Как написать понятный баг-репорт

Как научиться искать баги — Серьезность и приоритет — Алгоритм действий — Лучшие практики — Шпаргалка

Ошибки в программировании – дело обычное, хоть и неприятное. В данной статье будет рассказано о том, какими бывают ошибки (баги), а также что собой представляют исключения.

От ошибок в жизни никто не застрахован, как и в любом деле. Это определенные нестыковки и неполадки, которые приводят к другому результату, нежели было задумано изначально. Они встречаются не только в работе и повседневности, но и в разработке. Речь идет о багах.

В данной статье будет рассказано о том, что собой представляет ошибка в программировании и приложении. Предстоит разобраться в разновидностях соответствующих компонентов, а также познакомиться с так называемыми исключениями. Эта информация пригодится не только разработчикам и тестировщикам, но и всем, кто использует компьютеры и иные гаджеты с приложениями для работы/повседневности.

Задача тестировщиков программного обеспечения — изучить работу ПО и выявить несоответствия между ожидаемым поведением, которое указано в требованиях, и реальным поведением ПО в каждом из сценариев использования. В случае если тестировщик находит ошибку в работе в ПО, он пишет специальный отчет об ошибке, чтобы рассказать о нем коллегам, — баг-репорт. Когда коллеги или другие заинтересованные лица изучат баг-репорт, они поймут, в чем дело. Баг-репорт оформляется в специальной системе для отслеживания ошибок — баг-трекере. Каждая команда или компания сама решает, каким именно баг-трекером пользоваться. Теперь перейдем к собственно сути баг-репорта, его составляющих и правилах оформления.

Баг-репорт включает обязательные и необязательные элементы.

  • ID — идентификационный номер баг-репорта, должен быть уникальным. Помогает быстро найти нужный баг-репорт.
  • Заголовок — передает суть ошибки; помогает быстро понять, в чем дело.
  • Шаги воспроизведения — пошаговая инструкция о том, как воспроизвести ошибку.
  • Результаты — описание фактического результата и ожидаемого результата.
  • Окружение — операционная система, браузер, устройство (в случае мобильного приложения), версия приложения.
  • Приоритет — показывает степень критичность ошибки и срочность ее исправления.
  • Предусловие — описывает, как систему нужно подготовить перед тестированием (в случае необходимости).
  • Постусловие — указывает, как систему нужно вернуть в прежний вид после тестирования (в случае необходимости).
  • Описание — прописывают, если в заголовке передано недостаточно информации об ошибке.
  • Дополнительные материалы — прикладываются в случае необходимости и помогают проиллюстрировать ошибку (скриншот, скринкаст).

Пример правильно составленного баг-репорта:

Как написать понятный баг-репорт

Теперь давайте поговорим о каждом пункте немного детальнее.

Заголовок баг-репорта

Задача заголовка — в достаточной мере описать суть проблемы. Грамотно написанный заголовок помогает коллегами сразу понять суть, не тратя время на прочтение всего баг-репорта целиком. Заголовок должен отвечать на три вопроса: «Что? Где? Когда?», при этом не должен быть слишком длинным. Заголовок должен отражать реальный результат.

Примеры удачных заголовков:

Шаги

В этом пункте прописывается алгоритм действий, которые должны привести к описываемой ошибке. Действия должны быть описаны достаточно полно, но емко, и быть понятными для любого человека вне зависимости от технической подготовки, который попытается воспроизвести ошибку. После написания шагов хорошей практикой будет еще раз пройтись по этому алгоритму, чтобы убедиться, что алгоритм понятен и что ошибка по нему воспроизводится.

Приоритет и серьезность

Приоритет (priority) отражает степень важности проблемы и срочность выполнения задачи, включает 3 уровня:

  • Средний (medium) — ошибка менее критичная, пользователь может достигнуть цели, однако ПО работает не так, как от него ожидается. Например, в корзине интернет-магазина не отображается блок сопутствующих товаров.
  • Низкий (low) — не мешает пользователю достигнуть цели, можно починить после критических ошибок. Например, опечатки в тексте.

Серьезность (severity) показывает степень влияния на работу системы.

  • Критический (critical) — не работает важная часть системы, приложение не выполняет своей функции. Например, невозможно добавить товар в корзину незарегистрированному пользователю.
  • Серьезный (major) — приложение работает, функциональность не пострадала, однако работает некорректно. Например, не позволяет пользователю выбрать марку авто в приложении по заказу такси.
  • Незначительный (minor) — приложение работает правильно, но вызывает какие-либо неудобства. Сюда можно отнести ошибки навигации и другие ошибки UX-характера.
  • Тривиальный (trivial) — ошибка, которая не оказывает никакого влияния на работу приложения. Например, опечатки в тексте.

Окружение

В этом пункте описывается среда, в которой произошла ошибка. Операционная система и ее версия, браузер и его версия, версия приложения, размер экрана (если необходимо). Если ошибка произошла на мобильном устройстве, также указывается тип устройства и его модель.

Вложения (вспомогательные материалы)

Помогают дополнить информацию о проблеме, визуализируют ошибку. К баг-репорту можно прикрепить:

  • Скриншоты и скринкасты
  • Логи, дампы
  • Переписки
  • Документацию

Пример скриншота ошибки с указанием конкретного места ошибки и поясняющим комментарием

Чтобы прокачаться в тестировании и научиться находить самые каверзные баги, приходите учиться в OTUS.

Классификация

Багом программы называется та или иная ошибка. Рассматриваемые неполадки можно классифицировать. Пользовательская точка зрения по типу багов обычно не совпадает с той, что принята у разработчиков. Для «обычного человека» произошел обычный сбой и «приложение просто не работает». А программист видит это как серьезную проблему, доставляющую немало хлопот по обнаружению и устранению неполадки. Ошибка в программе нередко возникает на конкретном компьютере с определенным «железом», а также при наличии того или иного софта (чаще всего – антивирусов).

Существует единая классификация багов – по критичности. Они в данном случае бывают:

  • незначительными;
  • серьезными;
  • showstopper.

Есть классификация по частоте проявления. Баги (слово «bug» с английского – это «жук») проще исправлять, если они носят систематический характер. Такие неполадки возникают при одних и тех же ситуациях, независимо от используемой платформы и компьютера, а также пользовательских действий.

Виды

Существуют различные типы ошибок в программах в зависимости от типовых условий использования приложений. Пример – сбои, которые возникают при возрастании нагрузки на оперативную память или центральный процессор устройства. Есть баги граничных условий, сбоя идентификаторов, несовместимости с архитектурой процессора (наиболее распространенная проблема на мобильных устройствах).

Разработчики выделяют следующие типы ошибок по уровню сложности:

  • «Борбаг» – «стабильная» неполадка. Она легко обнаруживается на этапе разработки и компилирования. Иногда – во время тестирования наработкой исходной программы.
  • «Гейзенбаг» – баги с поддержкой изменения свойств, включая зависимость от среды, в которой было запущено приложение. Сюда относят периодические неполадки в программах. Они могут исчезать на некоторое время, но через какой-то промежуток вновь дают о себе знать.
  • «Мандельбаг» – непредвиденные ошибки. Обладают энтропийным поведением. Предсказать, к чему они приведут, практически невозможно.
  • «Шрединбаг» – критические неполадки. Приводят к тому, что злоумышленники могут взломать программу. Данный тип ошибок обнаружить достаточно трудно, потому что они никак себя не проявляют.

Также есть классификация «по критичности». Тут всего два варианта – warning («варнинги») и критические весомые сбои. Первые сопровождаются характерными сообщениями и отчетами для разработчиков. Они не представляют серьезной опасности для работоспособности приложения. При компилировании такие сбои легко исправляются. В отдельных случаях компилятор справляется с этой задачей самостоятельно. А вот критические весомые сбои говорят сами за себя. Они приводят к серьезным нарушениям ПО. Исправляются обычно путем проработки логики и значительных изменений программного кода.

Статусы багов (в жизненном цикле)

  • Открыт (добавлен в репорт)
  • В работе (принят к исправлению)
  • Исправлен (и передан на перепроверку)
  • Закрыт (уже не воспроизводится)
  • Отклонен (ошибка в репорте)
  • Отсрочен (как неприоритетный)
  • Переоткрыт (после двух предыдущих статусов)

Подробнее о системах контроля багов — здесь

Серьезность и приоритет

(Перечисленные выше баги коротко обозначаются S1, S2, S3, S4 по серьезности.)

Читать также:  Арткам ошибки программы

По приоритету

Срочные. (Топ-приоритет, ургентный, безотлагательный). Должны быть устранены в 24 часа после получения репорта. Обычно это блокеры и критикалы. Но такой приоритет могут получить и дефекты с низкой серьезностью. Например, опечатка в названии компании на главной странице сайта никак не ухудшает функциональность, однако имеет сильнейшее негативное влияние на имидж компании, поэтому это срочный баг.

Приоритеты выставляются менеджером проекта:

Высокий приоритет. Это ошибки, которые должны быть устранены до релиза, согласно критериям завершения тестирования (exit-criteria). Например, это ошибка, несмотря на корректность всех введенных данных мешающая переходу со страницы входа на главную.

Средний приоритет. Должны быть устранены до релиза или сразу после релиза. Это например дефект, не нарушающий требования, но некорректно отображающий контент в одном из браузеров.

Низкий приоритет. Их можно не фиксить, и критериям завершения это не противоречит, но такие дефекты надо устранить до финального релиза. Обычно это опечатки, небольшие дефекты в дизайне (например выравнивание текста), не очень заметные ошибки в размере элементов, и прочие “косметические” дефекты.

(Перечисленные выше баги обозначаются P1, P2, P3 от высокого к низкому.)

Также баги классифицируют по частоте проявления, от высокой до очень низкой (4 степени).

Подробнее о серьезности и приоритете, а также о глобальном приоритете и частоте багов.

Как классифицируют

Ошибки работы программ разделяются по разным факторам. Классификация у рядовых пользователей и разработчиков различается. То, что для первых – «просто программа вылетела» или «глючит», для вторых – огромная головная боль. Но существует и общепринятая классификация ошибок. Пример – по критичности:

  • Серьезные неполадки. Это нарушения работоспособности приложения, которые могут приводить к непредвиденным крупным изменениям.
  • Незначительные ошибки в программах. Чаще всего не оказывают серьезного воздействия на функциональность ПО.

Последний вариант требует особого внимания со стороны программистов. Их стараются обнаружить и устранить в первую очередь. Критические ошибки могут отложить релиз исходной программы на неопределенный срок.

Также существуют различные виды сбоев в плане частоты проявления: постоянные и «разовые». Вторые встречаются редко, чаще – при определенных настройках и действиях со стороны пользователя. Первые появляются независимо от используемой платформы и выполненных клиентом манипуляций.

Иногда может получиться так, что ошибка возникает только на устройстве конкретного пользователя. В данном случае устранение неполадки требует индивидуального подхода. Иногда – полной замены компьютера. Связано это с тем, что никто не будет редактировать исходный код, когда он «глючит» только у одного пользователя.

Определение

Ошибка в программировании (или так называемый баг) – это ситуация у разработчиков, при которой определенный код вследствие обработки выдает неверный результат. Причин данному явлению множество: неисправность компилятора, сбои интерфейса, неточности и нарушения в программном коде.

Баги обнаруживаются чаще всего в момент отладки или бета-тестирования. Реже – после итогового релиза готовой программы. Вот несколько вариантов багов:

  • Появляется сообщение об ошибке, но приложение продолжает функционировать.
  • ПО вылетает или зависает. Никаких предупреждений или предпосылок этому не было. Процедура осуществляется неожиданно для пользователя. Возможен вариант, при котором контент перезапускается самостоятельно и непредсказуемо.
  • Одно из событий, описанных ранее, сопровождается отправкой отчетов разработчикам.

Ошибки в программах могут привести соответствующее приложение в негодность, а также к непредсказуемым алгоритмам функционирования. Желательно обнаруживать баги на этапе ранней разработки или тестирования. Лишь в этом случае программист сможет оперативно и относительно недорого внести необходимые изменения в код для отладки ПО.

Как научиться искать баги

Трудно идет тестирование, если у тестировщика нет сформулированных требований к софту — потому что трудно написать тестовые сценарии. В такой ситуации можно “атаковать систему”, вводя неправильные значения во все возможные поля. Если баги есть, они обычно проявляются.

Или, оставлять некоторые поля пустыми, перегружать интерфейс запросами, вводить числа там где предполагается ввод букв и наоборот, превышать лимит символов, вводить запрещенные символы, многократно вводить неправильные пароли, и так далее.

Это техника экспресс-анализа системы, позволяющая опытному тестировщику быстро оценить устойчивость системы к багам и примерно количество их, анализируя сообщения об ошибках и характер проявляемых ошибок.

Даже если таким образом будет найдено сравнительно мало багов, логично предположить, что все-таки есть проблемы в основной части функциональности. Отсутствие багов при “экспресс-анализе” (“quick attack”) обычно показывает, что основная часть функциональности более-менее в порядке.

Такая “быстрая атака” должна выполняться в стандартном пользовательском окружении — как можно более близком к тем условиям, в которых будет работать конечный пользователь.

Внимание тестовому окружению

Обычно у тестировщиков есть время на подготовку сценариев, прописывание таймлайна и настройку процедур. А также на подготовку тестовой инфраструктуры, или тестового окружения.

Из-за проблем с плохо подготовленным тестовым окружением возникают задержки в получении результатов тестирования. Проявляются баги, вызванные именно тестовым окружением, а не самим софтом. Мало что так раздражает, как некорректно работающее окружение.

Например, тестировщик нашел и отрепортил баг, а когда разработчик проверил его, в коде проблем не нашел, потому что проблема была с окружением. От этого возникает задержка.

Проблемы с окружением часто вызывают нестабильность тестов: один и тот же тест при запуске каждый раз выдает разный результат. Это не позволяет воспроизвести баг.

Тщательное исследование

Перед началом тестирования нужно внимательно изучить приложение или тестируемый модуль.

Подготовить достаточно тестовых данных. Этот датасет должен включать и базы данных, если тестируется приложение, использующее базы данных (а это почти все приложения сейчас).

Полезно вставлять в код своих автотестов указатели (если язык это поддерживает), для облегчения поиска нужных блоков. А также точки останова (брейкпойнты, контрольные точки), останавливающие выполнение в какой-то точке, чтобы точнее определить “место бага”.

Принцип Парето

Согласно этому принципу, 20% усилий дают 80% результата.

А 80% усилий дают лишь 20% результата.

Применительно к QA-индустрии, принцип Парето гласит, что 80% багов сосредоточены в 20% модулей. (Необязательно такое точное соотношение, но в целом). По принципу Парето, большинство багов затаились в одном-двух модулях (или даже еще меньшей части кода).

Если всерьез взяться за эти модули и вычистить из них баги, можно считать работу на 80% сделанной.

Подробно о принципе Парето в тестировании.

Четкие цели

Четче изложенные цели тестирования помогут писать хорошие тестовые сценарии и тест-кейсы. Если главная функция, “главная потребность пользователя” уточнена и дан приоритет, тестировщик может сначала протестировать эту функцию, а остальные отложить, или поручить стажерам.

Шпаргалка QA Trainee/Junior

  • Critical
  • Major
  • Minor
  • Trivial
  • Top
  • High
  • Normal
  • Low
  • Функциональные
  • Синтаксические
  • Логические
  • Производительности
  • Ошибки вычислений
  • Безопасности
  • Уровня модуля
  • Интеграционные баги
  • Юзабилити-баги
  • Потока управления
  • Совместимости
  • Высокая
  • Средняя
  • Низкая
  • Очень низкая
  • Открыт
  • В работе
  • Исправлен
  • Закрыт
  • Отклонен
  • Отсрочен
  • Переоткрыт

Что делает тестировщик, когда находит баг

  • Проверяет связанные или аналогичные вещи
  • Фиксирует текущее состояние приложения и тестового окружения
  • Проверяет, нет ли этого бага в репорте
  • Пишет репорт

Пять технических и пять нетехнических навыков хорошего QA

Регрессионное тестирование: подборка инструментов

Эмуляторы и симуляторы: в чем разница

Типы багов

Каждая программа должна работать корректно, то есть делать то что нужно. Как можно понять из названия, функциональные баги — это когда программа не делает нужное.

Могут быть самыми разнообразными, начиная с бага в простой нечасто используемой функции, типа неработающей кнопки “Связаться” где-то в углу, и до полной неработоспособности всего приложения или сайта.

Еще пример: функция кнопки “Сохранить” заключается в том, что она сохраняет внесенные изменения в документе. Если изменения при нажатии кнопки не сохраняются, это функциональный баг.

Читать также:  Программа чтобы проверить текст на ошибки и запятые онлайн

Поиском багов этого типа занимается функциональное тестирование — отдельная важная сфера в QA (мини-гайд по ссылке).

Синтаксические баги

Ошибка в коде программы. Вероятно, самая частая ошибка, статистически. Случается обычно по невнимательности. Заключается, например, в неправильном/пропущенном символе, неправильно прописанной команде, или пропущенной скобке.

Логические ошибки

Коварная ошибка, труднее выявляемая. Приложение выдает неправильный вывод, или вообще падает.

Бесконечные циклы — больное место тестировщика, так же как утечки памяти, проблемы с типами данных во многих языках, с компилятором в С++ или сборщиком мусора в Java. Несоблюдение хороших практик в программировании и недостаток опыта у разработчиков добавляют задач QA-отделу.

Еще примеры: переменной присвоено некорректное значение; деление чисел вместо умножения, и т.п.

Подробнее о логических ошибках.

Проблемы производительности

Такие ошибки влияют на скорость, на стабильность, на время отклика, или на потребление ресурсов, из-за чего их находят довольно быстро. Чаще их находят сами разработчики, а не тестировщики. Очень распространенный тип багов.

Ошибки вычислений

Когда приложение выдает некорректное значение пользователю или другой программе.

  • Когда в приложении применен некорректный, неподходящий алгоритм
  • Несоответствие типа данных

Уязвимости в безопасности

Дефекты в системе безопасности, видимо, наиболее опасные из тех, с которыми сталкивается junior QA. Они “компроментируют” весь проект, всю компанию, и разумеется, QA-команду, если она их пропустила.

Баг в безопасности ставит продукт, компанию, и данные клиента под риск потери очень больших денег. Такие ошибки обходятся дороже всего, в плане денег и деловой репутации, что может быть еще хуже.

Самыми частыми, статистически, ошибками безопасности являются: ошибки шифрования; подверженность SQL-инъекциям; XSS-уязвимости; переполнения буфера; логические ошибки в подсистеме безопасности; некорректная аутентификация.

Баги уровня модуля

На уровне отдельного модуля. Принято, чтобы разработчики сами делали юнит-тестирование модулей (им это сделать проще, т.к. они лучше понимают свой код), но в принципе к этому могут привлекать и QA.

Итак, в процессе юнит-тестирования находят ошибки в модулях: чаще всего это (случайные) ошибки вычислений и ошибки в логике, обычно они заметные и легко вылавливаемые. Такие баги хорошо изолируются (потому что они влияют только на небольшую часть кода), и быстро устраняются.

Интеграционные баги

Это ошибки взаимодействия между несколькими подсистемами приложения. Из-за того, что подсистемы чаще написаны разными разработчиками, командами и даже компаниями, интеграционные баги бывают достаточно сложными.

Становятся заметны они, когда например два (или больше) модулей кода ошибочно взаимодействуют, из-за программной несовместимости между ними. Такие баги довольно сложно определить и пофиксить, разработчикам, как правило, приходится переписывать довольно большие объемы кода.

Статистически, это бывают ошибки переполнения памяти, и некорректные взаимодействия между подсистемой пользовательского интерфейса и базами данных.

Юзабилити-баги

Такие дефекты не позволяют пользователю легко и приятно работать с приложением. Например, это проблемы с разметкой контента, его недоступностью, или например чрезмерно усложненная процедура регистрации/входа. К тестированию юзабилити привлекают и разработчиков и тестировщиков, а также, конечно, UX-дизайнеров. Проверяется соблюдение соответствующих гайдлайнов (если они соблюдаются с самого начала, эти ошибки можно предотвратить).

Баги потока управления (Control Flow)

Ошибки Control Flow (потока управления, путей выполнения программы) мешают ей корректно переходить к выполнению следующих задач, то есть корректно “передавать управление”, что стопорит весь workflow компании. Обычно это “мертвый код” (отсутствует вход), или “бесконечный цикл” (отсутствует выход).

Пример: в опроснике пользователь нажимает “Сохранить”, предполагается переход к концу опросника/теста, а перехода к следующей странице не происходит.

Проблемы совместимости (Compatibility issues)

Приложение оказывается несовместимым с неким устройством, целым классом устройств какого-то производителя, или операционной системой. Такие ошибки обычно проявляются довольно поздно в цикле тестирования. Во избежание, проводят тестирование совместимости с наиболее распространенными устройствами (смартфонами) и ОС.

Итак, уже примерно знаем, ЧТО искать, постараемся понять, КАК искать.

Лучшие практики

  • Сначала хорошо исследовать и понять приложение (модуль)
  • Создать специальные тест-кейсы, а именно функциональные тест-кейсы, посвященные критически важным функциям
  • Подготовить достаточно тестовых данных
  • Запустить тесты снова, в другом тестовом окружении
  • Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми
  • Проанализировать тестовый сет, используя старые тестовые данные
  • Выполнить стандартные тест-кейсы, которые ранее показывали себя надежными. Например, если тестировалось поле ввода для стандартного текста, ввести HTML-теги и проверить, что получится
  • После завершения большей части тестов, если есть усталость, отдохнуть, занявшись обезьяньим тестированием (monkey testing)

Тестирование на реальных девайсах и в реальных окружениях

Тестирование в реальных окружениях является хорошей практикой в QA, а в тестировании мобильных приложений — обязательной практикой. Реальное окружение быстрее “апгрейдит” тестировщика. Но оно требует закупки/аренды довольно-таки внушительного парка устройств. Вообще, тестирование всех возможных комбинаций браузер/ОС/девайс — отдельная головная боль. Здесь помогают облачные платформы.

Стандартный порядок действий при обнаружении бага

Обычно баги “по одному не ходят”, то есть где-то поблизости есть аналогичные, или связанные с уже найденными.

Состояние приложения и состояние окружения. Это поможет примерно определить причину бага — внутренняя или внешняя, и воспроизвести баг.

Чтобы не делать уже сделанную кем-то работу.

Теперь надо написать классный баг-репорт, не затягивая время — это сокращает цикл фидбека между написанием кода и валидацией.

Об исключениях

Для того, чтобы снизить риски возникновения неполадок работы ПО, нужно использовать исключения. Так называют события, при которых «неправильное» поведение не прерывает работу программы. Этот механизм позволяет систематизировать обработку багов независимо от:

  • платформы;
  • типа приложения;
  • иных факторов.

Исключения способствуют формированию единой системы реагирования. Пример – со стороны операционной системы.

Исключения бывают программными и аппаратными. Первые генерируются приложением или самой операционной системой. Вторые создаются процессором.

P. S. Хотите знать про баги больше? Обратите внимание на курсы по тестированию в Otus. Присутствуют варианты как для продвинутых, так и для начинающих пользователей.

Каждый программист и системный администратор должен знать, что существуют различные типы сбоев – в зависимости от типовых условий эксплуатации программного обеспечения. Пример – баги, возникающие при повышенной нагрузке на процессор.

Существуют следующие виды ошибок работы программы:

  • Bohr Bug («борбаг») – «стабильный» сбой. Неполадка, которая легко обнаруживается на этапе отладки или бета-тестирования. Тогда, когда о стабильной версии ПО речи еще нет.
  • Heisenbug («гейзенбаг») – периодически возникающий, иногда надолго исчезающий баг или ошибка. У такой неполадки меняются свойства, включая зависимость от программной среды.
  • Mandelbug («мандельбаг») – сбой, который трудно предугадать. И к чему он приведет – тоже.
  • Schroedinbug («шрединбаг») – критическая неполадка. Чаще всего приводит к образованию возможности взлома. Внешне такие сбои себя практически никак не проявляют.

Последний вид ошибок является основной причиной регулярного обновления операционных систем, включая Windows.

Также есть вид бага, который называется «варнинг» (warning). Он не представляет опасности для программного обеспечения. Выглядит сообщением или отчетом об ошибке. Сборке ПО и последующей эксплуатации warnings не мешают. Чаще всего являются следствием синтаксических ошибок в коде на тех или иных языках разработки. Компилятор может устранить их самостоятельно. Есть и баги программы, мешающие компиляции программного обеспечения. Им программисты должны уделять пристальное внимание.

В IT встречаются следующие виды иных багов:

  • логические;
  • синтаксические;
  • компиляционные;
  • среды реализации;
  • арифметические;
  • ресурсные;
  • взаимодействия.

Далее каждый вариант будет рассмотрен более подробно.

Логические сбои

Логический баг программы – это самый «опасный» и серьезный вариант. Они влекут за собой изменение функционирования приложения, несмотря на заданное техническое задание. Последствия непредсказуемы. Корректировки логических багов возможны, только если команда разработчиков нашла нестыковку изначальной логики.

Читать также:  Как моральная дилемма и жизненный план отдельного участника теста Тьюринга

Данную категорию можно назвать «неопасной». Ошибки синтаксиса присутствуют на уровне конкретного языка разработки. То, что на одной платформе будет работать хорошо, на другой отобразится с ошибками.

Чаще всего подобный вариант встречается, если создается кроссплатформенное программное обеспечение. Их легко исправляют на этапе компилирования.

Компиляционные

Ситуация, при которой код, написанный на языке высокого уровня, переходит в машинный. Причины образования подобных багов разнообразны:

  • серьезные синтаксические ошибки;
  • сбои в самом компиляторе.

Устраняются на этапе непосредственной разработки и отладки. Связано это с тем, что выпустить контент для бета-тестирования при компиляционных сбоях не представляется возможным.

Ошибки среды выполнения

Run-Time сбои. Возникают в скомпилированном ПО во время запуска. Пример – при нехватке ресурсов на устройстве. К их образованию приводит невнимательность разработчика: если он не принял во внимание реальные условия работы. Исправляются путем проработки логики.

Арифметические

Баг или ошибка логического типа. Встречается, когда программа работает с огромным количеством переменных и вычисляет их, но на каком-то этапе «что-то пошло не так». Пример – деление на ноль или получение «бесконечного» результата.

Исправить арифметический баг программы можно исключительно на уровне кода и внедренных алгоритмов. Иногда это достаточно трудная задача.

Ресурсные

Встречаются все реже. Данная категория сбоев относится к ситуации, при которой программист «не рассчитал» ресурсы, имеющиеся на компьютере и необходимые для корректной работы приложения. Чаще всего возникают из-за того, что пользователи пытаются запустить программы «текущего года» на старых устройствах.

Взаимодействия

Программная ошибка взаимодействия – неполадка, возникающая из-за взаимодействия с ПО или устройством. Пример – облачное приложение, когда разработчик ошибается с использованием веб-протоколов. При постоянном появлении сбоя выход один – переписывать «проблемный» участок кода.

Баг – это термин, который произошел от английского «bug» – жук. У разработчиков он указывает на ситуацию, когда запись в программном коде выдает неверный результат. Причинами могут выступать разные явления – от некорректной работы компилятора до неполадок в исходной программе или его интерфейсе.

Баги обычно обнаруживаются вследствие тестирования. Пример – на этапе отладки. В некоторых ситуациях баги всплывают непосредственно после релиза программного продукта. Какие-то неполадки критичны и мешают функционированию ПО, а какие-то незначительны – доставляют некоторые неудобства, но со своими ключевыми задачами приложение отлично справляется. Чем раньше они будут выявлены, тем более оперативно удастся устранить их.

Возможны следующие варианты багов или ошибок:

  • Возникло сообщение об ошибке. Программный продукт продолжает функционировать.
  • Приложение зависло или вылетело без тех или иных предупреждений/предпосылок.
  • Происходит одно из перечисленных событий, но с одновременной отправкой отчета разработчику.

В случае с игровым контентом вместо bugs (ошибки или баги) применяется термин crush («краш»). Он указывает на критическую проблему, которая возникает при запуске или непосредственной эксплуатации приложения. Когда речь заходит об изучаемом понятии, под ним принято подразумевать сбои в графике. Пример – персонаж проваливается в текстуры.

Исключения и как избежать багов

Исключение – событие, при возникновении которых начинается «неправильное» поведение программы. Механизм, необходимый для стабилизации обработки неполадок независимо от типа ПО, платформ и иных условий. Помогают разрабатывать единые концепции ответа на баги со стороны операционной системы или контента.

  • Программными. Они генерируются приложением или ОС.
  • Аппаратными. Создаются процессором. Пример – обращение к невыделенной памяти.

Исключения нужны для охвата критических багов. Избежать неполадок помогут отладчики на этапе разработки. А еще – своевременное поэтапное тестирование программы.

P. S. Большой выбор курсов по тестированию есть и в Otus. Присутствуют варианты как для продвинутых, так и для начинающих пользователей.

Ошибки в программах бывают:

  • логическими;
  • синтаксическими;
  • взаимодействия;
  • компиляционные;
  • ресурсные;
  • арифметические;
  • среды выполнения.

Это – основная классификация сбоев в приложениях и операционных системах. Логические, синтаксические и «среды выполнения» встречаются в разработке чаще остальных. На них будет сделан основной акцент.

Ошибки синтаксиса

Синтаксические баги распространены среди новичков. Они относятся к категории «самых безобидных». С данной категорией ошибок способны справиться компиляторы тех или иных языков. Соответствующие инструменты показывают, где допущена неточность. Остается лишь понять, как исправить ее.

Синтаксические ошибки – ошибки синтаксиса, правил языка. Вот пример в Паскале:

Код написан неверно. Согласно действующим синтаксическим нормам, в Pascal в первой строчке нужно в конце поставить точку с запятой.

Тут стоит выделить обычные и арифметические типы. Вторые возникают, когда программе при работе необходимо вычислить много переменных, но на каком-то этапе расчетов возникают неполадки или нечто непредвиденное. Пример – получение в результатах «бесконечности».

Логические сбои обычного типа – самые сложные и неприятные. Их тяжелее всего обнаружить и исправить. С точки зрения языка программа может быть написана идеально, но работать неправильно. Подобное явление – следствие логической ошибки. Компиляторы их не обнаруживают.

Выше – пример логической ошибки в программе. Тут:

  • Происходит сравнение значения i с 15.
  • На экран выводится сообщение, если I = 15.
  • В заданном цикле i не будет равно 15. Связано это с диапазоном значений – от 1 до 10.

Может показаться, что ошибка безобидная. В приведенном примере так и есть, но в более крупных программах такое явление приводит к серьезным последствиям.

Время выполнения

Run-time сбои – это ошибка времени выполнения программы. Встречается даже когда исходный код лишен логических и синтаксических ошибок. Связаны такие неполадки с ходом выполнения программного продукта. Пример – в процессе функционирования ПО был удален файл, считываемый программой. Если игнорировать подобные неполадки, можно столкнуться с аварийным завершением работы контента.

Самый распространенный пример в данной категории – это неожиданное деление на ноль. Предложенный фрагмент кода с точки зрения синтаксиса и логики написан грамотно. Но, если клиент наберет 0, произойдет сбой системы.

Компиляционный тип

Встречается при разработке на языках высокого уровня. Во время преобразований в машинный тип «что-то идет не так». Причиной служат синтаксические ошибки или сбои непосредственно в компиляторе.

Наличие подобных неполадок делает бета-тестирование невозможным. Компиляционные ошибки устраняются при разработке-отладке.

Ресурсный тип ошибок – это сбои вроде «переполнение буфера» или «нехватка памяти». Тесно связаны с «железом» устройства. Могут быть вызваны действиями пользователя. Пример – запуск «свежих» игр на стареньких компьютерах.

Исправить ситуацию помогают основательные работы над исходным кодом. А именно – полное переписывание программы или «проблемного» фрагмента.

Взаимодействие

Подразумевается взаимодействие с аппаратным или программным окружением. Пример – ошибка при использовании веб-протоколов. Это приведет к тому, что облачный сервис не будет нормально функционировать. При постоянном возникновении соответствующей неполадки остается один путь – полностью переписывать «проблемный» участок кода, ответственный за соответствующий баг.

История происхождения термина

Баг – слово, которое используется разработчиками в качестве сленга. Оно произошло от слова «bug» – «жук». Точно неизвестно, откуда в программировании и IT возник соответствующий термин. Существуют две теории:

  • 9 сентября 1945 года ученые из Гарварда тестировали очередную вычислительную машину. Она называлась Mark II Aiken Relay Calculator. Устройство начало работать с ошибками. Когда его разобрали, то ученые заметили мотылька, застрявшего между реле. Тогда некая Грейс Хоппер назвала произошедший сбой упомянутым термином.
  • Слово «баг» появилось задолго до появления Mark II. Термин использовался Томасом Эдисоном и указывал на мелкие недочеты и трудности. Во время Второй Мировой войны «bugs» называли проблемы с радарной электроникой.

Второй вариант кажется более реалистичным. Это факт, который подтвержден документально. Со временем научились различать различные типы багов в IT. Далее они будут рассмотрены более подробно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *