Как цифровизация российских регионов способствует «умнению» городов?

Мероприятия национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» реализовываются на территории субъектов Российской Федерации в рамках соответствующих соглашений, заключенных между руководителями федеральных проектов и руководителями региональных проектов.

В 2020 году было заключено 424 соглашения о реализации региональных проектов (по 85 соглашений по каждому из федеральных проектов: Информационная инфраструктура, Информационная безопасность, Кадры для цифровой экономики (исключение – г. Москва), Цифровые технологии, Цифровое государственное управление).

Минцифры России осуществляет координацию руководителей цифровой трансформации субъектов Российской Федерации и руководителей цифровой трансформации региональных органов исполнительной власти в рамках достижения национальной цели «Цифровая трансформация», определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Нет отдельно цифровой экономики, в ближайшее время вся экономика будет цифровая. Завтра тот бизнес, который не будет представлен в цифровой сфере, он просто перестанет существовать — Варламов Кирилл, Директор, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).

Последние несколько лет мы постоянно с вами наблюдаем проникновение цифровых технологий в нашу жизнь. Пользователи, общество, государство, бизнес сегодня имеют возможность коммуницировать с помощью этих технологий. Цифровая экономика является мощным драйвером офлайн-экономики — Плуготаренко Сергей, Директор, «Ассоциация электронных коммуникаций» (НП «РАЭК»).

Мне кажется самым важным направление, которое, может быть, звучит скучно и непонятно, то, что мы называем, цифровая среда доверия, вопросы идентификации и т.д., которые действительно способны изменить жизнь каждого из нас, жизнь компаний, т.е. по сути речь идет о том, чтобы полностью перевернуть картинку, и электронный документ имел приоритет над бумажным, а бумажный был вторичным — Дроздов Игорь, Председатель правления, Фонд «Сколково».

С 2010 года мы стараемся измерять аспекты, связанные с развитием высоких технологий, примерно в 2014 году к нам пришло осознание, что Интернет стал настолько большим, и неправильно измерять только его, нужно говорить о связанных и зависимых рынках — Плуготаренко Сергей, Директор, «Ассоциация электронных коммуникаций» (НП «РАЭК»).

Организация обучения управленцев цифровым технологиям

Самая главная история — это изменение отношения у руководителей, это программы обучения, в первую очередь, для топ-руководителей в регионах. Топ-команды в регионах, которые должны понимать, что это дает, какие возможности это открывает — Кириенко Сергей, Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

Очень важно учить людей. Мы сейчас вместе с коллегами из Министерства цифрового развития и Академии народного хозяйства делаем программу лидеров цифровой трансформации. Это очень серьезный эффект. Люди начинают по-другому думать. Надо этим заниматься — Шипов Савва, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Создание рейтинга цифрового развития регионов и обмен лучшими практиками

Мы вместе с экспертами, Минцифрой и Минэком пришли к пониманию того, что необходимо еще говорить о создании рейтинга [цифровизации — Ред.] регионов. Для чего этот рейтинг? Не для того, чтобы выявлять лучших и показывать худших. Этот рейтинг как раз для того, чтобы пропагандировать лучшие практики, которыми богаты наши регионы — Турчак Андрей, Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Очень полезно говорить о составлении рейтинга [цифровизации — Ред.]. Мы во Всемирном банке поддерживаем этот подход, потому что такого рода анализ помогает регионам сопоставлять свои показатели друг с другом. В итоге [это] формирует более благоприятный климат для внедрения цифровой экономики — Хорваи Андраш, Директор, постоянный представитель в Российской Федерации, Европе и Центральной Азии, Группа Всемирного банка.

Мы предлагаем создать ИТ-систему с применением искусственного интеллекта, которая будет собирать большие данные по очень широкому кругу источников, и в рамках этой большой работы можно будет анализировать все связи, создавать предиктивную аналитику и делать анализ в разрезе абсолютно разных аспектов цифровизации. Непосредственно качество рейтинга очень существенно улучшится — Никитченко Анна, Генеральный директор, Фонд «Цифровое развитие».

Нужны площадки для обмена успешными практиками, библиотеки решений, иначе рейтинг [цифровизации — Ред.] будет статичным с малозначащими изменениями через 5 лет. Государство выделяет немало денег для развития проектов, и опыт успешных практик, реализованных в регионе, может быть упакован и экспортирован в другие регионы — Немкин Антон, Президент, Фонд «Цифровая долина Сочи».

Координация процесса цифровизации в регионах на федеральном уровне

Министерство экономики, Министерство цифрового развития должны стать в определенном смысле архитекторами и в хорошем смысле диктаторами — теми, кто будет говорить: „Мы идем вот этой дорогой, не нужно придумывать 10 тысяч разных решений. Если вы богатые регионы, придумывайте 10 тысяч разных решений, это ваше право, ваши расходы. Но если вы, например, дотационные регионы, то вот решение, и мы идем по этому решению и делаем вот это, это и это“. Гораздо больше требуется прямых указаний относительно того, какие технологии, решения должны быть внедрены — Алиханов Антон, Губернатор Калининградской области.

Нам нужна централизованная государственная политика, которая позволила бы в самых дальних уголках обеспечить качественный доступ в Интернет, и чтобы была электронная медицинская карта, и чтобы дети могли получить современный электронный контент — Осеевский Михаил, Президент, председатель правления, ПАО «Ростелеком» .

Мы должны выровнять ситуацию [в регионах — Ред.], прежде всего с цифровыми услугами, потому что гражданин вне зависимости от того, где он живет, имеет право получать все цифровые сервисы. Поэтому мы дадим регионам уже в начале следующего года типовое облачное решение с преднастроенными типовыми услугами, которые позволят с минимальными затратами регионам, у которых реально нет такой возможности, кастомизировать, настраивать свои услуги, предоставлять их качественно как на нашем едином портале, так и на региональных ресурсах — Паршин Максим, Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Создание инфраструктуры для цифровизации

Первое — необходимо найти решение, чтобы были дешевые офисные площади, чтобы была инфраструктура, чтобы были дата-центры, чтобы молодые люди могли прийти и начать свой бизнес очень легко. Также Минэкономики вышло с инициативой создать виртуальное „Сколково“. Это идея, которая откроет огромный потенциал для роста и развития информационных компаний, цифрового бизнеса в регионах — Кузяев Андрей, Президент, председатель правления, член совета директоров, АО «ЭР-Телеком Холдинг».

Нужна базовая инфраструктура. Я уверен, что сотовая связь является той инфраструктурой, которая позволяет сделать цифровизацию хорошо. Если есть базовая инфраструктура на самых современных технологиях с хорошим покрытием — есть фундамент для того, чтобы все происходило дальше — Эмдин Сергей, Генеральный директор, Tele2.

Владимир Бахур

—>

Запуск федерального проекта «Цифровой регион» перенесен на осень с туманными перспективами

Утверждение федерального проекта «Цифровой регион» отложено на осень ввиду необходимости его доработки с учетом стратегий цифровизации различных регионов. В Правительстве пока нет единой позиции о будущем проекта, стоимость которого на период до 2024 г. оценивалась в 137 млрд руб. В Минцифры и вовсе предлагают от него отказаться.

Неясные перспективы

Правительство России приняло решение о переносе сроков рассмотрения федерального проекта «Цифровой регион» на III квартал 2021 г. Об этом рассказал «Коммерсант» со ссылкой на слова представителя вице-премьера Дмитрия Чернышенко.

Изменения в федеральный проект должны быть подготовлены 1 сентября. Как пояснил собеседник издания, проект будет значительно доработан и сфокусирован на стратегии цифровизации ключевых отраслей экономики и социальной сферы регионов.

В настоящее время цифровизация регионов проводится в рамках сразу нескольких проектов нацпрограммы «Цифровая экономика», в связи с чем необходимо исключить ряд дублирующих мероприятия из «Цифрового региона», пояснили в аппарате Чернышенко. В то же время в проект будут добавлены новые мероприятия, при этом изменения будут вноситься с учетом глубины «проникновения цифровых технологий в каждом субъекте».

В целом же дальнейшая судьба проекта по-прежнему остается неопределенной. Так, по данным источника «Коммерсанта» в правительстве, не исключено, что нынешняя версия «Цифрового региона» может оказаться «неприменимой» для властей регионов. В Минцифры, по данным издания, предлагают совсем отказаться от реализации проекта и уже отправили соответствующий отзыв в департамент информационных технологий Правительства. В Минцифры и «Ростелекоме», выступающем центром компетенций «Цифрового региона», никак не прокомментировали эту информацию.

По данным «Коммерсанта», сейчас потребности «Цифрового региона» оцениваются в 137,3 млрд руб. до 2024 г., включая бюджетные и внебюджетные источники. Ожидается, что окончательный бюджет проекта будет утвержден после его рассмотрения на президентском совете по стратегическому планированию.

Многочисленные итерации проекта

Федеральный проект «Цифровой регион» был подготовлен в еще 2019 г. по рекомендациям Совета по цифровой экономике при АНО «Цифровая экономика». Рабочую группу по проекту, как писал CNews в апреле 2020 г., возглавлял экс-вице-премьер, гендиректор «Почты России» Максим Акимов, в группу вошли более 40 российских экспертов в сфере развития цифровой экономики в субъектах России, в том числе представители ведущих компаний цифровой экономики, экспертного сообщества, региональных и федеральных органов исполнительной власти.

cr1.jpg

Изначально в планы реализации «Цифрового региона» были заложены три базовые цели: подготовка нормативной базы для внедрения цифровых технологий в регионах, обеспечение цифровизации ЖКХ и энергетики, привлечение граждан к процессам управления регионами через ИТ-платформы.

Как рассказывал CNews в июле 2020 г., предварительный вариант федерального проекта «Цифровой регион» предполагал общие затраты за период 2020-2024 гг. в размере 247,5 млрд руб. Из этой суммы федеральный бюджет должен был выделить 70,2 млрд руб., бюджеты регионов — 177 млрд руб.

Михаил Соловьев, МТС: В месяц мы реализуем 4-5 миграций из иностранных сервисов в облако МТС

Как цифровизация российских регионов способствует "умнению" городов?

Ранее утверждение проекта было запланировано на июль 2020 г., однако по просьбе Минцифры России его рассмотрение было перенесено на апрель 2021 г. с учетом доработки, в том числе, исключения источников финансирования средства региональных бюджетов.

Эксперты о проблемах «Цифрового региона»

По мнению исполнительного директора «Рексофт» Евгении Минаевой, единый федеральный проект в этой сфере невозможен ввиду специфики каждого региона, но можно и нужно «создать набор унифицированных модулей для единой федеральной платформы». По ее мнению, важным является формирование единых стандартов, с помощью которых можно интегрировать региональные ИТ-системы для обеспечения обмена данными между ведомствами. Такой подход, по ее мнению, обеспечил бы сбор прозрачной статистики на уровнях городов и страны в целом, которую далее можно применять для анализа и прогнозирования.

Председатель совета Торгово-промышленной палаты России по развитию цифровой экономики Николай Комлев заявил «Коммерсанту», что для проектов цифровизации регионов необходимо привлечение бизнеса и ИТ-компаний на местном и федеральном уровне. В ином случае, по его мнению, выделенные бюджеты могут «разойтись по ФГУПам и «карманным» институтам».

Бюджеты цифровизации регионов

По данным CNews Analytics, в 2020 г. власти были намерены потратить на цифровизацию и внедрение ИТ около 212 млрд руб., что на 31% больше, чем в 2019 г.

Сергей Пимков, Selectel: Какие IaaS-решения нужны бизнесу в 2022 году

Как цифровизация российских регионов способствует "умнению" городов?

Регионы которые больше всего заложили на это средств на 2020 г. на цифровизацию — это Москва, Санкт-Петербург и Московская область, Пермский и Краснодарский край. Если говорить о СКФО, то Дагестан в этом списке занимает в рейтинге 18 место, Ставропольский край 36 место, Северная Остерия 59 место, Чеченская республика 63 место, Кабардино-Балкарская республика 69 место, Ингушетия 74 место, а Карачаево-Черкессия 79 место.

В марте 2021 г. CNews рассказал о планах Минцифры потратить до 50 млн руб. на доработку и актуализации системы показателей Национального индекса развития цифровой экономики России – рейтинга технологического развития регионов, методика составления которого изначально была разработана министерством в 2019 г. в рамках реализации мероприятия федерального проекта «Цифровые технологии».

Мы живём в эпоху цифровых преобразований. Цифровые технологии вызывают кардинальные перемены в нашей жизни, учёбе, работе и досуге, позволяют по-новому думать, планировать и принимать решения, открывают новые возможности на всех уровнях государственного и общественного развития, но вместе с тем увеличивают риски и угрозы для существующих бизнес-моделей. Директивным органам приходится постоянно искать способы управления экономическими и социальными изменениями, вызванными цифровой трансформацией.

Для обеспечения успеха цифровой трансформации необходимо непрерывно и последовательно принимать меры по нескольким направлениям. Эти меры необходимы как на национальном, так и на региональном и муниципальном уровнях, а также и на отраслевом уровне.

В первую очередь, чтобы подготовиться к кардинальным изменениям, которые несут с собой нарождающиеся технологии, и раскрыть возможности для цифрового созидания, директивным органам в России и везде в мире следует укреплять нецифровые основы экономики, направляя внимание руководства на роль цифровой трансформации в достижении целей развития национальной экономики, обеспечивать гибкость при внесении изменений в законодательство, необходимых для адаптации к быстро меняющимся требованиям развития цифровой экономики, и расширять права и возможности экосистемы, включающей органы государственной власти, учреждения и организации, ответственные за стимулирование цифровой трансформации и сглаживание подрывных эффектов нарождающихся технологий.

Важное значение также имеет эффективное управление проектами. Необходимо разработать и реализовать подробные «дорожные карты» в соответствии с ключевыми стратегическими целями и провести приоритизацию портфелей проектов, с тем чтобы выявить области, где возможны «быстрые победы», а также определить долгосрочные стратегические инициативы. Для ускорения темпов трансформации следует внедрить новые механизмы управления, которые привлекали бы все основные заинтересованные стороны к участию в процессе принятия решений и управлении. Необходимо прочно закрепить бюджеты и механизмы финансирования.

Возможные дивиденды создания конкурентоспособной цифровой экономики весьма высоки, и для ускорения темпов цифровой трансформации необходимо, чтобы лидеры высокого уровня сосредоточились на принятии строго целенаправленной политики и её безупречной реализации.

003_Доклад о развитии цифровой экономики в России.png

Правительству необходимо продолжать укреплять цифровые основы путём упреждающих инвестиций в масштабируемую, умную и безопасную инфраструктуру, способную в упреждающем порядке обеспечивать взрывной рост цифрового развития. Необходимо отметить необходимость укрепления экосистемы цифровой трансформации как по горизонтали — во всех отраслях экономики на национальном, региональном и муниципальном уровнях, — так и по вертикали, на всех уровнях государственного управления, промышленности и сферы услуг. Слабое взаимодействие между правительством, частным сектором и научно-образовательным сообществом негативно влияет на темпы цифровой трансформации, реализацию ключевых государственных программ, внедрение новых технологий и бизнес-моделей и на возможность проактивно реагировать на технологические и экономические сбои и кризисы, а также на скорость внедрения инноваций. Сильная, эффективная и действенная экосистема является основой для технологического прорыва, который стремится осуществить российское руководство.

Необходимо развивать цифровые навыки. Несмотря на традиционные преимущества в теоретической науке, российской системе образования не хватает гибкости для обеспечения требований цифровой трансформации во всех сферах экономики. Необходимо укреплять экосистему обучения и воспитания, начиная с детского сада и заканчивая высшим образованием, включая координацию между предприятиями и учебными заведениями в сфере высшего образования и НИОКР. Необходимы инвестиции в образовательные платформы для быстрого развития навыков цифровой экономики в масштабах всей страны, обучение и повышение квалификации имеющейся рабочей силы с акцентом на модели образования, ориентированные на обучение в течение всей жизни.

005_Доклад о развитии цифровой экономики в России.png

Директивным органам следует также сосредоточить внимание на предотвращении «утечки мозгов», привлечении и удержании талантливых специалистов, а также возвращении в страну и привлечении лучших в своей̆ области и наиболее способных специалистов.

И наконец, необходима культурная трансформация. Поскольку цифровая трансформация разрушает барьеры между отраслями, регионами, организациями и отдельными людьми, она бросает вызов традиционным централизованным иерархическим структурам управления и требует новой культуры внедрения инноваций. Ключевыми элементами такой культуры являются открытые коммуникации и обмен знаниями, горизонтальное сотрудничество между группами и совместное творчество, активная экспериментация и решение проблем, принятие риска и способность превратить неудачи в возможности. Конкретные инициативы, направленные на продвижение культуры открытых инноваций, должны стать первоочередными для российских директивных органов.

С точки зрения приоритетов, важно поддерживать внимание высшего руководства на первоочерёдности цифровой трансформации на уровне страны как важной стратегической задачи национального развития, с тем чтобы постоянно наращивать движущую силу преобразований, сосредоточиться на решении задач, обозначенных в «майском указе» Президента РФ 2018 года, и обеспечить достижение целей, поставленных в программе «Цифровая экономика Российской Федерации до 2025 года» и в Цифровой повестке ЕАЭС, и других важных целей и задач, закреплённых в соответствующих документах.

Необходимо ускорить темпы цифровой трансформации традиционной промышленности, где применение ИКТ и нарождающихся цифровых технологий может принести значительные дивиденды во всех звеньях производственно-сбытовой цепочки, повышая тем самым конкурентоспособность ключевых отраслей промышленности.

006_Доклад о развитии цифровой экономики в России.png

Следует принимать конкретные политические меры для поощрения инноваций и предпринимательства в контексте цифровой трансформации. Устойчивые инновации требуют тесной координации между правительством, частным сектором и научно-образовательным сообществом. Государству следует не только поддерживать фундаментальные исследования и содействовать развитию центров НИОКР мирового класса в России, но и осуществлять политику поощрения коммерциализации результатов НИОКР, а силы частного сектора следует направить на развитие стратегий выхода на рынок и создание новых бизнес-моделей. Необходимо и далее развивать эффективную систему регулирования, поощряющую инновации, уделяя особое внимание защите прав интеллектуальной собственности и патентному регулированию.

Правительству следует продумать пути использования цифровых технологий для устранения неравенства в развитии регионов и муниципалитетов в России, предоставляя менее развитым регионам возможности эффективного внедрения программы «Цифровая экономика Российской Федерации» на местах. Требуется принять ряд мер для стимулирования спроса на инновации со стороны крупных региональных государственных предприятий, а также для развития цифровых навыков, подготовки управленческих кадров, создания ГЧП и региональных инновационных кластеров в регионах, развития местного рынка и механизмов финансирования. Особое внимание следует уделять развитию цифровой инфраструктуры в удалённых и сельских районах, а также повышению осведомлённости сельского населения о преимуществах цифровых услуг.

И наконец, политика должна быть направлена на развитие восприимчивого внутреннего рынка, заинтересованного в процессах и результатах цифровой трансформации. Сюда относятся: внедрение цифровой трансформации на крупных промышленных предприятиях и госкорпорациях «сверху вниз», через существующие вертикальные структуры управления, в целях повышения спроса на цифровые технологии; конкретные шаги, направленные на улучшение делового климата; целенаправленные инициативы по развитию рынка в целях повышения спроса на инновации на региональном уровне; преференции для государственных закупок в сфере технологий и льготы для игроков рынка на закупки в регионах и на местах. Важное значение имеют также инициативы, направленные на укрепление доверия общества к цифровой экономике.

Таким образом, приверженность российского руководства цифровой трансформации как национальному приоритету, дополненная реализацией эффективной политики в ключевых отраслях экономики, ориентированной на достижение конкретных результатов, позволит стране войти в группу лидеров цифровой трансформации, начать технологический прорыв и получить соответствующие экономические и социальные дивиденды.

—>

Цифровая зрелость госуправления: как ИИ помогает российским городам становиться умнее

Сегодня перед регионами стоит множество сложных задач, и решать их без современных методов и технологий — таких как аналитика больших данных, ИИ, интернет вещей — крайне проблематично. Для выбора оптимального управленческого решения нужно уметь применять технологии для решения реальных задач. Компания «Вымпелком» может выступать в роли надежного партнера при цифровизации государственного управления, создании и реализации программ цифровой трансформации.

Перед руководителями регионов стоят поистине колоссальные задачи, направленные на улучшение жизни граждан. Они затрагивают почти все сферы, включая социальные, строительные, культурные, а также сохранение экологии и обеспечение комфорта людей, поддержку бизнеса и развитие инфраструктуры.

Основные показатели оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов госвласти) субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти определены в Постановлении Правительства РФ № 542 от 3 апреля 2021 г. Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за формирование этих показателей, ежегодно направляют соответствующие данные в Минэкономразвития.

Технологии на службе государства

Современные технологии позволяют достичь «цифровой зрелости» госуправления для создания комфортной среды и повышения доверия граждан. Применение современных технологий для решения поставленных задач — одно из приоритетных направлений. Использование актуальных методов и технологий в госуправлении позволяет достигать высоких результатов, причем в сжатые сроки и при экономии бюджетных средств. Информационные технологии дают возможность повышать качество предоставления госуслуг и эффективность госуправления, более полно задействовать потенциал регионов.

Использование цифровых технологий в госуправлении помогает решать целый ряд задач – коммуникационных (сбор информации, ее хранение, архивирование и распространение, информирование населения), управленческих (принятие решений и контроль их исполнения), административных (электронный документооборот и делопроизводство), образовательных (вебинары, видеокурсы, образовательные порталы, системы тестирования знаний служащих), задач обеспечения безопасности и защиты данных (контроль доступа, предотвращение и нейтрализации угроз и кибератак) и контроля (измеримых показателей работы).

Внедрение цифровых технологий в государственное управление нацелено на предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным госуслугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, применение современных цифровых платформ в госуправлении. Прорывные идеи порой дают возможность региональным руководителям, отвечающим за цифровизацию, внедрять новые сервисы и решать новые сложные задачи. Эксперты отмечают, что базовыми для госсектора стоит считать решения на основе больших данных, искусственного интеллекта (ИИ) и интернета вещей (ИВ), включая «умный город».

В области искусственного интеллекта сейчас наиболее популярны технологии распознавания образов, распознавания и синтеза речи, анализа промышленных и других данных, а также нейросети. В госуправлении ИИ служит инструментом работы с большими данными: нейронные сети и другие методы машинного обучения позволяют строить прогнозы на основании собранных данных (предиктивная аналитика). В целом цифровые технологии в госуправлении помогают более эффективно принимать решения.

ИВ применяется, в частности, для сбора данных об эксплуатации, мониторинга исполнения работ, выявления нарушений. «Умный город» с интернетом вещей — это концепция единого управляемого пространства, которое повышает безопасность и комфорт горожан, помогает следить за эффективностью работы всех служб и охватывает всю жизнь мегаполиса.

На российском рынке уже достаточно много решений, связанных с передовыми технологиями. Однако в государственный сектор они проникают не так активно. Связано это, в первую очередь, с тем, что в системе госуправления достаточно много специалистов, которые пока обладают лишь теоретическими знаниями в области применения цифровых подходов. В связи с этим часто даже при наличии тех или иных решений им сложно выстроить на их основе рабочие процессы, приводящие к конкретным, ощутимым результатам.

Между тем уже есть многочисленные примеры успешного применения таких технологий как ИИ в задачах видео аналитики: распознавание лиц, контроль скоплений людей, выявление драк и других нарушений на основе поведенческих моделей, контроль движения транспорта для выявления нарушений ПДД или наличия пешеходов в неположенном месте, распознавание снимков МРТ/КТ в медицине, контроль ношения масок, мониторинг очередей, выявление возгораний и несанкционированных свалок, мониторинг качества дорожного и пр.

В августе 2021 г. «Вымпелком» и Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России подписали соглашение о сотрудничестве. Партнеры будут обмениваться научно-технической информацией и информационными технологиями, реализовывать проекты по разработке и совместному продвижению продуктов, технологий и решений в области создания телекоммуникационной технологической инфраструктуры, центров обработки данных, программного обеспечения информационно-аналитических систем и систем управления.

Совместно с Сеченовским университетом оператор планирует создать прорывные продукты с применением ИИ и анализа больших данных, чтобы ускорить процесс постановки диагноза и облегчить работу врачей. Это сотрудничество поможет спасти много жизней и предупредить развитие серьезных заболеваний.

Большие данные

Существующие методы используют не полный перечень инструментов для формирования управленческих решений в госуправлении. Например, если в конкретном районе живут 50 тыс. человек, то на основании этих данных строятся МФЦ, школы, поликлиники и детские сады. Однако существующая методика оперирует доступными данными о постоянно и временно зарегистрированных. Нужно ли говорить, что россияне не очень щепетильно относятся к этому вопросу, и часто не ставят государство в известность при смене района проживания или даже субъекта федерации? В этом случае логично обратиться к использованию современных методов на основе больших данных телеком-операторов, которые показывают, что на самом деле в этом районе живет около 200 тыс. человек. А значит, подход к созданию инфраструктуры изначально строился на неверных предпосылках.

Точность данных, которые имеются в распоряжении телеком-операторов, порой удивляет. И они готовы поделиться (в обезличенном и агрегированном виде) сведениями не только о фактическом проживании граждан, но и о социальном статусе, доходе, составе семьи, основных увлечениях и других аспектах, которые могут помочь государству. Сведения Росстата на этом фоне выглядят основой для определения перечня управленческих решений, но окончательную точность обеспечивают именно большие данные.

Это лишь один из примеров того, как большие данные помогают реализовывать положения, закрепленные в национальной программе «Цифровая экономика». Отвечающие за трансформацию руководители государственных и региональных ведомств составляют планы по цифровизации вверенных им направлений. Понятно, что без применения современных методов управления и аналитики выстроить эффективные системы не удастся. Однако понимание задачи отнюдь не равносильно ее выполнению: многие госуправленцы, располагая большими данными в качестве инструмента для решения повседневных задач, еще не выстроили релевантные бизнес-процессы.

«Пока что большие данные не стали частью повседневной практики в госуправлении. Не все руководители понимают, какие именно управленческие решения нужно принимать на их основе. Для этого нужно уметь правильно ставить задачу, и в этом есть определенная сложность. Но государство готово и хочет этому учиться», — уверен Михаил Звягинцев, руководитель департамента по работе с госсектором ПАО «Вымпелком».

Многие аналитики считают «Вымпелком» одним из безусловных лидеров в части разработки решений на основе больших данных. В последние годы компания инвестировала серьезные средства в развитие этого направления и накопила достаточно серьезный пул пилотных проектов. Основные сферы, в которых реализованы пилотные и полноценные проекты направления «Билайн.Геоаналитика» — построение объектов социальной инфраструктуры, развитие туризма и транспорта, безопасность, аналитика массовых мероприятий и маятниковой миграции. Это соответствует сложившимся в госорганах запросам, в том числе с учетом региональной специфики.

«Вымпелком» анализирует большие данные и для повышения качества своих сервисов, создания новых услуг. Ведь любое изменение социально-демографической среды, окружения человека влияет на потребление им мобильных сервисов, операторских и OTT-сервисов. Это знание помогает оператору оптимально планировать ресурсы сети, делать более точные таргетированные предложения, соответствующие нуждам пользователей, разрабатывать специализированные тарифные планы и персональные сервисы. Чем больше оператор знает о потребностях и привычках клиентов, тем лучший сервис он может предоставить. Конечно, для этого используется только обезличенная информация.

Кроме того, «Вымпелком» развивает направление «умный город». Это позволит расширить возможности пилотирования проектов в области интернета вещей, в частности проекты в сферах ЖКХ, логистики и городского видеонаблюдения. Исходя из этой концепции, подписано соглашение между «Вымпелкомом» и правительством Москвы. В Департаменте информационных технологий Москвы считают, что развитие партнерских взаимоотношений с передовыми технологическими компаниями, в число которых входит ПАО «ВымпелКом», поможет городу успешно реализовывать самые амбициозные задачи.

В «Вымпелкоме» отмечают, что машинное обучение позволяет быстро масштабировать любые решения. Но у развития технологий работы с большими данными есть еще один мощный драйвер: все более сложные задачи, которые возникают в госсекторе. Обоюдное развитие помогает не только ставить правильные управленческие решения, но и достигать параметров, заложенных в программу цифровизации страны. Важно, чтобы госсектор понимал, что работа с большими данными — не просто необходимость, а уже повседневная практика.

Практика цифровизации

Таким образом, компания «Вымпелком» уже зарекомендовала себя как надежный партнер для цифровизации госуправления. Руководители, отвечающие за цифровую трансформацию, могут использовать решения «Билайн», которые нужны при создании и реализации соответствующих программ. Оператор разрабатывает и внедряет решения, которые делают работу госучреждений эффективнее, предоставляет услуги мобильной и фиксированной связи, облачные решения для безопасного хранения данных, стабильной работы ИТ-инфраструктуры и многое другое. Например, службы скорой помощи выстраивают короткие маршруты благодаря системам навигации «Билайн», а органы управления ЖКХ автоматизируют сбор данных с приборов учета.

«Самый распространенный пример в транспортной сфере — сбор данных о том, почему в городе в пиковое время курсируют полупустые автобусы или даже электробусы, у которых стоимость 1 км пути значительно выше, чем у других видов транспорта. С помощью больших данных можно прогнозировать места расположения остановок, точки притяжения большего количества людей, а также уровень нагрузок в разное время суток. Например, днем можно отправлять более дешевые с точки зрения обслуживания автобусы с меньшей вместимостью», — говорит Михаил Звягинцев, руководитель департамента по работе с госсектором ПАО «Вымпелком».

Большие данные востребованы у органов власти. С помощью «Билайн.Геоаналитики» госзаказчики проводят мониторинг массовых скоплений людей в определенных локациях, в том числе на развлекательных мероприятиях, определяют плотность населения в конкретных муниципалитетах и т.д.

Заказчик получил возможность повысить качество проектирования территорий и выявить места с отстающим развитием, а также оперировать данными о реальной динамике прироста населения и об изменениях в его плотности.

В ходе реализации похожего проекта в Воронежской области были получены исчерпывающие данные о трудовой миграции между округами региона, определены места нахождения иностранцев и динамика изменения населения депрессивных районов области. Это помогло провести анализ эффективности различных мероприятий, внести коррективы в деятельность МВД и спланировать процессы создания новых рабочих мест.

Не менее важный блок проектов касается оптимизации сферы транспорта и пассажирских перевозок. Здесь большие данные (в том числе с применением видеоаналитики) могут кардинальным образом модернизировать логику всей инфраструктуры. Так, в Ростове-на-Дону на основе данных «Билайн.Геоаналитики» составили матрицу перемещения горожан с получасовой детализацией. Это дало возможность оценить объемы пассажирских перевозок из проблемных районов города, определить неохваченные транспортом направления, понять, где необходимо расширение дорог. Схожим образом открывались новые маршруты и в других регионах страны.

Туристическое направление — еще одна сфера, где большие данные могут привести к значимым результатам. Это позволяет не только улучшать туристическую инфраструктуру, но и понимать, какие объекты привлекают отечественных туристов, а какие — зарубежных. «Подобный проект был реализован нами в одном из субъектов РФ, — вспоминает Михаил Звягинцев, руководитель департамента по работе с госсектором ПАО «Вымпелком». — Мы определили портрет туриста, это помогает Минтуризму региона выстраивать свою политику».

В результате госструктуры легко выполняют целевые показатели, а их деятельность соответствует ожиданиям граждан. Страна становится более комфортной для жизни, сокращается дистанция между государством и гражданами, повышается доверие граждан к цифровой трансформации регионов и государства.

  • Как цифровизация российских регионов способствует "умнению" городов?Короткая ссылка
  • Распечатать

—>

—>

Цифровая зрелость госуправления: как ИИ помогает российским городам становиться умнее

Сегодня перед регионами стоит множество сложных задач, и решать их без современных методов и технологий — таких как аналитика больших данных, ИИ, интернет вещей — крайне проблематично. Для выбора оптимального управленческого решения нужно уметь применять технологии для решения реальных задач. Компания «Вымпелком» может выступать в роли надежного партнера при цифровизации государственного управления, создании и реализации программ цифровой трансформации.

Перед руководителями регионов стоят поистине колоссальные задачи, направленные на улучшение жизни граждан. Они затрагивают почти все сферы, включая социальные, строительные, культурные, а также сохранение экологии и обеспечение комфорта людей, поддержку бизнеса и развитие инфраструктуры.

Основные показатели оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов госвласти) субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти определены в Постановлении Правительства РФ № 542 от 3 апреля 2021 г. Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за формирование этих показателей, ежегодно направляют соответствующие данные в Минэкономразвития.

Технологии на службе государства

Современные технологии позволяют достичь «цифровой зрелости» госуправления для создания комфортной среды и повышения доверия граждан. Применение современных технологий для решения поставленных задач — одно из приоритетных направлений. Использование актуальных методов и технологий в госуправлении позволяет достигать высоких результатов, причем в сжатые сроки и при экономии бюджетных средств. Информационные технологии дают возможность повышать качество предоставления госуслуг и эффективность госуправления, более полно задействовать потенциал регионов.

Использование цифровых технологий в госуправлении помогает решать целый ряд задач – коммуникационных (сбор информации, ее хранение, архивирование и распространение, информирование населения), управленческих (принятие решений и контроль их исполнения), административных (электронный документооборот и делопроизводство), образовательных (вебинары, видеокурсы, образовательные порталы, системы тестирования знаний служащих), задач обеспечения безопасности и защиты данных (контроль доступа, предотвращение и нейтрализации угроз и кибератак) и контроля (измеримых показателей работы).

Читать также:  Яндекс и "Яндекс Go" испытывают проблемы с работой в качестве служб такси

Внедрение цифровых технологий в государственное управление нацелено на предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным госуслугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, применение современных цифровых платформ в госуправлении. Прорывные идеи порой дают возможность региональным руководителям, отвечающим за цифровизацию, внедрять новые сервисы и решать новые сложные задачи. Эксперты отмечают, что базовыми для госсектора стоит считать решения на основе больших данных, искусственного интеллекта (ИИ) и интернета вещей (ИВ), включая «умный город».

В области искусственного интеллекта сейчас наиболее популярны технологии распознавания образов, распознавания и синтеза речи, анализа промышленных и других данных, а также нейросети. В госуправлении ИИ служит инструментом работы с большими данными: нейронные сети и другие методы машинного обучения позволяют строить прогнозы на основании собранных данных (предиктивная аналитика). В целом цифровые технологии в госуправлении помогают более эффективно принимать решения.

ИВ применяется, в частности, для сбора данных об эксплуатации, мониторинга исполнения работ, выявления нарушений. «Умный город» с интернетом вещей — это концепция единого управляемого пространства, которое повышает безопасность и комфорт горожан, помогает следить за эффективностью работы всех служб и охватывает всю жизнь мегаполиса.

На российском рынке уже достаточно много решений, связанных с передовыми технологиями. Однако в государственный сектор они проникают не так активно. Связано это, в первую очередь, с тем, что в системе госуправления достаточно много специалистов, которые пока обладают лишь теоретическими знаниями в области применения цифровых подходов. В связи с этим часто даже при наличии тех или иных решений им сложно выстроить на их основе рабочие процессы, приводящие к конкретным, ощутимым результатам.

Между тем уже есть многочисленные примеры успешного применения таких технологий как ИИ в задачах видео аналитики: распознавание лиц, контроль скоплений людей, выявление драк и других нарушений на основе поведенческих моделей, контроль движения транспорта для выявления нарушений ПДД или наличия пешеходов в неположенном месте, распознавание снимков МРТ/КТ в медицине, контроль ношения масок, мониторинг очередей, выявление возгораний и несанкционированных свалок, мониторинг качества дорожного и пр.

В августе 2021 г. «Вымпелком» и Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России подписали соглашение о сотрудничестве. Партнеры будут обмениваться научно-технической информацией и информационными технологиями, реализовывать проекты по разработке и совместному продвижению продуктов, технологий и решений в области создания телекоммуникационной технологической инфраструктуры, центров обработки данных, программного обеспечения информационно-аналитических систем и систем управления.

Совместно с Сеченовским университетом оператор планирует создать прорывные продукты с применением ИИ и анализа больших данных, чтобы ускорить процесс постановки диагноза и облегчить работу врачей. Это сотрудничество поможет спасти много жизней и предупредить развитие серьезных заболеваний.

Большие данные

Существующие методы используют не полный перечень инструментов для формирования управленческих решений в госуправлении. Например, если в конкретном районе живут 50 тыс. человек, то на основании этих данных строятся МФЦ, школы, поликлиники и детские сады. Однако существующая методика оперирует доступными данными о постоянно и временно зарегистрированных. Нужно ли говорить, что россияне не очень щепетильно относятся к этому вопросу, и часто не ставят государство в известность при смене района проживания или даже субъекта федерации? В этом случае логично обратиться к использованию современных методов на основе больших данных телеком-операторов, которые показывают, что на самом деле в этом районе живет около 200 тыс. человек. А значит, подход к созданию инфраструктуры изначально строился на неверных предпосылках.

Точность данных, которые имеются в распоряжении телеком-операторов, порой удивляет. И они готовы поделиться (в обезличенном и агрегированном виде) сведениями не только о фактическом проживании граждан, но и о социальном статусе, доходе, составе семьи, основных увлечениях и других аспектах, которые могут помочь государству. Сведения Росстата на этом фоне выглядят основой для определения перечня управленческих решений, но окончательную точность обеспечивают именно большие данные.

Это лишь один из примеров того, как большие данные помогают реализовывать положения, закрепленные в национальной программе «Цифровая экономика». Отвечающие за трансформацию руководители государственных и региональных ведомств составляют планы по цифровизации вверенных им направлений. Понятно, что без применения современных методов управления и аналитики выстроить эффективные системы не удастся. Однако понимание задачи отнюдь не равносильно ее выполнению: многие госуправленцы, располагая большими данными в качестве инструмента для решения повседневных задач, еще не выстроили релевантные бизнес-процессы.

«Пока что большие данные не стали частью повседневной практики в госуправлении. Не все руководители понимают, какие именно управленческие решения нужно принимать на их основе. Для этого нужно уметь правильно ставить задачу, и в этом есть определенная сложность. Но государство готово и хочет этому учиться», — уверен Михаил Звягинцев, руководитель департамента по работе с госсектором ПАО «Вымпелком».

Многие аналитики считают «Вымпелком» одним из безусловных лидеров в части разработки решений на основе больших данных. В последние годы компания инвестировала серьезные средства в развитие этого направления и накопила достаточно серьезный пул пилотных проектов. Основные сферы, в которых реализованы пилотные и полноценные проекты направления «Билайн.Геоаналитика» — построение объектов социальной инфраструктуры, развитие туризма и транспорта, безопасность, аналитика массовых мероприятий и маятниковой миграции. Это соответствует сложившимся в госорганах запросам, в том числе с учетом региональной специфики.

«Вымпелком» анализирует большие данные и для повышения качества своих сервисов, создания новых услуг. Ведь любое изменение социально-демографической среды, окружения человека влияет на потребление им мобильных сервисов, операторских и OTT-сервисов. Это знание помогает оператору оптимально планировать ресурсы сети, делать более точные таргетированные предложения, соответствующие нуждам пользователей, разрабатывать специализированные тарифные планы и персональные сервисы. Чем больше оператор знает о потребностях и привычках клиентов, тем лучший сервис он может предоставить. Конечно, для этого используется только обезличенная информация.

Кроме того, «Вымпелком» развивает направление «умный город». Это позволит расширить возможности пилотирования проектов в области интернета вещей, в частности проекты в сферах ЖКХ, логистики и городского видеонаблюдения. Исходя из этой концепции, подписано соглашение между «Вымпелкомом» и правительством Москвы. В Департаменте информационных технологий Москвы считают, что развитие партнерских взаимоотношений с передовыми технологическими компаниями, в число которых входит ПАО «ВымпелКом», поможет городу успешно реализовывать самые амбициозные задачи.

В «Вымпелкоме» отмечают, что машинное обучение позволяет быстро масштабировать любые решения. Но у развития технологий работы с большими данными есть еще один мощный драйвер: все более сложные задачи, которые возникают в госсекторе. Обоюдное развитие помогает не только ставить правильные управленческие решения, но и достигать параметров, заложенных в программу цифровизации страны. Важно, чтобы госсектор понимал, что работа с большими данными — не просто необходимость, а уже повседневная практика.

Практика цифровизации

Таким образом, компания «Вымпелком» уже зарекомендовала себя как надежный партнер для цифровизации госуправления. Руководители, отвечающие за цифровую трансформацию, могут использовать решения «Билайн», которые нужны при создании и реализации соответствующих программ. Оператор разрабатывает и внедряет решения, которые делают работу госучреждений эффективнее, предоставляет услуги мобильной и фиксированной связи, облачные решения для безопасного хранения данных, стабильной работы ИТ-инфраструктуры и многое другое. Например, службы скорой помощи выстраивают короткие маршруты благодаря системам навигации «Билайн», а органы управления ЖКХ автоматизируют сбор данных с приборов учета.

«Самый распространенный пример в транспортной сфере — сбор данных о том, почему в городе в пиковое время курсируют полупустые автобусы или даже электробусы, у которых стоимость 1 км пути значительно выше, чем у других видов транспорта. С помощью больших данных можно прогнозировать места расположения остановок, точки притяжения большего количества людей, а также уровень нагрузок в разное время суток. Например, днем можно отправлять более дешевые с точки зрения обслуживания автобусы с меньшей вместимостью», — говорит Михаил Звягинцев, руководитель департамента по работе с госсектором ПАО «Вымпелком».

Большие данные востребованы у органов власти. С помощью «Билайн.Геоаналитики» госзаказчики проводят мониторинг массовых скоплений людей в определенных локациях, в том числе на развлекательных мероприятиях, определяют плотность населения в конкретных муниципалитетах и т.д.

Заказчик получил возможность повысить качество проектирования территорий и выявить места с отстающим развитием, а также оперировать данными о реальной динамике прироста населения и об изменениях в его плотности.

В ходе реализации похожего проекта в Воронежской области были получены исчерпывающие данные о трудовой миграции между округами региона, определены места нахождения иностранцев и динамика изменения населения депрессивных районов области. Это помогло провести анализ эффективности различных мероприятий, внести коррективы в деятельность МВД и спланировать процессы создания новых рабочих мест.

Не менее важный блок проектов касается оптимизации сферы транспорта и пассажирских перевозок. Здесь большие данные (в том числе с применением видеоаналитики) могут кардинальным образом модернизировать логику всей инфраструктуры. Так, в Ростове-на-Дону на основе данных «Билайн.Геоаналитики» составили матрицу перемещения горожан с получасовой детализацией. Это дало возможность оценить объемы пассажирских перевозок из проблемных районов города, определить неохваченные транспортом направления, понять, где необходимо расширение дорог. Схожим образом открывались новые маршруты и в других регионах страны.

Туристическое направление — еще одна сфера, где большие данные могут привести к значимым результатам. Это позволяет не только улучшать туристическую инфраструктуру, но и понимать, какие объекты привлекают отечественных туристов, а какие — зарубежных. «Подобный проект был реализован нами в одном из субъектов РФ, — вспоминает Михаил Звягинцев, руководитель департамента по работе с госсектором ПАО «Вымпелком». — Мы определили портрет туриста, это помогает Минтуризму региона выстраивать свою политику».

В результате госструктуры легко выполняют целевые показатели, а их деятельность соответствует ожиданиям граждан. Страна становится более комфортной для жизни, сокращается дистанция между государством и гражданами, повышается доверие граждан к цифровой трансформации регионов и государства.

  • Как цифровизация российских регионов способствует "умнению" городов?Короткая ссылка
  • Распечатать

—>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *