Международное сотрудничество в области экологии

1

Современные проблемы и международное сотрудничество в области экологии и природопользования

2

Лекция 1 Основные понятия в области международного сотрудничества по охране окружающей среды План лекции 1. Объекты международно-правовой охраны ОПС 2. Основополагающие принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды 3. Виды международной эколого-правовой ответственности государств 4. Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды 5. Этапы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

3

1. Объекты международно-правовой охраны ОПС Объектами международно-правовой охраны ОПС признаются природные объекты, по поводу которых у субъектов международного права (государств и международных организаций) возникают и развиваются экологические отношения.

4

Среди международных объектов охраны ОПС выделяются две категории: А) не входящие в юрисдикцию отдельных государств Указанные объекты охраняются и используются в соответствии с нормами международного экологического права. Ближний Космос Мировой океан Антарктида Мигрирующие виды животных Это воздушный бассейн Около 10 тысяч видов диких животных относятся к категории мигрирующих. Например, гепард, дельфин, серо-голубая акула, сельдевая акула, африканская гиеновая собака, стервятник обыкновенный.

5

и

10

Б) входящие в юрисдикцию отдельных государств Это объекты на их территории, которые включены в число мирового природного наследия, занесены в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений, международные реки, моря, озера.

15

2. Основополагающие принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды сформулированы в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды 1972 г.

16

Первый принцип (основной): государства вправе использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды. Однако на них лежит ответственность за то, чтобы их деятельность не причиняла ущерба окружающей среде других государств или регионов, лежащих за пределами национальной территории. Периодически происходят сбросы химических веществ с промышленных предприятий Молдовы в реку Днестр, которая обеспечивает водоснабжение юго-восточной части Украины, и впадает в Черное море.

17

Второй принцип: природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору, фауну и особенно репрезентативные (характерные) образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования деятельности человека и управления ею по мере необходимости.

18

Третий принцип: невозобновимые ресурсы должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем и чтобы выгоды от их разработки в международных пространствах получало все человечество. Принципы международного взаимодействия в области охраны окружающей среды дополнены Всемирной хартией природы, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН.

19

1) биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению; 2) производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам по сохранению их долгосрочного плодородия и процесса разложения органических веществ, по предотвращению эрозии и любых других форм саморазрушения; 3) ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециклируются; 4) невозобновляемые ресурсы однократного пользования эксплуатируются в меру, с учетом запасов, возможности рациональной переработки для потребления и совместимости их эксплуатации с функционированием естественных систем; 5) должны приниматься особые меры с целью недопущения сброса радиоактивных и токсичных отходов; 6) необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе; 7) районы, пришедшие в результате деятельности человека в упадок, подлежат восстановлению в соответствии с их природным потенциалом и требованием поддержания благосостояния проживающего в этом районе населения.

20

3. Виды международной эколого-правовой ответственности государств А) политическая международная эколого- правовая ответственность государств Распространенной формой политической ответственности являются санкции (меры принудительного воздействия к государству-нарушителю).

21

Б) Материальная международная эколого- правовая ответственность государств Материальная ответственность наступает в случае нарушения тем или иным государством своих международных обязательств, которое причинило материальный ущерб мировому сообществу или отдельным его членам. Разновидности материальной ответственности: репарация (возмещение экологического ущерба в денежном выражении); реституция (возврат в натуре неправомерно изъятого имущества); субституция (замена неправомерно уничтоженного или поврежденного). ресторация — восстановление государством прежнего состояния какого-либо природного объекта, например, качества воды, которая подверглась загрязнению по его вине.

22

Право на обеспечение государством экологической безопасности прямо не закреплено в Европейской конвенции о защите прав человека и основоположных свобод (Конвенция). Но экологические вопросы могут затрагиваться и подпадать под ее защиту и, соответственно, Европейского суда по правам человека (Евросуд). Например, такие вопросы могут рассматриваться как нарушение статьи 2 Конвенции («Право на жизнь»), статьи 8 («Право на уважение личной и семейной жизни») или статьи 6 («Право на справедливое судебное разбирательство»). Практика Евросуда дает толкование, при каких условиях государство несет ответственность за вред, нанесенный в результате загрязнения окружающей среды. В своих решениях, связанных с проблемами окружающей среды, Евросуд указывает, что ни статья 8, ни другие положения Конвенции не гарантируют право на сохранение окружающей среды как таковой. Невозможно предъявить никаких требований к государству в случае, если нанесенный вред является незначительным по сравнению с угрозой окружающей среде, присущей жизни в каждом современном городе. Например, жаловаться в Евросуд на то, что индустриальное развитие города вредит популяции птиц или портит природный пейзаж за окном, не имеет смысла.

23

Однако жалоба в Евросуд по статье 8 Конвенции может быть приемлемой и небезосновательной, если экологическая опасность достигает такого серьезного уровня, который существенно препятствует пользованию своим жильем, негативно влияет на семейную и личную жизнь.

24

Такая категория дел очень непростая. Во-первых, необходимо доказать наличие причинно-следственной связи между экологическим загрязнением и причиненным вредом. Евросуд обратил внимание, что промышленное загрязнение, несомненно, может негативно повлиять на здоровье общества в целом и ухудшить качество жизни человека, но часто невозможно определить в количественном выражении его влияние в каждом отдельном случае.

25

Дело 1 По делу «Дубецкая и другие против Украины» (решение Евросуда от 10 февраля 2011 года) две семьи, проживающие на загрязненной территории Львовской области, подали жалобу в Евросуд на загрязнение окружающей среды, причиненное государственной шахтой и фабрикой, находящимися поблизости от их домов, что нарушает их права, гарантированные статьей 8 Конвенции. В первую очередь они ссылались на ухудшение здоровья из-за загрязнения токсическими веществами воды, воздуха и почвы, концентрация которых превышала предельные нормы. Также они сообщили об ухудшении качества жизни, учитывая причиненный в результате проседания почвы ущерб домам, в которых они жили, и постоянные трудности в доступе к чистой воде, что отрицательно влияло на повседневную жизнь и отношения между членами семьи. Исследовав все обстоятельства этого дела, Евросуд пришел к выводу, что на протяжении длительного промежутка времени деятельность шахты и фабрики нарушала нормы украинского экологического законодательства. В сложившейся ситуации государство не поспособствовало переселению этих семей, не обеспечило эффективную защиту от экологических рисков, связанных с постоянным проживанием в непосредственной близости от промышленных предприятий. Таким образом, все это время люди находились на территории, которая была опасной для проживания из-за загрязнения воды и воздуха, а также просадки грунтов вследствие производственной деятельности двух государственных промышленных предприятий. Евросуд постановил, что здесь имело место нарушение со стороны государства права заявителей на уважение личной и семейной жизни, и присудил одной семье 32 тысячи евро, другой 33 тысячи евро компенсации.

26

4. Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды – парламентское сотрудничество, заключающееся в координации законодательной деятельности при решении глобальных экологических проблем; – взаимодействие исполнительных структур (правительственных организаций) при реализации международных экологических программ; – «конвенционное сотрудничество», предполагающее единство подходов различных государств к решению экологических проблем; – заключение международных соглашений для координации природоохранных мероприятий; – обмен экологической информацией; – совместное осуществление природоохранных мероприятий; – организация международных экологических форумов; – международный экологический мониторинг важнейших природных систем и объектов; – привлечение общественности, неправительственных организаций, бизнес-структур к осуществлению международного экологического сотрудничества.

27

5. Этапы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды гг. – связан с попытками объединения усилий различных стран в целях защиты природы в рамках международных конференций гг. – Начало второго этапа связано с созданием ООН –70-е годы ХХ века – связан с формированием системы международного природоохранного сотрудничества –90-е годы ХХ века – ознаменовал собой начало разработки и осуществления Стратегии устойчивого развития – по настоящее время – связан с реализацией устойчивого развития и кооперированием международной природоохранной деятельности государств.

Международное сотрудничество в решении эколого-экономических проблем

Сложность глобальных проблем порой столь велика, что их решение требует огромных усилий, трудовых и финансовых ресурсов и выходит за рамки компетенции регионов, отраслей экономики, федеральных ведомств. Да и государство оказывается зачастую бессильным уменьшить угрозы и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций, обусловленных глобальными эколого-экономическими проблемами. Стратегическое долговременное будущее человечества возможно лишь на основе глобального партнерства, взаимосогласованных межгосударственных отношений при условии формирования поколений людей, ориентированных на сотрудничество.

Ни одна страна в одиночку не может стабилизировать, например, содержание диоксида углерода в атмосфере. Раньше на это обращалось мало внимания. Считалось, что если, допустим, Великобритания задыхается от химического смога, если в Китае крыши и стены домов в больших городах покрыты толстым слоем сажи, если в Нью-Йорке или Токио трудно дышать на забитых автотранспортом магистралях, то это проблема прежде всего самих англичан, китайцев, американцев или японцев, пренебрегающих интересами экологии. Сегодня положение меняется: предпринимаются совместные программы, ограничивающие выбросы двуокиси углерода в атмосферу.

Решение мировой экологической проблемы осложняется сегодня закономерностью: кто начинает экологическое движение первым, тот заранее проиграл, поскольку его экономика должна нести бремя соответствующих расходов, а пользу из этого извлекут все. В результате никакая страна экономически не заинтересована в том, чтобы сделать больше других. Страна, предпринимающая наибольшие усилия, рискует под прессом дополнительных расходов потерять свои доли на мировом рынке. При этом неизвестно, удастся ли ей, делая ответный ход, разработать новые способы снижения расходов, которые потом можно будет с выгодой продать на рынке. Поэтому совместное богатство – натуральный, или природный, капитал – может быть сохранено только коллективными усилиями.

Читать также:  Ошибки компиляции Arduino Nano и их решения

Не менее проблематично разделение ответственности государств за глобальные опасности. До недавних пор проводилась четкая грань между «главными виновниками» истощения природных ресурсов (странами Запада во главе с США) и их «жертвами» (развивающимися и бывшими социалистическими странами). Сегодня ситуация меняется. США, будучи мировым лидером по масштабам экономической деятельности, продолжает оставаться и самым крупным источником экологической опасности. Вместе с тем огромный ущерб среде и ресурсам был нанесен в ходе индустриализации в бывшем СССР, проводимой без какого-либо учета экологических последствий. В результате нынешняя Россия оказалась в числе стран с наихудшей экологической ситуацией. Все более угрожающие размеры принимает деградация окружающей среды в развивающихся странах, особенно в многонаселенных, вставших на путь ускоренной модернизации.

В целом, как свидетельствует американский институт «Вахта мира», основную нагрузку на природную среду и ресурсы планеты создают восемь стран – США, Япония, ФРГ, Россия, Китай, Индия, Индонезия, Бразилия. Здесь проживает 56% населения Земли, находится 53% всей площади лесов, производится 59% вредных выбросов в атмосферу ( в том числе 23 – на США, 13 – на Китай, 7 – на Россию). Очевидно, что от совместных действий правительств названной «восьмерки» в значительной мере будет зависеть способность мирового сообщества ответить на вызовы конца столетия.

Заметим, что в современном постиндустриальном обществе экологический интерес становится фактором интенсификации экономического развития. Проведение последовательной природоохранной деятельности ускоряет экономический процесс, поскольку и экономический рост, и охрана окружающей среды имеют общую основу – технологический прогресс. С 1970-х годов развитые страны демонстрируют значительные успехи в энергосбережении, опровергая тем самым тезис о прямой связи между экономическим ростом и увеличением потребления энергии. По оценкам МВФ, потребление природных ресурсов на единицу готовой продукции сокращается ежегодно в среднем на 1,25%. Значительно расширилась сфера их вторичного использования.

Принципиальное сходство позиций развитых стран по обеспечению экологической безопасности свидетельствует о нахождении ими приемлемого способа решения одновременно двух противоречивых задач: предоставить людям новые экономические возможности и снизить угрозу окружающей среде. Компромисс был найден в ограничении негативного воздействия экономической деятельности на окружающую среду. Однако неизменной остается установка в общественном сознании на достижение материального благополучия. Поэтому, несмотря на осуществление жестких мер контроля, экологическая ситуация не только не улучшается в целом, а наоборот, грозит перерасти в катастрофу.

Более того, поскольку в процессе формирования постиндустриальной структуры экономики темпы ее роста замедляются, на смену опасения по поводу нового наращивания приходит иное: сможет ли современная экономика обеспечить техническое решение экологической задачи, сохраняя при этом ориентацию на наиболее полное удовлетворения потребностей населения, которому предстоит изменить свой образ жизни?

Сокращение потребления ресурсов на единицу готовой продукции сводится на нет общим его увеличением вследствие расширения производства. Несмотря на снижение энергоемкости последнего, общий объем энергопотребления и выбросов «парниковых газов» нарастает. Непропорционально высокая доля развитых стран в сравнении с развивающимися в использовании природного богатства планеты и загрязнения окружающей среды становится очевидным доказательством экологической неустойчивости их модели производства и потребления.

Итак, осознание кризисной экологической ситуации на планете сделало экологию ареной международного сотрудничества. Особенно форсированно оно развивается с конца 1960-х — начала 1970-х годов. Существует несколько авторитетных центров эколого-экономических и социально-демографических прогнозов в глобальном масштабе и для крупных регионов. С 1968 г. функционирует Римский клуб, созданный Арнольдо Печчеи и один из первых забивший тревогу о будущем человечества.

США были одной из первых стран, в которых экологический кризис в 1970-е годы вызвал столь мощный социальный резонанс, что правительство вынуждено было принять кардинальные меры, в том числе и на мировой арене. В 1970 г. президент США Р. Никсон провел международную акцию «День Земли», ставшую вехой новой эры – перехода человечества к экологическому мышлению. В обращении Никсона к нации впервые в мире были объединены вопросы состояния природной среды США с глобальными экопроблемами.

Уже два года спустя движение за охрану окружающей среды охватило практически все развитые страны мира. Окончательно и официально оно было оформлено на Стокгольмской конференции 1972 г. в виде «Стокгольмского плана действий». После этого в практику международных отношений интенсивно вводятся нормы экологического права, а защита среды переходит в зону особого внимания правительственных кругов и международной общественности.

Развитие основ международного экологического права способствовало созданию системы международных организаций в структуре и под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН), в частности ЮНЕП, Европейского агентства по охране окружающей среды, а также большого числа организаций на независимой основе.

Особую, можно сказать, инициирующую роль при подготовке и принятии конкретных решений в области экологической интеграции играют неправительственные организации и движения. Их отличает, с одной стороны, независимый характер, с другой – развитая система координации как внутри страны, так и за рубежом. В частности, организация «Greenpeace» представлена в разных странах мира, имеет свою структуру управления, исследовательскую базу для изучения состояния окружающей среды и последствий воздействия на нее человеческой деятельности.

Организация участвует во многих акциях против сброса токсичных и радиоактивных отходов, строительства объектов, опасных для природы и человека, а также против продажи продуктов питания и товаров широкого спроса, не отвечающих требованиям экологической безопасности. В активе «Greenpeace» имеются также акции по спасению животных и птиц, подвергшихся чрезвычайным воздействиям в результате разливов нефти, пожаров, наводнений и других стихийных бедствий.

К 1990-м годам экологическая политика была включена в программы социал-демократических партий Австрии, Великобритании, Норвегии, ФРГ, Финляндии, Швеции и других стран.

В 1984 г. в США создан институт «Worldwatch» («Вахта мира»), возглавляемый Л. Брауном, который проводит симпозиумы, конференции и исследования в области эколого-экономических проблем, издает статистические ежегодники. Активную работу ведет и международный институт «Экотехника», разрабатывающий варианты конкретных решений преодоления экологических кризисов в разных районах планеты.

Большинство экологических вопросов на мировом уровне решаются сегодня под эгидой ООН и ЕС. В 1992 г. знаменитая Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992) в Рио-де-Жанейро приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, наметившую основные положения Концепции устойчивого развития, которую подписало большинство стран мира. Ее основные положения сводятся к следующему:

· непротиворечивости интересов настоящих и будущих поколений;

· равенству экологических прав народов всех стран;

· взаимопомощи и сотрудничеству в решении экологических проблем.

Эта концепция имеет свои недостатки, она находится в стадии разработки, но ее основная идея важна как принципиально новая доктрина мирового развития. С нее начинается отсчет нового этапа в экологизации мировой экономики. Так, конференция в Рио-де-Жанейро констатировала, что XXI в. может состояться для человечества только в том случае, если он будет не Веком Экономики, а Веком Экологии.

Иными словами, к началу XXI в. человечеству срочно понадобилась научная постановка стратегии выживания, которая должна отвечать на три ключевых вопроса:

· где (т. в какой экосистеме) мы находимся сегодня?

· почему мы оказались в этой ситуации?

· как строить стратегию выживания в этих условиях?

Известные специалисты в области эколого-экономических проблем Р. Гудленд и Х. Дели отмечают, что рыночная стратегия их решения исчерпала себя и потому необходим переход к сознательному регулированию гомеостаза общества через экологический всеобуч и человеческую революцию.

По словам известного российского ученого В. Данилова-Данильяна, «предвидение последствий использования технологии сегодня важнее, чем сама технология! В области экономики необходимо прежде всего изменить структуру мировой торговли, заставить рынок работать на интересы поддерживающего развития, найти формы коллективного управления окружающей средой».

Ответственность за трансграничные воздействия становится одним из наиболее действенных факторов межгосударственных отношений. Неконтролируемый «экспорт» загрязнений, который имел место в прошлом, способствовал развитию такого «средоохранного» способа, как строительство высотных труб. С помощью этих труб вредные вещества и до сих пор разносятся на большие расстояния. Сегодня их строительство запрещено, а международное стимулирование снижения трансграничных загрязнений направлено в основном на изменение самих технологических процессов, но не на метод «конца трубы», т. ликвидацию последствий.

В настоящее время контроль и оценка трансграничных загрязнений осуществляется лишь по приоритетным видам, к числу которых относятся диоксид серы, оксиды азота, аммиак и летучие органические соединения. На них должна ориентироваться стандартизованная сеть станций контроля трансграничных воздействий.

Как ЮНЕП, так и Координационный центр по воздействию при ЕС регулярно проводят сессии, где подводятся итоги работы в области средоохранной деятельности с предоставлением данных по каждой стране. На них также создаются проекты дальнейшего сотрудничества в этой области, различные программы совместных действий. Осуществляется международное финансирование мероприятий по защите окружающей среды, оказывается помощь развивающимся странам.

Экологизация мировой экономики, международные соглашения по проблемам окружающей среды обусловили официальное признание на мировом уровне новой сферы деловой активности – «зеленого» бизнеса, под которым подразумевается новый сектор экономики, направленный на ресурсосбережения, технологии защиты окружающей среды, экологические услуги. Так, годовой оборот рынка природоохранных технологий достигает в настоящее время почти 1 трлн долл. и продолжает расти. Увеличивается число компаний по производству очистного и средоохранного оборудования, рекуперационных технологий, альтернативных источников энергии, мониторинга и проведения экологической экспертизы. Множится число фирм по озеленению территорий. Таким образом, мировой спрос постепенно начинает трансформироваться в направлении экологизации. Можно с уверенностью сказать, что активное вхождение проблем экологической безопасности в различные сферы жизни мирового сообщества – процесс необратимый и носит всеобщий характер.

Активное участие развивающихся стран в решении глобальных экологических проблем предполагает серьезную перестройку экономических отношений Север – Юг. В странах третьего мира полагают, что мировое сообщество, заинтересованное в достижении общей цели – глобальной экологической безопасности, должно полнее учитывать организационные, технические, финансовые различия между странами Севера и Юга. Долгом и обязанностью развитых стран, которые несут главную ответственность за разрастание глобального экологического кризиса, является оказание экономического содействия развивающимся странам.

Читать также:  Оптимизация программного кода модуля

Реализация проектов требует огромных финансовых средств. Чтобы, например, достигнуть целей, провозглашенных «Повесткой дня на XXI век» — основным документом Конфедерации ООН по окружающей среде и развитию, только развивающимся странам потребуется дополнительно 600 млрд долл. При этом помощь Запада должна составить 125 млрд долл. , что вдвое больше всего объема помощи, полученной развивающимися государствами в начале 1990-х годов. Подобные расчеты, сделанные секретариатом Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, расценены авторитетными экспертами как абсолютно неосуществимые. В то же время эта сумма уступает израсходованной в период «холодной войны» на гонку вооружений.

Не менее трудная проблема будущего – формирование механизмов решения глобальных проблем. Те, что складываются сегодня, — сотрудничество на уровне национальных правительств и существующей системы ООН – по меньшей мере неэффективны. Налицо растущее несоответствие между транснациональным характером многих процессов и возникающих перед человечеством угроз и сохраняющейся национально-государственной структурой мира. В мире более 200 государств и столько же национальных предпочтений, приоритетов, политических курсов, решений. Еще в 1990 г. 117 стран по рекомендации ООН приняли национальные стратегии устойчивого развития, однако они так и остались несогласованными.

Предстоящие в рамках ВТО (Всемирной торговой организации) переговоры о дальнейшем открытии рынков заранее вызывают беспокойство в деловых кругах Европы. Ряд индустриальных стран требует учета социальных стандартов. Им представляется проблематичным соединение торговых преимуществ с охраной окружающей среды. Противодействие намеченным решениям проявляется не только со стороны развивающихся стран. В кругах европейской экономики тоже раздаются критические голоса.

UNICE (головная организация европейских промышленников и работодателей) озабочена возрастающим числом многосторонних соглашений об охране окружающей среды. Складывается угроза постоянных конфликтов между требованиями экологии и свободной торговли. Предприятия, которые из-за принятых в отдельных странах природоохранных предписаний не могут свободно продавать свои товары на внутренних рынках, порой выражают сомнения в том, что действительно ли у их деловых партнеров на первом месте находится забота об окружающей среде и защите потребителя. Они опасаются, что внутренние рынки таким способом защищаются от иностранной конкуренции. Высказываются мнения, что различные определения и формы природоохранной политики служат лишь ограничению доступа иностранных фирм, например, в области торговли отходами, упаковкой и ее остатками, химикатами и средствами транспорта.

Значительным фактором нарушения экологического равновесия является растущий масштаб выходящей из-под контроля деятельности ТНК (транснациональных корпораций). В условиях, когда правовая защита природной среды и ресурсов в разных странах остается различной, ТНК и их заграничные предприятия получают возможность уходить от ответственности за экологические и иные нарушения. Этому способствует и то, что развивающиеся страны, заинтересованные в индустриализации и привлечении иностранного капитала, не спешат с принятием жесткого природоохранного законодательства, для реализации которого у них к тому же нет ни кадров, ни средств.

Промышленно-развитые страны запада – производители и поставщики высокотехнологической продукции

Развивающиеся страны – поставщики сырья

Страны с переходной экономикой – товары добывающей и обрабатывающей промышленности

Международное сотрудничество в области экологии.

Гармонизация международных экологических отношений — один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнанно, что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств.

Для решения экологических проблем необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе.

Международные конвенции и соглашения по экологичским проблемам проводятся с XIX века. Первыми были «Конвенция по ловле устриц», зaкmoченная в 1839 г. между Францией и Великобританией, «Соглашение об охране морских котиков», достигнутое в 1867 г. между Россией, США и Японией, ряд конвенций и соглашений по рыболовству. Конвенции и соглашения по охране перелетных птиц и защите растений от вредителей и болезней бьли зaкmoчены в начале хх века.

Но интенсивное международное сотрудничество и его правовое регулирование начинается с середины хх века.

Это было обусловлено тем, что человечество оказалось на грани экологической катастрофы. В этих условиях повышается роль международных механизмов, способных обеспечить экологичскую безопасность государств и рациональное использование природных pecypсов как общечеловеческого достояния.

Международные объекты охраны окружающей природной среды

Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).

К национальным объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Этими объекгами государства распоряжаются свободно, охраняют их и управляют ими на основании собственных законов.

Международные объекты охраны окружающей природной среды — это объекты, которые находятся в пределах международных пространств: космос, атмосферный воздух, Мировой океан, Антарктида, а такжеперемещающиеся по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.

Кроме этого, на международный учет взяты и некоторые природные объекты, охраняемые государствами. : К ним относятся

1) природные объекты, предоставляющие уникальную ценность (3аповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы);

2) исчезающие и редкие животные и растения, занесенные в международную Красную книгу;

3) разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании нескольких государств (река Дунай, Балтийское море и др.

Основные принциnы международного экологического сотрудничества

Международное сотрудничество в области экологии регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы, регулирующие отношения между его субъектами по поводу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений людей.

Организационные формы международного сотрудничества многообразны. Они подразделяются на:

1)международные правительственные союзы (МПО);

2)международные неправительственные объединения (мипо). Крупнейшая международная межправительственная организация- ООН В состав ООН входят:

2)Продовольственная сельскохозяйственная организация (ФАО);

3)Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

4)Всемирная метеорологическая организация (ВМО);

5)Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и др.

В 1957 г. бьшо создано Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) (изучение и использование в мирных целях атомной энергии), в 1960 г. Межправительственная океаническая комиссия (МОК) (исследование океана в целях значения для человечества).

В истории развития основных экологических принципов

международного сотрудничества выделяют 3 этапа. Начало первого этапа ознаменовaнo программой «Человек и биосфера», принятой в 1971 г. организацией ЮНЕСКО при ООН: Международная научная программа экогических исследований (МАБ).

Общая цель программы: разработка основы для рационального использования и сохранения ресурсов биосферы и для улучшения глобальных отношений между человеком и его окружением.

В 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН, на которой была принята Декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действий мирового ообщества в области охраны окружающей среды. На этой же конференции день 5 июля был объявлен Всемирным днем окружающей среды и образован постоянно действующий орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г. Найроби (кения).

ЮНЕП имеет программу, в которой организация и планирование

природоохранных действий предусматриваются в следующих направлениях:

1) оценка окружающей среды (глобальная система наблюдений)

2) управление окружающей средой;

3) образование в области окружающей среды и подготовка кадров;

4)координация деятельности других международных организаций по использованию, воспроизводству и охране компонентов окружающей среды.

В 1981 г. Генеральная ассамблея ООН по инициативе нашей страны приняла резолюцию «Об исторической ответствениости государств за сохранение природы Земли для нашего и грядущего поколения», в которой отмечалось пагубное последствие гонки вооружений для природной среды.

В 1982 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Всемирная Хартия природы (ВХП), в которой провозглашены следующие принципиальные положения:

Генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности. Популяция каждой формы жизни должна coxpaняться, необходимую для этого среду обитания следует сохранять.

Все регионы Земли как на суше, так и на морях должны быть подчинены охране в соответствии с этими требованиями, особая защита должна обеспечиваться уникальным районам — типичным представителям всех видов экосистем и среды обитания редких или исчезающих видов.

природныe ресурсы должны не расточаться, а использоваться умеренно, биологические ресурсы — использоваться лишь в пределах их природной способности к восстановлению; ресурсы многократного пользования, включая воду, использоваться повторно или рециркулироваться.

Согласно Хартии, деградация прнродных систем в результате чрезмерного и нерационального использования природныx ресурсов так же, как и неспособность установить прочный эколого-экономический порядок между странами и народами, ведет к подрыву основ цивилизации.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию — самый круnный форум по экологии в 20 веке. В конференции участвовало 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. На конференции были одобрены 5 документов:

Декларация об окружающей среде и развитии.

Повестка дня на ХХI век.

Заявление о принципах управлеиия, сохранения и устойчивого

развития всех типов лесов.

Рамочная конвенция по проблеме изменений климата.

Конвенция по биологическому разнообразию.

В основу разработки экологической стратегии государства мирового сообщества рекомендовалось принять концепцию устойчивого развития. Было подчеркнуто, что устойчивому развитию нет разумной альтернативы. (Напомним, что под устойчивым развитием понимается одновременное решение проблем экономического развития и экологии). Эта конференция имела очень большое значение.

Важную роль в решснии экологических проблем играют

международные неправительственные организации:

1) Международный союз охраны природы и природных ресурсов

2) всемирный фонд охраны природы (ВФОП);

3) Международная молодежная федерация (ММФ);

4) международный совет научных союзов (МСНС);

5) Всемирная конфедерация организации преподавательских

профессий (ВКОПП).

Россия активно сотрудничает по 8 основным программам в рамках ЮНЕП:по решению проблем Аральского и Черного морей, озера Байкал, по преодолению последствий аварии на Чернобылъской АЭС.

Читать также:  System program problem detected?

В 1991 г. произошло подключение России к Глобальной базе данных о природньх ресурсах (ГРИД), действующей в рамках ЮНЕП.

Среди результатов сотрудничества с Европейской комиссией ООН (ЕЭК) следует выделить подготовку конвенций по трансграничным последствиям промышленньх аварий, по охране и использованию трансграничных водных путей и международньх озер.

По программе службы погоды Россия сотрудничает с ВМО.

В рамках проекта «Человек и биосфера» (МАБ) продолжается работа по развитию международной сети биосферных заповедников.

Разработан ряд проектов по Международной гидрологической пporpaммe.

В ВОЗ осуществляется работа по решению проблем здравоохранения и окружающей среды, питьевого водоснабжения и санитарии, безопасности хмических веществ.

Взаимодействие с МАГ АТЭ включает проведение экспертизы уровня безопасности АЭС, обращение с радиоактивными отходами.

В 1991 г. Россия стала членом Международного союза охраны

природы и природньх ресурсов (МЕОП).

Глобальные международные экологические проблемы

Осознание всепланетной зависимости и ответственности стран друг перед другом стало приходить по мере того как локальные экологические проблемы, касавшиеся отдельных регионов, перерастали в глобальные, от решения которых теперь уже зависит само существование человечества.

Можно выделить целый ряд глобальных экологических проблем.

Сокращение биологического разнообразияв результате прямого (отлов, отстрел) и косвенного (загрязнение и хозяйственное использование мест обитания) уничтожения множества видов животных и растительных организмов. А так как каждый вид является регулятором численности других видов (через участие в пищевых цепях и конкурентной борьбе «за место под солнцем»), то резкие изменения в видовом составе экосистем и всей биосферы ведут к нарушению динамического равновесия в природе, к сверхразмножению нежелательных организмов или же к ускорению процессов опустынивания. Кроме того, с потерей отдельных видов навсегда теряются оригинальные свойства приспосабливаемости, которые можно было бы использовать в генной инженерии будущего.

Изменение климата (на данном этапе в сторону потепления, хотя в будущем не исключен резкий поворот к похолоданию) в результате увеличения углекислого газа в атмосфере, препятствующего отражению тепловых лучей от поверхности Земли. Причиной этого является нарастание темпов его высвобождения в процессе сжигания различных видов органического топлива, с одной стороны, и уничтожения растительных организмов (включая океанический фитопланктон), способных усвоить образующийся избыток углекислого газа – с другой. Последствия этого процесса многогранны и могут проявляться в катастрофическом повышении интенсивности дождей, ураганов, селевых потоков и снежных лавин, затоплении прибрежной части материков (являющейся наиболее населенной), резком снижении урожайности сельскохозяйственных культур в результате смещения благоприятных для них климатических показателей (температуры, влажности) в места с неподходящим составом почвы и продолжительностью светового дня (хотя в ряде мест возможен и обратный эффект – повышение урожайности).

Утончение озонового слоя, служащего препятствием проникновению смертоносного коротковолнового спектра ультрафиолетового излучения. Последствием может стать рост заболеваемости и повышение агрессивности людей и животных, снижение урожайности некоторых культур и т. Одной из причин образования озоновых дыр считается попадание в верхние слои атмосферы фреонов, широко применяемых на производстве и в быту (холодильниках, кондиционерах, аэрозолях и т.

Загрязнение гидросферы планеты (Мирового океана, внутренних водоемов, грунтовых вод) разнообразнейшими отходами, включая нефтепродукты и радиоактивные вещества, что ведет к росту заболеваемости и смертности от потребления низкокачественной воды, снижению добычи морепродуктов, нарушению баланса между потреблением и выделением кислорода и углекислого газа и т

Исчерпание ассимиляционных возможностей окружающей природной среды.

Резкий рост численности населения Земли и его не­равномерное расселение по ее территории. Уже сейчас на земле проживает более семи миллиардов человек при экологическом оптимуме – не более пяти.

Существуют и другие трудноразрешимые проблемы, такие как вырубка лесов, опустынивание, снижение почвенного плодородия.

В последние годы в некоторых наиболее развитых странах были приняты меры, смягчившие остроту экологических проблем, однако человечество стоит на пороге второй волны современного экологического кризиса, связанной с ускоренным развитием стран «третьего мира», не имеющих средств на параллельное решение природоохранных проблем.

Придется более развитым странам взять на себя значительную часть соответствующих усилий и затрат в интересах сохранения нашей общей биосферы, а это предполагает значительную корректировку всей системы международных отношений.

Международное сотрудничество может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе. Его история насчитывает уже более ста лет. Первоначально объектом заключения договоров и конвенций была охрана тех или иных животных (например, соглашение, заключенное Россией, Японией и США о совместном использовании и охране морских котиков, Конвенция об охране дикой природы Африки). Однако в середине ХХ века с осознанием того, что нельзя сохранить какой-нибудь вид, включая человека, разрушив среду его обитания, на первое место выходят совместные усилия по предотвращению загрязнения и разрушения окружающей природной среды. Так, в 1954 году была заключена Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью, а в 70-х годах – и другими отходами, включая радиоактивные. Важнейшее значение имел Московский договор (1963 г. ) о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой.

В настоящее время заключено более 200 различных международных соглашений и за каждым стоит тяжелая кропотливая работа по согласованию суверенных интересов экономического развития каждой страны с интересами обеспечения выживания всего человечества. После ратификации каждой конвенции возникает необходимость внесения изменений в национальные нормативно-правовые документы, а в некоторых случаях – в серьезных изменениях в экономике. Например, выполнение требований Конвенции по сохранению озонового слоя может нанести болезненный удар по химической промышленности РФ. Поэтому достигнутые договоренности иногда годами не могут вступить в силу.

На конференции ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. (КОСР – 92) ряд соглашений был принят в значительно более мягком варианте, чем предполагалось, а по некоторым вопросам к единому мнению вообще не удалось прийти. В том же 1992 году в СНГ вместо широкомасштабного Соглашения о взаимодействии в области охраны окружающей природной среды пришлось принять более узкий и менее действенный Рекомендательный законодательный акт «О принципах экологической безопасности в государствах Содружества».

С помощью кредитно-инвестиционных инструментов упомянутые выше банки пытаются поддерживать экологически привлекательные проекты либо затруднять финансирование экологически опасных. Важнейшими документами в системе международных природоохранных отношений являются:

– Всемирная хартия охраны природы, провозгласившая и взявшая под защиту право всех форм жизни на выживание;

– Конвенция о запрещении военного и любого иного враж­дебного использования средств воздействия на природную среду;

– Конвенция об изменении климата;

– Конвенция о биологическом разнообразии;

– Конвенция об охране озонового слоя;

– Конвенция о международной торговле исчезающими видами дикой флоры и фауны (СИТЭС);

– Декларация по окружающей человека среде, являющаяся сводом основополагающих принципов международного сотрудничества;

– Конвенция по водно-болотным угодьям;

– Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия и еще целый ряд документов.

Международные организации осуществляют контроль за выполнением принятых договоренностей, координацией совместных усилий по охране природы и привлечением внимания общественности к экологическим проблемам. Они могут быть межгосударственными (межправительственными) или неправительственными (общественными).

Важнейшей среди межгосударственных организаций является ЮНЕП, созданная ООН в 1972 г. для реализации программы защиты окружающей среды. Она занимается мониторингом окружающей природной среды, координацией всех видов международной природоохранной деятельности, разработкой научных основ управления ресурсами биосферы и поиском путей решения наиболее острых проблем современности, таких как сокращение биологического разнообразия, вырубка лесов, деградация почв и т.

Отдельными сторонами природоохранной деятельности занимаются и другие отделения ООН, такие как ЮНЕСКО (экологическое воспитание и образование населения, охрана всемирного культурного и природного наследия), Комиссия по мирному использованию космического пространства, Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции и др.

Медико-санитарные аспекты охраны окружающей среды рассматривает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Контроль за соблюдением правил строительства и эксплуатации атомных электростанций осуществляет МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии, созданное под эгидой ООН в 1957 г. В настоящее время в него входит 120 государств. Для России и других стран, входящих в СНГ, особое значение имеет создание Межгосударственного экологического совета (1992 г. ), координирующего природоохранную деятельность и оказывающего содействие в разрешении экологических споров между Россией и другими государствами Содружества.

Среди международных неправительственных организаций важнейшей является МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов), учрежденный в 1948 г. Основными направлениями его деятельности являются издание Красных книг о редких и исчезающих видах организмов, организация заповедников и национальных природных парков, экологическое просвещение и т.

Одним из важнейших направлений международного сотрудничества является организация различных встреч, совещаний и конференций, как научных, так и практических, с участием не только ученых, но и руководителей соответствующих государственных структур вплоть до премьер-министров и президентов. На этих встречах обсужда­ются научные идеи, происходит обмен опытом управления природопользованием, принимаются программы дальнейшего развития и заключаются международные соглашения.

Впервые проблема охраны окружающей природной среды как комплексная глобальная проблема охраны биосферы в целом, а не только отдельных видов растений и животных, была рассмотрена в ООН на Межправительственной конференции в 1968 г. Результатом этой конференции было принятие одной из крупнейших научных программ «Человек и биосфера». Наибольшее влияние на охрану окружающей среды оказали также Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г. ), день открытия которой (5 июня) был объявлен Всемирным днем окружающей среды, и Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г. ) (КОСР-92). Первая способствовала переходу к интенсивному комплексному изучению взаимодействия биосферы и человечества и созданию ЮНЕП, а вторая подвела некоторые итоги и приняла программу действий по достижению устойчивого развития цивилизации в XXI веке.

В чем основные причины глобализации экологических проблем?

Каковы основные пути решения мировых экологических проблем?

Назовите основные международные организации и формы сотрудничества в решении экологических проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *