Глобальные проблемы человечества. — Студопедия

Карта
Глобальные проблемы современности: Unsplash

С 31 октября мир наблюдает за международной конференцией COP26 (Конференция сторон) в Глазго, Великобритания. На ней лидеры государств обсуждают климатический кризис, перерастающий в катастрофу, и пути его решения. Однако изменения климата не единственная глобальная проблема современности. Рассмотрим, какие еще вопросы влияют на жизнь всего человечества.

Что такое глобальные проблемы современности? Как отмечает политолог Анатолий Торкунов в книге «Современные международные отношения», в конце ХХ века человечество столкнулось с рядом важнейших проблем глобального масштаба. Ухудшение экологической ситуации, истощение природных ресурсов, терроризм, неконтролируемый прирост населения представляют серьезную угрозу для всего мира, а не отдельных государств. Более того, если эти вопросы останутся неразрешенными, то могут вызвать регресс в развитии человечества и поставят под вопрос его выживание. Единственный способ помешать этому — объединить усилия всех стран.

Элективный
курс « Глобальные проблемы современности».

Авторская
программа

Ступиной
Оксаны Анатольевны и Рычковой Марины
Павловны.

Интегрированный
курс (география-обществознание) рассчитан
на 34 часа, предназначен для учащихся
10 класса и включает в себя теоретические
и практические занятия.

Цели
курса:

  1. формирование
    на основе научного материала экологической
    культуры личности

  2. формирование
    системы практических умений по изучению,
    оценке и улучшению состояния окружающей
    среды

  3. актуализация
    знаний понятийно-терминологического
    аппарата общественных наук, приобретение
    навыков свободного оперирования ими
    в устной и письменной речи;

  4. овладение
    системой знаний, формирующих целостную
    картину мира и жизни человека в нём;

  5. овладение
    системой знаний, позволяющих cформулировать
    личностное отношение к проблемам
    современного мира.

  6. освоение
    способов учебно-познавательной и
    проектной деятельности, знакомство с
    научным инструментарием и методами
    познания

В
результате изучения курса учащиеся
должны знать:

-причины,
особенности и последствия глобальных
проблем современности

-типологию
глобальных проблем и их характеристику

-современные
подходы к решению глобальных проблем
современности

-специфику
проявления глобальных проблем в отдельных
странах

-виды
международных организаций, занимающихся
решением глобальных проблем;

уметь:


работать с
дополнительной литературой;


принимать участие в дискуссии;

-анализировать
статистические данные;


проводить лабораторные работы;


применять полученные знания на практике

Содержание
курса.

Тема
1. Глобализация.

Глобализация
как тенденция современного мирового
развития. Периоды глобализации.
Взаимоотношения человека и общества в
условиях НТР. Особенности глобализации
на современном этапе: позитивные и
негативные тенденции. Глобальные
проблемы как порождение глобализации.
Антиглобализм.

Тема
2. Глобальные проблемы современности.

Причины
возникновения глобальных проблем.
Особенности глобальных проблем. Виды
глобальных проблем. Пути решения
глобальных проблем в современном мире.

Тема
3. Проблема войны и мира.

Исторический
аспект проблемы. Мировые войны и локальные
конфликты. Холодная война и гонка
вооружений. Ядерная зима. Мировая
торговля оружием. Горячие точки планеты.

Межэтнические
и межконфессиональные конфликты. Новое
политическое мышление. Безъядерные
зоны. Пацифизм.

Практическая
работа « Анализ статистических данных.
Конфликты человечества».

Тема
4. Проблема « Север- Юг».

Параметры
отсталости. Колониализм. Модель «золотого
миллиарда». Закон культурного отставания
У. Огсборна. Трудовая миграция. Исламизация
стран Запада. Страны третьего мира и
урегулирование геополитических проблем.

Практическая
работа. «Анализ соотношения реального
ВВП на душу населения в богатых и бедных
странах».

Тема
5. Экологическая проблема.

Коэволюция.
Парниковый эффект. Озоновые дыры.
Трансграничный перенос. Экологическое
варварство. Экологический мониторинг.
Экологическое право. Климатический
патруль в средней общеобразовательной
школе.

Тема
6. Энергетическая проблема.

Минеральные
ресурсы и их рациональное использование.
Возобновляемые источники энергии.
Гидроэнергетика. Лесные ресурсы.
Вторичные ресурсы. Экологические
проблемы ядерной энергии. Энергетическая
безопасность. Проблемы утилизации.
Деятельность международной организации
« Spare». Работа климатического
патруля в общеобразовательной школе.

Тема
7. Продовольственная проблема.

Регионы
и зоны критической продовольственной
ситуации. Природно-ресурсные аспекты
решения продовольственной проблемы.
Факторы падения плодородия почв.
Экологические последствия «мясной
революции». Типы питания по Кэриелу.
Мировая программа по борьбе с голодом.

Тема
8. Освоение космоса и мирового океана.

Проблемы
освоения ресурсов океана и космоса.
Морское хозяйство. Океанологический
туризм. Морская среда как арена военной
активности. Международное сотрудничество.
Конвенция ООН по морскому праву «Хартия
морей». Космическое землеведение и
космическое производство. Международные
космические станции. Космический туризм.

Тема
9. Демографическая проблема.

Принципы
теории роста и развития. Мальтузианство.
Демографический «взрыв» в странах
третьего мира и «нулевой прирост» в
странах Европы. Урбанизация. Коэффициенты
рождаемости и смертности. Коэффициент
фертильности. Возрастные когорты.
Старение нации. Долгожительство.
Соотношение полов. Качество жизни.
Здоровый образ жизни. Демографическая
ситуация в России. Международная
продовольственная ассоциация.

Тема
10. Международный терроризм.

Хронология
терроризма. Виды терроризма. Соотношение
типов и мотивов терроризма. Поведение
жертв террора. Терроризм в международном
праве. Социальная безопасность.

Тема
11. Проблема здравоохранения.

Понятие
и показатели здоровья. Режим труда и
отдыха. Эпидемии. СПИД. Алкоголизм.
Табакокурение. Санитарное просвещение
населения. Система здравоохранения в
России.

Социологический
опрос на тему: «Здоровый образ жизни».

Тема
12. Проблема падения нравственности.

Нравственность.
Философия гуманизма. Духовность и
религиозность. Интеллектуальный
потенциал нации. Проблема «утечки умов».
Нарушение законности и рост преступности.
Реформы в образовании. Построение
гражданского общества. Снижение
социальной напряженности. Влияние СМИ
на нравственное самосознание. Разрушение
исторической памяти. Проблемы патриотизма.
Массовая культура. Сквернословие.
Суицид. Жестокость и насилие. Интернет
и компьютерная зависимость. Проблемы
детей — социальных сирот.

Тема
13. Международное регулирование глобальных
проблем.

Международное
право. Международное гуманитарное
право. Международные организации,
занимающиеся решением глобальных
проблем. ООН. ЮНЕП. МАГАТЭ. ВОЗ. Монреальский
протокол. Киотский протокол. Римский
клуб. Концепция пределов роста.

Тематическое
планирование.

п/п

Тема
занятия

Кол-во

час

Форма
занятия

Форма
контроля

1.

Глобализация

1

лекция

конспект

2.

Глобальные
проблемы современности

1

видеолекция

презентация

3.

Проблема
войны и мира

3

Работа
со справочной литературой

Работа
со СМИ

Практическая
работа

4.

Проблема
«Север-Юг»

3

Работа
со справочной литературой

Работа
со СМИ

Практическая
работа

5.

Экологическая
проблема

3

Видеолекция

Деловая
игра

Заседание
климатического патруля

Круглый
стол

Составление
диаграммы

6.

Энергетическая
проблема

3

Встреча
с руководителем Мосгорэнерго.

Совместное
заседание с членами климатического
патруля.

Экскурсия
с музей гидроэнергетики в Угличе

Семинар

Составление
диаграммы

7.

Продовольственная
проблема

2

Анализ
статистических данных

Экскурсия
на комбинат «Московский»

Дискуссия

Отчет
об экскурсии

8.

Освоение
космоса и мирового океана

2

Видеолекция

Встреча
с представителями ГКНПЦ им. М.В.Хруничева

Встреча
с представителями института Океанологии
им. П.П.Ширшова

Устные
сообщения

9.

Демографическая
проблема

3

Анализ
статистических данных

семинар

10.

Международный
терроризм

3

Работа
со СМИ

Круглый
стол

презентация

11.

Проблема
здравоохранения

3

Встреча
с работниками департамента по
здравоохранению

Социологический
опрос

12.

Проблема
падения нравственности

4

Встреча
с руководителем волонтёрской организации
«Отказник»

Социальный
проект

13.

Международное
регулирование глобальных проблем.

3

Работа
с источниками

конференция

Итого:

34
часа

Литература:

  1. Загладин
    В.В. Фролов И.Т. Глобальные проблемы
    современности: научный и социальный
    аспекты. Москва, 1981.

  2. Ильясов
    Ф.Н. Терроризм от социальных оснований
    до поведения жертв. Москва. 2007.

  3. Капица
    С.П. Глобальная демографическая революция
    и будущее человечества // Новая и новейшая
    история, №4, 2004.

  4. Лавров
    С.Б. Глобальная география. Москва, 2001

  5. Максаковский
    В.П. Новое в мире: цифры и факты. Москва,
    2007.

  6. Нижников
    С.А. Глобальные проблемы современности.
    Москва. 2006.

  7. Рейман
    Л.Д. Информационное общество и роль
    телекоммуникаций в его становлении //
    Вопросы философии, № 3, 2001.

  8. Римашевская
    Н.М. Социально-экономические и
    демографические проблемы современной
    России // Вестник РАН, том 74,№3,2004.

  9. Родионова
    И.А. Глобальные проблемы человечества.
    Москва, 1994.

Что такое глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы современности — это проблемы, которые касаются жизненных интересов всех людей на планете и охватывают многие сферы. Решить их можно только общими усилиями, если для этого объединятся все страны. Давайте разберемся, какие проблемы относятся к глобальным.

Признаки глобальных проблем общества

  1. Влияют на жизнь всего человечества.

  2. Возникают объективно из-за развития общества.

  3. От того, сможем ли мы их решить, зависит судьба человеческой цивилизации.

  4. Все мировые угрозы взаимосвязаны.

  5. Требуют, чтобы для их решения страны работали сообща.

  6. Эти проблемы нужно решить как можно скорее.

Какие глобальные проблемы сейчас угрожают миру

Уже сегодня человечество столкнулось с угрозами, которые дамокловым мечом нависли над будущим планеты. О каких именно глобальных проблемах современности речь, рассмотрим подробнее на примерах.

Проблема термоядерной войны

Угроза термоядерной войны — это пример одной из самых крупных глобальных проблем человечества на сегодняшний день. Ее суть проста: третья мировая ядерная война может уничтожить человечество.

Общая мощь всего ядерного оружия на планете — 18 млрд тонн в тротиловом эквиваленте. Это означает, что на каждого жителя Земли приходится 3,6 тонн взрывчатки. Если сработает хотя бы 1% земного ядерного оружия, это приведет к так называемой «ядерной зиме». Это явление уничтожит не только людей, но и всю биосферу.

Проблемы экологии

У всех экологических проблем мира один корень — жизнедеятельность человека, которая вредит окружающей среде.

Во второй половине прошлого столетия начали развиваться сразу несколько экологических катастроф:

  • разрушается мировая экосистема;

  • все больше видов флоры и фауны исчезает с лица земли;

  • происходит глобальное изменение климата, т. к. увеличивается выброс парниковых газов в атмосферу;

  • экологический баланс природы нарушен — все больше территорий поражены бедствиями либо стоят на грани катастрофы.

Загрязнение почвы, океана и околоземного пространства губительно. Оно отражается на здоровье человека и качестве его жизни, ставит под угрозу всех живых существ планеты. Пораженные территории становятся непригодными для жизни, а источники этого поражения мешают биосфере восстанавливаться и в конечном итоге разрушат ее.

Демографическая проблема

Эта глобальная проблема затрагивает количество населения мира. Сегодня в мире актуальны две противоположные тенденции. Рассмотрим каждую из них.

Проблема «Север-Юг»

Глобальная проблема «Север-Юг» — это напряженные экономические отношения между развитыми и развивающимися странами мира.

Пропасть между ними по уровню экономического и культурного развития растет с каждым годом. Так, некоторые страны Азии, Африки и Латинской Америки не могут позволить себе высокого роста в разных отраслях, высококачественных товаров и медицины, что влияет на их уровень жизни.

Мировая продовольственная проблема

Глобальная продовольственная проблема — одна из самых острых в современном мире. Она связана с тем, что в век научно-технического прогресса все еще остаются люди, которые не могут обеспечить себя питанием. По отчету портала GHI (Global Hunger Index) 47 стран мира в 2021 году имеют тревожно высокий индекс голода. Согласно прогнозам, понизить его до «нулевого голода» к 2030 году не получится.

Проблема бедности

По данным портала Our World In Data, ⅔ населения мира тратят до 10 долларов в день, а каждый десятый житель — меньше $2. Это говорит о том, что многие развивающиеся страны не могут обеспечивать должный уровень жизни для граждан. В таких государствах людям недоступна качественная медицина и многие жизненно необходимые товары. Это порождает другие глобальные угрозы — проблемы здравоохранения и образования в мире.

Читать также:  Программа исправитель ошибок в тексте

Экономический кризис, который вызвала пандемия COVID-19, усугубила эту и многие другие проблемы в развивающихся странах.

Проблема международного терроризма

Терроризм — это насильственные действия, которые преступники используют, чтобы устрашать население и добиваться политических целей. Как правило, террористические акты — это рычаг давления на власть.

Одна из главных опасностей международного терроризма — его способность усилить другие глобальные проблемы общества. Сегодня террористическим группам доступны все блага технологий и финансирование за счет ограблений, доходов с теневой экономики и т. д. Это делает современный мир уязвимым перед терроризмом.

Другие проблемы XXI века

Это был далеко не полный список угроз, которые актуальны для планеты. Существуют и другие, не менее пугающие проблемы современного общества. Среди них:

  • опасные и часто неизлечимые болезни, которые быстро распространяются (СПИД, атипичная пневмония, COVID-19 и т. д.);

  • нехватка пресной воды;

  • проблема освоения космического пространства и Мирового океана;

  • истощение природных ресурсов;

  • утрата памятников культурного наследия человечества и другое.

Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!

Как решить глобальные проблемы человечества

Общество уже сделало первый шаг к тому, чтобы справляться с угрозами. Ученые и политики оценили масштабы катастрофы и предложили меры, которые помогут нам в борьбе за будущее. Рассмотрим в таблице список глобальных проблем человечества и пути их решения.

Есть и общие правила, которые помогут решить глобальные проблемы в будущем.

  1. Изменить сознание людей: воспитывать в населении гуманизм, обсуждать глобальные проблемы в обществе.

  2. Изучить причины и противоречия, которые обостряют глобальные проблемы и создают новые.

  3. Объединить усилия всех стран: вместе создавать технологии, пользоваться единым фондом ресурсов, изучать угрозы вместе, обмениваться информацией.

  4. Помнить, что перед человечеством встали проблемы, решение которых зависит от умения стран договариваться и работать сообща.

  5. Наблюдать и контролировать глобальные угрозы.

Глобальные проблемы мира — это одна из тем на экзаменах по обществознанию. Если она кажется сложной и хочется разобрать ее подробнее, это можно сделать на курсах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ вместе с преподавателями Skysmart. На онлайн-занятиях ученик и репетитор вместе изучат, что относится к глобальным проблемам человечества, их типы, причины и многое другое.

Огромное значение для успешного решения глобальных проблем приобретает опережающий научный расчет и прогноз. Возникнув стихийно, глобальные проблемы требуют планомерно направленных действий людей для их решения. И здесь нельзя полагаться на стихийное формирование общественного сознания под воздействием общественного бытия; необходимо сознательно и целенаправленно создавать и развивать глобалистику, как новую целостную систему знания, решающую вопросы сохранения цивилизации на нашей планете. Ведущее место в глобалистике, как новой отрасли научного знания, принадлежит методу глобального моделирования и прогнозирования. Его использование является необходимым при проведении крупномасштабных исследований, каковыми являются глобальные проблемы.

Решение глобальных проблем в современных условиях стало предпосылкой дальнейшего прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Человечество должно предотвратить возможные негативные последствия, угрожающие существованию и развитию нынешнего и будущих поколений. Это необычайно сложная и ответственная задача. Сложность ее решения усугубляется тем, что наряду с прогрессивными тенденциями, которые лежат в основе поступательного развития цивилизации, существуют, и в ряде случаев усугубляются трудности и противоречия, стоящие на пути такого развития. Трудность решения глобальных проблем обусловлена также их двойственной сущностью. Они одновременно являются и естественно-природными и социальными по своему характеру. Разорвать эти две стороны глобальных проблем практически невозможно. Следовательно, и для их решения необходимо учитывать научно-технические (или естественно-природные) и социально-политические аспекты.

Планетарный характер глобальных проблем предопределил и широкий диапазон подходов, мнений, теорий. Среди этого множества концепций можно выделить как взаимодополняющие, так и взаимоисключающие друг друга. Стратегия решения глобальных проблем с неизбежностью должна соединить в себе научный, социальный и гуманистический подходы к этим проблемам.

Следует отметить, что до сих пор в не выработано единого понимания глобальных проблем. Обострение глобальных проблем во второй половине ХХ века по-новому заставило взглянуть на проблему предсказания будущего развития глобальных проблем. На волне «бума прогнозов» в 60 – 70-е годы возникает так называемая футурология (наука о будущем). В проектах решения глобальных проблем можно выделить несколько основных позиций рассмотрения роли и значения научно-технического прогресса.

Остановимся более подробно на сущности наиболее известных конкретных концепций. Представляют интерес близкие друг к другу теории так называемого «техноло­гического оптимизма» и индустриализации, возникновение которых обусловлено бурным развитием научно-технического прогресса в 60-е годы нашего столетия (У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, Р. Арон, Г. Кан и др.).

Предполагалось, что в дальнейшем развитии комплексной механизации, автоматизации, кибернетизации общественного производства будет наблюдаться значительный рост валового национального продукта на душу населения. И в результате этого от «индустриального общества» окажется возможным переход к «постиндустриальному», в котором будет создано «общество изобилия». Непродолжительный период популярности идей «индустриализма» объяснялся прежде всего тем, что их идеологи игнорировали реальные тенденции социально-экономического развития человечества и сводили общественный прогресс только лишь к техническому развитию.

Подъем второй волны «технологического оптимизма» приходится на начало 80-х годов и связан с работами Г. Кана, в которых он предлагает модели новой «супериндустриальной» цивилизации и отстаивает теорию «неограниченного роста». Не получив широкого распространения, оба эти подхода сменяются обращением взглядов к новой категории «качество жизни», которая наряду с материальными его показателями включает и его духовные аспекты. И вот духовной-то стороне «качества жизни» и отдается предпочтение. Огромное значение придавалось в данных концепциях развитию личности, совершенствованию ее мировоззрения. И здесь на первый план выдвигалась наука, религия, право, мораль.

Позиции сторонников «экологического пессимизма» были наиболее ярко выражены в проектах и прогнозах Римского клуба, начиная от концепции «нулевого роста», и далее в концепции «органического роста». Неверие в возможности НТП по преодолению глобального кризиса, отказ от прогрессивного общественного развития, углубление социального пессимизма сделали невозможным реализацию этой программы на практике и дальнейшее ее теоретическое развитие.

Безусловно, подобные проекты оптимального разрешения глобальных проблем содержат определенные конструктивные элементы. Но провозглашая соответствующие действительности лозунги, ставя перед собой довольно определенные цели, теории «качества жизни» остаются на позициях абстрактного гуманизма.

Поиск путей формирования нового «глобального мышления» довольно подробно рассматривается в одном из первых докладов Римскому клубу «Цели человечества» (Э. Ласло). Определенная эволюция взглядов заметна и в другом докладе «Нет пределов обучению» (Дж. Боткин и другие), где главное внимание уделяется рассмотрению вопросов, связанных с реформой системы обучения. Будучи не в состоянии предложить реальные средства выхода из глобального кризиса, данные теоретики останавливаются на анализе тех препятствий, которые мешают в действительности внедрению «новых форм» обучения. Сходные утопические призывы к изменению современного образа мышления высказываются и в некоторых других докладах Римскому клубу. В частности, они получили дальнейшее развитие в широко известных работах бывшего президента Римского клуба А. Печчеи «Человеческие качества» (1979) и «Сто страниц для будущего» (1981), где он отстаивает необходимость качественного изменения стиля и образа мышления.

Стремление решить глобальные проблемы современности, опираясь только на духовные преобразования в жизнедеятельности человечества, довольно четко и однозначно прослеживается и в разработках проблем религиозными идеологами. Церковь, активно включаясь в разработку глобальных проблем современности, всеми силами и возможностями стремится сохранить и расширить свое влияние на все слои населения. Для этих целей создаются различного рода «теологии природы», «экотеологии», «глобальные стратегии выживания» и т.д.

Религиозные идеологи в поисках путей решения глобальных проблем сосредоточивают внимание на борьбе за превосходство духа над материей. Признание превосходства духовности, моральности является условием успешного контроля над развертыванием глобальных проблем, над развитием технической цивилизации. Научно-технических прогресс признается силой, чуждой общественному прогрессу и содержит в своем развитии опасность порабощения человека, его духовной сущности. Поэтому лишь первенство религии и этики перед техникой будет способствовать разрешению глобальных проблем. Имея схожие позиции в главном и основном, религиозные идеологи, конкретизируя общие тезисы, вырабатывают свои специфические проекты решения глобальных проблем.

Приоритеты религии, религиозной этики в деле решения глобальных проблем отстаивают и многие западные ученые, в той или иной степени занимающиеся разработкой вопросов вероучения церкви. Наиболее характерна в этом плане позиция Л. Уайта и А. Тойнби, которые считают, что для разрешения глобальных проблем достаточно вернуться к древним (пантеистическим) воззрениям.

В современных условиях особо активно разрабатываются глобальная проблематика теологами-экуменистами. Для них характерно активное сотрудничество с различными научными центрами, привлечение на свои конференции ученых экспертов из различных стран. Но используя последние данные естественных наук, новейшие методы исследования, опираясь на положения и выводы ученых при создании общей теории, теологи-экуменисты опять же вслед за всеми другими религиозными идеологами, уходят от разработки реальных путей преодоления этих проблем.

Несмотря на имеющиеся определенные различия в подходах к анализу глобальных проблем среди отечественных исследователей, их объединяет общий концептуальный подход, который основывается прежде всего на признании объективности возникновения общечеловеческих проблем. Отсюда и подлинное их разрешение возможно при формировании определенных материальных и социальных предпосылок. Научно-технических прогресс как раз и призван создавать в обществе материальные, технико-технологические основы для преодоления глобального кризиса, которые, однако, сами по себе не могут привести к его разрешению. Для этого необходимы еще и определенные социальные условия, при которых достижения НТР будут использованы только на благо человека, условия, при которых человечество сможет сознательно регулировать свои отношения в обществе и взаимодействие с природой.

И здесь необходимо подчеркнуть, что наряду с социально-экономическим переустройством общества все большее значение приобретает формирование нового глобального сознания. Под влиянием научной мысли и труда стихийные формы взаимодействия человека с природой должны уступить место разумно организованным в соответствии с законами функционирования и развития биосферы. На смену господству технических и биологических законов взаимодействия общества и природы должны прийти социальные (разумные) законы. И этот переход на новую ступень развития, на новый уровень осмысления законов взаимодействия общества с природой В.И. Вернадский называет этапом формирования ноосферы. Формирование ноосферы – это длительный, сознательно организованный и направляемый процесс, который сегодня находится еще на этапе своего становления. А формирование нового глобального сознания – это одна из его важнейших составляющих.

Читать также:  Программа для устранения ошибок в принтере canon

Главной отличительной особенностью научного подхода к анализу путей разрешения глобальных проблем является то, что формирование ноосферы рассматривается в тесной связи с необходимостью разработки и практической реализации технико-технологических мероприятий, направленных на преодоление глобального кризиса.

И здесь огромную роль имеет развитие международного научно-технического сотрудничества, совместная борьба с загрязнением окружающей природной среды. Но первостепенное значение придается таким формам сотрудничества, которые не ограничиваются периодическими контактами, взаимным ознакомлением с результатами и обменом информацией, а позволяет активно вести постоянные совместные научные исследования.

Важное место в развитии международного сотрудничества имеет осуществление международных исследовательских проектов, связанных с глобальными проблемами современности, проводимые под эгидой ООН и ее специализированных учреждений.

Глобальные проблемы человечества. сущность и пути решения

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов.

В научной литературе можно встретить различные перечни глобальных проблем, где число их варьируется от 8-10 до 40-45. Это объясняется тем, что наряду с глобальными проблемами существует еще множество частных проблем.

Существуют также различные классификации глобальных проблем. Обычно среди них выделяют:

1) проблемы наиболее «универсального» характера;

2) проблемы природно-экономического характера;

3) проблемы социального характера;

4) проблемы смешанного характера.

К основным глобальным проблемам относят следующие.

I. Экологическая проблема. Истощение окружающей среды в результате нерационального природопользования, загрязнения ее твердыми, жидкими и газообразными отходами, отравление радиоактивными отходами привели к значительной деградации глобальной экологической проблемы. В некоторых странах напряженность экологической проблемы достигла экологического кризиса. Появилось понятие о кризисном экологическом районе и о районе с катастрофической экологической ситуацией. Возникла мировая экологическая угроза в виде неконтролируемого изменения климата Земли, разрушения озонового слоя стратосферы.

В настоящее время все большее число стран начинает объединять усилия для решения экологической проблемы. Мировое сообщество исходит из того, что главный путь решения экологической проблемы – это такая организация производственной и непроизводственной деятельности людей, которая обеспечила бы нормальное экоразвитие, сохранение и преобразование окружающей среды в интересах человечества и каждого человека.

II. Демографическая проблема. Демографический взрыв во всем мире уже пошел на убыль. С целью решения демографической проблемы ООН приняла «Всемирный план действий в области народонаселения», в осуществлении которого участвуют и географы, и демографы. При этом прогрессивные силы исходят из того, что программы планирования семьи могут содействовать улучшению воспроизводства населения. Для этого одной демографической политики недостаточно. Она должна сопровождаться улучшением экономических и социальных условий жизни людей.

III. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны. В настоящее время разрабатывается договор о сокращении и ограничении наступательных вооружений между странами. Перед цивилизацией стоит задача создания всеобъемлющей системы безопасности, поэтапной ликвидации ядерных арсеналов, сокращения торговли вооружением, демилитаризации экономики.

IV. Продовольственная проблема. В настоящее время, по данным ООН, почти 2/3 человечества проживает в странах, где ощущается постоянная нехватка продуктов. Для решения этой проблемы человечество должно полнее использовать ресурсы растениеводства, животноводства и рыболовства. При этом оно может идти двумя путями. Первый – это экстенсивный путь, который заключается в дальнейшем расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий. Второй – интенсивный путь, который заключается в повышении биологической продуктивности существующих угодий. Решающее значение здесь будут иметь биотехнология, использование новых высокоурожайных сортов, дальнейшее развитие механизации, химизации и мелиорации.

V. Энергетическая и сырьевая проблема – прежде всего – проблема обеспечения человечества топливом и сырьем. Топливно-энергетические ресурсы постоянно истощаются, и через несколько сот лет могут вообще исчезнуть. Огромные возможности для решения этой проблемы открывают достижения НТП, причем на всех стадиях технологической цепочки.

VI. Проблема здоровья людей.В последнее время при оценке качества жизни людей на первое место выдвигается состояние их здоровья. Несмотря на то, что в XX веке были достигнуты большие успехи в борьбе со многими заболеваниями, большое количество болезней еще продолжают угрожать жизни людей.

VII. Проблема использования Мирового океана, который играет важную роль в общении стран и народов. В последнее время обострение сырьевой и энергетической проблемы привело к появлению морской горно-добывающей и химической промышленности, морской энергетике. Обострение продовольственной проблемы повысило интерес к биологическим ресурсам Океана. Углубление международного разделения труда и развитие торговли сопровождаются увеличением морских перевозок.

В результате всей производственной и научной деятельности в пределах Мирового океана и контактной зоны «океан – суша» возникла особая составная часть мирового хозяйства – морское хозяйство. Оно включает добывающую и обрабатывающую промышленность, рыболовство, энергетику, транспорт, торговлю, рекреацию и туризм. Такая деятельность породила другую проблему – крайне неравномерное освоение ресурсов Мирового океана, загрязнение морской среды, использование его как арены военной активности. Основной путь решения проблемы использования Мирового океана – рациональное океаническое природопользование, сбалансированный, комплексный подход к его богатствам, основанный на объединении усилий всего мирового сообщества.

VIII. Проблема освоения Космоса. Космос является общим достоянием человечества. Космические программы в последнее время усложнились и требуют концентрации технических, экономических, интеллектуальных усилий многих стран и народов. Мировое освоение космоса базируется на использовании новейших достижений науки и техники, производства и управления.

Каждая из глобальных проблем имеет свое конкретное содержание. Но все они тесно взаимосвязаны. В последнее время центр тяжести глобальных проблем перемещается в страны развивающегося мира. Наиболее катастрофический характер приобрела в этих странах продовольственная проблема. Бедственное положение большинства развивающихся стран стало крупнейшей общечеловеческой и общемировой проблемой. Главный путь ее решения заключается в проведении коренных социально-экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности этих стран, в развитии научно-технического прогресса, международного сотрудничества.

2) Глобалистика — область знаний, изучающая глобальные проблемы человечества.

Глобальные проблемы:

— Касаются всего человечества, затрагивая интересы всех стран, народов, слоев общества;

— Приводят к значительным экономическим и социальным потерям, могут угрожать существованию человечества;

— Могут быть решены лишь при сотрудничестве в планетарном масштабе.

Основная причина возникновения (вернее, пристального изучения) глобальных проблем — глобализация экономических, политических отношений! è осознание того, что мир взаимозависим и что существуют общие проблемы, решение которых жизненно необходимо.

Др. причины: быстрый рост человечества.

Большие темпы технического прогресса

НТР è преобразование производительных сил (внедрение новых технологий) и производственных отношений (в том числе и отношений человека с природой).

Необходимость большого количества природных ресурсов и осознание того, что многие из них рано или поздно кончатся.

«Холодная война»  люди реально ощутили угрозу уничтожения человечества.

Главные глобальные проблемы: проблема мира и разоружения, демографическая, экологическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, проблема освоения мирового океана, освоения космоса, проблема преодоления отсталости развивающихся стран, национализм, дефицит демократии, терроризм, наркомания и др.

Классификация глобальных проблем по Ю. Гладкову:

1. Наиболее универсальные проблемы полит. и соц-эконом. характера (предотвращение ядерной войны, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества)

2. Проблемы природно-экономического характера (продовольственная, экологическая)

3. Проблемы социального характера (демографическая, дефицита демократии)

4. Проблемы смешанного характера, ведущие к гибели людей (региональные конфликты, технологические аварии, природные катастрофы)

5. Проблемы чисто научного характера (освоение космоса)

6. Малые проблемы синтетического характера (бюрократизация, и т.п.)

Проблема и ее сущность Причины возникновения (или обострения) Пути решения Достигнутые результаты и существ. трудности
1. Предотвращение войны; проблема мира и разоружения — мир под угрозой уничтожения ядерной войны или чего-то в этом роде 1. Две мировые войны 20-го века 2. Технический прогресс. Создание и распространение новых видов оружия (в частности ядерного оружия) 1. Установление более жесткого контроля за ядерным и химическим оружием 2. Сокращение обычных вооружений и торговли оружием 3. Общее сокращение военных расходов 1) Подписание международных договоров: о нераспространении ядерного оружия (1968 г. — 180 гос-в.), о запрете ядерных испытаний, конвенция о запрещении разработки, произв-ва, хим. оружия (1997 г.) и т.д. 2) Торговля оружием сократилась в 2 р. (с 1987 по 1994 гг.) 3) Сокращение военных расходов на 1\3 (за 1990-е гг.) 4) Усиленный контроль за нераспространением ядерного и др. оружия со стороны международной общественности (Пр.: деятельность МАГАТЭ, и др. межд. организаций) но к договорам о нераспространении разных видов оружия присоединились не все страны, либо некоторые страны выходят из подобных договоров (Пр.: США односторонне вышли из договора по ПРО в 2002 г.); Деятельность некоторых стран дает основания полагать, что они разрабатывают ядерное оружие (КНДР, Иран) Не прекращаются вооруженные конфликты (Ливан — Израиль, война в Ираке и т.п.) — Одним словом, все еще далеко от совершенства…
2. Экологическая проблема — Выражается в деградации окружающей среды и нарастании экологического кризиса -Проявляется в разных природных катаклизмах, изменении климата, ухудшении качества водных, земельных, ресурсов 1. Нерациональное природопользование (вырубка лесов, ресурсная расточительность, осушение болот и т.п.) 2. Загрязнение окружающей среды отходами чел. деятельности (металлизация, радиоактивное загрязнение…и т.п.) 3. Эконом. развитие без учета возможностей природной среды (грязные производства, заводы-гиганты, И все эти негативные факторы накапливались и наконец è осознание эколог. Проблемы! Проведение экологической политики на государственном, региональном и глобальном уровнях: 1. Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного произ-ва (Пр: внедрение ресурсосберегающих технологий) 2. Охрана природы (Пр: создание особо охраняемых природных зон; регулирование вредных выбросов) 3. Обеспечение экологической безопасности населения. Успешность зависит от уровня социально-экономического развития отдельных стран (ясно, что развивающиеся страны не могут себе позволить производить экологически чистые мешки для мусора) + международной кооперации! 1) Существование проблемы было осознано начали приниматься меры 2) Проведение международных конференций и форумов (Всемирные конференции ООН по окружающей среде) 3) Подписание межд. конвенций, соглашений и т.п. (Всемирная хартия охраны природы (1980), декларация по окружающей среде и развитию (в ходе конференции в Рио де Ж. в 1992 г.), Хельсинский протокол (поставил задачу уменьшения выбросов CO2), Киотский протокол (1997 — ограничил выброс в атмосферу парниковых газов), Хартия Земли (2002) и т.п. 4) Создание и деятельность международных правительственных и неправительственных организаций, программ (Гринпис, ЮНЕП) 5) Строгое природоохранное законодательство в ряде стран + внедрение природоохранных технологий и т.п. ВИС тратят на «экологию» 1-1.5% ВВП ВИС отчисляют на «экологию» в бедные страны 0.3% ВВП (должны 0.7%) но этой проблеме уделяется мало внимания и средств. Практикуются переносы грязных производств, но общее состоянии Земли от этого не улучшается. Многие развивающиеся страны, все еще находятся на экстенсивном пути развития и не могут позволить тратить деньги на «экологизацию».
3. Демографическая проблема -Население Земли растет слишком быстро  (демографического взрыва с 1960-х гг) нехватка продовольствия, нищета, эпидемии, безработица, миграции, и т.п. Большинство развивающихся стран вступили во вторую фазу воспроизводства (ç более широкое использование достижений миров. медицины, небольшие успехи в экономике) Смертность сократилась, а рождаемость на 2-3 поколения оставалась очень высокой Проведение демографической политики: — Экономические меры (Пр: льготы, пособия) — Административно-правовые (Пр: регулирование возраста вступления в брак, разрешение абортов) · Воспитательные Т.к. на проведение демогр. политики требуется много денег, то нужна международная кооперация В некоторых странах (Китай, Тайланд, Аргентина), где активно проводится демогр. политика удалось снизить темпы прироста населения до 1% в год. В некоторых — демограф. взрыв пошел на убыль (Бразилия, Иран, Марокко, Чили). В основном данную проблему решают только «продвинутые» из развивающихся стран. В самых бедных (Афганистан, Уганда, Того, Бенин) ситуация пока не изменяется к лучшему. Проводятся всемирные конференции и форумы по проблеме народонаселения. Организации (ЮНФПА — фонд ООН в области народонаселния)
4. Продовольственная проблема Норма питания человека в день = 2400-2500 ккал (в среднем в мире на одного человека — 2700 ккал) 25% людей не получают дост. белка, 40% — дост. витаминов В основном это касается развивающихся стран (кол-во недоедающих может достигать 40-45%) 1) Прирост населения опережает прирост производства зерна и др. продуктов питания (демографический взрыв, эрозия, опустынивание, недостаток пресной воды, климатический фактор) 2) Низкий соц-эконом. уровень развития многих развивающихся стран (нет денег ни производить, ни покупать продукты питания)   А. Экстенсивно: Расширение пахотных и пастбищных (1.5 млрд земли находится в резерве)   Б. Интенсивно: Использование достижений зеленой революции (см. вопрос про зеленую революцию). 1) Международная сотрудничество в этой области (1974 г. Всемирная продовольственная конференция; создан Всемирный продовольственный Совет) 2) Продовольственная помощь (Пр: 40% всего импорта продовольствия в Африку)

  Население, страд. от недостатка питания % Население, имеющ. доступ к улучш. источникам воды %
         
Весь мир        
Развивающиеся        
Страны ОЭСР    
СНГ и ЦВЕ    
Беларусь    

(по докладу ООН 2006)

5. Энергетическая и сырьевая -проблема надежного обеспечения человечества топливом, энергией, сырьем   Данная проблема существовала всегда, особенно обострилась (проявилась в глобальном масштабе) в 70-х гг (энергетический кризис) Основные причины: слишком большой рост потребления минерального топлива и др. ресурсов (за 20-й век было добыто > чем за всю историю чел-ва) => истощение многих месторождений, ухудшение условий добычи ресурсов и освоения месторождений Доп. причины для энергет. проблемы: необходимость отказаться от некоторых видов «слишком грязного» топлива, глобальная конкурентная борьба за топливо А. Традиционный Наращивание добычи ресурсов · Новые месторождения · Увеличение «извлекаемости» Б. Политика энерго и ресурсосбережения (много мер, в том числе ориентация на использование возобновляемых и нетрадиционных видов топлива, использование вторичного сырья) В. Радикально новый пути решения -использование достижений НТР (Пр: атомная энергетика, использование водородных двигателей и т.п.)   Было найдено много новых месторождений (Пр: кол-во разведанных запасов нефти ­ в 10 р. с 1950 г. + активно идут разработки ресурсов мировгого ) + внедрение в добычу новых технологий Активно проводится политика энергосбережения (в основном в ВИС) Пр: Энергоемкость ВВП ВИС  на 1\3 (по сравн. с 1970). Деятельность МАГАТЭ и др. межд. организаций (в том числе координация межд. программ по разработке новых видов топлива) НО: Экономика бол-ва стран остается энергоемкой Бол-во стран пытаются решить данную проблему «силовым» путем Природные ресурсы все еще используются неэффективно (Пр: Средний мировой уровень полезного использования первичных ресурсов не превышает 1\3)
Читать также:  Вопросы реализации программы, молодежная политика и тест Тьюринга

Климатические изменения и глобальное потепление

Согласно докладу ООН, деятельность человека — главный фактор, повышающий среднюю температуру на Земле. Из-за промышленного роста, вырубки лесов, добычи ископаемых, автомобильных выхлопов в воздух попадает все большее количество парниковых газов, которые разрушают озоновый слой и приводят к глобальному потеплению.

Глобальное потепление
Глобальное потепление: Pixabay

Какие глобальные проблемы связаны с климатическими изменениями? Даже незначительное повышение средней температуры на Земле, согласно ООН, может привести к катастрофе:

  • Тающие ледники повышают уровень Мирового океана, затапливаются прибрежные территории. Многие города, находящиеся на вечной мерзлоте, могут оказаться отрезанными от мира.
  • Часть территорий становятся засушливыми, непригодными для сельского хозяйства, а в некоторых случаях и для жизни. Это приведет к сокращению флоры и фауны.
  • Учащаются природные катаклизмы.

Если нынешняя тенденция сохранится, к 2100 году на планете может не остаться земель, пригодных для возделывания. Все живое окажется под угрозой вымирания.

Чтобы избежать катастрофических последствий, в 2015 году было принято Парижское соглашение. Его цель — сократить количество выбросов во всем мире и не допустить повышения температуры на 2 °C к концу ХХI века. Конференция COP26 — это возможность подытожить промежуточные результаты через шесть лет после Парижского соглашения.

Завод
Парниковые газы: Unsplash

Пандемия COVID-19

Быстро распространяющийся вирус SARS-CoV-2 в 2020 году стал вызовом для всех стран без исключения. Почему COVID-19 оказался глобальной проблемой человечества? Пандемия обнажила недостатки государственных систем здравоохранения: они оказались не готовыми ни бороться с возникшей эпидемией, ни оказывать жизненно важную медицинскую помощь. Как следствие — переполненные больницы и миллионы смертей.

Главной задачей, связанной с преодолением пандемии, была разработка эффективной вакцины против нового вируса. Теперь каждое государство должно обеспечить:

  • доступ всех граждан к вакцинам и средствам защиты;
  • доступ к необходимой медицинской помощи;
  • доверие общественности к мерам по борьбе с заболеванием, в том числе к вакцине.

Пока хоть кто-то находится в зоне риска, борьба с пандемией COVID-19 не закончится. Поэтому указанные меры должны охватывать самые уязвимые категории населения и самые отдаленные районы.

Люди в медицинских масках
Пандемия: Unsplash

Демографические проблемы и истощение ресурсов

Демографический кризис — важнейшая проблема современности. В развитых государствах рождаемость падает, численность населения сокращается, в отстающих — наоборот. Это приводит к неизбежной эмиграции бедного населения на территории более развитых стран.

Какие глобальные проблемы вызваны демографическим кризисом? Согласно прогнозу Вашингтонского университета, к концу века население планеты составит около 8,8 млрд человек, при этом структура населения значительно изменится. Примерно четверть популяции будет представлена людьми старше 80 лет, трудоспособное население сократится, что скажется на экономическом росте.

Однако главный вывод состоит в том, что у планеты банально не хватит ресурсов на все население:

  • Невозобновляемые ресурсы (полезные ископаемые) неумолимо исчерпываются.
  • Возобновляемые ресурсы и продовольствие будут в дефиците из-за роста населения и сокращения трудоспособных людей.
Люди в Гонконге
Рост населения: Unsplash

Чтобы предотвратить кризис, правительства внедряют демографические программы. Однако их возможности ограничены, ведь государство не может нарушать права женщин, заставляя или запрещая им рожать. Поэтому в каждой стране должны быть предприняты меры для повышения уровня жизни граждан и рационального использования ими ресурсов.

Угроза термоядерной войны и терроризм

Согласно опросу ЮНЕСКО, простые граждане видят глобальную проблему в мировых конфликтах, насилии и дискриминации. Несмотря на развитие общества, военные конфликты продолжаются в разных уголках мира по сей день. Глобально человечество обеспокоено потенциальной угрозой термоядерной войны.

Почему в мире встала проблема ядерного конфликта? Насколько ядерное оружие опасно для человечества, стало понятно еще после Второй мировой войны. С того времени на планете произошло около 60 конфликтов, и каждый из них мог перерасти в ядерный.

По состоянию на 2021 год в мире есть около 30 стран, обладающих таким оружием. Их совместного потенциала хватит, чтобы 30 раз уничтожить все живое на Земле.

Руины в Нагасаки
Руины в Нагасаки: Unsplash

Использование 100 ракет может привести к так называемой ядерной осени. Температура на планете упадет на 2–4 °C, большинство территорий станут непригодными для сельского хозяйства, участятся природные катаклизмы. Несколько сотен ракет могут спровоцировать ядерную зиму, и климат на всей Земле станет похожим на арктический.

Как избежать такого исхода? Государства ведут переговоры о снижении уровня ядерных потенциалов. Оружие постепенно уничтожается. Кроме этого, необходим тщательный контроль над разработкой, испытанием и торговлей оружия.

Загрязнение окружающей среды и Мирового океана

Чем опасно загрязнение окружающей среды? Исследование 2015 года показало, что по этой причине в мире погибли около 9 млн человек. Это значит, что каждая шестая преждевременная смерть вызвана грязным воздухом, водой или почвой.

Воздух, наполненный химикатами и вредоносными газами, влияет не только на легкие, но и провоцирует сердечно-сосудистые заболевания, диабет, нарушает когнитивные функции.

Более того, ядовитые отходы промышленных предприятий, попадая в воду и почву, лишают места для жизни многих живых существ. Из-за проблем с экологией целые виды растений и животных бесследно исчезают или значительно сокращают свою популяцию. Флора и фауна меняется до неузнаваемости, что в свою очередь влияет и на обеспечение ресурсами человечества.

Мусор в океане
Загрязнение Мирового океана: Unsplash

Чтобы сократить загрязнения, необходимы кардинальные и сплоченные меры:

  • переработка отходов;
  • уменьшение потребления пластика и химии;
  • переход на экологические источники энергии;
  • создание охраняемых территорий.

Глобальные проблемы современности требуют решительных действий уже сейчас. Их последствий не сможет избежать ни одна страна и ни один человек. Поэтому даже простым гражданам нужно принимать меры на своем уровне, в частности, бережно относиться к окружающей среде и влиять на политику государств посредством выборов.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1769410-globalnye-problemy-sovremennosti-i-puti-ih-resenia/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *