Как и какими способами решаются основные проблемы в жилищном строительстве

Кто имеет право на улучшение жилищных условий?

Как и какими способами решаются основные проблемы в жилищном строительстве

Желание переехать в новое жилье или расширить жилплощадь за счет государства должно соответствовать требованиям ЖК РФ. Прежде всего, необходимо признание нуждающимся в улучшении жилищных условий – потребуется подтвердить факт отсутствия жилья либо несоответствия условий проживания законодательным нормативам.

Обратимся к ст. 51 ЖК РФ, в которой зафиксированы все критерии для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. На постановку в очередь можно рассчитывать при следующих обстоятельствах:

  • отсутствие недвижимости в собственности или по соцнайму, т.е. у заявителей попросту нет квартиры или иного объекта для постоянно размещения;
  • если уровень обеспечения жилплощадью в квартире ниже учетной нормы;
  • если помещение не отвечает нормативным критериям, т.е. является непригодным;
  • если среди жильцов есть больной, чье заболевание включено в специальный федеральный реестр, а в квартире проживает несколько семей.

Подтверждение указанных обстоятельств является обязанностью граждан, подающих заявление. Местные власти будут проверять основания только по факту поступления документов.

Если у граждан нет ни одного объекта недвижимости для размещения, они однозначно нуждаются в улучшении жилищных условиях и без проблем будут поставлены на учет. Сложнее определить факт несоблюдения учетной нормы жилплощади, для этого учитываются следующие правила:

  • под учетной нормой понимается минимальный предел площади, превышение которого не дает права на постановку в очередь (как правило – 6 кв. м на человека);
  • размер этого показателя утверждается на уровне местных властей, поэтому даже для соседних населенных пунктов он может отличаться;
  • указанная норма не может превышать минимальный размер площади для предоставления жилья, т.е. 18 кв. м на одного члена семьи.

Важное правило – для уровня обеспеченности учитываются все объекты недвижимости, принадлежащие по праву собственности или соцнайма.

Перечисленные выше обстоятельства зафиксированы на федеральном уровне и не могут произвольно изменяться региональным или местным законодательством. Однако субъекты РФ и местные власти вправе утверждать собственные программы – в форме выделения квартир отдельным категориям граждан (например, многодетным семьям), субсидий, средств на условиях софинансирования и т.

Переселение из аварийного жилья

Одним из критериев для постановки на учет является несоответствие жилья законодательным нормативам. Такие требования перечислены в Постановлении Правительства РФ от 28. 2006 № 47. Аварийность здания, в котором находится помещение, подразумевает непригодность для проживания.

Для положительного решения вопроса о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по этому критерию учитываются следующие правила:

  • аварийность связана с существенным повреждением или разрушением несущих конструкций и элементов здания;
  • установление этих обстоятельств происходит в комиссионном порядке, путем обследования дома, проведения экспертиз и составления акта;
  • для признания дома или помещения аварийным местные власти издают постановление на основании акта комиссии.

Сам факт ветхости жилья по причине значительного износа не является признаком аварийности. Кроме того, аварийность подразумевает невозможность восстановления здания с помощью капитального ремонта.

Таким образом, проживание в аварийном объекте недвижимости является законным основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, даже если размер жилплощади соответствует учетной норме. Переселение из аварийного жилья происходит по федеральным и региональным программам, в том числе путем выделения субсидий из бюджета.

Получение субсидии на улучшение жилищных условий

Выделение субсидий на покупку или ремонт недвижимости предусмотрено федеральной программой «Жилище». Выделение средств происходит только при подтверждении факта постановки на учет, а после получения субсидии семья будет исключена из очереди.

Вот по каким правилам выделяются субсидии на улучшение жилищных условий:

  • обратиться за выделением бюджетных средств может семья, которая фактически состоит в очереди;
  • документы подаются через местные властные органы (муниципалитеты или районные администрации);
  • выделение средств происходит только в рамках бюджетного финансирования на текущий календарный год, т.е. граждане не смогут получить деньги сразу после постановки в очередь.

Самостоятельные программы субсидирования утверждаются региональными и местными властями, их содержание может существенно отличаться.

В частности, за счет бюджета субъектов РФ происходит выделение субсидий для молодых семей, отвечающих критериям по возрасту и уровню обеспеченности жилплощадью. В большинстве регионов молодой семьей признаются супруги, если их возраст не достиг 35 лет.

В отдельные категории льготников, имеющих право на внеочередное или первоочередное выделение субсидий, включаются:

  • ветераны ВОВ или боевых действий;
  • граждане, размещенные в ветхих и аварийных домах, а также зданиях, которые собираются сносить;
  • инвалиды различных групп, имеющие справку МСЭК;
  • многодетные семьи (для них предусматривается возможность получить и земельный участок для возведения собственного дома);
  • воспитанники детских домов, достигшие возраста 18 лет.

Точный перечень льготников нужно уточнять в отделах соцзащиты населения или администрации МО. Субсидия может быть реализована на покупку или ремонт жилья, реконструкцию дома с увеличением жилплощади и т.

Куда обращаться за улучшением жилищных условий?

Как и какими способами решаются основные проблемы в жилищном строительстве

Заявление на улучшение жилищных условий подается в муниципалитет по адресу проживания. Исключение сделано только для некоторых категорий граждан (например, для военнослужащих, уволенных в запас без предоставления жилья, и т. В состав документов нужно включить:

  • заявление, подписанное каждым членом семьи (за детей подпись ставят законные представители – родители, опекуны и т.д.);
  • документ, подтверждающий наличие в собственности или пользовании объекта, не соответствующего норме;
  • акт о непригодности помещения для проживания;
  • постановление о признании дома аварийным;
  • справка о регистрации по месту жительства;
  • паспорт и свидетельство о рождении на каждого заявителя;
  • свидетельство о браке.

По факту получения указанных бланков и форм заявителю сообщается регистрационный номер, а постановка на учет происходит путем издания постановления главой муниципалитета.

Заявление на улучшение жилищных условий

Юридическим основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий выступает заявление. В тексте этого документа, адресуемого в муниципалитет, нужно указать следующие данные:

  • полный состав лиц, претендующих на учет;
  • список объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности или соцнайма;
  • основание, по которому заявители просят признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий (аварийность объекта, несоответствие учетной норме и т.д.);
  • личные подписи всех заявителей.

В большинстве регионов составить и подать заявление можно не только в местной администрации, но и через МФЦ.

В каких случаях могут отказать

Заявление о постановке на учет рассматривается в течение 30 дней. Однако при проверке документов могут выявляться основания для отказа в удовлетворении заявления. К числу таких обстоятельств относятся:

  • несоответствие критериям, указанным в ст. 51 ЖК РФ и муниципальных актах;
  • недостоверные сведения, представленные заявителями (умышленное сокрытие квартиры, принадлежащей одному из членов семьи и т.д.);
  • устранение оснований для постановки на учет (например, завершение капитального ремонта дома и снятие статуса аварийности);
  • умышленное ухудшение условий для постановки на учет (например, продажа собственно жилья в пределах 5 лет до обращения).

Об отказе выносится мотивированное решение, которое можно обжаловать через суд.

Резюме

  • Чтобы получить жилье за счет государства или муниципалитета, нужно подать заявление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
  • Основанием для учета является отсутствие жилья, несоответствие учетной норме, непригодность квартиры или дома для проживания, наличие заболевания по федеральному перечню.

По результатам совместного контрольного мероприятия установлено следующее

Задачу оказать государственную поддержку молодым семьям и в результате улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации Президент Российской Федерации поставил в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года и Указе № 6001.

Для создания системы государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации в состав федеральной целевой программы «Жилище» (далее – программа Жилище) была включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»2 (далее – подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», подпрограмма).

Реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» началась в 2002 году, в результате предполагалось обеспечить квартирами 456,2 тыс. молодых семей.

Так как сохранялась большая потребность в дальнейшем выполнении мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», ее действие продолжалось при утверждении программы «Жилище» в последующие годы.

При этом в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» вносились изменения, которые были обусловлены:

  • совершенствованием механизма осуществления государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат3;
  • уточнением показателей финансового обеспечения (при этом при увеличении объема финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета снижались целевые показатели);
  • уточнением ожидаемых результатов;
  • определением целевого индикатора реализации подпрограммы (первоначально целевые показатели реализации подпрограммы установлены не были);
  • определением уровня софинансирования расходов граждан на приобретение (строительство жилья), в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа;
  • изменением государственного заказчика подпрограмм – главного распорядителя средств федерального бюджета;

В результате реализации подпрограммы в 2002 – 2014 годах жилищные условия улучшили 378,6 тыс. молодых семей, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов (займов) и при оказании поддержки за счет бюджетных средств. Однако ожидаемый результат достичь не удалось, существовавшая практика ежегодного уточнения параметров государственных и федеральных целевых программ и подпрограмм под фактически достигнутые значения не позволяла оценить их реальную эффективность.

По состоянию на 1 января 2015 года число участников подпрограммы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, составило около 376 тыс. молодых семей.

С 2014 года мероприятия подпрограммы реализуются на территории почти всех субъектов Российской Федерации (в 2005 году – 43, в 2009 году – 80).

Наиболее эффективно подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» начала реализовываться в тех регионах, где были разработаны и действовали схемы ипотечного кредитования, а также существовали возможности по использованию сбережений граждан, например, в Татарстане, Башкортостане, Мордовии, Оренбургской и Кемеровской областях.

Реализация подпрограммы способствовала разработке и принятию как программ по решению жилищных проблем молодых семей в субъектах Российской Федерации, так и региональных программ по развитию ипотечного кредитования на региональном уровне.

На начало 2006 года только в 55 регионах работали программы развития ипотечного кредитования, 2011 года – в 80, 2015 года – в 85 субъектах Российской Федерации.

Как и какими способами решаются основные проблемы в жилищном строительстве

Основные проблемы при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2002 – 2014 годах:

  • отсутствие механизмов консолидации бюджетных ассигнований федерального, регионального и муниципального уровней;
  • недостаточное стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования подпрограммы – кредитных средств и личных средств граждан;
  • недостаточное использование механизма ипотечного жилищного кредитования;
  • невозможность обеспечения необходимой доли в софинансировании расходов (25 % – 30 %), предусмотренных на реализацию подпрограммы в региональных и местных бюджетах, из-за разного уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
  • частая смена государственного заказчика подпрограммы (10 раз) из-за передачи этих полномочий другим главным распорядителям (в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти).
Читать также:  Прекращение работы файла GTA5.exe

Всего за 2002 – 2017 годы в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на помощь молодым семьям в приобретении или строительстве жилья Правительством Российской Федерации направлено более 55 000,0 млн. рублей, а в 2018 году планируется направить еще 4 300,0 млн. рублей5.

Как и какими способами решаются основные проблемы в жилищном строительстве

По итогам реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2015 – 2020 годах изначально предполагалось выдать 157,4 тыс. свидетельств о праве на социальную выплату на приобретение или строительство жилья (далее – социальная выплата, свидетельство), обеспечив ими 42 % молодых семей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 1 января 2015 года.

В течение 2015 – 2017 годов объем финансирования подпрограммы из федерального бюджета был уменьшен почти на 20 %, до 29 100,0 млн. рублей, а целевые показатели снижены почти на 40 %, до 98,5 тыс. семей6.

В 2018 году государственная поддержка молодым семьям в улучшении жилищных условий оказывается в рамках ГП «Обеспечение доступным и комфортным жильем»7. С 1 января 2018 года все мероприятия ФЦП «Жилище» на 2015 – 2020 годы были перенесены в данную госпрограмму.

При этом не предусмотрено ресурсное обеспечение мероприятий и оценка их социально-экономической эффективности.

В 2015 – 2017 годах средства федерального бюджета регионам предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья8 (далее – Правила предоставления субсидий).

В ходе проверки Счетная палата Российской Федерации (далее – Счетная палата) выявила, что они не соответствуют Правилам формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации9. В Правилах предоставления субсидий отсутствуют положения о порядке оценки эффективности использования субсидий и перечня показателей результативности использования субсидий, соответствующих целевым показателям и индикаторам государственных программ Российской Федерации или федеральных целевых программ, значения которых устанавливаются соглашением10.

При этом эффективность подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» оценивалась Минстроем России по двум индикаторам11:

  • «количество молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социаль-
    ной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения»;
  • «доля молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 1 января 2015 года».

Однако данные индикаторы не отражают фактическую ситуацию по улучшению жилищных условий молодых семей, поскольку свидетельство не гарантирует приобретения или строительства жилья. По ним нельзя дать полную объективную оценку государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С 2018 года в рамках ГП «Обеспечение доступным и комфортным жильем» результативность основного мероприятия по обеспечению жильем молодых семей оценивается по двум показателям: «количество семей граждан, обеспеченных жильем, в том числе – молодые семьи» и «доля молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 1 января 2015 года»12.

Вступившие в силу с 1 января 2018 года новые Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации13 (далее – Правила предоставления субсидий № 1710) предусматривают определение достижения значения показателя результативности использования субсидий на основании того же показателя, что был предусмотрен ранее в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» и в Правилах предоставления субсидий, а именно: «количество молодых семей, получивших свидетельства о праве на получение социальной выплаты»14.

В соглашениях о предоставлении субсидий, заключенных Минстроем России и субъектами Российской Федерации на 2018 год, показатель результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установлен также «количество молодых семей, получивших свидетельства о праве на получение социальной выплаты».

Таким образом, Правила предоставления субсидий № 1710, а также соглашения, заключенные на 2018 год, не содержат показатели результативности, установленные непосредственно ГП «Обеспечение доступным и комфортным жильем».

Счетная палата рекомендует при реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках ГП «Обеспечение доступным и комфортным жильем» также учитывать такие показатели, как:

  • «количество молодых семей – участников программы по обеспечению жильем»;
  • «количество молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году»;
  • «количество молодых семей – получателей свидетельства о праве на получение социальной выплаты»;
  • «количество молодых семей, получивших социальную выплату в текущем году»;
  • «количество молодых семей, реализовавших право на приобретение (строительство) жилья»;
  • «количество семей, которым отказано в выдаче свидетельства, которые сами отказались от получения свидетельства, которые не смогли в установленный срок действия свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты (с указанием причин)».

Анализ предложенных показателей позволит объективно оценивать ситуацию и достигнутые результаты, а также разрабатывать стратегические планы по обеспечению жильем молодых семей в регионах.

В 2015 – 2017 годах в соответствии с Правилами предоставления субсидий Минстроем России распределялись средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на основании заявок от субъектов Российской Федерации.

В 2015 году в конкурсном отборе приняли участие 80 регионов, в 2016 году – 77 регионов, в 2017 году – 81 регион, в 2018 году – 82 региона.

Комиссией по проведению отбора субъектов Российской Федерации для участия в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (далее – Комиссия) в 2015 году одобрены заявки 74 регионов, в 2016 году – 65 регионов, в 2017 году – 74 регионов, в 2018 году – 78 регионов.

Основными причинами отклонения Комиссией заявок субъектов Российской Федерации являлись нарушение сроков их представления и неполная комплектация (республики Карелия и Башкортостан, г. Севастополь), нарушения предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (Республика Тыва, Забайкальский край), несоответствие региональных государственных программ по обеспечению жильем молодых семей подпрограмме (Брянская, Кировская, Ростовская и Смоленская области, республики Бурятия и Саха (Якутия), Хабаровский край).

Основные причины отклонения заявок
  • нарушение сроков представления заявок и их неполная комплектация: республики Карелия и Башкортостан, г. Севастополь
  • нарушение предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья: Республика Тыва, Забайкальский край
  • несоответствие региональных государственных программ по обеспечению жильем молодых семей подпрограмме: Брянская, Смоленская, Ростовская и Кировская области, республики Бурятия и Саха (Якутия), Хабаровский край

Минстроем России выделялись бюджетам регионов средства федерального бюджета на основании соглашений о предоставлении и распределении субсидий на софинансирование выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015 – 2020 годы (далее – соглашения)15.

Наиболее характерные нарушения условий таких соглашений со стороны субъектов Российской Федерации16:

  • недостижение показателей результативности17;
  • несвоевременность представления (непредставления) отчетности;
  • недостоверность представляемых сведений в части достижения значений показателей результативности;
  • несвоевременность перечисления неиспользованных остатков субсидии.

Наиболее характерное нарушение условий соглашения со стороны Минстроя России – несоблюдение графиков перечисления субсидий регионам18.

1 Указ от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (далее – Указ № 600).

2 Первоначальный паспорт утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638. С 1 января 2006 г. подпрограмма в новой редакции включена в перечень подпрограмм ФЦП «Жилище» на 2002 – 2010 годы, с 1 января 2011 года – в перечень подпрограмм «Жилище» на 2011 – 2015 годы, а с 1 января 2018 года – интегрирована как основное мероприятие ФЦП «Жилище» на 2015 – 2020 годы в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – ГП «Обеспечение доступным и комфортным жильем»).

3 До 2011 года осуществление государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» осуществлялось путем предоставления им субсидий на компенсацию части затрат, произведенных на строительство (приобретение) жилья или на погашение части кредита (займа).

4 В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации:
• от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
• от 6 октября 2011 г. № 825 «О внесении изменений, которые вносятся в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 – 2015 годы».

5 По состоянию на 1 декабря 2018 года в регионы направлено 3,8 млрд. рублей.

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. № 609.

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

8 Приложение № 5 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015 – 2020 годы.

9 Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999.

10 Нарушение подпункта «д» пункта 4 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

11 Установлены приложением № 1 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015 – 2020 годы

12 Приложение № 2 к ГП «Обеспечение доступным и комфортным жильем».

13 Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (приложение № 5 к ГП «Обеспечение доступным и комфортным жильем»).

14 Пункт 18 Правил предоставления субсидий № 1710.

15 В 2015 – 2016 годах соглашения заключались в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минстроя России от 29 декабря 2015 г. № 953/пр (с изменениями), с 2017 года – утвержденной приказами Минфина России от 27 октября 2016 г. № 195н, от 13 декабря 2017 г. № 323н.

16 Пункты 4. 2, 4. 3 и 4. 5 соглашений.

17 На основании отчетности о реализации подпрограммы в 2017 году Минстроем России были выявлены 3 субъекта Российской Федерации, не обеспечивших достижение показателей результативности, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидии (Волгоградская, Курганская и Магаданская области). Минстрой России направил уведомления высшим органам исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации о необходимости возврата в федеральный бюджет средств в размере 874,2 тыс. рублей, определенного в соответствии с пунктами 16 – 18 Правил № 999.

Читать также:  Программа для устранения ошибок в системе windows

18 С 2017 года перечисление субсидии осуществляется Федеральным казначейством при возникновении денежного обязательства субъекта Российской Федерации.

Результаты проверки

Для проверки качества и эффективности использования средств государственной поддержки молодым семьям на приобретение и строительство жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» были выбраны Курганская и Оренбургская области.

По состоянию на 1 января 2018 года численность постоянного населения Курганской области составляла 845,5 тыс. человек, Оренбургской области – 1 977,7 тыс. человек. В регионах преобладает городское население, доля которого составляет 61,8 % и 60,1 % соответственно.

По итогам 2017 года согласно данным независимого рейтингового агентства «РИА Рейтинг» по социальному-экономическому развитию среди субъектов Российской Федерации Курганская область занимала 74 позицию, Оренбургская область – 33 позицию.

Как и какими способами решаются основные проблемы в жилищном строительстве

Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат, а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования19 (далее – Правила предоставления социальных выплат).

Приобретаемое жилое помещение должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью – участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.

Ежегодно доля молодых семей, которые получили государственную поддержку, в Курганской области составляла порядка 3 % молодых семей – участников программы по обеспечению жильем молодых семей, в Оренбургской области – не превышала 2,5 процента.

Исключением для Курганской области стал 2017 год, когда за счет большего финансирования свидетельства были выданы 419 семьям, или 17,3 % общего числа участников подпрограммы (2 420 семей). Это существенно сократило очередь и увеличило количество новых молодых семей, которые изъявили желание принять участие в программе по обеспечению жильем. Однако из-за нестабильного финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2018 году в Курганской области такие свидетельства смогут получить только около 30 молодых семей.

По состоянию на 1 января 2018 года в списках участников программ по обеспечению жильем молодых семей в Курганской области числилось 2 890 семей, в Оренбургской области – 22 018 семей.

По оценке Счетной палаты, на оказание государственной поддержки в обеспечении жильем всех молодых семей, состоящих на учете по состоянию на 1 января 2018 года, в Курганской области потребуется минимум 16 лет, а в Оренбургской области – более 28 лет, при этом на социальные выплаты всем нуждающимся молодым семьям Курганской области потребуется 1 550,7 млн. рублей, а в Оренбургской области – 14 313,9 млн. рублей.

Анализ показал, что 80 % молодых семей Курганской области и 90 % молодых семей Оренбургской области используют социальные выплаты на приобретение квартир и жилых домов в основном на вторичном рынке жилья, и только около 10 % молодых семей используют социальную выплату для строительства жилья. Менее 3 % семей используют полученные средства, чтобы погасить основную сумму долга и уплатить проценты по жилищным кредитам. Для погашения последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере социальная выплата не использовалась.

Правилами предоставления социальных выплат допускаются ситуации, при которых семьи без детей, с одним и двумя детьми зачастую не могут воспользоваться правом на получение социальной выплаты для улучшения своих жилищных условий, так как выплаты идут преимущественно многодетным семьям20. Доля многодетных семей, получивших социальную выплату в проверяемых регионах, превышает 80 процентов.

Зачастую многодетные семьи не имеют дополнительных финансовых средств, а их доходы не позволяют привлекать финансовые ресурсы кредитных организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения или строительства жилья.

В Курганской и Оренбургской областях выявлены многочисленные случаи приобретения жилья многодетными семьями без привлечения собственных финансовых ресурсов только за счет социальной выплаты.

Фактически в указанных регионах государственная поддержка молодых семей направляется на социальную поддержку многодетных семей.

В этой связи целесообразно рекомендовать Минстрою России рассмотреть сложившуюся в отдельных регионах ситуацию в разрезе всех субъектов Российской Федерации и выработать объективное решение по обеспечению жильем молодых семей различных категорий.

В Курганской области мероприятия по оказанию государственной поддержки обеспечения жильем молодых семей реализуются с 2005 года21 (на условиях софинансирования из федерального бюджета – с 2009 года), общий объем финансирования составил 2 723,0 млн. рублей, доля средств федерального бюджета – 18 %, областного бюджета – 81,9 %, участие за счет средств муниципальных образований – 0,1 процента.

В Оренбургской области мероприятия по оказанию государственной поддержки обеспечения жильем молодых семей, в том числе на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета в виде предоставления субсидий субъекту Российской Федерации, реализуются с 2003 года22, общий объем финансирования составил 9 652,7 млн. рублей, доля средств федерального бюджета – 22,2 %, областного бюджета – 62,7 %, муниципальных образований – 15,1 процента.

В 2015 – 2017 годах в Курганской области количество молодых семей – участников программ по обеспечению жильем молодых семей составляло соответственно 3 305 семей, 2 568 семей, 2 420 семей, в Оренбургской области – соответственно 26 293 семьи, 24 559 семей, 23 756 семей.

В Курганской области не установлены порядок формирования уполномоченным органом местного самоуправления списка молодых семей – участников подпрограммы, которые изъявили желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка, порядок исключения из списка молодых семей – участников подпрограммы, если возраст одного из членов молодой семьи – претендента на социальную выплату превышает 35 лет23.

Молодые семьи из различных муниципальных образований Курганской области оказываются в неравных условиях при получении социальной выплаты из-за единой «нормативной» стоимости 1 кв. метра жилья, устанавливаемой решениями администраций муниципальных образований24.

По всем муниципальным образованиям Курганской области норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья принят в размере, установленном приказами Минстроя России. В результате при прочих равных условиях молодые семьи из разных муниципальных образований получают одинаковую социальную выплату, хотя рыночная стоимость сопоставимого жилья существенно различается. Так, выборочная проверка показала, что социальная выплата молодой семье, например, в Кетовском и Катайском муниципальных образованиях, может покрыть полную стоимость приобретаемого жилья, а в городе Курган позволит оплатить лишь часть.

Это ставит в неравные условия молодые семьи, получившие государственную поддержку, и не соответствует задачам подпрограммы в части создания условий для привлечения молодыми семьями собственных средств и дополнительных финансовых ресурсов (в том числе жилищные кредиты и займы) для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

При проверке работы органов исполнительной власти Курганской и Оренбургской областей по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Счетной палатой выявлен ряд характерных проблем.

Даже сокращение срока действия свидетельства с девяти до семи месяцев25 не только не решило проблему реализации выданных свидетельств в текущем финансовом году, но и стало основной причиной образования остатков субсидии из федерального бюджета26.

В целях недопущения роста социальной напряженности субъекты Российской Федерации на оплату выданных, но не оплаченных свидетельств вынуждены предусматривать средства региональных и местных бюджетов. Для разрешения сложившейся ситуации в Курганской области из областного бюджета были выделены средства в сумме 16,5 млн. рублей.

В обоих регионах многие семьи так и не смогли реализовать свое право на социальную выплату, так как возраст участников достиг 35 лет27. В 2018 году в Курганской области только в г. Кургане и Катайском районе выбыло из программы 117 семей, которые состояли в очереди на социальную выплату от 3 до 6 лет, а в Оренбургской области в городах Оренбурге и Бузулуке, Оренбургском и Бузулукском районах – 601 семья, состоящая в очереди от 3 до 11 лет.

В обоих регионах не выстроена надежная система подтверждения платежеспособности молодой семьи, которая претендует на социальную выплату.

Правилами предоставления социальных выплат требуется подтверждение наличия у молодой семьи доходов для получения кредита либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья сверх средств социальной выплаты28.

В соответствии с установленными в проверяемых регионах правилами и порядками29 в Курганской области платежеспособность молодой семьи подтверждается нотариально заверенным письменным обязательством физических и (или) юридических лиц предоставить гражданину средства на приобретение или строительство жилья, а в Оренбургской области – письмом-гарантией, подписанным одним из супругов.

Выборочная проверка учетных дел показала, что предоставление письменных обязательств и писем-гарантий носит формальный характер, так как органы местного самоуправления не уполномочены определять платежеспособность и кредитоспособность молодой семьи.

В ходе проверки также выявлен ряд проблем применения Правил предоставления социальных выплат.

Так, с 2017 года Правилами предоставления социальных выплат запрещается использовать социальные выплаты на приобретение жилья у близких родственников30. При этом Правилами предоставления социальных выплат не установлены ни орган исполнительной власти, ни механизм осуществления контроля за соблюдением указанного условия предоставления социальной выплаты.

Нормой Правил предоставления социальных выплат31, в соответствии с которой формируются списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, допускаются ситуации, при которых молодая семья, вставшая в очередь позже, получит преимущество на получение социальной выплаты по сравнению с семьями той же категории, вставшими на учет раньше.

Контроль за соблюдением субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидий на обеспечение жильем молодых семей возложен на Минстрой России32.

Минстроем России не проводятся полноценные проверки по эффективности использования субсидии из федерального бюджета на подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

В 2015 – 2018 годах Минстроем России контролировалась результативность подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на основании отчетов регионов, также в 2015 году Министерством проведено 5 выездных проверок эффективности расходования регионами средств федерального бюджета на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»33. С 2016 года выездные проверки Минстроем России не проводятся.

Проверкой Счетной палаты выявлен ряд проблем по контролю эффективности и результативности использования на региональном и муниципальном уровне средств подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Не установлен механизм проверки жилья перед приобретением его молодыми семьями на предмет соответствия его требованиям к качеству, санитарно-гигиеническим нормам, годности его для постоянного проживания в соответствующей местности.

Не решен вопрос контроля за расходованием бюджетных средств, получаемых молодыми семьями на оплату индивидуального строительства жилья, когда существует риск заключения договоров с недобросовестными подрядчиками.

Читать также:  Задача №24. Исправление ошибок в программе

В 2016 – 2018 годах в судах Оренбургской области было рассмотрено 13 исков молодых семей к подрядчикам на неисполнение обязательств. Сложившаяся судебная практика такова: договоры подряда расторгаются, средства социальной выплаты, выплаченные молодой семье по договору подряда, взыскиваются с подрядчика в бюджет муниципального образования. Основные нарушения при ведении муниципальными образованиями учетных дел молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты состоят в отсутствии документов, подтверждающих их платежеспособность и нуждаемость в жилых помещениях35.

В этой связи целесообразно рекомендовать Минстрою России проработать возможность создания системы мониторинга использования средств федерального бюджета на предмет оказания государственной поддержки молодым семьям от принятия решения о предоставлении социальной выплаты до реализации свидетельства на базе цифровой платформы, в том числе проработать такое решение со Сбербанком России и ВЭБ.

Решение указанной задачи направлено на повышение объективности оценки реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на местах, а также позволит рассмотреть возможность использования социальной выплаты в любом регионе, что положительно скажется на социальной мобильности граждан.

19 Приложение № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015 – 2020 годы, с 1 января 2018 года – Приложение № 1 к Особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 1710.

20 Согласно пункту 25 Правил предоставления социальных выплат в первую очередь в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» включаются молодые семьи, изъявившие желание получить социальную выплату в планируемом году, имеющие трех и более детей.

21 В Курганской области мероприятия по оказанию государственной поддержки обеспечения жильем молодых семей реализовывались в рамках областных (целевых и государственных) программ:
• «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2005 – 2010 годы», утвержденной постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 5 октября 2004 г. № 350;
• «Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Курганской области», утвержденной постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 30 декабря 2005 г. № 536;
• «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» на 2013 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 19 ноября 2012 г. № 555;
• «Развитие жилищного строительства на 2014 – 2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 504.

22 В Оренбургской области мероприятия по оказанию государственной поддержки обеспечения жильем молодых семей реализовывались в рамках областных (целевых и государственных) программ:
• «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003 – 2010 годы», утвержденной Законом Оренбургской области от 28 февраля 2003 г. № 63/3-III-ОЗ;
• «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 – 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 27 мая 2010 г. № 370-пп;
• «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 – 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 г. № 737-пп.

23 Пункты 25 и 27 Правил предоставления социальных выплат.

24 В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления социальной выплаты норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой ежеквартально приказами Минстроя России.

25 В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 889 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050».

26 В 2017 – 2018 годах остатки межбюджетных трансфертов подлежали возврату в федеральный бюджет и направлялись на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

27 Требование закреплено подпунктом «а» пункта 6 Правил предоставления социальных выплат.

28 Подпункт «д» пункта 18 Правил предоставления социальных выплат.

29 В Курганской области – пункт 2 Порядка и условий признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (приложение 2 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» государственной программы Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 – 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 504). В Оренбургской области – пункт 8 Правил постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 – 2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 – 2020 годах» (приложение к постановлению Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2015 г. № 286-п).

30 Пункт 2 (1) Правил предоставления социальных выплат.

31 Пункт 24 Правил предоставления социальных выплат.

32 Пункт 24 Правил предоставления субсидий

33 Краткие результаты проверок эффективности использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию федеральных целевых программ и иных межбюджетных трансфертов, проведенных в 2015 году, ежеквартально размещались на официальном сайте Минстроя России (с указанием принятых мер по результатам проведенных мероприятий) в сети Интернет в разделе «Открытые данные».

34 В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления социальных выплат денежные средства используются для приобретения жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынках жилья или для строительства жилого дома, отвечающих требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации.

35 Пункт 31 Правил предоставления социальных выплат.

В 2015 – 2017 годах молодые семьи – участники подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» получили 42,7 тыс. свидетельств на социальные выплаты.

Существовавшая практика ежегодной корректировки показателей государственных и федеральных целевых программ и подпрограмм под фактически достигнутые значения не позволяет оценить их реальную эффективность.

Так, в 2015 году целевые показатели были достигнуты благодаря корректировке плановых и фактических значений, а в 2016 году из-за сокращения финансирования из федерального бюджета с 5 200,0 млн. рублей до 3 700,0 млн. рублей плановые показатели не достигнуты.

Вместе с тем потребность в средствах федерального бюджета на обеспечение жильем молодых семей значительно превышает выделяемые ассигнования: в 2016 году – на 1 294,9 млн. рублей, в 2017 году – на 2 479,4 млн. рублей, в 2018 году – на 2 363,4 млн. рублей.

Как и какими способами решаются основные проблемы в жилищном строительстве

Количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в результате реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»

В 2015 – 2017 годах доля молодых семей, реализовавших свидетельство за счет ассигнований, выделенных в текущем финансовом году, не превышало 5 % общего количества молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Минстроем России в рамках разработки проектов федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год представлялись в Минфин России предложения по увеличению ассигнований на обеспечение жильем молодых семей, чтобы сократить ожидание в очереди на социальные выплаты, однако они учтены не были.

Следует также принимать во внимание, что значительное увеличение средств федерального бюджета на реализацию мероприятия согласно установленным Правилам предоставления субсидий потребует от регионов пропорционального увеличения ассигнования из своих бюджетов на финансирование, что имеет риски несоответствия их возможностям.

Таким образом, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» реализовывалась по базовому сценарию с учетом ограничений федерального и регионального бюджетов. Ее целевые показатели не соответствуют реальному количеству молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Анализ реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в двух субъектах Российской Федерации показал, что основная цель ее реализации – государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, трансформировалась в социальную поддержку многодетных семей.

Сложившуюся в отдельных регионах ситуацию необходимо рассмотреть в разрезе всех субъектов Российской Федерации и выработать объективное решение по обеспечению жильем молодых семей всех категорий.

Анализ использования социальной выплаты показал, что не выполнена одна из задач подпрограммы – создание условия для привлечения молодыми семьями жилищных кредитов.

Целевые индикаторы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» необходимо доработать и установить показатели, которые бы позволяли реально оценить получаемые результаты.

Механизм реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» требует доработки в части:

  • установления порядка осуществления контроля за целевым использованием бюджетных средств, предоставленных молодой семье в виде социальной выплаты;
  • установления полномочий по организации мониторинга, которые позволят дать объективную оценку реализации подпрограммы и использования выделенных на нее средств.

На региональном и муниципальном уровнях существует кадровая проблема: недостаточная квалификация специалистов и частая смена служащих, курирующих вопросы реализации подпрограммы.

Недостаточность методологической поддержки регионам со стороны Минстроя России негативно сказывается на качестве реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в том числе по формированию и ведению списков молодых семей, ведению личных дел молодых семей и другим вопросам.

Согласно годовым отчетам об оценке реализации региональных государственных программ недостаточное финансирование является основным фактором риска.

В рамках государственных региональных программ Курганская и Оренбургская области стремятся решать приоритетные задачи федеральных программ.

В Курганской области из средств регионального бюджета выплачивается региональная субсидия при рождении или усыновлении ребенка, которую можно использовать на приобретение жилья. В 2015 – 2017 годах объем выплаты составил 464,5 млн. рублей.

В Оренбургской области на приобретение или строительство жилья отдельные категории молодых семей получают дополнительную государственную поддержку при получении кредита на приобретение жилья. В 2015 – 2017 годах объем выплаты составил 323,6 млн. рублей.

При этом, принимая расходные обязательства, субъекты Российской Федерации не всегда исходят из своих финансовых возможностей.

Так, Минфин России направил в адрес Губернатора Курганской области План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов областного бюджета и сокращению государственного долга области на 2016 – 2019 годы. Чтобы сбалансировать бюджет Правительству Курганской области пришлось прекратить назначение региональной субсидии молодым семьям, в которых дети рождены или усыновлены после 30 июня 2017 года.

Учитывая, что региональные программы соответствуют федеральным приоритетам, Счетная палата полагает целесообразным продолжить их реализацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *