Комитет по образ. мэрии Санкт-Петербурга, С.-петерб. гос. ун-т пед. мастерства

Петербургская концепция воспитательной работы

Изменения социальных условий в конце 80-х начале 90-х годов, привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел к потере цели воспитания (гармонически развитая личность) , основного направления воспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организации). В результате воспитательная работа, представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания.

Программа воспитания (Петербургская концепция) предложила иной взгляд на воспитание, воспитательную работу, раскрыв гуманистический смысл данных мероприятий. Воспитание как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии. Воспитательная работа как совокупность усилий педагога, осознанно предпринимаемых для решения конкретных задач созидания Человека.

Педагогами города были предложены следующие шаги в освоении гуманистического смысла воспитания: 1) Формирование теоретико-методологической и технологической готовности педагогов к работе в системе гуманистических отношений, постепенный отказ от стереотипов профессиональной деятельности.

2) Развитие и анализ педагогических целей учебно-воспитательных учреждений, их » очеловечивание «, гуманизация, переориентация на совершенствование личностных качеств и межличностных отношений.

3) Выработка каждым учреждением своей концепции воспитания с учетом потребностей, интересов, пожеланий, учеников, и их родителей. Экспертная оценка замыслов и хода проводимой опытно — экспериментальной работы с позиции воспитательных целей.

4) Творческое освоение современных направлений, форм, технологий воспитания, обращение к опыту прошлых лет, сохранившему интересные, продуктивные варианты организации воспитательной работы.

В этих условиях путь к новой модели воспитания, к перестройке позиции педагога лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, ее целей, задач, содержания, методов; через реалистическое понимание функций и роли учителя воспитателя. Современная наука предлагает педагогу комплексный взгляд на человека, его роль в масштабе социума и вселенной в целом.

Философские идеи о безграничности личностного потенциала, о ноосфере, этногенезе, стремительно вошедшие в общественный контекст значительно расширяют и углубляют педагогическое понимание природы ребенка и взрослого, открывая новые подходы в работе школы, в деятельности учителя, смысл которого все яснее видится как Созидание Человека.

В воспитательной сфере составление программ, алгоритмов имеет специфический оттенок, поскольку жесткая регламентированность, управленческий подход противоречат индивидуальному, » шуточному » характеру воспитательной работы, труда воспитания, направленного на развитие уникальности, неповторимости каждого ребенка.

Каждый человек — есть личность, каждая личность это целый огромный мир. Задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально.

Человек это: 1) индивид 2) личность 3) субъект 4) индивидуальность 5) уникум » учитель и педагог Сухомлинский В. » Посвятил своим ученикам три тысячи семьсот страниц в записных книжках. Каждая страница посвящена одному из его учеников. Каждый ребенок для Сухомлинского представляется целым совершенно особым, уникальным миром.

» Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности » В. Сухомлинский.

В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

Из этой цели возникают следующие задачи: 1) Выявление сущности личности, 2) Изучение появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности 3) Познать законы формирования личности.

Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека » внутрь себя «, к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше? Тогда цель воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей.

В статье » Всех начал начало «, народный учитель Галина Данилова пишет: » В детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд».

Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры.

Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развития личности. » Мы уверены, — писал он, — что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил ; физических, умственных и нравственных.

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, аскетического воспитания, а так же духовного развития человека.

Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Человек вечный познаватель нового. В старшем возрасте этот процесс скорее самопознание мира. Но наибольшая активность становления личности происходит в подростковом возрасте. Подростковый период — это один из сложнейших этапов жизни человека.

В наше время играет большую роль такая наука как валеология.

валео — здравствовать логос — учение Эта наука тесно связана с педагогикой, психологией, медициной. Валеологи устанавливают перед собой множество педагогических проблем и методы их устранения.

Большое внимание можно уделить проблеме экологии. Внедрение в воспитание этого раздела убеждает воспитанника в нужности этой проблемы.

Наряду с этим, много внимания уделяют педагоги развитию гуманных, нравственных и эстетических чувств человека.

Володский говорил: «. Акт искусства есть творческий акт и не может быть воссоздан путем чисто сознательных операций, но если самое важное в искусстве сводится к бессознательному и к творческому — значит ли это, что всякие сознательные моменты и силы вовсе из него устранены? » Обучить творческому акту искусства нельзя; но это вовсе не значит, что нельзя педагогу содействовать его образованию и появлению.

В соответствии с современными представлениями об эстетическом воспитании как обеспечивающем в конечном счете участие человека в социально-культурных процессах искусства, воздействие на все компоненты личности, особым образом связывая его с миром.

В прошлом успешность воспитательной системы зависела от того, как ей удавалось передать знания, учения, навыки, ценности новому поколению. Сейчас же ввиду очень быстрых научно — технических, культурных, бытовых изменений воспитательная система может быть оценена, по всей видимости, по тому, как подготовлена молодежь самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни их родителей. Такая постановка вопроса предлагает относиться к молодежи не как к объекту воспитания, а исключительно как к субъекту социального действия, что, в свою очередь, требует разработки принципиально иного типа социальной молодежной политики. В педагогике это будет, вероятно, курс на сотрудничество, в психологии требование понимания. Соответственно в ходе создания концепций, обязательно нужно учитывать субъективные » свойства » молодых людей.

Большой проблемой сегодняшнего дня является недостаточность воспитания нового поколения именно в эстетически — нравственном направлении. Несмотря на то, что обучению в наше время уделено много внимания появляются специализированные школы, детские сады, гимназии, колледжи и прочее.

Многие педагоги забыли, что целью является воспитание не физика, а человека. Обучение не есть ценность, а есть средство.

Огромную проблему представляет вопрос о здоровье будущего поколения, о перегруженности ученика, начиная с начальной школы. Очень часто школьная программа не предусматривает физиологические особенности человека.

Например, в целях пятидневной рабочей недели прибавляются часы уроков; ребенок, переходящий из 3-го в 5-ый класс получает большую нагрузку. Физическому состоянию будущего поколения тоже уделяется не много внимания, хотя во многих дошкольных учреждениях эта система не нарушена, а вот в подростковом периоде процент заболеваемости увеличивается. Обучение предусматривает воспитать человека как труженика не только физического, но и умственного труда.

Психолог А. Лазурецкий первым разработал и применил для изучения личности естественный эксперимент. Он считал, что личность ребенка, отношение его к людям, природе, работе, самому себе, можно исследовать исключительно в естественных условиях в процессе труда.

Педагогика Я. Каменского природно-своеобразный характер: «В обучении необходимо исходить из законов природы, взрослых особенностей развития человека «.

Томас Мор внес идею о воспитании молодого поколения в соединении обучения с трудом.

Франсуа Рабле стремился дать образование во время экскурсий и прогулок. Обращал внимание на самостоятельное мышление, творчество и активность. Можно сделать вывод, что еще в феодальном обществе выступали за полноценное физическое, нравственное и эстетическое воспитание.

Ушинский считал, что чем моложе ребенок, тем больше его восприимчивость к воспитанию, а вместе с тем то, что в детстве заложено, то крайне трудно разрушить.

Такого же мнения придерживались Л. Толстой и выдающийся советский педагог А. Макаренко.

Можно сделать вывод, что чем раньше начнет всесторонне развиваться личность ребенка, тем быстрее и продуктивнее получится результат.

Существует множество концепций воспитания и одна из них » Петербургская концепция «. Она уделяет большое внимание воспитательной работе. Существует семь блоков данной концепции: 1. Проблемы связанные с семьей 2. Воспитание ученика 3. Воспитание члена детского, подросткового, молодежного сообщества 4. Воспитание жителя Петербурга 5. Воспитание гражданина России 6. Воспитание человека Мира 7. Воспитание творческой индивидуальности Программа воспитания адресована учителям, педагогам организаторам, руководителям кружков, клубов, всем, кто работает или организует работу с детьми, всем, кто «воспитывает » детей. Это не инструкции, по которым надо работать не отступая от них ни на шаг, не «мудрые советы «, выполнять которые необходимо. Это лишь ориентиры, опираясь на которые, педагог сможет проанализировать свою деятельность и увидеть, что необходимо изменить, о чем узнать, от каких действий отказаться.

Создание такой программы — шаг к появлению в каждой петербургской школе неповторимой саморазвивающейся воспитательной системы, в которой все: и учителя, и учащиеся, и родители — стали бы полноправными субъектами воспитания.

Путь к новой модели воспитания лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, ее целей, задач, содержания, методов; через реалистическое понимание функции и роли учителя — воспитателя. Философские идеи о безграничности развития личностного потенциала, о ноосфере, этногенезе, стремительно вошедшие в общественный контекст, значительно расширяют и углубляют понимание природы ребенка и взрослого, открывая новые подходы в работе школы, в воспитательной деятельности учителя, смысл которой все яснее видится как созидание человека.

Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания

Колесникова Ирина Аполлоновна

Нагавкина Людмила Серафимовна

Барышников Евгений Николаевич

Авт. указаны на обороте тит.

Автор (ред. , сост. , организация):

Нагавкина, Людмила Серафимовна; Барышников, Евгений Николаевич

Пожалуйста, помогите актуализировать информацию

Загрузить фотографию актуальной обложки книги
Дополнить или обновить информацию о книге

Реферат по теме Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания : Петерб. концепция

Книга в каком переплете?Клеевое швейное скреплениеПереплет на металлическую пружинуБрошюровка металлической скобой

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях

Объявление о покупке (разыскивается книга)

Наличие в библиотеках

Название и адрес

Киев город со специальным статусом, Київ, Печерський район, Саперне поле
Іоана Павла 2, 19
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца
Пн: 11:00-19:00
Вт: 11:00-19:00
Ср: 11:00-19:00
Чт: 11:00-19:00
Сб: 11:00-18:00
Вс: 11:00-18:00

Иссык-Кульский областной библиотечный центр для детей и юношества им. Эсенкожоева

Иссык-Кульская область, Каракол
Коенкозова, 35
Расположение на карте

Пн: 08:00-12:00 13:00-17:00
Вт: 08:00-12:00 13:00-17:00
Ср: 08:00-12:00 13:00-17:00
Чт: 08:00-12:00 13:00-17:00
Пт: 08:00-12:00 13:00-17:00

Привокзальная библиотека №4

Архангельская область, Архангельск городской округ, Архангельск, Октябрьский округ
Тимме, 16 к1
Расположение на карте

санитарный день: последний чт месяца
Пн: 12:00-19:00
Вт: 12:00-19:00
Ср: 12:00-19:00
Чт: 12:00-19:00
Пт: 12:00-19:00
Вс: 12:00-18:00

Библиотека им. Достоевского

Ярославская область, Ярославский район, Ярославль, Фрунзенский район, Дядьково
Театральная, 21
Расположение на карте

зимний период: пн-пт 11:00-19:00; сб 10:00-18:00
Пн: 11:00-19:00
Вт: 11:00-19:00
Ср: 11:00-19:00
Чт: 11:00-19:00
Пт: 10:00-18:00

Общество изучения Амурского края, Приморское краевое отделение Русского географического общества

Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивосток, Ленинский район
Петра Великого, 4
Расположение на карте

санитарный день: пт
Пн: 10:00-17:00
Вт: 10:00-17:00
Ср: 10:00-17:00
Чт: 10:00-17:00

Челябинская область, Челябинский городской округ, Челябинск, Советский район
Калининградская, 23а
Расположение на карте

зимний период: пн-чт 10:00-18:00; пт 10:00-17:00; вс 10:00-17:00; санитарный день: последний день месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-17:00

Липецкая областная детская библиотека

Липецкая область, Липецк городской округ, Липецк, Советский округ
Льва Толстого, 40
Расположение на карте

санитарный день: последний пн месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00
Вс: 10:00-18:00

Библиотека им. Есенина

Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Фрунзенский район, МО №71 «Волковское»
Лиговский проспект, 215
Расположение на карте

зимний период: пн-пт 11:00-19:00; сб 10:00-18:00; санитарный день: последний день месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00

Детская центральная библиотека им. Маршака

Ставропольский край, Ессентуки городской округ, Ессентуки
60 лет Октября, 14
Расположение на карте

Пн: 10:00-13:00 13:30-17:00
Вт: 10:00-13:00 13:30-17:00
Ср: 10:00-13:00 13:30-17:00
Чт: 10:00-13:00 13:30-17:00
Пт: 10:00-13:00 13:30-17:00
Вс: 10:00-13:00 13:30-17:00

Владимирская областная библиотека для детей и молодежи

Владимирская область, Владимир городской округ, Владимир, Ленинский район
Диктора Левитана, 27а
Расположение на карте

Пн: 09:00-18:00
Вт: 09:00-18:00
Ср: 09:00-18:00
Чт: 09:00-18:00
Пт: 09:00-18:00

Информация от пользователей

Meaning and logic of training the theacher for upbringing (as a reaction to the emergence of a professional standard of specialist in education)

Введение. Судьба воспитания, как сферы профессионального приложения сил, за последние двадцать лет оказалась незавидной. Активное приумножение числа новых функций, которые вынужден осваивать современный педагога, сопровождалось последовательным оттеснением на задний план его воспитательной миссии. Вместе с тем, социально-экономическое требование непрерывности образования по определению дополняется общественной потребностью в непрерывности воспитания. Всё острее ощущается прямая связь воспитанности членов общества и качества жизни.

Воспитательные процессы сегодня оказываются вписанными в глобальную картину стремительно изменяющегося мира. Современность порождает принципиально новые воспитательные реалии, обусловленные эпохой пост-феноменов. 1 Психологический фон воспитания поколения XXI века составляют:

  • «Духовное напряжение», вызванное кардинально изменившейся геополитической и социально-экономической ситуацией; экологическими проблемами, миграционными процессами, военными и террористическими действиями.
  • Дискредитация в глазах молодёжи цивилизационного опыта человечества, поставившего себя на грань уничтожения.
  • Смена способа культурного наследования (от постфигуративности к префигуративности), упраздняющая тысячелетиями поддерживающуюся иерархию в системе отношений «отцы-дети».
  • Парадоксальность окружающего мира, полного борьбы и конкуренции, в котором «всё на продажу» и «всё дозволено».
  • Глобальность трагических переживаний, актуализирующая в сознании детей, подростков, молодёжи тему Жизни и Смерти.
  • Открытость информационного пространства, где в равной мере можно получить доступ к источникам добра и зла, красоты и безобразия, истины и лжи.
  • Атомарность, «отдельность» от какой-либо традиции личности, не всегда понимающей, как использовать вдруг открывшийся ей «страшный дар свободы» (В.Зеньковский) и внутренне не готовой к самостоятельному нравственному выбору.

Однако на практике всё более явным и трудно преодолимым становится противоречие между ценностями и идеалами, которые стремятся привить питомцам лучшие из педагогов, и окружающей действительностью, для адаптации к которой гуманистические установки часто оказываются мало пригодными. Подлинно человеческие смыслы, кое-где ещё сохраняющиеся внутри образовательной среды, и социально-адаптационные смыслы действительности «за школьным окном» всё дальше отстоят друг от друга.

На этом фоне хотелось бы актуализировать свои личные позиции по поводу природы воспитания и подготовки компетентного воспитателя. Думаю, что право на это даёт без малого полувековой  стаж  теоретической и практической деятельности в сфере образования. С1967 г. по настоящее время накоплен  многообразный опыт, позволю обозначить лишь некоторые моменты, непосредственно связанные с воспитанием.

Работа учителем словесности и  организатором внеклассной работы.

Руководство музыкальными и театральными творческими коллективами в ленинградских школах и вузах.

Создание и ведение авторского цикла передач на ленинградском ТВ, в тематику которых входили вопросы воспитания (в частности, трудового) и профилактики наркомании несовершеннолетних.

Участие в проблемном совете в РАО по воспитанию под руководством Л. Новиковой.

Научное руководство исследованиями по тематике воспитания.

Экспертиза учебных комплексов для начальной школы ведущих издательств страны, где в качестве важнейшего параметра рассматривался  воспитательный потенциал.

Руководство методологическим семинаром работников подростковых центров и клубов Санкт-Петербурга  пр.

Проведение авторских семинаров по проблемам воспитания в городах России.

Непосредственное знакомство с опытом воспитания в странах постсоветского пространства (Белоруссия, Латвия) и европейских странах (Великобритания, Германия, Дания, Швеция и др.

И конечно, многолетние личные контакты с ведущими российскими специалистами, среди которых были и есть такие удивительно преданные делу воспитания люди, как: З. Васильева, К. Радина, Л. Новикова, В. Караковский, В. Сластёнин, Н. Крылова, Е. Титова, А. Мудрик, Н. Селиванова, С. Поляков,  Ю. Мануйлов, И. Демакова, В. Рындак.

Всё это вкупе  позволило сформировать не только определённый взгляд на сущность воспитания, но и  успешно реализовать в системе непрерывного образования авторский  подход  к подготовке педагога, способного и готового стать профессиональным воспитателем. Думаю, дальнейшие размышления, изложенные в статье, будут интересны тем, кто в предлагаемых обстоятельствах сохраняет желание работать со смыслами воспитания, а не только с документами о воспитании.

Современная миссия воспитания. В кризисную, как иногда уже говорят, «постчеловеческую» эпоху социальная миссия воспитания состоит в побуждении, поддержке, сохранении, удержании, развитии в людях человеческого начала. В каком-то смысле, воспитание выступает в качестве области педагогической экологии. Воспитание в его гуманитарной трактовке предстаёт как работа с человеческим качеством,3 содействие его становлению в ходе педагогического взаимодействия. Одной из важнейших целей непрерывного образования в этом случае становится развитие возможности человека с момента пробуждения самосознания активно влиять на содержание и направление своего воспитания. Педагогически содействовать тому, чтобы право и возможность каждого в плане непрерывного личностного роста успешно реализовывались.

Историческая динамика педагогической организации воспитания связана с движением от рецептурности воспитательной деятельности к её проектному, творческому началу. В данном случае, речь идёт об осознанном развитии подлинно человеческих свойств и проявлений как о специфическом гуманитарном проекте. Подобное проектирование ведёт к отказу от искусственности, «постановочности» воспитательных действий, требуя воспитания действительностью, теми ситуациями, которые на каждом шагу «подбрасывает» реальная жизнь. Результатом воспитания в этом случае можно считать не набор каких-либо определённых личностных характеристик, но способность в кризисных условиях, в жесткой, антигуманной социальной ситуации жить «по-человечески», делая «выбор в сторону добра» (В. Зеньковский).

На этом фоне всё большую актуальность приобретает идея событийности воспитания. Воспитание, понимаемое как со-бытие, на стороне педагога предполагает «духовное питание воспитанника и восхождение с ним на новый уровень отношений с миром и с самим собой» (К. Ушинский). Признание важности со-бытия взрослых и детей в пространстве воспитания  влечёт за собой признание правомерности их со-изменения, со-трансформации. В таком понимании воспитанность как атрибут личности, неотъемлемую часть человеческой натуры, в отличие от обученности, невозможно имитировать.

Кризис воспитательного потенциала общества, выступающий как часть глобального кризиса, требует поиска путей подготовки специалистов, способных создавать позитивный воспитательный контекст на фоне далеко не благоприятных жизненных условий. Проблематичность созидания Человека в необычайно усложнившемся мире стимулирует педагогические вузы к разработке образовательных программ нового поколения, способных обеспечить инновационные способы подготовки учителя-воспитателя. Тем более, что в отечественные школьные образовательные стандарты нового поколения входят предметные области, ориентированные на развитие духовно-нравственной культуры, призванные усилить воспитательный контекст и нравственную направленность обучения.

Компетентностный подход, распространяющийся ныне в системе педагогического образования, требует конкретизации круга профессиональных задач, которые будущему воспитателю предстоит решать в реальной практике. В зависимости от их характера формируется комплекс знаний, умений, навыков, отношений, закладываемых в образовательные стандарты в качестве воспитательных компетенций. Надо заметить, что эти компетенции весьма специфичны, и как показывает жизнь, далеки по смыслу от формулировок, предлагаемых новым стандартом. Будучи воспитателем, учителю придётся решать для себя:

  • как любить ребёнка и как его понимать,
  • как различать и выбирать модели воспитания,
  • как исследовать воспитательные феномены?
  • как «вписаться» в ход воспитательного процесса конкретной школы, класса,
  • как проникнуть в смысл и логику своей воспитательной деятельности,
  • как наладить педагогическое общение в конкретных ситуациях?
  • как методически (технологически) инструментовать педагогическое взаимодействие с воспитанниками,
  • как оценить результат своей воспитательной работы,
  • как  выстроить индивидуальную траекторию своего развития как воспитателя (в том числе, для своих детей) и пр.

Часть профессиональных вопросов (притом, что это далеко не полный их перечень) лежит в плоскости методологии воспитания, часть носит прикладной характер, а некоторые имеют сугубо нравственную природу. Чтобы в ходе вузовского обучения сформировать готовность студента ответить на эти вопросы, нужна определённая последовательность работы.

Логика подготовки воспитателя. Общая логика подготовки учителя-воспитателя, многократно реализованная в нашем опыте в системе непрерывного профессионального образования педагога, выглядит следующим образом:

  • развитие интереса к человеку и познанию его природы,
  • формирование целостного взгляда на феномен воспитания,
  • проникновение в механизмы воспитательной деятельности,
  • изучение реального воспитательного процесса,
  • личное участие в культурных практиках воспитания (освоение форм и методов работы),
  • социализация в позиции воспитателя,
  • оценка своего актуального потенциала как воспитателя, создание программы профессионального самовоспитания.

Во все века  воспитание служило для общества механизмом социогенетического наследования, выполняя охранительную миссию по отношению к человеческой  сущности. Причём стремление воспитывать (поучать, научать) своих детей является врождённым, исторически являясь в многообразных социокультурных формах. Онтологичность воспитания наводит на  мысль о том, что воспитатель не столько профессия, сколько жизненное состояние. Отсюда профессиональная подготовка учителя к воспитательной деятельности начинается с введения в это состояние, с социально-психологического осознания себя в новой позиции. Иначе говоря, принятия на себя ответственности за выполнение миссии «помощника в становлении человека». С этих позиций, исходным пунктом в подготовке воспитателя выступает формирование у него доминанты на человека, развитие гуманно-личностной ориентации. Вместе с тем, в педагогических вузах, в основном, оказываются абитуриенты, ориентированные в учительской профессии не на работу с человеком, а на ту или иную предметную область. Эта ситуация усугубилась с переходом на многоуровневое обучение (бакалавриат-магистратура-вспирантура). А введение в школах ЕГЭ усилило смещение смыслов педагогической деятельности с личности учащегося на предметное содержание. Если большая часть будущих учителей исходно не рассматривает свою деятельность  с позиций воспитательно-преобразующего влияния на ребенка (что идет вразрез с гуманистическим смыслом педагогической профессии), возникает необходимость актуализировать соответствующие личностные свойства, органически присущие каждому.

Любовь к ребёнку и стремление его понять требует постоянного «упражнения» души, взращивания в себе способности к сопереживанию, жалости, милосердию, терпимости, развития навыков общения и рефлексии. Иными словами, личностных проявлений, способных изменять профессионала, прежде всего, как человека. Это предполагает ориентацию в работе с учителем на его безусловную способность поднять себя до уровня человеко-созидательной деятельности. В первую очередь, через самовоспитание, через осознанную работу по профессионально-личностному росту и самосовершенствованию. Ориентация на человека стимулирует пробуждение и развитие педагогического интереса к постижению его сущности, следовательно, осознанного приобщения к системе знаний о человеке и формирование умения «оборачивать» их на себя. Вопросы профессионального самопознания и (само)воспитания как преддверия воспитательной работы с другими должны красной нитью проходить через всю систему педагогической подготовки.

Социально-психологический контекст, определяющий  профессиональную позицию воспитателя, формируют:

  • смыслы, направленные на работу с человеческим качеством,
  • система ценностей, служащая ориентиром при выборе целей воспитания,
  • система отношений, при которых воспитательные влияния будут восприняты «другой стороной»,
  • эмоциональная включённость в бытийную проблематику воспитанников,
  • готовность к  самосовершенствованию как своеобразная форма оттачивания профессионального инструмента воспитателя.

Подобный контекст не возникает сам по себе  и  не  может сформироваться за счёт чьих-то внешних усилий. Он требует серьёзной внутренней работы. Стартовой точкой для такой работы может стать создание прогностического образа «себя в профессии», и разработка на его основе индивидуальной программы (маршрута) «превращения в воспитателя».

Объективно заданное открытым обществом многообразие возможностей и форм реализации позиции воспитателя требует от учителя, становящегося в эту позицию, чёткого самоопределения в поле профессионально-личностных ценностей и смыслов. Самоопределения в парадигмальном, социокультурном, стратегическом  отношении, то есть, выхода на методологический уровень осмысления собственной деятельности. Момент самоопределения открывает возможность вступать в  профессиональный диалог внутри педагогического сообщества, обладая собственным голосом. Таким образом, встаёт задача обучения умению оценивать и выбирать (формировать) социокультурный контекст воспитательной  деятельности.

Воспитание как приобщение (себя или другого) к определённой системе ценностей требует ответа на вопрос, какая именно система берётся за образец, кем создаётся, каким образом распространяется в обществе и прививается подрастающему поколению. Сегодня у педагога  существует возможность познакомиться с разнообразным опытом организации воспитания, выстроенным по различным методологическим основаниям. В современной практике индивидуальное воспитание соседствует с его групповыми и коллективными формами. Успешно реализуются воспитательные подходы, ориентированные  как на классически регламентированную организацию жизнедеятельности, так и на рождение из хаоса повседневной школьной жизни свободно развивающейся на основании синергетических принципов самобытной педагогической системы. 4 В ходе подготовки воспитателей важно предъявлять студентам (и работающим учителям) весь этот диапазон, раскрывая  при этом  технологические особенности каждого из вариантов; рассматривая любую воспитательную систему как живой подвижный организм, структура которого развертывается в педагогическом времени и пространстве к своей целостности.

К сожалению, в  стандартах педагогического образования нового поколения исторический контекст содержания подготовки учителя редуцирован до поверхностного знакомства с некоторыми наиболее известными образовательными системами. Это значительно снижает уровень фундаментальности обучения и его гуманитарный потенциал, лишая педагога осознанности в различении социокультурных моделей воспитания и оснований выбора той или иной системы воспитательной работы.

Профессионализм взаимодействия учителя с воспитанниками во многом обусловлен осознанной методологической позицией. Успешное выполнение воспитательных функций требует теоретически развитого мышления, поскольку стратегия и логика развития воспитания как социального явления, как процесса и как деятельности подчинены определённым закономерностям. Методологически значимыми в содержании подготовки учителя-воспитателя представляются:

  • Культура человечества как источник формирования целей и содержания общественного воспитания и исторический контекст развития педагогической культуры.
  • Педагогическая культура как совокупность специфических для каждой эпохи способов взаимодействия старших и младших поколений представленных в системе социальных норм и учреждений воспитания (образования).
  • Воспитание как часть культуры, наиболее общая и вечная педагогическая категория, подлежащая многомерному рассмотрению: как общественное явление, как процесс, как конкретная деятельность.
  • Человек как междисциплинарная категория, значение которой в том, что она раскрывает природу феномена, являющегося целью, объектом, субъектом, результатом, критерием оценки воспитательного процесса, построенного на принципах гуманизма.
  • Педагогическая система как центральное понятие, дающее ориентир для последующего рассмотрения, анализа и преобразования систем любой сложности, имеющих социально-педагогическую природу, в том числе, воспитательных.
  • Цель воспитания как системообразующий компонент любой социально-педагогической системы.
  • Педагогический принцип как регулятив, направляющий воспитательную деятельность учителя на всех этапах и уровнях существования и развития педагогических процессов и определяющий характер этих процессов (гуманистический, авторитарный, коллективный, индивидуальный и др.).
  • Педагогический процесс как родовое понятие, педагогический инвариант, включающий все многообразие реально развертывающихся в практике его видов: воспитание, обучение, самовоспитание, перевоспитание, образование, самообразование.
  • Педагогические отношения как специфический вид отношений, составляющий сущностную основу процесса воспитания.
  • Педагогическая деятельность как средство самореализации учителя и преобразования «объектов» воспитания.
  • Педагогический метод как способ целесообразного, целенаправленного познания и преобразования педагогических «объектов».
  • Образовательная ситуация (социальная, культурно-историческая, воспитательная) как комплексное понятие, характеризующее совокупность условий, ограничений, факторов, обусловливающих ход педагогического процесса в конкретном пространстве и времени.

Система подготовки воспитателя призвана заложить праксеологические основания5 его будущей работы, обеспечив построение ориентировочной основы действий, создание типовых моделей воспитательной деятельности, освоение её базовых технологических компонентов. Только на этой базе в перспективе возможно развитие концептуальности профессионального поведения и способности к педагогической импровизации. Под концептуальностью поведения подразумевается  такая система действий, при которой:

  • целеполагание в сфере воспитания осуществляется учителем теоретически обоснованно и осознанно, с опорой на личностно значимую систему ценностей,
  • вне зависимости от вариативности ситуаций сохраняется устойчивая система принципов и профессиональных регулятивов, то есть существует индивидуально-личностная стратегия достижения целей воспитания;
  • выдерживается определенная логика работы, связанная с индивидуальной интерпретацией общих механизмов развития воспитательного процесса и воспитательных систем;
  • воспитатель умеет структурировать свои действия, приводя их в систему, отсюда – методическая оформленность и целесообразность его поведения;
  • воспитательные функции реализуются в деятельности учителя с максимальной полнотой, за счет чего используется педагогический потенциал любой ситуации,
  • применяется индивидуальная система критериев оценки эффективности  собственной деятельности как воспитателя,
  • развита рефлексия и саморефлексия, в силу чего педагог умеет получить «знание о незнании» и «знание о неумении», за счет этого корректируя и обогащая свою деятельность как воспитателя;
  • ярко выражена способность к созданию авторских вариантов решения воспитательных задач.

Наряду с освоением обязательного теоретического и методического норматива, необходимы ситуации подготовки, где будущий воспитатель будет переживать авторство педагогического творчества, сможет апробировать формы и пути предъявления и распространения своих идей, убедиться в их жизненности на практике. Это, в свою очередь, даст опыт креативности в сфере воспитания. Поэтому в системе вузовского обучения должны быть широко представлены культурные практики, связанные с изучением  реальной ситуации воспитания в образовательных учреждениях и включением в вариативные контексты воспитательной работы. Причём на каждом этапе подготовки важно предлагать будущим воспитателям такие формы профессиональной активности, которые потребуют внимания к внутренним процессам и движениям души воспитанника; умения «по-человечески» оценивать происходящее вокруг, делать нравственный выбор, реализуя свою профессионально-личностную позицию в позитивных поступках.

Подчеркнём, что личностно-гуманная позиция, формируясь только в реальном взаимодействии с воспитанниками, зарождается внутри соответствующей системы отношений «студент-преподаватель», которые могут моделироваться в стенах вуза и базовых образовательных учреждений. Чрезвычайно важна система профессиональных ценностей, которая при этом культивируется. В позиционном плане процесс вузовской подготовки предполагает:

  • на стороне студента: принятие позиции воспитателя, здравую самооценку перспектив работы в качестве «созидателя человека», включённость в культурные практики воспитания, рефлексивное отношение к собственным действиям, готовность к самопроектированию; способность запрашивать обратную связь по поводу своих действий, личностных проявлений и творчески на неё реагировать;
  • на стороне преподавателя: принятие воспитательной миссии как профессионально значимой в системе подготовки педагога, выбор гуманитарных приоритетов в работе, знание реалий современного воспитания, понимание особенностей современного студента, построение «модельной» системы педагогических отношений, чёткое выделение круга компетенций воспитателя и критериев их оценки, индивидуальное сопровождение профессионального становления в качестве воспитателя.
  • Колесникова И. А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. 2008. № 9.
  • Колесникова И. А. Разные обличья диссоциального воспитания // Вопросы воспитания. 2010. № 4.
  • Колесникова И. А., Титова Е. В. Научно-педагогические параметры оценки качества стратегического документа в области образования // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 1 (9). DOI: 10.15393/j5.art.2015.2721 (дата обращения 11.03.2017).
  • Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 195 с.
  • Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 382.
  • Колесникова И. А. Индивидуально-креативный подход к подготовке педагога-воспитателя // Герценовские чтения-2006. Ч. 2: Диалог о воспитании (концепции, взгляды, размышления, опыт) / Под ред. проф. З. И. Васильевой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. С. 247−272.

Колесникова И. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания : Петербургская концепция / И. Колесникова, Л. Нагавкина, Е. Барышников; СПб ун-т педаг. мастерства. — СПб. : Б. , 1994. — 56 с

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания : Петербургская концепция

Входит ли в школьную программу?

Библиотека №44 им. Короленко

Москва, Москва, Головинский район
Фестивальная, 46 к1
Расположение на карте

санитарный день: последний рабочий день месяца
Вт: 12:00-22:00
Ср: 12:00-22:00
Чт: 12:00-22:00
Пт: 12:00-22:00
Сб: 12:00-22:00
Вс: 12:00-20:00

Централизованная библиотечная система, г. Королёв

Московская область, Королёв городской округ, Королёв, Костино м-н
Космонавтов проспект, 16а
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца
Пн: 11:00-19:00
Вт: 11:00-19:00
Ср: 11:00-19:00
Пт: 11:00-19:00
Сб: 11:00-19:00
Вс: 11:00-19:00

Воскресенская межпоселенческая библиотека, МУК

Московская область, Воскресенский район, с. Усадище
Королькова, 102
Расположение на карте

Вт: 12:00-14:00 14:40-20:00
Ср: 12:00-14:00 14:40-20:00
Чт: 12:00-14:00 14:40-20:00
Пт: 12:00-14:00 14:40-20:00
Сб: 12:00-14:00 14:40-20:00

Библиотека им. Фадеева

Нижегородская область, Нижний Новгород городской округ, Нижний Новгород, Приокский район
Маршала Голованова, 67
Расположение на карте

санитарный день: последний чт месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00
Вс: 10:00-17:00

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *