Как внедрить примерную рабочую программу воспитания в детском саду?
18 августа состоялась Международная научно-практическая конференция «Организация системы воспитательной работы в условиях всеобщей цифровизации образования».
Одним из спикеров конференции выступила Скоролупова Оксана Алексеевна, руководитель Центра дошкольного образования ООО «Мобильное Электронное Образование», почетный работник общего образования РФ, Федеральный эксперт -член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ
Тема выступления: «Внедрение в работу дошкольной организации примерной рабочей программы воспитания».
При этом мы руководствуемся двумя основополагающими документами, которые определили приоритетные направления государственной политики в сфере дошкольного образования:
Как видите, формулировка целей и целевых показателей здесь совпадают. Таким образом, мы попадаем в такую ситуацию, когда воспитательная работа не становится одноразовой акцией. Воспитательная составляющая деятельность любой образовательной организации становится непременным атрибутом любого образовательного процесса, непременной составной частью любой образовательной программы (общеобразовательной или профессиональной) и это перспектива нашей работы, как минимум, на ближайшие 10 лет. Мы возвращаем приоритетную роль в системе воспитания, обучения и развития обучающихся на любом уровне образования.
В исполнение этих указов был утвержден Федеральный «закон о воспитании» № 304-ФЗ, который внес изменения в Закон «Об образовании в Российской Федерации» установив, что образовательная программа включает в себя еще одну составную часть — рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.
В этих условиях образовательные организации вынуждены достаточно оперативно использовать заложенное в законе «Об образовании» право и компетенцию на самостоятельную разработку рабочих программ воспитания дошкольных образовательных организаций. При этом образовательная организация должна самостоятельно определить, каково приоритетное направление воспитания, так как в каждой образовательной программе любого детского сада воспитательные задачи реализуются наравне и в комплексе с задачами развивающими и обучающими. Но речь идет о том, чтобы создать один документ, не переписывая основную образовательную программу.
Так какие же выбрать приоритетные направления воспитания?
У нас есть классика дошкольного воспитания, в который любой учебник дошкольной педагогики определяет пять направлений воспитания: трудовое, духовно-нравственное, умственное, физическое и психическое. И если мы начнем строить содержание нашей рабочей программы воспитания вокруг этих направлений воспитательной работы, то по сути дела, мы охватим всю жизнь ребенка в детском саду. Тогда рабочая программа воспитания поглотит основную образовательную, станет документом достаточно большим и не очень удобным в использовании. В этом случае теряется смысл создания рабочей и работающей программы воспитания.
При этом дошкольные образовательные организации должны понимать, что сама примерная программа воспитания носит не нормативный, а лишь нормативно-рекомендательный характер.
То есть, если выстроить иерархию законодательства Российской Федерации:Самый верхний уровень занимает наш основной закон — Конституция, затем идут Указы Президента Российской Федерации, Федеральные законы и кодексы, далее нормативные акты Правительства, приказы Федеральных Министерств и ведомств Федеральных служб, и в самом низу этой иерархии — наши нормативные рекомендательные документы, а примерная рабочая программа воспитания именно таковым и является.
Не нужно забывать о рекомендательном характере, поэтому мы можем использовать в этой программе все, что действительно считаем важным и нужным. Сама программа строится не только с учетом каких-то приоритетных направлений воспитания, но и с учетом базовых ценностей, которые мы воспитываем в наших детях, начиная со школьного возраста.
Кроме того, есть очень хорошее соответствие между теми приоритетными направлениями, которые определены в нашей примерной рабочей программе воспитания и приоритетными направлениями, которые мы можем сформулировать согласно закону или стратегии развития воспитания.
Главная трудность в том, что в нашей примерной рабочей программе нет методических рекомендаций. В ней выделены новые направления воспитания, которые нужно осмыслить, понять и еще раз построить взаимосвязь между традиционными приоритетными направлениями, сформулированными в законе и стратегии и теми, которые появились в примерной программе воспитания.
Еще одной трудностью у дошкольных образовательных организаций является некоторая пассивность отдельных муниципальных методических служб, которые плохо себе представляют, каким образом они могут осуществлять сопровождение детских садов, создание и, затем, реализацию рабочих программ воспитания.
Не в обиду сказано муниципальным методическим службам, но их специалисты, очень ответственно подходя к своей работе, все-таки порой робеют оказывать методическую поддержку там, где сами пока не слишком компетентны. То есть, мы говорим о необходимости обучения и на этом уровне.
Дошкольные образовательные организации говорят: «Дайте нам какую-то основу». Рабочая программа воспитания — это и есть та основа, но как с ней работать — пока что не все знают и умеют. Здесь ведь не получиться что-то у кого-то взять, скопировать или списать так, чтобы получилась хорошая рабочая программа. Все-таки в законе (в новой статье) закреплена компетенция дошкольной образовательной организации по самостоятельной разработке и утверждению рабочих программ воспитания — это обязательно нужно иметь ввиду. А то, что касается методической поддержки, то вы в том числе, помимо своих муниципальных методических служб, региональных институтов развития образования можете привлекать и ресурсы компании МЭО, которыми создана своя модельная программа.
Я призываю вас вспомнить, каким образом мы с вами работали над созданием наших основных образовательных программ. В 2014 году после выхода стандарта нам была дана примерная основная образовательная программа, но мы прекрасно понимали, что для создания основной образовательной программы этих общих документов действительно маловато.
Точно также между положениями Федерального закона, между положениями Стандарта дошкольного образования, примерной рабочей программой воспитания, и рабочей программой воспитания детского сада необходима дополнительная прослойка, которая называется модельной рабочей программой воспитания.
Вы можете получить доступ к этой модельной программе и понять, как ее реализовать для создания своих рабочих программ мы приглашаем вас пройти курсы повышения квалификации по теме «Рабочая программа воспитания ДОО: разработка и реализация» и выделить те приоритеты, которые вы сможете включить в обязательную часть вашей рабочей программы и те направления воспитания, которые являются приоритетными для конкретного детского сада.
Тогда действительно, у вас получится жизнеспособный документ, который поможет педагогам реализовать ту самую воспитательную составляющую образовательного процесса, наполненную новыми смыслами, ориентированную на разработку ценностей, в том числе, через традиционные и понятные педагогам виды и направления воспитательной работы, про которые мы уже говорили.
Наши программы повышения квалификации помогут вам не только создать эффективный документ «Рабочая программа воспитания дошкольной образовательной организации», но и грамотно и эффективно реализовать в практической педагогической деятельности все положения этого документа.
По итогу программы слушатели смогут скорректировать ООП ДОУ и локально-нормативную базу ДОУ под текущие требования законодательства РФ и требованиям к формированию системы управления качеством дошкольного образования на региональном уровне. Получить более подробную информацию можно, оставив заявку по ссылке