НАБРОСАЙТЕ ПЛАН РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ, ВКЛЮЧАЯ ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ

Описание педагогической проблемы включает в себя анализ существующей педагогической ситуации или состояния педагогической системы.

Поможем в ✍️ написании учебной работы

Рекомендации по созданию педагогического проекта

Под педагогическим проектом понимается авторская разработка, направленная на решение конкретной педагогической проблемы в течение ограниченного промежутка времени с помощью специально разработанной системы средств.

Существуют и другие определения педагогического проекта. Педагогический проект — это исследовательская деятельность педагога, включающая в себя описание методов и приемов работы, направленных на повышение качества образования, развитие творческих и умственных способностей учащихся.

Педагогический проект — разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

Общие требования к оформлению и содержанию педагогического проекта

Титульный лист: (Приложение 1)

— полное название образовательного учреждения;

— название проекта;

— фамилия, имя, отчество, должность автора (авторов) проекта;

— фамилия, имя, отчество, должность руководителя проекта.

— населенный пункт и год создания проекта

Структура проекта — вариант 1:

— постановка проблемы с указанием причин;

Описание педагогической проблемы включает в себя анализ существующей педагогической ситуации или состояния педагогической системы.

В результате анализа выявляются противоречия между имеющимся положением педагогической системы и ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе.

Педагог должен показать несоответствие между требуемым современностью состоянием образовательной системы и реально существующей ситуацией.

Педагог указывает, каким образом выделенные проблемы затрагивают определенные целевые группы, т. лиц, которым будет адресована деятельность по проекту.

Таким образом, описание проблемы предполагает формулирование ответов на два вопроса:

— почему возникла необходимость в выполнении проекта?

— почему решение данной проблемы является приоритетной задачей?

Глубокий и всесторонний анализ педагогических проблем позволит грамотно и корректно сформулировать цели, задачи и подобрать методы проекта.

— актуальность проекта (затруднения, противоречия в практике, из которых вытекает необходимость разработки и реализации проекта по данной теме);

— степень разработанности проблемы (ссылки);

— объект проектной деятельности (границы исследования и изменения практики);

— предмет проектной деятельности (часть объекта, раскрываемая при реализации проекта);

— цель проекта (ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях в педагогах / обучащихся, появившихся благодаря реализации проекта);

— задачи проекта (действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели);

— гипотеза (логическое предложение относительно способа реализации идеи и замысла проекта).

— ресурсы (материально-технические, кадровые, информационные, нормативно — правовые, финансовые и т

— последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию; основании которых производится оценка эффективности реализации проекта), диагностический инструментарий (средства оценивания результатов реализации проекта);

— прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции,

компенсации негативных последствий;

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

Педагог оценивает возможные риски, которые могут повлиять на реализацию проекта.

Книга одного автора

Книга двух, трех авторов

Четверо и более авторов

Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных

Составная часть документов

Составная часть сериального издания

Вавилова А. Правовая основа деятельности структурных под-

Место, год, объем издания

Место издания — обязательный библиографический элемент — приводится в именительном падеже.

Принятые сокращения: Москва — М. ; Ленинград — Л. ; Санкт-Петербург -СПб. ; Петербург — Пб. ; Нижний Новгород — Н. Новгород; Ростов-на-Дону — Ростов н/Д; Лондон -L; Нью-Йорк — N. ; Париж — Р.

Если книга имеет в библиографическом описании два места (города)

издания, указываются оба и отделяются друг от друга точкой с запятой, например: -М. ; СПб. ; если два издательства — двоеточием, например: ACT : Астрель.

При ссылке на тома, части, разделы, главы (в зависимости от построения

строения источника) и страницы соблюдаются следующие правила:

— все сведения даются арабскими цифрами;

— так как эти данные являются дополнительной информацией, они от- §

деляются друг от друга тире и пишутся в сокращении:

Том 4 — Т. Книга 2 — Кн. Раздел 3 — Разд. Выпуск 5 — Вып. Глава 4 — Гл. Страница 10 — С.

infopedia. su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

В статье представлено назначение образовательной программы организации дополнительного образования, дифференциация этого документа и программы развития по цели и содержанию. Автор делится практическим опытом определения структуры образовательной программы организации дополнительного образования в соответствии с нормативными требованиями.

Цибизова,
руководитель методической службы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества имени Н. Крупской»,
канд. пед. наук,
Новокузнецк

Ключевым элементом реализации дополнительного образования в любой организации является программа, а точнее — дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее — ДООП), которую самостоятельно разрабатывает педагог.

Однако, рядом с педагогом дополнительного образования, по пути проектирования, разработки и оформления ДООП, идет, чаще всего, методист или специалист управленческого звена. Хорошо если взаимодействие между ними слаженное и продуктивное, если совпадают педагогические установки и взгляды. Но так бывает не всегда.

Появляются разногласия. И тогда у методиста возникает вопрос: «Что ему еще не понятно?», а у педагога встречный: «Что он хочет от меня?».

И действительно, существует локальный акт, разработанный и утвержденный. Здесь и структура ДООП, и шаблоны для оформления, все по пунктам в соответствии с нормативной базой. Вот методические рекомендации по работе с документом. А вопросы остаются.

Разногласия в коллективе педагогов рождаются и по другим поводам.

Например, методическая служба запланировала мероприятие для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по программам художественной направленности. Собраться бы, да обсудить планируемые результаты, как их достичь и как оценить. Нет, невозможно в это время: один педагог с детьми танцует, а другой рисует, а третий поет.

Но, подождите, а наши «соседи» — воспитатели детских садов, школьные учителя? Да, они реализуют разные образовательные и предметные области, но результаты—то требуются от всех единые. И педагоги дошкольного, начального, основного и среднего (полного) образования могут обсуждать вопросы достижения общих результатов и их оценивания. И с программами тоже нет таких проблем.

А почему? Потому что дошкольное и общее образование регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС), который задает требования к результатам, содержанию и условиям образования, а рабочая программа педагога является инструментом реализации данных требований.

В дополнительном образовании ФГОС нет, но на этот вид образования, как и на все другие распространяется действие пункта 3 статьи 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, согласно которому разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции самой образовательной организации.

Следовательно, деятельность в дополнительном образовании регулируется образовательной программой организации. Этот нормативный документ является обязательным, именно он может определить общий для всех педагогов концептуальный образовательный подход, цели и задачи, которые ставятся в процессе проектирования ДООП. И как раз образовательная программа организации является основанием для оценки планируемых результатов, полученных при освоении ДООП.

Взаимосвязь дополнительных общеобразовательных программ и образовательной программы организации регламентирована Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». В пункте 5 читаем: «Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Поэтому разработка образовательной программы организации является важной задачей. Но, как показывает практика, зачастую методисты и специалисты управленческого звена уделяют недостаточно внимания этому документу. Мы считаем, что до сих пор не осмыслено назначение образовательной программы организации, а выстраивание ее структуры и содержания является определенной проблемой.

Почему сложилась такая ситуация? Обратимся к недавнему прошлому дополнительного образования.

В этот период и муниципальные, и государственные образовательные учреждения строили свою работу в соответствии с типовыми положениями. В соответствии с пунктом 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей») содержание деятельности объединения определялось педагогом.

Учреждение, же в соответствии с пунктом 19 указанного документа, самостоятельно разрабатывало программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений. Конкретных нормативных требований к программе деятельности не предъявлялось. Вопрос о том, как взаимосвязаны программа объединения и программа деятельности учреждения и чем она должна наполняться, остался открытым.

Примерно в это же время как инструмент инновационных преобразований в образовательном учреждении появилась программа развития. Ее разработка и реализация была и остается значимым этапом планирования в дополнительном образовании.

Сложившиеся тогда обстоятельства сегодня привели к проблеме не различения программы развития и образовательной программы. Поэтому для того чтобы понять ее назначение, прежде всего, нужно дифференцировать эти понятия.

Программа развития существенно отличается от образовательной программы. Один документ (программа развития) имеет инновационную направленность и выступает в качестве плана осуществления нововведений в образовательной организации. Другой (образовательная программа) регулирует вопросы реализации образовательного процесса (дополнительных общеобразовательных программ).

Различия двух управленческих документов представлены на Схеме 1.

НАБРОСАЙТЕ ПЛАН РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ, ВКЛЮЧАЯ ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ

Схема 1. Отличие программы развития от образовательной программы

Еще одна проблема — как определить структуру образовательной программы организации?

Цель методических рекомендаций — формирование единого подхода и согласование позиций Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка и организаций дополнительного образования при разработке образовательной программы с учетом реализации образовательной политики Российской Федерации и Кемеровской области.

В методических рекомендациях образовательная программа организации дополнительного образования определена как учебно-методическая документация, направленная на реализацию цели и задач образовательной деятельности. Основой для такого определения стали нормативные документы, как и в случае с образовательными организациями, реализующими свою деятельность в соответствии с ФГОС.

В структуру образовательной программы в соответствии со ст. 2 п. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ включены три основных раздела — целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к реализации образовательной деятельности, планируемые результаты. Сюда можно включить пояснительную записку, систему оценки планируемых результатов.

Организационный раздел программы определяет общие рамки организации образовательной деятельности и механизмы реализации образовательной программы. Здесь размещается учебный план как механизм реализации образовательной программы и описание условий реализации образовательной программы.

НАБРОСАЙТЕ ПЛАН РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ, ВКЛЮЧАЯ ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ

Образовательная программа Дворца творчества им. Крупской определила единую методологическую ориентацию (компетентностный подход), планируемые результаты (ключевые образовательные компетенции, необходимые для решения задач социального, коммуникативного и личностного самосовершенствования в соответствии с возрастными характеристиками), систему оценки достижения планируемых результатов, общие подходы к отбору содержания образования (на основе компетентностного подхода) и по направленностям.

Реализация образовательной программы организации создала условия для осуществления следующих позиций:

  • координация деятельности педагогического коллектива по достижению планируемых результатов и условий освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ, а также принятия управленческих решений администрацией организации;
  • углубление понимания смыслов дополнительного образования и использования их в качестве ориентира в практической образовательной деятельности педагогических работников, установки взаимосвязанности компонентов образовательной программы организации и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
  • информирование обучающихся и родителей (законных представителей) о целях, содержании, планируемых результатах в деятельности Дворца творчества им. Н.К. Крупской.

Подводя итог, хочется вспомнить расхожую фразу: «Методист должен быть на шаг впереди всего педагогического коллектива». Возможно вдумчивая, тщательная разработка образовательной программы организации и является этим шагом?

  • Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Учреждения дополнительного образования детей: срочно требуется нормативная база! // Библиотечка журнала «Вестник образования России». — № 7. — 2006. — С. 6-18.
  • Селевко Г.К. Технология внутришкольного управления. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.

ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Деятельностный подход представляет собой теорию, основным положением которой является положение о ведущей роли деятельности в процессе образования личности.

Деятельность — это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры

§ всякая деятельность представляет собой процесс реализации отношений человека к окружающей действительности;

§ любая деятельность есть не односторонний процесс воздействия человека на природу, а обоюдный процесс, то есть взаимодействие.

§ предметность (какая-либо часть окружающей действительности)

§ преобразующий характер;

§ структурность.

Цель деятельности – это мысленно представляемый результат деятельности, получение которого обеспечит удовлетворение потребностей, интересов личности.

— материальная и духовная,

— репродуктивная и творческая деятельность.

— познавательную, общественную, спортивную, художественную, техническую и другие (например, учебно-познавательная деятельность учащихся).

Уровни овладения деятельностью:

— репродуктивный (воспроизводящий);

— эвристический (поисковый);

— креативный (творческий, созидающий)

Общие виды деятельности человека – игра, учение, труд, общение.

Требования деятельностного подхода

Образование (воспитание, обучение и развитие) личности может быть обеспечено только путем овладение деятельностью.

Овладение деятельностью является условием (основанием) формирования творческой личности.

Эффективный характер деятельности может быть обеспечен только при наличии признаков – предметность, целенаправленность, преобразующий характер, структурность.

Овладение деятельностью на любом уровне происходит поэтапно путем перехода из внешнего (предметного) плана во внутренний (теоретический) план.

Деятельность может быть эффективно реализована, если она имеет следующую структуру – предмет (мотив), виды деятельности, цель, действия, условия, операции.

Направленность любой деятельности определяется ее предметом, который исполняет роль мотива деятельности.

Личностный подход заключается в ориентации в процессе образования на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

Основные идеи личностно ориентированного образования:

§ обеспечение развития личности через организацию ее деятельности;

§ единство взаимосвязи и взаимоперехода личностной и предметной сторон деятельности;

§ учет и подчинение образования на каждом уровне развития личности ее интересам, способностям;

§ формирование представления о деятельности как личностно значимой.

Проявление личностно-ориентированного подхода:

а) в деятельности (учебно-познавательная деятельность)

б) в общении

в) в профессиональной подготовке.

Реализация личностно-ориентированную модель образования:

Разработать и принять концепцию образования как процесса, обеспечивающего развитие индивидуальности, становления способностей. При этом процессы обучения и воспитания образуют целостное единство.

Выявить характер взаимоотношений всех участников образовательного процесса. Обеспечить установление отношений по типу равноправного взаимодействия.

Определить критерии эффективности инноваций, осуществляемых в образовательном процессе. Разработать технологию их отслеживания.

Требования личностно-ориентированного подхода

— основу деятельности участников образовательного процесса составляют: уважение к личности, доверие к ней, целостный взгляд на ученика и учителя, концентрации внимания на развитии их личности, создание ситуаций успеха для участников образовательного процесса;

— придание управлению процессом образования координирующего и мотивационного характера в целом;

— изменение взгляда руководителей школы, учителей, учащихся и их родителей на свою роль и место в процессе образования и управления им.

Система – совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам.

Признаки понятия системы:

1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов;

2) система образует особое единство со средой – является подсистемой системы более высокого порядка;

3) система является системой более высокого порядка по отношению к составляющим ее элементам (подсистемам) (Блауберг И. , Садовский В. и др.

Структура – внутренняя упорядоченность, организация связей и отношений между элементами системы.

Структура есть вся совокупность связей и отношений между элементами (Блауберг И. , Садовский В. , Юдин Э. и др.

Целостность есть совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие новых качеств системы, несвойственных образующим ее частям. Такие качества называют интегративными.

Элементы системы, связи и отношения, благодаря которым обеспечивается существование, функционирование и развитие системы, называются системообразующими.

Требования системного подхода

— определять объект или предмет исследования как системный;

— исследовать каждый компонент системы в целях определения и обеспечения полноты ее состава;

— определять всю совокупность структурных связей, и в случае необходимости изменять, делать структуру более совершенной;

— разобраться в механизме функционирования отдельных звеньев системы целостной организации, управлять этим механизмом на научной основе;

— определять тенденции и предвидеть уровни развития системы как важнейшее условие совершенствования процесса образования.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

Педагогическая технология – систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая технология – это естественный набор различных приемов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога в контексте современной культуры, на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания разворачивающейся ситуации.

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Классификация технологий образования

§ по целям образования;

§ по организации учебного процесса (индивидуальные, групповые, коллективные, смешанные);

Новые образовательные технологии

Формирование новых технологий осуществляется в следующей последовательности:

§ определение возможностей с помощью фундаментальных исследований;

§ определение эффективности с помощью прикладных исследований;

§ анализ потребностей и спроса участников образовательного процесса;

§ разработка документации, программных и методических средств; подготовка преподавателей;

§ тиражирование и распространение программных средств.

Основные тенденции развития образовательных технологий:

§ интеграция профессиональной и социокультурной подготовки студентов, способствующая развития личностных качеств;

§ переход к блочному построению учебных планов с большим выбором элективных курсов, рейтинговой системой оценки знаний, широким спектром возможностей для самостоятельной углубленной профессиональной специализации;

§ внедрение в образовательный процесс открытых систем обучения и воспитания, позволяющих организовать персональное образование по индивидуальным программам.

Принципы разработки новых образовательных технологий:

— целостности технологии как системы;

— воспроизводимости технологии в конкретной среде для достижения поставленных педагогических целей;

— нелинейности педагогических структур и приоритетности тех факторов, которые оказывают непосредственное влияние на реализуемые процессы;

— адаптации образовательного процесса к личности студента и его познавательным способностям

— потенциальной избыточности учебной информации, создающей оптимальные условия для формирования обобщенных знаний и умений.

Требования технологического подхода

Четкая формулировка цели решения проблемы.

Разработка исходной концепции решения проблемы.

Разработка программы решения проблемы.

Разработка комплекса диагностических мероприятий в ходе решения проблемы.

Выполнение комплекса коррекционных мероприятий по ходу реализации программы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *