Философия нового времени Гносеологическая проблематика Нового времени. Рационализм и эмпиризм

Гносеология,
или теория познания, — это раздел
философских знаний, в которой исследуется
возможность познания человеком мира,
а также познание человека самого себя;
исследуется движение познания от
незнания к знанию; исследуется природа
знаний самих по себе и в соотношении с
теми предметами, которые в этих знаниях
отражаются.

Тенденции
в развитии гносеологии связаны с
философией эпохи Нового времени. Именно
с XVII в. начинают интенсивно разрабатываться
проблемы познания, которые прежде всего
касаются методов познания и критериев
истинности (достоверности) знания.

В
результате решения этих проблем сложилось
3 течения: эмпиризм, рационализм и
сенсуализм.

Эмпиризм
— направление в теории познания, признающее
чувственный опыт единственным источником
достоверного знания. Противостоит
рационализму. Для эмпиризма характерна
абсолютизация опыта, чувственного
познания, принижение роли рационального
познания (понятий, теории). Основоположником
эмпиризма является Фрэнсис Бэкон
(1561-1626). По Бэкону, традиционные учения
представляют собой не более чем набор
бесполезных слов, пустых по содержанию,
правильное же познание возможно получить
только с помощью наблюдения за природой
и эксперимента. Согласно его воззрениям,
чтобы получить достоверное знание,
необходимо сначала очистить ум от
предвзятости и заблуждений. К числу
таких заблуждений он относил четырех
идолов (idola). Первым из них является идол
племени. Он относится к заблуждениям,
в которые обычно впадают все люди, то
есть к заблуждениям, возникающим
вследствие искаженного отражения
реальной природы вещей, поскольку
человеческий интеллект подобен кривому
зеркалу. Примером этого является
склонность рассматривать природу с
точки зрения ее персонализации. Второй
идол — это идол пещеры. Сюда входят
заблуждения, возникающие в результате
уникальности характера или привычек
индивида или узости ранее усвоенных
взглядов, то есть как если бы он смотрел
на мир из пещеры. Третий идол — это идол
рынка. Сюда входят заблуждения, возникающие
вследствие того, что интеллект человека
находится под влиянием слов. Например,
слова могут быть созданы для несуществующих
вещей, что может привести к появлению
мишурных аргументов. Четвертый идол —
это идол театра. Это — заблуждение,
возникающее вследствие слепого принятия
теорий различных философов. Даже если
их теории есть не что иное, как пьесы,
разыгрываемые на сцене, люди легко
поддаются ослеплению ложным блеском и
принимают их. Отсюда Бэкон делал вывод,
что сначала следует устранить эти четыре
идола, а затем наблюдать за природой,
чтобы обнаружить сущность каждого
отдельного феномена. Для этого он
предложил индуктивный метод.

Рационализм
— философское направление, признающее
разум основой познания и поведения
людей. Основоположник – Рене Декарт. Главным вкладом Декарта в философию
стало классическое построение философии
рационализма как универсального метода
познания. Разум, по Декарту, критически
оценивает опытные данные и выводит из
них скрытые в природе истинные законы,
формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов
могуществу разума. С целью научиться
правильно применять разум он и разработал
свой метод состоящий из четырех правил.

Первое
правило — правило очевидности. Никогда
не принимать за истинное ничего, что я
не признавал бы таковым с
очевидностью. Умственное действие,
посредством которого достигается
очевидность, есть интуитивное действие,
интеллектуальная интуиция. Второе
правило — это правило анализа: «Делить
каждую из рассматриваемых. трудностей
на столько частей, сколько потребуется,
чтобы лучше их разрешить». Расчленяя
сложное на простое, «на элементарные
части до пределов возможного», анализ
светом разума изгоняет двусмысленность,
способствует освобождению истинного
от плевел лжи. Третье правило — правило
синтеза, заключающееся в том, чтобы
«располагать свои мысли в определенном
порядке, начиная с предметов простейших
и легкопознаваемых, и восходить
мало-помалу, как по ступеням, до познания
наиболее сложных, допуская существование
порядка даже среди тех, которые в
естественном ходе вещей не предшествуют
друг другу». Синтез восстанавливает
исчезнувшую в аналитических расчленениях
целостность предмета, делая прозрачными
его содержательные связи и зависимости. Правило четвертое — правило контроля,
которое Декарт определяет так: «Делать
всюду перечни настолько полные и обзоры
столь всеохватывающие, чтобы быть
уверенным, что ничего не пропущено». На этом этапе проверяется полнота
анализа и корректность синтеза. Очерченные
таким образом правила метода Декарт
применяет к собственно философскому
познанию, призванному обнаружить
очевидные истины, составляющие фундамент
здания всей науки. С этой целью Декарт
подвергает методическому сомнению все
традиционные способы обоснования
знания. Он, в частности, отказывается
признать основой знания чувственный
опыт. Поскольку чувства иногда нас
обманывают, то ничто не является таким,
каким оно представляется нашим чувствам. С помощью сомнения он ищет несомненное. И находит его в истине «я мыслю,
следовательно, я существую». И
действительно: можно сомневаться во
всем, но нельзя сомневаться в том, что
сомневаешься.

Сенсуализм
— философское направление, близкое к
эмпиризму, в котором чувственность
признается исходной и главной формой
достоверного познания. Основоположник
– Дж. Локк. Отвергая точку зрения о
врожденных идеях, Локк полагал, что все
наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Голова новорожденного – чистая доска
(tabularasa), на которой жизнь рисует свои
узоры – знание. Критикуя Декарта о
врожденных идеях, Локк утверждал: если
бы идеи были врожденными, они были бы
известны одинаково как ребенку, так и
взрослому, как идиоту, так и нормальному. Нет ничего в уме, чего раньше не было в
ощущении, — основной тезис Локка. Ощущения
получаются в результате действия внешних
вещей на наши органы чувств. В этом
состоит внешний опыт. В рез-те наблюдения
за тем, как разум манипулирует идеями
внешнего опыта, в душе возникает опыт
внутренний, который может функционировать
независимо от него. Внутренний опыт
(рефлексия) есть наблюдение ума за своей
деятельностью и способами ее проявления. Однако в трактовке внутреннего опыта
под влиянием рационализма Локк все же
допускает, что уму пресуща некая
спонтанная сила, не зависящая от опыта,
что рефлексия помимо внешнего опыта
порождает идеи существования, времени,
числа. Отрицая врожденные идеи как
внеопытное и доопытное знание, Локк
признавал наличие в разуме определенных
задатков, или предрасположенности, к
той или иной деятельности.

Он
выдели три вида знания по степени его
очевидности: исходное (чувственное),
дающее знание единичных вещей;
демонстративное знание через умозаключение,
например через сравнение и отношение
понятий; высший вид – интуитивное
знание, т. непосредственная оценка
разумом соответствия и несоответствия
идей друг другу.

Философия нового времени Гносеологическая проблематика Нового времени. Рационализм и эмпиризм.

XVII
в. по праву считается веком нового,
экспериментально-математического
естествознания. Если познавательные
усилия мыслителей средневековья были
сосредоточены в области богословия, а
философов эпохи Возрождения – в
искусстве, творчестве, то приоритетной
сферой интеллектуальной деятельности
в Новое время является наука. Поэтому
гносеологическая проблематика занимает
центральное место в философских исканиях.

Становление
науки Нового времени происходило в
атмосфере горячих дискуссий и полемики. Основания классического естествознания
и каноны научного исследования, которые
кажутся нам сейчас очевидными и само
собой разумеющимися, отнюдь не казались
толковыми в то время.

Поиск
обоснования научного знания шёл по двум
направлениям:
эмпиризм и
рационализм.

Эмпиризм
– теоретико-познавательная концепция,
которая в качестве основы и источника
наших знаний утверждает данные
чувственного опыта и в терминах этого
чувственного знания пытается объяснить
любое другое знание.

Идеи
эмпиризма наиболее последовательно
проводили английские философы – Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс и др.

Фрэнсис
Бэкон (1561-1626) поставил перед философией
задачу создания нового метода научного
познания и переосмысления целей науки. Средневековая наука, заражённая
схоластическими спорами, опиравшаяся
на авторитет Священного Писания и
оторванная от практики уже перестала
удовлетворять интеллектуальные
потребности общества. По мнению Бэкона,
наука – не самоцель, она должна служить
обществу и увеличивать власть человека
над природой. Наиболее значительная
книга Бэкона «О достоинстве и приумножении
наук» во многих отношениях современна. Бэкон сформулировал лозунг: «Знание –
сила», его призыв обратиться к опыту и
эксперименту был поддержан основателями
Лондонского естественнонаучного
общества, в которое входили Гук, Бойль,
Ньютон.

Основой
научного знания, по Бэкону, выступает
опыт, эксперимент, который должен быть
подвергнут критическому анализу с
помощью индуктивного метода. Он пытался найти некий лучший
вид индукции, чем то, что называется
«индукция через простое перечисление». Применяя усовершенствованные индуктивные
рассуждения, он надеялся установить
общие законы, имеющие на первой ступени
самую малую степень общности. Из ряда
таких законов он предполагал вывести
законы второй степени общности и т.

Бэкон
ценил свой метод за то, что тот показывал,
как классифицировать наблюдаемые факты,
на которых должна базироваться наука. Мы не должны, говорил он, уподобляться
ни паукам, которые ткут нить из самих
себя, ни муравьям, которые просто
собирают, а быть подобно пчёлам, которые
и собирают и упорядочивают.

К
ошибкам, по мнению английского философа,
приводят людей плохие привычки ума, или
«идолы». Он отмечает следующие виды
идолов. «Идолы рода» свойственны самой
природе человека, например, привычка
ожидать большого порядка, чем действительно
можно найти в явлениях природы. «Идолы
пещеры» – личные суеверия, присущие
отдельному исследователю. «Идолы рынка»
связаны с устоявшимися оборотами речи. «Идолы театра» – это вера в авторитеты
(например, в авторитет Аристотеля).

Идеи
эмпиризма развивает английский мыслитель
Джон Локк(1632–1704). В работе «Опыт о
человеческом разумении» он пытается
доказать, что все наше знание происходит
из впечатлений, получаемых от органов
чувств, и что у нас нет врожденных идей.

Локк
полагает, что первоначально человеческий
ум есть не что инок, как «лист чистой
бумаги, лишенный каких бы то ни было
образов и идей». Все то множество вещей, о которых
человек знает или думает, происходит
из опыта, полученного либо при помощи
органов чувств, либо в результате
самонаблюдений над нашим умом. «Нет
ничего в разуме, чего прежде не было бы
в чувствах»,– утверждает английский
эмпирик. Наиболее фундаментальными
элементами нашего знания являются
простые идеи, которые не могут быть
составлены из каких-либо других элементов. В качестве примера Локк называет опыт
восприятия вкуса сахара, запаха розы,
белизны снега и т.

Попытка
Локка построить теорию познания,
показала, что эмпирический подход
порождает определенные трудности. Если
строго придерживаться эмпирического
тезиса, что все наше знание происходит
из опыта, то предположение, что вне нас
находится нечто, чему мы должны приписывать
наши идеи, похоже, становится
несостоятельным. Сомнительно и
утверждение, что, исследуя идеи и
отношения между ними, мы можем установить
истины об окружающем мире. Поскольку
все наши идеи находятся в пределах нашей
души, постольку можно ли четко отличить,
что принимать в качестве основания для
знания, а что отвергать как субъективные
фантазии или игру воображения?

Разобраться
в этих проблемах эмпирической теории
познания пытались такие философы XVIII
в. , как епископ Джордж Беркли(1685–1753) иДавид Юм(1711–1776). Им удалось
обнаружить, что в данных наших органов
чувств содержится значительно меньше
информации об окружающем мире, чем мы
могли бы предположить. Юм приходит к
предельному скептицизму относительно
возможности получения какого бы то ни
было достоверного знания. То, что мы
считаем знанием, полагает Юм, это только
способ организации впечатлений, то есть
особенности нашей психики.

В
широком смысле рационализм – философское
направление, признающее разум основой
познания и поведения людей. Как
направление противоположное эмпиризму,
рационализм считает разум основным
источником научного познания. Французского
мыслителяРенэ Декарта(1596–1650)
считают основателем современной
рационалистической философии. В философии
и математике он создал работы величайшей
важности. Работы «Рассуждение о методе»
и «Метафизические размышления» начинаются
с метода «картезианского сомнения»,
как он стал позже называться. Дело в
том, что Декарт не стремится придерживаться
основ, заложенных его предшественниками,
а пытается создать заново законченное
философское здание. В науке должно быть
только истинное и несомненное знание. В поисках надежного фундамента для
своей философии, он принимает решение
усомниться во всём. Это радикальное
сомнение должно, по мнению Декарта,
смести все представления и предрассудки
прежней философской традиции и расчистить
поле для новой научной, рациональной
культуры.

Он начинает с сомнения относительно
чувств, переходит к сомнению в
протяженности, величине, количестве
природных вещей, находит рациональные
аргументы в сомнении относительно
математических знаний.

Однако
остаётся что-то, – размышляет Декарт,
– в чём я не могу сомневаться: я не мог
бы обманываться, если бы я не существовал. У меня может не быть тела; оно может быть
иллюзией. Но с мыслью дело обстоит иначе. Истина, что я мыслю,– столь
прочна, достоверна и очевидна, что
никакой скептицизм не способен её
поколебать. Положение «мыслю,
следовательно, существую» (cogito ergo
sum) делает сознание более достоверным,
чем материю. Мой ум, мое сознание (для
меня) более достоверен, чем ум и сознание
других людей.

Далее
Декарт спрашивает себя: почему принцип
cogito ergo sum так очевиден? И приходит к
выходу, что это только потому, что он
интуитивно ясен и отчётлив. Поэтому
он принимает принцип: все вещи, которые
мы воспринимаем очень ясно и отчётливо,
– истинны.

«Мышление»
Декарт употребляет в очень широком
смысле. Вещь, которая мыслит – это вещь,
которая сомневается, понимает,
воспринимает, утверждает, отрицает,
хочет, воображает и чувствует и т. То,
что я своими глазами вижу какой-либо
предмет, достоверно говорит только о
моём собственном существовании, а не о
существовании видимого предмета. Познание внешних вещей должно
осуществляться умом, а не чувствами.

Основываясь
на ясном и отчётливом положении «мыслю,
следовательно, существую», Декарт
доказывает существование Бога. Когда
же существование Бога доказано, всё
остальное можно дедуктивно вывести из
него.

Декарту
принадлежит идея создания единого
научного метода, который он называет
«универсальной математикой». Метод,
как его понимает Декарт, должен превратить
познание в организованную деятельность,
освободив его от случайности в обнаружении
истин. Метод позволяет науке ориентироваться
не на отдельные открытия, а идти, так
сказать, «сплошным фронтом», не оставляя
пропущенных звеньев. Научное знание,
каким его предвидит Декарт, – это не
отдельные открытия, соединяемые
постепенно в некоторую общую картину
природы, а создание всеобщей понятийной
сетки, в которой уже не представляет
никакого труда заполнить отдельные
ячейки, то есть обнаружить отдельные
истины.

Таким
образом, по Декарту, наука должна
основываться на интуитивномпостижении ясных и отчетливых истин,
из которых с помощьюдедукциивыводится всё многообразие знаний.

Центральным
понятием рационалистической метафизики
является понятие субстанции, поиском
которой занимались ещё античные философы.

Декарт
определяет субстанцию как то, что не
нуждается для своего существования ни
в чём, кроме самой себя. Сотворённый мир
Декарт делит на два рода субстанций –
духовные и материальные. Главное
определение духовной субстанции – её
неделимость. Атрибутами1духовной субстанции выступают мышление,
чувство, желание. Важнейший признак
материальной субстанции – делимость
до бесконечности; протяжённость –
главный атрибут, а фигура, положение,
движение – формы проявления протяжённости.

Духовная
субстанция, согласно Декарту, имеет в
себе идеи, которые присущи ей изначально,
а не приобретены в опыте. Такие идеи в
XVII в. называли врожденными. К ним
Декарт относил идею Бога, идею числа и
фигуры и др. Врождённые идеи рассматривались
рационалистами в качестве условия
возможности всеобщего и необходимого
знания, т. науки и философии.

Голландский
философ-рационалист Б. Спиноза
(1632–1677) определяет субстанцию как
причину самой себя (causa sui), т. как то,
что существует через само себя и познаётся
из самого себя. Такой характеристикой
обладает только Бог, или природа. Представление о слиянии, единстве Бога
и природы, лежащее в основе учения
Спинозы, называется пантеизмом, корни
которого уходят в философию Возрождения. Мышление и протяжённость суть атрибуты
субстанции.

Немецкий
философ Г. Лейбниц
(1646–1716)
выдвинул учение о множественности
субстанций, которые он назвал монадами. Не протяжение, а деятельность составляет
сущность каждой монады. Деятельность
монад выражается в непрерывной смене
внутренних состояний, которую мы можем
наблюдать, созерцая жизнь собственной
души. Монады, говорил Лейбниц, называются
душами, когда у них есть чувство, и
духами, когда они обладают разумом. Таким образом, все в мире оказывается
живым и одушевленным.

В
теории познания Лейбниц склоняется к
рационализму. На формулировку Локка:
«Нет ничего в разуме, чего прежде не
было бы в чувствах», немецкий философ
дает ответ: «В разуме нет ничего, чего
не было бы в чувствах, кроме самого
разума».

В
XVII в. проблемы теории познания были
тесно связаны с онтологией. Истинность
мышления для философов этого времени
определяется тем, очемоно
мыслит. Неистинное мышление, заблуждение
определяются субъективными особенностями
самого исследователя. Вопрос об истинном
знании сводился к вопросу о бытии и его
структуре.

10)Философия политики Нового времени — идеи т. Гоббса и Дж. Локка.

Философия
Нового времени охватывает период XVI
– XVIII вв. Происходит
становление науки, прежде всего
экспериментального естествознания. Объектом особого внимания в Новое время
становятся гносеология и методология
исследования природы. Способ
философствования – логоцентризм (знание
— сила). В центре внимания новой философии
– теория познания, отработка методов
истинного знания для всех наук. На первый
план выходит проблема метода науки. Главной установкой этого периода
является признание разума высшей, по
крайней мере внутри философии, инстанцией.

Мыслителей
XVII века интересовала проблема определения
источника человеческих знаний,
познавательной роли чувственных и
рациональных форм знания. Родились
основные направления новоевропейской
философии: рационализм и эмпиризм.

Эмпиризм –
направление в философии, считающее
основным источником познания чувственный
опыт (Т. Гоббс: нет ничего в разуме, чего
бы не было в чувствах). Особая форма –
сенсуализм, выводящий все знания из
ощущений. Рационализм – противоположное
эмпиризму направление, подчеркивающее
автономность разума от чувств,
ограниченность чувственного опыта и
на этой основе приоритет разума в
познании. Более четкое представление
об основных гносеологических концепциях
Нового времени дает следующая таблица:

ЭМПИРИЗМ

РАЦИОНАЛИЗМ

Представители

Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли,
Д. Юм

Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

Основные отличия

1)связан с номинализмом;2)критикует
«теорию» врожденных идей;3)как правило,
критикует категорию «субстанции» как
одно из абстрактных понятий;4)уделяет заметное место
проблемам индуктивного метода. связан с реализмом;

признает врожденные идеи» как основу
истинного познания;

категория «субстанции» — одна из
основных;
исследует
в основном рациональные средства
познания, развивает теорию дедукции.

Построение
философских систем в Новое время в
значительной степени совпадает с
разработкой метода научного познания. Бэкон (1561-1626) одним из первых поставил
перед собой задачу создания научного
метода, дающего истинное и полезное
знание. Основным источником познания
считал чувственный опыт. Ему принадлежит
знаменитое выражение «Знание — сила»

Бэкон считал, что знание может быть
получено только эмпирическим путем. Но
для этого необходимо единство опыта и
разума. По его мнению, есть два вида
опыта: плодоносный, ведущий к практическим
результатам, и светоносный, приносящий
фундаментальные открытия.

Бэкон был критиком идеализма античной
философии и схоластики средневековья. Он считал, что новая наука и философия
должны обладать новым методом мышления,
свободным от недостатков («идолов»). Таких идолов четыре:

1) идолы рода,
присущие человеческому роду вообще,
т. недостатки наших органов чувств,
пределы их возможностей;

2) идолы пещеры,
отражающие заблуждения отдельного
человека, вызванные его индивидуальными
особенностями (его воспитанием,
мировоззрением, здоровьем);

3) идолы площади,
отражающие способность человека
опираться на ходячие представления,
некритически относиться к неверной
терминологии, игре словами;

4) идолы театра,
т. вера в авторитеты, например в
высказывания древних философов, которые
преподносятся с торжественностью,
подобающей театральным представлениям

Бэкон
— родоначальник эмпиризма Нового времени
и одновременно представитель индуктивного
метода, т. постепенного восхождения
от единичных фактов к обобщениям,
выражающим сущность материальных
явлений

Родоначальником
рационализма Нового времени является
французский философ Рене Декарт
(1596-1650). Он считал, что разум важнее опыта,
а истинность чувственного восприятия
должна обосновываться более надежными
рациональными принципами. Создание
своих философских представлений он
начинает с известных «картезианских
сомнений»: сомневаться нужно во всем,
в философских учениях, в данных органов
чувств, в собственных снах и т. Единственной прочной, достоверной
истиной является формула «Я мыслю,
следовательно, существую». Другими
словами, мое сознание для меня достовернее
сознания других, и если бы я перестал
мыслить, не стало бы доказательств моего
существования. Таким образом, за первичное
Декарт принимал мышление, а материальное
— за вторичное. Душа и тело независимые
друг от друга субстанции: духовная
обладает атрибутом мышления, а материальная
— атрибутом протяженности.

Рационализм
Декарта основывается на следующих
положениях:

  • философские
    идеи могут быть извлечены только из
    разума;
  • абсолютным
    и достоверным методом познания является
    дедукция;
  • истина
    должна быть самоочевидной и устанавливаться
    умозрением;
  • самоочевидность
    означает отсутствие сомнения.

Таким образом,
критерий истины не практика, а
самоочевидность.

Декарт был
механицистом и считал, что физические
явления обусловливаются исключительно
механическими причинами

Рационалистический
способ размышления о мире не всегда
соответствовал идеалу научности,
сформулированному И. Ньютоном в
«Математических началах». И поэтому в
Англии особое развитие получил эмпиризм.

Основы
английского эмпиризма, как уже говорилось,
были сформулированы Ф. Бэконом. Дальнейшая
их систематизация и развитие были
осуществлены Т. Гоббсом и Дж. Локком.

Развивая
материалистическое учение о природе,
английский ученый Томас Гоббс (1588-1679)
исходит из того, что мир состоит из
многообразных, протяженных тел, имеющих
фигуру, величину, положение и подчиненных
законам механического движения. Ничего
бестелесного нет. Мир – единая материальная
субстанция. Качественное многообразие
природы он считал продуктом человеческих
восприятий, в основе которых лежат
механические различия вещей.

С
позиций материализма Т. Гоббс разрабатывал
учение о познании. Источником познания
являются внешние чувства. Все операции
познания исчерпываются, согласно его
учению, операциями чувств и воображения. Тела, воздействуя на органы чувств,
образуют идеи, мышление же есть сложение,
исчисление идей. Каждая идея обозначается
словом, именем, но общие имена, такие
как «субстанция», не имеют телесного
аналога и требуют критического отношения.

Гоббс
разработал оригинальное учение о
государстве и праве. Он предпринял
попытку разложить государство как
сложное целое на его основные элементы,
а последние он сводил к простым законам
природы. В результате философ приходит
к мысли о необходимости различать два
состояния человеческого общества:
естественное и гражданское.

Предпринятая
Гоббсом систематизация эмпиризма
получила развитие у английского мыслителя
Джона Локка (1632-1704). Его учение основано
на механике Ньютона: природа понимается
как механическое взаимодействие телесных
частиц. Локк – материалист, в том числе
и в теории познания. Окружающий мир
предметов и вещей определяет, по его
мнению, содержание ощущений человека. В этой связи он отмечает: в разуме нет
ничего, чего раньше не было бы в наших
чувствах. Локк исследует формы познания
и рассматривает вопрос об источниках
образования идей, понятий. Считая опыт
единственным источником всех идей, Локк
различает два его вида: внешний и
внутренний, дающий соответственно
ощущение и рефлексивные идеи. Внешний
опыт дает нам представление о первичных
качествах (форма, протяженность),
принадлежащих самим вещам, и качествах
вторичных (вкус, цвет), принадлежащих
познающему субъекту. Деление опыта на
внешний и внутренний, качеств на первичные
и вторичные свидетельствует об отступлении
Локка от материалистической теории
познания.

Локк
выводит все идеи из чувственного опыта,
отрицая учение Декарта о «врожденных
идеях». Человек рождается, подобный
«чистой доске». Разум сам не может
производить идеи и лишь опыт, воспитание,
образование дают ему материал. Разум –
это сочетание простых идей. Простые
идеи складываются в сложные, особая
разновидность которых – абстрактные
идеи. Среди них идея «субстанции». Локк
не отрицает ее, но считает, что мы не
можем иметь о ней ясные и отчетливые
представления.

Локк
различает по степени ясности и отчетливости
три вида познания: 1) чувственное; 2)
демонстративное; 3) интуитивное, а по
степени точности достоверное и вероятное
знание, исследует различные формы
вероятности.

В
XVIII веке философия развивается под
влиянием идей Просвещения, наиболее
радикальным и значительным было
Просвещение во Франции, давшее ряд
выдающихся философов. На становление
французского Просвещения большое
воздействие оказали философия Декарта
и Локка.

Классическая
форма просветителей идеологии формируется
во Франции: Вольтер, Руссо, Дидро,
Гельвеций, Гольбах.

Главная
идея: перестройка жизни на разумных
началах путем распространения
положительных знаний.

Главная идея
Просвещения: «Имей мужество пользоваться
своим умом» Кант

Главная задача:
воспитание сознательного гражданина,
обладающего здравым смыслом

Прогресс
рассматривается просветителями
безусловным, основанным на человеческом
разуме.

Материализм
просветителей механистический. Объясняет
мир, природу, исходя из законов механики.

  • Материя
    вечна, обладает движением (механическим),
    является строительным материалом
    природы
  • Природа
    существует сама по себе, самодостаточна,
    не нуждается в сверхприродном начале
  • Человек –
    часть природы, всецело телесное существо,
    смысл его жизни – жить в согласии с
    природой, разумом, избегая страданий
    и стремясь к удовольствиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *