Лекция 3. Составление теоретико-методологической части программы — Студопедия

Программа исследования— это ясное (по возможности) представление о сущности и структурных частях предстоящей работы над конкретной те­мой. Формирование программы — непростая задача, решение которой свя­зано с умением предвидеть и рассчитывать свои действия, планировать ход работы в условиях неопределенности. А закончив работу, исследователь мо­жет признаться, что вначале он даже «сквозь магический кристалл» научной парадигмы очертания темы и пути ее разработки «еще неясно различал». Но тем важнее составить (и обсудить с коллегами, которым доверяешь) пред­варительный план работы. Впрочем, нельзя не заметить, что первоначальные «поисковые» усилия часто идут без «руля и ветрил» со смутным ощущением, что в этом направлении стоит работать.

Программированию «подлежат» весь цикл работ — от определения темы (сначала кажущейся достаточно ясной) до выводов, рекомендаций и внедре­ния результатов исследования (какими они будут, это представляется внача­ле совершенно неясным). При обдумывании программы, разумеется, активно «работает» принятая научная парадигма. Разработка и фиксация программы требует, представляется такого порядка:

• Общее видение темы, объекта и предмета исследования, его актуаль­ ности для развития научного знания;

• Характеристика сущности проблемной ситуации в науке и практике. Важно в ситуации видеть свой конкретный предмет (иногда называе­ мого «агент») в широкой среде («реагентов») в их активном взаимо­ действии;

• Выдвижение проблемы, описание ее научной важности и практичес­ кого значения;

• Определение цели и задач («дерева целей») исследования, реализа­ ция которых позволит решить проблему и раскрыть сущность пред­ мета;

• Подбор «литературы вопроса» и ее освоение. Консультации у специа­ листов;

• Формирование предварительных концептуальных подходов;

• Работа с понятийным аппаратом в рамках своего концептуального подхода («теории среднего уровня»);

• Выдвижение гипотез;

• Определение источников эмпирической информации;

• Выбор методов исследования и решения проблемы. Определение ме­ тодики, техники, процедур;

• Получение эмпирической информации («полевой этап»), ее система­ тизация;

• Концептуальный анализ полученной информации (проверка гипотез).

Мысленный (если возможно, реальный) эксперимент. Верифика­ция — фальсификация;

• Формирование выводов, рекомендаций, областей и путей внедрения с учетом состояния изученного «агента» и «реагентов» в их взаимо­ действии;

• Характеристика вновь возникших проблем и дальнейших задач иссле­ дований в этой области;

• Создание итогового документа (текста отчета, статьи, диссертации, мо­ нографии);

• Обсуждение полученных результатов в научном сообществе и даль­ нейших шагов в исследовательской деятельности.

Конечно, данная характеристика программы — лишь определение прин­ципиальных «вех» на пути исследования. В ходе работы программа и поря­док ее реализации будут уточняться. При этом большую роль будет играть уточняющаяся научная парадигма исследователя.

Следующая методологическая проблема — группа вопросов о процессу­альной структуре исследования.

1)Социологическое исследование включает в себя 4 основные этапа: подготовка, проведение, обработка и анализ.

На стадии подготовка, разрабатывается программа социологического исследования и календарный план проведения работ. Программа социологического исследования (ее методическая часть) включает: определение проблемы исследования, выбор объекта и предмета исследования, формулировку, цель и задачи, интерпретацию понятий (основные понятия в анкете должны быть интерпретированы, слова должны пониматься), системный анализ объекта и постановку рабочей гипотезы (предположение о результатах исследования). В процедурной части программы предусматривается определение метода исследования и расчет выборочной совокупности.

На стадии проведение, проводиться инструктаж интервьюеров и анкетеров, сбор первичной информации и контроль за проведением исследования.

На стадии обработка проводиться отбраковка данных, составление аналитических таблиц и обсчет полученных данных.

На стадии анализ – анализируются составленные таблицы, и составляется отчет, предоставляемый заказчику.

2)Социологическое исследование начинается с определения проблемы, суть которой составляет реальное жизненное противоречие как частного, так и общего характера. Решение той или иной проблемы социальной или научной — всегда направлено на достижение тех или иных конкретных целей и задач.

Цель конкретного социологического исследования — это общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Цель социологического исследования определяет преимущественную ориентацию этого исследования — теоретическую или прикладную, от которой зависит вся логика проведения самого исследования. Теоретическое исследование направлено на получение новых теоретических знаний о структуре, функциях, закономерностях развития исследуемого объекта, а также на разработку новых методик исследования и на обоснование процедур.

Прикладное социологическое исследование направлено на решение конкретных практических задач (конкретной социальной проблемы), построение предположений о возможном развитии процесса, разработку конкретных программ совершенствования объекта. Программа социологического исследования должна четко ответить на вопрос о том, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование, т. какова цель исследования.

Важнейшей частью программы конкретного социологического исследования является определение задач исследования.

Задача конкретного социологического исследования — это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Задача исследования содержит основные и неосновные (дополнительные) требования к анализу проблем.

Логика социологического исследования обусловлена содержанием проблемы. Значит, в исследовании, ориентированном на решение теоретических научных проблем, основными будут теоретические задачи, а практические задачи выступают в нем как неосновные; в прикладном исследовании наоборот, практические задачи — основные, теоретические — неосновные. Основные задачи, таким образом, соответствуют целям исследования, неосновные ставятся для подготовки будущего исследования, решения методических вопросов, проверки рабочих гипотез, не связанных с проблемой.

Сформулировав проблему, определив цели и задачи исследования, социолог выбирает объект своего исследования.

Объект социологического исследования — это явление или процесс, на которые направлено социологическое исследование. В конкретных социологических исследованиях в качестве объектов может выступать область социальной действительности, деятельность людей и сами люди. При этом необходимо, чтобы объект содержал проблему, т. объект должен быть носителем противоречия.

Существуют ряд требований, которые предъявляются к объекту социологического исследования. Объект должен характеризоваться :

1) четкими обозначениями явления по таким параметрам, как профессиональная (или отраслевая) принадлежность; пространственная ограниченность (регион, город, деревня); функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая);

2) определенной временной ограниченностью;

3) возможностями его количественных измерений.

Выполнение этих требований оказывает неоценимую услугу социологу. Наличие отраслевых границ позволяет ему сосредоточиться на наиболее важных и определяющих чертах функционирования данной системы. пространственные границы конкретизируют объект с точки зрения его производственно-территориальной общности. Временные границы конкретизируют сроки проведения исследования, связанные с особенностями производства (например, нельзя проводить исследование в вузе летом). Количественные границы предполагают отбор численного состава эмпирических объектов с точным указанием их отраслей и территориальной принадлежности.

Кроме выбора объекта социологического исследования, большое значение для успешного осуществления имеет правильное определение предмета социологического исследования. Предметом социологического исследования является та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет социологического исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предложением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия.

Общие требования к программе социологического исследования.

Программа соц. исследования-стратегический инструмент, в котором выражены концепции исследования, изучаемой проблемы, вопросы, интересующие организаторов, с целью осуществления научного анализа.

Программа социологического исследования должна содержать 2 этапа:

Формулировка проблемы, определение цели и постановка задачи исследования.

Определение объекта и предмета исследования.

Интерпретация основных понятий.

Предварительный системный анализ объекта исследования.

Формулировка рабочих гипотез.

Принципиальный (стратегический) план исследования.

Определение обследуемой совокупности.

Набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.

Первое требование — необходимость программы. Беспрограммное исследование напоминает поиск методом проб и ошибок: расход энергии часто не оправдывает познавательный эффект. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не «покрываются» эмпирическими данными, при отсутствии гипотез неясно, как обрабатывать материал. Попытки сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованиям: материал был собран не полностью, выборка не удовлетворяла задачам работы, получены ответы не на те вопросы, которые планировались вначале.

Второе требование — эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных посылок и правил процедуры. Кроме того, программа является документом, единым для всего научного коллектива, коль скоро серьезные исследования невозможно провести в одиночку и требуется участие многих специалистов. При отсутствии ясно выраженной программы участники исследования теряют общий язык, тратят время на увязывание и уточнение вопросов, которые не возникли бы, будь у них общая программа.

Третье требование — логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не представляя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться формулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом (хотя бы на уровне общих гипотез). Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации.

Четвертое требование — гибкость программы. Кажется, что оно противоречит предыдущему. Но в действительности гибкость программы подчеркивает связанность всех ее звеньев в динамике развития процесса исследования, обязывает систематически обозревать все разделы программы по мере того, как обнаруживаются ошибки в каком-то отдельном звене.

044 с.

Исследование по любой теме начинается с разработки его программы и проводится в полном соответствии с положениями, зафиксированными в ней. В программе намечаются общие контуры исследования, разрабатываются основные этапы.

Если исследования проводятся без тщательно подготовленной исследовательской программы, то они не являются научными. Выводы, полученные в таких исследованиях, не достаточно достоверны, а потому их внедрение в практику приведет не к решению, а усугублению социальных проблем.

Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Исследовательской программой представляет собой специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного научного исследования.

Исследовательская программа состоит из двух основных частей:

Теоретико-методологического раздела, который включает:

— описание проблемной ситуации;

— указание цели и задач;

— определение объекта и предмета исследования;

— логический анализ основных понятий;

— формулировку гипотез.

Процедурно-методического раздела, который состоит из:

— определения объема выборки;

— описания используемых методов сбора информации;

— логической структуры используемого инструментария;

— методики обработки информации;

— рабочего плана исследования.

Если нет времени и возможности разработать полностью программу, то разрабатывают ее макет, упрощенный вариант, в котором обязательно содержатся все необходимые компоненты, но без подробной детализации.

Перед началом исследования необходимо определить проблему, которая подлежит изучению. Проблема — это противоречие между знаниями о потребностях людей и незнанием путей, средств их осуществления. Решить проблему исследования — это значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, процесс, выявить факторы, с помощью которых потом можно будет воздействовать на развитие явления или процесса в желаемом направлении.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания. Проблема возникает, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования, то есть провести границу между знанием и незнанием о предмете исследования.

Для того чтобы перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы необходимо осуществить следующуютеоретическую работу.

Во-первых, необходимо установить реальное существование данной проблемы, то есть определить: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю; в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю.

Во-вторых, определить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и будут выступать в качестве информационной базы для рассмотрения неизвестных элементов (например, известные данные статистики).

В-третьих, выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, для того чтобы правильно определить основное направление исследовательского поиска.

В-четвертых, попытаться найти готовый способ решения проблемы, например, обратиться к специальной литературе, посвященной изучаемому предмету, провести беседы с экспертами — научными работниками и практиками.

Ядов выделяет проблемы гносеологического (познавательного) и предметного характера. Проблемы познавательного характера — это проблемы, вызываемые недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения управленческой функции социальных процессов, т. это проблемы, порожденные недостатком знания. Проблемами предметного характера являются социальная дезорганизация, противоречия или конфликты, вызванные столкновением интересов той или иной социальной группы населения, социальных институтов.

Исследования в социальной работе являются комплексными, поэтому и предметная, и гносеологическая стороны социальной проблемы в исследовании должны быть отражены.

При выявлении проблемной ситуации необходимо помнить о том, что: проблема должна быть реальной, а не выдуманной исследователем вследствие его неинформированности о реальной обстановке; поднятая проблема должна соответствовать реальным возможностям исследователя.

Решение социальной проблемы всегда связано с целью. Цель исследования— это представление о конечном ожидаемом результате, достигаемое посредством проведения исследования.

Цель исследования определяет преимущественную ориентацию исследователя в двух основных направлениях: теоретическом и прикладном. Теоретическое, исследование направлено на получение новых теоретических знаний о структуре, функциях, формах и закономерностях развития объекта. Прикладное исследование направлено на решение конкретных практических задач совершенствования изучаемого объекта. В результате его появляются предположения о возможном дальнейшем развитии социального объекта и разрабатываются конкретные практические программы и рекомендации для совершенствования.

Сама цель порождает необходимость поставить задачи, которые направлены на анализ и решение проблемы. Цель, поставленная в исследовании, достигается благодаря решению четко сформулированных задач.

Задачи исследования —это система конкретных требований, направленных на анализ и решение проблемы. Задачи исследования формулируются в системном виде по правилам логики. Количество задач зависит от проблемы, степени ее изученности, цели исследования, возможностей исследователя проникнуть вглубь проблемы.

Следующий элемент программы исследования — ее объект. Как отмечает В. Ядов, объектом социологического исследования может быть «все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект социологическо­го исследования — это то, на что направлен процесс познания».

Объект не создается в уме исследователя, а представляет собой то, что существует в реальности. Например, в социальной работе объектами исследования могут быть:

— социальный институт (например, семья);

— социальная система (например, социальная защита);

— социальный процесс (например, реабилитация);

— социальное явление (например, безработица);

— различные виды деятельности (например, профилактика);

— состояния, характеристики социальной группы или отдельного индивида (например, синдром эмоционального сгорания социального работника);

— зависимости и отношения (например, человек и государство на рынке социальных услуг).

Предмет исследования — это существенная для данного исследования сторона объекта. По мнению В. Ядова, «предмет — это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению». Предмет определяется самим исследователем.

Объект может иметь несколько предметов исследования, так как в рамках одного объекта может возникнуть несколько проблем.

Выделение объекта и предмета исследования — очень важная процедура в ходе разработки программы, т. от них зависит выбор метода сбора и анализа данных.

Исследователь должен провести логический анализ основных понятий. Эта процедура позволяет разработать инструментарий для сбора информации и включает в себя интерпретацию и операционализацию.

Интерпретация понятий — это раскрытие содержания основных понятий через понятия меньшей общности. Все проблемные ситуации в исследовании имеют свой понятийный аппарат. При работе над исследованием часто встречаются специфические неоднозначно толкуемые слова и категории, поэтому возникает проблема их однозначного понимания. В данном случае исследователь использует общепринятые научные определения понятий, находящиеся в справочниках, словарях, энциклопедиях, учебниках или специальной литературе, либо выводит их с помощью логического размышления или опираясь на свой жизненный опыт.

Операционализация— это дальней­шее уточнение понятий и выделение показателей, с помощью которых можно охарактеризовать или измерить изучаемые понятия.

Измерение – это количественный способ изучения социальных явлений, процессов, отношений. Для измерения используют индикаторы – числовые выражения изучаемых явлений и процессов. Индикаторы позволяют правильно разработать инструментарий, то есть сформулировать вопросы и определить структуру ответов.

Индикаторы измерения, расположенные в определенной последовательности, образуют шкалу. В основном в исследованиях применяют три вида шкал: номинальную, ранговую и интервальную. Номинальная шкала представлена объективными индикаторами, такими как пол (мужской, женский); образование, профессия и т.

Ранговая шкала состоит из субъективных индикаторов, выражающих отношение человека к какому-либо явлению, событию (например, положительное отношение, отрицательное, безразличное).

Интервальная шкала используется для измерения тех признаков, которые можно выразить числом (например, возраст, стаж работы).

– измерять именно то свойство или качество, которое необходимо, то есть быть валидной;

– наиболее полно учитывать все возможные варианты ответа на вопрос;

– содержать оптимальное число позиций, то есть быть чувствительной.

Таким образом, логический анализ понятий, определение индикаторов и построение на их основе шкал позволяют точнее разработать инструментарий для проведения исследования.

Теоретико-методологический раздел программы завершается описанием гипотезы.

Гипотеза— это научно обоснованное предположение о структуре исследуемого объекта, о механизмах его функционирования и развития.

По содержанию предположений относительно изучаемого соци­ального объекта различают описательные, объяснительные и прогнозные гипотезы. Описательные гипотезы — это предположения о структурных и функ­циональных связях изучаемого объекта. Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причин­но-следственных связях в изучаемом объекте. Прогнозные — помогают раскрыть объективные тенденции в функционировании и развитии изучае­мых объектов.

По отношению к главным задачам исследованияги­потезы подразделяются на основные и неосновные. Основныегипотезы указывают на наличие наибо­лее существенных связей объектов, благодаря им ре­шаются основные проблемы исследования. Неосновные гипотезы— указывают на побочные, но также достаточно важные для решения основных проблем исследования связи объекта.

По степени разработанности и обоснованности гипотезы бывают первичные и вторичные. Первичные гипотезы— выдвигаются на начальных этапах исследования. Часто первичные гипотезы называют «рабочими», так как они являются как бы строительными лесами для выведения обоснованных гипотез. Вторичные гипотезы— выдвигаются взамен первичных гипотез, если те опро­вергаются эмпирическими данными.

Рассмотрим основные требования, предъявляемые к гипотезам:

— они должны быть доступны проверке в ходе проведения исследования;

— гипотезы должны отвечать целям исследования;

— гипотезы должны быть проверяемы;

— они должны быть простыми, четко, кратко и ясно сформулированными;

— они не должны противоречить известным уже фактам, а должны их объяснять.

Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования

Определение цели и постановка задач исследования

Уточнение и интерпретация основных понятий

Основные категории и понятия: проблемная ситуация; проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования; интерпретация понятий; гипотеза исследования.

В методологическом разделе программы формируется теоретическое основание исследования, его логика. Первоначально определяется проблемная ситуация, которая в социологии называется социальным фактом. Проблемная ситуация должна быть актуальной, то есть имеющей социальное значение в контексте дня сегодняшнего.

Проблемная ситуация – это состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития. В качестве проблемной ситуации могут выступать: конфликтные ситуации, отличающиеся острым разногласием участников; трудности в реализации намеченных целей, в преодолении недостатков, в создании более оптимальных, эффективных форм и методов работы. Проблемная ситуация – исходный пункт исследования.

Проблема – это форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой – указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.

Социальная проблема – это противоречивая ситуация, поставленная самой действительностью и требующая анализа и выработки управленческого решения. Социальные проблемы существенно разнятся по своей масштабности. Одни не выходят за рамки определенного коллектива, организации, другие затрагивают интересы целых регионов, этнических общностей, больших социальных групп и общественных институтов. На высшем уровне социальная проблема затрагивает интересы и потребности всего общества в целом, становится социетальной и даже глобальной.

Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит: 1) от соотносительной сложности социальных объектов, содержащих противоречия и объективно нуждающихся в целенаправленном регулировании; 2) от уровня зрелости общественной потребности в разрешении данных противоречий; 3) от состояния научного и практического знания в соответствующей области. Обычно исследователь начинает с некоторой общей постановки вопроса (нащупывание проблемы), а затем уточняет его в серии более разветвленных формулировок, т. конкретизирует проблему.

В ходе одного исследования может быть изучена только одна проблем.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания.

Объект – это носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания.

Выделение объекта осуществляется на основе анализа проблемы. В качестве объекта вычленяют сферу социальной действительности, содержащую социальное противоречие проблемной ситуации. Иными словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Поскольку определенная социальная проблема может проявляться на различных уровнях структуры общества, то при ее изучении возможно обращение к различным общностям, группам.

На стадии разработки программы необходимо не только указать объект исследования, но и достаточно полно описать его в системе факторов, влияющих на функционирование, вызывающих проблемную ситуацию. Достаточно эффективно выборочное исследование класса элементов объекта изучения. Уточнение объекта в программе осуществляется через определение генеральной и выборочной совокупности; тем самым задается масштаб самого исследования, границы той области социальной жизни, по отношению к которой применимы его результаты.

Помимо объекта, выделяется также предмет исследования, или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект – то, что содержит социальную проблему, постольку предмет – это те его свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организаций, образуют как бы полюса социального противоречия и конфликта.

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса – источник выдвижения рабочих гипотез. Правильный выбор предмета исследования способствует выдвижению адекватных гипотез, успешному решению проблемы исследования.

Определение предмета исследования зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, наличных исследовательских средств, которыми располагает специалист. Формируется предмет исследования на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпадает с ним. Один и тот же объект может изучаться при решении различных проблем и предполагать множество предметов исследования. Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект в данном исследовании. Правильный выбор предмета обеспечивается строгой формулировкой проблемы, системным анализом объекта. В тех случаях, когда проблема исследования не выявлена достаточно ясно, для установления предмета необходимо поисковое исследование.

Итак, формулировка проблемы и отсюда – выделение объекта и предмета исследования – это первый шаг в разработке программы.

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.

Цель – это модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. Четкая формулировка цели – одно из важнейших методологических требований к программе исследования. В прикладном исследовании цель согласуется с заказчиком.

Для достижения поставленной цели формулируются задачи исследования. Задачи раскрывают содержание предмета исследования, согласуются с гипотезами.

Принято выделять основные (общие) задачи, ориентированные на решение центральной проблемы исследования, и дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы, способов ее решения. Основные развертываются с помощью комплекса не основных задач, заданий и требований к этапам и процедурам исследования.

Задачи – это конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели, носят инструментальный характер, указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью процедур исследования.

Специфика задач прикладного исследования состоит в формулировании задач прикладного действия.

Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев. Программные цели и задачи исследования дисциплинируют работу и повышают ее эффективность.

Уточнение и интерпретация основных понятий (логический анализ / операционализация основных понятий). Обоснованность научных и практических предположений (гипотез) проверяется путем сопоставления общих посылок с менее общими, а в конечном счете – на основе непосредственного соотнесения с описанием элементарных фактов. Чтобы проделать этот сложный путь, необходимо нащупать точки соприкосновения понятийного аппарата исследования с реальными событиями, содержание которых они отражают.

Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков – операциональным определением.

Интерпретация понятий – это процедура истолкования, уточнения смысла понятий, составляющих концептуальную схему исследования.

Эмпирическая интерпретация достигается путем полной редукции (сведения) значений понятий теории к их эмпирическим признакам. Но содержание научного и вообще достаточно абстрактного термина никогда не переводится в конечное число проявлений его сущности, сохраняется какой-то невыразимый в эмпирических показателях «остаток».

Поэтому эмпирическая интерпретация понятия по необходимости частична. Операциональное определение раскрывает лишь некоторое содержание термина и предполагает частичное пояснение его значения. Тем более невозможна полная эмпирическая интерпретация теории.

Эмпирическая интерпретация как бы передается по цепочке логических связей понятий в направлении, обратном тому, по которому осуществлялось развертывание теории.

При разработке программы исследования специалист должен в первую очередь выделить ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы. Именно они и подвергаются эмпирической интерпретации, что позволяет не только сформулировать, но и проверить гипотезы на базе фактических данных.

Интерпретация понятий в определенных терминах означает поиск эмпирических признаков, поясняющих их значение в некотором существенном для поставленной задачи отношении. А существенное отношение, в свою очередь, будет определяться проблемой и предметом исследования.

Существует четыре вида интерпретации: теоретическая, эмпирическая, операциональная и семантическая. Последняя фактически не используется, так как семантическая интерпретация предполагает изучение разговорного, жаргонного языка объекта, с помощью которого впоследствии формулируются вопросы. Такого рода интерпретация, как правило, не имеет смысла, так как все категории населения владеют общими лексическими стандартами в вербальных коммуникациях. Кроме того, семантическая интерпретация требует необоснованных затрат по использованию финансовых и человеческих ресурсов.

Три других вида интерпретации фактически соответствуют трем стадиям логического анализа основных понятий. На первом этапе выделяются основные теоретические понятия, с помощью которых в дальнейшем возможно изучение поставленной исследовательской проблемы. Это теоретическая интерпретация.

Следующая стадия – эмпирическая интерпретация, в ходе которой осуществляется дробление основных теоретических понятий. Такого рода действия обусловлены тем, что все общие теоретические понятия предельно абстрактны и требуют некоего уточнения, причем само уточнение может происходить также в несколько этапов. Например, понятие социальная структура может быть интерпретировано через его элементы: статусы и роли. Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что социальные структуры древнего и современного обществ различаются очень сильно.

Завершающей стадией логического анализа основных понятий является операциональная интерпретация, в ходе которой происходит дальнейшее дробление понятий до стадии получения операциональных понятий, то есть однозначно трактуемых терминов, соответствующих разговорной речи. С помощью этих понятий (или индикаторов) строятся шкалы в анкетах и опросных листах, позволяющие производить социальные измерения.

Операциональные понятия также используются и для формулировки гипотез, так как заказчик не обязан владеть специальным категориальным аппаратом, но при этом должен понимать смысл гипотетических суждений исследователя.

Последним звеном в логической цепочке методологической части является построение гипотез, то есть обоснованных предположений.

Гипотеза – это научное предположение о структуре объектов, характере и сущности связей между ними, факторах, обуславливающих эти связи. Гипотезы указывают на способ согласования факторов, составляющих проблемную ситуацию, выражают способ решения проблемы исследования и достижения его целей. Характер основных гипотез предполагает логику исследования; все его последующие процедуры направлены на обоснование, доказательство или опровержение гипотез.

Гипотеза – это главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике. В методологическом отношении гипотезы служат связующим звеном между теоретической концепцией и эмпирической базой исследования; они предназначены для проверки тех зависимостей, которые включены в теоретическую схему и на изучение которых направлены задачи исследования. В этом плане гипотеза есть своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Гипотезы помогают формулировать проблемы, цели, основные задачи, определить объект и предмет исследования, организовать процесс научного поиска, выбор методов исследования. Проверка гипотез осуществляется на основе выведения из них следствий с последующей эмпирической проверкой с помощью процедур операционализации, измерения, регистрации и анализа.

Гипотезы различаются по степени общности предположений (гипотезы-основания и гипотезы-следствия); по отношению к центральным задачам исследования (основные и неосновные гипотезы); по степени разработанности и обоснованности (первичные и вторичные гипотезы); по содержанию предположений о предметной области проблемы (описательные, объяснительные, прогностические гипотезы). При этом следует иметь в виду, что гипотезы могут носить и смешанный характер.

В границах современного знания существуют стандартные требования, которые должна удовлетворять удачная гипотеза, подлежащая прямой эмпирической проверке:

· гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема

· гипотеза не должна противоречить ранее установленным наукой фактам

· гипотеза должна быть простой для понимания

· гипотеза должна быть приложима к более широкому кругу явлений, нежели та область, которая непосредственно наблюдается в исследовании

· гипотеза должна быть принципиально проверяемой

· в самой формулировке гипотезы следует указывать способ ее проверки в данном исследовании.

Фактически это те требования, которые определяют статус и уровень состоятельности гипотезы. При этом следует подчеркнуть, что перечисленные формальные требования делают гипотезу «хорошей» лишь при условии, что содержание ее не тривиально и не сводится к суждениям здравого смысла.

Тема 5. Принципиальный (стратегический) план исследования

Методический (процедурный) раздел программы исследования

Варианты стратегии исследовательского поиска

Формулятивный (разведывательный) план исследования

Описательный план исследования

Аналитико-экспериментальный план исследования

План повторно-сравнительного исследования

Основные категории и понятия: формулятивный план исследования, описательный план исследования, аналитико-экспериментальный план исследования, план повторно-сравнительно исследования.

Методический (процедурный) раздел программы социологического и маркетингового исследования предполагает определение принципиального (стратегического) плана исследования, обоснование системы выбора единиц наблюдения, определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Принципиальный (стратегический) план исследования. Основная предпосылка для выбора принципиального плана – состояние наших знаний к моменту сбора эмпирических данных и отсюда – возможность для разработки гипотез. Можно выделить четыре основных варианта стратегии исследовательского поиска.

Формулятивный (разведывательный) план применяется в случае, если об объекте исследования имеется самое смутное представление и специалист не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Цель плана – выявление проблем и формулировка гипотез.

В новой области исследования, где ощущается дефицит соответствующей литературы, исследование начинается с разведки. Это позволяет определить дальнейшие пути поиска с точки зрения выявления и формулирования проблем, разработки гипотез.

Формулятивный план предполагает три основные стадии работы:

а) Изучение имеющейся литературы. Работа на данной стадии начинается с составления возможно полной библиографии и завершается проработкой литературных источников.

б) Беседы с компетентными лицами, а именно со специалистами, работающими над аналогичными проблемами, и практиками, занятыми в изучаемой области. Беседы со специалистами преследуют несколько целей: надо убедиться, что составленная библиография охватывает проблему; необходимо получить дополнительную информацию.

в) Завершающая стадия – разведывательное наблюдение. Оно не формализовано, как в случае описательного плана исследования. В этом случае исследователь имеет лишь перечень вопросов для изучения, в котором отсутствует детальное (формализованное) членение их по пунктам.

Работа по разведывательному плану завершается четкой формулировкой проблем, определением цели, задач их изучения, основных гипотез. Она предваряет переход к описательной и аналитическим стадиям исследования.

Формулятивный план нужно отличать от пробы или пилотажа методик для сбора данных. Цель формулятивного плана – выявление проблем и выдвижение гипотез; проба же проводится для проверки конкретных методов, процедур, приемов организации всего исследования. Она осуществляется при любом стратегическом плане.

Описательный (дескриптивный) вариант исследования возможен, когда знания объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. Цель плана – строгое систематическое описание качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и явлений. Главное отличие описательного плана от формулятивного в том, что все элементы, подлежащие описанию, должны быть заранее определены в классификационных и структурных гипотезах. Следовательно, необходима строгость в эмпирической интерпретации понятий и регистрации данных. Сбор информации по описательному плану проводится на основе либо монографического, либо выборочного исследования.

Типичные примеры исследований описательного плана – опросы общественного мнения, в которых фиксируются оценки и суждения населения по проблемам экономической, социальной, политической и культурной жизни.

Дескриптивное исследование заканчивается классификацией данных в рамках поставленных задач (вопросов), детальным описанием структуры предмета с минимально необходимой интерпретацией установленных фактов с особенностями обследуемых общностей в их социально-профессиональном, социально-демографическом, территориально-поселенческом, этнокультурном и других аспектах. В дескриптивный план вводят элементы аналитического, т. изучают взаимосвязи между социальными показателями, будь то оценка общественного мнения или другие «переменные».

Аналитико-экспериментальный план – наиболее сильный вариант исследовательского поиска. Его применяют лишь при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. Цель плана – исследование функциональных взаимосвязей и каузальных отношений. Фактически установление функциональных и каузальных связей в социальных объектах и процессах, а при реализации практического социального эксперимента – поиск управленческих решений.

Особую разновидность аналитико-экспериментального плана образуют исследования, цель которых – поиск управленческих решений. В том и другом случае специалист пользуется логикой экспериментального анализа, но при организации практического эксперимента возникают специфические задачи, отличные от тех, которые приходится решать при работе по аналитико-экспериментальному плану в научных целях.

Перечисленные варианты общего плана относятся к разовым обследованиям, в которых сбор данных осуществляется в максимально короткие сроки во избежание искажающих временных воздействий.

Социальный эксперимент осуществляется либо путем целенаправленного воздействия на реальные объекты (натурный эксперимент), либо с помощью особого анализа информации об объектах, которые в этом случае ставятся в экспериментальные условия лишь мысленно. Мысленный эксперимент иногда можно провести на материалах, полученных по описательному плану, если имеется достаточно полная информация, удовлетворяющая требованиям объяснительных гипотез. В этом случае мы имеем дело с экспериментально-аналитическим или «псевдо-экспериментальным» вариантом плана исследования.

Практически описательный план всегда содержит какие-то элементы аналитического – явно или интуитивно мы стремимся разрабатывать классификационные и структурные гипотезы, опираясь на пусть даже смутные представления о некоторых функциональных и причинных связях изучаемых явлений.

Натурный эксперимент требует специальной системы организации исследования и особенно тщательного контроля условий, в которых оно проводится. Это и особый способ сбора первичных данных, и способ их анализа.

План повторно-сравнительного исследования в отличие от трех предыдущих применяется для выявления тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале. Сравнительные исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально-культурном и других разрезах.

Следует учитывать, что нередко в одном исследовании мы проходим все или несколько стадий: начиная с формулятивного плана, переходим к выдвижению описательных гипотез и осуществляем описательный план, а затем приступаем к уяснению функциональных и причинных связей путем реализации экспериментального или псевдоэкспериментального плана исследования.

Роль научной программы исследования

Программа научного исследования выполняет такие функции, как:

  • Методологическая. Она заключается в констатировании цели и задач проекта,постановке проблемы, выдвижении гипотезы и определения оптимальных методов исследования, сравнение текущей работы подобными (более ранними трудами).
  • Методическая. Она предполагает разработку логического плана: где и что описать, как показать или доказать, какие материалы использовать, какие методы и приемы позволятраскрыть тему и пр.
  • Организационная. Обеспечивает грамотный процесс исследования: поручение конкретных действий определенным людям (участникам исследования), разделение обязанностей между членами коллектива, контроль за

Реализация этой функции напрямую видна: преподаватель выдает задание студенту и контролирует ход его выполнения.

Программа научного исследования должна иметь четкое, подробное и логически завершенное описание проекта: от начальной стадии (постановки проблемы, цели и задач) до финала (доказательств эффективности предложенных мер).

Из чего складывается программа научного исследования?

Так как программа научного исследования представляет собой подробный план действий и находит свое отражение в вводной части любой научной работы, то она должна содержать следующие элементы:

Проблема. Автору необходимо не только грамотно определить симптомы и определить проблему, но и установить причины ее возникновения.

Проблема – это тот пробел, противоречие, которое мешает установлению оптимального состояния, улучшения ситуации.

Цель. Под целью понимают конечный (желаемый) результат, к которому должен прийти исследователь. Фактически это то, ради чего организуется и реализуется исследование.

В зависимости от вида работы (теоретическая, практическая или смешанная и пр. ) цель может разниться. В одном случае она будет направлена на изучение теоретических аспектов, а в другом – изучение теории и выработка конкретных навыков (анализ, определение фактов и др.

Следует отметить, что цель исследования должна быть согласована и полностью совпадать с темой исследования.

Задачи. Постановка задач призвана конкретизировать, каким образом будет достигнута цель проекта.

Обратите внимание, цель всегда одна, а задач может быть множество. Задача – это конкретное действие, которое должно упростить изучение темы, сделать его на поэтапной основе.

Лучше всего начинать формулировку «задач» с глагола: определить, изучить, проанализировать, исследовать и пр.

Объект исследования. Объект – это нечто абстрактное, обширное, общее, напрямую затрагивающее проблему исследования. Объект научной работы является носителем проблемы.

Фактически это тот (та), на ком (на чьем примере) анализируется конкретная ситуация, проблема, проводится эксперимент.

Объектом исследования может быть предприятие, отрасль, область науки, ведомство или страна в целом.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Лекция 3. Составление теоретико-методологической части программы — Студопедия

Предмет научной работы. Это отдельная часть объекта, которая ограничивает область рассмотрения темы.

Предмет исследования, как и цель, тесным образом связан непосредственно с темой, и напрямую согласовывается с объектом.

Чаще всего под предметом понимают теоретические аспекты, в рамках выбранной темы, а под объектом – конкретного носителя проблемы.

Гипотеза. Разработка программы научного и следования предполагает обязательное выдвижение предположения автора, которое на протяжении всей работы будет обосновываться и доказываться.

В конце исследования автор должен будет отметить достоверность своей гипотезы или опровергнуть ее, предоставив при этом неопровержимые доказательства.

Формулировка гипотезы должна быть только утвердительной и конкретной, то есть это что, что выдвигает автор (новая теория, концепция, правило, метод и пр. ), что приведет к изменениям в лучшую (или худшую) сторону.

Методы исследования. В этой части предстоит выделить способы сбора и обработки информации, а также приемы, которые позволят решить поставленные задачи и приблизиться к цели.

Самыми распространенными методами исследования являются сравнение, анализ, наблюдение, эксперимент и пр.

От степени разработанности научной программы исследования зависит успех всего проекта. Фактически данный постулат позволяет составить «скелет» исследования, разработать четкий и слаженный алгоритм действий, который приведет к определенному результату.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *