разделы (таблица 1).

Методологический разделМетодический раздел

Выявляются проблема, цель и задачи исследования, объект, предмет, дается интерпретация основных понятий, выдвигаются гипотезы, а также делается предварительный системный анализ объекта исследования. Определяют стратегический план исследования, строится выборка, проходит обоснование методов сбора информации и анализ исходных данных

Таблица 1. Структура программы социологического исследования

Методологический раздел программы

Исходное звено в работе социолога – это проблемная ситуация. Она отражает социальный объект, явление или процесс в неустойчивом состоянии, при некотором разладе его механизма функционирования, в котором есть определенные противоречия. Проблемой могут выступать действительные жизненные ситуации (конфликты, трудности в реализации каких-либо групповых целей, управленческие и организационные проблемы на предприятии, поиск самых эффективных и оптимальных форм работы и т.

Проблемой называют форму научного отображения проблемной ситуации. С одной стороны, она отражает объективные и реальные противоречия, которые породили ту или иную ситуацию, а с другой – указывает на существующее противоречие между тем, что есть осознание потребности в конкретных практических действиях и недостаточно знания о средствах и методах их реализации. Формулировка проблемы происходит как выражение необходимости изучения какой-либо области социальной жизни для того, чтобы ее теоретически осмыслить и найти практические средства, которые позволят преодолеть социальные проблемы и противоречия.

В случае, если нельзя четко определить или выявить проблему, то в соответствии с общим правилом не следует приступать к исследованию. Более того, перед началом исследования необходимо выяснить, существует ли решение той проблемы, на изучение которой будет направлено исследование, не найден ли ответ на нее другими учеными.

Для того, чтобы выявить и сформулировать проблему важно выяснить известную информацию о ней и, основываясь на уже имеющихся знаниях, идти дальше в конкретном направлении. Сформулированная проблема будет в значительной степени обуславливать вид исследования – каким оно будет: описательным, разведывательным или же аналитическим.

Дальнейший этап разработки программы – это постановка цели и определение задач исследования.

Под целью понимают то, что должно быть достигнуто в финале исследования, его предполагаемый конечный результат. Цель может носить как теоретический, так и прикладной (практический) характер. В зависимости от цели исследование может быть прикладное и теоретическое (таблица 2).

Результат теоретического социологического исследования  Результат прикладного социологического исследования

Новое знание о функциях, структуре, механизмах изменения социального объектаПрактические рекомендации, социальные технологии, проекты, программы по решению социальных проблем, оценочные прогнозы

Таблица 2. Результаты теоретического и прикладного социологического исследования

Благодаря задачам цель можно конкретизировать, а также обусловить этапы и средства ее достижения. Задачи исследования бывают основные и неосновные. Вместе они будут формировать круг вопросов, ответы на которые сумеют позволить цели исследования реализоваться.

После того, как цели и задачи были обоснованы, можно переходить к выделению объекта и предмета исследования.

Под объектом исследования понимают какое-либо социальное явление или процесс, который подлежит изучению. В качестве объекта могут выступать различные социальные общности, группы, структуры, социальные структуры, сферы, институты, состояние общественного мнения, поведение людей в разных условиях или обстоятельствах. Его можно охарактеризовать структурно, количественно, а также с точки зрения его временных и пространственных границ.

Предметом исследования являются те свойства, отношения и стороны объекта, которые изучаются в рамках исследования. В основе верного определения предмета исследования лежит строгая формулировка проблемы, системный анализ объекта, четко сформулированные цель и задачи исследования. Правильно выбранный предмет исследования поможет выдвинуть гипотезы, которые будут способствовать тому, чтобы проблема успешно разрешилась.

На данном этапе социологического исследования важно осуществить предварительный системный анализ объекта, целью которого является построение модели (интеллектуально-эвристической) объекта в качестве системы. При этом необходимо раскрыть комплекс всех внутренних и внешних элементов и связей объекта. Предварительный системный анализ объекта связан с другим элементом программы исследования – интерпретацией основных исследуемых понятий. Основная цель этой интерпретации заключается в необходимости четко указать, что понимается под тем или иным термином, используемым в данном исследовании. В рамках данной процедуры происходит операционализация понятий, которая отвечает целям и задачам исследования – их смысловое значение переводится в такую плоскость и на такой уровень, который будет удобен для того, чтобы применить его в данном конкретном исследовании. Иначе, будут неизбежные недоразумения, т. большинство понятий социальных наук имеют множество значений, их оттенки разнятся в зависимости от контекста, в котором они употребляются, а смысл их серьезно отличается в разных научных дисциплинах.

Заключительная часть методологического раздела – это выдвижение гипотезы.

Под гипотезой понимают научное предположение, которое выдвигается для того, чтобы объяснить какой-либо факт, явление или процесс, содержащие знание вероятностного характера, требующее подтверждения или опровержения в процессе исследования. В соответствии с общим правилом, любое исследование будет строиться на предварительных предположениях, без которых проблему целенаправленно изучать будет трудно. Исследователи часто повторяют фразу Д. Менделеева о том, что лучше придерживаться гипотезы, которая может со временем оказаться ложной, чем никакой. В гипотезах на уровне предположения будет формироваться объяснение исследуемой проблемы и возможные способы ее решения, т. таким образом будет задаваться направление самого исследования. Гипотезы также важны и для того, чтобы подготовить инструментарий исследования. Например, если создается анкета, то каждая из гипотез нуждается в проверке с помощью соответствующего блока вопросов.

В зависимости от степени общности гипотезы можно разделить на гипотезы-следствия и гипотезы-основания (таблица 3).

Гипотезы-основанияГипотезы-следствия

Данные гипотезы выполняют системообразующую функцию в построении проекта решения исследовательских задач и несут в себе предположение широкой общности. Эти гипотезы будут связаны с гипотезами-основаниями и нуждаются в непосредственной проверке в рамках проводимого исследования. Они связаны с менее широкой общностью.

Таблица 3. Виды гипотез в зависимости от степени общности

В зависимости от содержания гипотезы можно разделить на объяснительные, описательные и прогнозные (таблица 4).

ОписательныеОбъяснительные Прогнозные

Это гипотезы о свойствах объекта, характере разнообразных связей между его компонентами (структурные гипотезы), о степени их взаимодействия (функциональные гипотезы)Это гипотезы о причинно-следственных взаимосвязях в рамках изучаемых явлений и процессов    Это гипотезы о потенциальных тенденциях изменений объекта и различных вариантах развития событий.

Таблица 4. Виды гипотез в зависимости от содержания

Существуют также первичные (которые выдвигаются до полевого исследования) и вторичные (которые выдвигаются после исследования) гипотезы.

Успешность социологического исследования будет зависеть не только от того, насколько тщательно была проработана методологическая часть программы, но и от того, насколько удачно был разработан ее методический раздел.

Методический раздел программы

Приступая к исследованию, первое, на что обращает внимание социолог – это то, сколько информации существует о выделенном объекте исследования. Основываясь на уже имеющихся на момент сбора эмпирических данных знаний об объекте, появляется возможность разработать рабочие гипотезы исследования. В соответствии с ними, целью и задачами будет строиться стратегический (принципиальный) план социологического исследования.

Выделяют 3 варианта исследования (таблица 5)

Поисковый (разведывательный) вариантОписательный (аналитический) вариантЭкспериментальный вариант

Данный вариант применяется, если нет четких представлений об объекте и предмете исследования, в соответствии с чем исследователь не может выдвинуть рабочую гипотезу. Цель такого исследования – это уточнение проблемы и формулирование гипотезы. Для осуществления данной цели сначала изучают литературу и необходимые документы, а затем наблюдают за объектом и проводят разведывательные опросы. Этот вариант применяют, когда благодаря имеющимся знаниям о существующей проблеме, есть возможность выделить объекты исследования и сформулировать гипотезу о структурно-функциональных связях и характеристиках объекта, т. описательную гипотезу. Целью такого исследования будет проверка описательной гипотезы и, если она подтвердится, получение характеристик изучаемого объекта. Такой вариант применяется, когда существующие знания об объекте исследования позволяют сформулировать объяснительную гипотезу и цель исследования, а также выявить причинно-следственные связи объекта.

Таблица 5. Варианты социологического исследования

Следующий шаг разработки программы – это построение выборки. Исследователь-социолог приходит к решению, будет ли исследование сплошным (т. в рамках которого обследуют весь изучаемый массив признаков и элементов) или же выборочным. Большая часть социологических исследований является выборочными – т. в них обследуется лишь некоторая часть изучаемой совокупности (выборочная совокупность). Данная часть представляет весь объект в целом и является его «уменьшенной копией» или своеобразной моделью. Генеральная совокупность – это весь изучаемый объект, однако в нем сложно выделить такую часть целого, которая будет четко отражать все его основные изучаемые характеристики. При использовании выборочного метода сокращаются затраты труда исследователей, время, средства на проведение обследований. Он позволяет изучить «масштабные» объекты и получить достоверную, надежную информацию о социальных процессах и явлениях.

Репрезентативность является главным требованием к выборочной совокупности. Данное требование означает, что все основные признаки генеральной совокупности, из которой была создана эта выборка, должны быть представлены в ней приблизительно в такой же пропорции и с той же частотой, с которой данный признак проявляется в генеральной совокупности.

Существует два основных типа выборки – случайная и неслучайная (направленная).

В случайной выборке из генеральной совокупности наблюдения (единицы обследования) выбираются случайно в соответствии с избранным принципом (по жребию, списочному составу группы, из которого в выборку берется каждый второй, третий и т.

Случайную выборку часто применяют при опросе общественного мнения. Выделяют следующие виды случайной выборки:

  • стратифицированная выборка – отбор проводится при учете удельного веса каждой группы (признака) респондентов в генеральной совокупности;
  • гнездовая выборка – отбор некоторых статистических групп (гнезд) с целью дальнейшего исследования целиком или выборочно: бригады, учебные группы

Когда выборка является неслучайной, наблюдения или единицы обследования выбирают целенаправленно. Самым распространенным видом неслучайной выборки является квотная выборка, когда для единиц отбора задают систему параметров (квот) – к примеру, в исследовании студентов за квоту может быть приняты пол, курс, специализация и т. Такая выборка может быть и многоступенчатой. При этом, в процедуру ее построения входит ряд этапов, на каждом из которых единицы отбора будут меняться.

В целом отмечается, что определение типа выборки будет зависеть от решаемых в исследовании задач, а также от самого вида исследования (рисунок 1).

Этапы социологического исследования и проблема в программе социологического исследования. Как эти идеи связаны с проблемой, целью и областью исследования, согласно Киберпедии

Рисунок 1. Типы исследования и выборки

Определение объема выборки является результатом этой процедуры (таблица 6).

Под объемом выборки понимают общее число единиц исследования, которые включены в выборочную совокупность. Одним из важнейших вопросов в работе социолога является определение объема выборки. Объем будет зависеть от степени от того, насколько однородной является генеральная совокупность (чем однороднее, тем меньше будет объем выборки), а также от количества признаков выборки и необходимой степени точности результата. В случае если выборка построена верно, то результаты исследования будут надежными даже если объем был небольшой. Однако, если при построении выборки допущены ошибки, то даже большой объем не будет валидным.

Объем генеральной совокупности 5001000200030004000500010000100000бесконечная
Объем выборки222286333350360370385398400

Таблица 6. Определение объема выборки

В 1936 году аналитики журнала «Литерари Дайджест», в котором публиковались прогнозы выборов, сочли, что надежность данных будет зависеть от того, насколько много опрошенных у них будет. Это предположение обернулось неудачей. Они разослали несколько миллионов писем всем избирателям и журнал предсказал, что Альфред Лэндон, кандидат от республиканцев, одержит верх над Франклином Рузвельтом, лидером демократов на выборах в президенты США. Соотношение, которое предлагал журнал было 57% против 43%. В то же время, некий социолог Дж. Гэллап (1901-1984), который не обладал никакой популярностью, сумел предсказать успех Рузвельта, опросив при этом всего лишь 2,5 тыс. избирателей. Рузвельт и вправду стал президентом, собрав 62% голосов. Гэллап стал знаменитостью в один день, а Американский институт общественного мнения, который он основал, и по сей день один из ведущих в мире по проблематике изучения общественного мнения. Соответствуя методикам опросов, начало которым положили Дж. Гэллап, Л. Харрис и др. , на сегодняшний день в рамках национальной репрезентативной выборки обычно опрашивают не более 1-1,5 тыс. человек. Основным секретом успеха было профессиональное построение выборки, которая отражала типологические особенности населения. Ошибкой же журнала стало то, что исследователи не учли то, насколько социально неоднородно американское общество и взяли для опроса адреса из телефонных справочников у владельцев автомашин – т. их выборка состояла в первую очередь из людей со средним доходом и выше. В 1930-е годы данная группа населения была не репрезентативной по отношению к генеральной совокупности избирателей Америки, в отличие от современного общества США.

Необходимо помнить о том, что строить выборку – это ответственное и сложное дело, т. ее качество будет прямо влиять на то, какие результаты исследования будут получены. Задачи построения выборки необходимо обязательно решать в зависимости от конкретных условий.

Одна из важнейших позиций методического раздела программы социологического исследования – это обоснование комплекса методов, используемых для сбора социологической информации. Тут необходимо указать методы сбора данных, обосновать то, насколько необходимо использовать их в исследовании.

Следующая важная позиция программы – это выявление методов обработки и анализа данных. На данном этапе необходимо обозначить способы обработки данных, полученных эмпирическим путем (машинный или ручной), а также в чем заключалась работа по подготовке необходимой информации к обработке. Методы анализа данных будут зависеть от того, какие выбраны были методы сбора социологической информации, а также возможностей программного обеспечения, требуемого для их обработки и, конечно же, от целей и задач проводимого исследования.

Заключительным этапом процедурного раздела программы является рабочий организационный план исследования, в котором расписаны его этапы, а также время их осуществления, лица, которые отвечают за его реализацию, сроки окончания проведения исследования и подготовки отчета по науке, а также проведение всех организационно-технических мероприятий. После этого заканчивается этап разработки программы и подготовительный этап в деятельности исследователя. И можно начинать следующий этап – это уже проведение самого полевого исследования.

Каждый эксперимент или исследование проходит по определенном плану. Без планирования и следования четко намеченной траектории на основе простой импровизации добиться успеха непросто или слишком (неоправданно) затратно. Исследователь должен обосновать каждый свой шаг, тщательно спроектировав научный путь, выбрав «оптимальную тропу» (по количеству действий и расходам, результативности, новизне и значимости, посильности и пр.

При проведении социологического исследования план представляет не просто в качестве списка, расписывающего основные этапы его реализации. В данном случае он оформляется в виде официального документа, очерчивающего основные моменты научного изыскания, именуемого программой.

Читать также:  Ошибка во время выполнения программы

Этапы разработки программы социсследования

Разработка программы социсследования – первый этап, когда автор только планирует данное мероприятие. Начало проработки плана действий начинается с анализа следующих аспектов:

Этапы социологического исследования и проблема в программе социологического исследования. Как эти идеи связаны с проблемой, целью и областью исследования, согласно Киберпедии

Ключевые элементы программы социсследования

  • Постановка цели и задач, выдвижение гипотезы. Социологическое исследование носит теоретико-практический характер, экспериментальный. Поэтому цель данного мероприятия также будет практической: изучение явления, опрос респондентов для выявления их отношения к реалиям/происходящему. После конкретизации цели будут разработаны задачи и выдвинуто предположение (подлежащее проверке): список вопросов для респондентов, конкретизация выборки (кто будет принимать участие в эксперименте: пол, возраст, социальный статус, опыт работы и пр.), вариант опроса (интервью, онлайн, тестирование и пр.). Обратите внимание, что цель и задачи звучат как призыв к действиям (изучить, установить и пр.). Данный этап – методологическое обеспечение эксперимента.
  • Выбор способа интерпретации полученных результатов. После сбора информации исследователю предстоит грамотно и представить в проекте и предоставить анализ данных. Поэтому при разработке программы социологического исследования важно учесть способ интерпретации полученных результатов: графический, табличный, текстовый и пр. В любом случае все полученные результаты должны быть представлены емко и понятно, проанализированы посредством использования принципа научной аргументации: сравнение полученных сведений по теме/проблеме с выдвинутой гипотезой, шкалой оценки и формулирование промежуточного/итогового вывода по ситуации. Важно расшифровать каждое понятие (особенно новое), расчленить материалы и структурировать (систематизировать) их, показать обоснованность умозаключений и значимость, новизну результатов, учет всех воздействующих факторов. Автору исследования предстоит определить схему перевода информации из текстового формата в числовой, определения тенденций и пр. Данный этап – методическое и организационное обеспечение эксперимента и его оформление в единый письменный проект.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что разработка программы социологического исследования сводится к определению основных постулатов эксперимента: тема/проблема – цель и задачи – объект и предмет — гипотеза – этапы проведения исследования (сбор, обработка, оформление) – подытоживание действий (цель-результат-рекомендации/выводы).

Программа социологического исследования конкретизирует каждый шаг, позволяя установить четкую последовательность действий и их роль, выбрав оптимальную траекторию (действие, сроки реализации и пр. ), способы и методы работы с учетом имеющихся возможностей.

Отражение объекта и предмета в программе социологического исследования

В
зависимости от целей, темы и проблемы
исследования определяется
объект изучения. В этом качестве выступает
группа или
общность людей, социальный институт,
социальное явление,
любая область социальной действительности. Объект
социологического
исследования —
то,
на что направлен процесс познания
или социологического воздействия. В рамках одного объекта может возникнуть
несколько
проблем, и следовательно, несколько
предметов исследования.

Выделение
объекта исследования — необходимая
процедура в
ходе
разработки программы, так как от этого
зависит выбор методов исследования и
многое другое. Например, анкета
для инвалидов будет отличаться от
анкеты безработных, поскольку в их
положении есть не только общее, но и
особенное.

Уточнению
направлений исследования способствует
выделение предмета
исследования,
т. законов, определяющих структуру
и деятельность социальных объектов,
принципов их взаимосвязей
и тенденций развития. Предмет содержит
в себе наиболее
существенный для исследователя вопрос,
который в прин­ципе позволяет обнаружить
новую тенденцию или даже закономерность
изучаемого противоречия.

Этап выделения единиц социологического наблюдения

Чаще
всего в ходе социологических исследований
в качестве
единицы наблюдения выступают индивиды. В зависимости от того, что выбрано
единицей наблюдения, определяется
тип выборки и способ отбора таких единиц. Если единицу
взята семья, то целесообразна серийная
выборка. Отдельные
лица отбираются с помощью, например,
случайной выборки
и т.

Единица
наблюдения
— тот элемент совокупности, относительно
которого ведется сбор социальной
информации. В программе
также указывается единица
анализа. Единица
наблюдения
и единица анализа могут совпадать, а
могут и различаться.

Исследователь
должен быть
вооружен знаниями в данной области
науки. Речь, прежде всего о социологии
как науке, об обществе, о таких прикладных
знания, как социология быта, социология
социальной теория
управления, социальная психология и
др. Все это находит
отражение в методологической части
программы. В ней содержится
предварительный анализ предмета изучения
на
основе чего осуществляется теоретическое
уточнение понятий. Это делается для того, чтобы социальный
заказчик, ознакомившись
с программой, видел, из чего исходят
авторы в своем
исследовании. С другой стороны, каждый
добытый социальный
факт можно истолковывать и делать из
него выводы только
в рамках определенной концепции. Из
теоретической части
как раз и видно, в рамках какой концепции
будут интерпретироваться
полученные факты. Поэтому некоторая
часть программы
обычно посвящается теории изучаемого
вопроса.

Определение целей социологического исследования. Этапы выделения единиц социологического наблюдения и формулирования гипотезы исследования. Отражение объекта в программе социологического исследования. Требования к наблюдателям

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный университет

Реферат на тему:

Социологические исследования. Проблемы. Этапы.

По предмету: Социология

Программа социологических исследований

Программой социологического исследования называется документ, в котором изложены тема, проблема, цели, задачи, предмет и объект исследования, определены типы наблюдения и анализа. В ней излагаются методология и гипотезы исследования, а также процедурные правила и логическая последовательность операций проверки и верификации гипотез.

Определение целей социологического исследования

Любая программа подразумевает прежде всего выделение целей исследования и причин его актуальности. Целями могут выступать:

получение нового знания об объекте, обладающем серьезным познавательным и эвристическим потенциалом;

решение трудных производственных и управленческих ситуаций (или, по крайней мере, их подробное социологическое описание, доведенное до уровня рекомендаций конкретным органам или работникам);

апробирование социологических методик или методологических разработок и т.

Цели исследования могут быть общими и конкретными. Возможно и выделение отдаленных (стратегических) и ближайших (тактических) целей.

Определение цели исследования — важный этап разработки программы. Неточно сформулированные цели обусловливают рыхлость теоретических предпосылок программы, неполный сбор информации, неконкретность практических рекомендаций. Неверно поставленные цели либо утопичны, что ведет к практическому их разрыву с задачами исследования, либо, напротив, слишком утилитарны, прагматичны, что ведет к стиранию различий задач и целей исследования.

Не меньшее значение имеет обоснование актуальности темы. Под актуальностью чаще всего понимается, в какой степени движение и структура изучаемого объекта выражают прогресс общества или отдельной сферы, насколько они отражены в соответствующих науках и дисциплинах. Для социологов это подразумевает формирование проблемных ситуаций, в контексте которых ведется исследование.

Обоснование контекста всего исследования, определенных рамок, обрисовка проблемной ситуации в значительной степени обусловливает и конечный его выход. Нет ничего ошибочнее, чем представление о том, что вот начнем собирать материал, проводить опросы, а уж от этого будут зависеть и конечный продукт, и концепция исследования. При таком подходе полезного результата не получишь.

Части программы социологического исследования

Программа исследования обычно состоит из двух частей — методологической и процедурной. В методологической части определяются тема, проблема, предмет и объект исследования, дается характеристика его целей, уточняются новые понятия, осуществляется предварительный анализ предмета исследования в целом, формулируются гипотезы и исследовательские задачи. В процедурной разрабатывается принципиальный план исследования, описываются методы и техника сбора данных, указываются способы анализа данных в соответствии с исследовательскими задачами и гипотезами.

Разработка программы, и в особенности ее первой части, является делом весьма ответственным, требует высокой квалификации. Если программа не разработана или не удовлетворительна, то исследование не стоит начинать, ибо теоретической и практической пользы от него будет мало.

Подготовка первой части программы предполагает большую теоретическую работу, поскольку на этом этапе закладывается фундамент для успешного решения всех последующих задач. Выбор темы исследования определяется позицией социологов или организации заказчика. Часто в программе отражается компромисс между этими позициями. Например, выбор темы исследования по проблематике управления в основном определяется планом работы органа управления и реальными задачами управления.

В рамках избранной темы может сформироваться несколько направлений исследования. Например, изучая пути повышения эффективности управленческой работы, уделяют внимание факторам, которые влияют на ее повышение или снижение.

Таким образом в рамках каждой темы полезно выделить несколько проблем. От их выбора существенно зависит дальнейшее направление работы.

Проблема в программе социологического исследования

Проблема — это противоречие между знанием и назревшей общественной потребностью, а иногда и просто столкновение качества нового знания с количеством знания старого, что типично для научных исследований. Каждая новая потребность толкает нас к новому знанию, ибо в старом знании мы не находим полного ответа на воп-рос, как решить возникшую проблему.

Обычно выделяют гносеологический аспект проблемы. В гносеологическом смысле проблема — противоречие между знанием о потребностях людей в каких-то действиях и незнанием средств, методов, способов реализации этих действий.

Практическая, предметная сторона проблемы социологического исследования — некое социальное противоречие, требующее разрешения.

В проблеме содержится нечто такое, что неизвестно людям, что требует изучения, определяет направление мыслительного процесса. Поэтому выявление проблемы — важный этап в разработке программы социологического исследования.

Что лежит в основе познавательной проблемы? Чаще всего — социальное противоречие.

Итак, в пределах одной темы вычленяется наиболее актуальная для общества, фирмы проблема или ряд проблем. Затем в программе указываются предполагаемые результаты исследования независимо от-того, будут ли эти результаты ориентированы преимущественно на получение теоретических выводов или на разработку практических рекомендаций управленцам. Ведь в одном исследовании можно ожидать и то, и другое.

Уточнению направлений исследования способствует выделение предмета исследования, т. законов, определяющих структуру и деятельность социальных объектов, принципов их взаимосвязи и тенденций развития. Предмет содержит в себе наиболее существенный для исследователя вопрос, который, в принципе, позволяет обнаружить новую тенденцию или даже закономерность изучаемого противоречия.

Например, если для исследования выбрана проблема повышения эффективности высшего образования, то в качестве предмета исследования могут быть выделены способы отбора наиболее талантливой молодежи, материальные условия учебы и быта студентов, квалификация преподавателей, организация учебного процесса, участие студентов в самоуправлении, внимание общества к проблемам высшей школы и др.

Выделение в рамках данной темы конкретной проблемы, предмета и объекта исследования позволяет уточнить направление научного поиска, получить конкретные результаты и разработать практические рекомендации. Напротив, как показывает многолетний опыт социологических исследований, отсутствие программы, проблемы, объекта и предмета изучения ведет к пустой трате времени, сил и средств, в конечном счете — к дискредитации самих исследований.

Отражение объекта в программе социологического исследования

В зависимости от целей, темы и проблемы исследования определяется объект изучения. В этом качестве выступает группа или общность людей, социальный институт, социальное явление, любая область социальной действительности. Объект социологического исследования — это то, на что направлен процесс познания или социологического воздействия.

Этап выделения единиц социологического наблюдения

В качестве таких единиц могут выступать индивиды или группы людей (бригада, учебная группа, колхоз, цех, экипаж и т.

Чаще всего в ходе социологических исследований в качестве единицы наблюдения выступают индивиды. Очень редко в качестве единицы наблюдений выбираются отдельные ситуации поведения индивидов, используемые как своеобразные матрицы анализа. В процессе контент-анализа единицей наблюдения являются газеты, журналы, программы радио и телевидения.

В зависимости от того, что выбрано единицей наблюдения, определяются тип выборки и способ отбора таких единиц. Если за единицу взята семья, то целесообразна семейная выборка. Отдельные лица отбираются с помощью, например, случайной выборки и т.

Единица наблюдения — тот элемент совокупности, относительно которого ведется сбор социальной информации. В программе также указывается единица анализа. Единица наблюдения и единица анализа могут совпадать, а могут и различаться. Например, на этапе сбора информации единицей наблюдения являются индивиды, а на этапе обработки и анализа информации единицей анализа выступает коллектив. Так, проводя анкетный опрос индивидов, исследователь получает средние величины и сравнивает между собой различные коллективы, регионы, отрасли.

Определение проблемы, предмета и объекта предполагает основательную теоретическую работу. Исследователь должен быть вооружен знаниями в данной области науки. Речь прежде всего идет о социологии как науке об обществе, о таких прикладных отраслях знания, как социология науки, социология высшей школы, педагогика, история, теория управления, социальная психология, маркетинг и др. Все это находит отражение в методологической части программы. В ней содержится предварительный анализ предмета изучения в целом, на основе чего осуществляется теоретическое уточнение понятий.

Это делается для того, чтобы социальный заказчик, ознакомившись с программой, видел, из чего исходят авторы в своем исследовании.

О необходимости процедуры операционализации понятий говорит тот факт, что пилотажные исследования довольно часто показывают непонимание респондентами (опрашиваемыми) некоторых вопросов, поскольку они сформулированы в категориях философии или политэкономии. Рядовой гражданин нередко их не знает либо неверно истолковывает. Поэтому уточнение исходных понятий темы распространяется не только на научные категории, но и на общественные понятия. Особенно важны для социологического исследования операциональные определения, осуществляемые с помощью эмпирической интерпретации понятий. Задача такого определения состоит в сопоставлении анализируемого понятия с совокупностью фактов, отражением которой оно является. После того как понятие получило строгую эмпирическую интерпретацию, оно употребляется в одном и том же смысле на протяжении всего исследования.

В теоретической части программы должен быть также осуществлен логический анализ проблемы. Цель его — выявить связи между отдельными сторонами важнейших понятий и между самими понятиями. Решению этой задачи способствует системный (системно-компонентный, системно-функциональный, системно-интегративный и системно-структурный) анализ.

Он позволяет вычленить основные компоненты изучаемой системы, их функции и структуру, т. способ взаимосвязи компонентов.

Этап формулирования гипотезы исследования

Одно из важнейших мест в программе занимают гипотезы исследования. Не будет преувеличением сказать, что в гипотезах заключена основная новизна исследования, их подтверждение обеспечивает приращение нового знания. Рабочие гипотезы выдвигаются в результате теоретического (логического, системного) анализа проблемы и предмета изучения. Они представляют собой некоторые логические предположения о причинах и следствиях, о взаимосвязях условий и факторов, с одной стороны, и процесса и результатов.

Если в программе не заложены гипотезы, то можно быть уверенным, что научная ценность конечного продукта исследования будет низкой. Всякий раз, когда информация собирается без разработки программы, автор оказывается в растерянности при интерпретации полученных данных — средних величин, таблиц, графиков и др. Да, действительно, некоторые ответы на отдельные вопросы анкеты бывают интересными. Но сами по себе они не представляют большой ценности, если не подтверждают или не опровергают какую-либо гипотезу.

Гипотеза есть предположение. В процессе научного исследования гипотеза выступает альтернативой, которая оценивается ученым как возможный результат, который требует проверки. Она является реакцией исследователя на неопределенность конечного результата исследования. Получая новые факты, свойства, отношения, он сопоставляет их с гипотезой, ищет ее подтверждения.

В ходе исследования, как правило, выдвигается несколько гипотез, в том числе более общие и более частные, основные и неосновные, первичные и вторичные, описательные и объяснительные. Кроме того, они должны быть эмпирически доказуемы и не противоречить ранее созданной теории. Однако всякий раз, когда речь идет о прорыве в неизвестное, гипотезы могут входить в резкое противоречие с существующей теорией. Например, геометрия Лобачевского базируется на иных аксиомах, чем геометрия Эвклида, соответственно выводы этих геометрий различаются. В наши дни меняются представления об историческом процессе. Поэтому новые гипотезы, бесспорно, будут противоречить прежним догмам и схемам, но оснований для полного недоверия к ним нет. Это может означать просто смену парадигмы, господствующего типа мышления.

Кроме методологической и теоретической частей, в программе содержится процедурная часть, которая включает принципиальный план исследования, описание методов и техники сбора первичной социологической информации, описание способов анализа данных по доказательству или опровержению гипотез, первичные документы и формы представления результатов исследования — макеты таблиц, графиков, коэффициенты, вид уравнений и др. Как видим, разработка программы — сложная и ответственная работа. В ней — залог успешного завершения остальных этапов исследования.

Работа над программой социологического исследования

Виды интерпретации понятий

Организация социологического исследования

План научно-исследовательских работ

Этапы социологического исследования

Требования к наблюдателям (анкетерам, интервьюерам)

Этапы и процедуры разработки программы

Этапы использования процедур интерпретации

Основные элементы программы исследования

В наше время человечество превратилось в довольно — таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. Встаёт вопрос

  • Изучение организационных и методических приемов социологического анализа общественных процессов и явлений. Характеристика особенностей организации социологического исследования. Разработка программы, выдвижение гипотез, обработка и интерпретация данных.
  • Содержание и структура программы социологического исследования, ее объект и предмет. Основные этапы составления программы, требования к ней. Элементы методологического раздела. Задачи и постановка целей исследования. Формулировка рабочих гипотез.
  • Сущность конкретности и системности социологического исследования. Процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического исследования. Определение объема научных, организационных и финансовых затрат программы исследования.
  • Цели, виды и этапы социологического исследования; теоретико-методологический и эмпирический уровни социологического знания. Программа и рабочий план социологического исследования, их подготовка и разработка. Применение выборочного метода исследования.
  • Методологическая и методическая составляющие программы социологического исследования. Определение объекта исследования, генеральная и выборочная совокупность. Методы выборки, разработка инструментария социологического исследования, основные понятия.
  • Особенности социально-психологических взглядов людей разных поколений и классов на понятие престижного социального статуса, возможности и способы его достижения. Составление программы социологического исследования. Анализ анкетных данных опроса.
  • Цели, виды и этапы социологического исследования; теоретико-методологический и эмпирический уровни социологического знания. Основные виды социологического исследования, этапы его проведения. Опрос как способ сбора информации. Обработка и анализ данных.

Этапы социологического исследования и проблема в программе социологического исследования. Как эти идеи связаны с проблемой, целью и областью исследования, согласно Киберпедии

Рекомендации по составлению программы социологического исследования

Прежде, чем что-то планировать, важно понять: что именно необходимо изучить, для чего необходимо проведение эксперимента (его роль). Только после тщательного переосмысления роли и сути можно корректно сформулировать основные моменты и грамотно спланировать научное изыскание (эксперимент).

Проведение социологического исследования и его проработка на «студенческом уровне» потребует от автора следующих действий: изучение методических рекомендаций, выбор темы и согласование основного (общего) плана действий с научным руководителем, далее – конкретизация каждого этапа (что и когда будет произведено, в какие сроки, как оценено (шкала «перевода и оценки данных» и интерпретировано)). Студенты должны каждый шаг согласовывать с научным руководителем.

Этапы социологического исследования и проблема в программе социологического исследования. Как эти идеи связаны с проблемой, целью и областью исследования, согласно Киберпедии

Основные параметры и ограничения в социсследованиях

Практикующим социологам приходится ненамного проще. Им также предстоит формировать траекторию изыскания с учетом возможностей объекта и собственного уровня подготовки, ресурсообеспеченности и посильности.

При разработке программы социсследования важно не просто определить последовательность действий, но и сроки их реализации. Отклоняться от намеченного плана недопустимо, но возможно лишь в исключительных случаях с четким обоснованием и минимизацией негативных исходов (неточностей, погрешностей и пр.

Разработка и реализация программы социологического исследования позволяет грамотно спланировать каждый шаг, получить более точные и достоверные результаты, добиться успеха и усовершенствовать отрасль, решив проблему, определив тенденции, причинно-следственные связи и пр. В этом деле важна точность формулировок, логичность и последовательность мероприятий-действий, проработанность каждого этапа, всесторонний анализ и учет воздействующих факторов. Упростить планирование и реализацию эксперимента поможет изучение подобных НИР, тесное взаимодействие с руководителем или куратором проекта, изучение правовых и организационных моментов (методические рекомендации, сроки, требования и пр.

Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в разработке программы социологического исследования и ее реализации, оформлении в виде письменного проекта. Мы гарантируем высокое качество услуг, конфиденциальность данных и индивидуальный подход. Получить услугу можно после оформления заявки и заключения договора, обеспечивающего безопасность сотрудничества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *