Социальные программы и социальные проекты
социальный право кумулятивный
Цель данной работы — изучение таких инструментов государственной социальной политики, как: социальные программы и социальные проекты. Данная цель подразумевает решение следующих задач:
)Выявить сущность социальной политики;
)Рассмотреть роль социальных программ;
)Проанализировать сущность и роль социальных программ.
Социальная политика. Ее сущность, методы и основные функции
1 Сущность и основные понятия социальной политики государства
Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей.
Как правило, социальная сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. К объективным можно отнести условия жизни индивидов, а к субъективным — потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия в установлении таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости.
Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей.
Социальные права граждан — это та область социальной сферы жизни людей, которая недоступна никаким силам общества, кроме государства, это тот объект деятельности государства, где его полномочия абсолютны.
Социальные права — это реализуемые отношения под эгидой государства, это отношения, в которые вступает индивид свободно, по праву, без каких-либо ограничений и предварительных условий со стороны кого бы то ни было.
Социальные гарантии — это обязательные для государства социальные права, т. такие отношения, которые не могут не состояться.
Социальные гарантии — это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права.
Социальные гарантии — это социальные права в действии, реализованные социальные права.
Сущность социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
2 Функции и основные методы социальной политики
Социальная политика обладает рядом функций, которые в результате определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:
¾компенсаторную, заключающаяся в пресечении, каких либо внешних сдерживающих условий, которые не позволяют индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
¾элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;
¾кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.
Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
) обеспечение помощи самым бедным семьям;
) выдача помощи на случай безработицы;
) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Для отнесения определенных категорий населения, к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).
В основе применяемого в России с 1997 г. физиологического минимума лежит набор из 25 основных продуктов питания, который рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста.
В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых — уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.
Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования величины, структуры и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения.
Практикуются два рода бюджетов: нормативные, которые являются результатом специальных исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных.
Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание — 46,1, непродовольственные товары — 39, услуги — 13,2, налоги и сборы — 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности.
Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности:группа — бедные семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует стоимостной оценке бюджета прожиточного минимума;группа — малообеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума и стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета;группа — обеспеченные семьи, душевой доход в которых выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета. группа — состоятельные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета;группа — богатые семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения. Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:
)Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала ).
)Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.
)Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
)Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.
Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.
С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль: Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы. Таким образом, социальная политика — это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.
Роль социальных программ в социальной политики
1 Сущность социальных программ
Одной из основных форм поддержки населения в социальной сфере являются государственные программы.
Целесообразность использования программно-целевых методов государственного управления обычно связана с несколькими условиями. В их числе: временный характер решаемой проблемы; возможность достижения конечных целей в установленные сроки; комплексный характер задач, требующий межведомственного подхода к их решению. Объектом программной проработки могут быть также проблемы, не имеющие четкого временного горизонта решения и с высокой степенью неопределенности конечных целей. В этом случае основное внимание при выполнении программ уделяется оценке показателей, отражающих ход выполняемых работ и функций. Термин «государственная программа» применяется и в более широком смысле — при финансировании различных мероприятий, исходя из бюджетных возможностей государства.
Государственные программы подразделяются:
¾по уровню разработки и значимости — на общегосударственные (федеральные) и региональные;
Программы жесткого типа управляются и финансируются в рамках действующих государственных ведомств при обязательном характере принимаемых решений в соответствии с традиционной иерархией подчиненности. Программы функционального типа имеют вневедомственный характер, управляются и финансируются в зависимости от конкретных функций, выполняемых в процессе разработки и реализации программы.
Для финансирования могут привлекаться и внебюджетные источники, в том числе средства заинтересованных частных отечественных и зарубежных инвесторов.
Непосредственная разработка и организация выполнения утвержденных федеральных целевых программ оформляются федеральным заказом, за реализацию которого несут ответственность государственный заказчик и головной разработчик программы.
Действующие в настоящее время федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно — исследовательских, опытно — конструкторских, производственных, социально — экономических и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Во — первых, это целостность — программа представляет собой взаимосвязанный комплекс мероприятий, направленный на достижение конкретной цели в определенный период времени.
Во — вторых, управляемость — в программе регламентирован механизм ее реализации и контроля за ее выполнением с указанием конкретных исполнителей.
В — третьих, ресурсная обеспеченность — в программе указывается, в каких объемах, за счет каких источников планируется ее реализация.
Региональная целевая программа, программа, направленная на решение приоритетных задач региона. Основные принципы и порядок разработки, финансирование и организация выполнения региональной целевой программы на контрактной основе определяются федеральным законодательством о поставках продукции для государственных нужд. Конкретный перечень региональных целевых программ, объемы их финансирования из бюджета субъектов федерации и внебюджетных источников, состав государственных региональных заказчиков и головных разработчиков, а также формы стимулирования исполнителей устанавливаются законодательными и иными актами субъектов федерации.
2 Содержательные элементы социальных программ
Однако программа является лишь частью системы прогнозных и программных документов, хотя и основным и наиболее проработанным. Общая система прогнозных и программных документов по социально-экономическому развитию включает следующие документы:
Прогнозные документыПрограммные документыСрокПериодичность составления, коррек. Долгосрочный прогнозКонцепция105, 5Среднесрочный прогнозПрограмма3-53-5, 1Краткосрочный прогнозПлан11
Другие программные документы определены следующим образом:
Концепция социально-экономического развития — это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.
План социально-экономического развития — это сводный документ, характеризующий социально-экономическое положение и основные направления деятельности органов власти по регулированию ее социально-экономического развития.
Изучение порядка разработки и реализации программ социально-экономического развития, несомненно, даст навыки для составления прогнозов, концепций и планов. Поэтому в отчете при упоминании программ имеется в виду все программные и прогнозные документы.
Нормативно-правовой базой для разработки и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования являются документы, самостоятельно принимаемые в муниципальных образованиях. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20. 1995 г. № 115-ФЗ определяет полномочия и обязанности только федеральных органов власти, хотя он часто служит базовым документом для разработки правовых актов муниципальных образований. Субъекты федерации также принимают акты в данной сфере, например, Закон Новосибирской области «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области» от 15. 2000 г. № 100-ОЗ, однако и они определяют полномочия муниципальных органов лишь по участию в разработке региональных программ.
Кроме того, существует разработанный и утвержденный Министерством экономического развития и торговли РФ «Макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации», для обеспечения методологического единства региональных программ и согласование их с государственной стратегией экономического и социального развития, который также может служить нормативно-методическим документом для разработки муниципальных программ.
Основу организационной основы выполнения программ социально-экономического развития составляет муниципальный заказчик программы.
К основным функциям заказчика программы относятся:
¾подготовка проекта программы, его согласование с заинтересованными муниципальными, региональными и федеральными органами власти в установленном порядке, представление на утверждение уполномоченным органам местного самоуправления;
¾координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций;
¾непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий, обеспечивающих институциональные и структурные преобразования, формирование финансовых и инновационных институтов, а также работ в области территориальной кооперации и реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ;
Содержание программ включает в себя описание социально-экономического положения, проблем и действующих мер по его улучшению, изложение целей, задач и мероприятий и характеристика механизма реализации, ресурсного обеспечения и контроля. Содержательная часть, может состоять из следующих блоков:
) Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата путем проведения институциональных преобразований:
¾развитие финансовой и инвестиционной инфраструктуры;
¾упрощение процедуры регистрации и лицензирования;
¾создание условий для развития малых и средних предприятий; доступ к земле и недвижимости.
) Нормативно-правовые преобразования:
¾регулирование трудовых отношений;
¾гарантии неизменности правовых условий и сроков действия принятых законов;
¾создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности;
¾защита прав кредиторов, собственности;
¾выравнивание условий конкуренции;
¾дебюрократизация экономики; повышение эффективности управления государственной собственностью.
) Формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения:
¾развитие и техническое переоснащение социальной инфраструктуры;
) Проведение мероприятий по оздоровлению экологии и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
) Реформирование и развитие промышленности:
¾техническое перевооружение и модернизация предприятий, внедрение современных технологий по глубокой переработке сырья;
¾конкретные инвестиционные проекты.
) Развитие агропромышленного комплекса: глубокая переработка сельскохозяйственной продукции, в целях производства товаров, конкурентоспособных на мировых и межрегиональных рынках.
) Развитие транспортной инфраструктуры.
) Развитие инфраструктуры связи, доступа к современным информационным технологиям.
) Обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства:
¾внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий;
¾повышения эффективности работы систем жизнеобеспечения;
¾предотвращение возможных аварий экологического, техногенного характера.
Специфика конкретной сферы направленности программы накладывает отпечаток на ее содержание. Производственная специализация определяет приоритетность развития той или иной отрасли экономики. Однако специализация может повысить значение мероприятий по преодолению монопрофильности. Некоторые экологические и социальные проблемы могут быть связаны со спецификой специализации: экологические загрязнения, опасность техногенных катастроф, профессиональные заболевания, временный характер поселения строителей и т.
Социальные проекты как инструмент социальной работы
1 Сущность социальных проектов и их классификация
Социальное проектирование — это научно-практическая деятельность, нацеленная на диагностику актуальных и перспективных социальных проблем, выработку ресурсно-обеспеченных оптимальных вариантов их решения. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего.
Социальное проектирование относится к инновационной деятельности. Оно в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются, то есть социальное проектирование представляет собой разновидность сознательной инновационной деятельности. В процессе проектной деятельности создается социальный проект.
Таким образом, социальное проектирование — цельное комплексное явление, и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.
В организационном отношении проекты оцениваются по следующим признакам: масштаб проекта; сроки реализации; качество; ресурсное обеспечение; место и условия реализации проекта.
Основные типы проектов по различным основаниям:
а) Типы проектов по характеру проектируемых изменений.
¾инновационные, задача которых — внедрение принципиально новых разработок, чем определяется их тесная связь с научно-техническими проектами (например, создание Интернета).
¾поддерживающие, которые решают задачи экологического характера, в том числе в рамках экологии культуры. Поддерживающие проекты называются также реанимационными или реставрационными.
б) Типы проектов по направлениям деятельности:
¾образовательные проекты, задача которых — представление образовательных услуг. Цель — приобретение знаний, умений, навыков.
¾научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь.
¾культурные проекты могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др.
¾инвестиционные проекты, предусматривающие вклад собственности в проект с целью извлечения прибыли. В роли инвестора может выступить государство в лице органов государственной власти, органы местного самоуправления, частный собственник, сам инициатор проекта (индивидуальный или коллективный).
¾бюджетные проекты. Осуществляются в рамках государственной социальной политики и решения местных задач. Такие проекты финансируются из соответствующих бюджетов в виде ассигнований для осуществления плановой деятельности государственного или муниципального учреждения, а также субсидий территориальным органом власти и местного самоуправления и негосударственными организациями;
¾благотворительные проекты. Финансирование таких проектов имеет форму меценатства, когда лицо, обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед проектом, ни перед собой коммерческих задач и само по возможности участвует в реализации проекта не только выделением финансов.
г) Типы проектов по их масштабам. Оценка масштаба проекта основывается на следующих показателях:
¾насколько велико число людей (групп, организаций), которые смогут воспользоваться результатами проекта;
¾какова потребность проекта в кадровых ресурсах, сколько суммарного времени всех занятых в проекте необходимо для его реализации;
¾как много финансовых средств и материально-вещественных ресурсов нужно затратить, чтобы проект был реализован в планируемом объеме;
¾насколько сложен проект по своей структуре, формам организации, отчетности и т
¾на какое время и для какой территории рассчитано исполнение проекта.
С учетом этих показателей выделяют:
¾микропроекты — это форма представления индивидуальной инициативы, получающей признание окружающих.
¾Микропроект может не требовать внешнего финансирования, специального оборудования. Такой проект является микросоциальным действием, но при определенных условиях его масштабы могут быть расширены.
¾малые проекты. Они не предусматривают большого числа потребителей, достаточно просты в управлении, не требуют крупного финансирования. Специфика малых проектов состоит в том, что их составление и реализация допускает некоторые упрощения в процедуре проектирования и реализации (простой график, руководитель — одно лицо, не обязательно создание команды проекта).
¾мегапроекты, в качестве которых обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов. Их специфика состоит в необходимости масштабной координации исполнителей; анализе макропоказателей Среды (страна, регион мира); выделении разработки концепции проекта в качестве самостоятельной фазы; необходимости мониторинга проекта и т.
д) Типы проектов по срокам их реализации: -краткосрочные (1-2 года); — среднесрочные (3-5 лет); — долгосрочные (10-15 лет).
Таким образом, социальные проекты разнообразны по своей природе. Социальные проекты многообразны по особенностям финансирования, масштабам, срокам реализации, степени сложности, характеру проектируемых изменений, направлениям деятельности.
2 Необходимость и основные возможности социальных проектов
Современные организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений.
Слово «инновация» (лат. innovatio) обозначает введение практику нового. Понятие «социальная инновация» — сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере.
Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь связано с многообразием явлений социальной жизни. В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, занятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т. , можно выделить виды социальных инноваций: педагогические, образовательные, правовые, управленческие и т. Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить с помощью традиционных методов, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так были созданы и получили распространение «телефоны доверия», с помощью которых оказывается анонимная психологическая помощь людям в стрессовых ситуациях. Так возникли социальные приюты, гостиницы и т.
Учеными разрабатываются специальные программы имеющие целью социально-психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются: критическое отношение к предстоящим нововведениям, аргументация в их пользу; обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге реализации нововведения, изучение мнения работников организации с целью выявления сторонников и противников новшества и нахождении правильного подхода к каждому заинтересованному человеку; утверждения плана внедрения нововведения с учетом результатов обсуждений и опроса общественного мнения.
3 Предоставляемые социальные услуги в рамках социальных проектов
Социальная служба — структура, созданная для профессиональной помощи людям в сфере социальных отношений. Там, где есть штатная должность хотя бы одного специалиста-профессионала, может быть создана социальная служба, выполняющая вполне конкретные задачи и использующая других специалистов и желающих. Поэтому возможно, например, говорить о социально-педагогической службе школы, детского сада, школы-интерната, подросткового клуба по месту жительства, поликлиники и т. , везде, где работают с людьми, оказывают им те или иные социальные услуги: в сфере охраны здоровья, получения образования, проведения досуга, трудоустройства, организации отдыха, профилактики правонарушений и так далее.
Во всем многообразии социальных служб выделяют: медико-психолого-педагогическая семейная служба; служба общих социальных услуг; специальная служба социальной помощи; служба занятости, «телефон доверия», «бытовая консультация» и некоторые другие.
Медико-психолого-педагогическая семейная служба — с множеством подструктур и подразделений разной ведомственной принадлежности, работающих по единой программе на основе кооперации средств, кадров, материальной базы, оборудования, с продуманной системой научно-методического обеспечения и повышения квалификации кадров, с обязательным нижним уровнем подготовки -допрофессиональным и начальным профессиональным образованием детей и молодежи в области социальной педагогики и социальной работы, с сильной общественной поддержкой — ставит своей целью медико-психолого-педагогическую профилактику, укрепление нравственного и физического здоровья человека, семьи, окружающей среды, выявление проблем и конфликтов на возможно более раннем этапе.
Социальный педагог «семейного профиля» работает в социуме по месту жительства клиента, самостоятельно выходя на контакт с семьей, личностью, вникает во внутренний мир, отношения, условия жизни людей, в характер проблем, к решению которых затем подключаются специалисты, социальные работники.
Служба общих социальных услуг в области здравоохранения, укрепления психического и физического здоровья, правовой и экономической защиты, досуга и социально-педагогической анимации работает со всеми категориями населения на основе дифференцированного подхода к каждой из них.
Специальная служба социальной помощи: помощь в трудоустройстве и профессиональной адаптации, развитие детских и молодежных социальных инициатив, службы реабилитации и социальной помощи инвалидам, престарелым и другим нетрудоспособным гражданам — работает с конкретными категориями населения, опираясь на медико-психолого-педагогическую семейную службу в повседневном контакте с клиентом и его семьей.
К основным приоритетным направлениям социальной работы:
¾сбор и анализ информации о клиентах, их семьях и характере проблем;
¾разработка прогнозов и формирование банка данных о возможностях решения проблем;
¾координационная посредническая работа по оказанию социальной помощи нуждающимся;
¾организационная и финансовая поддержка, защита прав и интересов клиентов.
Итак, несмотря на многообразие социальных служб, практический эффект от проведенной и продолжающейся их модернизации невелик. Значительная часть социальной работы осуществляется хотя и в новых формах, но на основе традиционных структур жизнеобеспечения населения: государственной системы социального и пенсионного обслуживания, учреждений медицины, образования, охраны правопорядка, армии. Новые структуры, учреждения социальной работы лишь развертываются, формируется механизм их взаимодействия с государством и населением.
Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика — это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан страны.
В кризисных ситуациях, в период модернизации общества и его переходных состояний неизбежно возрастает роль стратегических поисковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва на главных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты, способные определить оптимальное соотношение стратегических и тактических задач, поступательность их движения. Трудность определения понятий социальной программы и социального проекта обусловлена их тесной взаимосвязью и постоянным соотношением относительно друг друга.
Социальный проект представляет собой такую разновидность программы, где отражены не только актуальные ориентиры, общие задачи, но и уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы усилия исполнителей на основе глубокого изучения исходного уровня развития объекта и использования социальных нормативов. Словом, проект характеризуется глубокой проработкой социальных задач и включает меры не только социально-диагностические, но и организационно-управленческого (технологического) обеспечения. Следует сказать, что именно реализации социальных решений, социальных программ в последние десятилетия уделялось крайне недостаточное внимание. Причин тут много. Одна из них — некомпетентность субъектов управления, их неготовность обеспечить все циклы прохождения принятых социальных, решений — от выработки до реализации. Вторая — сложившийся стереотип мышления, выражающийся в недоверии к организационным структурам управления, которые в условиях командно-бюрократической системы нередко сводились к жестоким некомпетентным регламентациям, инструкциям, многочисленным проверкам и т. , что, несомненно, вело и сегодня ведет к инертности общественного сознания, к заорганизованности управленческих решений, к манипулированию общественным мнением и другим негативным следствиям управления.
Ахинов Г. , Калашников С. Социальная политика: учебное пособие — М. : Инфра-М, 2009 — 34 с.
Веллер М. Социология. Учебник. — М. : Астрель, АСТ. 2011. 416 с.
Волгин Н. Социальная политика. Учебник — М. : Инфра-М. 2011. 736 с.
Волков Ю. , Добреньков В. , Нечипуренко В. , Попов А. ВСоциология. 2-е изд. , испр. и доп. — М. : Гардарики, 2009. — 512 с.
Гага В. Экономика и социология труда. Учебник. — М. : ИНФРА-М. 2011. 618 с.
Генкин Б. Экономика и социология труда. 7-е изд. , доп. — М. : Норма, 2010. — 448 с.
Горбунова М. Общая Социология. Конспект Лекций — М. : ЭКСМО, 2012 — 160 с
Давыдов С. Социология. Конспект лекций. — М. : Эксмо, 2008. — 160 с
Добреньков В. , Кравченко А. Социология. Учебник. — М. : ИНФРА-М, 2009. — 624 с
Жулина Е. Иванова Н. Экономика и социология труда. Учебник — М. : Экзамен. 2009. 573 с.
Здравомыслов А. , Лапин Н. Общая социология. Хрестоматия — М. : Высш. гик. 2010. 723 с.
Зубаревич Н. , Ибрагимова Д. Социальная политика в России. — М. : НИСП 2010. 432 с.
Исаев Б. Социология. Краткий курс. Учебное пособие — СПб. : Питер, 2010 г. , 224 с.
Ковалевская Е. Социология. Учебное пособие, практикум. : МЭСИ,2012. — 164 с.
Козырев Г. Основы социологии и политологии. — М. : Форум, Инфра-М, 2008. — 240 с.
Кравченко А. Социология. Учебник для вузов. 2-е изд. , перераб. и доп. — М. : Академический Проект, 2011. 508 с
Кухарчук Д. Социология. Конспект лекций — М. : Юрайт, 2011 г. , 192 с.
Макарова Л. , Круковер В. Практическая социология — М: Гамма Пресс. 2011. 272 с.
Мирошниченко И. Социология. Конспект лекций — М. :А-Приор, 2009, 128с.
Осипов Г. , Москвичев Л. и др. (ред. ) Социология. Основы общей теории. 2-е изд. , испр. и доп. — М. : Норма, 2008. — 912 с.
Павленок П. и др. Социология. Учебник. 2-е изд. , перераб. и доп. — М. : Издательско-книготорговый центр Маркетинг, 2012. — 1036 с.
Ритерман Т. Социология. Полный курс — М. : АСТ; Астрель, 2009. — 128 с.
Тощенко Ж. Социология. 2-е изд. , доп. и перераб. — М. : Юрайт-издат, 2012. 527с.
Фененко Ю. Социология. Учебник. — М. : Проспект, 2009. 232 с.
Харчева В. Основы социологии. Учебник — М. : Логос, 2011. — 302 с.