Библиографическое описание
Объектом исследования являются государственные (муниципальные) программы в сфере образования. Предметом исследования являются анализ государственных (муниципальных) программ.
Ключевые слова:
государственная муниципальная программа, финансирование, федеральный бюджет.
На федеральном уровне в сфере образования реализуется государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы, которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 1642 от 26. 2017 года.
Ответственным исполнителем государственной программы является Министерство просвещения Российской Федерации.
Срок реализации государственной программы «Развитие образования»: 2018–2025 годы.
Осуществление программы связано с выполнением следующих подпрограмм:
– «Развитие среднего профессионального и дополнительного профессионального образования»;
– «Развитие дошкольного и общего образования»;
– «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики»;
– «Совершенствование управления системой образования».
Общий объем финансового обеспечения на реализацию государственной программы по годам
Общий объем финансового обеспечения государственной программы «Развитие образования» за период с 2018 года по 2025 год составляет 5009031829,4 тыс. руб.
Доли источников финансирования государственной программы
Год
Доля федерального бюджета,
%
Доля консолидированного бюджета субъектов РФ,
%
Доля внебюджетных источников,
%
2018
14,23
81,76
4,01
2019
86,39
13,37
0,25
2020
88,64
10,94
0,41
2021
88,63
10,95
0,42
2022
87,12
12,34
0,54
2023
86,41
13,05
0,54
2024
86,90
12,66
0,44
2025
90,51
9,45
0,03
Исходя из данных, приведенных в таблице 2, можно сделать вывод, что основным источником финансового обеспечения реализации государственной программы «Развитие образования» является федеральный бюджет, за исключением 2018 года, когда основным источником финансового обеспечения являлся консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации и составлял 81,76 %.
Доля внебюджетных источников финансового обеспечения реализации государственной программы «Развитие образования» незначительна.
До 2018 года в Российской Федерации действовала государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 31. 2017 года № 376.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы из средств федерального бюджета составлял — 3794151764,9 тыс. руб.
Также на федеральном уровне в Российской Федерации действует национальный проект «Образование».
Срок реализации данного проекта с 01. 2019 года по 31. 2024 года.
Целями национального проекта «Образование» являются:
– обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
– воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
В национальный проект входят следующие федеральные проекты:
– современная школа;
– успех каждого ребенка;
– поддержка семей, имеющих детей;
– цифровая образовательная среда;
– учитель будущего;
– молодые профессионалы;
– новые возможности для каждого;
– социальная активность;
– экспорт образования;
– социальные лифты для каждого.
Объем финансирования федеральных проектов
Наименование федерального проекта
Объем финансирования федерального проекта, млрд. руб. Современная школа
295,1
Успех каждого ребенка
80,5
Поддержка семей, имеющих детей
8,6
Цифровая образовательная среда
79,8
Учитель будущего
15,4
Молодые профессионалы
156,2
Новые возможности для каждого
9,2
Социальная активность
27,3
Экспорт образования
107,5
Социальные лифты для каждого
4,7
Исходя из данных, приведенных в таблице 3, наибольший объем финансирования направлен на реализацию федерального проекта «Современная школа», составляет 295,1 млрд. руб. или 37 % от общего объема финансирования. Наименьший объем финансирования направлен на реализацию федерального проекта «Социальные лифты для каждого», составляет 4,7 млрд. руб. или 0,6 % от общего объема финансирования.
На региональном уровне в Архангельской области действует государственная программа «Развитие образования и науки Архангельской области»
Цель программы — повышение доступности, качества и эффективности образования в Архангельской области с учётом запросов общества и государства.
Источники финансирования программы «Развитие образования и
науки Архангельской области»
Источники финансирования
Объем финансирования, млрд. руб. Федеральный бюджет
10,9
Областной бюджет
273,1
Местный бюджет
0,9
Внебюджетные источники
4,1
Анализируя таблицу 4, можно сделать вывод о том, что главным источником финансирования государственной программы «Развитие образования и науки Архангельской области» является областной бюджет и составляет 94 % от общего объема, наименьший объем финансирования осуществляется за счет местного бюджета и составляет 0,3 %.
На местном уровне в муниципальном образовании «Северодвинск» действует муниципальная программа «Развитие образования Северодвинска на 2016–2021 годы»
Ответственный исполнитель муниципальной программы — муниципальное казенное учреждение «Управление образования Администрации Северодвинска».
Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 22 948 796,2 тыс. руб.
Источники финансирования муниципальной программы «Развитие образования Северодвинска на 2016–2021 годы» представлены в таблице 5.
Источники финансирования программы «
Развитие образования Северодвинска на 2016–2021 годы
»
Источники финансирования
Объем финансирования, тыс. руб. Федеральный бюджет
9096,5
Областной бюджет
14670580,8
Местный бюджет
8269118,9
Анализируя таблицу 5, можно сделать вывод о том, что главным источником финансирования муниципальной программы «Развитие образования Северодвинска на 2016–2021 годы» является областной бюджет и составляет 63,9 % от общего объема, наименьший объем финансирования осуществляется за счет федерального бюджета и составляет 0,03 %.
Таким образом, в Муниципальном образовании «Северодвинск», на законодательном уровне предусмотрена инвестиционная деятельность, но в сфере образования финансирование поступает лишь за счет федерального, областного и местного бюджетов.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная программа, Российская Федерация, федеральный бюджет, Архангельская область, муниципальная программа, объем, местный бюджет, областной бюджет, федеральный проект, финансовое обеспечение.
Ключевые слова:система образования, модернизация образования, государственная поддержка сферы образования, инновационное развитие высшего профессионального образования.
Keywords:education, the modernization of education, State support for education, innovative development of higher professional education.
В современном мире образование выполняет очень важную роль в определении социального статуса личности, в развитии и воспроизводстве социальной структуры общества, в поддержании социального статуса, порядка и стабильности, осуществлении социального контроля. Более того, являясь фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества, образование выступает одним из главных и эффективных каналов социальной мобильности. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики в целом. Так, именно модернизировав систему образования, Япония смогла добиться серьезного прорыва в экономической сфере. Поэтому сегодня качественное образование выгодно не только для отдельного индивида, становящегося более конкурентоспособным на трудовом рынке, но и для общества в целом, так как благодаря ему происходит обеспечение страны высококвалифицированными работниками. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии.
Решая задачу повышения качества образования, и в частности высшего образования, сегодня ведется интенсивный поиск и внедрение инновационных форм и методов обучения. Это позволяет проводить обучение в интерактивном режиме, повысить интерес студентов к изучаемой дисциплине, обучить методам получения нового социологического знания, сформировать важные социальные навыки. Внедрение новых методов и форм проведения лекционных и семинарских занятий, стимулирует интерес студентов к изучаемому предмету, что влияет на эффективность его усвоения, приближает путем моделирования, аналогии, имитации, решение поставленных учебных задач к реальной практике, и тем самым ликвидирует пробел в нехватке практических навыков у выпускников, что и делает их более конкурентоспособными на современном трудовом рынке.
В современных образовательных условиях в ряде дошкольных учреждений отмечается повышение интереса к проблеме обучения и развития детей младшего дошкольного возраста, как важного «сензитивного» периода дошкольного детства, в связи с чем происходит обновление образовательных ресурсов в этой сфере. Важное место в вопросе обучения младших дошкольников занимает хореография, как эффективное направление физического, нравственного и эстетического развития детей на данном возрастном этапе.
Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:
— социальная и экономическая нестабильность в обществе,
— острый дефицит финансовых средств, в связи с кризисным положением в экономике;
— неполнота нормативной правовой базы в области образования;
— систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.
Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин возникновения кризисных ситуаций в системе образования. В целом потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается за счет средств бюджетов всех уровней менее чем на четверть. Сохраняется тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования. В текущих ценах они сократились примерно в 5 раз, что в сопоставимых ценах составляет более чем двадцатикратное уменьшение.
Острейший дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из того, что имелось и еще имеется в системе образования Российской Федерации. Сохраняют угрозу углубления в системе образования, способные нанести серьезный ущерб состоянию безопасности государства.
Государственные образовательные учреждения и другие организации системы образования вследствие отсутствия бюджетных средств на оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг отключаются от систем жизнеобеспечения в нарушение решений Правительства Российской Федерации.
Далеко не все положения законодательства в области образования нашли свое отражение в соответствующих нормативных правовых актах органов исполнительной власти, что создает сложности в исполнении указанных положений. Особой проблемой является создание действенных механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования.
Одной из проблем обеспечения деятельности высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений является усиление на федеральном уровне координации деятельности отраслевых систем высшего и среднего профессионального образования, как в масштабе Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации.
Итак, мы считаем, что весьма перспективным является использование электронных учебников и технологий дистанционного обучения. Необходимо обучить студентов поиску информации в электронной базе Интернет, повысить уровень информационной компетентности студента, оценить его понимание роли информации в окружающем мире; дать теоретические знания и представления, необходимые для понимания информатики и информационных технологий, информационно-справочных программ и др.
Основными формами самоорганизации учебной деятельности студентов в вузе являются традиционные рефераты, задания для подготовки к семинарским занятиям, курсовые работы и проекты, работа студенческого научного общества, аттестационные работы бакалавра, специалиста и магистра. Эффективной формой самостоятельной работы студентов является учебно-исследовательская работа, которая способствует:
— активизации познавательной деятельности, актуализации и интеграции теоретических знаний и исследовательских навыков студентов;
— формированию научного мировоззрения студентов;
— систематизации исследовательских знаний, умений и формированию технологичного подхода к организации учебно-познавательной деятельности;
— формированию профессионального самоопределения будущих специалистов.
Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования.
В соответствии с Федеральной программой планируется разработать механизмы совершенствования взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений системы образования и общественных организаций по развитию системы образования как единого комплекса. Эта задача обусловлена наличием проблем в управлении образовательной системой в РФ. К их числу можно отнести:
— разрозненность совместной деятельности общества,
— системы образования и средств массовой информации по созданию и распространению образовательных,
— научно-просветительных программ,
— передач и других материалов;
— несовершенство форм и недостаточность активизации участия профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений,
— педагогических и научных работников,
— родителей (законных представителей) и общественных организаций в реализации государственной политики в области образования;
— практическое отсутствие форм и методов развития самоуправления обучающихся;
— неразвитость правовых основ взаимоотношений исполнителей образовательных услуг,
— обучающихся и их родителей (законных представителей).
В данной работе был рассмотрен ряд проблем современного образования. Хочется сделать вывод, что нужен активный поиск современных социальных и педагогических технологий развития образования. Прежняя традиционная позиция — ожидание указаний сверху — вряд ли сегодня принесёт успех. Проблема состоит в изучении потребностей субъектов образовательного процесса и создании благоприятных условий для их удовлетворения.
В конце, хочу подчеркнуть, что для нас является главной целью интенсивно проработать все необходимые аспекты сбалансированного развития нашей страны, главным образом, включая и сферу образования. Также, считаю, что было бы правильнее, если бы приоритетную поддержку получили те вузы, которые работают в регионах, сотрудничают с крупнейшими предприятиями регионов, вместе с ними продвигают научные исследования и разработки, чьи выпускники уже в период учебы связывают свое будущее с тем местом, где они живут и учатся.
Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе. Бертон Р. Кларк, 2014 г.
Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стадии концепций. Бертон Р. Кларк. 2011 г.
Поддержание изменений в университетах Бертон Р. Кларк, 2014 г.
Образование и наука. Соколов А.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, область образования, система образования, государственно-общественное управление, интерес студентов, образовательный процесс, учреждение.
Образование — процесс получения знаний, обогащения, просвещения. «Ученье — свет, а неученье — тьма», — вот, что писал об этом один из плеяды русских писателей и поэтов Александр Сергеевич Пушкин.
Понятия «образование», «образовательная система» немыслимы вне государства. Внутренние функции социально ориентированного государства включают в себя в том числе и образовательную функцию. И она является одной из важнейших среди прочих ввиду ряда весомых и объективных причин. Во-первых, образование подрастающего поколения — залог успешного и процветающего государства, способного отстаивать собственные интересы и защищать свое мнение на международной арене, а также формирование надежной преемственной опоры. Во-вторых, образование способствует приобщению обучающихся к культуре, традициям, истории их страны и народа, позволяет посмотреть на ход развития цивилизации в целом в ретроспективе, а, следовательно, учесть ошибки, предотвращая их повторение в будущем, принять к сведению и усвоить тактики и пути решения задач, которые способствовали благоприятным исходам затруднительных или даже кризисных ситуаций. Все эти функции призвана выполнять образовательная система и ряд органов исполнительной и законодательной ветвей власти.
Современная система образования находится на стадии переходного периода: разрушается советская школа, а на смену ей приходят западные тенденции и методы обучения.
Обратимся к истории и проследим, каким образом развивалась система образования и к каким результатам привела современная политика в этой сфере, а также сопоставим эффективность двух стилей обучения: советского и западного.
Начнем со второй половины 1940-х годов XX столетия. Пережив небывалую по своей разрушительной силе Вторую мировую войну, СССР спустя двенадцать лет, а именно 4 октября 1957 года, запустил в космос первый в мире искусственный спутник Земли. Спустя еще четыре года, 12 апреля 1961 года, СССР отправил первого в мире человека — Юрия Алексеевича Гагарина — на космическом корабле покорять еще не изведанное на тот момент пространство. Это все свидетельствует о том, что за 16 лет страна сумела «восстать из пепла», восстановиться и даже обогнать остальной мир в научно-техническом развитии. А ведь ведущую роль в такого рода научном прорыве сыграло ни что иное как образование.
Восточная народная мудрость гласит: «Хочешь победить своего врага — воспитай его детей». В связи с этим стоит вспомнить события 90-х годов прошлого века и всеобщее ликование по поводу «меценатской» деятельности Джорджа Сороса — американского трейдера, финансиста, инвестора, создателя сети благотворительных организаций, известных как «Фонд Сороса». Наиболее активную деятельность на территории России он вел в 90-е годы прошлого столетия. Так, в 1994 году в России начала работать Международная программа образования в области точных наук, бюджет которой составил более 100 миллионов долларов. Фонд Сороса, начиная с 1994-го года, выплачивал стипендии лучшим представителям студенчества и преподавательского состава России, размер которых в несколько раз превышал среднюю заработную плату по стране в то время. На его же деньги проводились конференции для преподавателей, в рамках которых организовывались встречи с известными профессорами, проходили обсуждения различных проблем и идей. Кроме того, он спонсировал переиздание наиболее востребованных школьных учебников, тираж которых превысил полмиллиона экземпляров. Однако в ходе этого процесса, например, из учебников по истории России исчезли многие ключевые моменты Великой Отечественной войны 1941–1945 годов: Курская и Сталинградская битвы упоминались теперь лишь в виде перечисления в одной строчке, чтобы не заострять на них внимание учеников. Но в чем же причина подобных действий? Возможно, авторы новых учебников, находившиеся под крылом Сороса, ставили перед собой задачу исключить вероятность того, что в ходе изучения истории собственной страны ученики проявят интерес к этим событиям, захотят более подробно их рассмотреть. А это, в свою очередь, может привести к тому, что подрастающее поколение станет испытывать гордость за свою Родину, за народ, который так отчаянно ее защищал. Проявления подобных чувств могут неизбежно привести к сплочению народа, осознанию единства и подъему национального духа. Такой исход был бы крайне нежелателен для всех, кто еще во времена Советского союза чувствовал с его стороны угрозу. Ведь куда легче управлять разрозненным народом, чему свидетельствует великое множество исторических примеров.
Вернемся в настоящее время и посмотрим, какие результаты имеет уже на сегодняшний день современная реформа образования. Во-первых, обратимся к изменениям, касающихся структуры школьных выпускных экзаменов. По словам нынешних учеников старшей школы, на уроках они тренируются заполнять бланки для сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и отрабатывают методику и принципы решения однотипных заданий, из которых он состоит. Даже сочинение, входящее в структуру заданий ЕГЭ по русскому языку, нынешних школьников учат писать, используя так называемые клише — стандартные образцы словосочетаний и синтаксических конструкций. А ведь сочинение по своей сути — задание творческое, направленное на свободное изложение собственных мыслей по заданной теме. Нередко можно услышать такую фразу из уст преподавателей русского языка и литературы: «Проверяющие будут искать в ваших работах определенные фразы, указывающие на то, что вы следуете логике задания. Именно поэтому лучше всего употреблять фразы-клише». Получается, что детей учат не выходить за рамки установленной системы. Но в чем причина? Возможно, в том, что, опять же, намного легче управлять сознанием человека, мыслящего стандартно, нежели человека вольномыслящего.
Государство, которое стремится к развитию, а также ставит своей целью занимать лидирующее место на международной арене, должно заботиться, прежде всего, об уровне образованности населения. В связи с этим для того, чтобы реформы в сфере образования стали эффективными, правительству необходимо сфокусироваться на решении ряда проблем, сдерживающих их развитие. Во-первых, теоретическая направленность образования на начальном, среднем и профессиональных уровнях препятствует подготовке узкоспециализированных специалистов, чей недостаток проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества. Во-вторых, недостаточное финансирование ведет к нехватке кадров и отсутствию мотивации. В-третьих, увеличившееся число негосударственных ВУЗов подрывает доверие к качеству высшего образования, так как большинство подобных учреждений занимается лишь продажей дипломов, за которыми не стоит фундаментального образования. В результате работодатели настороженно относятся к молодым кадрам, не имеющим опыта работы. Наконец, падение престижа ПТУ и техникумов, недостаточное внимание их развитию и функционированию ведет к нехватке квалифицированной рабочей силы в различных отраслях промышленности. Для разрешения этих проблем необходимо направить политику государства в сфере образования на каждом из его этапов не только на соответствие международным стандартам, но и, в первую очередь, ориентироваться на нужды страны. Показателен в этом плане пример Республики Корея (Южной Кореи), где количество мест на ту или иную специальность, а также учебные программы устанавливаются государством с учетом потребностей экономики в тех или иных специалистах. Результатом подобной политики явилась процветающая экономика с интенсивными показателями роста, зарекомендовавшая себя на международной арене.
Проблемы, связанные с образовательной системой современной России, требуют принятия и реализации ряда мер на высшем уровне управления государством, которые кардинально изменили бы направление ныне осуществляемой политики. Для достижения максимально эффективного результата необходима корреляция и согласованное взаимодействие различных политических институтов, главным образом законодательной и исполнительной ветвей государственной власти.
Основные термины (генерируются автоматически): международная арена, СССР, образование, образовательная система, подрастающее поколение, русский язык, система образования, современная политика, современная реформа образования, сфера образования, том.
В статье представлено назначение образовательной программы организации дополнительного образования, дифференциация этого документа и программы развития по цели и содержанию. Автор делится практическим опытом определения структуры образовательной программы организации дополнительного образования в соответствии с нормативными требованиями.
Цибизова,
руководитель методической службы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества имени Н. Крупской»,
канд. пед. наук,
Новокузнецк
Ключевым элементом реализации дополнительного образования в любой организации является программа, а точнее — дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее — ДООП), которую самостоятельно разрабатывает педагог.
Однако, рядом с педагогом дополнительного образования, по пути проектирования, разработки и оформления ДООП, идет, чаще всего, методист или специалист управленческого звена. Хорошо если взаимодействие между ними слаженное и продуктивное, если совпадают педагогические установки и взгляды. Но так бывает не всегда.
Появляются разногласия. И тогда у методиста возникает вопрос: «Что ему еще не понятно?», а у педагога встречный: «Что он хочет от меня?».
И действительно, существует локальный акт, разработанный и утвержденный. Здесь и структура ДООП, и шаблоны для оформления, все по пунктам в соответствии с нормативной базой. Вот методические рекомендации по работе с документом. А вопросы остаются.
Разногласия в коллективе педагогов рождаются и по другим поводам.
Например, методическая служба запланировала мероприятие для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по программам художественной направленности. Собраться бы, да обсудить планируемые результаты, как их достичь и как оценить. Нет, невозможно в это время: один педагог с детьми танцует, а другой рисует, а третий поет.
Но, подождите, а наши «соседи» — воспитатели детских садов, школьные учителя? Да, они реализуют разные образовательные и предметные области, но результаты—то требуются от всех единые. И педагоги дошкольного, начального, основного и среднего (полного) образования могут обсуждать вопросы достижения общих результатов и их оценивания. И с программами тоже нет таких проблем.
А почему? Потому что дошкольное и общее образование регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС), который задает требования к результатам, содержанию и условиям образования, а рабочая программа педагога является инструментом реализации данных требований.
В дополнительном образовании ФГОС нет, но на этот вид образования, как и на все другие распространяется действие пункта 3 статьи 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, согласно которому разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции самой образовательной организации.
Следовательно, деятельность в дополнительном образовании регулируется образовательной программой организации. Этот нормативный документ является обязательным, именно он может определить общий для всех педагогов концептуальный образовательный подход, цели и задачи, которые ставятся в процессе проектирования ДООП. И как раз образовательная программа организации является основанием для оценки планируемых результатов, полученных при освоении ДООП.
Взаимосвязь дополнительных общеобразовательных программ и образовательной программы организации регламентирована Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». В пункте 5 читаем: «Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность».
Поэтому разработка образовательной программы организации является важной задачей. Но, как показывает практика, зачастую методисты и специалисты управленческого звена уделяют недостаточно внимания этому документу. Мы считаем, что до сих пор не осмыслено назначение образовательной программы организации, а выстраивание ее структуры и содержания является определенной проблемой.
Почему сложилась такая ситуация? Обратимся к недавнему прошлому дополнительного образования.
В этот период и муниципальные, и государственные образовательные учреждения строили свою работу в соответствии с типовыми положениями. В соответствии с пунктом 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей») содержание деятельности объединения определялось педагогом.
Учреждение, же в соответствии с пунктом 19 указанного документа, самостоятельно разрабатывало программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений. Конкретных нормативных требований к программе деятельности не предъявлялось. Вопрос о том, как взаимосвязаны программа объединения и программа деятельности учреждения и чем она должна наполняться, остался открытым.
Примерно в это же время как инструмент инновационных преобразований в образовательном учреждении появилась программа развития. Ее разработка и реализация была и остается значимым этапом планирования в дополнительном образовании.
Сложившиеся тогда обстоятельства сегодня привели к проблеме не различения программы развития и образовательной программы. Поэтому для того чтобы понять ее назначение, прежде всего, нужно дифференцировать эти понятия.
Программа развития существенно отличается от образовательной программы. Один документ (программа развития) имеет инновационную направленность и выступает в качестве плана осуществления нововведений в образовательной организации. Другой (образовательная программа) регулирует вопросы реализации образовательного процесса (дополнительных общеобразовательных программ).
Различия двух управленческих документов представлены на Схеме 1.
Схема 1. Отличие программы развития от образовательной программы
Еще одна проблема — как определить структуру образовательной программы организации?
Цель методических рекомендаций — формирование единого подхода и согласование позиций Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка и организаций дополнительного образования при разработке образовательной программы с учетом реализации образовательной политики Российской Федерации и Кемеровской области.
В методических рекомендациях образовательная программа организации дополнительного образования определена как учебно-методическая документация, направленная на реализацию цели и задач образовательной деятельности. Основой для такого определения стали нормативные документы, как и в случае с образовательными организациями, реализующими свою деятельность в соответствии с ФГОС.
В структуру образовательной программы в соответствии со ст. 2 п. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ включены три основных раздела — целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к реализации образовательной деятельности, планируемые результаты. Сюда можно включить пояснительную записку, систему оценки планируемых результатов.
Организационный раздел программы определяет общие рамки организации образовательной деятельности и механизмы реализации образовательной программы. Здесь размещается учебный план как механизм реализации образовательной программы и описание условий реализации образовательной программы.
Образовательная программа Дворца творчества им. Крупской определила единую методологическую ориентацию (компетентностный подход), планируемые результаты (ключевые образовательные компетенции, необходимые для решения задач социального, коммуникативного и личностного самосовершенствования в соответствии с возрастными характеристиками), систему оценки достижения планируемых результатов, общие подходы к отбору содержания образования (на основе компетентностного подхода) и по направленностям.
Реализация образовательной программы организации создала условия для осуществления следующих позиций:
- координация деятельности педагогического коллектива по достижению планируемых результатов и условий освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ, а также принятия управленческих решений администрацией организации;
- углубление понимания смыслов дополнительного образования и использования их в качестве ориентира в практической образовательной деятельности педагогических работников, установки взаимосвязанности компонентов образовательной программы организации и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- информирование обучающихся и родителей (законных представителей) о целях, содержании, планируемых результатах в деятельности Дворца творчества им. Н.К. Крупской.
Подводя итог, хочется вспомнить расхожую фразу: «Методист должен быть на шаг впереди всего педагогического коллектива». Возможно вдумчивая, тщательная разработка образовательной программы организации и является этим шагом?
- Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Учреждения дополнительного образования детей: срочно требуется нормативная база! // Библиотечка журнала «Вестник образования России». — № 7. — 2006. — С. 6-18.
- Селевко Г.К. Технология внутришкольного управления. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.