Как помочь ребенку освоить школьную программу
Хорошо учиться и легко осваивать школьную программу – это очень хорошая способность. Конечно, ребенку с такими навыками намного легче готовиться к выпускным экзаменам, а потом и учиться в вузе. Поэтому родители постоянно задаются вопросом: как помочь ребенку учиться, при этом не лишая его самостоятельности в обучении?
У некоторых детей процесс обучения в общеобразовательной школе вызывает большие затруднения, которые связаны с разными причинами. Родители должны своевременно помочь ребенку справиться с трудностями в обучении. Конечно, дети и сами могут справиться со своими проблемами в учебе, однако без помощи этот процесс может затянуться, и время, проведенное в статусе отстающего ученика, может сделать его неуверенным и скованным.
Правильное и разумное отношение в семье и школе к проблемам ребенка, знание причин, снижающих его успеваемость, и своевременная помощь могут помочь облегчить его адаптацию в школьном коллективе, повысить успеваемость и пробудить уверенность в своих силах. Но, к сожалению, не все родители и педагоги знают, в чем причина школьной неуспеваемости детей и как помочь им преодолеть трудности в усвоении доступной их пониманию программы.
Любого неуспевающего ученика можно заинтересовать учебой и настроить на хорошие результаты. Главное, чтобы родители сумели вовремя выяснить, почему ребенок плохо учится. Только так можно понять, какие меры можно предпринять для повышения его успеваемости.
Причины плохой успеваемости
Недостаточная осведомленность, то есть малый запас сведений об окружающем ребенка мире, его явлениях, людях и их взаимоотношениях. Ребенок, познавая мир, приобретает определенные знания, умения, навыки и способности. Недостаток таких знаний и умений приводит к тому, что даже тот ребенок, который обладает хорошо развитыми вниманием, памятью и работоспособностью, не сможет хорошо учиться.
Астеническое состояние. Это состояние повышенной утомляемости, истощаемости, утраты способности к длительному физическому и умственному напряжению. Астенические состояния возникают у ребенка вследствие длительной болезни. Так, часто болеющему ребенку приходится пропускать занятия, и он начинает отставать по всем предметам школьной программы. Также после болезни появляются трудности с адаптацией в школе. Часто к последнему уроку (к концу учебной недели) продуктивность ребенка резко падает. Но после восстановления от болезни он легко возвращается к привычному ритму учебы.
Психотравмирующие ситуации. Под психотравмирующей ситуацией понимают те особенности жизни и взаимоотношения людей, окружающих ребенка, которые приводят к появлению у него переживаний и отрицательных эмоций. Болезненная реакция на эту ситуацию может снизить работоспособность ребенка, а переживания отвлекают его от обучения.
Наиболее частые психотравмирующие ситуации:
- Разногласия между родителями. Нередко психотравмирующая ситуация возникает в семье, где оба или один из родителей, к примеру, затевают дома скандалы. Дети страдают от этого и очень сильно переживают. И, как следствие, отличаются рассеянным вниманием, подолгу не могут включиться в урок, быстро забывают выученное. О хорошей успеваемости в таких условиях можно забыть.
- Конфликты со сверстниками. Особенно часто это происходит в подростковом возрасте. А если это еще и конфликты с одноклассниками, тогда ребенок, скорее всего, думает лишь о том, как ему быстрее уйти домой или отомстить за свои обиды, а не о том, как разобраться в непонятном предмете или повторить пройденный материал.
- Конфликты с учителями. Конфликтная ситуация с учителем может возникнуть по разным причинам: по вине ученика, учителя или родителей. Иногда родители сами создают своему ребенку психотравмирующую ситуацию в классе. Это бывает с теми родителями, которые видят в своем сыне или дочери только одни достоинства. Они обвиняют учителя в том, что он не рассмотрел талант их ребенка, а ребенок считает мнения родителей верными и перестает учиться, ведь он и так «умен». Более того, он может еще и вызывающе себя вести, что для поведения в стенах школы недопустимо. Может сложиться и так, что педагог просто невзлюбил ребенка и постоянно придирается к нему по любому поводу, даже не пытаясь помочь и разъяснить непонятные моменты.
Отсутствие у ребенка склонности к изучению предмета. Ребенку со склонностью к гуманитарным предметам обычно плохо дается математика, физика, химия, информатика и другие точные науки. Однако если ребенок делает успехи в литературе, географии, истории и русском языке, постоянные неудачи в изучении других предметов могут подавить его интерес к учебе в целом, что в результате негативно повлияет на успеваемость в школе.
Отсутствие самодисциплины. Если ребенок плохо учится в школе, причиной тому также может служить отсутствие навыков самодисциплины. Ему трудно заниматься, когда вокруг столько соблазнов: хорошая погода на улице, интересный фильм или новая серия любимого сериала, друзья по переписке и компьютерные игры.
Отсутствие режима. Когда у ребенка нет четкого режима дня после школы, сложно ожидать от него каких-то хороших результатов. Он будет постоянно отвлекаться, так как не умеет правильно планировать свое время, и в итоге домашние занятия ребенок будет выполнять быстро, в самый последний момент, не вникая в суть изучаемого материала.
Педагогическая запущенность. Она также может быть одной из причин того, почему ребенок плохо учится. Очень часто подобная ситуация наблюдается и там, где родители либо совершенно не интересуются воспитанием, либо полностью посвящают себя построению карьеры и материальному благополучию. В любом случае, семейный воспитательный процесс в таких семьях отсутствует.
Нехватка внимания со стороны родителей. Часто ребенок находится в состояниях, которые непременно требуют поддержки взрослых. Поэтому родителям следует задуматься: может, плохая успеваемость – это протест против недостаточного внимания со стороны родителей и большого количества запретов?
Особенности школьной программы. Школьная программа для ребенка может оказаться как слишком простой, так и чересчур сложной. И в первом, и во втором случае ребенку становится скучно. И если на уроках отсутствует индивидуальный подход к каждому школьнику, то очень часто они начинают получать плохие оценки.
Рекомендации родителям
Откажитесь от нотаций. Нельзя постоянно осыпать ребенка упреками. Даже если он допустил существенный промах, не стоит постоянно напоминать ему об ошибке. Отказ от нотаций позволяет добиться большего эффекта, нежели постоянное поучение.
Увлекайте ребенка процессом получения знаний. Тогда он будет учиться не ради хороших оценок и похвалы, а для совершенствования своей личности. Не всем легко дается изучение физики, английского языка или каких-либо других предметов. Однако стоит помнить о том, что любой предмет можно сделать интересным, если подключить фантазию. Прививайте ребенку любовь к чтению и обсуждайте с ним прочитанное, рассказывайте ему что-то новое и интересное, чтобы вызвать в нем стремление получать знания самостоятельно.
Сформируйте у ребенка ситуации успеха. Обязательно найдите какое-нибудь занятие, чтобы ребенок смог реализовать себя. Это должно быть что-то, что ему нравится и в чем он показывает хорошие результаты, будь то спорт или творчество. Хвалите его за достижения и концентрируйте его внимание на них. Так он сможет чувствовать себя уверенно, а уверенность постепенно распространится на другие сферы его жизни, в том числе и на учебу.
Оказывайте поддержку. Старайтесь показывать ребенку, что ваше отношение к нему не меняется независимо от оценок, которые он получает в школе. Когда у него что-то не получается, поддержите и заверьте, что он обязательно справится. Если действовать наоборот, демонстрируя радость, только когда ребенок получил хорошую оценку, он будет бояться неудач, а постоянная тревожность серьезно помешает нормальной учебе. Не будет лишним, если вы сами разберетесь со школьным материалом и поможете ребенку освоить или запомнить его. Помните: родительская помощь должна ограничиваться объяснениями или подсказками, если ребенок чего-то не понимает. Но она не должна быть постоянной. Можно помогать ребенку с выполнением особенно сложной работы, однако следует стремиться к тому, чтобы со временем он научился справляться с уроками самостоятельно.
Используйте «таблицы-напоминалки». Таблицы можно переписать из учебника или справочника, найти в интернете и распечатать или сделать собственные вместе с ребенком. Затем разместите их на стене над рабочим местом. Такая возможность в нужный момент подсмотреть на таблицу-подсказку, со временем поможет быстрее запоминать материал.
Обратите внимание на нагрузку ребенка. Возможно, она чересчур велика для него. Внимательно изучите график занятий своего ребенка, поймите, насколько он загружен. Может, у него слишком много дополнительных занятий и кружков? Стоит ли уменьшить количество дополнительных занятий? Прежде, чем решиться на тот или иной шаг, следует обратить внимание на то, как ребенок занимается в этих кружках. Приносит ли ему их посещение удовольствие? Какие результаты он проявляет?
Мотивируйте. Объясните, почему так важно получить в жизни хорошее образование, что может дать умение усваивать нужную информацию. Если у ребенка не будет мотивации к выполнению того или иного задания, возьмется ли он за него? Нет! Поэтому вы должны заинтересовать его.
Контролируйте умеренно. Не стоит слишком контролировать своего ребенка. Ведь постоянное и очень активное внимание к процессу обучения нередко приводит к нежеланию учиться. Ребенку начинает казаться, что для его родителей важны лишь хорошие оценки, а все прочие сферы его жизни, его чувства и переживания просто не интересны родителям. Подобные мысли и приводят к потере желания учиться.
Приучайте к ответственности. Детей уже с первых лет посещения школы необходимо приучать к ответственности за совершенные поступки. Вполне возможно, что подобное отношение к себе сохранится у ребенка надолго. Родители должны учить детей пониманию того, что в жизни многое зависит от стремлений, желаний и совершенных поступков. Также необходимо разъяснять ребенку, что процесс обучения является своеобразным трудом, и весьма непростым.
Организуйте место для занятий. Правильная организация места для занятий – это одно из самых необходимых условий для успешного обучения. Индивидуальные границы должны быть у каждого человека. Только так ребенок будет чувствовать себя комфортно и свободно. Вот увидите, он станет более дисциплинированным, если будет знать, что дома имеется есть его личный уголок для выполнения заданий.
Гордитесь своим ребенком в любом случае, а не только тогда, когда он получает хорошие оценки или побеждает на школьных олимпиадах. Просто не мешайте ему раскрывать внутренний мир и быть самим собой. Помните, что не всегда школьные предметы даются легко. Чтобы постоянно не задаваться вопросом о том, как заставить ребенка учиться в школе, лучше больше хвалите его, но помните, делать это необходимо только обоснованно, так как похвала из лести только навредит ребенку. Такой подход поможет сформировать у него адекватную самооценку и достичь в будущем больших побед.
Помогите расставить приоритеты. Проблема в обучении многих детей заключается в том, что у них отсутствует навык четкого распределения нагрузки. Придя после школы домой, они сразу садятся за компьютер. Не все умеют вовремя отвлечься и переключиться на выполнение домашних заданий. Некоторые учащиеся приходят в класс с невыполненными уроками. Именно так и падает успеваемость, а ребенок теряет интерес к учебе. Поэтому помогите ребенку расставить приоритеты. Объясните ему, почему вначале необходимо выполнять самые сложные задания. Пусть в сутках найдется время и общению с друзьями, походам в кино, а не только бесконечному просиживанию за учебниками. Когда день будет расписан по часам, он сам удивится тому, что станет больше успевать, а оценки тем временем станут значительно лучше.
Сохраняйте позитивный настрой. В любом случае важно сохранять бодрость духа и оптимизм. Ребенок должен усвоить, что неразрешимых проблем не существует. На собственном примере продемонстрируйте, что любые сложности можно преодолеть, если браться за их решение с улыбкой. Позитивный настрой способствует повышению концентрации внимания и вдумчивому изучению учебного материала, а это непременно благоприятно скажется на успеваемости в школе.