Как понять, в чем причина неуспеваемости ребенка в школе

Специалист отмечает, что нельзя заставить ребенка просто все делать быстрее, нужно развивать те навыки, которые не получаются. Медленно читает — тренируйте чтение, пишет — письмо. Только таким способом можно добиться результата. Также важно понимать, что в учебе одно зависит от другого: медленно читающий быстро писать и выполнять задания не будет.

Если в начале работы ребенок медлителен, допускает ошибки, но постепенно ошибки исчезают, а скорость возрастает почти в два раза, то это говорит о замедленной врабатываемости. Таким детям необходимо давать время для «настройки». Нельзя требовать, чтобы они сразу начинали действовать быстро, так как в этом случае дети сделают много ошибок в начале работы или вообще не приступят к ней.

Детский психолог предлагает использовать сначала черновик, а только потом чистовик. Если же ребенок наоборот сначала выполняет все без ошибок, а потом скорость и качество работы падают, то стоит дать ему отдохнуть. Это говорит об общей загруженности школьника. Необходимо привести все в норму: соблюсти равновесие между учебой и отдыхом, выстроить режим, правильно питаться. Тогда все придет в норму.

Часто кажется, что причина плохих оценок в детской лени. Надо тщательнее заставлять ребенка, и все станет на свои места. Лень — это объяснение, которое не требует никаких дополнительных мер, кроме «кнута и пряника».

Однако иногда такие меры не улучшают оценок и дают противоположный эффект. У ребенка расшатывается психика, он становится еще более рассеянным, невнимательным, тревожным.

О том, как понять, что дело не в лени, а в индивидуальных особенностях развития ребенка, и как себя вести в этом случае, рассказывает Ксения Несютина — психолог, ТРИЗ-педагог, автор книг для развития творческого мышления у детей.

Ад во время домашних заданий

Внимания ребенка хватает на три минуты. А после его может отвлечь все что угодно: сильный порыв ветра за окном или пролетающая муха. Подготовка домашнего задания превращается в постоянное одергивание родителя: «Решай, пиши, делай». Но при этом ребенок без отвлечений и подолгу может заниматься тем, что ему интересно и зрелищно: компьютерные игры, мультики, ютубные ролики. Иногда это сбивает с толку родителя, который начинает думать, что ученик ленится и притворяется, специально отвлекается на ерунду, чтобы не делать домашнее задание.

Здесь дело в недостаточном внимании.

Возможно, у ребенка есть особенности, которые вы не замечаете и принимаете за лень. Иногда помощь нужна и самому родителю, который не справляется со стрессом на работе или в семейных отношениях.

Что на уме, то и на языке

Даже не на языке, а сразу в действиях.

Ребенок сразу делает то, что приходит в голову или вызывает эмоциональный отклик.

Во время настольной игры он разбрасывает все карточки, если у него выпало не то количество очков. На уроке сразу выкрикивает ответ, не дожидаясь, когда спросит учитель.

Внешне кажется, что школьник просто плохо воспитан и не умеет себя вести. Но на деле родители перечитали уже все энциклопедии по хорошим манерам. Ребенок знает, как поднимать руку на уроке, и торжественно обещает при проигрыше в лото быть спокойным.

Здесь все дело в повышенной импульсивности.

Ребенок не может взять себя в руки и исправить такой стиль поведения по требованию взрослого. Причины кроются глубже: стили воспитания в семье, уровень тревожности матери, даже переживания мамы во время беременности и наследственность. Обращение к детским специалистам поможет разработать свой подход к решению проблемы. А не усугублять симптомы, нагружая ребенка чувствами вины и стыда за свое поведение.

Школьный материал надо заново объяснять дома

Ребенок приходит из школы и много рассказывает об одноклассниках, друзьях, событиях на переменах. Но как только садится за домашние задания, то тут полный провал. Ребенок ничего не знает. При этом дома ребенок быстро все схватывает и понимает. Родители думают, что ребенок ленится на уроках: не работает, не запоминает материал.

Но проблема в другом. Человек так устроен, что стресс блокирует интеллектуальную работу.

Представьте, что вы читаете книгу и вдруг по радио передают новости о природной катастрофе в вашем родном городе. Вы тут же отвлечетесь и вряд ли продолжите чтение, пока не позвоните родственникам и друзьям, чтобы убедиться в их сохранности.

То же самое происходит у ребенка, если у него не ладятся отношения с одноклассниками.

Психика направляет все ресурсы, чтобы справиться с тревогой и напряжением по поводу общения с ребятами. Если тебя дразнят, не хотят играть, считают немодным, то это становится первоочередной проблемой для ребенка. Таблица умножения или правила ЖИ-ШИ уходят на второй план.

Объективные проблемы с базовой грамотностью

Ребенок путает слоги, когда читает. С трудом осваивает алфавит и долго не может выучить буквы. Плохо ориентируется в пространстве, путает лево-право. Иногда к этому добавляются систематические орфографические ошибки. Он заменяет буквы, путает слоги, пишет слова слитно. При этом у ребенка широкий кругозор, он хорошо разговаривает и знает правила русского языка.

В этом случае лучше проверить ребенка у логопеда или дефектолога.

Так проявляются неврологические расстройства: дислексия, дисграфия, дискалькулия. Чем раньше ребенок начнет учиться по специальной программе, тем меньше это отразиться на его самооценке и психике.

Если у родителей нарастает тревога по поводу учебы, лучше не выливать ее на ребенка, не обвинять его в лени и не стыдить за двойки. Правильнее обратиться к специалистам — детскому психологу, дефектологу, логопеду, невропатологу.

Иногда самим родителям нужна помощь семейного психолога или взрослого психотерапевта, если обстановка в семье напряжена. Вам помогут грамотно решить проблему, а не укоренять ее руганью и скандалами.

