Методы педагогических исследований — Студопедия

Программа педагогического исследования состоит из двух частей.

Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления. По направленности педагогические исследования бывают.

Фундаментальные, где в результате исследований составляются обобщающие концепции, которые подводят итоги достижений педагогической науки или предполагают модели развития педагогических систем.

Прикладные, т. исследования, направленные на глубокое изучение отдельных областей и сфер педагогического процесса.

Разработки – исследования направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, при которых учитываются уже известные теоретические положения.

Научное педагогическое исследование выявляет определение общепринятых методологических приемов и принципов. Такими методологическими этапами являются определение проблемы, темы, объекта и предмета исследования, цели, задач, гипотезы и защищаемых положений. Основополагающими признаками уровня качества педагогического исследования считаются принципы теоретической и практической значимости, действенности, новаторства и новшества.

Методологическая часть предполагает определение и объяснение важности, значимости и ситуативности темы, определение проблемы исследования, объекта и предмета, целей и задач исследования, основных понятий. Таким образом, методологическая часть педагогического исследования представляет собой предварительный сбор информационного материала, системный анализ предмета изучения и определение рабочей проблемы.

Процедурная часть имеет своей основной задачей определение плана и способов сбора и анализа первичных данных, а также, что главное, основного плана развития, по которому необходимо направить данные педагогические исследования.

Важные научно-педагогические исследования позволяют сформулировать ответы на проблемные вопросы в настоящее время, определяют и показывают важнейшие противоречия, имеющие место в практической деятельности педагогического исследования и педагогической науки.

Методами педагогического исследования являются приемы педагогического исследования процессов и явлений, способы получения научной информации о таких исследованиях с целью формирования и определения принципов отношений и методов формирования научных теорий.

Методы можно разделить на три группы.

Методы изучения педагогического опыта.

Методы теоретического исследования.

Математические методы.

Методы изучения педагогического опыта. Под методами изучения педагогического опыта подразумеваются приемы изучения практического опыта организации педагогического процесса, при изучении которого используются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации. Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических исследований. Данные методы являются способом отбора научно-педагогического опыта, подвергающегося теоретическому анализу.

Наблюдение представляет собой восприятие какого-либо педагогического процесса, в результате которого педагог имеет возможность работать с практическим материалом. В данном случае необходимо вести определенные записи наблюдений, которые состоят из определенных этапов.

1) Определение задач и целей;

2) Выбор объекта, предмета и ситуации;

3) Выбор способа наблюдения;

4) Выбор способов регистрации наблюдаемого;

5) Обработка полученной информации.

Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.

Беседа является дополнительным методом исследования, который используется с целью выявления и получения необходимой информации, оказавшейся недостаточной при наблюдении. Беседа планируется заранее, определяется план беседы, вопросы, требующие описания. Беседа проводится в достаточно свободной форме, без записи ответов собеседника. Интервьюирование является разновидностью беседы, при его проведении исследователь опирается на ранее определенные вопросы, задаваемые в точной периодичности, в данном случае ответы записываются открыто.

Анкетирование – это метод массового сбора информации с применением различных тестов. Информация, полученная после обработки тестов, позволяет получить необходимую информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков.

Очень ценный материал для педагогического исследования можно получить из изучения продуктов творческой деятельности учащихся, которые могут дать необходимые сведения об уровне развития личности учащегося и т.

Эксперимент – это специально созданная проверка любого метода педагогического исследования с целью определения педагогической продуктивности исследования. Эксперимент играет особую роль в педагогических исследованиях. Педагогическим экспериментом является исследовательская деятельность, которая предполагает следующее.

Исследование причинно-следственных связей в педагогических процессах.

Моделирование педагогических процессов и условий его протекания.

Активное влияние ученого на педагогический процесс.

Определение обратной связи, итогов педагогического влияния.

Повторяемость педагогических явлений и процессов.

Людмила Сеферова
Проектирование проведения педагогического исследования

Цель: овладение технологией проектирования педагогического исследования как необходимой составляющей его проведения.

Сформулировать тему исследования (целесообразно использовать тему магистерской работы). Обосновать актуальность темы исследования. Выявить основные противоречия, порождающие исследования. Сформулировать проблему исследования путем выделения научной составляющей противоречия.

Тема исследования : Формирование морально-волевых качеств обучающихся 7-8 классов на уроках информатики (на примере изучения темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации».

Задача социального становления школьника стала особенно важна для общества. Именно в таком возрасте необходимо готовить себя к новым социальным отношениям, учиться умению преодолевать и разрешать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться и саморазвиваться.

Определить объект, предмет педагогического исследования. Сформулировать цель педагогического исследования. Построить гипотезу исследования и предоставить ее теоретическое обоснование. Определить задачи исследования.

Объект педагогического исследования : процесс формирования морально-волевых качеств обучающихся 7-8 классов на уроках информатики (на примере изучения темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации».

Предмет исследования : условия формирования морально-волевых качеств школьников на уроках информатики.

Цель исследования : исследование условий формирования морально-волевых качеств обучающегося 7-8 классов на уроках информатики.

Гипотеза исследования : развитие морально-волевых качеств школьников на уроках информатики будет осуществлено, если:

– учитель будут заинтересованным руководителем процесса развития и формирования морально-волевых качеств учащихся;

– будут организованы занятия по формированию морально-волевых качеств обучающихся 7-8 классов;

– учитывается личностный уровень развития нравственно-волевых качеств обучающихся 7-8 классов;

– будут использоваться приемы взаимодействия школьников в системе «ученик – учитель – детский коллектив» как непосредственного источника и средства воспитания нравственно-волевых качеств личности в процессе занятий на уроках информатики.

Задачи исследования :

– Раскрыть сущность и содержание развития нравственно-волевых качеств в структуре личности подростка;

– Определить педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств личности подростка на уроках информатики;

– Разработать формы и методы формирования нравственно-волевых качеств личности подростка на уроках информатики.

Выбрать методы исследования. Спроектировать опытно-экспериментальную работу. Составить план литературного оформления исследования (содержание магистерской работы).

Методологическую основу исследования составили теории развития морально-волевых качеств (Н. Архангельский, Н. Болдырева, Н. Виноградова; психолого-педагогические исследования особенностей нравственного воспитания (А. Макаренко, Б. Теплов, Р. Немов, Л. Выготский и др. При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, методы и формы формирования морально-волевых качеств, эксперимент, наблюдения, количественный и качественный анализ полученных данных.

Глава 1. Особенности формирования морально-волевых качеств обучающихся 7-8 классов на уроках информатики

1 Нравственно-волевые качества в структуре личности подростков

2 Условия формирования морально-волевых качеств обучающихся 7-8 классов на уроках информатики

3 Формы и методы формирования морально-волевых качеств обучающихся 7-8 классов на уроках информатики

Вывод по первой главе

Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию морально-волевых качеств обучающихся 7-8 классов на уроках информатики (на примере изучения темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации»

1 Цель, задачи и организация исследования

2 Методика экспериментального исследования

3 Результаты проведения констатирующего эксперимента

Вывод по второй главе

Глава 3. Основные направления работы

1 Цель и задачи проведения обучающего эксперимента

2 Методика проведения обучающего эксперимента

3 Проведение контрольного эксперимента

Вывод по третьей главе

Выделить критерии эффективности исследования. Спроектировать ожидаемые результаты. Выбрать измерители, с помощью которых будут проверяться выделены критерии эффективности исследования.

Исходя из целей работы вся экспериментальная программа, состоит из двух частей, в которые включены наиболее оптимальные методы формирования морально-волевых качеств учащихся на уроках информатики.

Первый этап – экспериментальный, посвящен выявлению взаимодействия компонентов нравственно-волевых качеств на первом этапе его развития, определению средств и способов педагогического управления воспитательным процессом.

Второй этап – формирующий, где осуществлялся сравнительный анализ особенностей воспитания нравственно-волевых качеств обучающихся в группе с разным уровнем его развития; продолжался поиск необходимых педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса их формирования, осуществлялась систематизация, обобщение и анализ полученных экспериментальных данных, формулировались выводы.

Морально-волевые качества личности: дисциплинированность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодолению больших объективных трудностей и препятствий.

Сформировать перечень литературных источников и классифицировать его на основе анализа психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования.

Психолого-педагогическая литература :

Архангельский Н. Ценности и воспитание // №4 – М. : Педагогика, 1999.

Селиванов В. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности. – Рязань, 1986. – №5 с. 3–23.

Методы педагогического исследования — это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.

Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Всесторонний анализ признаков качеств позволяет глубже раскрыть их.

Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое.

Синтез — это смысловое соединение. Если просто суммировать признаки явления, между ними не возникает логической системы, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.

Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании.

Абстрагирование — мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе процесс, противоположный абстрагированию).

Читать также:  Fallout 3 вылетает. Способы заставить игру запуститься

Сравнение — установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, составной частью этого процесса всегда будет анализ, так как во время установления различий в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение — это выявление определенных соотношений между признаками, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.

Обобщение — выделение в явлениях общих черт, т. подытоживание исследования.

При использовании метода сравнения устанавливаются общие признаки явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению.

Моделирование — это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

Индукция и дедукция — логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др. ); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

Наблюдение — метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств (целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления). Наблюдение наряду с самонаблюдением является основным исследовательским методом.

Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий.

Основными из них являются:

· аналитический характер. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются;

· комплексность. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого;

· систематичность. Необходимо не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) исследований выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

Виды наблюдений различаются по следующим признакам: по временной организации — непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени); по объему — широкое (сплошное), когда фиксируются нес доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов; по способу получения сведений — непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). При прямом наблюдении исследователь регистрирует увиденные факты, при косвенном наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

Наблюдение может быть также включенным и невклю-ченным (по типу связи наблюдателя и наблюдаемого). Включенное наблюдение предполагает, что исследователь сам является членом группы, поведение которой рассматривается. Если при этом он маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождаются серьезные этические проблемы. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, он наблюдает за происходящим со стороны.

По условиям проведения наблюдения бывают полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

Существуют и другие виды наблюдения в зависимости от того, какой признак положен в основу исследования.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.

Достоинства наблюдения заключаются в том, что оно позволяет изучить предмет:

— в целостности;

— в естественном функционировании;

— в многогранных связях и проявлениях. Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод

— активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации;

— наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц;

— охватить некоторые труднодоступные явления, процессы;

— избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя;

— делать точные замеры.

Беседа в качестве метода научного исследования дает возможность выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны.

Исследователь, проводящий беседу, должен уметь вызвать собеседника на откровенность, четко ставить вопросы, которые должны быть тактичными, при этом нецелесообразна постановка вопросов «в лоб». Беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование.

При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто фиксировать.

Рассмотренные выше методы исследования при всех их положительных сторонах обладают существенным недостатком: с их помощью ученый получает сравнительно ограниченное количество данных, причем эти данные не носят достаточно представительного характера, то есть относятся к небольшому числу обследуемых объектов. Между тем нередко возникает необходимость провести массовое изучение тех или иных вопросов. В этих случаях используется анкетирование.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Применяются различные типы анкет:

· открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых необходимо выбирать один из готовых ответов;

· полузакрытые (полуоткрытые), когда даются готовые ответы и можно добавлять собственные;

· именные, предлагающие указывать фамилию испытуемого, и анонимные — без указания автора ответов;

· полные и урезанные;

· пропедевтические и контрольные; и т.

Тестирование — метод педагогического исследования с использованием тестов.

Тест (от англ. test — проба, испытание, исследование) — стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Это ни в коей мере не случайно подобранный набор вопросов. Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Педагогический эксперимент — преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов.

Как и наблюдение, педагогический эксперимент считается базовым исследовательским методом. Но если при наблюдении испытатель пассивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.

Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, который проводится в искусственно созданных условиях.

Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента).

Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент — это активное формирование какой-либо установки.

К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, он не должен допускать риска для здоровья участников эксперимента. Во-вторых, его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом.

Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

По форме фиксации информации существуют следующие документы:

— письменные (содержат в основном буквенный текст); к ним относятся классные журналы, дневники, медицинские карты, тетради учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, протоколы собраний, программы, контрольные работы и др

— статистические (информация в основном цифровая);

— иконографические (кино- и фотодокументы, картины);

— фонетические (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты);

— технические (чертежи, поделки, техническое творчество).

К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогических работников.

Скаткин выделяет два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики.

Новаторство представляет собой собственные методические находки, новые наработки.

Методом педагогического исследования является шкалирование, т. превращение качественных факторов в количественные ряды.

Такое преобразование дает возможность, например, качества личности изобразить в виде шкалы. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом.

К методам научного исследования относится также метод обобщения независимых характеристик, предполагающий выявление и анализ мнений, полученных от различных людей, а также метод педагогического консилиума, т. обсуждение результатов изучения уровня воспитанности и обученности школьников и совместная выработка средств преодоления недостатков.

В последние годы все большее распространение получает социометрический метод, который позволяет установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе, по пому метод называется также методом структурного акал та коллектива.

Особое положение занимают математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала.

Математические и статистические приемы в педагогике используются для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Каждый из них выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельной стороны педагогического процесса. Для всестороннего изучения применяются методы исследования в совокупности.

Севастьянова Елена
Основные методы научно-педагогических исследований

Каждая отрасль человеческого знания, выделяясь в особую науку, определяет предмет исследования, присущий только данной науке и методы её исследования. Предметом педагогики является особенная сфера общественной деятельности воспитания человека составными частями её – образование и обучение. Существенным фактором развития педагогической науки является обогащение и современствование методов её исследования. Надо сказать, что в этом отношении педагогика имеет значительный прогресс. Было время, когда она разрабатывалась на основе умозрительных философско-социологических построений, а педагогические идеи выступали как результат творческой деятельности выдающихся мыслителей. Однако начиная с18в. в наибольшей мере педагогику стали обогащать те ученые, которые сочетали теоретическую деятельность с практической воспитательной работой. Что в особенности относится к таким выдающимся педагогам, как Я. Каменский, Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Ушинский, А. Шацкий и др. В XIX в. начали широко проводиться экспериментальные исследования, способствовавшие дальнейшему углублению теории обучения и воспитания. В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов : педагогическое наблюдение, метод исследовательской беседы, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового опыта, социологические методы исследования (анкетирование рейтинг, методы математической статистики и теоретического анализа педагогической идеи и др. Остановимся кратко на сущности каждого из этих методов.

Читать также:  Как исправить все ошибки на компьютере программа

Метод научно-педагогических исследований

Понятие «метод» (греч. methodos) с древнейших времен использовалось как синоним выражений «путь исследования, способ познания». Современная философия трактует его как форму практического и теоретического освоения действительности, систему способов, приемов, принципов и подходов, которые может использовать конкретная наука для познания своего предмета. В современной учебной литературе дается такое определение: метод научно-педагогического исследования – это способ исследования психолого-педагогических процессов формирования личности, установленной объективной закономерности воспитания и обучения. Для получения разнообразных сведений о развитии личности, коллектива или другого объекта обучения и воспитания подбирается оптимальный комплекс методов методика исследования. Рассмотрим основные комплексы педагогических методов исследования.

Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки, и которые применяются и поныне. К таким методам относится наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической политики. Сущность его заключается в умышленном, систематическом и целенаправленном восприятии психолого-педагогических явлений. Главными его требованиями являются: определение задач, выделение объекта исследования, разработка схемы наблюдения; обязательное фиксирование результатов; обработка полученных данных. (Различают наблюдение прямое, непосредственное и самонаблюдение. ) К примеру, исследователь, присутствует на уроке и замечает, что, когда учитель излагает материал интересно, дети сидят тихо и внимательно слушают. Далее он видит, что одни ученики ведут себя активно, стремятся отвечать на вопросы учителя, сами ставят вопросы, другие же отличаются пассивностью, невнимательностью, затрудняются отвечать на вопросы учителя. Наблюдение этих явлений позволяют исследователю сделать выводы о том, что внимание учащихся во многом зависит от содержательности урана, что более высокие знания имеют активные слушатели. Так наблюдение создает почву для определенных теоретических суждений и умозаключений, которые подвергаются более глубокому изучению и проверке с помощью других методов. Подчеркивая допустимость и распространяемость метода наблюдения, необходимо вместе с этим учитывать его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений. При использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Изучение опыта – еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле он означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленения общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Он тесно стыкается с другим методом – изучение первоисточников, называемым так же архивным. В современном, несколько суженом смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта, творчески, работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. Анализ школьной документации. Источниками информации при использовании этого метода служат классные журналы, расписание учебных занятий, календарные и неурочные планы учителей и т. В этих документах, помогающих установить причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемым явлением. Например, изучение документации дает ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и усвояемостью, тем как составлено расписание, и работоспособностью учеников и т. Изучение продуктов ученического творчества. Это изучение домашних и классных работ, сочинений, рефератов, результатов эстетического и технического творчества. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени». Беседы, интервью. Беседа – метод непосредственного общения, который дает возможность получить от собеседника информацию, которая интересует учителя, с помощью предварительно подготовительных вопросов. Беседа дает возможность проникнуть во внутренний мир собеседника. выявить причины тех или иных поступков, получить информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взлетах испытуемых. Но беседы очень сложный метод, требующий особой душевной чуткости от педагога, знание психологии, умение слушать. Поэтому он применяется чаще как дополнительный метод. Разновидность беседы, ее новая модификация – интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Оно используется редко и не находит широкой поддержки среди исследователей. Вопросы и ответы готовятся заранее и последние не всегда бывают правдивыми. Результаты интервью обычно дополняют данными полученных с помощью других методов.

Слово эксперимент латинского происхождения и в переводе означает опыт, испытание. Психико-педагогический эксперимент обеспечивает наблюдение за изменениями психологических характеристик ребенка в процессе педагогического влияния на него. В отличие от методов, лишь регистрирующих, то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Проводимые педагогические эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам – направленности, объектам исследования, месту и времени проведения. В зависимости от цели различают: констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления. проверочный, уточняющий, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы. созидательный, преобразующий формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления. По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент. Естественный эксперимент, предложенный русским ученым Лазурским, проводится в специальных условиях, соответственно его цели, а исследуемые процессы протекают естественно, последовательно и без вмешательства исследователя. Если нужно проверить какой-либо частный вопрос, или для получения необходимых данных, надо обеспечить особенно важное тщательное наблюдение (иногда с применением аппаратуры, эксперимент переносится в лабораторию и называется лабораторным. В педагогических исследованиях он применяется нечасто, т. естественный эксперимент ближе к реальной действительности.

В последнее время в педагогике активно используется социологические методы исследований : анкетирование, определение рейтинга, обобщение независимых характеристик. Анкетирование – метод массового сбора информации, с помощью специально разработанных вопросников. Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрого массового опроса учеников, учителей, родителей; дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. Пройдя через первые неудачи и разочарования (в анкетах школьников «полный ажур», а реальной жизни почти такой же полный провал). Педагогическое анкетирование избавилось от многих недостатков. Для того чтобы получить правдивые ответы, надо задавать непрямые вопросы, чтобы ученик не догадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты. Социометрический метод – метод изучения групповой дифференциации, позволяющий анализировать внутриколлективные отношения. Этот метод позволяет делать срезы, характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Рейтинг является основной для построения разнообразнейших шкал оценок от ну мерности отдельных учеников до моральных качеств и престижности профессий. Метод обобщения независимых характеристик разработан русским психологом К. Платоновым. Предусматривает обобщение сведений об учениках, полученных из разных источников (учителя, родители, одноклассники, друзья и т. , сопоставление этих сведений, их осмысление. педагогический исследование. Разновидностью данного метода является педагогический консилиум, который предусматривает обсуждение результатов изучения воспитанности учеников, оценивание конкретных качеств личности, выяснение причины возможных отклонений.

проективные методы Слово «ТЕСТ» в переводе с английского означает задачу, испытание. Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса. По функциональным признакам различают: тесты интеллекта, тесты креативности (творческие способности, тесты достижений, тесты личности (характер, мотивация, типы поведения). Проективные тесты – методики, направленные на выявление определенных психологических качеств человека. Обычно тестирование как метод педагогического исследования сливается с тестированием текущей успеваемости, выявлением уровня об учености. Итоговый тест содержит большое количество вопросов и используется после изучения крупного раздела учебной программы.

Математические методы педагогических исследований

Задачи исследования
Поэтапная реализация целей (какие конкретные вопросы нужно рассмотреть в совокупности, чтобы реализовать цель)
Задачи должны быть конкретными. Методы исследования
Выбор адекватных методов решения конкретных задач. Методы должны по своему определению соответствовать поставленной цели и обладать качественно и количественно анализируемыми характеристиками. База исследования
Указание точного места проведения исследования. Возможно указание факторов, способствующих проведению исследования. Руководитель исследования
Назвать Ф. педагога, осуществляющего исследование, указать должность, категорию, стаж работы, нагрузку. Если в исследовании участвует группа педагогов, то указать статус каждого(можно ранжировать). Сроки и этапы исследования
Указать временные промежутки, в которые про –водится исследование. Критерии оценки ожидаемых результатов
Критерий результативности ( можно давать в сравнении с предыдущими результатами)Критерий затрат времени (исходя из принципа рациональности) Можно рассматривать и другие критерии ( дополнить)
13. Прогнозируемый результат
Описать выполнение целей. К каким изменениям привела реализациия поставленных целей и задач ?
14. Возможные затруднения
Прогнозирование трудностей, с которыми придется столкнуться в процессе исследования

План действий ( схема реализации программы)

ОТВЕТ №39. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Социометрия. В педагогической диагностике широко распрост­ранены социометрические методы, основанные на опросе какой- либо группы с целью установления социально-психологических взаимоотношений в ней. Для этого косвенными вопросами выяс­няют взаимные симпатии и антипатии, устанавливают, кто в груп­пе пользуется наибольшим, а кто — наименьшим уважением и авторитетом.

Читать также:  10 способов исправить повреждённую карту памяти

Задача социометрической шкалы — представить в виде опреде­ленного количественного ряда отношение одного члена группы ко всем другим ее членам. Для этого у каждого члена группы вы­являют, кто ему наиболее симпатичен (несимпатичен). Чтобы вы­явить отношения в группе, каждого учащегося спрашивают, с кем бы он хотел сидеть на занятиях, с кем бы хотел отдыхать, рабо­тать, готовиться к экзаменам и т.

К достоинствам социометрического метода относят сле­дующее:

-он наглядно раскрывает структуру внутри коллективных от­ношений;

— он позволяет сравнить формальный и истинный активы группы;

— он выявляет истинного лидера и критерии, которыми руко­водствуются учащиеся при оценке своих одноклассников;

-он позволяет сравнить отношения к одним и тем же учащим­ся со стороны одноклассников и учителей;

-он способствует налаживанию индивидуальной работы, осо­бенно с «отвергаемыми»;

— путем повторения социометрического обследования можно увидеть динамику развития коллектива.

Однако в использовании социометрического метода есть и сложности.

Во-первых, достаточно трудно определить, какие показате­ли следует взять для выяснения взаимоотношений и какие каче­ства личности при данных показателях оказываются решающими для выбора. Во-вторых, результаты социометрии информируют не только об имеющихся, но и о желаемых дружеских отношениях.

Рейтинг. Рейтинг — это близкий к социометрии метод оценки, определенных свойств, качеств человека или процесса компетентны­ми экспертами-специалистами.

Эксперты, проводящие рейтинг, должны обладать компетент­ностью, креативностью (наличием творческих способностей), положительным отношением к экспертизе, конструктивностью мышления, объективностью, аналитичностью и широтой мыш­ления, самокритичностью, у них должна отсутствовать склонность к конформизму (чрезмерному следованию авторитетам в профес­сии). Хотя в каждом конкретном случае при подборе экспертов не всегда удается в полной мере выдержать весь широкий спектр тре­бований, стремление к этому неизменно способствует повыше­нию качества экспертизы.

При рейтинге учителей используются следующие характерис­тики: личностные качества, профессиональная компетентность, педагогические умения, педагогические способности, характе­ристика знаний, умений и навыков в области учебной работы с учащимися; характеристика умений и навыков воспитательной работы с учащимися; результаты педагогической деятельности.

Главное требование к методу рейтинга — четкое определение ко­личества и качества оцениваемых характеристик и систематиза­ция оценочных эквивалентов.

Результаты рейтинга обрабатываются путем расчета среднеариф­метических показателей по каждому фактору (шкале). Затем все качества в каждой группе располагаются в определенной иерар­хии. Информация по всем сторонам деятельности представляется в сводной карте.

Шкалирование. Одним из важнейших средств математического анализа изучаемого явления, а также способом организации эм­пирических данных, получаемых посредством наблюдения, изу­чения документов, анкетного опроса, экспериментов или тести­рования, является метод шкалирования. Шкалирование — это ме­тод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. Методы шкалирования служат особыми приемами трансформа­ции качественных характеристик в некую числовую переменную.

Метод полярных профилей. Данный метод основан на сопо­ставлении положительного проявления показателя (качества, свой­ства) с его же отрицательным проявлением.

Суть метода полярных профилей состоит в количественной оценке по определенной шкале проявлений каждого показателя. При этом оценивается не само качество или свойство, а то, на­сколько ярко оно выражено, как часто проявляется и т. В этом случае качественным оценкам приписывают количественные экви­валенты. Обычно они представляются в виде следующей шкалы:

5 баллов — положительное качество сформировано полностью, ярко выражено и проявляется всегда;

4 балла — преобладание положительного качества в большин­стве случаев;

3 балла — слабое проявление положительного качества;

2 балла — типичное проявление недостатка;

1 балл — наличие отрицательного качества.

ОТВЕТ №40. СРЕДСТВА В ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Средства научного исследования (средства познания).

В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства познания: материальные, математические, логические, языковые. Кроме того, в последнее время к ним, очевидно, необходимо добавить информационные средства как особый класс. Все средства познания – это специально создаваемые средства. В этом смысле материальные, информационные, математические, логические, языковые средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей.

Материальные средства познания– это, в первую очередь, приборы для научных исследований. В истории с возникновением материальных средств познания связано формированиеэмпирическихметодов исследования –наблюдения, измерения, эксперимента.

Эти средства непосредственно направлены на изучаемые объекты, им принадлежит главная роль в эмпирической проверке гипотез и других результатов научного исследования, в открытии новых объектов, фактов. Использование материальных средств познания в науке вообще – микроскопа, телескопа, синхрофазотрона, спутников Земли и т. – оказывает глубокое влияние на формирование понятийного аппарата наук, на способы описания изучаемых предметов, способы рассуждений и представлений, на используемые обобщения, идеализации и аргументы.

Информационные средства познания. Массовое внедрение вычислительной техники, информационных технологий, средств телекоммуникаций коренным образом преобразует научно-исследовательскую деятельность во многих отраслях науки, делает их средствами научного познания. В том числе, в последние десятилетия вычислительная техника широко используется для автоматизации эксперимента в физике, биологии, в технических науках и т. , что позволяет в сотни, тысячи раз упростить исследовательские процедуры и сократить время обработки данных. Кроме того, информационные средства позволяют значительно упростить обработку статистических данных практически во всех отраслях науки. А применение спутниковых навигационных систем во много раз повышает точность измерений в геодезии, картографии и т.

Математические средства познания. Развитие математических средств познания оказывает все большее влияние на развитие современной науки, они проникают и в гуманитарные, общественные науки.

Математика, будучи наукой о количественных отношениях и пространственных формах, абстрагированных от их конкретного содержания, разработала и применила конкретные средства отвлечения формы от содержания и сформулировала правила рассмотрения формы как самостоятельного объекта в виде чисел, множеств и т. , что упрощает, облегчает и ускоряет процесс познания, позволяет глубже выявить связь между объектами, от которых абстрагирована форма, вычленить исходные положения, обеспечить точность и строгость суждений. Математические средства позволяют рассматривать не только непосредственно абстрагированные количественные отношения и пространственные формы, но и логически возможные, то есть такие, которые выводят по логическим правилам из ранее известных отношений и форм.

Под влиянием математических средств познания претерпевает существенные изменения теоретический аппарат описательных наук. Математические средства позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности. Математические средства используются также как особые формы идеализации и аналогии (математическое моделирование).

Логические средства познания. В любом исследовании ученому приходится решать логические задачи:

– каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения,позволяющие делать объективно-истинные заключения; каким образом контролировать характер этих рассуждений?

– каким логическим требованиям должно удовлетворять описаниеэмпирически наблюдаемых характеристик?

– как логически анализировать исходные системы научных знаний, как согласовывать одни системы знаний с другими системами знаний (например, в социологии и близко с ней связанной психологии)?

– каким образом строить научную теорию, позволяющую давать научные объяснения, предсказания и т

Использование логических средств в процессе построения рассуждений и доказательств позволяет исследователю отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых, ложные от истинных, путаницу от противоречий.

Языковые средства познания. Важным языковым средством познания являются, в том числе, правила построения определений понятий (дефиниций). Во всяком научном исследовании ученому приходится уточнять введенные понятия, символы и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний.

Правила использования языков как естественных, так и искусственных, при помощи которых исследователь строит свои рассуждения и доказательства, формулирует гипотезы, получает выводы и т. , являются исходным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании.

Рядоположенно со средствами познания выступают методы научного познания (методы исследования).

ОТВЕТ №41. СРЕДСТВА НАУКИ

это методы мышления, методы эмпирического исследования, а также активная и пассивная техника (система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность). Структурно-функциональный анализ — метод исследования системных объектов, прежде всего социальных систем. Структурно-функциональный анализ различных форм общественной жизни строится на основе выделения в социальных системах структурных составляющих и их роли (функции) относительно друг друга. Структурно функциональный анализ — особенно действенное средство изучения социальных явлений при переходе от постановки проблем в рамках теории к конкретным социальным исследованиям.

Главным средством научного познания является разум, ло­гическое мышление учёного, его интеллектуальные и эври­стические (творческие) способности. Однако мыслительная деятельность осуществляется в единстве с данными органов чувств. В далёкие времена первые исследователи природы не располагали ничем, кроме своих органов чувств, показания которых весьма приблизительны, субъективны. Но, начиная примерно с XVII в. , появляются первые приборы, пусть ещё несовер­шенные, которые давали уже более точную информацию о свойствах вещей.

Прибор — это как бы вышедший за свои естественные границы тот или иной орган человеческого тела, возможности которого в смысле чувствитель­ности и точности намного превосходят природные реакции человеческого ор­ганизма на различные воздействия. Тело человека различает степени темпе­ратуры, массы, освещённости, силы тока и т. , но термометры, весы, гальва­нометры и т. делают это гораздо точнее. С изобретением приборов познава­тельные возможности человека невероятно расширились; стали доступными исследования не только на уровне близкодействия, но и дальнодействия (яв­ления в микромире, астрофизические процессы в космосе). Наука начинается с измерения. Поэтому девиз учёного — измерь то, что можно измерить, и найди способ измерить то, что измерению пока не поддаётся.

037 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *