I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Дата последнего изменения на сайте: 13. 2022

При использовании материалов сайта активная прямая ссылка на источник обязательна

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Сайт создан на портале сайтыобразованию

№1556 в Реестре российского ПО (на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06. 2016 №426)

В утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что после завершения к середине минувшего десятилетия перехода Российской Федерации к рыночной экономической системе и создания системы базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений, основной задачей, стоящей на повестке дня в среднесрочной и долгосрочной перспективе, является задача повышения эффективности этих институтов.

Важно продолжить уже начатые преобразования, призванные обеспечить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной, социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитию образования, связанному с мировой и отечественной фундаментальной наукой, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности.

Реализация Программы будет происходить в условиях серьезных вызовов. К первому вызову следует отнести кризисные явления в экономике Российской Федерации, которые будут приходиться на период реализации Программы. Структурные и институциональные изменения экономики страны являются не только сопровождающими обстоятельствами реализации задач развития образования, но и формируют новые вызовы, задают новые цели. Реализация Программы должна предусматривать вариативность сценариев развития социально-экономической ситуации в стране и сохранить в приоритете долгосрочные цели.

Еще одним серьезным вызовом, в условиях которого будет осуществляться Программа, станет новый этап технологического развития глобальной экономики. Этот этап будет характеризоваться наращиванием экономиками различных стран финансовых вложений в такие области, как новые материалы, нанотехнологии, информационные технологии, фармацевтика и биотехнологии, микроэлектроника, системотехника, фотоника. Высокими темпами уже обновляются и будут продолжать обновляться технологии в образовании.

В связи с этим в рамках Программы должны быть решены задачи, связанные с достижением высокого стандарта качества содержания и технологий на всех уровнях образования — профессиональном (включая высшее), общем и дополнительном, а также достижением качественно нового уровня развития молодежной политики, повышением доступности программ социализации учащихся и студентов для успешного их вовлечения в социальную практику.

Реализация ряда задач, носящих инновационный характер и затрагивающих комплексные проекты, требует задействования участников, относящихся к разным уровням бюджетной системы, а также их координации по времени, по срокам и направленности действий в рамках реализуемых мероприятий, транспарентности и единых нормативно-правовых механизмов. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 годы была призвана обеспечить организационно-финансовые условия для реализации таких проектов. Благодаря указанной федеральной целевой программе стал возможен целый ряд важнейших мероприятий, носящих комплексный характер, направленных на модернизацию и развитие системы образования, обеспечивающих выполнение системных поручений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации, в том числе связанных с развитием современной инфраструктуры системы дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, внедрением новых организационно-финансовых механизмов функционирования системы образования, повышением доступности образования для учащихся и студентов с особыми образовательными нуждами, одаренных учащихся и талантливых студентов, развитием независимой системы оценки качества образования. Использование Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы в качестве основного инструмента программно-целевого управления сделало возможным адресную целевую поддержку инициатив, направленных на инновационное развитие системы образования, внедрение новых образовательных технологий, обеспечение развития кадрового потенциала системы образования в рамках реализации скоординированных задач федеральной государственной образовательной политики.

Очевидно, что в настоящее время и в среднесрочной перспективе не существует альтернативы программно-целевым инструментам управления инновационным развитием системы образования. Федеральная целевая программа развития образования является не только этим инструментом, но также важнейшим средством координации действий Правительства Российской Федерации в сфере образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательных организаций. Гибкость программно-целевого инструмента управления в виде федеральной целевой программы позволяет своевременно менять акценты в планируемых и реализуемых проектах с учетом установок и требований, предъявляемых всеми органами государственной власти и управления в рамках декларируемых государственных приоритетов. С учетом этих факторов Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы (далее — Программа) рассматривается как организационно-управленческий механизм обеспечения преемственности в реализации государственной политики в сфере образования, инструмент обеспечения непрерывности и эффективности реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы, важнейшее условие для поддержания антикризисных мер Правительства Российской Федерации в области обеспечения стабильности социальной политики и, наконец, определяющий фактор, обеспечивающий инновационное развитие экономики Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Задачи, которые будут решаться в рамках Программы, носят межотраслевой характер и направлены на все уровни системы образования, в том числе на образовательные организации, находящиеся в разной ведомственной подчиненности. Реализация Программы призвана также не допустить территориальных диспропорций и сохранить единое образовательное пространство в условиях инновационных изменений, носящих системный характер.

Программа будет осуществляться в условиях реализации в полном объеме Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Указанный Федеральный закон закрепил в правовом поле большинство из тех норм, которые были изначально разработаны и экспериментально апробированы в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы. Однако выработка реальных практических механизмов для успешной реализации ряда норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возможна только в рамках программно-целевых механизмов управления. Это позволит также избежать правовых коллизий и тупиков, связанных с многоуровневым распределением полномочий в сфере образования между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и образовательными организациями. Кроме того, именно федеральная целевая программа развития образования останется важнейшим инструментом для совершенствования нормативно-правовых основ функционирования системы образования в условиях изменяющегося нормативно-правового базиса экономики и социальной сферы.

Программа является отраслевым программно-целевым инструментом среднесрочного планирования развития в целом отрасли образования. Программа в этой связи не имеет выраженного территориального аспекта и ориентирована на поддержку различных уровней и видов образования (общего образования, профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых) на всех уровнях российской системы образования, — как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Читать также:  Программа установки обнаружила непредвиденную ошибку код ошибки 2502

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02. 2017 N 122)

Тем не менее Программой предусмотрена приоритетная поддержка субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г. Севастополе, а также Калининградской области.

Опережающее развитие субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г. Севастополе, а также Калининградской области, обеспечено в рамках мероприятия 2. 2 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов». Кроме того, опережающее развитие Дальнего Востока прежде всего обеспечено в рамках мероприятия 1. 2 «Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса». Специальным образом приоритетная поддержка развития территорий Дальнего Востока и Республики Крым, а также г. Севастополя осуществляется при реализации мероприятия 3. 5 «Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся». Приоритетность развития территорий Дальнего Востока, Северного Кавказа и Калининградской области предусмотрена и в мероприятии 4. 1 «Улучшение материально-технической базы российского образования».

В частности, поддержка субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г. Севастополе, а также Калининградской области, осуществляется путем их приоритетного обеспечения средствами субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам указанных субъектов Российской Федерации по следующим мероприятиям Программы:

мероприятие 1. 2 «Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса» — только для субъектов Дальневосточного федерального округа;

мероприятие 2. 2 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов» — для субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г. Севастополе, а также Калининградской области.

Для указанных мероприятий предусмотрено проведение отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий неоднократно, — как с возможностью участия в отборе всех субъектов Российской Федерации, так и только указанных субъектов Российской Федерации в связи с необходимостью обеспечения приоритетного характера финансирования задач социально-экономического развития указанных субъектов Российской Федерации. В случае проведения повторного отбора с участием только субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях приоритетного развития, размер субсидий, предоставляемых на софинансирование мероприятий региональных программ, должен быть не менее 20 процентов (для мероприятия 1. 2 — не более 10 процентов) общего объема средств федерального бюджета, предусмотренного на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по соответствующему мероприятию Программы.

За счет приоритетной поддержки, предусмотренной в рамках мероприятия 1. 2 Программы, в Дальневосточном федеральном округе будет гарантированно обеспечено создание и развитие межрегиональных центров компетенций, которые станут основными площадками для апробации новых федеральных государственных образовательных стандартов по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования и обеспечат подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями региональных рынков труда и отраслей экономики, традиционно развивающихся на Дальнем Востоке.

За счет приоритетной поддержки, предусмотренной в рамках мероприятия 2. 2 Программы, в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г. Севастополе, а также в Калининградской области будет обеспечена приоритетная поддержка школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (малокомплектных, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях). Учитывая демографическую ситуацию и социально-экономические особенности указанных регионов, такая поддержка крайне необходима общеобразовательным организациям данных регионов. Методическая, кадровая, консультационная, правовая и иная поддержка школам, находящимся на территориях указанных субъектов Российской Федерации, позволит обеспечить их обучающимся и выпускникам равные возможности на получение качественного общего образования, равную готовность к получению профессионального образования и дальнейший выбор профессии.

За счет приоритетной поддержки, предусмотренной в рамках мероприятия 3. 5 Программы, субъектам Российской Федерации, находящимся в Дальневосточном федеральном округе, в Республике Крым и г. Севастополе, обеспечен льготный режим квот для создания на их территории детских технопарков, обеспечивающих большую по сравнению с другими регионами доступность программ дополнительного образования детей естественно-научной и технической направленности.

Так, если квотой для создания одного технопарка в одном субъекте Российской Федерации является численность не менее 100 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, то для субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, а также для Республики Крым и г. Севастополя — 50 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет. При этом для регионов Дальнего Востока и полуострова Крым увеличена квота на количество ежегодно создаваемых детских технопарков в субъекте Российской Федерации, входящем в Дальневосточный федеральный округ, а также в Республике Крым их может быть создано до трех, тогда как в остальных субъектах — не более двух.

Поддержка образовательных организаций высшего образования и иных образовательных организаций Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов, Калининградской области в рамках мероприятия 4. 1 Программы осуществляется за счет приоритетного строительства объектов образовательных организаций высшего образования, а именно:

общежития квартирного типа федерального государственного бюджетного автономного образовательного учреждения высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», г. Калининград (ввод в эксплуатацию);

учебно-лабораторного корпуса естественно-научных дисциплин федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ингушский государственный университет», г. Магас, Республика Ингушетия;

учебных корпусов кампуса федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный университет», г. Грозный, ул. Косиора, Чеченская Республика;

учебно-лабораторного комплекса федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, проспект Кулакова, 2, 527 квартал г. Ставрополя;

объектов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Всероссийский детский центр «Океан», Приморский край, г. Владивосток.

Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также задачи по продовольственному обеспечению населения страны, предусмотренной Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:

Читать также:  The right to a free replacement Airpad Pro and airPods Pro

повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;

повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;

повышения престижности труда в сельской местности и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;

улучшения демографической ситуации;

развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.

В ходе экономических преобразований в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста. Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства».

Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года» (далее — Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. N 2071-р.

Под сельскими территориями (сельской местностью) в Программе понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), городских поселений и внутригородских муниципальных образований г. Севастополя, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Предполагается, что перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации будет определяться высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16. 2015 N 17)

(см. текст в предыдущей редакции)

К понятию сельской местности, используемому в Программе, не относятся внутригородские муниципальные образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Задачу по наращиванию объемов сельскохозяйственного производства и обеспечению продовольственной безопасности страны, поставленную перед аграрной отраслью, предусматривается решать в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (далее — Государственная программа).

Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы в отношении демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.

Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции (далее — автомобильные дороги), высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.

Интегральный эффект от негативного социально-экономического развития сельских территорий выражается в сокращении в 2010 году количества сельских населенных пунктов по сравнению с 1989 годом на 9,2 тысячи сел и деревень. Количество сельских населенных пунктов без проживающего населения увеличилось с 9,4 тысячи в 1989 году до 19,4 тысячи в 2010 году. Населенные пункты с населением до 10 человек в 2010 году составили 23,7 процента.

Сокращение и измельчение сельской поселенческой структуры приводит к обезлюдению и запустению сельских территорий, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, что угрожает не только продовольственной, но и геополитической безопасности России.

Одной из причин неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села является также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.

Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2 — 3 раза ниже городского уровня.

Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В общеобразовательных организациях, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, обучаются более 100 тыс. сельских учащихся.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29. 2014 N 399)

Медицинские учреждения территориально доступны только для 49,4 процента сельского населения, для 40 процентов они трудно доступны, для 9 процентов — недоступны.

Учреждения культурно-досугового типа доступны только для 39,6 процента сельского населения.

Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно, сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.

Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства было принято решение усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, а также строительства и реконструкции автомобильных дорог.

С учетом объективных особенностей развития сельских территорий и имеющегося значительного разрыва в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки на федеральном уровне.

Показателем результативности использования программно-целевого метода являются позитивные изменения в комплексном развитии сельских территорий в ходе реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 (далее — Программа социального развития села), а также подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848, приоритетных национальных проектов «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование», «Здоровье», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446, которые создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, способствовали повышению занятости и доходов сельского населения, решению вопросов улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.

Читать также:  Практика написания тезисов, используя объект исследовательской программы и текущее состояние научной проблемы

Реализация Программы социального развития села осуществлялась поэтапно — I этап — 2003 — 2005 годы, II этап — 2006 — 2010 годы, III этап осуществляется с 2011 по 2013 год. Выделяемые на ее реализацию средства федерального бюджета выполняли стимулирующую роль для субъектов Российской Федерации по привлечению на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности средств региональных и местных бюджетов и внебюджетных источников.

В 2003 — 2013 годах на реализацию программных мероприятий из федерального бюджета выделено 67,5 млрд. рублей. Государственная поддержка из федерального бюджета стимулировала привлечение субъектами Российской Федерации средств консолидированных бюджетов в объеме 136,6 млрд. рублей и средств внебюджетных источников в объеме 141,9 млрд. рублей.

В результате 1 рубль средств федерального бюджета обеспечил привлечение 4,2 рублей средств региональных бюджетов и внебюджетных источников.

За счет всех источников финансирования по итогам реализации Программы социального развития села жилищные условия улучшили 265,7 тыс. сельских семей, в том числе 91,7 тыс. молодых семей и молодых специалистов.

В результате реализации программных мероприятий значительно улучшилось инженерное обустройство жилищного фонда — уровень газификации увеличится с 33,1 процента до 56,5 процента, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой с 40,7 процента до 59,6 процента.

Расширилась сеть учреждений социальной сферы на селе — общеобразовательных школ — на 104,7 тыс. ученических мест, учреждений культурно-досугового типа — на 24,6 тыс. мест, районных и участковых больниц — на 6,1 тыс. мест, амбулаторно-поликлинических учреждений — на 7,5 тыс. посещений в смену, фельдшерско-акушерских пунктов — на 751 единицу.

Кроме того, в рамках Программы социального развития села построено и реконструировано 11,5 тыс. км линий электропередачи, введено емкостей телефонной сети на 706,4 тыс. номеров.

Эффективность комплексного подхода к формированию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий во взаимосвязи с точками экономического роста аграрного сектора наглядно проиллюстрирована результатами реализации мероприятий по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.

В 2013 году завершено 55 проектов комплексной застройки, в рамках которых будет создана необходимая социальная и инженерная инфраструктура на площадках под строительство индивидуальных жилых домов для 2,2 тыс. специалистов, трудоустраиваемых в рамках реализации новых инвестиционных проектов, преимущественно животноводческого направления.

В результате улучшение условий жизнедеятельности на селе наряду с влиянием других факторов способствовало повышению инвестиционной активности в аграрной сфере, о чем свидетельствует рост объемов инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» с 80,6 млрд. рублей в 2002 году до 380 млрд. рублей в 2011 году.

В сельской местности постепенно улучшается социально-демографическая ситуация — коэффициент рождаемости с 2002 по 2011 год увеличился на 34,3 процента, коэффициент смертности снизился на 16,5 процента.

Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от реализации Программы социального развития села, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в общенациональных интересах экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.

Без дальнейшего использования программно-целевого метода сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится, что ставит под угрозу выполнение стратегических задач социально-экономического развития России, в том числе задач в области обеспечения продовольственной независимости страны по основным видам продовольствия в ближайшие годы и достижения Россией статуса крупнейшего в мире поставщика продуктов питания, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 г.

Целесообразность использования программно-целевого метода для решения задачи по устойчивому развитию сельских территорий подкреплена:

взаимосвязью целевых установок устойчивого развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития России в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;

долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующим системного подхода к их решению;

высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующим привлечения средств государственной поддержки.

В связи с этим устойчивое развитие сельских территорий отнесено к числу приоритетных направлений Государственной программы.

Для выбора вариантов решения проблем, стоящих перед сельскими территориями, были проанализированы 3 варианта формирования и реализации Программы.

В качестве оптимального по объему ресурсного обеспечения варианта реализации Программы выбран базовый вариант, предусматривающий финансирование программных мероприятий на уровне расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на 2013 год, предусмотренных в рамках Программы социального развития села, с учетом индексов-дефляторов и темпов роста основных показателей.

Преимуществами базового варианта реализации Программы являются сбалансированность бюджетных расходов с учетом базового периода 2013 года и достижение прогнозируемых результатов в демографическом развитии, в сближении уровня и качества жизни сельского и городского населения. Для минимизации прогнозируемых по базовому сценарию финансовых рисков, связанных с недостаточным объемом софинансирования со стороны отдельных субъектов Российской Федерации, Программой предусматривается механизм перераспределения средств федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации, имеющими необходимый объем средств для софинансирования программных мероприятий.

Целевой и умеренно-оптимистический варианты предполагают значительную нагрузку на федеральный бюджет (соответственно 1934,1 млрд. рублей и 260,9 млрд. рублей) и бюджеты субъектов Российской Федерации (соответственно 3913,5 млрд. рублей и 386,2 млрд. рублей), которая не сопоставима с возможностями бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе.

Преимущества этих вариантов, предполагающие кардинальное повышение уровня социально-инженерного обустройства и обеспечения автомобильными дорогами сельских территорий, не являются достаточными основаниями для выбора их в качестве финансового обеспечения Программы в силу отсутствия сбалансированности с реальными возможностями бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с этим наиболее оптимальным и реалистичным с точки зрения финансового обеспечения является базовый вариант реализации Программы, который обеспечит достижение целевых индикаторов и показателей устойчивого развития сельских территорий и рациональное использование бюджетных средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *