На теперешнее положение дел в школе и системе образования в целом много жалуются. Однако психологи советуют любить или, как минимум, ценить свои кризисы. Ведь кризис любой системы — повод для пересмотра ситуации. Так как же нам обустроить школу?
В подборку вошли аналитические материалы экспертов и работников сферы образования, посвящённые тому, что со школой не так, и что делать. Для кого-то статьи могут стать поводом для дискуссий, ведь в подборку вошли разные мнения. Но это и хорошо, если верить расхожей фразе о том, что в споре рождается истина.
Среди родителей и им сочувствующих стало привычкой ругать ЕГЭ и бесконечные тесты, но Единый экзамен — лишь верхушка айсберга, а не главное зло современного образования. О сложностях российской школы и о том, что и как в ней можно исправить, рассказывает главный редактор медиа про образование и воспитание детей «Мел» Надежда Папудогло
Исследованием актуальных проблем современного образования в России системно занимается достаточно большое число институций — это Высшая школа экономики (ВШЭ), РАНХиГС, Институт стратегии развития образования РАО и многие другие, в том числе негосударственные структуры. Темы варьируются от узких до масштабных, изучающих глобальные проблемы качества школьной подготовки, состояния российских школ, социальных проблем и другие недостатки сферы образования.
Помимо этого, Россия участвует в TIMSS (мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования), PIRLS (международное исследование качества чтения и понимания текста) и PISA (международная программа по оценке учебных достижений, рассматривающая в том числе функциональный уровень, адаптивность полученных знаний к реалиям жизни). Среди проблем современного школьного образования можно выделить четыре основные.
Проблемы современной общеобразовательной школы.
Проблема 1. Отсутствие профильного обучения
Первая проблема современного образования — большинство образовательных программ предполагает равное изучение гуманитарных, точных и естественных наук. Интересы и склонности конкретного ребёнка не учитываются. Каждый предметник считает свою дисциплину главной и старается загрузить учеников по максимуму.
Возможность выбрать какой-либо профиль обычно есть только у старшеклассников, и то не во всех школах. Дети тратят время на ненавистные и ненужные предметы — это существенный недостаток современного школьного образования.
Проблема 2. Гонка за показателями
У каждой школы свой рейтинг. Чем он выше, тем у образовательной организации больше преференций. Рейтинг складывается из многих показателей, в частности «среднего балла» учащихся и результатов ЕГЭ. Из этого вытекает следующая проблема общеобразовательных школ.
Зачастую оценки не совпадают с реальными знаниями. Более того, у многих школьников отметки порождают комплексы и становятся причиной для агрессии и других проблем обучения в школе.
Проблема 3. Бюрократия
Формализм пронизывает все сферы школьной жизни — от ведения электронных журналов до пресловутых «четыре клетки вниз две вправо». Ребёнка с первого класса приучают к правилу «Без бумажки ты букашка» и заставляют соблюдать десятки никому не нужных правил, порождая все новые проблемы в области образования.
Проблема 4. Разный уровень подготовки учеников
Одни родители сами готовят детей к школе, другие полагают, что это зона ответственности педагогов. Одни дети в три года читают и считают, другие в семь едва складывают слоги и цифры. А потом 30–40 абсолютно разных ребят собираются в одном классе.
Неудивительно, что появляются лидеры и отстающие, и это тоже своего рода проблема современной школы. Классическая школьная система, в отличие от домашней школы, не учитывает интересы ни тех ни других. Быстро схватывающие материал ребята скучают на уроках, а те, кому нужен особый подход, находятся в постоянном стрессе.
Проблема 5. Низкая эффективность занятий
Классический школьный урок длится 45 минут. Из них 10–15 уходит на организационные вопросы (все ли на месте, кто дежурный и так далее), ещё 10–15 на проверку и разъяснение домашнего задания. На подачу нового материала остаётся 15–20 минут, при условии, что класс спокойный и никто из учеников не саботирует. Такой режим негативно сказывается на качестве школьного образования.
Проблема 6. Большие домашние задания
Всё, что не успели пройти на уроке, переходит в работу на дом.
По СанПину на выполнение домашних заданий в младшей школе должно уходить 1,5-2 часа, в 6 классе — 2,5, в 9-м — 3,5 часа. Реальные цифры гораздо больше. Домашняя работа зачастую настолько объёмна, что за уроками приходится засиживаться допоздна. Особенно если ребёнок несамостоятелен и ждёт, когда мама с папой придут с работы и помогут с заданиями. Эта актуальная проблема современного образования беспокоит многих родителей.
Проблема 7. Плохая подготовка молодых учителей
Слабая заинтересованность в результатах обучения проявляется как у молодых, так и у опытных педагогов. Это общая проблема современной системы школьного образования в России.
Первым чтобы получать достойную зарплату, приходится брать больше часов, классное руководство и репетиторство. Качество обучения при этом оставляет желать лучшего. Учителям некогда готовиться к урокам, большая нагрузка неизбежно приводит к физическому и эмоциональному выгоранию.
Проблема 8. Устаревшие методы работы
Педагоги в возрасте зачастую не могут приспособиться к электронному документообороту, а главное — они не понимают ценностей поколения Z. Поэтому ходят на работу, лишь бы «доработать до пенсии», и порой открыто демонстрируют свою неудовлетворённость жизнью. А ведь таких учителей большинство, и их подход, безусловно, является недостатком современного образования.
Проблема 9. Отсутствие подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Подготовка к основному и единому государственным экзаменам идёт вразрез с повседневной учебной деятельностью школ. ОГЭ и ЕГЭ — форматные экзамены. Недостаточно разбираться в предмете, от учеников требуются довольно специфические умения: правильно интерпретировать задания, писать ответы в строгом соответствии с критериями оценивания, грамотно заполнять бланки. Основная проблема обучения в школе состоит в том, что на уроках этому не учат — приходится нанимать репетиторов или посещать подготовительные курсы.
Проблема 10. Внеурочная нагрузка
Современная общеобразовательная школа не выполняет воспитательной функции — только образовательную, но в обязательном порядке должна организовывать внеурочную деятельность обучающихся.
Добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, классных часов, чаепитий и концертов не нравится большинству детей и родителей. Особенно когда у ребёнка есть свои кружки и секции по интересам. И для многих учеников эта проблема в образовании является актуальной.
Традиционная школьная система имеется массу проблем и недостатков и нуждается в реформировании. Это факт. Недаром разработан новый национальный проект «Образование», который планируется реализовать к 2024 году.
Проблема с подготовкой и мотивацией учителей
В России есть несколько вузов, которые прекрасно готовят будущих педагогов, их выпускники достаточно востребованы на рынке. Другое дело, что школа — это очень специфическая карьерная траектория. У учителя сложные перспективы профессионального роста: зачастую бывает так, что ты приходишь работать педагогом начальной школы и через 40 лет уходишь на пенсию в том же статусе. Если ты не берешь постоянную дополнительную нагрузку и не повышаешь квалификацию, ты не можешь вырасти как специалист, получить новую категорию. И даже если это делать, часто ригидность системы разочаровывает молодых специалистов — и они уходят из школы.
Система текущих категорий не вполне отвечает тому, что на самом деле от нее требуется, очень слабо отражает как раз развитие педагога, а не просто его переход от одной категории к другой. Слово «сертификат» стало синонимом повышения квалификации педагогов. Переобучение превратилось в формальность, в рынок этих самых сертификатов, а вот качество реальных знаний, полученных на разнообразных курсах, очень часто под большим вопросом.
Отдельная строка — это постоянная уязвимость учителя и его беззащитность (при постоянных публичных словах об уважении к профессии), причем педагог находится под прицелом не только чиновников и руководства, но и родителей. За что ты можешь быть наказан? Творчески подошел к подготовке урока? Запросто. Дал много домашних заданий? Запросто. Не дал? Еще проще. Риск постоянного «а что нам за это будет» — это ни разу не пространство для творчества, поэтому проще идти по накатанной программе, где твои риски автоматически снижаются.
Понятно, что при таком раскладе у учителей возникают проблемы с мотивацией и профессиональным выгоранием. В университете будущему педагогу ставят одни цели в жизни и карьере, но все это подменяется совершенно другими при столкновении с системой на первом же рабочем месте. Так умирает внутренняя мотивация, а внешняя, в том числе выраженная в заработной плате, зачастую отсутствует изначально.
Есть законодательное регулирование, согласно которому зарплата не может быть ниже определенного порога, но в ряде регионов ставки идут по самой нижней планке. Мы привыкли думать, что у учителя большой отпуск, но по факту он очень короткий, и он не может провести его так, как хотел бы. Он занят на ЕГЭ и ОГЭ половину лета, а потом начинает готовить школу к сентябрю. Пока зимой дети и родители куда-то уезжают, педагоги уже готовятся к третьей четверти.
Во многих российских школах все еще нет беспроводного интернета. Бывает так, что в школе может быть один компьютер
Часто учителей обвиняют в том, что они сопротивляются новым технологиям. Но нет, мониторинги показывают, что они готовы и хотят их использовать, только не всегда имеют такую возможность. Ни для кого не секрет, что во многих российских школах все еще нет беспроводного интернета. Бывает так, что в школе может быть один компьютер, подключенный к интернету по кабелю, он стоит в учительской, соответственно, использовать технологии на уроках невозможно в принципе.
Сводных данных, как решается эта проблема, пока недостаточно, чтобы понять, как быстро она будет ликвидирована, чаще мы просто видим формальные разрозненные новости в стиле «7447 образовательных организаций обеспечены современным компьютерным оборудованием». Цель технологического обновления заложена в нацпроект «Образование», по его отчетам мы и можем следить, как в целом развивается наша система.
Отчасти решить проблему мотивации учителей, их зарплат, их внутренней свободы может грамотный директор. Нас все время уверяют, что школа – это серийный продукт, все школы одинаковы, система для всех одна. Но на практике все очень зависит от сильного харизматичного лидера. Вопрос: как таким лидером стать? У нас принято считать, что хороший директор — это хороший педагог. Но решение организаторских, материальных, менеджерских и даже «бюрократических» вопросов — это задачи, которые не в состоянии решить даже самый опытный педагог. Да, часто директоры сосредоточены на повышении качественных и количественных показателей, но у них не хватает ни времени, ни навыков для управления финансовым выживанием школы.
В последние годы появилась система подготовки директоров, где их учат менеджменту и культуре управления школой как хозяйственным субъектом, но говорить об общей практике вряд ли возможно.
1
Проблемы реализации основной образовательной программы З. Кокарева
2
Изучение модуля 1 Возможен просмотр материалов виртуального методического кабинета ФГОС НОО Возможна самопроверка знаний особенностей ФГОС НОО на основе теста для педагогов, размещенного в п. меню « Тесты и материалы » ВМК ФГОС НОО
3
Модуль « технология введения и реализации ФГОС НОО » Изучение требований, внесение изменений Приказ Министерства образования и науки 2357 от О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный года 373
4
Три раздела программы Целевой : пояснительная записка планируемые результаты система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы Содержательный : программа формирования УУД ; программы учебных предметов ; программа духовно — нравственного развития, воспитания ; — программа экологического воспитания и формирования здорового и безопасного образа жизни ; — программа коррекционной работы ; Организационный : учебный план начального общего образования ; план внеурочной деятельности ; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.
5
Общие проблемы ООП НОО Нет конкретики Нет ссылок на документы Нет изменений с 2011 или с 2012 года Нет ссылок на локальные акты
6
Проблемы реализация системы оценки достижения планируемых результатов : Неразработанность в образовательном учреждении локального акта – положения о системе оценок, форм и методов оценки Недостаточный уровень владения учителем новыми методами и формами оценки Отсутствие банка КИМов
7
Проблемы р еализаци и программы формирования УУД Недочеты учебно — тематического планирования Мало кружков и студий внеурочной деятельности, посвященных проектной, исследовательской деятельности Неразработанность программы преемственности УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию и основному
8
Рабочие программы часть ООП Должны содержать : пояснительную записку общую характеристику учебного предмета описание ценностных ориентиров место предмета в учебном плане содержание учебного предмета результаты освоения учебного предмета тематическое планирование описание материально — технического обеспечения
9
Проблемы реализации программы коррекционной работы Отсутствие школьной психологической службы Слабость диагностической компетенции учителя Отсутствие карты медико — психолого — педагогического сопровождения ребенка Неразработанность индивидуальных маршрутов
10
Реализация программы духовно — нравственного воспитания осуществляется на основе программы воспитательной работы, разработанной с учетом региональных рекомендаций ( использование курса « Истоки ») внеурочной деятельности по пяти направлениям отслеживания результатов в соответствии с тремя уровнями воспитания
11
Структура программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Цель задачи деятельности Направления деятельности Модели организации работы, виды деятельности, формы деятельности Критерии оценки результатов и методы оценки
12
Проблемы разработки учебного плана Соотношение инвариатной части и части, формируемой участниками образовательного процесса 80% и 20% Разработка учебного плана для классов СКК 1-8 вида Предоставление права выбора предметов вариативной части плана
13
Разработка плана внеурочной деятельности Количество часов на внеурочную деятельность Предоставление права выбора направлений деятельности Включение всех обучающихся во внеурочную деятельность Взаимодействие с УДО, культуры и спорта
14
Создание условий для реализации ООП Кадровые, материально — технические, финансовые, психолого — педагогические, информационные Проблема – в выполнении всего комплекса условий
15
Замечания при проверках условий реализации ФГОС НОО Сайты созданы во всех проверенных школах, но не во всех проверенных ДОУ Наиболее часто встречающееся нарушение – сайт есть, но отсутствует часть информации.
16
Замечания при проверках Время занятия в расписании не соответствует нормам, предусмотренным в уставе ( в расписании – 40 мин, в уставе – 45). Даты проведения занятий в расписании не соответствуют указанным в классных журналах. Нет расписания уроков, внеурочной деятельности, кружков ( реализуемых и в рамках ОП и вне рамок ОП ). В расписании не указано место ведения деятельности. Не разработан годовой календарный график ( или не утвержден органом м / самоуправления ) Удаление обучающихся с уроков. Опоздание педагогов на уроки. В 1 классе задаются ДЗ, уставом и ЛА предусмотрены ДЗ со 2 класса.
17
Замечания при проверках ОУ не определен список учебников. Нет библиотеки ( библиотека не функционирует ). В библиотеке нет выхода в Интернет. Отсутствуют справочно — периодические издания, наличие которых предусмотрено ФГОС. Отсутствуют учебники по отдельным предметам ( что не позволяет использовать их на уроках или при организации инд обучения ). Не хватает учебников для выполнения учащимися ДЗ
18
Замечания при проверках Не регламентировано проведение мониторинга качества образования. Мониторинг качества образования не проводится.
В школе полно проблем, которые пытаются решать не только министры, но и учителя, и родители, и дети. Наш блогер Алексей Калачёв делится своими наблюдениями и предлагает способы, как сделать школу современнее и комфортнее.
Нередко реальную жизнь противопоставляют школе/университету. Мол, там всё по-другому. Чтобы уменьшить этот разрыв, сначала нужно понять, что отделяет образование, прежде всего школьное, от той самой жизни. Итак, поехали.
Не даёт необходимую социализацию
В современном обществе необходимые навыки отличаются от тех, которые закладывали более ста лет назад, именно тогда и сформировались базовые подходы к школьному образованию.
Школьников не учат обеспечивать свою безопасность (начиная от подворотни/школьного туалета и до интернета), решать психологические проблемы, строить отношения с другими людьми, выходить из конфликтных ситуаций. Не учат противостоять мошенникам и манипуляторам.
Не учат искать работу, строить карьеру, общаться с коллегами и руководителями. Не дисциплина/послушание же основа такого общения?! Не учат платить коммуналку и заполнять всевозможные формы, работать с документами и договорами (будь то трудовой контракт или договор о покупке жилья — отсюда масса потерь).
Не учат готовить себе еду и поддерживать своё здоровье, решать семейные конфликты и воспитывать детей. Дети — самый долгий, трудозатратный и нервозатратный, а главное — самый рискованный «проект». Сегодняшние дети-ученики, которые завтра могут стать родителями, даже не понимают, «зачем им это».
Их не учат быть счастливыми. Кстати, апелляция к традициям: «так всегда было» для детей не аргумент ни разу. Список навыков и умений «из жизни», которым никто и нигде не учат, кроме как в «хороших семьях», бесконечен, а социализация, между прочим, изначально основная функция школы.
Отбивает желание учиться
Мотивацию и естественный интерес школа отбивает прежде всего своими казарменно-принудительными методами. Эта система, увы, не может конкурировать по комфортности с ютьюбом, тренингами и даже дворовым воспитанием «по понятиям».
«Почему я должен идти одним темпом со всеми? Почему я должен изучать и делать то, что мне не интересно, вместо того, что интересно?» — логичные же вопросы!
В современном мире понятие «должен» уже не работает, у нового поколения оно вызывает только желание послать предъявителя требований заняться своими делами.
Снижает качество обучения
Качество обучения снижается благодаря устаревшим методикам позапрошлого века. Сидеть, слушать, читать, пересказывать-рассказывать, писать-решать в тетрадке — и всё это в XXI веке (точно так же было и в XIX веке — примерно 150 лет назад). Не чувствуете неувязочку?
Зачем учить параграфы, если за секунды можно найти ответ почти на любой вопрос в интернете? Почему нужно слушать монотонный пересказ устаревшего учебника, если в YouTube или на TED-Ed можно посмотреть видео, а на Coursera и в открытых университетах — пройти курс онлайн-обучения от лучших специалистов в мире? Есть вопросы, но нет ответов.
Выразительная инфографика, видео, подкасты, тесты и ответы на них, любые книги и аналитика, игры — всё есть в интернете, который многие учителя считают исчадьем ада. Да хорошая онлайн-игра — от стрелялки до стратегии — даст больше полезных в реальной жизни навыков, чем половина учебников, вместе взятых! Школьники знают об этом лучше нас с вами.
Не даёт никакой профессии
Одиннадцать лет упорной работы, а у тебя нет никакой профессии! Ты как бы ничего не умеешь ещё. «Какой в этом смысл?» — думает «нерадивый подросток» и потихоньку начинает делать сайт или видеоролики, приторговывать, где-то подрабатывать или просто играть в компьютерные игры. Возможно, правильно делает! Например, в последнем варианте у него есть шанс стать профессиональным геймером с зарплатой в десятки тысяч долларов.
Более того, подавляющее большинство знаний никогда не потребуется выпускникам школы, если, конечно, они не будут взахлёб разгадывать кроссворды или играть в шоу «Кто хочет стать миллионером?».
Есть старый анекдот: когда выпускник вуза приходит на работу, то первое, что он слышит, — это «Забудь всё, чему тебя учили». У школьного образования та же беда, хотя и в меньшей степени. Довольно низкий КПД отечественной школы делает её устаревшим инструментом образования. Общество благодаря такой школе сползает в прошлое, без технического развития.
Закладывает ненормальные отношения
В современной школе ученик должен беспрекословно выполнять команды учителя: дисциплина важнее всего. Понять учителя можно, но отношение к ученику как к «подчинённому» деформирует детскую психику (именно поэтому подростки нередко сопротивляются, хотя тут причин много больше).
Увы, но диалог на равных ведут единицы учителей. Школа как система учит иерархической модели отношений, построенной на принуждении. Считается недопустимым сама мысль, что учительница может быть «не права» и ей нельзя позволять, например, орать на весь класс в целом и отдельного ребёнка в частности.
Какая школа — такое и общество, но большинство взрослых не хотят жить с постоянным принуждением и в жёсткой иерархической системе.
Что в итоге и что делать
Одиннадцать лет непонятно зачем делать ненужную «учебную работу»? В этом смысле детский сад — к школе нужно уметь читать-писать-считать — на порядок полезнее школы. Что же делать?
В самой школе не всё так трагично. Поэтому стоит научить детей выбирать полезное в школе и компенсировать недостающее, тем более что скоро лето — есть возможность.
Родителям нужно самим учить тому, чего нет в школе, и деликатно подсказывать. Вести диалог на равных, обосновывать ограничения. Аккуратно предлагать свой выбор на ютьюбе, в телеграме и других каналах. Давать возможность и время на самостоятельное изучение того, что интересно. Создавать необходимость вести домашние дела. Поощрять. Вселять уверенность в своих силах.
Помнить, что «пряник», а точнее интерес и поощрение, намного эффективнее принуждения и запретов
В основе этого лежит уважение, в том числе и к выбору ребёнка. Хотя этот выбор порой бывает неверным и опасным, но иногда и более перспективным и нужным ребёнку/подростку, чем ваш, уважаемые родители. Здесь сердце и здравый смысл подскажут, когда нужно быть помягче, а когда твёрдо стоять на своём. Воспитание — это как пройти по лезвию, дело тонкое.
Удачи нам всем!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (miniwide)
Пока родители школьников с волнением подсчитывают расходы на канцтовары и школьную форму к новому учебному году, учителя с не меньшим волнением ожидают вступления в силу новых образовательных стандартов. Российская система образования претерпевает большие изменения, которые коснутся как непосредственно самих школьных предметов, так и организации учебного процесса. Означает ли это, что качество образования станет выше? Появятся ли в расписании новые уроки и дополнительная учебная нагрузка? В нашем материале мы собрали всю актуальную информацию о том, какие изменения в школах произойдут с 1 сентября 2022 года. Все нововведения, касающиеся учебных программ и внеурочной деятельности
Несомненно, образовательные и воспитательные стратегии должны идти в ногу со временем и регулярно пересматриваться. Именно поэтому российскую систему образования, в частности, школьного, ждут масштабные преобразования, часть из которых запланирована на начало этого учебного года. Как это будет влиять на качество обучения — покажет время, однако уже сейчас можно представить, каким образом изменится образовательный процесс уже совсем скоро. Новые ФГОСГлавные изменения в образовании в 2022 году связаны, конечно же, с внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). По обновлённым учебным программам начнут заниматься учащиеся первых и пятых классов, однако с согласия родителей учащихся можно внести изменения в учебный план и других параллелей. Основной акцент в новых образовательных стандартах сделан на получении учащимися практических навыков и индивидуальный подход к каждому ребёнку; при этом важны не только академические успехи, но и эстетическое, личностное развитие и патриотическое воспитание. Родители могут выдохнуть с облегчением: многочисленные изменения не грозят детям дополнительной нагрузкой; большую часть инициатив планируется реализовать в рамках таких учебных дисциплин, как математика, окружающий мир, технология, история и ОБЖ. Подробнее о новых ФГОС — в нашем материале Патриотизм и «новая» история РФ: как изменятся стандарты образования в школах?Изучаем историю с первого класса
В соответствии с новыми образовательными стандартами историческому просвещению в школе будет отводиться особая роль; именно поэтому Министр просвещения России Сергей Кравцов предложил с нового учебного года начинать изучение истории своей семьи, региона и страны уже в первом классе. Реализовать эту инициативу планируется в рамках учебных предметов «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики», а уроки истории появятся в расписании учащихся только с пятого класса, как и раньше. Кроме того, в рамках внеклассной деятельности первоклассники будут посещать музеи и различные выставки, посвящённые историческим событиям. «Разговоры о важном»
Уже 5 сентября во всех школах страны пройдёт первый «Разговор о важном» — новый формат еженедельного классного часа, на котором ученики смогут обсудить с классным руководителем такие темы, как гражданское воспитание, охрана окружающей среды, историческое просвещение, нравственность и многие другие. Несмотря на то, что темы занятий прописаны в методических указаниях, школьники смогут в неформальной обстановке задать учителю любые вопросы, которые их волнуют: например, обсудить события, происходящие в их городе, России и мире. Перед педагогами стоит непростая задача: простым и понятным языком объяснить сложные исторические процессы и донести до ребят правду о происходящих событиях. Программа этого масштабного проекта, реализуемого Министерством Просвещения РФ, уже разработана для всех классов, а учителя проходят интенсивную подготовку к проведению серии из 34 уроков на протяжении всего учебного года. Целью проведения этих занятий является формирование у школьников таких ключевых ценностей, как патриотизм, любовь к Родине и стремление к межнациональному единству. Курс «Россия — моя история»
Учеников десятых и одиннадцатых классов с 1 сентября ждёт ещё одно нововведение: в учебном курсе «Россия в мире» появится новый блок под названием «Россия — моя история». Министр просвещения анонсировал введение этого курса в июне, объяснив это необходимостью сформировать у учащихся «целостное представление о тех или иных явлениях нашей истории». Сейчас школьники изучают новейшую историю России в девятом классе, поэтому новый курс рассчитан на то, чтобы взглянуть на уже известные исторические события под новым углом: в контексте их влияния на развитие нашей страны. Дополнительных уроков истории у старшеклассников при этом не будет: учебный блок будет включён в существующую программу курса по истории, и учебная нагрузка по этому предмету останется прежней. Киноуроки в школеИсторическое просвещение в школах — одно из основных направлений воспитательной работы с учениками. С нового учебного года планируется проводить киноуроки на исторические темы; правда, методические материалы и список фильмов к просмотру пока не были опубликованы. Исполнение гимна и поднятие флага
Именно с этой церемонии будет начинаться каждая учебная неделя во всех российских школах. Инициативу поддержал Президент России, а в некоторых регионах церемонию начали проводить уже в апреле–мае 2022 года. Отнестись к мероприятию придётся серьёзно: для этого утверждён специальный стандарт, как сообщает газета «Известия». Школам, которые пока не готовы проводить церемонию в соответствии с утверждённым порядком, рекомендуется отложить начало этой практики до того момента, как они будут оснащены необходимой государственной символикой и флагштоками. «Продлёнка» как часть образовательного процесса
С этого года группам продлённого дня в школах будет уделяться особое внимание, ведь спрос на них достаточно высокий, а организованы подобные группы пока что только в трети российских школ. Теперь в отношении ГПД будут действовать единые правила, закреплённые законодательством, а решение об их открытии будут принимать руководители школ совместно с советом родителей. Цель инициативы — привести организацию работы «продлёнки» к единому стандарту во всех регионах, а также добиться снижения родительской платы за счёт дополнительного финансирования из регионального бюджета. Сейчас средняя стоимость продлёнки в российских школах составляет от 2 000 до 8 000 рублей — для многих семей, особенно с двумя и более детьми школьного возраста, это неподъёмная плата. Кроме того, мест для всех желающих не хватает. Что касается организации работы с детьми в группах продлённого дня, пока она оставляет желать лучшего: нет единой программы занятий; не всегда организовано питание детей; группы зачастую многочисленные, поэтому учитель не может уследить за порядком и помочь каждому ученику с выполнением домашнего задания. В соответствии с приказом, подписанным Президентом России в июле, в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены поправки, согласно которым в группах продлённого дня отныне будет проводиться воспитательная работа, подготовка к занятиям, спортивные и культурные мероприятия, кружки и секции. Поэтому дети будут не только находиться под присмотром педагога, но и получать всестороннее развитие, на что у работающих родителей, к сожалению, не всегда хватает времени. ВПР перенесены на осень
Ещё в марте этого года стало известно, что Всероссийские проверочные работы, которые ученики обычно пишут весной, перенесли на новый учебный год. Решение, опубликованное на сайте Рособрнадзора, было принято с целью профилактики развития коронавирусной инфекции. График проведения работ будет опубликован не позднее 5 сентября, однако уже сейчас известно, что все проверочные работы пройдут в период с 19 сентября по 24 октября этого года. Некоторые изменения коснулись и процедуры проведения ВПР: например, в этом году учащиеся 5–8 классов впервые смогут выполнить работы по истории, биологии, обществознанию и географии в компьютерной форме, а семиклассники будут сдавать на компьютерах ещё и иностранные языки. Помимо этого, сократилось время написания большинства работ для учеников 4–8 классов до 45 минут (кроме работ по русскому языку, математике и химии). Изъятие мобильных телефонов на время уроков
Ещё в январе прошлого года вступили в силу новые СанПиН, запрещающие использовать мобильные телефоны для учёбы. Это связано с тем, что у телефонов слишком маленький экран, и постоянное использование их во время занятий (например, для того, чтобы заниматься по электронным учебным пособиям) повлечёт за собой нарушения зрения и осанки. В санитарных правилах также указано, что минимальный размер диагонали планшета, пригодного для занятий, составляет 26,6 см, а диагональ экрана ноутбука должна быть не менее 39,6 см. Ни один смартфон, увы, таким экраном «похвастаться» не может. Мобильные телефоны во время уроков теперь официально под запретом. В новом учебном году Минпросвещения решило пойти ещё дальше и подготовило рекомендации для школ об изъятии мобильных телефонов учащихся перед началом занятий. По сообщению интернет-издания «Газета. ru», школы сами решат, как воспользоваться этими рекомендациями: забирать телефоны при входе в школу или в классе. Также учителя могут при необходимости разрешить ученикам воспользоваться смартфонами, если это потребуется в рамках учебного процесса или для связи с родными во время перемен. Вместо мобильных телефонов на детей можно надевать GPS-часы. Особенно гаджет актуален для младших школьников. С умными часами вы всегда будете на связи со своим ребёнком, а также сможете посмотреть, где он находится, и послушать, что происходит вокруг него. Несмотря на то, что некоторые нововведения в системе школьного образования вызывают вопросы у родителей и учащихся, основные цели этих преобразований вполне ясны. На школу возлагается ответственная задача по воспитанию всесторонне развитых личностей, обладающих аналитическим мышлением и способностями к самообразованию, правильными нравственными установками и, что немаловажно, практическими умениями и желанием применять эти умения в определённой сфере трудовой деятельности. Для достижения столь масштабных целей вполне закономерно принятие обновлённых образовательных стандартов, которые ставят перед учителями и учащимися конкретные задачи и требования. Остаётся лишь ждать, когда столь масштабные инициативы будут реализованы на должном уровне и принесут свои плоды. Источник фото обложки: MARIYA-Y/Shutterstock. com
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!Проверьте электронный ящик
Проблемы внедрения обновленных ФГОС
«Актуальные проблемы внедрения
обновленных ФГОС»
Мы с вами находимся в начале непростого, но очень важного пути. Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано. ВАРИАТИВНОСТЬ
Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Более точно обозначены предметные результаты. Каждый родитель сможет проконтролировать, что его ребенок должен знать на данном этапе изучения предмета.
Краткие выводы
Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни. Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование. Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка. Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.
Модель реализации ФГОС проходит по нескольким направлениям и сегодня, подводя первые итоги введения ФГОС нового поколения,
хотелось бы остановиться на возникших проблемах:
организационные мероприятия;
создание нормативного обеспечения реализации ФГОС
организационно-информационного и методического сопровождения реализации ФГОС
Повышение квалификации педагогов в вопросах реализации стандарта
создание финансового обеспечения реализации ФГОС
создание материально-технического обеспечения реализации ФГОС
Итак, обновленные ФГОС требуют:
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ;
МОДУЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ;
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ;
НОВОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА;
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – КАЧЕСТВО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ
Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:
Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями. Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных. Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи). Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее). Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами. Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ. НОВЫЕ ФГОС ОПРЕДЕЛЯЮТ ЧЁТКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ПО КАЖДОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ.
Безусловно, новые ФГОС – это шаг вперед. Школьные программы должны давать максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни, новые стандарты позволяют обновить содержание программ и в части гуманитарных направлений, и в части предметов научно-технического цикла, расширить знания школьников о здоровом образе жизни, экологии, задействовать интерактивные программы, формирующие патриотическое воспитание. Проблемы с которыми столкнулись учителя английского языка при внедрении программы:
1)отсутствие у некоторых участников образовательного процесса приоритета высших ценностей, позиционируемых в ФГОС второго поколения в качестве ключевых результатов обучения и воспитания, таких, как труд, здоровье ;
2) слабая включённость родителей в управление образовательным процессом;
3) недостаточное овладение формами взаимодействия и проектной деятельностью, навыками коллективного планирования;
4) слабая оснащенность классов школы современными техническими средствами;
5) низкая мотивация учеников к изучению предмета
Проблемы школьного образования в России
Нынешнее школьное образование сильно отличается от советского. Хорошо это или плохо? Мы выделили несколько проблем современного школьного образования и предлагаем вам с ними ознакомиться.
А что вы думаете по поводу школьной системы образования в России, которая действует сейчас?
Система образования – одна из основ любого государства. То, что ждет нас в будущем полностью зависит от того, как подготовят к этому будущему современных детей. Если в детских садах детям дают основы, учат читать и писать, то в школах дети получают огромный уровень знаний, начинают более полно взаимодействовать с окружающими, учатся жизни. Именно посредством школы ребенок подготавливается к последующей жизни в обществе. От этого зависит их будущее, поэтому, казалось бы, школьному образованию необходимо уделить должное внимание, а государство должно обеспечить качество и доступность этого образования и свести существующие проблемы к минимуму. Тем не менее, в действующей системе школьного образования можно выделить ряд существенных проблем, первая из которых – коррупция.
В школах коррупция проявляется не так остро, как в тех же самых ВУЗах, но она никуда не девается. Кто не вспомнит родительские собрания, на которых просят собрать деньги? Никого не удивишь тем, что в какой-то школе произошло хищение средств из бюджета, а у директора появилась новая машина. Или же родители сделали подарок руководству на окончание учебного года?
От коррупции мы плавно переходим к следующей проблеме, а именно – недостаток финансирования. Пожалуй, это одна из самых важных проблем современного школьного образования, и именно из нее проистекает ряд последующих проблем.
Первой из таких проблем можно назвать страдание качества образования в разных регионах страны. Уровень образованности школьников в крупных городах намного выше, чем в сельских школах. Что говорить, в селах дети могут даже не всегда попасть в школу – всему виной плохая погода и плохие дороги. Нередко сельские школы – это простые деревянные постройки, которые сильно подвержены погодным изменениям. А уж хороших учителей в сельской школе можно пересчитать по пальцам, кому захочется туда ехать?
Еще одна из острых проблем — недостаток молодых учителей. Довольно большая часть педагогов в школе предпенсионного или пенсионного возраста. Конечно, постепенно число молодых учителей увеличивается, сейчас их куда больше, чем было 10 или 15 лет назад, но все-таки подавляющее большинство педагогов – учителя еще советских времен.
Такая тенденция не может не сказаться на уровне подготовки российских учителей. Может ли человек, изучавший иностранный язык 40 лет назад и с тех пор не имевший даже практики обучить детей? Сейчас так уже не делается, а вот это – не используется, правильно по-другому, скажут выпускники ВУЗов и будут правы. К сожалению, в большинстве своем педагоги даже не рассматривают возможность того, что могут ошибаться, не хотят учиться чему-то новому.
Нельзя обойти стороной такую проблему, как непрестижность и непопулярность учительской профессии. В советские времена учителей уважали и боялись, быть учителем было престижно. В современной России профессия учителя совсем непопулярна. Всему виной – маленькие зарплаты, а также сложившиеся отношения с учениками и родителями. Даже за обычный выговор ученику за невыполненное домашнее задание учителя могут вызвать к директору.
Мы рассмотрели проблемы, связанные с финансированием и кадрами, но в современной школе также есть и проблемы с самой программой обучения. Одна из основных проблем заключается в том, что ученикам не дают то, что им может пригодиться в реальной жизни. В школах дети не получат информации о том, как подать иск в суд или на что опираться при выборе работы. Учителя дают очень много теории, а практики в школах почти нет.
Вторая проблема — это то, что теперь в школах учат не ради того, чтобы дать ученику знания, а ради того, чтобы он успешно сдал все тесты. Основная ценность образования теряется, ведь показатель, полученный на тестировании важнее того, чтобы ученик получил необходимую базу знаний и навыков.
Третьей и, пожалуй, последней проблемой можно назвать то, что наши образовательные программы слишком унифицированы. У школьников в разных регионах или у школьников с ОВЗ должны быть свои программы, учитывающие их особенности.
Результатом всех этих проблем стало то, что уровень образования в стране сильно уменьшился. К счастью, в России предпринимается ряд мер, направленных на повышение уровня и качества образования. Не стоит забывать о законе об образовании, принятом в 2012 году, или о президентской инициативе «Наша новая школа».
Как вы думаете, в ближайшем будущем можно будет наблюдать существенные улучшения в школьном образовании или нет?
Спасибо за внимание и хорошего дня!
Если для Вас актуальны курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации для руководителей и педагогов образовательных организаций — пройдите по ссылке
Читайте наши статьи, посвященные школьной тематике
Российская школа — нервные дети
Почему в российских школах спокойно учиться невозможно, с какими психологическими трудностями сталивается ребёнок на пути к знаниям и чем эмоциональная атмосфера в отечественных школах отличается от чешской? Что нужно сделать, чтобы учиться и учить стало проще? Рассказывает кандидат педагогических наук, живущий в Чехии.
Школа как заповедник инфантилизма
«А на каком листочке писать, на двойном?», «Я ручку забыл», «Мне не сказали». Всё это хорошо знакомо каждому учителю. Но проблема не только в детской несамостоятельности, которая преодолевается со временем, но и в детских представлениях взрослых людей. Кто-то ностальгирует по советскому детству и от этого не видит очевидного, кто-то считает, что все ему должны, а кто-то прячется от настоящих проблем.
Детские качели и другой важный контекст
Какие проблемы и вызовы стоят перед начинающими специалистами, уезжающими работать в другие города? Что такое современный подход к образованию в контексте отношений центра и периферии? Каково «учителю из столицы» нести свет и знание, когда аудитория не расположена слушать? Молодые преподаватели, которые покинули большие города, чтобы преподавать в сельских школах, рассказывают о своей работе.
Школа не научит рыбок залезать на деревья
Почему в школах ученики получают бумажки, которые показывают что угодно, но не реальный уровень их знаний? Как быть с тем, что школьный мир вообще сильно отличается от реального? Почему в школьную программу не попадают многие вещи, которые заслуживают обсуждения? И другие проблемы школьного образования.
Школа как тухлое место
Ещё одно высказывание о том, почему всё, связанное со школой, автоматически вызывает скуку и чувство разочарования — и у детей, и у взрослых. Почему-то даже в качестве площадок для актуальных образовательных мероприятий чаще стремятся выбрать более модные пространства, ведь в школе всё дышит застарелой тоской. В школу ходят разве что на выборы — и это, наверное, тоже не просто так.
Учить нельзя гуглить
В начале XXI века образовательная система дрогнула перед новой угрозой, скрывающейся в смартфоне каждого ученика. «Окей, Google» — и все ответы как на ладони, а значит, и учителя, вроде бы, больше не нужны. Статья о новой функции учителя, особенностях мышления «цифрового поколения» и о том, как свободный доступ к информации меняет образование.
В современном мире нужно быть «продюсером» своего образования
Перестраиваться и быстро реагировать на изменения пока что трудно, но очевидно, что назрела необходимость нового подхода к системе. Директор Московского международного салона образования рассказывает о том, как выстроить своё обучение, и о новых путях развития и педагогического творчества для всех, кто учит подрастающее поколение.
Быть можно дельным человеком и не знать, куда впадает Волга
Чтобы уроки стали осмысленными, а школьное образование — полезным, сегодняшнему учителю недостаточно просто пересказывать учебник. Нужно обосновывать разные точки зрения и критически относиться к информации, передавая то же умение ученикам. Ректор московского педагогического университета и бывший заместитель министра образования — о том, каких учителей нужно воспитывать современным педагогическим вузам, и о знаниях, которые школьнику необходимы (или нет).
На уроках ОБЖ нужно изучать киберугрозы, а не противогазы
Сведения о газах, бинтах и сапёрных лопатках — штука хорошая, однако современный мир таит угрозы, которые 10-20 лет назад мы просто не могли представить. Поэтому имеет смысл рассказывать ученикам, что такое кибербезопасность, как нужно вести себя в сети, чтобы не стать жертвой преступления, и как правильно защищать свои цифровые устройства.
«Мы верим в то, что педагогика — дело творческое и прикладное»
Ещё немного о том, какие вопросы ставит перед педагогическими работниками школа, и как их решают энтузиасты. По словам организатора проекта «Учитель для России», успешным педагогическим специалистам пригодятся занятия по актёрскому мастерству, умение медитировать, взятые из бинес-образования навыки и способность пробиваться сквозь нечеловеческие формулировки ФГОС.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Формализация школьных знаний
Международные мониторинги показывают: сущность проблемы образования в том, что наша школа сильна в формальных знаниях, но совершенно не сильна в практических. То есть наполнение школьной программы формально находится на высоком уровне, но школьники часто не умеют интегрировать знания из разных областей (особенно ярко это видно на примерах PISA). Они запоминают пройденную программу, но не могут извлечь из этого реальные возможности в будущем, детям сложно дается метапредметность и комбинаторика знаний из разных отраслей относительно нетривиальных задач.
В этом смысле справедлив упрек системе ОГЭ и ЕГЭ, которая готовит ребенка к прохождению тестов, то есть настраивает его на решение конкретных задач конкретного формата (особенно, если ребенок и школа не ставят для себя задачу «результат выше базы»). Здесь надо уточнить, что «злом» являются не сами экзамены (подобные системы есть и в других странах), а то, как часто бывает организована подготовка к экзаменам, где два последних года обучения программно «подминаются» под перспективу сдачи ЕГЭ.
Школы находятся в сильной зависимости от результатов, которые они покажут в ходе проверок и аттестации, поэтому многие педагоги сознательно уделяют больше внимания не содержательному преподаванию, а подготовке детей к успешному тестированию и аттестации. Эта проблема видна уже с последнего класса начальной школы, где функцию «контроля, проверки и оценки» выполняют ВПР, призванные лишь показывать проблемы в качестве образования.
В прошлом году это активно проявилось и в медийном поле: Министерство просвещения заявляло, что снижает количество контрольных в школе, а также в очередной раз призывало помнить об истинной цели ВПР, не подменяя сути зубрежкой и натаскиванием на типовые тесты, миллионы которых размещены в интернете. Однако эта попытка немного улучшить ситуацию пока не очень успешна, потому что школа формально отчитывается, что контрольных и тестов стало меньше, но в реальности продолжает их проводить.
Есть и старые боли: в школьных пособиях до сих пор есть задачи про Машу, которая покупает банку варенья за три копейки
Отдельный вопрос — содержание учебников. Есть и старые боли: в школьных пособиях до сих пор есть задачи про Машу, которая покупает банку варенья за три копейки; испокон веку дети пишут диктанты со словами вроде «облучок». Большинство педагогов объясняют эту проблему низким качеством работы коллективов авторов и методистов, которые составляют учебники. Кроме того, очевиден вектор на выхолащивание содержания. Например, от первоначального учебника чтения Ефросининой для начальной школы мы сейчас видим жалкое подобие: популярные произведения, включая те же отрывки из «Гарри Поттера», исчезли, но зато есть масса патриотических стихов. Естественно, интерес современного ребенка к этому учебнику снижен. Отдельно можно оценить иллюстративные ряды, сопровождающие содержание.
Можно ли решить эту проблему? Мы всегда помним, что есть учебник, есть дети и есть педагог. Да, учителей принуждают ходить по струнке, но внутренне свободный педагог всегда найдет способ сделать свой предмет таким, что дети с удовольствием будут заниматься им (вне зависимости от того, какое пособие лежит на парте). Как и всегда, мы видим, что успехи каждого класса зависят от педагогов, их силы воли и внутренней свободы. У учителей до сих пор осталось право на выбор из списка рекомендованных учебников линейки ФГОС, они до сих пор могут рекомендовать пособия не из линейки ФГОС как дополнительные (разумеется, без требования «обязательно приобрести» и без права проводить аттестации по дополнительным пособиям). Но это не массовая практика, у многих учителей нет ресурсов, возможностей, даже достаточной подготовки, чтобы работать в подобной развернутой схеме.
Психологическое состояние учителей и школьников
Если продолжать тему выгорания и проблемы внутренней мотивации школьных учителей, ее сущность во многом связана с их социальным статусом. В нашей стране есть определенная сакрализация профессии учителя: школа — храм, а учитель — служитель храма. Он как будто не имеет права позволить себе ничего лишнего в жизни, обязан принять аскезу и жить согласно ей. Мы знаем, что будет, если учительница станцует танец живота, пойдет в бар или сфотографируется в купальнике. Есть ли еще хоть одна профессия, которая запрещает светскому человеку отдохнуть на пляже и выложить фотографию в купальнике в соцсеть?
В условиях постоянного давления возникает не только выгорание, но и срывы. Мы видим кучу новостей, как учителя орут на детей, но нельзя говорить, что педагог, который накричал, — априори плохой. Каждый такой случай нужно разбирать отдельно, а не записывать всех учителей в негодные кадры. Вполне возможно, что мы имеем дело с человеком, который по всем вышеуказанным причинам прошел точку невозврата. На словах в школах существует система психологической поддержки, по факту же она, к сожалению, если и есть, то часто не работает ни в какой степени в пользу педагогов. Да и не всегда в пользу детей, потому что часто уровень подготовки и качества работы школьных психологов также очень низкий, далеко не все здесь – энтузиасты профессии.
Часто мы говорим об одном специалисте на огромный комплекс зданий, часто это человек, который никак не был готов работать с детским коллективом в современных условиях, то есть разрешать сложные нетиповые ситуации. Мы видим примеры, когда школьные психологи не в состоянии вовремя определить и начать работу с ситуацией буллинга, не понимают технологии и каналы кибербуллинга (а с ним дети впервые сталкиваются сейчас уже в начальной школе) — у них нет инструментов для решения подобных ситуаций, которые приобретают космические масштабы.
Несмотря на то, что проблема кажется нерешаемой, есть масса энтузиастов (частных лиц, фондов, других организаций), которые работают в этой сфере. Например, у БФ «Журавлик» уже несколько лет идет проект социальной профилактики буллинга. Проект «Травли нет» подготовил большую антибуллинговую программу как для родителей, так и для учителей, поддержанную видеокурсами, сделанными совместно со Сбербанком. Предпринимает со своей стороны усилия и Министерство просвещения РФ — это и планы по переподготовке педагогов-психологов, и специальные программы по профилактическим действиям. Но при этом, например, у нас нет качественных измерений показателя комфортности социального климата российских школ.
Но если мы говорим о том же буллинге, суть не только в школе — его допустимость формируют и сами родители. Здесь возникает отдельный вопрос: что делать с людьми, которые считают агрессию здоровой формой существования в обществе.
Российское учительство стареет. Возникает серьезный поколенческий разрыв, который влияет на отношения учеников и учителей
Поколение учителей часто не успевает за поколением детей. Казалось бы, что это нормальная история, но здесь скрывается еще одна проблема: российское учительство стареет. Возникает серьезный поколенческий разрыв, который, естественно, влияет на отношения учеников и учителей. Опять же, здесь сложно говорить о глобальном тренде (тем более, что его никто не анализировал), но мы видим конкретные примеры, когда учителя, работающие с младшими детьми, начинают все неуспехи оправдывать тем, что дети сейчас приходят в школы очень слабо подготовленные, слабо читающие, «они не умеют концентрироваться и сосредотачиваться, так как испорчены компьютерными играм». Окей. И что вы предлагаете? Готовить детей к школе? Не давать им телефоны? Такого не будет. Значит, нужно учиться работать с этими детьми (если мы предположим существование такой проблемы в реальности).
Взаимоотношение школы и родителей
Хорошо, что у нас все больше осознанных родителей, которые заботятся как о психологическом комфорте детей, так и о качестве образования, искренне интересуются тем, как ребенок чувствует себя в школе и что он там получает, которые видят в школе не только «подготовку к ЕГЭ» и готовы к здоровой коллаборации со школой, а не только к равнодушию и протестам. Но они сталкиваются еще с одной проблемой: у нас нет устоявшейся системы взаимоотношений родителей и школы. Школа — невероятно закрытая структура, которая ничего не рассказывает о себе.
Возможно, именно с закрытостью школ связано давление, которое оказывают на нее родители, превращаясь иногда в сильный репрессивный орган. С одной стороны, это хорошо, что нынешние родители научились бороться за права своих детей, а не стоять молча в стороне и наблюдать, как твоего ребенка, например, физически и психологически унижают или занижают ему оценки. С другой стороны, родители стали вмешиваться абсолютно во все, что происходит в школе, вплоть до оспаривания педагогических технологий.
Например, мы разбирали кейс давления на педагога по английскому языку: родители считали, что он учит детей «неправильному английскому», и несколько человек объединились в группу, требуя замены учителя, пустив в ход все ресурсы, включая письма в департамент. Все проверки показали, что учитель прекрасный, дети довольны, а родители просто решили, что лучше знают, как и по каким учебникам учить.
Это обоюдоострая проблема: родитель перестал доверять школе, потому что она часто показывает себя не с лучшей стороны. И опыт решения проблем образования показывает, что хорошими становятся в том числе те школы, которые открыты родителям. Такое часто происходит в частных школах, но есть примеры и общеобразовательных бесплатных школ, которые способны на диалог.
Мы, конечно, называем все происходящее «системой» образования, но важно, чтобы она перестала быть такой жесткой системой. Важна свобода творчества учителя, и это нужно понимать и родителям, и руководству, потому что образование — это в том числе и умение смотреть на мир не только с формальных позиций.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора