Методы работы
Ролевые игры (ролевые действия, ролевые образы, ролевые ситуации) 2. Психогимнастические игры 3. Коммуникативные игры (направленные на 1) умение видеть в другом его достоинства и давать «поглаживания»; 2) умение сотрудничать) 4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности 5. Игры и задания, направленные на развитие воображения (вербальные игры, невербальные игры, «мысленные картинки») 6. Задания с использованием терапевтических метафор 7. Релаксационные методы (активная нервно-мышечная релаксация, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники)
Цель психокоррекции и задачи психолога
В психологии цель коррекции – это вывод клиента из состояния психологического дискомфорта. Задачи психолога:
- вывести клиента на новый уровень личностного развития;
- способствовать развитию эмоционально-волевой сферы клиента;
- осуществлять профилактику эмоционального выгорания;
- установить причины детский страхов;
- сформировать определенные навыки;
- развивать произвольное внимание, память, мышление;
- помочь клиенту изменить деструктивные установки;
- повысить социально-психологический статус личности в коллективе сверстников;
- помочь человеку в самовыражении и активизации творческого потенциала;
- формировать стрессоустойчивость и улучшать работоспособность клиента;
- снизить действие механизмов психологической защиты личности;
- скорректировать пищевое поведение человека.
Психокоррекция — один из основных подходов работы психолога. Она направлена на то, чтобы помочь клиенту обрести гармонию с собой и с миром, улучшить самочувствие и нормализовать эмоциональный фон. Получается, что психокоррекция – это своего рода «скорая помощь» для психики человека.
Сегодня психокоррекция применяется в педагогической, прикладной и клинической психологии. В данной статье я расскажу, что такое психокоррекция.
- Определение понятия психокоррекции
- История изучения психокоррекции
- Виды психологической коррекции
- Показания и противопоказания
- Принципы
- Цель психокоррекции и задачи психолога
- Требования к психологу
- Методы и методики
- Заключение
В статье пойдет речь о формах и принципах психологической коррекции. Психологическая коррекция в форме индивидуальных занятий, а также в групповой форме.
Психологическая коррекция является одним из видов профессиональной помощи людям и имеет свои особенности. Психологическая коррекция организуется с соблюдением следующих принципов:
- Принцип целостности, требующий объединения диагностики и коррекционных воздействий, направленных на решение проблем, которые были обнаружены с помощью диагностических методик.
- Принцип ориентировки на нормальный ход развития, который предполагает учет возрастных особенностей в организации психокоррекционной работы.
- Принцип опережающего характера психологической работы, направленности коррекции на зону ближайшего развития личности.
- Принцип опоры на имеющиеся способности личности, помогающий организовать психологическую работу с учетом актуального состояния клиента.
Психологическая коррекция может быть организована в двух формах:
Часто можно встретить эти термины в объявлениях и анкетах психологов, в психологической литературе и т. Между тем, путаница и непонимание о чем идет речь, бывает нередко и среди специалистов, не говоря уже о простом человеке.
Для начала разберем, что вообще кроется под оказанием психологической помощи?
Под психологической помощью понимается предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на него с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости.
Иными словами, психологическая помощь это всегда комплекс мероприятий, для того, чтобы простому человеку хорошо жилось, а свои психологические трудности он смог решать наиболее эффективно, как сам, так и с помощью специалистов.
Выделяют три вида психологической помощи: психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию.
Все три вида представляют собой воздействия на различные стороны личности, имеют разные цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании.
Целью психологического консультирования является формирование личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, на принципиальные и непринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархии ценностей.
Под психологическим консультированием подразумевается проведение анализа психического состояния клиента с использованием различных методов психологической диагностики, с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком общежитейских проблем, формированию новых представлений о различных подходах к решению психологических проблем, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также расширению его психологической культуры, личностному росту.
консультант-психолог сначала анализирует с помощью тестов и других методик психическое состояние человека, его особенности, затем сообщает их результаты и помогает использовать человеку использовать эту информацию для помощи себе.
Задачей психологической коррекции является выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.
Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на пациента, с целью приведения его психического состояния к норме, а также для освоения им какой-либо деятельности.
Психотерапия, в узком понимании термина, основной своей задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.
При широком толковании термина «психотерапия», под данным видом психологического воздействия имеют в виду все виды направленного на человека воздействия (консультирование, коррекцию и терапию). В ходе психотерапевтической работы становятся осознаваемы и доступны для изменения негативные состояния и чувства – ярость, гнев, агрессия, страх, тревога, сверх-контроль и др.
Если говорить коротко, то психотерапия подразумевает особым образом построенное общение между психотерапевтом и клиентом, в ходе которого и происходит лечебное воздействие на психику.
Методы психотерапии особенно эффективны для лечения и реабилитации психосоматических заболеваний, неврозов, последствий психических травм (травмы развития, шоковые травмы) и посттравматических стрессовых расстройств, депрессивных состояний.
Если сравнить психотерапию с консультированием и коррекцией, то обнаруживается более широкий круг для ее показаний и противопоказаний. Психотерапевт должен учитывать целую гамму особенностей при назначении психотерапии – от индивидуальных психологических особенностей пациента до его соматического статуса.
Противопоказаний для консультирования практически не обнаруживается, поскольку состояние здорового человека не имеет принципиального значения для оказания данного вида психологической помощи.
Психокоррекция в этом отношении занимает промежуточное положение между психотерапией и консультированием, поскольку косвенно может влиять на физическое состояние человека и провоцировать ухудшение здоровья. Следовательно, при проведении некоторых психокоррекционных мероприятий весьма целесообразен медицинский или психиатрический контроль.
Дмитрий Суроткин, психотерапевт
Читайте больше статей на моем канале в Яндекс-Дзен «Люди в Деталях»
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Причины типичных ошибок учащихся
№Характер ошибок Причины нарушений
1
Ученик списывает хорошо, но делает ошибки в самостоятельном написании и письме под диктовку:
Пропускает звуки Смешивает близкие фонемы Не выделяет отдельные звуки из стечения согласных
Нарушение анализа звукового потока
2
Ученик испытывает трудности при определении подлежащего написанию. ЗвукаСлова Ошибки в письме проявляются чаще всего под диктовку, но отсутствуют при написании по образцу
Нарушение возможности участия артикуляций в процессе звукового анализа речи. Опора на оральный образ
3
Ученик не может писать слова единой, плавно протекающей серией движенийНе знает как вести линии, составляющие букву Нарушение почерка
Нарушение зрительно-моторных координации и плавности движения
4
Ученик заменяет одну букву другой, сходной по написанию Опускает предлоги со словами
Оптическая дисграфия
5
Нарушает топологическую схему букв Нарушает пространственное расположение элементов букв Не в состоянии соотнести элементы, составляющие буквы, друг с другом
Нарушение зрительно-пространственного анализа и синтез
6
Пишет зеркально текст или отдельные буквы Пишет в обратном направлении (справа налево) Невозможность дифференциации геометрических фигур Испытывает трудности в ориентировке на тетрадном листеНе может расположить буквы, слова в правильном порядкеТрудности при соотнесении письменных и печатных букв Несогласование членов предложения в числе, роде и падеже. Ошибки в падежных окончаниях, неправильное употребление предлогов и слитное их написание
Нарушение пространственного восприятия и пространственных представлений; остаточность общего недоразвития речи (ОНР). Нарушение вербального конструктивного праксиса
7
Невозможность сложить буквы в слоги, словаТрудности при нахождении ударного слога Трудности словоизменения, ошибки в окончаниях, агграмматизмы Трудности в написании слов со стечением согласных Неправильное написание букв, близких по артикуляции, пропуски, замена. Искажение букв по артикуляционному сходствуСлитное написание слов
Фонетико-фонематическое недоразвитие (нарушение акустического анализа речи) Нарушение артикуляционной моторики
8
Ученик самостоятельно не может исправить свои ошибки
Недостаточно развит произвольный контроль
2. Чтение:
1
Ученик читает отдельную фразу, но оказывается не в состоянии усвоить сколько-нибудь сложный текст Трудности в воспроизведении текста
Нарушение кратковременной памяти (КВП)
2
Ученик делает неправильное заключение о читаемом
Нарушение аналитико-синтетической функции
3
Ученик не может сосредоточиться на чтении
Нарушение функции произвольности внимания
4
Ученик не понимает сложных фраз, построенных по сложным грамматическим конструкциям (сложная система взаимоподчиненных компонентов)
Нарушение восприятия сложных грамматических конструкций
5
Ученик не понимает пословиц
Нарушение мышления (трудности формирования сложных вербальных систем)
6
Ученик неоднократно должен возвращаться к предыдущим предложениям текста, чтобы его понять
Нарушение отсроченного воспроизведения из кратковременной памяти
7
Ученик путает буквы по оптически близким текстам
Дислексия
8
Ученик читает с ненужными паузами
Расстройство речевого темпа
9
Ученик читает слова, придуманные им, которых не было в тексте
Нарушение фонематического восприятия речи
10
Ученик читает очень медленно
Нарушение речевого темпа — брадилалия
11
В чтении появляются часто повторения: отдельных звуков, слогов, слов
Логоневроз (заикание)
12
Ученик читает очень быстро
Нарушение речевого темпа — тахилалия
13
Ученик пропускает звуки при чтении
Нарушение произношения — дислалия
15
Трудности практического применения теоретических знаний (невозможность использования правил)
Нарушение функций программирования и контроля
3. Математика
1
В решении математических задач:
Ученик не ориентируется в условиях задач У него наблюдается недостаточность планомерности Не может найти общий план или стратегию решения задач Ученик неправильно повторяет условия задачи Он неправильно удерживает условия задачи и упрощает их Трудности в запоминании правил, табличного умножения и деления, удержания условий задачи. Нарушение слухоречевой памяти Нарушение планомерности Нарушение кратковременной памяти
2
Ученик не может решить задачу, которая требует промежуточных операций, не сформулированных в условии Он не может удержать значительное число элементов, входящих в состав условия задачи
Нарушение кратковременной памяти, функции отсроченного воспроизведения
3
Ученик не сличает полученные результаты с исходными условиями
Нарушение функции программирования и контроля
4
Ученик не способен упорядочить цифры по их значимости Ученик пишет зеркально цифры
Нарушение пространственного восприятия и пространственных представлений; наблюдается чаще всего у левшей. Нарушение вербального конструктивного праксиса
Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.
По характеру направленности выделяют коррекцию:
— каузальную.
Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
По содержанию различают коррекцию:
— познавательной сферы;
— аффективно-волевой сферы;
— поведенческих аспектов;
— межличностных отношений:
— внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
— детско-родительских отношений.
По форме работы с клиентом различают коррекцию;
— в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т
— в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
— смешанную форму (индивидуально-групповую).
По наличию программ:
— импровизированную.
По характеру управления корригирующими воздействиями:
— недирективную.
— сверхкороткую (сверхбыструю);
— короткую (быструю);
— сверхдлительную.
Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.
Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.
Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания – личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.
Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.
По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
— специальную.
Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.
Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.
Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.
Специальная психокоррекция – это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.
Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.
Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтогенез, является психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания.
Психокоррекцнонная ситуация.
Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.
Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:
Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, — это клиент.
Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — это психолог, психокорректор.
Теория которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.
Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.
Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.
Определение понятия психокоррекции
Что такое психологическая коррекция? В психологии коррекция – это воздействие специалиста на различные структуры психики с целью их исправления. Выбор инструментов воздействия на личность определяется целью психокоррекции.
В отличие от психотерапии, психокоррекцию и ее виды применяют в работе с людьми, не имеющими психических расстройств. Объект психокоррекционного воздействия – обычный человек, столкнувшийся с трудной жизненной задачей. Независимо от запроса клиента, психолог будет выстраивать психокоррекционные занятия с опорой на сильные стороны человека и его личностный ресурс. В данной технологии работы не предполагается детальный анализ прошлого, который используют в психотерапии. Психокоррекция ориентирована на настоящее и будущее клиента.
Стоит отметить, что применение методов психологической коррекции эффективно в тех случаях, когда недостатки в развитии тех или иных структур психики не связаны с органической патологией. В рамках психологической коррекции происходит формирование социально одобряемых форм поведения, тех или иных навыков, положительных черт характера.
Если сравнивать психокоррекцию с психотерапией, то данная технология работы относится к среднесрочным, а психотерапия – к длительным методам. Добиться положительного результата психокоррекции можно через 10–15 занятий. В психотерапии же удается достичь цели через 20–30 сеансов. В некоторых случаях люди посещают психотерапевта на протяжении нескольких лет.
Ожидаемый результат применения техник психокоррекции – положительная динамика личностного развития, обретение клиентом способностей к самореализации и самовыражению.
История изучения психокоррекции
Психологическая коррекция – относительно новое направление научного интереса исследователей. Оно возникло на стыке психологии и дефектологии. Термин появился в психологической практике в 70-х годах 20 века. Родоначальником методов психокоррекции считают Э. Сегена. Системные методы психологической коррекции разработал В. Кащенко.
Существенный вклад в развитие психокоррекции как направления специальной психологии внесла М. Монтессори. Это направление она использовала в работе с умственно отсталыми детьми.
Осипова пишет, что психологическая коррекция – это система занятий по исправлению негативной черты характера или девиантной формы поведения личности посредством психологических методов.
Алешина, описывая психокоррекционные технологии, делает акцент на том, что их применение будет неэффективным в отношении тех особенностей психики, которые закладываются в период раннего детства. Для исправления глубинных проблем, по ее мнению, целесообразнее применять психотерапию.
Большинство интересных современных методик психотерапии и психокоррекции разработаны П. Трошиным. Во многих из них усматривается связь психокоррекции с другими отраслями практической психологии.
Виды психологической коррекции
Какой бывает психокоррекция? В современной практике психокоррекция распадается на педагогическую, клиническую, спортивную и социальную. В каждом из этих направлений выделяются виды психокоррекции.
По типу задач
Если классификацию видов психологической коррекции строить исходя из задач, которые ставятся перед специалистом, то она будет выглядеть так:
- семейная коррекция – этот вид работы психолога позволяет решить задачи, связанные с психологической коррекцией детско-родительских и супружеских отношений;
- индивидуальная психокоррекция – в этом виде работа психолога направлена на решение проблем конкретного человека.
По характеру направленности
По характеру направленности психокоррекция бывает:
- симптоматическая коррекция, направленная на оптимизацию эмоционального состояния клиента, купирование отрицательных эмоций и негативных поведенческих проявлений (очевидно, что такой период психокоррекции по частоте встреч не превышает 3-5 занятий);
- каузальная психокоррекция – форма работы, направленная на определение и устранение причин отклонений в психологии личности (этот вид психокоррекции предполагает систематическую работу психолога и клиента на протяжении 10-15 занятий).
По методу воздействия
По способу коррекционного воздействия психокоррекция бывает прямая и косвенная.
Приемы прямой психокоррекции используются, когда цель психологической коррекции состоит в устранении негативных проявлений психики. Психолог воздействует именно на ту сферу психики, которую нужно исправить. Приемы косвенной формы воздействия ориентированы на сильные стороны личности, посредством развития которых исчезают негативные проявления в поведении.
По форме организации
Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога распадается на виды в зависимости от формы организации занятий. Это специальная психологическая коррекция, общая коррекция и частные формы психокоррекции.
Специальная коррекция – это самое распространенное направление работы практического психолога. Специальная психокоррекция используется в тех случаях, когда нужно решить психологические проблемы группы или одного клиента. Например, с помощью специальной психокоррекции можно устранить фобии, побороть застенчивость, улучшить коммуникативные навыки детей и подростков.
Частная психокоррекция чаще всего применяется в образовании. Это метод работы школьных педагогов-психологов, с помощью которого удается помочь детям успешно освоить образовательную программу.
Методики общей психокоррекции в своей работе используют не только психологи, но и учителя. Общая психокоррекция – это технологии работы, направленные на регулирование внутригрупповых процессов в классе, формирование коллектива учащихся и предупреждение возникновения девиантных форм поведения.
Показания и противопоказания
Методы психотерапии и психокоррекции подбираются в зависимости от показаний. Чаще всего показаниями к психокоррекционным занятиям являются:
- низкая стрессоустойчивость;
- преобладание сниженного эмоционального фона у человека;
- слабое развитие коммуникативных навыков;
- нарушение взаимоотношений между родителями и детьми;
- ревность;
- повышенная ситуативная тревожность;
- раздражительность, агрессивность, импульсивность, вспыльчивость;
- затянувшийся стресс, депрессия;
- заниженная самооценка, непринятие себя;
- конфликты в отношениях со сверстниками, социальная изоляция;
- различные фобии;
- трудности социальной адаптации.
Противопоказанием к психологическим коррекционным воздействиям являются психиатрические диагнозы. Серьезные расстройства психики, тяжелая депрессия.
Принципы
Основными принципами психологической коррекции являются:
- Принцип диагностики. Обязательным этапом психологической коррекции является комплексная диагностика. Для выбора форм и методов воздействия психологу нужно установить социальный статус ребенка в коллективе, его индивидуально-типологические особенности, запас социальных навыков.
- Принцип единства диагностики и коррекции. Результаты диагностического этапа работы становятся отправной точкой для разработки программы психокоррекции.
- Принцип системности. Для достижения стойкого положительного результата в любом направлении психокоррекции нужно вести систематическую работу, предполагающую регулярные встречи с клиентом или группой.
- Деятельностный принцип. Результат работы психолога будет заметен только при условии активности клиента и его включении в деятельность. Психолог должен стимулировать активность клиента, направляя его энергию в нужное русло.
- Принцип коррекции «сверху-вниз». Планируя коррекционное воздействие, психолог ориентируется на зону ближайшего развития клиента. Действия специалиста направлены на то, чтобы опередить естественный процесс созревания психических структур и выработки определенных навыков.
- Принцип коррекции «снизу-вверх». Этот принцип подразумевает опору психолога на зону актуального развития клиента. В соответствии с этим принципом, психолог использует положительное подкрепление нужных качеств. Негативные паттерны поведения купируются.
Требования к психологу
Системный подход к психокоррекции может продемонстрировать только квалифицированные психотерапевты или психологи. Также психокоррекцию используют в своей работе специалисты в области клинической психологии. К специалисту, ведущему психокоррекционные занятия, предъявляются серьезные требования:
- Этот человек должен иметь базовые знания в области психологии, а также пройти дополнительное обучение по направлению «Психотерапия» или «Психологическая коррекция».
- Специалист, использующий в работе различные виды психологической коррекции, должен уметь выстраивать сотрудничество с представителями смежных профессий: дефектологами, психиатрами, нейропсихологами, психоневрологами, патопсихологами. Совместная работа специалистов необходима в том случае, когда для достижения стойкой положительной динамики в личностном развитии человеку требуется комплексное сопровождение. Так, при тяжелой форме депрессии методы психокоррекции нужно дополнять медикаментозным лечением. Если на диагностическом этапе психокоррекции обнаруживаются органические причины психологических трудностей, то психолог работает совместно с дефектологом.
- Психолог, планирующий заниматься психокоррекцией, должен быть личностно готов к этому. Для этого недостаточно иметь диплом о психологическом образовании и сертификаты, подтверждающие прохождение им курсов повышения квалификации. Психологу нужно пройти курс супервизии, где он сможет избавиться от своих личных проблем. Только излечив свою душу, можно приступать к лечению души другого человека.
Схема сеанса психокоррекции
Все виды психокоррекции могут быть реализованы в двух основных формах: групповой и индивидуальной. Схема психокоррекционного занятия выглядит следующим образом:
- Диссоциация. На этом этапе психологической коррекции основным направлением работы психолога является диагностика. Нужно определить проблему, оценить ее масштаб, выявить ее причины. Кроме того, психологу нужно создать у клиента уверенность в том, что его проблему можно решить.
- Коррекция. На этом этапе психолог реализует серию психокоррекционных занятий в групповой или индивидуальной форме. На этой стадии работает не только психолог, но и клиент. Здесь психолог просит человека: «Опишите свою проблему, назовите примеры эмоций, с которыми можно ее сравнить». Психологические методы преобразования ситуации и коррекции стереотипов поведения выбираются на основе ответов человека. Психолог предлагает человеку посмотреть на ситуацию с разных ракурсов, выполнить упражнения. Вместе с клиентом он анализирует ситуацию, намечает разные пути ее разрешения.
- Ассоциация. Это заключительный этап сеанса, на котором психолог стремится закрепить в сознании клиента решение проблемы в виде образа-ассоциации. Она становится для человека началом нового жизненного сценария.
Индивидуальные занятия
В форме индивидуальных занятий, направленных на исправление особенностей личности конкретного человека. Присутствие посторонних лиц на таких занятиях нежелательно. В ходе занятий создаются условия для лучшего понимания человеком самого себя, поиска ресурсных состояний, выработки путей личностного развития.
Для высокой эффективности индивидуальной психокоррекции необходимы следующие условия:
- согласие клиента на психокоррекционную деятельность, его готовность работать совместно с психологом на основе полного доверия специалисту;
- активная позиция клиента в процессе психокоррекционной работы;
- принятие клиентом ответственности за себя и свои проблемы на себя, реализуемое через самостоятельное принятие решения о продолжении или прекращении психокоррекционной работы.
Так как психолог работает только с одним клиентом, всецело направлен на его личность, результат такой работы, как правило, более глубокий. Преимуществом индивидуальной работы является гарантия конфиденциальности для клиента.
В групповой форме, предполагающей работу с несколькими людьми одновременно, имеющими схожие проблемы. Работа группы предполагает взаимодействие участников, развитие их коммуникативных навыков, проигрывание проблемных ситуаций. В условиях группы участники имеют возможность изучать свое эмоциональное состояние, выявлять причины его возникновения, вырабатывать навыки саморегуляции.
Групповые занятия
Групповая работа расширяет у участников запас стереотипов социального поведения, учит навыкам коллективной работы, позволяет каждому почувствовать свою важность и значимость для группы.
Особенностью данного вида психологической коррекции является то, что некоторым клиентам она противопоказана. Так, легко возбудимым, эмоционально неуравновешенным людям такая работа может навредить. Привлечение же к участию в групповой психокоррекционной работе лиц с интеллектуальной недостаточностью или с низким уровнем воспитанности может создать опасность для членов группы.
Психологическая коррекция, как вид профессиональной помощи клиентам имеет свои особенности. Результат психологической коррекции зависит от правильного выбора психологом диагностического инструментария, соблюдения принципов психологической коррекции и грамотного подбора форм и методов коррекционного воздействия.
Юлия Луговая
Привет! Я основатель, а также психолог центра Открытие. С нами вы измените жизнь – просто обратитесь за помощью!
Психокоррекция – это целостная система мероприятий, которая направлена на исправление психологических недостатков человека или его поведения с помощью специальных средств психологического воздействия.
Стремление человека к внутренней гармонии с самим собой часто приводит его к сложным ситуациям, с которыми справиться в одиночку он не в состоянии и помочь ему в этом может психологическая коррекция.
В целом в психологической культуре выделяют три основных компонента – самопознание и самооценку, познание других людей и умение управлять своими эмоциями, общением, поведением.
Следуя рекомендациям психологов, человек может самостоятельно решать многие проблемы.
Сегодня дискуссионным является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи – это психологическая коррекция и психотерапия. Разница между этими понятиями, по мнению Р. Немова, заключается в том, что психокоррекция представляет собой совокупность психологических приемов, которые используют психологи.
Сам термин «коррекция» означает «исправление». Для психокоррекционного процесса характерны специфические черты:
- ориентирование на здоровых людей с психологическими трудностями, независимо от степени нарушения;
- ориентирование идет на настоящее и будущее клиентов;
- ориентирование идет на среднесрочную помощь по времени;
- акцент в психокоррекции делается на ценностный вклад психолога;
- все воздействия психологической коррекции направлены на изменение поведения клиента и развитие его личности.
Психокоррекционные мероприятия классифицируются:
- по характеру направленности;
- по содержанию;
- по форме работы с клиентом;
- по наличию программ;
- по характеру управления корригирующими воздействиями;
- по продолжительности.
По характеру направленности коррекция бывает симптоматическая и каузальная. Симптоматическая – это коррекция снятия острых симптомов отклонений в развитии. Каузальная же коррекция направлена на источники и причины отклонений, поэтому требует значительных усилий.
По содержанию различают коррекцию познавательной сферы, коррекцию личности, коррекцию аффективно-волевой сферы, поведенческих аспектов, коррекцию межличностных, внутригрупповых, детско-родительских отношений.
Что касается формы работы с клиентом, то коррекция может быть индивидуальной, групповой, в закрытой и открытой группах, индивидуально-групповой.
По наличию программ выделяется программированная и импровизированная коррекция.
Характер управления корригирующими воздействиями может быть директивным и недирективным, а её продолжительность – сверхкороткой, короткой, длительной, сверхдлительной.
Различают психологическую коррекцию и по масштабу решаемых задач – задачи общие, частные, специальные.
В коррекционной ситуации выделяют пять основных элементов — страдающий человек, нуждающийся в психологической помощи и человек, оказывающий эту помощь, психологическая теория, объясняющая проблемы клиента и набор методов, необходимых для решения проблем клиента, наличие специальных социальных отношений между клиентом и психологом, который должен создать атмосферу, позволяющую клиенту смотреть на решение проблем с большим оптимизмом.
Техники психокоррекции
Психологические коррекции включают такие процедуры, как установление конструктивных межличностных отношений, проработку личностной позиции с окружающими людьми и её анализ, развитие самопознания, переориентацию.
Техник (методов) психологических коррекционных воздействий довольно много, поэтому выбор метода работы для специалиста опирается на множество факторов.
Среди этих факторов:
- возраст клиента;
- особенности личности как индивидуальные, так и специфические;
- отсутствие или наличие соматического или психического заболевания;
- материально-экономический фактор;
- социальный и семейный;
- религиозная принадлежность и др.
Одним из методов психологической коррекции является интерпретация, предназначенная для коррекционной работы с подростками, имеющими девиантное поведение.
В основе метода лежит знание причин поведения. При дефиците информации люди приписывают друг другу не только причины поведения, но и сами образцы поведения. Приписывание идет на основе сходства поведения воспринимаемого лица с другим образцом прошлого, или на основе анализа собственных мотивов.
В процессе межличностного восприятия мера и степень приписывания зависит от степени уникальности поступка и от степени его социальной значимости (желателен или нежелателен).
Келли выделяет три типа приписывания – личностное, объективное, обстоятельственное.
Для подростков, юношей и взрослых людей предназначен метод «Дебрифинг» при нарушениях эмоционально-волевой сферы, взрывчатости, агрессивности, плаксивости. Метод направлен на проработку последствий поведения, последствий искаженных социальных установок личности.
Проблемы психического и личностного здоровья решаются в процессе работы над собой. Личностный рост – это помощь себе при соматических и психических заболеваниях, при душевных страданиях, являющихся последствиями алкоголизма, наркомании, стрессовых ситуаций.
Личностные проблемы, возникнув ещё в детстве, в старшем возрасте приводят к чувству неполноценности, к проблемам межличностных отношений.
У взрослых людей возникают проблемы социальных ролей, социального статуса и др.
В качестве ещё одного примера можно назвать метод З. Фрейда – «метод свободных ассоциаций», предназначенный для коррекции негативных психических состояний, неврозов, субдепрессий. Фрейд считает, что основная часть психических расстройств находится в конфликте между «Я», «ОНО», «СВЕРХ-Я». Это конфликты нашего подсознания между безусловным «хочу», которое жаждет удовлетворения основных инстинктов. Между «Я» возникает конфликт – хочу, но не могу и конфликт «СВЕРХ-Я» – хочу, но это некрасиво, стыдно.
Принципы составления психокоррекционных программ
При составлении псхокоррекционных программ необходимо придерживаться основных принципов, среди которых системность коррекционных и развивающих задач, единства коррекции и диагностики, приоритетность коррекции каузального типа, программированного обучения, комплексности методов психологического воздействия, учета эмоциональной сложности материала и др.
Принцип системности коррекционных и развивающих задач указывает на то, что в любой коррекционной программе должны быть задачи 3-х видов – коррекционные, профилактические и развивающие, это говорит о том, что дети находятся на различных уровнях развития – уровень благополучия, уровень риска, уровень актуальных трудностей развития.
От единства этих задач зависит успех коррекционно-развивающих программ.
В следующем принципе – единства коррекции и диагностики – отражается целостность всего процесса оказания психологической помощи.
К наиболее прозрачному принципу построения коррекционно-развивающих программ относится принцип комплексности методов психологического воздействия, указывающий на необходимость использования всего методического многообразия.
Суть метода программированного обучения заключается в выполнении ряда последовательных операций сначала с психологом, а потом уже самостоятельно, в результате чего формируются необходимые умения и навыки.
Все проводимые занятия и игры должны обязательно стимулировать положительные эмоции и создавать благоприятный эмоциональный фон.
Только на позитиве должны заканчиваться коррекционные занятия. Правильная, объективная и комплексная оценка результатов диагностического обследования является залогом успешной коррекционной работы.
При составлении психокорекционных программ можно учитывать ещё и такие принципы – принцип активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной программе, принцип опоры на разные уровни организации психических процессов, принцип усложнения, принцип учета объёма и степени разнообразия материала.
История и задачи психокоррекции
Психологическая коррекция представляет собой воздействие на клиента, которое осуществляется с целью нормализации его психического состояния.
Психокоррекция является одним из направлений прикладной психологии. Она концентрируется на исправлении особенностей психологического развития, а также формировании условий для позитивных изменений личности, личностного роста, реализации врожденных наклонностей (таланта), саморазвития.
Понятие «психологическая коррекция» появилось в обиходе психологов относительно недавно (в начале 70-ых годов прошлого века). В качестве единого направления она постепенно разделилась на несколько отраслей и теперь включает образовательное, медицинское, педагогическое, спортивное и социальное направление.
Цель психокоррекции как учебной дисциплины состоит в формировании у учащихся знаний и умений в сфере психокоррекционной работы психолога. В данном случае психокоррекция представлена основным видом психологической помощи детям и взрослым.
Среди задач психокоррекции необходимо выделить:
- Формирование представлений о специфике психокоррекционной работы практических психологов, основных стадиях, принципах и средствах оказания психологической помощи в этой деятельности;
- Обучение подходам к сбору психологического анамнеза, формулировке психологических диагнозов и прогнозов;
- Формулировка цели и задачи психокоррекционной работы, разработка эффективной стратегии оказания соответствующего воздействия;
- Обучение процедуре формирования, разработки и осуществления психокоррекционных программ;
- Обеспечение умения вести психологическую коррекционную работу и использовать необходимые средства психологической коррекции (обучение технологиям, методам, техникам и приемам работы);
- Формирование установки на перенос умений и знаний, полученных в ходе обучения, в процесс реальной практической деятельности.
Виды психокоррекции
Психокоррекционные мероприятия классифицируют в соответствии с характером направленности на симптоматические и каузальные.
Симптоматическая коррекция предполагает краткосрочное воздействие, используемое для снятия острых симптомов отклонения в развитии, которое может помешать переходу к коррекции каузального типа.
Каузальная (причинная) коррекция выявляет сами источники и причины отклонений. Этот тип психокоррекции более долговременен, требует больших усилий. Тем не менее, он более эффективен, если сравнивать его с симптоматической коррекцией. Это обусловлено тем, что одни и те же симптомы отклонений способны обладать абсолютно разной природой, причинами и психологической структурой нарушений.
В зависимости от содержания принято различать коррекцию следующих сфер:
- Познавательная сфера;
- Личностная сфера;
- Аффективно-волевая сфера;
- Поведенческие аспекты;
- Межличностные отношения;
- Внутригрупповые отношения (например, семейные, супружеские, коллективные);
- Отношения между родителями и детьми и др.
По форме работы с клиентами психокоррекция делится на личную и групповую. Мероприятия могут проводиться в закрытых естественных группах (семье, классе, коллективе сотрудников), открытых группах для клиентов, у которых есть сходные проблемы. Также предусмотрена смешанная форма (индивидуально-групповая).
По продолжительности различают сверхкороткую, короткую и длительную коррекцию. Первая из них продолжается минуты или часы. Она концентрируется на разрешении актуальных изолированных проблем и конфликтных ситуаций. Негативный момент заключается в том, что эффект от такой коррекции чаще всего непродолжителен.
Короткая коррекция длится несколько часов (дней) и используется с целью решения актуальных проблем. Она определенным образом «запускает» процесс изменений, который продолжается и после того, как сеанс завершен.
Длительная коррекция продолжается месяцами. Здесь в центре внимания находится личностное содержание проблем. В процессе такой коррекции происходит проработка большого количества деталей, при этом для эффекта характерно медленное развитие и достаточно стойкий характер.
Виды коррекционных программ
Общая модель коррекции представляет собой систему условий оптимального возрастного развития личности в целом. Для нее присуще расширение, углубление и уточнение представлений людей об окружающем мире, других людях, событиях в обществе, связях и отношениях между ними.
Общая модель предполагает применение разных видов деятельности с целью развития системного мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности. Для нее присущ щадящий охранительный характер осуществления сеансов, что учитывает состояние здоровья пациента (особенно у того, кто переживает посттравматический стресс, находится в неблагоприятных социальных и физических условиях жизни).
В основе типовой модели психокоррекции лежит организация практических действий на разных базисах. Она направлена на овладение соответствующими элементами действий и поэтапное создание разных действий.
Для индивидуальной модели коррекции присуще определение индивидуальной характеристики психического развития пациента, включая его интересы, обучаемость, типичные проблемы. Здесь происходит выявление ведущих видов деятельности или проблем, аспектов работы отдельных областей, формирование уровня развития разных действий.
В ходе индивидуальных сеансов составляются программы личного развития, которые опираются на более сформированные стороны и действия ведущей системы. Это необходимо для того, чтобы перенести полученные знания в новые виды деятельности и жизненные сферы конкретной личности.
Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
Осипова Общая психокоррекция. — М. : ТЦ «Сфера», 2000)
(знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизации психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие)
- Владение конкретными методами и методиками коррекции.
- Личностная готовность к коррекционной работе: психологическая проработанность собственных проблем в тех сферах, которые психолог предполагает корректировать (наличие потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблемы).
Принципы коррекционной работы
- Изменение окружения ребенка (место в классе, включение в режим урока минуток активного отдыха, регулирование взаимоотношений с одноклассниками)
- Создание положительной мотивации, ситуаций успеха
- Коррекция негативных форм поведения
- Регулирование ожиданий взрослых
- Изменение отношения взрослых к ребенку
- Преобладание методов поддержки и вознаграждения
- Двигательная коррекция
- Коррекция внимания и развитие умственных способностей
- Обучение социальным навыкам
- Обучение навыкам учения и самоорганизации
При осуществлении коррекционной работы реализуется две основных стратегии:
- Реализация коррекции как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной психотехнологии
- Оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность его психологического и личностного развития
Особенности проведения коррекционно-развивающих занятий
При проведении групповых занятий психолог сталкивается с трудностями, вытекающими из неоднозначности роли ведущего. С одной стороны, психолог проводит психологические занятия, а не уроки. С другой – входя в школьный класс, он занимает место учителя и вынужден соблюдать нормы и требования школы. Решить проблему дисциплины на занятиях, вытекающую из проблемы несовпадения ролевых позиций психолога и учителя, можно тремя основными путями:
- Проводить занятия в формате урока, используя внешние признаки урока, к которым дети привыкли и которые сами по себе сигнализируют им о необходимости соблюдения норм и правил.
- По возможности, «занимать руки» учащихся, предлагать им задания, для выполнения которых им придется рисовать, клеить, подчеркивать и т.д.
- Использование различных знаков, наклеек, поощряющих дисциплину и активную работу на занятии
- Несовпадение целей психологических занятий и целей остальных школьных уроков , приводящее к их непониманию со стороны педагогов, родителей, администрации.
Необходимо четко определять для себя и доносить до педагогов и родителей не только общую цель занятий, но и частные цели, сформулированные так, чтобы быть понятными людям, не имеющим психологического образования, и актуальные для них. Имеет смысл демонстрировать задачи занятий педагогам и родителям не только через рациональное разъяснение, но и через эмоциональное воздействие – вывешивать на стендах отдельные материалы занятий – рисунки, творческие работы, высказывания учащихся, краткую аннотацию занятий.
Уровень эмоциональной включенности детей в занятие Уровень открытости учащихся
Проблемы дисциплины при проведении групповых занятий
Решить проблему дисциплины на занятиях, вытекающую из проблемы несовпадения ролевых позиций психолога и учителя, можно тремя основными путями. Проводить занятие в формате урока, используя внешние признаки урока, к которым дети привыкли и которые сами по себе сигнализируют им о необходимости соблюдения норм и правил: вести тетради, записывать туда информацию, следовать общепринятым ритуалам начала урока. По возможности, «занимать руки» учащихся, предлагать им задания, для выполнения которых им придется рисовать, клеить, подчеркивать и т.
Схема анализа практического занятия
- Тема занятия и время проведения
- Состав участников занятия
- План занятия (проводимые упражнения)
Запланированное: Реально проведенное: _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
- Наиболее удачные упражнения и психотехники
- Неудавшиеся упражнения и психотехники
- Интересный случай на занятии
- Особенности поведения участников
- Ошибки, которые следует учесть
Заключение
Итак, современная психокоррекция предлагает большой арсенал средств исправления ошибок воспитания или дефектов формирования личностных структур. Сегодня в практической психологии нет четкого разграничения между психотерапией и психокоррекцией. Главное правило коррекции в психологии – грамотный подбор технологий и методик, используемых в отношении клиента. Психологические приемы коррекции должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям клиента.