Как сформулировать проблему в статье

Как сформулировать проблему в статье

При написании научно-исследовательской работы важно не просто изучить чужие труды, но и выдвинуть собственную гипотезу, которая на протяжении всей работы будет находить свои доказательства или опровержения. Для того, чтобы «обосновать» и «создать» собственную теорию, необходимо выявить конкретную проблему, требующую разрешения.

Подготовка любого научно-исследовательского проекта сводится к тотальному изучению современных тенденций и отклонений, сложностей в рамках конкретной отрасли или на примере объекта. Притом суть исследования сводится именно к решению конкретной проблемы, воздействующей на результат прямо или косвенно. Сегодня мы расскажем, как грамотно сформулировать и описать данный постулат в НИР.

Что такое проблема магистерской диссертации?

Магистерская диссертация представляет собой фундаментальный труд, в котором автор должен подчеркнуть необходимость разработки рассматриваемого вопроса и найти его решение. Достигнуть данной цели можно только при условии – рассматриваемая тема содержит конкретную проблему, которая вплоть до настоящего времени не нашла своего окончательного решения.

Проблема магистерской диссертации – это существующее противоречие, пробел, который доставляет определенные неудобства и сложности в развитии науки или отрасли.

Как сформулировать проблему в статье

Грамотная и правильная формулировка проблемы научно-исследовательской работы позволяет исследователю очертить направление его деятельности, с какого ракурса он будет рассматривать тему, какие постулаты лягут в основу диссертации, что будет являться объектом и предметом работы и пр.

Как оформить проблематику в НИР?

Проблема в научной работе подлежит четкому выделению в вводной части. Именно здесь она конкретизируется в чистом виде посредством изложения нескольких емких и четких предложений. Притом необходимость в выделении отдельного абзаца или пункта проявляется не всегда. Порой достаточно просто описать научный и методологический аппарат, выделив гипотезу, в которой будет очевидна проблема и ее потенциальное решение.

Как сформулировать проблему в статье

Порядок отражения проблемы в вводной части НИР

Формулировка проблемы должна призывать автора к действиям по ее решению и учитывать такие параметры, как тема и цель НИР. Можно выделить следующие наиболее распространенные варианты клише по ее оформлению во введении:

Также следует подчеркнуть наличие проблемы совместно с ожидаемым результатом после ее решения можно в гипотезе. Это возможно во введении, как выдвижение плана действий, а в заключении, как подведение итогов и сопоставлению с намеченной целью, определения степени ее достижения.

В основной части проблема в явном виде будет выдвинута и обоснована только после диагностики объекта, то есть в практической части при формулировании вывода с выдвижением соответствующих аргументов.

В заключении важно подчеркнуть мероприятия, нацеленные на решение проблемы и их эффективность, оценить степень решения и перспективы (спрогнозировав результаты или апробировав их).

Оформление проблемы в текстовом или графическом виде (тенденции, оценка процесса или явления и пр. ) будут учитывать общие требования, предъявляемые к проекту: методические рекомендации, ГОСТы и пр.

Исследование представляет собой систематический исследовательский процесс, используемый для получения новых знаний или внесения изменений в имеющиеся знания путем открытия новых фактов. Его можно разделить на две общие категории:

1) Основные исследования, направленные на увеличение научных знаний,

2) Прикладные исследования, направленные на использование основных исследований для решения проблем или разработки новых процессов, продуктов или методов.

Первым и самым важным шагом в любом исследовании является выявление и определение проблемы исследования: то есть, что именно исследователь хочет решить и на какие вопросы он/она хочет ответить. Проблему исследования можно определить как вопрос, требующий повышенного внимания, разрыв в существующих знаниях или отклонение нормы или стандарта, которые указывают на необходимость дальнейшего понимания и изучения. Хотя многие проблемы, оказывается, имеют несколько решений (средства для устранения разрыва или исправления отклонения), трудности возникают тогда, когда такие средства не очевидны или не доступны сразу. Это требует проведения определенных исследований для достижения эффективного решения.

В исследовательской работе используется постановка проблемы. При постановке проблемы кратко рассматривается вопрос: в чем состоит проблема, на которую будет направлено исследование?

Каковы цели формулировки проблемы?

Конечной целью формулировки проблемы является преобразование обобщенной проблемы (что вас беспокоит, ощущаемый недостаток) в целенаправленную, четко определенную проблему; которую можно решить путем целенаправленного исследования и тщательного принятия решений.

Написание формулировки проблемы должно помочь вам четко определить цель исследования, которое вы предложите. Зачастую формулировка проблемы также будет служить основой для вводного раздела вашего окончательного предложения, быстро направляя внимание вашего читателя на вопросы, которые будет решать ваш предлагаемый проект, и предоставляя читателю краткое изложение предлагаемого проекта.

Формулировка проблемы не должна быть длинной и сложной: одной страницы более чем достаточно для хорошей постановки проблемы.

Каковы ключевые характеристики формулировки проблемы?

Хорошая исследовательская проблема должна обладать следующими характеристиками:
— должна устранить пробел в знаниях. — быть достаточно значительной, чтобы внести свой вклад в существующие исследования
— должна привести к дальнейшим исследованиям
— проблема должна быть изучена путем сбора данных
— должна представлять интерес для исследователя и соответствовать его навыкам, времени и ресурсам
— подход к решению проблемы должен быть этическим и научным.

Каков формат написания формулировки проблемы?

Убедительное изложение проблемы обычно пишется в трех частях:
Часть A (Идеал): описывает желаемую цель или идеальную ситуацию; объясняет, как все должно быть. Часть Б (Реальность): описывает условие, которое препятствует достижению или реализации в настоящее время цели, состояния или значения, описанных в Части A; объясняет, как нынешняя ситуация не соответствует цели или идеалу. Часть В (Последствия): определяет способ, которым вы предлагаете улучшить нынешнюю ситуацию и приблизить ее к цели или идеалу.

Часть A: Согласно заявлению миссии университета XY, университет стремится предоставить студентам безопасную и здоровую среду обучения. Общежития являются одним из важных аспектов этой среды обучения, поскольку 55% студентов XY живут в университетских общежитиях, и большинство из этих студентов проводят значительное количество времени, работая в своих комнатах. Однако,

Часть Б: Студенты, живущие в общежитиях A, B, C, и D, в настоящее время не имеют кондиционеров, а в жаркое время года температура в помещении превышает 80 градусов F (26,6°С). Многие студенты сообщают, что они не могут делать домашнее задание в своей комнате. Другие сообщают, что у них проблемы со сном из-за влажности и температуры. Комнаты не только вредны для здоровья, но и препятствуют производительности и успеваемости учащихся. Часть В: В ответ на эту проблему наше исследование предлагает изучить несколько вариантов, чтобы сделать общежития более благоприятными для проживания. Мы планируем провести всестороннее коллективное изучение вариантов приобретения кондиционеров (финансируемых университетом, субсидируемых студентами) и различных типов систем кондиционирования воздуха. Мы также рассмотрим менее дорогостоящие способы смягчения некоторых или всех вышеперечисленных проблем (таких как создание комнат с климат-контролем в общежитиях и оснащение их лучшими местами для учебы и работы на компьютере).

Вот простое 4-этапное руководство для написания формулировки проблемы:

Этап 1 (Утверждение 1): Опишите цель или желаемое состояние конкретной ситуации, явления и т. Это создаст идеальную ситуацию (что должно быть, что ожидается или желательно)

Этап 2 (Утверждение 2): Опишите условие, которое препятствует в настоящее время достижению или реализации цели, состояния или значения, описанных в Этапе 1. Это создаст реальную или существующую ситуацию, как она есть, и установит разрыв между тем, что должно быть, и тем, что имеется.

Этап 3: Соедините этапы 1 и 2 с помощью соединительного слова, например, «но», «однако», «к сожалению» или «несмотря на».

Этап 4 (Утверждение 3): Используя конкретные детали, покажите, как ситуация на этапе 2 содержит мало предпосылок для улучшения, если что-то не сделано. Затем подчеркните преимущества исследования, прогнозируя последствия возможных решений. Вот несколько примеров того, как можно написать формулировку проблемы, используя упомянутые выше этапы:

Читать также:  Основные вопросы в школе, а также обязанности и цели фундаментального плана образования

Этап 1 (Утверждение 1)
Правительство Х страны стремится осуществить индустриализацию страны к 2030 году (цитата). В этой связи она поощряет ориентированные на рост микро- и малые предприятия (ММП), которые должны были преобразоваться в средние и крупные предприятия, способные внести свой вклад в достижение цели индустриализации. Существует несколько сессионных документов (цитата), в которых содержатся конкретные меры по поощрению и поддержке ММП.

Этап 2 и 3 (Утверждение 2)
Несмотря на указанные усилия правительства Х, наблюдается медленное перерастание микропредприятий в малые предприятия и даже замедление преобразования малых предприятий в средние (цитата, покажите статистику). Правительство официально признало, что в стране Х существует «недостающая середина», что означает разрыв между малыми и крупными предприятиями в стране (цитата).

Этап 4 (Утверждение 3)
В случае сохранения ситуации с «недостающей серединой», достижение цели индустриализации может быть затруднено. Поэтому возникает необходимость изучить, почему существует эта ситуация с нехваткой средних предприятий, несмотря на усилия правительства.

Утверждение 1
Для выполнения своих задач государственные университеты нуждаются в мотивированных сотрудниках.

Утверждение 2
Наблюдаются, однако, частые и суровые дисциплинарные проступки, прогулы, а также различные формы беспорядков в государственных университетах, которые влияют на выполнение поставленных задач. Наше предварительное исследование показывает, что и рядовые сотрудники, и руководство, недостаточно мотивированы.

Утверждение 3
Без эффективных мотивационных мер указанные недостатки, вероятно, будут продолжаться и замедлять достижение задач университетов. Таким образом, необходимо изучить системы и процедуры мотивации государственных университетов, что и является целью предлагаемого исследования.

Другой подход
Другой подход к написанию формулировки проблемы – использовать шаблон. Вот простой шаблон, который может быть полезен для исследователей:
В ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________
(например, организации) существует проблема (или имеется ситуация, в которой возникла проблема). Несмотря на ___________________________(усилия, направленные на предотвращение или противодействие), _____________________ (что-то неожиданное или нежелательное) происходит (необходимо предоставить подтверждающие факты). Эта проблема негативно повлияла на _____________(«жертвы» проблемы) так как _____________________________. Возможная причина возникновения данной проблемы заключается в ___________________________. Возможно исследование, направленное на изучение _________________ посредством ___________(парадигма/метод) сможет помочь в разрешении ситуации.

Ниже приводится образец формулировки проблемы, подготовленный с помощью данного шаблона:

При финансировании создания компаний малого бизнеса в Х стране наблюдается тенденция, которая заключается в создании фондов поддержки определенных групп населения. Некоторые из этих фондов включают фонды поддержки молодежи и фонды поддержки женщин. Эти фонды помогли улучшить темпы создания новых компаний в Х стране. Однако, после этапа создания, на предприятиях начинают возникать проблемы.

Исследование, проведенное ХХХ (ссылка, год), показало, что только __ % предприятий расширяются, тогда как на __ % предприятий не было дополнительного набора сотрудников. Согласно опросу, больше предприятий, вероятно, закроется спустя первые три года работы. Четыре года спустя ХХХ провел еще одно исследование в ХХХ. Это исследование показало, что __% малых предприятий находятся в состоянии застоя, и только ___% из них демонстрируют некоторый уровень роста. В нашей статье мы предлагаем изучить факторы, которые влияют на устойчивость малого бизнеса в ХХХ сегменте. Мы будем использовать как качественные, так и количественные подходы к сбору первичных и вторичных данных и информации с целью определения факторов успеха для роста малого бизнеса в ХХХ. В частности, мы будем использовать модель жизненного цикла продукта (ЖЦП) для определения потребностей малого бизнеса на разных этапах ЖЦП.

Наши актуальные предложения по публикациям в журналах входящих в БД Scopus и WOS смотрите в разделе «Публикации Scopus и WOS»

Онлайн-сервис для постановки проблемы исследования за 15 секунд и 17 примеров формулировок

Где заказать работу — 3 надёжных сайта с 63 предложениями: посмотреть!Ручной рерайт — 3 сайта и 21 отклик: посмотреть!Проверки на АП ВУЗ по 90 руб. вместо 472 руб. — посмотреть!Основная сложность с формулировкой проблемы исследования – в том, что это – не проблема в привычном понимании. И поэтому совершенно непонятно, а что писать-то, и как она вообще выглядит. В статье есть образец для формулировки проблемы исследования и онлайн-сервис, в который достаточно будет просто подставить свои слова, на что уйдёт секунд 15, потом немного поправить – и уже через 1 минуту у вас уже будет написана проблема проекта.

Что такое проблема проектаПроблема проекта – это изменившееся состояние объекта, которое создаёт угрозы или возможности, на которое мы хотим повлиять с помощью какого-то проекта. То есть проблема проекта – это не то, что проект создал проблему. Это проблема у объекта, которую мы хотим решить (примеры объектов и предметов). Причём эта проблема может быть позитивной и негативной. Например, если предприятие накопило денежные ресурсы, но не использует их – это, скорее, позитивное состояние, которое мы хотим изменить, чтобы было ещё лучше. А негативное состояние – это когда предприятие не только не накопило ресурсы, но даже израсходовало их.

Что такое проблема исследованияПроблема исследования это изменившееся состояние темы исследования, которое, вероятно, повлияет на объект исследования. Это изменение тоже может быть и положительным, и негативным. Поэтому, по идее, употреблять термин «проблема» тут не очень верно, но так сложилось исторически.

Разница между проблемой проекта и проблемой исследованияРазница между понятиями следующая:

  • Проблема проекта происходит из изменений в объекте исследования (то есть «изнутри» объекта);
  • Проблема исследования происходит из изменений в теме исследования (то есть «снаружи» объекта)

Из этого следует, что определение проблемы проекта должно быть значительно больше и детальней, чем определение проблемы исследования. Эта разница определяется разницей между проектами и работами.

Чтобы определить проблему проекта нужно сначала проанализировать весь объект, найти его проблемы (примеры проблем), предложить проект и указать, какую из проблем он решает. А для определения проблемы научного исследования – анализ всего объекта не требуется. Анализируется только его часть (предмет исследования), предполагается, что нам заранее известно проблемное направление в работе объекта.

На практике в учебных заведениях крайне часто путают проблему проекта и проблему исследования. И, например, в вузе может быть заявлен дипломный или курсовой проект, но при этом студенту дают конкретную тему для конкретного предприятия. В этом случае – это уже дипломная или курсовая работа, что, конечно, сильно упрощает работу, поскольку определять проблему проекта не потребуется.

Как выглядит проблема исследованияЭто один абзац текста из 4-5 строк. Который обычно нужно вписать во введении после актуальности, при условии, что он указан для введения в методических указаниях. Ещё проблема проекта может быть представлена в презентации к работе – тогда она идёт на слайде вместе с актуальностью: пара предложений про актуальность и одно предложение про проблему исследования.

После формулировки проблемы может располагаться гипотеза исследования. Но её наличие также зависит от наличия такого требования в методичке либо от пожеланий руководителя работы.

Чтобы составить проблему проекта или исследования, подставьте свои слова вместо элементов, выделенных скобками. Иными словами, вам нужно подставить в этот образец тему научного исследования (или проекта), объект и предмет (примеры объектов и предметов) – и немного «причесать» полученный результат, чтобы было красиво. И всё.

Сформулировать проблему исследования за 15 секунд в онлайн-сервисеЧтобы вам было проще понять, как сформулировать проблему исследования, я разработал небольшой сервис, с помощью которого можно выполнить постановку проблемы исследования за 15 секунд. Просто вставьте свои значения в форму ниже, чтобы поставить проблему исследования. Как я уже писал, данную формулировку обычно следует разместить во введении (структура введения) после раздела актуальность.

Например, если я возьму такую тему ВКР из списка самых простых экономических тем «Совершенствование финансовой устойчивости ООО «Вектор», у меня получится следующая формулировка проблемы исследования:«Проблема исследования в данной работе, посвящённой совершенствованию финансовой устойчивости ООО «Вектор», заключается в том, что в настоящее время недостаточное внимание уделяется теории и практике анализа и улучшения финансовой устойчивости, что определяет значимость его реализации для ООО «Вектор».

Читать также:  Сбой драйвера AMD в Windows 10 ПОЛНОЕ РУКОВОДСТВО. Программное обеспечение amd обнаружила превышение времени ожидания ответа драйвера

Думаю, теперь вам стало понятней, как выявить и написать проблему в проекте, однако я советую потратить немного больше времени и немного перефразировать мою формулировку, чтобы она была уникальна, и не пришлось затем обходить антиплагиат (способы обхода антиплагиата, и самый лучший способ повышения оригинальности).

Проблема проекта – 17 примеровДавайте рассмотрим 17 примеров проблем проектов и научных исследований, чтобы понять, как формулируются проблемы проектов и исследований. Эти примеры я беру из сети интернет, они часто неправильные и избыточные, поэтому я советую вам сначала составить свою формулировку по образцу выше, чтобы потом увидеть, в чём разница. Почему эти примеры избыточны? Потому что их авторы смешивают актуальность и проблему исследования.

Актуальность отвечает на вопрос: почему что-то стало важно прямо сейчас, в последние 0,5-2 года, может, даже меньше. А формулировка проблемы отвечает на вопрос, что произошло в результате изменения актуальности, что нам теперь нужно реализовывать проект или исследование. Поэтому фактически формулировку проблемы можно рассматривать как сжатую до одного предложения актуальность.

Примеры проблем инновационных проектов

Как сформулировать проблему в статье

Пример проблемы проекта по изучению иностранного языка

Как сформулировать проблему в статье

Пример проблемы проекта по мотивации к ЗОЖ

Как сформулировать проблему в статье

Пример проблемы проекта по музыке

Как сформулировать проблему в статье

Пример проблемы проекта по продуктам питания

Как сформулировать проблему в статье

Пример проблемы проекта по социологии

Как сформулировать проблему в статье

Пример проблемы проекта по выбору профессии

Как сформулировать проблему в статье

Пример проблемы школьного проекта

Как сформулировать проблему в статье

Пример проблем инвестиционных проектов

Как сформулировать проблему в статье

Пример проблем образовательных проектов

Как сформулировать проблему в статье

Пример проблем проекта по кредитованию

Как сформулировать проблему в статье

Пример проблемы проекта по семейному бюджету

Как сформулировать проблему в статье

Пример проблем проекта по выбору профессии

Как сформулировать проблему в статье

Пример проблем проектов по повышению эффективности деятельности организации

Как сформулировать проблему в статье

Как сформулировать проблему в статье

Пример проблем управления проектами

Как сформулировать проблему в статье

Пример проблем волонтёрского проекта

Как сформулировать проблему в статье

Как и ранее, на этой картинке можно видеть констатацию набора фактов. А проблемой будет являться необходимость что-то делать. Например, проблема — в необходимости устранить разобщённость действий добровольческих объединений.

Где можно получить помощь с формулировкой проблемы исследования проектаЕсли тема другого направления – можно уточнить на любой бирже для студентов. Скорее всего, вам подскажут бесплатно. Например, на автор24.

Думаю, теперь вам стало значительно понятней, как  сформулировать проблему проекта или исследования, как выглядит поставленная проблема исследовательского проекта, как происходит постановка проблемы. Удачи вам в вашей работе. Александр Крылов, diplom35

Как определить проблему магистерской диссертации?

Чтобы определить тот самый недостаток, пробел или противоречие, автору научно-исследовательской работы необходимо изучить немало источников информации, определить какие теории и когда возникли, какую роль они сыграли в развитии теории и практики, в какой степени способствовали решению проблемы и пр.

Фактически определение проблемы происходит на этапе сбора и обработки источников информации. Конкретизация и грамотная постановка проблемы возможна после формирования теоретической главы диссертационного исследования.

Поэтому к окончательной формулировке проблемы научного труда исследователь приходит после написания его основной части, когда он уже использовал научные труды, полноценно изучил достоинства и недостатки существующих теорий и концепций, определил их роль в развитии науки и отрасли и пр.

Этапы постановки научной проблемы магистерской диссертации

Выявление проблемы – процесс непростой, требующий особого внимания, усидчивости и скрупулезности. При написании диссертационного исследования магистр, как правило, придерживается следующей схемы действий:

Как сформулировать проблему в статье

На данном этапе проявляется личная заинтересованность автора исследования, его стремление к новым свершениям и открытиям. Для написания качественного исследования недостаточно просто так перечитывать литературу, пытаясь определить необходимость создания чего-то нового. Важно, чтобы аспирант или соискатель с интересом и энтузиазмом выполняли свою работу, а не по принуждению. При таком подходе определить необходимость «перемен» будет гораздо проще.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как сформулировать проблему в статье

Автору необходимо не просто выявить проблему исследования, но и подтвердить ее актуальность и необходимость решения. Это возможно, если исследователь сопоставит текущее положение дел с намеченными планами, определит значимость рассматриваемого вопроса и его роль в развитии научной мысли, жизни.

Актуальность проблемы должна подчеркивать актуальность всего исследования, отражать тот пробел, который действует сейчас.

Важно, чтобы цель магистерской диссертации способствовала решению проблемы и захватывала все сферы ее воздействия, учитывала ее особенности. Поэтому исследователь должен сформулировать цель работы с учетом выявленного противоречия, отразить не только необходимость изучения определенных аспектов, но и разработку мероприятий по решению (совершенствованию) ситуации.

Решение проблемы должно подчеркивать значимость исследования: что привнесли действия автора в реальную жизнь или область науки, чего он добился к каким результатам пришел и пр.

Меры по решению проблемы должны быть относительно новыми, эффективными, оптимально соотноситься с затратами и полученными результатами и пр.

Данный постулат означает правильную постановку, формулировку проблемы диссертации.

Как правильно сформулировать проблему научного исследования?

Формулировка проблемы магистерской диссертации предполагает соблюдение определенных условий:

— проблема исследования должна быть реалистичной, разрешимой;

— формулировка данного критерия должна быть простой, понятной и ясной;

— при постановке проблемы необходимо определить, на какие вопросы она должна ответить. Например, ключевым вопросом при постановке проблемы может быть « как повысить работоспособность или производительность?»;

— найдите противоречие и опишите его. Для этого необходимо найти пробел, который проявляется чаще всего на стыке новых и старых теорий;

— окончательная формулировка проблемы диссертации возможна только после создания основной части материала.

Проблема – является основой гипотезы, выдвинутой автором магистерской диссертации. Данный постулат выступает обязательным элементом научно-исследовательского проекта, который находит отражение во введении. Если автор не сможет грамотно и правильно отразить проблему диссертации, то это станет грубой, а возможно и роковой ошибкой, которая сможет не просто снизить итоговый балл, но и дисквалифицировать работу.

Любое исследование начинается не просто с заголовка или темы, а с постановки проблемы и выдвижения гипотезы. При этом важно соблюдение двух основополагающих постулатов: проблема должна быть актуальной и нерешенной, а гипотеза – достижимой и эффективной.

При написании ВКР исследователь должен кратко и емко обозначить, что он намерен изучать (тему), в каких пределах (предмет), на каком примере (объект), а также что он решать или устранять (проблему), какими методами и в какой последовательности (цель и задачи). Без указанных элементов немыслим ни один студенческий или научно-исследовательский проект.

Особенности постановки проблемы в ВКР

Если словесно сформулировать проблему исследования можно в виде целой эпопеи, то в ВКР необходимо придерживаться принципов краткости, емкости и ясности. Данный элемент прямо подчеркивается во введении и заключении. Для ее постановки достаточно 1-2 предложения с конкретизацией: что нужно исследовать и что решить. Фактически проблема кроется в цели и задачах ВКР, гипотезе автора.

Как сформулировать проблему в статье

Важно при постановке проблемы исследования

Исследование научной проблемы предполагает сбор и обработку доказательной базы, употребление профессиональных терминов. Притом при постановке данного критерия ВКР важно сделать так, чтобы решение не было очевидным, а сама проблема была выражена односмысленно.

Определить проблему – значит обнаружить противоречие в ранних и текущих теориях, исследованиях (независимо в теоретической или практической плоскости). Решение проблемы же будет крыться в ликвидации заявленного противоречия или смягчении его воздействия на объект.

Для постановки проблемы ВКР достаточно придерживаться следующего алгоритма действий:

  • Определить тему исследования, актуальный вопрос;
  • Собрать максимум информации по выбранной теме и изучить все теории, практические достижения и пр.;
  • Определить действие теорий, фактов, выявить наличие противоречий или нестыковок;
  • Расставить приоритеты в части решения проблемы: что требует незамедлительного решения, какие действия и в каком направлении необходимо предпринять;
  • В зависимости от приоритетов наметить цель и задачи ВКР.
Читать также:  Проблема, объект и предмет в программе социологического исследования

Самым важным действием при определении проблемы исследования является сопоставление и сравнение. Именно эти жесты помогут выявить противоречие и конкретизировать его. Далее исследователю останется подчеркнуть актуальность проблемы, приведя конкретные факты, затрагивающие ее нерешенность и воздействие на объект, а также показать ее значимость, то есть то, как она отражается, что ухудшает или усложняет.

Советы экспертов Дисхелп по постановке проблемы в ВКР

Чтобы процесс постановки проблемы был простым и понятным, исследователю достаточно ответить на следующие вопросы:

Как сформулировать проблему в статье

Как определить проблему в исследовании?

  • Что известно по выбранной теме: какими материалами располагает автор, наличие не только ранних теорий, но и актуальных данных;
  • Какие концепции и методики являются доминирующими в выбранной отрасли и теме, какие из них активно используются в настоящее время?
  • Какие моменты остались неисследованными и нерешенными?
  • Что понадобится для разработки решения: инструменты, методы и приемы? Насколько важны выявленные недостатки и нерешенные части? Можно ли из них выделить важный значимый контекст?
  • Что даст решение намеченной проблемы в теоретическом или практическом аспекте, как решение повлияет на дальнейшее развитие науки/отрасли?

Ответив на указанные вопросы, исследователь сможет понять непосредственно процесс постановки и грамотно обозначить то, что ему предстоит раскрывать, показывать и решать на протяжении всей ВКР.

Как сформулировать проблему в статье

Проблема исследования на конкретном примере

При постановке проблемы в ВКР важно иметь минимальные представления о ней: как она проявляется, на чем может отражаться, а также знать, какие действия предпринимались ранее и к чему они привели. Данный подход позволит разработать максимально эффективное решение, отличающееся от предшествующих мероприятий, способствующее ликвидации или смягчению воздействия «нерешенностей».

Понятие проблемы в студенческих и научно-исследовательских работах

Под проблемой НИР понимают наличие противоречия или слабого места, которое мешает функционированию объекта, достижению намеченных целей и получению более высокого (эффективного) результата.

Проблема – это основной ориентир исследования, которая предопределяет:

  • Тактику и программу исследования: что изучать, зачем и для чего, информационная основа и пр.;
  • Способы диагностики: методы исследования, нормативы и теории, конкретизация симптоматики;
  • Установление причинно-следственных связей и определение стратегии-решения.

Как сформулировать проблему в статье

Как и где проявляется проблема в НИР?

В любом научно-исследовательском проекте все внимание будет сфокусировано на проблеме и выборе оптимального, эффективного способа ее разрешения. Именно она выступает «ядром» НИР, устанавливая ограничения, требования к источникам информации, способы диагностики и решения и пр. Поэтому от корректности ее отображения фактически зависит судьба автора и его успех, качество исследования.

Схема определения проблемы исследования

Здесь существует несколько сценариев в зависимости от начального положения дел:

  • Тема исследования констатирована или выбрана из утверждённого на кафедре списка;
  • Автор руководствуется собственными интересами и предметными «ограничениями», конкретным научным направлением;
  • НИР выполняется по личной инициативе или в обязательном (принудительном) порядке.

В первом случае проблема будет установлена и очевидна, сформулирована в заглавии работы (в качестве ключевого слова), которое выступает отражением основной идеи: что изучать, что решать, для чего.

Во втором диапазоне исследователю предстоит понять: что он хочет понять, какая проблема действительно действует в рамках выбранного объекта, какой информацией он располагает. Здесь важно не просто понять и подчеркнуть противоречие, но и корректно отразить его как в теме НИР, так и в основной части.

Третий вариант связан с вышеописанными: при добровольной (или инициативе) автора формулировка проблемы требует внимательного погружения в научную и/или практическую область с целью определения текущего положения дел и констатации противоречия или изъяна. В принудительном порядке НИР выполняют преимущественно студенты, так как сдача проекта предусмотрена учебным планом и без него получить допуск к сессии не удастся. В этом случае проблема будет очерчена, но в то же время автор изыскания может самостоятельно сформулировать ее и тему изыскания.

Как сформулировать проблему в статье

Этапы определения, констатации и описания проблемы в НИР

Поэтому для констатации проблемы исследования достаточно понять:

  • Что нужно изучать: какое явление, процесс, теорию, деятельность организации и пр.?
  • Текущее положение дел в науке и отрасли?
  • Как проявляется проблема: симптомы, тенденции, показатели и пр.?
  • Насколько эффективны текущие правила, приемы и методики?
  • Разница между текущей ситуацией и желаемым результатом: чего не хватает, что нужно предпринять и пр.?

Проблема в научной работе подчеркивает актуальность исследования (и наоборот), необходимость действий и перемен для получения более эффективных результатов. Именно на ее основе происходит формирование гипотезы, цели и задач проекта.

Стандартная инструкция по констатации проблемы НИР будет выглядеть следующим образом:

  • Выбор темы исследования с учетом специфики научной и практической отрасли, дисциплинарного и научного подхода;
  • Определение научного аппарата и ограничений, факторов, воздействующих на ход исследования: цель, задачи, предмет и объект, методы, гипотеза и пр. Уже на данном этапе проблематика проекта становится очевидной: достаточно проанализировать намеченную цель предмет, текущее положение дел в отрасли, чтобы понять: чем отличается практика от теории, какие изменения произошли, как работают старые методы и что нужно для улучшения прогнозов и ситуации (результатов);
  • Введение системы ограничений и критериев оценивания проблематики с акцентом на объект и предмет НИР: выбор методики анализа, информационной базы и пр.

Правила формулирования проблемы в НИР

Перед тем как описать противоречие в проекте, важно изучить следующие моменты:

  • Идеальное или удовлетворительное состояние ситуации: как должно быть в норме с учетом утверждённых правил, нормативов и прочих показателей?
  • Способы диагностики проблемы: как определить наличие слабого места, симптомы, возможные последствия?
  • Степень совпадения теории и практики, наличие явных отклонений от теоретических постулатов на практике, наличие аргументов, подтверждающих несоответствия и пр.

Как сформулировать проблему в статье

Схема определения проблемы в исследовании

Для постановки и грамотного описания проблемы в НИР достаточно ответить на простые вопросы:

  • Что не так? Для поиска ответа достаточно найти отличия между правилами и реальностью;
  • Почему наблюдается/проявляется проблема? На этой стадии автор устанавливает причинно-следственные связи: что сделано не так и к чему это привело, как должно быть «в идеале», констатация отличий и определение точного противоречия;
  • Оценка степени разработанности темы и проблемы: стандартные мероприятия по разрешению ситуации, что не было изучено и проработано ранее?

Наличие проблемы подчеркивает необходимость дополнительных исследований, степень проработанности темы в науке и на практике, возможности по внедрению инноваций и пр.

Существуют определенные правила по формулированию проблемы научного или студенческого исследования:

  • Краткость: автору предстоит отметить, как и в чем проявляется противоречие, на чем оно отражается. Емкое описание будет представлено в вводной части НИР, а детальное раскрытие – в основной;
  • Точность: важно конкретизировать, что именно следует изучить и для чего, почему;
  • Актуальность: проблема должна существовать по принципу «здесь и сейчас», поэтому важно описать текущее положение дел и отметить несовершенства, недоработки или степень изученности и пр.

Грамотная констатация и выделение проблематики в научной работе позволит понять, какие ресурсы и инструменты понадобятся автору для ее раскрытия и решения, подчеркнет роль изыскания в науке и отрасли.

Отражение проблемы ВКР в заключении

Важно отметить, что проблема находит отражение не только во введении, но и заключении. Во введении автор показывает, что он будет решать, а в заключении – что и как решил, полученные результаты.

Важно, чтобы предложенные автором мероприятия способствовали улучшению изначального состояния объекта. При этом полученные или прогнозируемые результаты должны это подчеркивать. Таким образом, в заключении необходимо отразить ход исследования, диагностировать и решить проблему, доказать эффективность предложенных мер. Все это в совокупности подчеркнет важность и значимость противоречия, необходимость его оперативного смягчения или ликвидации.

Пример формулировки проблемы исследования в ВКР

Как сформулировать проблему в статье

Постановка проблемы исследования в дипломной работе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.