Изучение положения молодежи, создание необходимых условий для укрепления правовых и материальных гарантий осуществления прав и свобод молодых граждан, деятельности молодежных организаций с целью полноценного социального становления и развития молодежи, помощь молодым людям в реализации и самореализации их творческих возможностей и инициатив.
The study of the situation of young people, the creation of the necessary conditions for strengthening the legal and material guarantees of the rights and freedoms of young people, the activities of youth organizations for the full social development and development of young people, helping young people in the implementation and self-realization of their creative opportunities and initiatives.
Что такое молодежная политика? Точки зрения разделились. Одни полагают, что это профессия, иные, что стиль жизни. В советское время все было понятно. Октябренок-пионер-комсомолец. А какое чувство гордости ощущали наши родители, когда в первом классе получали октябрятскую звёздочку? И каким невероятным патриотизмом заполнялось сердце, когда старшеклассники повязывали им красные галстуки.
Затем все пошло по наклонной. В государстве — новая философия. Однако до настоящего времени осталось желание быть сопричастным чему-то весьма существенному и это живет во многих молодых людях и, скорее всего, остается на целую жизнь. Возможность осуществить это желание и дает молодежная политика.
Задача молодежной политики — инициировать как можно больше ребят, выделив их из серой безразличной массы, дав новые возможности. На сегодняшний день молодежная политика — это трамплин для активных и инициативных людей.
Молодежь в политике играет существенную значимость и напрямую каждый может дать отличные идеи по поводу разных областей реализации.
Любой молодой человек желает быть человеком, что принимает участие в формировании государства и основными направлениями, к примеру, в социальной либо культурной области деятельности.
В моем представлении молодёжная политика — то, что дает возможность совершенствоваться человеку всесторонне. Это творчество, наука, физкультура и политика в целом. Это реализация наиболее безумных идей. Молодёжная политика — время, когда мы создаем собственное будущее, постигаем горизонты, достигаем новых высот, развиваем государство. Здесь созданы условия для общественно-финансового и культурного формирования. Это наша сфера, в которой есть место любому, где мнение каждого важно. Мы — молодое поколение, и нам не безразлично, что происходит вокруг. Мы объединяемся в команды и вместе мы — сила. Сила, что может рушить непостижимое и достигать результатов. Только от молодого поколения зависит то, как будет дальше.
Считаю одной из главных проблем молодежной политики — посредственную работу разных молодежных учреждений. Большая часть руководителей не заинтересованы в качественном результате работы.
Решение данной проблемы: молодежные организации обязаны, прежде всего, сформировать и политическую, и социальную, и финансовую, и духовную базы для реализации устремлений молодого поколения. Нынешнее поколение молодых людей не лучше и не хуже предыдущих, оно — другое. Собственно, создание и поддержание молодежных учреждений и движений даст возможность раскрыть ценностные ориентации молодого поколения, использовать жизнеспособность, предприимчивость, нестандартные подходы к решению, как их проблем, так и построению будущего всего общества.
Вторая проблема — пассивность самой молодежи и материальная заинтересованность в жизни. Молодое поколение старается провести собственное свободное время в клубах и барах и никак не выражают заинтересованность к жизни и обществу. Между тем, в основной массе случаев молодые люди имеют больше свободного времени и обладают большей энергией и амбициями. Вдобавок проблема в том, что многочисленные молодежные организации мало финансируются на местном уровне. Большая часть молодых людей предпочитают либо отдохнуть в свободное время, или подзаработать. Принимая же участие в общественных мероприятиях, молодые люди чаще всего даже не получают благодарственные письма и грамоты. Ребята, принимающие участие в акциях, из средне-специальных учебных учреждений и средних учебных заведений, расположенных в неблагополучных районах, не пользуются авторитетом среди ровесников. Наоборот, они являются объектом издевок и издевательств.
Решение — волонтерство. Самый ярый и эффективный способ борьбы с пассивностью (необходимо повысить уровень волонтерства, к примеру, как главный фактор приема на работу, как в США).
Сейчас очень много молодежных НПО, которые работают видимо по чуть-чуть, потому что ощутимого эффекта не видно. Нужно систематизировать все молодежные НПО, создать один главный центр откуда будет координироваться и мониториться работа каждой организации.
– Социальные ролики (упор нужно сделать так же на гражданские СМИ, так как они очень популярны среди молодежи.
– Не бояться спамить (информацией о молодежных акциях с лозунгом «не оставайся в стороне», чтобы информировать молодежь).
– Заинтересовать (будущими перспективами и пользой от социальной работы).
– Вознаграждать (грамотами или денежно, как например гранты или стипендии, ведь так заинтересовывает нашу молодежь наше государство).
– Спорт и культура (страна не знает своих героев, поднять популярность музыкантов и спортсменов, а они в свою очередь должны проводить мастер классы для молодежи, мотивировать и подавать пример).
Всё же главный фактор, нужно чтоб у всей молодежи был доступ к качественному образованию, не только у богатой. Тогда поднимается культура поведения, жизненные цели, а в этом случае пассивность у молодежи отпадет сама собой.
Еще одна проблема в том, что многие инициативные молодые люди, видя безразличие в глазах руководителей молодежных организаций, неэффективные или неактуальные акции, многообещающие речи, не дающие никакого результата, полностью теряют интерес к государственной молодежной политике, к общественной деятельности. Многие из них попадают в радикальные политические движения и направляют свою энергию против действующего государственного управленческого аппарата.
Расскажу еще об одной проблеме, которая заключается в том, что после окончания вуза или иного учебного учреждения идет нехватка рабочих мест по специальности молодых специалистов, и эту проблему стоит решать на общегосударственном уровне.
Решение этой проблемы: после окончания ВУЗа государство должно предложить молодому специалисту несколько, или хотя бы одно рабочее место по специальности на год или несколько лет, и не обязательно вблизи его местожительства, чтобы он набирался необходимых навыков по профессии и получал рабочий стаж, без которого он может не найти места работы (такая система распределения существовала в Советском Союзе и была очень эффективна).
Следующая проблема заключается в здравоохранении молодежи.
Решение этой проблемы: необходимо хотя бы один раз в году проводить полное добровольное медицинское обследование граждан возрастом до 30 лет, а школьников и студентов обследовать на принудительной основе. Это должно помочь выявлению различных заболеваний на ранних этапах и своевременному лечению их. Для тех граждан, кто хорошо учится и работает, государство могло бы выделять путевки на оздоровительные курорты или санатории (например, тем у кого проблемы с опорно-двигательной системы выделять путёвки в ортопедические санатории).
Очередная проблема заключается в неэффективной социализации молодежи находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Решение этой проблемы: государство должно выделять денежные средства, и как-то помочь той молодежи, которая находиться на обучении в вузах, и предоставление для них бюджетных мест, и разных льгот.
Одной из важнейших проблем заключается в обеспечении жильем молодых семей.
Решение проблемы: государство должно предоставлять молодым семьям хотя бы временное жилье, так как в нашей России купить жилье очень проблематично, и очень дорого.
Рассмотрим те проблемы и пути их решения, которые предлагают разные авторы.
– отсутствие полноценного федерального закона по осуществлении государственной молодежной политики;
– низкий уровень целеполагания и постановки стратегических задач в молодежной области;
– недостаточное формирование инфраструктуры государственной молодежной политики;
– отсутствие качественных и численных критериев оценки эффективности работы органов местного управления по работе с молодыми людьми и вовлечения ее в социально-активную деятельность.
– недостаточная исследованность нормативно-правовой базы;
– отсутствие законодательного закрепления определения «молодежь» равно как единой социальной группы по показателям критерия «возраст», без учета региональной, профессиональной, социальной, этической и другой дифференциации;
– в имеющихся официальных «концептуальных разработках» о ГМП весьма мало нового, много абстрактного, отвлеченного от молодежной практики.
– отсутствие государственных и муниципальных нормативов и стандартов социальной поддержки молодого поколения;
– недостаточность информации о федеральных и областных проектах и программах общественной работы с молодыми людьми;
– преобладание в практической области реализации государственной молодежной политики «мероприятийного» подхода;
– отсутствие общего информационного банка сведений о функционирующих в области государственной молодежной политики государственных организаций управления, их учреждениях, профильных направлениях деятельности, социальных, педагогических и других технологиях работы с молодыми людьми.
– отсутствие эффективного механизма привлечения молодого поколения к формированию и реализации ГМП;
– недостаточность полномочий органов по делам молодого поколения в системе исполнительной власти;
– отсутствие на федеральном уровне и в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации концепции диагностики и единого общественного мониторинга состояния молодежной области.
– отсутствие координации деятельности с иными сферами государственной политики, приводящей к определенной искусственной замкнутости молодежной проблематики относительно иных направлений деятельности страны (социальная стратегия, кадровая политика, вопросы обеспечения и соотношения социализации и воспитания и др
– недостаточный уровень кадрового и экономического обеспечения государственной молодежной политики;
– узковедомственный и отраслевой подход в работе с молодыми людьми.
– отсутствие соответствующей потребностям инфраструктуры учреждений по работе с молодыми людьми, адекватно отвечающих потребностям, заинтересованностям и проблемам молодежной области;
– недостаточное субсидирование мероприятий ГМП;
– недостаточное материально-техническое обеспечение работы органов по делам молодежи.
Далее я попытаюсь выделить общие положения из данных проблем и предложить меры по их решению.
На данный период регулирование и развитие молодежной политики в Российской Федерации заключено в «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на этап вплоть до 2025 года». Эта политика призвана дать ответ на стоящие перед Российской Федерацией вызовы и возможности в формировании молодого поколения, определить цели, приоритеты и инструменты государственного регулирования области молодежной политики.
Итак, данная политика не может быть полноценным законодательным актом, таким образом, я считаю, что необходимо создать нормативно-правовую обоснованность реализации молодежной политики в Российской Федерации. Кроме того, необходимо создать и утвердить соответствующий федеральный закон (к примеру, закон «О государственной молодежной политике») и профильной общероссийской программы. Принятие этого закона несомненно поможет совершенствовать и улучшать молодежную политику регионов в одном законодательном «русле»
Кроме нормативно-правового регулирования отрасли, отсутствуют четкие стратегические задачи и целеполагание в области молодежной политики, что приводит к недопониманию регионов по формированию идей и направлений государственной молодежной политики. Регионам необходимо четко установить задачи и направления их работы, в которых они обязаны двигаться для достижения общей цели.
Недостаточное развитие инфраструктуры молодежной политики непосредственно сопряжено с дефицитом кадрового резерва сферы молодежной политики. Только в минувшие года в высших учебных заведениях стали усердно готовить кадровый состав по работе с молодыми людьми. Тем не менее данные кадры никак не могут решить проблемы из-за того, что есть хороший теоретический багаж познаний, но нет практических умений работы с молодыми людьми.
Я считаю, что нужно:
– создать основной законодательный нормативно-правовой акт «О государственной молодежной политики», который будет четко координировать сектор молодежной политики.
– должны формироваться в высших учебных заведениях направления подготовки связанные с работой молодого поколения.
– разработать оценку эффективности работы организаций регионального управления по работе с молодыми людьми.
– разработать качественные и численные критерии оценки для регионов, по которым станут оцениваться работа регионов по формированию молодежной политики.
Также отмечу, что важную значимость при становлении молодежи представляют органы местного самоуправления и государственные органы власти, реализующие молодежную политику с опорой на научные, общественные и практические исследования в молодежной сфере города и района.
Итак, молодежная политика является одним из значимых и многообещающих направлений общественной и финансовой политики Российской Федерации. Основной целью молодежной политики — представляется формирование общественно-финансовых, организационно-правовых условий, поддержка и гарантии для самореализации молодого поколения в современных обстоятельствах, осуществлении его заинтересованностей и общественного положения в обществе, максимального раскрытия индивидуального потенциала молодого поколения в заинтересованностях развития гражданского общества, а кроме того для поддержки молодежных социально-значимых объединений.
- Апарина А. В. Проблема социально-правовой защиты детей и молодежи в современных условиях. М.: Эксмо, 2015. — 210с.
- Бабинцев В. П. Региональные органы власти и проблемы реализации государственной молодежной политики. // Молодежная политика: информационный бюллетень. — 2014. — № 96–100. С.65.
- Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2013. — 584с.
- Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. / Под ред. Э. Ш. Камалдиновой. — М.: Социум, 2014. — 284с.
- Смирнов А. С. Государственная молодежная политика в современных условиях.// ЭКО.- 2014. — № 5. — С.23
- Широков Д. А. Молодежная политика: проблемы выработки приоритетов // Власть. — 2013. — № 12. — С.27
Основные термины (генерируются автоматически): молодежная политика, молодое поколение, государственная молодежная политика, проблема, молодая, Российская Федерация, молодежная область, молодежь, отсутствие, решение этой.
Библиографическое описание
Молодежная политика является неотъемлемой и важной частью общей государственной политики любого государства, т. , во-первых, молодежь является обособленной социально-демографической группой, которая отличается своими возрастными рамками и статусом, занимаемым в обществе, и, во-вторых, по сути, является основным инновационным ресурсом экономики. Последнее объясняется тем, что молодые специалисты это трудовые ресурсы, которые придут на смену существующим и будут составлять основной кадровый состав государства. Содействие занятости молодежи со стороны органов государственной и муниципальной власти выступает механизмом, с помощью которого государство помогает молодежи реализовывать, в частности, ее трудовой потенциал.
Одним из основных направлений Федерального агентства по делам молодежи является «Содействие профориентации и карьерным устремлениям молодежи», которое объединяет три блока:
содействие профессиональному самоопределению молодёжи;
развитие молодёжного предпринимательства;
поддержка работающей молодёжи.
Внутри каждого из блоков существуют свои программы, которые направлены на их реализацию. Среди них стоит выделить программу «Ты — предприниматель», направленную в основном на вовлечение молодых людей в предпринимательство. По данным агентства, за время реализации программы было охвачено 68 субъектов Российской Федерации, в которых было задействовано свыше 700 000 новых предпринимателей. В итоге было открыто более 10 300 новых рабочих мест с более чем 20 000 новыми рабочими местами.
Другой составляющей направления является программа «Работающая молодежь». Как видно из названия, она, прежде всего, направлена на молодых людей, которые уже нашли своё место на рынке труда. Основные задачи, которые здесь ставит государство, это:
повышение в молодежной среде престижности работы на промышленных, транспортных и сельскохозяйственных предприятиях;
создание целостной системы работы с молодежью на предприятиях через молодежные организации и объединения;
совершенствование форм социального партнерства в решении проблем работающей молодежи;
реализация программ и проектов гражданского и патриотического воспитания работающей молодёжи;
развитие факторов, способствующих повышению профессионального уровня молодых работников;
создание системы информационно-методического обеспечения деятельности по поддержке работающей молодежи;
обобщение и распространение опыта работы с молодежью на промышленных предприятиях и в организациях, создание методики организации деятельности общественных объединений на предприятиях;
поддержка научной и рационализаторской деятельности работающей молодежи;
обобщение и распространение имеющегося опыта работы с молодежью на промышленных предприятиях и в организациях, создание методики организации деятельности общественных объединений на предприятиях.
Подводя итог деятельности Федерального агентства по делам молодежи можно сказать, что каких-либо конкретных мер по содействию трудоустройству молодежи нет. Идея создания эффективной системы профориентационной работы, без каких-либо конкретных мер по дальнейшему трудоустройству, является голословной. Помимо этого, у молодого поколения нет стимулов идти на рабочие специальности, т. это непрестижно и малооплачиваемо. В рамках каждого из блоков существуют отдельные положения помощи трудоустройству, но в целом их основная задача сводится к другому.
вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
развитие созидательной активности молодежи;
интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Для реализации приоритетных направлений были разработаны специальные проекты. В рамках проекта «Карьера» ставилось две цели: самоопределение молодежи на рынке труда и развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи. Для достижения этих целей были предусмотрены следующие мероприятия, направленные:
на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;
на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда;
на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;
на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей;
на создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и обеспечение его законных прав и интересов;
на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.
Далее уточняются категории лиц, по отношению к которым направлен данный проект:
от 14 до 18 лет — несовершеннолетние участники, выполняющие временные работы на основе частичной занятости и ответственности;
от 18 до 30 лет — совершеннолетние участники, в основном обучающиеся и студенты, занятые на сезонных и временных работах, а также участники, частично занятые во время учебы;
молодые люди, получившие профессиональное образование и осуществляющие поиск 1-го рабочего места.
По отношению к 1-й группе предусматривается оказание содействия в организации трудовой практики и приобщение молодых людей к труду и решению задач самообеспечения. В отношении 2-й группы молодежи будут поддержаны мероприятия, направленные на построение эффективных самостоятельных взаимоотношений с участниками рынка труда, стимулирование развития творческой активности молодежи и ее ответственности за свое будущее. Применительно к 3-й группе внедряются эффективные формы и механизмы взаимодействия субъектов рынков труда в решении вопросов трудоустройства молодежи.
При этом, какие конкретно механизмы и мероприятия будут проводиться опять же указано не было.
обеспечение механизмов высокопроизводительной занятости молодежи путем создания новых и модернизации существующих рабочих мест;
создание базовых условий для реализации предпринимательского потенциала молодежи, в том числе социального, а также создание и поддержка деятельности общественных объединений, направленной на развитие социально ориентированного молодежного предпринимательства;
развитие трудовой и проектной активности молодежи путем совмещения учебной и трудовой деятельности (в том числе путем развития профильных студенческих отрядов);
создание условий для развития профориентационной работы среди молодежи и построение эффективной траектории профессионального развития;
создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для него виды деятельности, а также стимулирование работодателей, принимающих на работу молодежь из наиболее социально незащищенных категорий;
целенаправленная и системная поддержка молодежных программ и проектов, направленных на развитие созидательной деятельности сельской молодежи, а также молодежи малых городов и моногородов;
привлечение в районы Сибири и Дальнего Востока, а также в сельскую местность молодежи из других регионов России путем создания благоприятных условий для ее трудовой деятельности;
развитие системы поддержки молодых ученых, включающей меры содействия их участию в научных обменах, а также создание условий для развития деятельности советов молодых ученых, студенческих научных обществ и клубов молодых исследователей;
создание условий для самореализации молодежи во всех субъектах Российской Федерации, стимулирование трудовой, образовательной и социальной мобильности молодежи;
развитие института наставничества в образовательных и других организациях, а также на предприятиях и в органах государственной власти;
создание равных условий молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности;
развитие моделей адресной помощи молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
формирование системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности;
развитие моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих и трудовых коллективах, а также по месту жительства;
активное вовлечение молодежи в процесс развития Евразийского экономического союза, укрепления общего гуманитарного пространства Содружества Независимых Государств и привлечение перспективной зарубежной молодежи к реализации российских социально-экономических проектов;
поддержка участия российской молодежи и молодежных объединений в международных структурах, а также в работе международных форумов, конференций и фестивалей;
содействие в реализации программ двусторонних молодежных обменов, а также развитие сотрудничества с молодежными организациями соотечественников, проживающих за рубежом.
Однако способы реализации данных мер в Основах предусмотрены также не были, что наталкивает на мысль о целесообразности документа, т. по сути, он является продолжением Стратегии, в которой были свои недостатки. В новом документе эти недостатки не только не были устранены, но и добавились только новые.
Как видно, каких-либо конкретных инструментов реализации содействия трудоустройству молодежи со стороны центральных органов власти нет, большая их часть отдается региональным властям. Среди них можно выделить следующие меры:
- Участие в общественных работах, временном трудоустройстве и стажировках. Данная мера направлена в первую очередь на то, чтобы молодой человек приобрёл опыт работы. Основная аудитория это люди, впервые ищущие работу после окончания учебных заведений. Однако, плата за работу невелика, поэтому молодежь пользуется этой возможностью весьма неохотно;
- Открытие молодежных бирж труда и молодежных центров трудоустройства и информации. Организации помогают трудоустроиться подросткам и молодежи на постоянной или временной основе, а также оказывают юридическую и информационную помощь;
- Помощь молодым предпринимателям. Молодым людям, предоставляются льготные условия кредитования для стартового капитала. Особенно инициатива открыть собственное дело поддерживается в малых городах и сельской местности, т. к. это в свою очередь способствует созданию новых рабочих мест;
- Проведение ежегодных ярмарок труда. Ярмарки труда позволяют людям ознакомиться с банком вакансий и самостоятельно выбрать себе рабочее место.
Также во многих городах открыты Центры содействия занятости молодежи, которые действую либо автономно, либо в составе городского центра занятости населения. Основная их деятельность сводится к содействию:
во временной трудовой занятости учащейся (школьники и студенты) молодёжи в период летних каникул, в том числе создание трудовых бригад, трудовых лагерей и иных форм сезонной занятости;
в прохождении практики, стажировки и трудоустройстве молодых специалистов;
включении молодежи в новые виды деятельности для ее эффективного самообеспечения;
внедрению эффективных форм и технологий профессионального и социально–правового просвещения и ориентирования молодежи на рынке труда;
в планировании и развитии профессиональной карьеры.
Но из-за недостаточного бюджетирования многих муниципальных образований и эти мероприятия оказываются зачастую описанными лишь на бумаге.
Таким образом, с одной стороны, государство проявляет заинтересованность в развитии молодежного сектора труда, что выражается в детально разрабатываемых проектах по обеспечению рабочими местами молодых специалистов, с другой, — реализация подобного рода программ сталкивается с отсутствием практической реализации, что в немало степени обусловлено недостаточностью бюджетирования и отсутствием рабочих мест, неудовлетворительной работой местных органов управления и разработанных планах на местах.
Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, создание условий, работающая молодежь, развитие, вид деятельности, государственная молодежная политика, молодой человек, развитие моделей, Российская Федерация, трудоустройство молодежи.
Министерство образования Хабаровского края
Краевое Государственное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 11»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ПРИЕМОВ И ПОДХОДОВ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, УЧАЩИХСЯ ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ»
Комсомольск- на- Амуре
Развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно – устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности.
Обеспечение прав детей и молодежи на полноценное личностное развитие является одной из главных задач работы педагогов с детьми.
Решая эту задачу педагогический коллектив общежития создает условия для формирования социально зрелой личности готовой к жизненному самоопределению и ориентированной на высокие нравственные ценности
Важным условием формирования социальной зрелости личности. Является продуманная и согласованная система воспитательной работы которую планирует и организует воспитатель общежития.
Связывая свою судьбу с профессиональным образованиям, попадая из в городские условия из сельских школ, где существовал свой маленький мир, юноши и девушки часто попадают под чужое негативное влияние
Слепое доверие и юношеский максимализм привлекают такую молодежь в асоциальные группы. И очень не многие могут противостоять этому. Влиянию. Необходимы такие методы и формы воспитательной работы, которые помогли бы нашим учащимся реализовать свои способности на благо себе и другим.
Период взросления у некоторых подростков проявляется в измемнениях поведенческого типа; грубость со взрослыми, падение авторитета мнений родителей и учителей, недостатки в поведении, конфликтность в среде общения, недоверчивость и даже враждебность к окружающим.
Именно в этот период проявляется склонность к самоутверждению через совершение негативных поступков.
Проблема совершения правонарушений подростками одна из самых наболевших, значительных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели общежития тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с дивиантным поведением, проявляющемся в асоциальных действиях
В связи с этим возникла потребность создания данной программы по работе с молодежью проживающей в общежитии
Качества программы воспитательной деятельности воспитателей общежития
- Стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива планирования процесса воспитания;
- Направленность содержания воспитательной деятельности на развитие учащихся;
- Системность осуществления воспитательного взаимодействия;
- Ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности учащихся
- Технологичность работы педагога;
- Диагностическая оснащенность деятельности
Сегодня, в век новых информационных технологий молодежь ежедневно поглощает небольшие , а потому не сразу распознаваемые «дозы» яда которые накапливаются в организме постепенно и со временем производят разрушительное действие.
Все начинается незаметно, обыденно. Как же помочь подростку. Оказавшемуся в трудной ситуации, как не допустить трагедии?
Зная и учитывая особенности работы с молодежью воспитателями общежития была поставлена цель на ближайшие 3 года.
- Создание условий для социальной адаптации учащихся проживающих в общежитии
- Создание такой развивающей среды в системе досуга учащихся,, которая способствовала бы самоутверждению и самореализации личности в социуме на благо себе и другим
1 Проанализировать причины, побуждающие подростов совершать преступления и правонарушения.
2 Воспитывать сознательную дисциплину по профилактике противоправных действий
3 Развивать творческий потенциал учащихся проживающих в общежитии, как одно из условий успешной социализации
4 Повышать роль и статус ученического самоуправления с целью направить лидерские качества учащихся на благо себе и окружающим.
5 Формировать потребность в здоровом образе жизни.
6Учить искусству жить среди людей через формирование коммуникативных умений и навыков.
Периоды воспитательного процесса
Организуя воспитательный процесс в общежитии по профилактике правонарушений, для более эффективной работы в данном направлении, необходимо разграничить воспитательный процесс на 3 периода
Организационный период воспитательного процесса является первым этапом жизнедеятельности в новых условиях. Юноши и девушки приезжают в общежитие из разных населенных пунктов, других климатических условий,, другого круга общения, из другой ролевой структуры, другого событийного ряда, поэтому, в первую очередь, должна произойти адаптация, чтобы юноши и девушки комфортно чувствовали себя в новых условиях
В оргпериод необходимо познакомить учащихся друг с другом, познакомить с работниками общежития и самим помещением общежития, социально – бытовыми условиями, включить юношей и девушек в систему взаимодействия, взаимоотношений, выработать и принять единые требования проживания, заложить основы совместной коллективной деятельности, определить структуру коллектива.
СОДЕРЖАНИЕ и средства работы с подростками, проживающими в общежитии в оргпериод.
Что нужно сделать воспитателю Для решения задач. Для знакомства друг с другом и воспитателемВключить подростка в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение. Создать доброжелательную атмосферуСоздать ситуацию неформального общения. Помочь проявиться в лучших качествах. Дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности. Рассказать о себе самом, показать себя в деле. Проявить доверие к подростку, показать его значимость, уважение к его личности. Для принятия общих норм и требования совместной деятельностиПознакомить с правилами проживанияПознакомить с правами и обязанностями проживающих и педагогов, работников МОП. Договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым членом коллектива учащихся и педагогов общежития. Как это сделатьИгры на знакомства, коллективные творческие дела, совместная деятельность на общую пользу, творческие, музыкальные конкурсные программы, дискуссионные формы – обсуждение проблем,, индивидуальные беседы, Диагностика интересов, «черный ящик» — пожелание от проживающих, общее подведение итогов на вечернем огоньке ежедневно. Организационный сбор всех проживающих, огоньки общения, дела по законам и традициям, индивидуальная помощь подростку, совместное обсуждение проблем, нахождение решений.
Позиция педагога в оргпериод
Организационный период – это период предъявления четких требований и создание условий, при которых выполнение этих требований для подростка необходимо, интересно, «выгодно». Воспитатель в данный период должен проявить себя ведущим, лидером, организатором.
Эффективный прием взаимодействия с подростками повторять их мысли, высказывания, направляя их в нужное русло, редактировать, расставлять акценты. При этом поддерживается уверенность ребят в том, что это они сами приняли решение.
Работа по предупреждению проблем в оргпериод.
Огпериод – это время, когда можно предотвратить основные проблемы, возникающие у подростков, и при запущенности и не должном внимании к ним могут привести к негативизму и, как следствие, правонарушением.
АГРЕССИВНОСТЬ, непослушание – это один из механизмов защиты,, поэтому с помощью психолога вначале нахожу причины; не фиксирую внимание на самой ситуации,, не навешиваю ярлыков ребенку, включаю в полезную деятельность,, где он может обрести новый статус,, ввожу изначальный запрет на агрессию («здесь мы общаемся так»)
ПАССИВНОСТЬ ИЛИ ИЗЛИШНЯЯ АКТИВНОСТЬ – нахожу для каждого поручения, совместно с психологом начинаю искать причины поведения, регулирую внимание.
СЛЕЗЫ, ЗАСТЕНЧИВОСТЬ – нахожу теплый эмоциональный контакт, помогаю найти общие интересы со сверстниками, часто веду беседы по «душам», предлагаю написать письмо домой, акцентирую внимание других учащихся на положительных качествах данных ребят.
БОЛЕЗНЕННОСТЬ – часто болезненность выступает как способ привлечения внимания. Что бы ее предотвратить необходимо опередить эмоции, оказываю повышенное внимание.
НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ – необходим тактильный контакт.
Этапы работы воспитателя по профилактике противоправных действий
На первом этапе работы с подростками по профилактике правонарушений, основываясь на опыте А. Ясмана применяю психологическую диагностику, способствующую выявлению причин асоциального поведения учащихся, воситательные возможности педагогов общежития, семьи, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, положительные качества, на которые следует опираться в работе с подростком.
Первый этап диагностики проводится в форме наблюдения, анкетирования и сбора информации об учащихся. Собранная информация анализируется и фиксируется в социальном паспорте общежития (ПРИЛОЖЕНИЕ) и в бланки по разным направлениям, специально разработанные мною на основе опыта Н. Дереклеевой. Для работы с учащимися, проживающими в общежитии.
Информация разделена на 4 раздела:
1Деятельность воспитателя по организации учебного процесса
2 Работа с коллективом учащихся.
3 Управление воспитательным процессом
4 Работа с родителями.
Первый блок включает в себя:
- Педагогическое наблюдения за процессом обучения учащихся, проживающих в общежитии;
- Анализ информации, полученной в ходе педагогических наблюдений
- Осмысление и внесение корректив;
- Циклограмма работы воспитателя на учебный год;
- Мониторинг учебного процесса наглядно для проживающих
- Мониторинг деятельности учащихся на благо себе и окружающим.
Работая над вторами разделом заполняю социальный паспорт, анализируя данные которого могу сказать в какой семье проживает подросток по типу воспитания и какой статус занимает данная семья
После сбора и анализа данных необходимо необходимо изучение причин асоциального поведения. здесь провожу диагностическое исследование по следующей схеме:
- Что искажено в духовном мире подростка и под влиянием каких причин;
- Какие неблагоприятные условия существуют на данный момент;
На данном этапе психологом проводится подробное исследование каждого учащегося, затем выдаются подробные характеристики на каждого с личными рекомендациями по коррекции поведения.
Далее проводится исследование уровня воспитанности учащихся. Данное исследование проводятся 2 раза в год- в начале года для выявления проблем и в конце года для отслеживание динамики уровня воспитанности.
Профилактические занятия по снижению уровня агрессии
Роль самоуправления в профилактике правонарушений
Еще одним важным составляющем в профилактике правонарушений является самоуправление в общежитии.
Самоуправление в общежитии – это уникальная возможность юношей и девушек учиться самостоятельно управлять процессом жизнедеятельности, своими эмоциями. Как показывают диагностические исследования и личные наблюдения учащиеся, совершающие преступления это в основном лидеры, которые не знают как правильно реализовать свои способности. Не умение педагога направить данные качества в нужном направлении, не умение прислушаться к проблеме ребят, приводит к пагубным последствиям.
Считаю правильным включать таких учащихся в процесс самоуправления, для правильной реализации своих лидерских качеств
На сегодняшний день ученическое самоуправление в общежитии сконцентрировано на решение трех задач:
- Стать условием реализации творческой активности и самодеятельности, в познавательном, культурном отношении
- Стать реальной формой ученической демократии, с соответствующими правами, возможностями и ответственностью
- Стать средством социально- правовой защиты.
- Самоуправление в общежитии имеет свою структуру, принципы.
Важным критерием является самооценка собственных успехов
Устойчивой жизненной позиции, степень развития социальных контактов учащихся друг с другом
Одним из главных критериев выбора в органы самоуправления является добровольность. По результатам наблюдения за проживающими в общежитии в период с2004 по 2011 год выявлено, что учащиеся не желают быть зрителями воспитательного процесса, навязываемого педагогами, а активно учувствуют в постановке и решении проблем самостоятельно. Поэтому я расширила сферу деятельности самоуправления, чтобы каждый желающий мог реализовать свои возможности.
Для более эффективной работы в данном направлении и необходимо использовать мониторинг роста лидерского потенциала членов ученического самоуправления
МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ЧЛЕНОВ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Список членов самоуправленияОрганизаторИнициаторИсполнительТворецПассивныйИвановПетров
Ежедневно работая с учащимися сфере самоуправления отслеживаю рост лидерского потенциала и затем правильно регулирую распределение «портфелей». Причем роли могут меняться в зависимости от того какую позицию в таблице на данный момент занимает член самоуправления. Таким образом каждый учащийся может попробовать себя за учебный год в разных качествах, что дает им возможность самоопределиться в жизни.
Для того, чтобы процесс жизнедеятельности в общежитии был разнообразным и интересным, чтобы учащиеся могли оказывать помощь в организации и проведении интересных дел использую в своей работе методику «13 шагов», разработанную ДОЦ «Орленок»
Данная методика позволяет получить, во первых, несколько практически готовых коллективных дел, для дальнейшей реализации их в общежитии. Данные мероприятия разработаны самими учащимися,, а значит интересны им и пройдут более эффективно.
Во-вторых, подростки учатся словестно выражать свои эмоции, отстаивать свою точку зрения, учатся не только говорить, но и что не маловажно слушать оппонента.
Возвращаясь к основной цели воспитательной работы по профилактике правонарушений можно заметить, что молодежь отдаляется от нас потому, что мы не умеем слушать и слышать их проблемы, а в тех асоциальных группах, куда они идут их, как им кажется, слышат. Поэтому данная методика обучения это один из шагов успеха.
Таким образом можно с уверенностью сказать, что самоуправление в общежитии – это самостоятельный субъект в управлении собственными делами. В современном понимании – это менеджмент. Это не вседозволенность, а управление своими делами, которые входят в компетенцию учащихся
Работа с детьми сиротами по профилактике правонарушений.
Юношеский возраст – это сам по себе возраст риска, эмоциональной неустойчивости А если это состояние вызвано такими психотравмирующими фактами как утрата родителей, хронические семейные конфликты, совершение отцом или матерью преступления, повлекшие лишение свободы? Обстановка детства и наличие психотравмирующих эпизодов обуславливает значительно более высокую степень невротизации, агрессии. Данная категория учащихся наиболее часто проявляют вербальную и невербальную агрессию. В силу несформированности ценности жизни , агрессия и правонарушения кажутся им наиболее простым способом самоутвердиться
Задача воспитателя показать наиболее безопасные и полезные способы самореализации, такие как вовлечение в органы самоуправления, вовлечение в различные виды деятельности.
- – Подготовка и участие в интеллектуальных виккторинах по предметам и историческим датам, правовых викторинах и диспутах.
- – Участие в рудовых делах, санитарных днях,
- Худжествнно – эстетчкая– все учащиеся из категории сиро являются активными участниками студии «Технодизайн»
- Спортивно – оздоровительная– педагогами общежития разработан план по ЗОЖ, где учащиеся активные участники и организаторы. план создан совместно учащиеся и педагогами.
План воспитательной работы по ЗОЖ
1Способствовать развитию психических процессов
- Знакомить со способами укрепления здоровья
- Воспитывать интерес к самостоятельным занятиям спортом
- Обеспечить условия для выбора форм профилактики вредных привычек
- Формировать способность контролировать поведение
- Формировать умение противостоять стрессу
- Экскурсия по городу «Здесь живут мои друзья»
- Эстафета здоровья «Не скупись, от наркотика откажись»
- Психологический практикум «Умей сказать нет»
- Тренинг по профилактике агрессивного поведения
- День здоровья – выезд на природу
- Исследовательский проект «Хобби – карта» (Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность)
- Игра на сплочение коллектива «Веревочный курс»
- Экскурсия в краеведческий музей
- Психологическая игра «Огонек знакомства»
- Творческий проект «Кунцкамера» по профилактике вредных привычек
- Игра «Курить-здоровью вредить»
- Ситуационный правовой практикум «Подросток и алкоголь»
- Анкетирование «Мое эмоциональное состояние»
- Тест опрос «Заядлый ли я курильщик»
- Игра об опасности курения «Тихая дискуссия»
- Дискотека «Скажем СПИДУ стоп, используя реп и хип-хоп»
- Телепросмотр фильма по ЗОЖ
- Беседа «Энергетические напитки плюсы и минусы»
- Занятия на базе КФГУ
- Конкурс снежных скульптур «Зимние забавы»
- Эрудит – лото «Скажем СПИДу стоп»
- Отдых на лыжной базе
- Игра «Вершина успеха»
- Просмотр и обсуждение фильма «Хранение и оборот наркотиков»
- Ситуационная игра «Как сказать нет»
- Занятия на базе КФГУ
- Психологический практикум «Гнев неправедный»
- Посещение плавательного бассейна
- Посещение ледового корта
- Тренинг «Планирование семьи»
- Занятия на базе КФГУ
- Выезд на лыжную базу
- Ситуационная игра «СПИД словно рифы, не попадайся на мифы»
- Занятия на базе КГФУ
- Брейн-ринг «Кто виноват и что делать»
- Турнир по мини – футболу
- Брейн – ринг «Спорт, спорт, спорт»
- Круглый стол с приглашением нарко-контроля
- Занятия на базе КФГУ
- Занятия на базе КФГУ
- Фото =кросс «Планета здоровья»
- Агитбригада «Открой для себя ЗОЖ»
- Эстафета допризывника «Я служить должен»
- Составление кричалок «Жизнь без риска выбирай»
- Акция «Меняем сигаретки на конфетки»
- Конкурс по ОБЖ «Оказание первой медицинской помощи»
- Фотокросс –«Крепкая семья – сильная страна»
- Тест «Доживете ли вы до 70»
- Занятие на базе КФГУ
Для получения успешного результата по профилактике правонарушений необходимо уделить внимание такому процессу, как перевоспитание. Ведущим условием данного метода является:
Вместе с тем, для получения результата широко применяю метод индивидуального педагогического воздействия:
- Оценка и самооценка
- Поощрение и наказание