1
Проблемы реализации основной образовательной программы З. Кокарева
2
Изучение модуля 1 Возможен просмотр материалов виртуального методического кабинета ФГОС НОО Возможна самопроверка знаний особенностей ФГОС НОО на основе теста для педагогов, размещенного в п. меню « Тесты и материалы » ВМК ФГОС НОО
3
Модуль « технология введения и реализации ФГОС НОО » Изучение требований, внесение изменений Приказ Министерства образования и науки 2357 от О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный года 373
4
Три раздела программы Целевой : пояснительная записка планируемые результаты система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы Содержательный : программа формирования УУД ; программы учебных предметов ; программа духовно — нравственного развития, воспитания ; — программа экологического воспитания и формирования здорового и безопасного образа жизни ; — программа коррекционной работы ; Организационный : учебный план начального общего образования ; план внеурочной деятельности ; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.
5
Общие проблемы ООП НОО Нет конкретики Нет ссылок на документы Нет изменений с 2011 или с 2012 года Нет ссылок на локальные акты
6
Проблемы реализация системы оценки достижения планируемых результатов : Неразработанность в образовательном учреждении локального акта – положения о системе оценок, форм и методов оценки Недостаточный уровень владения учителем новыми методами и формами оценки Отсутствие банка КИМов
7
Проблемы р еализаци и программы формирования УУД Недочеты учебно — тематического планирования Мало кружков и студий внеурочной деятельности, посвященных проектной, исследовательской деятельности Неразработанность программы преемственности УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию и основному
8
Рабочие программы часть ООП Должны содержать : пояснительную записку общую характеристику учебного предмета описание ценностных ориентиров место предмета в учебном плане содержание учебного предмета результаты освоения учебного предмета тематическое планирование описание материально — технического обеспечения
9
Проблемы реализации программы коррекционной работы Отсутствие школьной психологической службы Слабость диагностической компетенции учителя Отсутствие карты медико — психолого — педагогического сопровождения ребенка Неразработанность индивидуальных маршрутов
10
Реализация программы духовно — нравственного воспитания осуществляется на основе программы воспитательной работы, разработанной с учетом региональных рекомендаций ( использование курса « Истоки ») внеурочной деятельности по пяти направлениям отслеживания результатов в соответствии с тремя уровнями воспитания
11
Структура программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Цель задачи деятельности Направления деятельности Модели организации работы, виды деятельности, формы деятельности Критерии оценки результатов и методы оценки
12
Проблемы разработки учебного плана Соотношение инвариатной части и части, формируемой участниками образовательного процесса 80% и 20% Разработка учебного плана для классов СКК 1-8 вида Предоставление права выбора предметов вариативной части плана
13
Разработка плана внеурочной деятельности Количество часов на внеурочную деятельность Предоставление права выбора направлений деятельности Включение всех обучающихся во внеурочную деятельность Взаимодействие с УДО, культуры и спорта
14
Создание условий для реализации ООП Кадровые, материально — технические, финансовые, психолого — педагогические, информационные Проблема – в выполнении всего комплекса условий
15
Замечания при проверках условий реализации ФГОС НОО Сайты созданы во всех проверенных школах, но не во всех проверенных ДОУ Наиболее часто встречающееся нарушение – сайт есть, но отсутствует часть информации.
16
Замечания при проверках Время занятия в расписании не соответствует нормам, предусмотренным в уставе ( в расписании – 40 мин, в уставе – 45). Даты проведения занятий в расписании не соответствуют указанным в классных журналах. Нет расписания уроков, внеурочной деятельности, кружков ( реализуемых и в рамках ОП и вне рамок ОП ). В расписании не указано место ведения деятельности. Не разработан годовой календарный график ( или не утвержден органом м / самоуправления ) Удаление обучающихся с уроков. Опоздание педагогов на уроки. В 1 классе задаются ДЗ, уставом и ЛА предусмотрены ДЗ со 2 класса.
17
Замечания при проверках ОУ не определен список учебников. Нет библиотеки ( библиотека не функционирует ). В библиотеке нет выхода в Интернет. Отсутствуют справочно — периодические издания, наличие которых предусмотрено ФГОС. Отсутствуют учебники по отдельным предметам ( что не позволяет использовать их на уроках или при организации инд обучения ). Не хватает учебников для выполнения учащимися ДЗ
18
Замечания при проверках Не регламентировано проведение мониторинга качества образования. Мониторинг качества образования не проводится.
Работая на крупных проектах внедрения, приходится сталкиваться с примерно одинаковым перечнем проблем, лишь немного отличающихся спецификой работы компании-заказчика. Часть из них удается решить благодаря сложившимся доброжелательным личностным отношениям между членами проектной команды Исполнителя и Заказчика, когда есть доверие друг к другу и понимание важности запущенных процессов. Если же не удается найти общий язык, то вопросы решаются только официально на уровне руководства компанийснегативом и затраченными нервами. Какие же это проблемы и есть ли пути их решения?
Важная составляющая серьезного подхода к началу проекта – это наличие у клиента четкой организации своих бизнес-процессов, корректная постановка целей и задач внедрения, четкое понимание всеми пользователями конечных результатов автоматизации. В противном случае по ходу внедрения можно ожидать включенияв перечень дополнительных задач, не предусмотренных бюджетом проекта, саботажа «из принципа» со стороны тех, кому автоматизация должна принести облегчение в работе, но им не хочется овладевать новыми навыками, и так далее.
Например, на допроектной стадии специалисты Исполнителя поверхностно оценили проект по срокам выполнения, по стоимости, рискам. В ходе внедрения может выясниться, что задача на самом деле более объемная, чем была определена ранее, и количество заложенных часов недостаточно. Клиент неохотно идет на внесение изменений в бюджете проекта, который уже согласован и утвержден на всех уровня, так какэто дополнительные затраты, а всем компаниям хочется сэкономить. Кроме того, из-за недооцененного объема задач могут происходить сдвиги проекта по срокам выполнения. То есть изначально поверхностно оцененный проект порождает проблемы в будущем. Следовательно, подходить к этому вопросу надо тщательно.
Встречаются случаи, когда Заказчик высказывает свои пожелания по доработкам конфигураций уже в процессе внедрения,хотя все документы подписаны, согласованы, аванс выплачен. Пример из практики работы на проекте по внедрению «1С:ERPУправление предприятием»: по договору первый этап предполагал моделирование нескольких подсистем. Специалисты «Кодерлайн» сделали моделирование и карту функционального покрытия. Предстояли длительные выходные и праздничные дни, в течение которых мы хотели перенести остатки, доделать необходимые работы. Но оказалось, что сервера выключены, а Заказчик нас не предупредил, то есть дни прошли впустую. Когда же начали вносить информацию, необходимую для запуска, то Заказчик сказал, что хочет видеть по-другому блок продаж и потребовался месяц на его переделку. В результате оперативный контур не был запущен вовремя.
Со стороны Исполнителя могут быть проблемы, связанные с составом проектной команды. Например, замена сотрудника во время внедрения по личностным качествам, неумению коммуницировать, недостаточным компетенциям, знаниям или по семейным обстоятельствам. Конечно,после первого предупреждения надо датьсотруднику шансисправить положение, если видны явные огрехи в работе. Но если изменений нет, то надо сразу искать замену, так как на введение, адаптацию нового сотрудника потребуется время, а у Исполнителя четко прописанные сроки выполнения проекта,и лучше не усугублять ситуацию. Был пример, когда архитектор выстраивал систему на проекте у клиента, но потом по семейным обстоятельствам оставил команду и вверенный блок не доделал. Руководителю проекта пришлось вникать в методологию, во все нюансы, что заняло определенное время. К тому же сотрудники Заказчика тормозили с проверкой остатков, и в итоге проект шел с задержкой на 5 месяцев от установленной изначально даты. То есть можно сказать, что большая часть проблем связана с управлением людьми как в проектной команде Исполнителя, так и у Заказчика. Причем на последних повлиять могут только они сами.
Во многом залог успеха проекта зависит от руководителя проекта (РП) со стороны Заказчика, его личности и должности в структуре компании. Для Исполнителя – он первый помощник, связующее звено и основной коммуникатором между проектной командой Исполнителя и сотрудниками своей компании, конечных пользователей, участие которых также важно. К сожалению, при выбореРП часто применяется формальный подход, так как нет понимания степени его загрузки и нагрузки, ответственности за выполнение проекта. Многим специалистам 1С знакома ситуация, когда руководителем проекта назначаютруководителей функциональных подразделений, например, главных бухгалтеров или главных финансистов, которые достаточно загружены по своей основной деятельности, и у них физически не хватает времени на участие в проекте. При этом их не хотят даже частично освободить от основных обязанностей, текущей нагрузки, или взять дополнительного сотрудника в помощь.
На этапе запуска новой программы в эксплуатацию важна сознательность и мотивация конечных пользователей, за которыми закреплен определенный участок работы, так как требуется их большая занятость в процессе. Но иногда сам Заказчик не понимает, насколько они (пользователи) будут вовлечены, когда потребуется проверить остатки, корректно завести документы, грамотно заполнить аналитику для новой системы, поскольку из-за разниц конфигураций «переложить» документы один к одному не получается. Бывают случаи, когда надо протестировать тот или иной участок работы, а ответственный сотрудник ушел, потому что закончилось рабочее время и у него нет стимула оставаться сверх нормы.
Возникает масса трудностей, идет негатив, а порой и саботаж со стороны сотрудников компании-заказчика. Получается замкнутый круг: Исполнитель не можем воздействовать на конечного пользователя, так как их взаимоотношения никак не регулируются, а ответственное лицо со стороны Заказчика все время занят своей основной работой, ему некогда. В результате при завершении отдельных этапов и проекта в целом внедренцыбьются в закрытые двери, так как никто не хочет принимать работы и подписывать акты выполненных работ, не хочет брать на себя ответственность. Из-за этого затягиваются сроки, накаляется обстановка на проекте.
Большую часть проблем, которые возникают в ходе проекта, можно решить на этапе его обсуждения, согласования, принятия в работу. Во-первых, для исключения неприятных ситуаций, непонимания между командами или хотя бы сведения их к минимуму при внедрении информационной системы должна быть поддержка со стороны высшего руководства компании-заказчика. На крупных проектах, как показывает практика, руководителем проекта должен быть человек, занимающий вторую ступеньку в структуре компании, который имеет соответствующие полномочия для принятия решений и может давать указания подчиненным, а не уговаривать их остаться и поработать на пользу проекта.
Во-вторых, в начале проекта Заказчику необходимо проговариватьс пользователями вероятность сверхурочной работы с соответствующими оплатами, поощрениями, доступными в компании. Также важна разъяснительная работа, так как на начальном этапе сотрудники компании не знают преимуществ автоматизации, и не понимают, насколько облегчится их работа с помощью, условно говоря, волшебной кнопки, по которой оперативно можно будет получать все отчеты.
Из нашего опыта могу сказать, что многие текущие вопросы решаются на еженедельных совещаниях по статусу проекта с участием представителей Заказчика и участников проектной команды Исполнителя – РП, архитектора, методолога, где рассматривается выполнение плана-графика, устанавливаются сроки, назначаются ответственные лица. По итогам составляется протокол с перечислением задач для решения и сроков их выполнения, отмечается, какаядокументация не была предоставлена, какие участки не протестированы. Протокол отправляется на согласование всем ответственным лицам. Если для сохранения сроков реализации проекта не удастся достичь компромисса на этом этапе, то нужно выноситьобсуждение вопросов на более высокий уровень, вплоть до первых руководителей.
В целом, относительно идеального проекта не помню ни в своей практики, ни у коллег. Но иногда даже маленькие шажки в виде закрепленного одного часа работы конечных пользователей с проектной командой Исполнителя – это уже удача и реальный прогресс в выполнении поставленной задачи.
Алла Зайцева,
руководитель отдела внедрения компании ООО «Кодерлайн»
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)
Аннотация. В настоящей статье рассмотрены основные проблемы реализации государственных программ. Автором на основе цифровых значений подчеркивается актуальность исследования. С опорой на науку «менеджмент» делается обоснование необходимости внесения ряда ключевых решений в процесс реализации госпрограмм. Сделанные выводы и предложения имеют научно-практическую ценность и могут быть использованы при реализации конкретных решений в рамках выявленных проблем.
Ключевые слова: государственная программа, проблема реализации, эффективность, контроль, риски, несогласованность.
В эпоху жесткого экономического и политического противостояния с западом, в которую мы вступили в настоящее время, победа будет за теми, чья экономическая модель государства окажется более конкурентоспособной и жизнестойкой. В этих условиях в научном сообществе не сформировалось понимание такой модели. Кроме того, не существует, на данный момент, систематизированности в подходах ее теоретического обоснования. В свою очередь, разработка эффективной макроэкономической модели осуществима при условии наличия всеобъемлющей и объективной информации о всех сферах деятельности.
По мнению автора, основным инструментарием в данном направлении должны служить государственные программы, которые действуют в настоящее время. Актуальность настоящего исследования во многом связана с наличием проблем в их реализации, а также необходимостью поиска решений данных проблем с целью минимизации рисков и повышения их эффективности.
Согласно официальному сайту «Портал госпрограмм РФ» в настоящее время реализуется порядка 44 программ по самым разным направлениям, а именно: обеспечение национальной безопасности, сбалансированное региональное развитие, инновационное развитие и модернизация экономики, эффективное государство и новое качество жизни.
В частности, в данном контексте речь идет о дублировании мероприятий в разрезе указанных программ органами исполнительной власти, длительном временном запаздывании их реализации, недофинансировании, что на данный момент наблюдается, неэффективной системой оценки обоснованности бюджетных затрат и системы контроля за достижением поставленных целевых ориентиров. С позиции управления (менеджмента) организации, а государство в данном контексте также можно считать организацией только в более крупных масштабах, данные пробелы и упущения недопустимы, так как оказывают негативное влияние на ход исполнения программ. Так, например, реализация целого ряда государственных программ по итогам 2016 года поставлена под угрозу (рис. 1), что доказывает наличие негативных факторов.
Космическая деятельность России Доступная среда
Развитие федеративных отношений
Развитие фармацевтической промышленности
Развитие промышленности Развитие Калининградской области Развитие СКФО Обеспечение доступным жильем Развитие Дальнего Востока
В части наличия дублирования, наше мнение поддерживается целым рядом исследователей, в частности большинство из них утверждает, что главным фактором успешности внедрения госпрограмм является «предельно иерархичная, жесткая, и максимально исключающая дублирование структура государственных программ».
На практике перечень соисполнителей госпрограммы (в соответствии с распоряжением Правительства №1950-р) может быть уточнен в процессе исполнения программы, а это диктат ответственного исполнителя. Причем ответственный испол-
Важно отметить, что основной проблемой на данный момент в реализации госпрограмм является недофинансирование, которое напрямую связано с разразившимся экономическим кризисом. На рисунке 2, представленном ниже видна динамика роста расходов за период с 2013 по 2016 год.
Можно предположить, что в целях дальнейшей реализации программ требуется изыскивать и использовать внебюджетные источники, а именно привлекать малый и средний бизнес в сферу реализа-
ции программ по принципу государственно-частного партнерства.
Дублирование направлений государственных программ приведено на примере «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков. На рисунке 3, представленном ниже приводится свидетельство наших доводов.
В практике существует проблема искусственного включения в госпрограмму совершенно разных сфер деятельности, что
усложняет процесс управления программой, и затрудняет определение подведомственности.
Рис. Пример искусственного включения в госпрограмму разных сфер деятельности
В результате реализации данных программ возникают риски их срыва, а также происходит затягивание сроков реализации. Кроме того, возникают противоречия в реализации по подведомственности.
Предлагается использовать следующую внутриотраслевую модель иерархии в рамках исполнения отдельно взятых госпрограмм (рис.
Показатель 11. 1 Пакаыгель 2
Меротф. 1 4-pуй. + с
Utpm^. lU + руй. + гт
Mfpunp. jllJ 4-Pli. + nDM»L
Рис. Иерархия внутриотраслевой модели госпрограммы
В ряде источников звучит о том, что существует проблема несогласованности по реализации госпрограмм с регионами, что требует ввода дополнительных наблюдательных советов с целью координации деятельности региона в каждой из программ. Однако представляется, что в данном контексте в большей степени проблема связана с несогласованностью между ответственными исполнителем и соисполнителями программы.
В частности, на согласование документа у одного ведомства уходит до 30 дней, а возникающие разногласия или замечания не исключают повторной процедуры согласования. При внесении госпрограммы на рассмотрение Правительству (в среднем около 500 страниц) она должна быть согласована в соответствии с действующим регламентом в течение 10 дней.
Таким образом, у ответственного исполнителя возникают затруднения с своевременным внесением соответствующих поправок и корректировок необходимых для реализации программы в целом.
Резюмируя, следует отметить, что требуется сокращение времени на согласование поправок и внесения изменений в госпрограммы посредством электронного документооборота и сокращения сроков для согласования с соисполнителями.
В части контроля во всех госпрограммах отсутствуют сроки промежуточного контроля со стороны самого исполнителя, что требует внесения соответствующих поправок в государственные программы.
Кроме того, предлагается в целях дополнительного контроля за реализацией госпрограмм подключать представителей «Народного фронта» или создавать на уровне Государственной Думы наблюдательные советы за реализацией программ.
Проблема оценки реализации госпрограмм также не нова и требует особого внимания. С одной стороны в каждую из государственных программ вложены основные критерии, выражающиеся в конкретных показателях. С другой, рассматривая отчетность о реализации госпрограмм, как на уровне субъектов РФ, так и на уровне Федерации необходимо отметить отсутствие в ее содержании отражения ситуации в динамике, что не позволяет сделать в полной мере выводы и спрогно-
Таким образом, выявлен ряд проблем, ва на законодательном уровне. которые тормозят реализацию государст-
Головина Т. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы — последовательное решение проблем для людей с особыми потребностями // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2012. — Т. -№4 (44). — С. 84-86.
Киреева Н. , Сухорукова А. Проблемы финансового обеспечения государственных программ развития агропромышленного комплекса // Островские чтения. — 2016. -№1. — С. 106-112.
Конченкова Т. , Шанин С. Проблемы реализации государственных программ: оценка и практика применения // Проблемы и механизмы оценки эффективности системы государственного и муниципального управления: теория и практика. — 2016. — С. 138-140.
ANALYZATION OF PROBLEMS OF REALIZATION GOVERNMENTAL PROGRAMS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Gurtueva, graduate student
Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. This article describes the main problems of implementation of state programs. The author on the basis of digital values highlights the relevance of the study. Based on the science of «management» justification of the necessity to make several key decisions in the process of implementation of government programs. The conclusions and proposals have scientific and practical value and can be used to implement specific solutions in the framework of the identified problems.
Keywords: state program, the problem of implementation, effectiveness, control, risks, inconsistency.
ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО И
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОЕКТНО-
Статья посвящена проблемам реализации федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего профессионального образования, проектно-целевому подходу к проблемам и перспективам регионального рынка труда и образовательных услуг.
Ключевые слова: проблемы и трудности, федеральный государственный образовательный стандарт, начальное и среднее профессиональное образование, проектно-целевой подход.
деятельности, и, соответственно, за профессионализм отвечают профессиональные компетенции. Таким образом, будущий специалист в образовательном учреждении должен не только получить профессиональные навыки, но и пройти социализацию, отвечать новым запросам общества, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в коллективе, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного роста и многое другое.
Нужно разработать систему оценок в сочетании с обучающими программами, позволяющую поэтапно контролировать знания и умения студента, делая будущего специалиста конкурентоспособным на рынке труда. Новые образовательные стандарты также позволят разнообразить образовательные программы, сделать их более удобными для конкретного потребителя, для будущего работодателя. Стандарты в образовании — это гарантии того, что содержание образования будет соответствовать перспективным потребностям общественной жизни.
Хотелось отметить, что для реализации программ с учетом требования ФГОС необходимо выполнение следующих условий: кадровое обеспечение; финансово-экономическое обеспечение; материально-техническое обеспечение; информационное обеспечение, включающее в себя необходимую нормативную правовую базу общего образования и характеристику предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.
Несмотря на все положительные моменты ФГОС, есть и проблемы, связанные с их применением в конкретных образовательных учреждениях. А вот результаты везде разные. Эффективное внедрение стандартов в учебный процесс зависит от многих факторов, главным из которых является уровень базовой подготовки абитуриентов, квалификации преподавательского состава, оснащение лабораторий и мастерских, оснащение библиотек современными источниками информации. Для реализации нового поколения ФГОС определяющим для учебного заведения является создание условий, обеспечивающих изучение дисциплин на основе практического или
деятельностного компонентов. Новые программы требуют создания не только принципиально измененного диагностического материала, но и обновление современным оборудованием лабораторий и учебно-производственных мастерских. Новые ФГОС позволят учитывать интересы работодателей при подготовке квалифицированных специалистов, сделать выпускников профессиональной школы конкурентоспособными на рынке труда. Основной проблемой, с которой сталкивается образовательное учреждение системы СПО при реализации стандартов третьего поколения, это новая структурная единица — профессиональный модуль, органично интегрирующий прохождение практики с усвоением теоретического материала. Поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций, выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода, ориентированного, прежде всего, на усвоение знаний, и лишь потом на выработку умений.
Следующей проблемой является ежегодное обновление основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС с учетом требований работодателя и внедрений современных технологий
производства, что будет сопровождаться разработкой программ профессиональных модулей и учебных дисциплин. Наиглавнейшей проблемой, с которой сталкиваются учебные заведения СПО:
— производственная практика, которая в настоящее время организовывается на базовых предприятиях (это одно из обязательных условий лицензирования профессиональных образовательных программ — наличие договоров на осуществление производственной практики на базе предприятий);
— учебная практика (производственное обучение осуществляется в мастерских, лабораториях, учебных полигонах, учебных производствах).
Принятие стандартов третьего поколения, отличающихся от стандартов предыдущего поколения и структурно, и содержательно, и основанием, концепцией — компетентностным подходом, неизбежно будут вызывать различного рода проблемы при реализации в учебных планах СПО, потребуют реструктуризации учебного процесса на принципиально иной методической основе. Инновационные задачи, стоящие перед экономикой, и проблемы систем НПО и СПО требуют формирования современной государственной стратегии, долгосрочного прогноза, научной разработки и четкого законодательного обеспечения путей развития начального и среднего профессионального образования.
Позитивные процессы не говорят об отсутствии серьезных проблем в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. Во-первых, спрос отечественного производства значительно опережает наши предложения по объемам, структуре и содержанию подготовки специалистов среднего звена. По этому поводу достаточно сказать, что пока только 15% студентов готовятся по направлениям наукоемких и высокотехнологичных специальностей.
Во-вторых, актуальна проблема обновления и развития основных фондов. Ее решение замедляют недостаточные инвестиции и объемы бюджетного финансирования (в сравнении с другими уровнями образования) и отсутствие экономических стимулов для инвестиций работодателей в учреждения НПО и СПО. Если ситуацию не изменить, программы строительства и реконструкции
учебных зданий и общежитий могут быть свернуты. Значительная часть оборудования, используемого в учебных заведениях, не соответствует современному уровню в техническом, производственном и научном планах. Остаточного ресурса недостаточно, чтобы обеспечить необходимый уровень качества профессионального образования, а это значит, что в долгосрочной перспективе страна не получит необходимое количество востребованных экономикой кадров. Учебники и учебные пособия по техническим специальностям не в полной мере соответствуют задачам модернизации экономики.
В-третьих, требуют совершенствования экономика и система налогообложения учебных заведений. Уровень оплаты труда и стипендиального обеспечения в среднем звене — самые низкие, что и служит главным тормозом мотивации коллективов на инновационное развитие и модернизацию учебно-воспитательного процесса. На наш взгляд, новая система оплаты труда должна быть лучше адаптирована к нуждам системы СПО. Кроме того, необходимо развивать и совершенствовать законодательную и нормативную базы, регулирующие деятельность учебных заведений. И тогда расширится их самостоятельность, улучшится внебюджетная деятельность, будут создаваться условия для перехода на новую организационную форму -автономное учреждение.
В-четвертых, в начальных и средних профессиональных образовательных учреждениях медленнее, чем это нужно сегодня, растут, а иногда и остаются на прежнем уровне качество кадрового потенциала, уровень научного обеспечения и доля научных исследований, работающих на развитие системы. Собственный научный потенциал этих учреждений мог бы развиваться скорее, если бы вузы научились готовить преподавателей инновационного типа, а экономическая, правовая и организационная поддержка их научной деятельности улучшились. Кроме того, нужно поднимать уровень научного анализа проблем подготовки рабочих и специалистов, активнее производить изменения в системе повышения квалификации и предусмотреть надбавки за ученые степени и
Общий результат наличия названных проблем: уже в прошлом году прием в техникумы и колледжи только по техническим специальностям на бюджетной основе сократился почти на 10% , а на платной — на 30%. В будущем -сегодняшний дефицит студентов станет дефицитом производственных кадров. А любая переподготовка молодых специалистов под потребности наукоемких производств обернется для государства и работодателей дополнительными затратами.
Голышев И. Технологические аспекты проектно-целевого подхода к управлению региональной системой профессионального образования // Казанский педагогический журнал. Казань, 2010. № 1. 25-26.
Зарегистрирована: 05. 2013
В статье представлено назначение образовательной программы организации дополнительного образования, дифференциация этого документа и программы развития по цели и содержанию. Автор делится практическим опытом определения структуры образовательной программы организации дополнительного образования в соответствии с нормативными требованиями.
Цибизова,
руководитель методической службы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества имени Н. Крупской»,
канд. пед. наук,
Новокузнецк
Ключевым элементом реализации дополнительного образования в любой организации является программа, а точнее — дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее — ДООП), которую самостоятельно разрабатывает педагог.
Однако, рядом с педагогом дополнительного образования, по пути проектирования, разработки и оформления ДООП, идет, чаще всего, методист или специалист управленческого звена. Хорошо если взаимодействие между ними слаженное и продуктивное, если совпадают педагогические установки и взгляды. Но так бывает не всегда.
Появляются разногласия. И тогда у методиста возникает вопрос: «Что ему еще не понятно?», а у педагога встречный: «Что он хочет от меня?».
И действительно, существует локальный акт, разработанный и утвержденный. Здесь и структура ДООП, и шаблоны для оформления, все по пунктам в соответствии с нормативной базой. Вот методические рекомендации по работе с документом. А вопросы остаются.
Разногласия в коллективе педагогов рождаются и по другим поводам.
Например, методическая служба запланировала мероприятие для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по программам художественной направленности. Собраться бы, да обсудить планируемые результаты, как их достичь и как оценить. Нет, невозможно в это время: один педагог с детьми танцует, а другой рисует, а третий поет.
Но, подождите, а наши «соседи» — воспитатели детских садов, школьные учителя? Да, они реализуют разные образовательные и предметные области, но результаты—то требуются от всех единые. И педагоги дошкольного, начального, основного и среднего (полного) образования могут обсуждать вопросы достижения общих результатов и их оценивания. И с программами тоже нет таких проблем.
А почему? Потому что дошкольное и общее образование регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС), который задает требования к результатам, содержанию и условиям образования, а рабочая программа педагога является инструментом реализации данных требований.
В дополнительном образовании ФГОС нет, но на этот вид образования, как и на все другие распространяется действие пункта 3 статьи 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, согласно которому разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции самой образовательной организации.
Следовательно, деятельность в дополнительном образовании регулируется образовательной программой организации. Этот нормативный документ является обязательным, именно он может определить общий для всех педагогов концептуальный образовательный подход, цели и задачи, которые ставятся в процессе проектирования ДООП. И как раз образовательная программа организации является основанием для оценки планируемых результатов, полученных при освоении ДООП.
Взаимосвязь дополнительных общеобразовательных программ и образовательной программы организации регламентирована Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». В пункте 5 читаем: «Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность».
Поэтому разработка образовательной программы организации является важной задачей. Но, как показывает практика, зачастую методисты и специалисты управленческого звена уделяют недостаточно внимания этому документу. Мы считаем, что до сих пор не осмыслено назначение образовательной программы организации, а выстраивание ее структуры и содержания является определенной проблемой.
Почему сложилась такая ситуация? Обратимся к недавнему прошлому дополнительного образования.
В этот период и муниципальные, и государственные образовательные учреждения строили свою работу в соответствии с типовыми положениями. В соответствии с пунктом 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей») содержание деятельности объединения определялось педагогом.
Учреждение, же в соответствии с пунктом 19 указанного документа, самостоятельно разрабатывало программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений. Конкретных нормативных требований к программе деятельности не предъявлялось. Вопрос о том, как взаимосвязаны программа объединения и программа деятельности учреждения и чем она должна наполняться, остался открытым.
Примерно в это же время как инструмент инновационных преобразований в образовательном учреждении появилась программа развития. Ее разработка и реализация была и остается значимым этапом планирования в дополнительном образовании.
Сложившиеся тогда обстоятельства сегодня привели к проблеме не различения программы развития и образовательной программы. Поэтому для того чтобы понять ее назначение, прежде всего, нужно дифференцировать эти понятия.
Программа развития существенно отличается от образовательной программы. Один документ (программа развития) имеет инновационную направленность и выступает в качестве плана осуществления нововведений в образовательной организации. Другой (образовательная программа) регулирует вопросы реализации образовательного процесса (дополнительных общеобразовательных программ).
Различия двух управленческих документов представлены на Схеме 1.
Схема 1. Отличие программы развития от образовательной программы
Еще одна проблема — как определить структуру образовательной программы организации?
Цель методических рекомендаций — формирование единого подхода и согласование позиций Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка и организаций дополнительного образования при разработке образовательной программы с учетом реализации образовательной политики Российской Федерации и Кемеровской области.
В методических рекомендациях образовательная программа организации дополнительного образования определена как учебно-методическая документация, направленная на реализацию цели и задач образовательной деятельности. Основой для такого определения стали нормативные документы, как и в случае с образовательными организациями, реализующими свою деятельность в соответствии с ФГОС.
В структуру образовательной программы в соответствии со ст. 2 п. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ включены три основных раздела — целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к реализации образовательной деятельности, планируемые результаты. Сюда можно включить пояснительную записку, систему оценки планируемых результатов.
Организационный раздел программы определяет общие рамки организации образовательной деятельности и механизмы реализации образовательной программы. Здесь размещается учебный план как механизм реализации образовательной программы и описание условий реализации образовательной программы.
Образовательная программа Дворца творчества им. Крупской определила единую методологическую ориентацию (компетентностный подход), планируемые результаты (ключевые образовательные компетенции, необходимые для решения задач социального, коммуникативного и личностного самосовершенствования в соответствии с возрастными характеристиками), систему оценки достижения планируемых результатов, общие подходы к отбору содержания образования (на основе компетентностного подхода) и по направленностям.
Реализация образовательной программы организации создала условия для осуществления следующих позиций:
- координация деятельности педагогического коллектива по достижению планируемых результатов и условий освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ, а также принятия управленческих решений администрацией организации;
- углубление понимания смыслов дополнительного образования и использования их в качестве ориентира в практической образовательной деятельности педагогических работников, установки взаимосвязанности компонентов образовательной программы организации и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- информирование обучающихся и родителей (законных представителей) о целях, содержании, планируемых результатах в деятельности Дворца творчества им. Н.К. Крупской.
Подводя итог, хочется вспомнить расхожую фразу: «Методист должен быть на шаг впереди всего педагогического коллектива». Возможно вдумчивая, тщательная разработка образовательной программы организации и является этим шагом?
- Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Учреждения дополнительного образования детей: срочно требуется нормативная база! // Библиотечка журнала «Вестник образования России». — № 7. — 2006. — С. 6-18.
- Селевко Г.К. Технология внутришкольного управления. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.