Тамара Пампура
Технология разработки программы развития ДОО
— титульный лист;
— паспорт программы;
— информация о ДОУ;
— проблемно ориентированный анализ состояния образовательного процесса;
— концепция развития ДОУ;
— разработка мероприятий реализации программы (план действий);
— планируемые результаты реализации программы.
Наименование программы Тема программы
Основание для разработки программы Перечень документов нормативно-правовой базы.
Локальный уровень (уровень ДОУ)
Заказчик программы Управление образования
Цель и задачи программы
Сроки реализации программы
Перечень основных разделов программы — информация о ДОУ;
— концепция и разработка стратегии развития ДОУ;
— разработка мероприятий реализации программы (план действий).
Объемы и источники финансирования Бюджетные средства.
Предполагаемые (планируемые) конечные результаты реализации программы
Контроль исполнения программы
Информационная справка о ДОУ
— заведующий (Ф
— приоритетное направление в образовательной деятельности
— краткая историческая справка
— проектная мощность и реальная наполняемость
— перечисление помещений и сооружений ДОУ
— учредители ДОУ
— свидетельство о государственной аккредитации
Структура ДОУ (общее количество групп, количество специализированный групп, сведения о наполняемости групп)
Кадровый потенциал ДОУ
Сведения о педагогических кадрах (образовательный ценз, квалификационная категория, педагогический стаж).
Анализ социальной ситуации развития.
Цель проблемно ориентированного анализа: выявление и ранжирование проблем, имеющих место в деятельности дошкольного ДОУ по всем линиям развития (физическое воспитание и здоровье, речевое, интеллектуальное, художественно-эстетическое, социально-нравственное развитие). Анализ состояния образовательного учреждения в соответствии с тем, каким оно должно быть.
Основными блоками анализа выступают: статус ДОУ; материально-техническая обеспеченность; финансово-хозяйственная деятельность; содержание образовательной деятельности; уровень научно-методического обеспечения; экспериментальная работа в ДОУ; результативность инновационной деятельности; кадровое обеспечение; уровень профессиональной компетенции педагогов; повышение квалификации кадров; включенность семьи в ДОУ, преемственность; качество образования; система управления. Завершая анализ, необходимо выделить положительный опыт, проблемы, не решеные по каждому направлению, выделить перечень тех недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.
Концепция развития ДОУ рассматривается как совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов. В ней необходимо в обобщенном виде описать тот новый образ, к которому вы стремитесь. Цель: определение приоритетных направлений развития образовательного учреждения; формулирование системы перспективных и оперативных целей и задач развития по каждому направлению деятельности.
Проект новой системы управления. В этом разделе важно сформировать вид и характер будущего ДОУ, обозначить цели и задачи обновления содержания образовательного процесса, с опорой на нормативно-правовые документы, определить стратегию реализации поставленных задач. Так как всю концепцию нового ДОУ сразу реализовать невозможно, нужно наметить промежуточные этапы. Для каждого этапа реализации концепции должны быть определены цель и содержание действий.
Название программы Мероприятия по реализации программы Примерные сроки программы
План действий – это создание условий, обеспечивающих эффективность и результативность работы всех участников реализации программы, установление сотрудничества с заинтересованными организациями, обеспечение консультативной поддержки реализации программы; вовлечение родителей, специалистов социальных институтов детства, педагогов ДОУ в единую деятельность по реализации программы.
Цель: разработать сбалансированный план действий, направленный на: — решение выявленных проблем; — реализацию концептуальных целей и задач функционирования и развития ДОУ.
Важно помнить, что план действий должен стать основой годовых планов работы ДОУ на несколько лет.
План – это пошаговое определение, как мы собираемся достигать реализации концепции. Дублируются задачи: план ориентирован на реализацию поставленных задач. Кроме этого задача может разрабатываться в форме подпрограммы. Указываются мероприятия, сроки их проведения, конкретизируются методы, формы, используемые средства для получения результата, обозначаются исполнители, время. Чтобы план был полноценным, он должен быть целостным, скоординированным и сбалансированным по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально-техническим, финансовым).
Планируемые конечные результаты реализации программы
Планируемые результаты реализации программы, включают в себя механизмы реализации программы, модель педагога детского сада (как желаемый результат, модель выпускника дошкольного учреждения (как желаемый результат, модель будущего дошкольного образовательного учреждения (как желаемый результат).
Библиографическое описание
Современные условия жизни нацеливают общество на его активное движение, быстрое приспособление к прогрессивному развитию всех отраслевых сфер, а также овладение навыками беспрепятственного межличностного взаимодействия. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации.
Данная позиция является концептуальной в плане подготовки подрастающего поколения. Поэтому определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общества, готового к постоянному преобразованию, созданию чего-то нового и неповторимого на основе сформированных ключевых компетенций. Такое возможно только при организации в дошкольном учреждении необходимых условий для раскрытия всех своих способностей при полной поддержке положительного эмоционального фона, постоянной возможности общения со сверстниками и взрослыми, перспективы расширения круга интересов и получения новых знаний. Детский сад сегодня — это открытое пространство для детей, родителей, социума.
Основная стратегия развития нашего дошкольного учреждения заключается в создании единой образовательной среды ДОУ отвечающей современным требованиям воспитательно-образовательной работы с детьми и реализующей право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающей равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.
Основными направлениями развития дошкольного учреждения являются:
− повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий и дополнительного образования
− повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе, через использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе.
− обновление предметно-развивающей среды и материально-технической базы учреждения в соответствие с Федеральными государственными требованиями
− усовершенствование взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников посредством организации совместной эффективной деятельности и их участия в образовательном процессе, взаимодействие с социальными институтами.
Для малыша, посещающего детский сад, очень важно, как обустроена окружающая его среда, насколько она для него понятна и безопасна. Детский сад не зря называют вторым домом для ребят.
В МБДОУ «Детский сад № 78» г. Чебоксары созданы определенные условия безопасного, здорового, комфортного, инновационного развития детей.
Здоровье и безопасность — это одно из значимых направлений работы дошкольного учреждения. Одна из главных задач пребывания детей в детском саду — укрепление и сохранение здоровья детей, создание условий, способствующих безопасному пребыванию детей в учреждении.
В МБДОУ «Детский сад № 78» г. Чебоксары созданы необходимые условия для ознакомления детей от 3 до 7 лет с основными аспектами безопасности и сохранения жизни и здоровья. На территории учреждения имеется автогородок, где в теплое время года проводятся различные мероприятия по дорожной безопасности. Мероприятия по укреплению здоровья проводятся на спортивной площадке совместно с другими ДОУ.
Одним из важных приоритетов развития дошкольного учреждения является развитие познавательных способностей детей. Лаборатория юных исследователей в детском саду — первый шаг к новым открытиям.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду № 78 г. Чебоксары оборудована и функционирует лаборатория маленьких исследователей, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для опытно-исследовательской деятельности дошкольников. На занятиях в лаборатории дошколята получают уникальную возможность исследовать на современных микроскопах с различными объективами, а также использовать большой набор инструментов и препаратов для обучения азам научной работы.
Сегодня робототехника в детском саду стала одной из центральных дисциплин учебного и воспитательного процесса. Педагоги уверены, что чем раньше познакомить ребенка с простыми механизмами, первыми алгоритмами и несложными техническими задачками, тем проще ему потом будет адаптироваться к школе и в жизни
В рамках реализации программы «От Фребеля до робота. Растим будущих инженеров» в детском саду № 78 г. Чебоксары оборудована и функционирует лего-студия, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для конструирования. На занятиях ребенок учится строить и воплощать в жизнь собственные образы, создавать необычные вещи. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребенок продвигается все дальше и дальше. Видя свои успехи, он становится более уверенным и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Увлечение робототехникой побуждает детей к развитию инженерно-творческого мышления, воспитывает, будущих инженеров и конструкторов. Исследования показывают, что практически все дети, поступающие в технические ВУЗы, занимались лего-конструированием в детском саду, школе и в дополнительных кружках.
Данные направления деятельности осуществляются с детьми в форме основной образовательной деятельности на занятиях по познавательному развитию и как дополнительные образовательные услуги по разработанным программам.
Акцент на получение детьми дополнительного образования в условиях дошкольного учреждения еще один приоритет развития современного образовательного учреждения. Для того чтобы максимально удовлетворять образовательные запросы родителей в нашем дошкольном учреждении функционирует 11 дополнительных образовательных услуг по разным направлениям:
− подготовка к обучению в школе;
− английский для дошколят;
− занятия нетрадиционными техниками рисования;
− детский фитнес;
− юные исследователи (занятия в лаборатории);
− чтение по кубикам Зайцева
Еще одним актуальным осуществления образовательной деятельности в ДОУ является сотрудничество с социальными партнерами.
Новой формой сотрудничества в сфере образования является частно — государственное партнерство, которое успешно апробировано учреждениями высшего и среднего профессионального образования и осваивает и современное дошкольное образование.
В МБДОУ «Детский сад № 78» г. Чебоксары, помимо 18 муниципальных групп имеются четыре частные группы, которые в соответствии с договором арендует автономная некоммерческая организация «Пишичитайка». Это партнерство представляет собой альянс между государством и бизнесом в целях реализации образовательных проектов на основе законодательных актов и специальных соглашений. Данная форма партнерства представляет собой наиболее простую и наименее обязывающую форму партнерства. Реализация совместной деятельности сторонами соглашения зависит исключительно от доброй воли сторон. Технологическая схема работы состоит в добровольном совместном планировании действий, соответствующих соглашению, и реализации этих действий. Координация деятельности осуществляется уполномоченными представителями АНО «Пишичитайка» и МБДОУ «Детский сад № 78 «Колосок» г. Чебоксары.
Такая модель взаимодействия, позволяет повышать эффективность и качество образовательного процесса, развивает его прикладную направленность, максимально позволяет использовать интеллектуальные, материальные, информационные и человеческие ресурсы для разработки инновационных проектов.
На сегодняшний день АНО «Пишичитайка» и МБДОУ «Детский сад № 78» г. Чебоксары реализуют совместный проект «Мы вместе».
Цель проекта — создание работающей модели частно-государственного партнерства, обеспечивающей эффективное управление образовательным учреждением и повышение качества оказания образовательных услуг.
Развитие дошкольного учреждения — это целенаправленный процесс, который предусматривает четкое взаимодействие с родителями. Интересы родителей тесно переплетаются с задачами дошкольного учреждения.
Многие родители, понимают необходимость раннего развития детей. С целью наиболее комфортного прохождения данного этапа в жизни детей и их родителей в нашем дошкольном учреждении запланирована работа центра развития детей раннего возраста «Детвора (детство, творчество, развитие) «.
Целью деятельности центра раннего развития является гармоничное развитие ребенка раннего возраста посредством развития его психомоторных свойств, а также их социализация.
Задачицентра раннего развития:
− создание эмоционального комфорта у детей и взрослых;
− всестороннее развитие ребенка в процессе непрерывного общения с творчеством, физической культурой, игрой;
− повышение уровня компетентности у родителей в вопросах подготовки ребенка к посещению детского сада, взаимодействия и установления взаимоотношений с ребенком с применением форм, методов и средств деятельности.
Для достижения целей и результативности работы центра раннего развития в дошкольном учреждении необходимо создать такие развивающие блоки, как центр физического развития «Физкультура вместе с мамой», располагающиеся в спортивном зале, центр творческого развития детей «Художники в памперсах», центр сенсорно-познавательной деятельности «Я — сам».
Проведение занятий в разных центрах-студиях поспособствует тому, что ребенок будет чувствовать себя комфортно в любых условиях детского сада, что способствует успешной адаптации детей к дошкольному учреждению в будущем.
Миссия детского центра заключается в том, чтобы помочь ребенку развить необходимые личностные качества, навыки, таланты, которые в будущем сделают его успешным взрослым.
Комплексная, слаженная работа дошкольного образовательного учреждения, социума и семьи — эффективно способствует развитию человека будущего.
- Белая К. Ю. «Инновационная деятельность ДОУ» М., ТЦ Сфера, 2004 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. No1155).
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольное учреждение, чебоксары, ребенок, образовательный процесс, раннее развитие, дополнительное образование, необходимое оборудование, образовательная деятельность, образовательное учреждение.
Светлана Ровенец
Программа воспитания в ДОО, особенности, структура, механизм реализации «Разрабатываем новый документ»
Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно-правовых документов : (НА СЛАЙД)
Федеральный закон от 29. 2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31. 2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. , вступ. в силу с 01. 2020).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29. 2015 № 996-р).
Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 — 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04. 2014 г. № 1726-р.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2. 3648-20).
Примерная программа воспитания, разработанная сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
Рабочая программа воспитания (далее Программа) является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
Деятельность нашего коллектива по созданию программы воспитания началась с рассмотрения на педагогическом совете «Итоги года. » Заведующим был поднят вопрос о том, что для разработки программы воспитания необходимо создать рабочую группу. Рабочая группа была выбрана в составе 5 человек, что утвердили приказом по ДОУ.
В состав рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана входили: (НА СЛАЙД)
Руководитель: заведующий ДОУ — Новикова Т.
Члены группы : Старший воспитатель Ровенец С.
Педагог-психолог Ткачева Т.
Музыкальный руководитель Крутова А.
Воспитатель Игнатенко М.
На первом заседании рабочей группы: (НА СЛАЙД)
Разработали и утвердили положение о рабочей группе.
Ознакомились с примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования,
Провели анализ основных понятий (Федеральный закон от 31. 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся);
Определили необходимость создания на сайте ДОУ постоянно действующего специального раздела по вопросам воспитания, освещения работы рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, утвердили ответственного.
Определили структуру программы
Необходимо предусмотреть в программе воспитания четыре раздела : (НА СЛАЙД)
1) особенности воспитательного процесса в образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования;
2) цель и задачи воспитания;
3) виды, формы и содержание деятельности;
4) основные направления самоанализа воспитательной работы.
По итогам заседания рабочей группы определили направление работы каждого члена рабочей группы до следующего заседания.
Структура рабочей программы воспитания МБДОУ
Детского сада № 1 «Лучик» : (НА СЛАЙД ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ)
Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания
Цель и задачи программы воспитания
Методологические основы и принципы построения программы воспитания
Уклад образовательной организации
Воспитывающая среда ДОО
Общности (сообщества) ДОО
Деятельности и культурные практики в ДОО
Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания
Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)
Содержательный раздел программы воспитания
Содержание воспитательной работы по направления воспитания
Патриотическое направление воспитания
Социальное направление воспитания
Познавательное направление воспитания
Физическое направление воспитания
Трудовое направление воспитания
Этико-эстетическое направление воспитания
Особенности реализации воспитательного процесса
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников процессе реализации программы воспитания в процессе реализации программы воспитания
III. Организационный раздел программы воспитания.
Общие требования к условиям реализации программы
Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОО
Организация предметно-пространственной среды.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Примерный календарный план воспитательной работы.
Приложение 1. Календарный план воспитательной работы
На втором заседании рабочей группы:
Ознакомились с проработанным материалом каждого члена рабочей группы
Откорректировали содержимое предложенных направлений
Определили направление работы каждого члена рабочей группы для написания календарного плана воспитательной работы, согласно направлениям
На третьем заседании рабочей группы:
Ознакомились с проработанным материалом каждого члена рабочей группы по написанию календарного плана воспитательной работы, согласно направлениям
Предложили вынести обсуждение проекта рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы на педагогический совет
Предложили вынести обсуждение проекта рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы с председателями родительских комитетов возрастных групп.
На четвертом заседании рабочей группы:
Корректирование проекта рабочей программы воспитания в соответствии с решениями Педагогического совета ДОУ и учетом мнения родителей
Утверждение рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
Внесение рабочей программы воспитания в состав Основной образовательной программы МБДОУ Детский сад №1 «Лучик».
Размещение Основной образовательной программы МБДОУ Детский сад №1 «Лучик», включающей рабочую программу воспитания, на официальном сайте ДОУ
Размещение на сайте ДОУ ежегодного календарного плана воспитательной работы на 2021/2022 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 «Лучик» включает в себя общеразвивающие группы. Основной целью педагогической работы ДОУ является формирование общей культуры
личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и играм с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т. ) Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т. ) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.
Основные социальные партнеры, взаимодействующие с МБДОУ Детский сад № 1 «Лучик» : (НА СЛАЙД)
ГИБДД ОМВ России по Ростовской области в городе Гуково. Профилактика детского дорожного травматизма. Пропаганда соблюдения правил дорожного движения детьми и их родителями (законными представителями)
МБУ ДО ДДТ. Участие педагогов, детей и родителей (законных представителей) в акциях, конкурсах, фестивалях.
Гуковский клуб шахты «Октябрьская». Участие педагогов, детей и родителей (законных представителей) в акциях, конкурсах, мероприятиях экологической, патриотической направленности.
Библиотека клуба «Октябрьский» Участие педагогов, детей и родителей (законных представителей) в акциях, конкурсах, проектах, выставках.
МБДОУ Детский сад № 3 «Гвоздика». Участие педагогов, детей и родителей (законных представителей) в совместных мероприятиях, акциях, конкурсах. Обмен опытом.
МБОУ СОШ № 4. участие педагогов, детей и родителей (законных представителей) в совместных мероприятиях, акциях, создание благоприятных условий для преемственности.
Храм Пантелеймона. Духовно-нравственное развитие через конкурсы, акции, совместные мероприятия.
При разработке программы воспитания для нашего детского сада основные акценты были расставлены на условиях, созданных в ДОУ, на анализ годового плана, и самоанализ за прошедший учебный год. А так же учитывались интересы детей.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗЦИИ :
Основная образовательная программа ДОУ Программа воспитания
Календарный план Рабочая программа воспитателя
Календарно-тематический план.
ПРОБЛЕМЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ :
Непонимание педагогами необходимости отдельного выведения программы воспитания из образовательной программы. (для наглядной видимости воспитательной работы)
Сложно было утвердить состав рабочей группы, т. педагоги болели или были в отпусках. (нашлись единомышленники)
Ограничение доступа родителей: без их непосредственного участия реализовать программу в онлайн режиме сложно, так как мало личного контакта.
Современные родители забывают о приоритетности семейного воспитания над детсадовским (сначала приходится вкладывать в ребенка, а зачастую и в родителей элементарные нормы поведения в обществе с точки зрения моральной и этической сторон то, что должно быть заложено в ребенке при поступлении в детский сад)
Большую честь времени дети дома сидят в гаджетах, художетсвенное слово и художественная литература утратили свой приоритет. Дети элементарно разучились слушать речь педагога и думать об услышанном.
В дошкольном воспитании выведение программы воспитания в отдельный документ немного непонятно, так как в детском саду само воспитание занимает практически 80 % времени пребывания ребенком в дошкольном учреждении. Всегда это воспитание было основным фоном, дошкольного образования.
Анна Шорина
Программа развития ДОУ: назначение, свойства (принципы), структура, требования к составлению.
Программа развития ДОУ : назначение, свойства (принципы, структура, требования к составлению.
Программа развития является обязательным документом при переходе ДОУ к новому виду. Поэтому ее можно рассматривать как модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющую:
— исходное состояние ДОУ;
— образ желаемого будущего (концепция ДОУ);
— последовательность действий по переводу ДОУ от настоящего к будущему.
Такая модель позволяет руководителю знать, какой конечный результат должен быть получен к конкретному времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата. Программа развития дошкольного учреждения должна отвечать следующим качествам.
Актуальность – свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания конкретного детского сада.
Прогнозируемость – свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т. способность программы соответствовать изменяющимся требованиями и условиям, в которых она будет реализовываться.
Рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат.
Реалистичность – свойство программы обеспечивать соответствие между желаемым и возможным.
Целостность — свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимого для достижения цели, а также согласованность между ними.
Контролируемость — свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели для проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.
Чувствительность к сбоям — свойство программы своевременно обнаруживать отклонения от реального положения дел, представляющие угрозу для достижения поставленных целей. При этом, чем выше чувствительность к сбоям, тем более детализирована программа.
При аттестации и аккредитации ДОУ программа развития является обязательным документом.
Структура каждого раздела программы :
Информация – справка о ДОУ
При составлении информационной справки о дошкольном учреждении необходимо помнить, что она представляет:
— анализ достигнутого (коллективу следует подвести некоторые итоги, взглянуть на себя как бы со стороны, это важный инструмент воспитания педколлектива;
— информацию для учредителей, экспертной комиссии по аттестации или оценке представляемого проекта программы развития;
— рекламный материал для родителей, населения микрорайона, жителей города, т. нынешних и будущих клиентов; сейчас каждая уважающая себя фирма имеет рекламу, и образовательное учреждение в условиях возрастающей конкуренции не должно этими требованиями пренебрегать.
Чем тщательнее подготовлен информационный материал, тем успешнее будет проведен проблемный анализ состояния дошкольного учреждения.
Проблемный анализ состояния воспитательно-образовательного
процесса по всем линиям развития (физическое воспитанье и здоровье, речевое, интеллектуальное, художественно-эстетическое, социально-нравственное развитие).
В этом разделе выделяются положительный опыт и нерешенные проблемы по каждому направлению, конкретизируются задачи, которые необходимо решить. Обязательно анализируется состояние воспитания в группах раннего возраста и дается характеристика уровня развития будущих первоклассников.
Опытные заведующие сопровождают текст различными сравнительными таблицами, схемами, графиками, материалами опроса родителей и сотрудников.
Добротная информационная справка экономит заведующему время в течение всего года, так как служит основной для составления самых разных справок и отчетов.
Всякая программа развития дошкольного учреждения ориентирована на решение одной главной проблемы – повышение качества обучения и воспитания. Но следует решать эту задачу не абстрактно, а конкретно, представляя ее в виде связанных между собой задач.
Анализ образовательной ситуации по конечным результатам за 1 – 2 года включает:
— уровень здоровья и здорового образа жизни, воспитания и обучения дошкольников в соответствии с государственными стандартами;
— готовность детей к школе.
Важно проанализировать научно – методическое обеспечение развивающегося учебно–воспитательного процесса и профессиональную компетенцию педагогов. Продолжая анализ проблем, необходимо дать конкретные ответы на вопрос: «Из-за каких недостатков воспитательно-образовательного процесса существует расхождение между требованиями и результатами и социальным заказом?»
Завершая анализ, целесообразно выделить перечень тех недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.
III. Концепция и стратегия развития ДОУ
Концепция – понимание, система, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Концепция развития ДОУ рассматривается как совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов. В этом разделе важно четко сформулировать вид и характер будущего детского сада, к которому стремится педагогический коллектив; обозначить цели и задачи обновления содержания воспитательно-образовательного процесса с опорой на нормативно-правовые документы; выработать стратегию реализации поставленных целей.
При формировании концепции развития ДОУ необходимо прежде всего определить, на реализацию какой части социального заказа к дошкольному образованию он будет сориентирован. Окончательный, правильный, выбор можно сделать, после коллективного поиска новых идей, способов решения выявленных проблем, изучения регулярно пополняемого педагогами «банка идей», опыта коллег, разработок ученых и т. Это может быть коррекционно-диагностический центр на базе детского сада компенсирующего вида, имеющего большой опыт работы по развитию и восстановлению физических и психических функций организма, сумевшего создать комплекс лечебно-оздоровительной помощи для детей или Центр развития ребенка. Он создается на базе детского сада общеразвивающего вида, имеющего хорошие результаты в интеллектуальном развитии детей, в их организации обучения по новым технологиям, поддерживает постоянную связь со школой и анализирует процесс адаптации к ней своих воспитанников.
Концепция развития ДОУ должна состоять из двух частей.
Характер будущего дошкольного учреждения, где дается:
— структура нового и модернизированного воспитательно-образовательного учреждения;
— новые или модернизированные программы;
— новые подходы, способы, схемы, организации учебно-воспитательного процесса;
— описание новых технологий, методик обучения, воспитания и развития детей;
— характеристика дополнительных услуг.
Проект новой системы управления. Он создается на основе уже полностью разработанного проекта нового (модернизированного) учреждения и содержит:
— новую или модифицированную организационную структуру системы управления, где показаны все субъекты управления;
— новый или обновленный, обязательно соответствующий новому объекту управления перечень всех персональных и коллективных органов управления;
— новые методы управления.
Большую помощь в поиске идей для формирования концепции развития детского сада могут оказать справочники, энциклопедии, словари. Существует педагогическая литература, которая содержит систематизированный свод по педагогике, народному образованию и смешанным дисциплинам, в сжатом виде раскрывает общую теорию педагогики, ее историю, отдельные дисциплины, включает описание систем и состояния образования в разных странах. В них можно найти идеи обновления.
План действий.
План действий пишется на каждый этап отдельно и может оформляться в виде таблицы, где указываются мероприятия, сроки их проведения, ответственный исполнитель, используемые средства для получения результата. По окончании срока обозначенного этапа дается краткий анализ выполнения, и затем составляется план действий на следующий этап.
Чтобы план действий мог эффективно выполнять свои функции, он должен быть полным, целостным, скоординированным и сбалансированным по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально-техническим, но прежде всего по финансовым).
Целесообразно представить план в табличной форме (см. табл.
ционные Кадровые Научно-
технические Финансовые Мотива-
1 2 3 4 5 6 7 8
Обеспечение финансовых условий — это не деньги, которые нужны для финансирования задачи, а действия, которые нужно совершить, чтобы это финансирование иметь. Обеспечение мотивационных условий — это действия, призванные сформировать заинтересованность исполнителей в решении задачи.
Обеспечение нормативно-правовых условий — это подготовка документов регламентирующего характера (положений, уставов, решений, приказов и т. После заполнения табл. 1 все включенные в нее действия переносятся в табл. 2 и согласуются по срокам.
Направления и задачи (Что) Действия (мероприятия) (Как) Место проведения
(Где) Сроки проведения
начало и конец
(Кто) Объем финансирования
Всякое планируемое действие должно быть соотнесено с имеющимися ресурсами. Если для решения задачи необходимо специальное финансирование, нужно определить его размеры и источники. Когда средств не хватает, то нужно либо искать источники дополнительного финансирования, либо откорректировать программу развития, т. отказаться от части задач или сократить их объем.
Для подготовки программы создается рабочая группа (авторский коллектив) из числа педагогов детского сада, которая привлекает к подготовке программы других педагогов, родителей, ученых.
Программу нельзя списать, ее должны разрабатывать те, кто будет реализовывать. Если к составлению программы рабочей группой не привлечен весь педколлектив, то ее реализация обречена на провал, так как педагоги не считают программу своей, она им чужда и потому цели программы недостижимы.
Вот как участвовал в подготовке программы педколлектив одного из детских садов г. Москвы. Сначала в методкабинете появилась выставка достижений соседних садов, затем последовало приглашение педагогам принять участие в «круглом столе» «Завтрашний день нашего детского сада». Вопросы к обсуждению были следующими:
Чем наш детский сад привлекает родителей?
Что в работе детсада вам не нравится?
Какие идеи вы можете привнести в копилку размышлений о нашем будущем?
Что необходимо изменить в нашей работе в первую очередь?
Через несколько дней состоялось обсуждение этих и возникших по ходу дискуссии других вопросов. Наиболее интересные предложения вошли в коллективный банк идей по развитию детсада. Была сформирована рабочая группа из инициативных педагогов, методиста, психолога, заведующей, для разработки перспективных идей и составления программы.
Группа собиралась три раза в неделю и работала по схеме: обсуждение 1—2 вопросов, выработка единого мнения, формулирование задания каждому члену группы к следующей встрече, обсуждение проекта программы на заседании совета педагогов, доработка проекта с учетом замечаний, представление проекта плана развития детсада учредителям для экспертной оценки.
Белая К. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. — М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96с. – (Библиотека руководителя ДОУ)
Детский сад: книга для заведующих / В. Изгаршева, Т. Сафонова, Е. Лебедева и др. ; Под. ред. Тарасовой. – 3-3 изд. , перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1982. – 256 с. , ил.
Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. Васильева, Л. Бахтурина, И. Кобитина. – 3-е издание, дораб. – М. : Просвещение, 1990. – 143с.
Третьякова П. , Белая К. Дошкольное образовательное учреждение: управление педагогическим процессом по результатам. Издание третье, перераб. и доп. / Библиотека руководителя ДОУ. – М. : Издательство УЦ «Перспектива», 2010. – 312с.
В
обеспечении эффективного внедрения стратегических принципов национального значения в работу дошкольной образовательной организации значительную роль играет разработка программы развития ДОУ, которая позволяет оценить текущее состояние системы, а также структурировать дальнейшие действия по её модернизации. Выбор наиболее значимых проблем, а также определение временных ориентиров для реализации поставленных целей и задач является базовым для разработки программы развития образовательной организации.
Ключевые слова:
программа развития дошкольной образовательной организации, стратегическое развитие дошкольных образовательных организаций, инновационный менеджмент.
To ensure the effective implementation of the strategic principles of national significance to the work of the preschool educational organizations play a major role in the development of DOE, which allows to assess the current state of the system and structure of the further actions for its modernization. The choice of the most significant problems, as well as the definition of time targets for the implementation of the goals and objectives is the basic for the development of the program of development of the educational organization.
Keywords:
program of development of preschool educational organizations, strategic development of preschool educational organizations, innovative management.
Модернизация системы дошкольного образования является приоритетным направлением современных образовательных стратегий, поскольку ставит своей целью обновление содержания в одной из самых значимых сфер образования. Появление актуальных современных вызовам потребностей подразумевает трансформацию системы дошкольного образования для обеспечения конкурентоспособности современной системы, способствующей воспитания социально ответственного гражданина и повышению качества образования. Новые федеральные образовательные стандарты меняют приоритеты развития общества и способствуют обновлению всей системы. Ряд исследователей в области теории управленческих компетенций, таких как, Н. Каратаева, Т. Патрахина, Б. Райзберг, Е. Чертоляс, Э. Шаймиева, придерживаются принципа обновления содержания образования согласно требованиям современного времени, что влечёт за собой повышение ответственности дошкольной образовательной организации перед обществом, поскольку результат обучения и воспитания ребёнка дошкольного возраста влияет не только на адаптацию в социуме, но и в целом на успех его дальнейшего развития.
В обеспечении эффективного внедрения стратегических принципов национального значения в работу организации значительную роль играет разработка программы развития ДОУ, которая позволяет оценить текущее состояние системы, а также структурировать дальнейшие действия по её модернизации. Выбор наиболее значимых проблем, а также определение временных ориентиров для реализации поставленных целей и задач является базовым для разработки программы развития образовательной организации. Основные временные рамки реализации данного проекта традиционно включают в себя пятилетний период.
Высокая значимость разработки и реализации программы развития дошкольного образовательного учреждения для социума в период обновления всех систем его жизнедеятельности обосновывает
актуальность
представленного исследования, где наиболее острой проблемой является переход на качественно новый уровень функционирования системы. Не меньшего внимания заслуживает потребность в расширении ресурсного обеспечения реализации программы развития ДОО в соответствии с современными потребностями, в том числе в аспекте обновления понимания эффективности управленческих компетенций
Объектом данного исследования
явилось стратегическое развитие дошкольных образовательных организаций.
Предмет исследования
: программа развития дошкольной образовательной организации.
Целью
данной работы стала рассмотрение основных положений к разработке программы развития дошкольной образовательной организации.
В соответствии с обозначенной целью определены следующие
задачи:
- определить наиболее важные задачи программы развития дошкольной образовательной организации;
- представить структурные компоненты программы развития дошкольной образовательной организации;
- обозначить основные этапы разработки программы развития ДОУ.
Одной из самых приоритетных целей модернизации образования в России является сегодня обновление содержания и технологий его внедрения в системе дошкольного образования. Во многих аспектах прослеживается серьёзная необходимость переформатирования всей системы дошкольного образования из режима функционирования в режим развития, где стабильная работа образовательных учреждений, характеризующаяся способностью воспроизводить эффективные решения и активно использовать их на практике, постепенно заменяется новыми качествами системы, устремлённой к инновационным изменениям.
Управление развитием образовательного учреждения занимается определением перспектив развития и экспертизой разработанных проектов и программ.
Одним из самых значимых документов для организации, двигающейся в сторону инновационного развития, выступает программа развития образовательного учреждения. Базовое для данного исследования определение программы, трактует её с позиции совместной деятельности людей, нацеленной на переход от настоящего к будущему, согласно желаемому образу. Модельный образ будущего, заложенный в программе развития учреждения, позволяет организации чувствовать себя уверенно, понимая, к какому результату она стремится, сколько времени потребуется на его достижения, какие действия должны быть предприняты работниками данной организации для осуществления задуманного, а также адекватно распределить функциональные обязанности и проследить за выполнением принятых решений.
Таким образом, формируется ясное понимание, что и как должно быть сделано руководителем и коллективом сотрудников для достижения поставленной цели, которая определяет в свою очередь ряд частных задач приоритетного значения.
Возникающие проблемы в процессе реализации данных задач влекут за собой множество неизбежных эффектов отрицательного характера, которые мешают эффективному развёртыванию всей программы.
Предпринятые попытки решения обозначенных задач, в том числе неудачные, позволяют продвинуться по пути достижения намеченной цели, а также способствуют развитию управленческих компетенций и навыков разработки программ, поскольку заставляют рефлексировать управленческий опыт с позиции желаемого будущего и путей, ведущих к нему.
Программа развития — это сложное средство управления, которое должно обладать определенными качествами (согласно концепции управления развитием организации И. Дроздова):
- «актуальность — ориентация на решение наиболее значимых проблем для будущей системы дошкольного воспитания, конкретного детского сада;
- прогностичность — отражение в целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т. е. способность программы подстраиваться к изменяющимся условиям и стандартам, по которых она будет реализовываться;
- рациональность — определение определённых целей и способов их достижения, которые позволяют получить максимально значимый результат.
- реалистичность — обеспечение соответствие между желаемым и возможным;
- целостность — реализация всех действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями;
Программа развития дошкольной образовательной организации может разрабатываться по разным технологиям, но в каждой должны быть отражены структурные компоненты:
– информация о ДОУ;
– проблемный анализ уровня работы учреждения;
– концептуальное видение будущего организации;
– стратегические ориентиры развития организации, способствующие переходу к новому состоянию всей системы;
– целеполагание для эффективной реализации миссии организации,
– пятилетнее планирование.
Таким образом, мы рассмотрели
основные положения к разработке программы развития дошкольной образовательной организации и определили наиболее важные задачи программы развития дошкольной образовательной организации, представили структурные компоненты программы развития дошкольной образовательной организации, обозначили основные этапы разработки программы развития ДОУ.
- Гужов В. В. Формирование инновационной стратегии развития образовательного учреждения // ТДР. 2013. № 6.
- Каратаева Н. А. Теоретические основы дошкольного образования. Региональные образовательные программы: учебное пособие для среднего профессионального образования / Каратаева Н. А., О. В. Крежевских. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 118 с.
- Лотова И. П. Оценка эффективности деятельности ДОО как составляющая социального управления / Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 4. С. 14–30.
- Моисеев А. М. Обеспечение качества стратегического управления современной общеобразовательной организацией // Ученые записки ИУО РАО. 2017. № 3(63). С. 178- 191.
- Нухова А. А. Подходы к разработке программы развития дошкольного учреждения / Актуальные вопросы современной науки 2013. № 27. С.160–172.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная образовательная организация, программа развития, разработка программы развития, дошкольное образование, образовательная организация, стратегическое развитие, дальнейшее развитие, дошкольное образовательное учреждение, значительная роль, национальное значение.