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Насколько успешно пройдет его адаптация, зависит от многих причин: готов ли ребенок к учебе физически, интеллектуально и психологически, сформирована ли у него позиция школьника.

Что делать, если в первые же недели учебного года вы заметили, что первоклашке трудно освоиться в школе? Советы родителям дает педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы Марина Архипова.

Марина Архипова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы

Определите, что именно вызывает трудности

Каждый день интересуйтесь у первоклассника, как прошел его день в школе, какие события происходили, что нового он узнал, с кем общался. Обращайте внимание на то, с каким настроением он по утрам собирается в школу.

Так вы сможете понять, в чем ребенок испытывает трудность.

Возможно, школьнику не удается ни с кем подружиться в классе, он не может привыкнуть к требованиям учителя или не понимает задания, ему трудно быть внимательным на протяжении всего урока. Также ребенок может испытывать чувство тревоги, отвечая у доски, или слишком долго переодеваться на физкультуру и в итоге опаздывать на урок. К каждой ситуации и к каждому ребенку нужен свой подход. Вот некоторые варианты действий родителей, которые помогут первокласснику быстрее адаптироваться.

Помогите найти друзей в классе

Иногда ребенок не хочет идти в школу, потому что чувствует себя чужим среди своих. Ему не с кем поговорить на перемене, поделиться радостью или переживаниями. В своем классе он не получает ни поддержки, ни признания.

Ребенку просто нужны друзья.

Разузнайте через классного руководителя или родителей одноклассников, кто из ребят в классе имеет схожие интересы с вашим ребенком. Общие темы для разговора могут стать началом дружбы. Посоветуйте своему ребенку проявить инициативу в общении. Ведь только начав общаться, можно понять, с кем ему интересно и психологически комфортно.

Также вы можете обсудить с классным руководителем и другими родителями возможность организовать для детей интересные внеурочные мероприятия, где первоклассники смогли бы пообщаться в неформальной обстановке и лучше узнать другу друга.

Не требуйте идеальных знаний по всем предметам

В первом классе отметок детям еще не ставят. Но многие учителя использую различные наклейки и смайлики, по которым ребенок может понять, насколько хорошо он справился с заданием. За успехи хвалите своего первоклашку, ваше одобрение очень важно для него.

Но сдерживайте негативную реакцию, если у школьника что-то не получилось.

Завышенные требования и чрезмерные ожидания родителей могут привести к тому, что он начнет сомневаться в своих силах и способностях и в итоге потеряет интерес к учебе. Многие родители мечтают, чтобы ребенок был успешен, но успех и «пятерки» по всем предметам – это не всегда одно и то же. Позвольте, а лучше помогите и создайте условия для того, чтобы ребенок развивался в той области, к которой у него есть интерес и способности. Возможно, он станет выдающимся ученым, художником, спортсменом, и сейчас ему нужна ваша поддержка.

Развивайте в ребенке навыки публичного выступления

Каждому школьнику приходится на уроке выходить к доске и отвечать перед всем классом. Дети, которые посещали дошкольную группу, чаще всего справляются с этой задачей, ведь на протяжении нескольких лет на утренниках они выступали перед полным залом родителей и педагогов.

Если вы поняли, что ваш ребенок испытывает чувство тревоги, выходя к доске, и от волнения не может показать тех знаний, которые у него есть, то вам нужно действовать. Попробуйте записать ребенка в театральный кружок или кружок художественного слова.

Подойдет любая творческая студия, где дети регулярно выходят на сцену, а во время репетиций постоянно взаимодействуют.

Постепенно школьник раскрепостится, будет спокойнее воспринимать выступление на публике, и ответы у доски уже не будут вызывать у него чрезмерного волнения. Информацию о кружках в Москве можно найти на сайте Департамента образования и науки «Школа. Москва». Кроме того, там есть много полезной информации и советов от психологов и педагогов о том, как делать домашнюю работу, позитивно настроиться на учебный год и рекомендации, как выбрать секцию и кружок ребенку.

Поощряйте самостоятельность

Иногда трудности ребенка связаны не с вхождением в новый коллектив и не с усвоением образовательной программы, а с бытовыми вопросами.

Например, первоклассник не умеет пользоваться вилкой, завязывать шнурки, ему трудно застегнуть пуговицы или аккуратно сложить письменные принадлежности в портфель. В итоге ребенок не успевает вовремя позавтракать в школьной столовой или переодеться на физкультуру.

Помогите ребенку освоить все необходимые навыки.

Тренируйте их дома в свободное время. Лучше делать это в игровой форме и с позитивным настроем.

Вместе с ребенком участвуйте в мероприятиях школы

Сегодня в образовательных организациях есть немало возможностей проявить себя в общественной, спортивной, творческой жизни. Это помогает ребенку раскрыться с новой стороны и для одноклассников, и для себя.

Порой внеурочная деятельность так захватывает ученика, что школа становится для него местом раскрытия талантов, успеха и признания.

В такую школу ребенок ходит с удовольствием. Поэтому будьте для него примером активной жизненной позиции.

Интересуйтесь, поддерживайте, хвалите

Интересуйтесь тем, что происходит в жизни ребенка в школе и вне ее. Поддерживайте морально, когда ему трудно.

Искренне радуйтесь его успехам, даже небольшим.

Учитывайте его интересы и помогайте развиваться. Теплые и доверительные отношения помогут вовремя заметить, если в жизни ребенка возникли трудности, понять, в чем их причина. А если не удастся самостоятельно справиться с ситуацией, вы всегда можете обратиться за консультацией к специалисту Городского психолого-педагогического центра Москвы.

Хватает двойки на уроках, не хочет идти в школу, домашнее задание с боем — эти проблемы могут преследовать родителей начиная с первого класса. Но чаще всего дети теряют интерес к урокам в средней и старшей в школе, как раз перед выпускными экзаменами. Вместе с Рыбаков Фондом спросили медицинского психолога Кристину Курош, в чем может быть причина и как помочь ребенку (и себе).

Как понять, в чем причина неуспеваемости ребенка в школе

медицинский психолог, нейропсихолог

— Если ребенок не хочет учиться — проблема только в ребенке? А может, виноваты учителя в школе или одноклассники?

— Если взрослый не хочет работать, это ведь не всегда значит, что он плохой специалист или бездельник — даже самого мотивированного молодого сотрудника с «горящими очами» за несколько лет можно превратить в выгоревшего, пренебрегающего своими обязанностями «работника». Но взрослому мы справедливо можем сказать: «Не нравится — увольняйся», а вот дети куда реже имеют возможность выбрать место, где будут обучаться.

— Может ли мотивация пропасть из-за количества школьных или внешкольных занятий? Как понять, что нужно «разгрузить» ребенка?

— «Перегруз» обязанностями, информацией и деятельностью на пользу не пойдет ни ребенку, ни взрослому. Однако здесь есть важный нюанс: в период своего становления человеческая психика учится адаптироваться к окружающей среде не только овладевая новыми навыками, но и «привыкая» к определенному ритму нагрузок. Иными словами, дети учатся работать на определенном «уровне мощности». Тут важно, чтобы нагрузка была оптимально продумана и перемежалась с достаточным и правильным отдыхом.

А вот что почти наверняка постепенно будет снижать мотивацию ребенка к занятиям — это большое количество неинтересной, неважной, бессмысленной для ребенка деятельности. Представьте, что мы заставим среднестатистического менеджера несколько лет посещать курсы французского, китайского, робототехники и игре на виолончели. Есть, конечно, шанс, что он внезапно «влюбится» в какую-либо из этих сфер, однако куда более вероятно, что через некоторое время он начнет манкировать занятиями и успехи его будут оставлять желать лучшего. Кстати, это тот же фактор, который заставляет взрослых «гореть» на своих рабочих местах (и особенно в госучреждениях) — большое количество непонятной и бесполезной деятельности.

Легко сказать: «Просто поддерживайте оптимальный режим нагрузок и отдыха», а вот реализовывать это куда сложнее. Самым точным и полезным инструментом в этом деле для родителя является диалог с ребенком — не просто передача информации или приказа, а общение двух личностей, двух живых людей. Для этого необходимо, чтобы взаимоотношения в семье были более-менее здоровыми, тогда взрослый без труда поймет, искренне ли ребенок жалуется на усталость или пытается манипулировать им, чтобы «все время торчать за компом».

Есть и косвенные признаки переутомления, которые должны насторожить родителя:

  • нарушения сна;
  • внезапно появившиеся страхи или навязчивые привычки;
  • нехарактерная для ребенка вялость или, напротив, повышенная малонаправленная активность — он за все хватается, загорается идеями, но быстро бросает их и переключается на другие;
  • частые болезни;
  • слезливость;
  • склонность к истерическим «срывам».

— Ребенок не хочет не только учиться, но и вообще ничего не хочет, — частая проблема родителей подростков. Почему ребенок готов сутками сидеть за компьютером и могут ли родители устанавливать жесткие ограничения?

— В практике психолога это частый запрос. По моему профессиональному опыту, такому положению дел предшествует большое количество попыток ребенка сказать взрослому, что его не все устраивает в его повседневной жизни (да-да, снова те же бессмысленные, бесполезные в глазах ребенка занятия, которым нет ни конца ни края). Это вовсе не значит, что ребенок ничем не должен заниматься. Человеческая деятельность не может быть рассмотрена в отрыве от ее цели и смысла и принятия человеком этой цели («Зачем я буду стараться, если оно мне не нужно»). Поэтому так важна фигура родителя и учителя при знакомстве ребенка с новой деятельностью — ребенок учится не только навыкам, но и отношению к этой деятельности. Как часто приходится слышать на приеме рассказы о том, как неглупые люди из рук вон плохо учились, потому что видели, что эти предметы самим учителям-то неинтересны!

Каждый ребенок «сидит за компьютером» по-своему: кто-то общается в социальных сетях, кто-то пробует стать блогером, кто-то пишет свои первые программы, кто-то бездумно играет в простенькие игры, убивая время, кто-то играет в игры, требующие таких навыков и смекалки, которые нам и не снились.

Первым шагом к любым изменениям должен быть диалог, простая возможность поговорить с ребенком серьезно и по-честному, не только высказываясь, но и слушая. Если родитель не знает, чем ребенок сейчас живет, что для него действительно важно, мечтает ли он о чем-то или чем-то подавлен, то это не проблема компьютеризации общества — это проблема неумения/нежелания говорить друг с другом и хороший повод обратиться к семейному психологу. А вот когда диалог уже налажен, каждая семья совместно решает, какие правила будут в ней установлены и какие последуют санкции за их нарушение.

— Нужно ли родителям контролировать выполнение домашнего задания и следить за оценками?

— Мой любимый вопрос. Овладевая новой деятельностью, ребенок не просто набирает навыки, но и формирует целую систему, «учит учиться». Одним из важнейших компонентов этой системы является контроль, в том числе контроль полученного результата и сверка его с ожидаемым. Представим, что маленький ребенок пытается научиться есть ложкой, а мы искусственно направляем его руку. Когда он останется без присмотра, то будет беспомощен — ведь навыка сверять получившееся (ложка в ухе) с ожидаемым (ложка во рту) у него нет.

И это вовсе не означает, что нужно пустить все на самотек. Напротив, как раз формальное (когда родителям важны только оценки), не заинтересованное отношение взрослого к учебной деятельности ребенка — одна из важнейших причин, почему школьная мотивация угасает. Родитель должен быть включен в деятельность ребенка, но не управлять ею. Совет, поддержка, участие — вот лучшие помощники родителей школьников.

Часто родителю приходится следить за оценками и домашними заданиями ребенка именно потому, что результат деятельности ребенку безразличен. Тогда взрослому приходится и контролировать учебный процесс, и становиться искусственным мотиватором — поощрять ребенка за учебные успехи подарками и поездками и угрожать лишениями за неуспеваемость.

— Как вообще разговаривать с ребенком, чтобы повысить мотивацию к учебе? Ведь бывает, что и угрозы лишить денег, и объяснения, что ребенок не сдаст экзамены и не поступит в вуз, — не помогают.

— Это происходит уже тогда, когда деятельность настолько опостылела школьнику, что он готов уже сам заплатить родителю, учителям и кому угодно вообще, чтобы его больше «не доставали».

Для начала неплохо бы выяснить, как сам ребенок вообще видит свое будущее и, при необходимости, аккуратно внести коррективы или уточнения в эти ожидания. Вариант «Я стану гениальным программистом, и поэтому мне не нужна литература и русский язык!» вполне может быть принят при условии, что тогда ребенок как следует наляжет на математику и информатику.

К сожалению, довольно часто подростки, привыкшие к многолетнему контролю и «мотивации извне» со стороны родителей, вообще не имеют никаких ожиданий от будущего: «Пойду, где баллов хватит», «Куда-нибудь устроюсь». Этот печальный вариант развития событий — результат того, что в течение многих лет обучение ребенка было устроено неверно. В итоге школьник не научился деятельности — он научился просто покорно выполнять ряд действий, как робот. Тут необходима помощь специалиста: нужно заново выстроить диалог с ребенком и пытаться «наверстать упущенное», отыскивая сферу, интересную ребенку.

— Нежелание учиться может быть связано с депрессией? Как распознать, что ребенка стоит показать психологу?

— Любые резкие изменения привычного поведения ребенка должны насторожить родителя. К примеру:

  • он забросил то, чем раньше интересовался, а новых увлечений не появилось;
  • стал замкнутым/агрессивным/апатичным, подавленным,
  • нарушился сон, аппетит (как в сторону повышения, так и в сторону понижения);
  • появились следы ожогов или порезов на теле (нет, это не «просто модно у молодежи» и не «повыпендривается и успокоится»).

Часто подростки напрямую говорят, что плохо себя чувствуют: высказывают идеи собственной ничтожности, незначимости, бессмысленности своей жизни. Все это не праздные «напрашивания на комплименты», а тревожный звоночек.

— Как часто дети не хотят учиться? Связано ли это с современной системой образования и поможет ли поиск более креативных подходов к обучению?

— В первом классе намного больше ребят, искренне желающих учиться, чем впоследствии выходит из одиннадцатого. Причин этому масса: от индивидуальных особенностей ребенка, его семейной обстановки — и до самой образовательной системы. Преобразование учебной системы не решит всех проблем с нежеланием детей учиться, однако может стать мощным фактором, облегчающим ее. Система, построенная на принципах учета личного интереса ребенка, его возможности самостоятельно выбирать цель, которой он будет добиваться способна подарить обществу огромное количество целеустремленных молодых людей, умеющих не только учиться, но и самостоятельно делать выбор.

Принуждение и оценки сегодня — это «необходимое зло», некий костыль, который заменяет отсутствующую мотивацию ребенка к обучению. Если ребенок сам выберет цель, считая ее важной, и станет ее добиваться, преодолевая трудности и чувствуя поддержку взрослых, — это станет настоящей внутренней мотивацией к учебе. Тогда такие инструменты, как принуждение и запугивание оценками, будут не нужны.

Как понять, в чем причина неуспеваемости ребенка в школе

Сделать шаг к позитивным изменениям в школьной системе могут не только чиновники, но и сами учителя, ученики и родители. Рыбаков Фонд запускает конкурс-игру Школа Рыбаков Фонда для всех, кто хочет развивать свою школу и менять будущее и готов делиться идеями и опытом. Всего в конкурсе пять номинаций:

Как понять, в чем причина неуспеваемости ребенка в школе

Как понять, в чем причина неуспеваемости ребенка в школе

Можно поддержать ребенка, если он решит участвовать в конкурсе, выступить самим или собрать команду из родителей, учеников и педагогов вашей школы (вместо скучных родительских собраний!). Читать доклады или показывать презентации не придется — все проходит в формате интересной онлайн-игры, с картой, где отмечены и другие российские школы-участники. Вот что нужно делать:

Финалисты номинации «Ученик» получат гранты по 50 тысяч рублей, педагоги — по 100 тысяч рублей, а лучших представителей семьи и выпускников наградят айфонами и ноутбуками. Главный приз — 1 миллион рублей, которые можно потратить на развитие своей школы.

Как понять, в чем причина неуспеваемости ребенка в школе

— Как родителям разговаривать с учителем, который критикует ребенка? Насколько важно для ребенка, чтобы родители были на его стороне, нужно ли передавать ему, что педагоги им недовольны?

— «Гигиеничнее» и безопаснее всего сперва выяснить обстоятельства, выслушать как учителя, так и ребенка. Важно, чтобы родители умели показать ребенку, что любят его даже тогда, когда он ошибается, но не убеждали, что «он всегда прав». В моей практике был случай, когда мать яростно защищала перед всем школьным руководством право сына кидать в учителя стулом на уроке, если тот его чем-то расстроил. Везде хороша мера и здравый смысл.

Что делать родителям, если ребенок плохо учится в школе?.

«Ваш ребенок плохо усваивает учебный материал», «Ваш ребенок не умеет себя организовывать», «Ваш ребенок плохо ведет себя», «Ваш ребенок ленится» и т. Как часто такие фразы слышат родители от учителей? Какие чувства возникают у родителей в это время? Чувство несостоятельности и обиды, за то, что все идет не так, как должно идти? Чувство неуспешности и страха, что вы не справились, как родители, с воспитанием и теперь вас могут осудить? Чувство злости в результате возникшего впечатления, что ругают как будто лично вас?

Что делать родителям, когда дети получают плохие оценки, не хотят идти в школу или? Ответ на этот вопрос будет, во-первых, необходимо  справиться со своими эмоциями, вспомнить, что вы сами уже давно окончили школу, стали взрослыми людьми и на данный момент являетесь родителями. Как родители вы обязаны помочь ребенку в преодолении возникших у него трудностей. И, как взрослый человек, вы можете поговорить с другими взрослыми людьми, как лучше помочь ребенку. Во-вторых, облегчить адаптацию ребенка к школе, повысить успеваемость ребенка можно, выяснив причины, что же ему мешает это делать. И, в третьих,  самое последнее, что нужно делать, а лучше не делать —  это ругать, наказывать ребенка, читать ему нотации.

Предлагаем несколько советов, которые помогут вашему школьнику учиться продуктивнее:

  • Следите за обучением ребёнка. Вы всегда должны быть в курсе его успехов и неудач, чтобы вовремя похвалить или указать, над чем стоит поработать серьёзнее.
  • Организуйте чёткий распорядок дня. Если время на уроки, еду, увлечения и сон будет регламентировано, ребёнок сможет лучше сосредоточиться на деле, а вам не придётся тратить нервы на споры и уговоры.
  • Научите ребёнка тайм-менеджменту. Планирование задач позволит эффективнее распределять нагрузку. Например, большое задание можно выполнить небольшими порциями за несколько дней. Записывать задачи на каждый день можно на стикерах, магнитной доске или в онлайн-планировщик. Умение назначать сроки и укладываться в них будет полезно ребёнку на протяжении всей жизни.
  • Организуйте удобное рабочее место. Для письменных работ школьнику необходимы правильно подобранная мебель и хорошее освещение.
  • Обеспечьте правильное питание и здоровый сон. Следите, чтобы ребёнок спал не менее восьми часов в сутки, обеспечьте его здоровым питанием дома и давайте на учёбу полезные перекусы — например, орехи или злаковые батончики.
  • Интересуйтесь школьной жизнью. Ходите на собрания, общайтесь с учителями, слушайте, что они говорят о вашем ребёнке. Так вы сможете помочь ему выстроить правильные отношения в школе и всегда будете в курсе событий.
  • Не ругайте школу. Даже если вы считаете, что учитель не прав или задание в учебнике кажется вам бессмысленным, оставьте критику при себе. Если вы подорвёте авторитет школы в сознании ребёнка, то о серьёзном отношении к учёбе можно забыть. Не стоит распространяться и о своём негативном школьном опыте: тот факт, что вы всегда ненавидели химию, едва ли поможет ребёнку полюбить этот предмет.
  • Подавайте личный пример. Чтобы ваш школьник полюбил читать, он должен регулярно видеть вас с книгой — бессмысленно требовать от ребёнка то, что не делаешь сам.

Давайте разберёмся, чем могут быть вызваны проблемы с учёбой и как можно исправить ситуацию. Разберем несколько причин.

Причина 1. Отсутствие у ребенка интереса к учебе.

Ребёнок может  просто не понимать, почему он должен сидеть в школе, когда в мире столько других, гораздо более интересных и весёлых занятий.

Решение: постарайтесь сделать учебный процесс захватывающим. Младшего школьника увлечёт обучение в игровой форме, например, превратите решение домашнего задания в квест, читайте литературу по ролям, изображайте историю в лицах. Можно пригласить на урок героев известных сказок, весёлых человечков, которые будут задавать «хитрые» вопросы, приносить конверты с заданиями. Большое значение в формировании познавательных интересов имеют экскурсии, в частности, для уроков ознакомления с окружающим миром.

Причина 2. Прокрастинация.

Необходимость выполнить сложное задание, боязнь ошибиться, повышенная ответственность  вызывают у ребёнка тревогу, порой настолько сильную, что он начинает игнорировать домашние работы и даже прогуливать уроки.

Решение: будьте внимательны к своему ребёнку и его эмоциональному состоянию. Успокойте его и предложите свою помощь с уроками. Пусть он почувствует, как в процессе работы над заданием страх отступает, появляется уверенность в своих силах.

Причина 3. Высокая нагрузка.

Часто родители хотят дать своим детям как можно более разностороннее развитие, поэтому записывают их в многочисленные кружки и спортивные секции, нанимают репетиторов и отправляют на курсы. Но если дополнительных занятий слишком много, ребёнок не сможет справиться с основными.

Решение: распределяйте нагрузку грамотно. Нельзя постоянно учиться: школьникам необходимо время, чтобы пообщаться с друзьями, посидеть за компьютером и просто расслабиться.

Причина 4. Неприятности в школе.

Причиной школьной неуспеваемости у детей иногда оказываются нападки одноклассников или конфликты с учителем. Невозможно продуктивно учиться, если мысли о школе каждый раз сопровождаются злостью, страхом и обидой.

Решение: разберитесь в ситуации. Сходите в школу, поговорите с учителями и выясните, насколько серьёзно обстоит дело. Затем обсудите происходящее с ребёнком и помогите ему избрать правильную тактику разрешения конфликта.

Причина 5. Задержка психического развития.

Трудности в обучении у детей, страдающих инфантилизмом.

Такой ребенок часто выглядит младше своих лет. Характерны хронические заболевания (например, аллергии, нарушения зрения, болезни пищеварительной, дыхательной систем), соматическая ослабленность. у детей часто встречается нарушение межполушарного взаимодействия (леворукость, неустоявшийся выбор ведущей руки). При этом, интеллектуальная сфера опережает эмоционально-волевую. У таких детей слабая произвольная саморегуляция, они могут быть капризны, эмоционально неустойчивы, не уравновешены, легко истощаемы, недостаточно критичны к себе. Самооценка часто либо завышена, либо занижена. Обучаемость может быть при этом на высоком уровне. Пространственные представления как база невербального интеллекта могут также развиваться с опережением. У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Они недостаточно усердны в занятиях, не записывают задания, нередко приносят в школу игрушки, играют ими, совершенно забывая, что находятся в классе.

Решение: помогите ребенку адаптироваться в школе. Ему следует давать дополнительные, интересные задания, связанные с красочным наглядным материалом, предлагать самому сделать несложные наглядные пособия, которые помогут закрепить материал ему и товарищам. Необходимо использовать его инициативу и творческие возможности, чтобы пробудить интерес к школьному обучению. И при этом, необходимо не наказывать ребенка, а поддержать веру в свои силы. В первые месяцы обучения полезно проводить занятия в игровой форме, дозировать игру и задания, менять их, приучать к ответственности за порученное дело. Объясните ребенку, приведя, лучше смешные примеры,  что может получиться, если люди будут делать только то, что им нравится. Заведите с ребенком практику, когда он рассказывает вам, как  у него прошел день, и что хорошего ему удалось сделать. Для развития саморегуляции подойдут игры с правилами —  важно, чтобы ребенок усвоил действие по правилам, научился ждать своей очереди. При инфантилизме психика в процессе развития проходит все стадии, и функции созревают. То есть к 9-11 годам ребенок догоняет сверстников.

Б) Трудности в обучении детей, имеющих частичную несформированность ВПФ (высших психических функций).

При этом типе нарушений какие-то из звеньев психики не дозревают до нормы. Получается некая «мозаика» из дозревших и недозревших ВПФ. В этом случае имеют место быть повреждения мозга, поэтому нарушения можно уменьшить, но полностью скорректировать их невозможно, и они будут наблюдаться в поведении взрослого человека в виде некоторых личностных особенностей и акцентуаций.

В эту группу попадает большинство так называемых «речевых» детей, у которых ранее стояли диагнозы: «ЗРР», «ОНР», «СНР», «дисфазия развития», «алалия». Для данного нарушения характерны:

  • Низкая речевая активность, специфика речи;
  • Нарушения звукопроизношения;
  • Трудности понимания грамматики, логико-грамматических конструкций;
  • Моторная неловкость, диспраксия;
  • При тестировании неречевой интеллект превышает показатели речевого;
  • В речи могут быть смысловые замены (имеет в виду одно, а говорит другое слово);
  • Часто – трудности формирования пространственно-временных представлений;
  • Тревожность, неуверенность в себе;
  • Могут наблюдаться заикание, тики, энурез;
  • Могут быть трудности межполушарного взаимодействия (леворукость, неустоявшийся выбор ведущей руки);
  • Такие дети могут быть соматически ослаблены – аллергии, заболевания желудочно-кишечного тракта, дыхательные.

А также в эту группу попадают дети, у которых диагностирован недостаток развития операции мышления. Для таких детей характерны:

  • Выраженные проблемы адаптации, низкие адаптационные возможности;
  • Низкая активность, низкая работоспособность;
  • На фоне утомления – проявления импульсивности;
  • Недостаточная сформированность операций мышления;
  • Неразвитость различных форм восприятия, в том числе фонематического слуха;
  • В процессе обучения затруднен перенос на аналогичный материал;
  • Трудности с концентрацией внимания и слабая память;
  • Занижена самооценка, повышен уровень тревожности;
  • Могут быть протестные формы поведения;
  • Несформированность пространственных представлений;
  • Трудности понимания сложных речевых конструкций.

Решение: таким детям важна поддержка семьи, а также как можно раньше, желательно ее в дошкольном возрасте, должна быть подключена помощь специалистов – логопеда, дефектолога, психолога. Должны проводиться занятия по развитию речи, формированию пространственно-временных представлений, развитию операций мышления, формированию адекватной самооценки. В школе детям лучше обучаться по специальной адаптированной образовательной программе. О необходимости перевода детей на обучение по адаптированной программе решается на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Прогноз развития таких детей при ранней и грамотно выстроенной коррекции достаточно благоприятный. В худшем случае — при несоблюдении рекомендаций и позднем начале коррекционных мероприятий – в школе есть: риск формирования эмоциональных нарушений, проблем в обучении, закрепления речевой патологии, повышенный риск развития дислексии и дисграфии.

Причина 6. Ограниченный запас общей осведомлённости детей.

Трудности в обучении могут быть у детей и из-за малой их информированности. Недостаточная информативность — это малый запас сведений об окружающем ребенка мире, его явлениях, людях и их взаимоотношениях. Познание окружающего мира происходит посредством приобретения ребенком определенных знаний, умений, навыков и способности ими оперировать. Недостаток знаний и умений приводит к тому, что ребенок, придя в школу и обладая хорошо развитыми вниманием, памятью, работоспособностью, способностью к овладению отвлечёнными понятиями и обобщениями, не будет хорошо учиться.

Решение: детей необходимо своевременно обучать умениям и навыкам, соответствующим их возрасту, контролировать усвоение полученных сведений, чтобы они стали действительно знаниями, которые ребенок может использовать. Расширять кругозор ребенка не только на дидактическом материале (настольных играх, книгах, диафильмах), но и в различных жизненных ситуациях. Побуждать ребенка рассказывать о том, что ему прочли, или пересказать содержание мультфильма сначала по наводящим вопросам, а затем самостоятельно. Учить выделять главную линию сюжета, называть действующих лиц и т.

Причина 7. Астеническое состояние у ребенка.

Астения- состояние повышенной утомляемости, истощаемости, утраты способности к длительному физическому и умственному напряжению. Астенические состояния возникают у ребенка как следствие длительной истощающей весь организм болезни Под влиянием общего заболевания организма происходит ослабление функций мозговых структур. Хронические заболевания приводят к нарушению тонуса сосудов, питающих мозг, наступает кислородное голодание. Кроме того, различные токсические вещества, образующиеся в процессе болезни, отравляют еще не сформированный и недостаточно стойкий к подобным воздействиям детский мозг. Наступает временная недостаточность интеллектуальных функций, т. снижается не интеллект ребенка, а его продуктивность в результате нарушения так называемых предпосылок интеллекта (памяти, внимания, работоспособности и т. Такое состояние мешает ребенку усваивать программу массовой школы, хотя при определенном режиме обучения эта программа не является для него недоступной, а в последующем, при улучшении соматического состояния, вовсе не вызовет затруднений.

Решение:  следует организовать лечебно-охранительный режим дня с обязательным дневным сном. Уроки ребенок должен учить по графику: 20 мин занятий, 10 мин активного отдыха с двигательной разрядкой. Очень полезна ритмическая гимнастика под музыку. Нужно чередовать выполнение трудных уроков (обычно письменных) и более легких. Устные уроки целесообразно повторять утром перед уходом в школу. При плохом запоминании лучше повторять вслух несколько раз, глядя в учебник. За графиком занятий должен следить ребенок, иначе он не научится тренировать активность своего внимания. Низкая успеваемость часто болеющих детей может быть связана не только непосредственно с нарушением процессов запоминания, утомляемостью, нестойким вниманием и нарушением работоспособности. Усугубляет эти расстройства и накапливающийся груз пропущенных уроков. Возникает вопрос, когда и какими путями наверстывать пропущенное, если ребенок не может продуктивно заниматься. Именно поэтому следует постоянно работать по часовому графику. Занятия нужно начинать с краткого повторения предыдущего материала, затем предложить небольшую часть пропущенного и, наконец, текущий материал. Если весь материал последовательно взаимосвязан, то следует вначале объяснить пропущенный материал. Но это нужно делать, не меняя графика работы и обязательно с перерывами. Целесообразно при выраженной астении оформить у врача разрешение на дополнительный выходной день в конце или середине недели либо укороченный учебный день. Эта необходимость диктуется не только тем, что к концу учебного интеллектуальное напряжение несколько падает, что ребенок вовсе не усваивает материал, но также и тем, что усиленные задания усугубляют астеническое состояние и работоспособность не восстанавливается длительное время. Дети, страдающие хроническими заболеваниями печени, желудочно-кишечного тракта, диабетом и панкреатитом, нуждаются в диетическом питании и не могут посещать группу продленного дня. Однако, если ребенок предоставлен самому себе и в дополнительный выходной день смотрит телевизионные передачи вместо того, чтобы отдохнуть и подогнать пропущенный материал, то нет смысла назначать этот выходной. В таком случае ребенка можно определить в школу-интернат санаторного типа или в санаторий соответствующего профиля. В результате лечения и благоприятного режима интеллектуальная продуктивность и общее соматическое состояние улучшаются, уменьшаются истощаемость, утомляемость, увеличивается энергетический потенциал клеток мозга.

Причина 8. Наличие в жизни ребенка психотравмирующей ситуации.

Под психотравмирующей ситуацией понимают те условия жизни и взаимоотношения людей, окружающих ребенка, которые приводят к появлению у него переживаний, отрицательных эмоций. Болезненная реакция на эту ситуацию может снизить работоспособность ребенка, а переживания отвлекают его от учений, кружковой работы, общения со сверстниками. Причинами психотравмирующих ситуаций могут быть различные обстоятельства. Например, разногласия между родителями, когда ребенок становится свидетелем выяснения отношений, одинаково переживая как за отца, так и за мать, а главное, боясь лишиться того и другого. Особенно это отчетливо проявляется в тех случаях, когда родители пытаются выяснить, на чью он сторону станет, кого больше любит и с кем бы предпочел остаться. Нередко, всячески стараясь привлечь ребенка на свою сторону, один из родителей задабривает его, покупает новые, игрушки требуемую одежду и т. Психотравмирующие ситуации могут возникнуть у ребенка и в школе. Конфликты бывают по разным причинам и с разными лицами: с учителями, соучениками и другими школьниками. Конфликтная ситуация с учителем может возникнуть не только по вине ученика, но и по вине учителя и родителей. Иногда родители сами создают своему ребенку психотравмирующую ситуацию в классе. Это бывает с теми родителями, которые видят в своем сыне или дочери только одни достоинства. Они обвиняют учительницу в том, что она не рассмотрела талантливость ребенка, причесывает всех под одну гребенку, ставит заниженные оценки. Такое мнение высказывается при ребенке, а он привыкает к заступничеству родителей и отучается трудом зарабатывать хорошие оценки.

В результате психотравмирующей ситуации у ребенка могут нарушиться процессы запоминания. Он подолгу учит, но не может сосредоточиться на задании и плохо запоминает материал. Если психотравмирующая ситуация длительное время не разрешается, то может наступить более стойкое болезненное состояние, которое называется неврастенией. В основе неврастении лежит истощение психических процессов, возникающее на фоне длительных переживаний ребенка. Он быстро устает при малейшем напряжении, интеллектуальном и эмоциональном Эмоциональное напряжение может быть вызвано снижением успеваемости и появлением трудностей в овладении предметами, которые раньше давались легко. Начиная делать уроки, через 15 — 20 мин ученик замечает, что не может сосредоточиться, мысли «уплывают», не может вспомнить нужное правило или таблицу умножения. В тетрадях появляются пропуски, описки, неправильные решения, которых ребенок подчас не замечает. Очень расстраивается, если решение не сходится с ответом, но не видит элементарной описки. При этом сообразительность ребенка, его умение логически мыслить, обычно не страдают. Помехой в обучении становятся именно неспособность к длительному напряжению, быстрая утомляемость.

Решение: в случае наличия в семье конфликтов, необходимо обратиться за помощью к специалистам – психологам, социальным педагогам. Также необходимо заручиться помощью специалистов, если причиной возникновения психотравмирующей ситуации является  конфликт в классе. Родителям не стоит самим пытаться разобраться в классной ситуации, а тем более наводить порядок по своему усмотрению, так как они со своих позиций не всегда бывают, объективны и чаще всего односторонне оценивают ситуацию. Целесообразно возникшую конфликтную ситуацию разобрать с классным руководителем, администрацией школы.

Ребенок не усваивает школьную программу

Имеет ли право мой ребенок с СД 1 на признание его ребёнком с ОВЗ, если школьную программу усваивает хорошо.

На какие законы мне опираться, что бы требовать признать ребенка с СД 1 со статусом ОВЗ

Здравствуйте. У меня ребенок инвалид с детства, с сахарным диабетом 1 типа (инсулинозависимый). Она учиться в общеобразовательной средней школе. Имеет ли право мой ребенок с СД 1 на признание его ребёнком с ОВЗ, если школьную программу усваивает хорошо. Но возникают проблемы из-за за того что у нас инсулинотерапия и нужен контроль сахара во время учебного процесса и питания. Есть опасность гипогликимии. На какие законы мне опираться, что бы требовать признать ребенка с СД 1 со статусом ОВЗ. Нам отказыват в этом статусе, мотивируя только тем что ребенок учиться хорошо. По закону об образовании в перечене заболеваний СД 1 конкретно не прописан. Есть ОВЗ медицинское понятие, но они ссылаются на понятие которое дается по фгоос.

На какие пункты закона об образовании необходимо ссылаться, чтобы вывести ребёнка на индивидуальное обучение?

На какие пункты закона об образовании необходимо ссылаться, чтобы вывести ребёнка на индивидуальное обучение? Ситуация в том, что обучающийся учится в 3 классе, хотя должен учиться в 5. Ребёнок не усваивает школьную программу. Стало проявляться ассоциальное поведение. Данный ребёнок был направлен на консультацию к детскому психиатру, после чего поступил отказ о выведении его на индивидуальное обучение. На какие пункты мы можем ссылаться, чтобы вывести данного ребёнка на индивидуальное обучение. Спасибо.

Но учитель считает, что он не усваивает школьную программу, потому что все время молчит.

Мой ребёнок учится в 1 классе. У нас очень строгая учительница и на уроках он не отвечает на её вопросы и все время молчит. А вот дома совсем другой, он и считает хорошо и задачи решает и диктанты пишет. Но учитель считает, что он не усваивает школьную программу, потому что все время молчит. Нас направили на ПМПК. Там он тоже вел себя как в школе. Ему поставили диагноз F06. 78 и F90. И со второго класса либо класс ЗПР или индивидуальное обучение. В класс ЗПР я его отдавать не хочу, потому что знаю, что это не для моего ребёнка. Он у меня умненький, просто ему нужен индивидуальный подход. Но чтобы его перевести на индивидуальное обучение, мне нужно с заключением ПМПК ехать к психотерапевту, чтобы она написала заключение для школы для его перевода на индивидуальное обучение, но она говорит, что с таким диагнозом не переводят на индивидуальное обучение. Что мне делать?

А психотерапевт говорит, что с ЗПР на индивидуальное обучение не переводят.

У меня ребёнок учится в 1 классе. Учитель считает, что он не усваивает школьную программу. Нас отправили на ПМПК. Комиссия поставили ЗПР. И рекомендуют перейти на домашнее обучение. Наш школьный психолог говорит, что мне с заключением ПМПК нужно ехать к психотерапевт, что бы она назначила лечение и дала направление для школы на индивидуальное обучение. А психотерапевт говорит, что с ЗПР на индивидуальное обучение не переводят. Что мне делать?

Могу ли я перевести елочная индивидуальное обучение?

Мой ребенок не усваивает й павствуйте. Мой ребенок не усваивает школьную программу, в заключении ПМПК рекомендованно обучение по адаптированной программе для детей с ЗПР. В школе таких классов нет, переводить ребенка в другую школу не хочу. Могу ли я перевести елочная индивидуальное обучение? И что для этого надо сделать? Рограмму, в заключении ПМПК рекомендованно обучение по адаптированной программе для детей с ЗПР. В школе таких классов нет, переводить ребенка в другую школу не хочу. Могу ли я перевести елочная индивидуальное обучение? И что для этого надо сделать?

Программы про школу.

Мой ребёнок слабо усваевает школьную программу учитель постоянно говорит про спец школу вызывают на комисию с пдн ноя не согласна могут ли они без моего согласия отправить сына в спец школу?

Что нам сейчас делать, подскажите возможные наши действия, как нам снять ребенка с этого учета?

В 2010 году в апреле наш ребенок (10 лет) был направлен на медико-педагогическую комиссию для перевода его на облегченную программу (не усваивает школьную программу) по выводам комиссии его перевели на Программу 8. По выводам психиатра у него присутствует слабоумие первой степени, хотя тесты психолога он прошел загвоздка у нас только в математике. Психиатр написала в рекомендации: требуется консультация в Областной психиатрической поликлиннике у психиатра, а в июле 2010 мы уже были поставлены на псих учет в обл псих диспансере, узнали об этом только в этом году случайно когда приехали туда на консультацию. Узнали что поставила нас на учет наш районный психиатр без нашего ведома, без нашего согласия, в законе о псих помощи я ничего не нашел подходящего чтобы нас ставили на учет без согласия родителей, а теперь мы пытаемся доказать что наш ребенок не даун и не имбицил. Врач психиатр в ОПД к нам относится как к соответствующим данному диагнозу написанному нашим психиатром. Что нам сейчас делать, подскажите возможные наши действия, как нам снять ребенка с этого учета? Семья у нас полная, трое детей, я военнослужащий, в семье психическими растройствами никто не болел как с моей стороны так и со стороны жены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *