Никонов назвал основные проблемы, связанные с реализацией национального проекта «Образование

В системе образования России существует немало проблем. Есть сложности в реализации нацпроектов, особенно на региональном уровне, где еще недостаточно освоили проектные методики. Об этом рассказал председатель Комитета Госдумы по образованию и науке   в среду на педагогической конференции в Нижегородской области.

Депутат назвал две ключевые, по его мнению, проблемы в реализации нацпроекта «Образование».

«Первый вопрос, возникающий постоянно на встречах с педагогами, связан с оплатой учительского труда. От этого зависят качество образования, престиж профессии и приход в школу молодых кадров. Была национальная задача: вывести среднюю заработную плату учителя на уровень средней по региону. Она выполнена. Но мы знаем, что стоит за этими цифрами — работа не на одну ставку, другие обязательства, который учитель должен нести», — сказал Никонов.

Продолжение истории после рекламы

По его словам, по итогам больших парламентских слушаний, которые провел Комитет Госдумы по образованию и науке, в качестве первого шага был разработан новый подход, в соответствии с которым минимальная зарплата учителя при работе на одну ставку должна составлять не менее 70% от средней заработной платы по экономике региона. Договоренность об этом уже достигнута с Министром просвещения   и председателем правительства.

«В перспективе нужно выходить на коэффициент 1,5 от средней по региону, — отметил Никонов. — Думаю, учителя заслуживают гораздо большего за свой труд и огромный вклад, который они вносят в развитие нашей страны».

Второй острой проблемой политик назвал большую бюрократическую нагрузку. «К сожалению, у нас есть множество проверяющих организаций, которые в буквальном смысле «кошмарят» учреждения образования», — посетовал парламентарий.

«Работа по дебюрократизации уже ведется. Но общий принцип, на который мы хотим выйти, — это абсолютно точное отражение всей необходимой информации на сайте образовательной организации. Перечень таких данных должен быть исчерпывающим, никакие другие сведения запрашиваться не должны», — подчеркнул Никонов.

«Проверяющие организации не должны ходить, когда им угодно, проводя проверки по любому поводу. Пусть все приходят в одно время — перед началом учебного года, в августе, и больше не беспокоят учителей. Потому что главная задача педагога не заполнять отчеты, а сеять разумное, доброе вечное», — выразил уверенность он.

Никонов считает, что нацпроект «Образование» позволит качественно улучшить образовательную систему страны, выведя ее на передовые мировые рубежи, «а положительный эффект от реализации нацпроекта почувствуют не только профессионалы, педагогическая среда, но и все граждане России».

Никонов назвал основные проблемы, связанные с реализацией национального проекта "Образование

Национальный проект «Образование» подверг жесткой критике в июне глава Счетной палаты Алексей Кудрин. По его мнению, даже 100% реализация этого проекта в запланированные сроки не принесет России успешного и современного образования. И это при том, что кассовое исполнение по данному нацпроекту в первом полугодии показало такие же плачевные результаты, как и по остальным федеральным программам, — бюджет исполнен лишь треть. Вместе с тем, уже есть факты бессмысленной и, по сути, не целевой траты государственных денег.

«Первое антикоррупционное СМИ» уже сопоставило планы с реальным положением дел по таким нацпроектам как «Безопасные и качественные автодороги», «Производительность труда и поддержка занятости», «Экология», «Демография» и «Здравоохранение», «Цифровая экономика». Провал их исполнения в первом полугодии признал главный куратор всех национальных проектов — премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Если вам известно о нарушениях в ходе исполнения нацпроекта «Образование» — пишите в нашу рубрику «Сообщить о коррупции».

Равнение на лидеров

Реализация нацпроекта «Образование» предполагается в течение 2019 — 2024 годов и должна, по мнению его разработчиков, достичь четырех основных целей. Это вхождение России к 2024 году в первую десятку стран по международным исследованиям (в 2018 году — 14-е место), выход страны на 10-е место в мире по присутствию университетов в ТОП-500 глобальных рейтингов (в 2018 году 17-е место), охват дополнительным образованием 80% детей в возрасте 5-18 лет (в 2018 году — 71%) и достижение численности обучающихся, вовлеченных в общественную и волонтерскую деятельность, 8,8 млн человек (в 2018 году — 1,8 млн).

Если эти показатели будут выполнены, то предполагается, что будет достигнута и цель нацпроекта — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.

Национальный проект «Образование» включает 10 подразделов — федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профобразования), «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Куратор нацпроекта — вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель — министр просвещения Ольга Васильева.

Всего на реализацию нацпроекта «Образование» планируется потратить 784,5 млрд рублей, из которых более трети (295,1 млрд рублей) должны пойти на проект «Современная школа». Из федерального бюджета будет направлено 723,3 млрд рублей, из бюджетов субъектов РФ — 45,7 млрд рублей, из внебюджетных источников — 15,4 млрд рублей.

Большие надежды

Если нацпроект «Образование» удастся реализовать на 100%, то дети в России больше нигде не будут учиться на третью смену, в деревнях будут построены новые школы, а уже имеющиеся средние школы повсеместно обновят материально техническую базу. Одаренных детей во всех 85 регионах будут выявлять по примеру образовательного центра «Сириус», расположенного в Сочи. Также везде будут внедрены программы профобучения по наиболее востребованным профессиям на уровне, соответствующем WorldSkills.

Не
забыты и родители. Уже в этом году для
них должен быть запущен федеральный
информационно-просветительской портал. В свою очередь все руководители
общеобразовательных учреждений с 2020
года будут проходить аттестацию.

Среди прочих возможных достижений то, что не менее 30 ведущих российских университетов, получающих господдержку, будут не менее двух лет подряд входить в топ-1000 международных рейтингов и в топ-200, как минимум, одного предметного или отраслевого международного рейтинга.

Кудрин — против

Национальный проект «Образование» начал реализовываться с января 2019. Не прошло и полгода, как у него нашелся жесткий критик в лице главы Счетной палаты. Алексей Кудрин заявил, что уже разочаровался в образовательных планах всей страны. Он считает, что в этом нацпроекте нет важнейших элементов, которые могут сделать российское образование успешным и современным.

По мнению Кудрина, в «Образовании» сделан чрезмерный упор на работу с талантливыми и успешными учениками. «Сегодня немножко изменились в мире приоритеты системы образования. Те ребята, которых раньше бы учителя заклеймили как проблемных и с плохой успеваемостью, сегодня могут стать успешными, если использовать современные методики и системы образования, психологическую поддержку. И эта работа с, казалось бы, отстающими учениками в современном мире сильно меняет судьбу этих людей, миллионов людей», — заявил глава Счетной палаты.

Недостаточно внимания уделяет этот нацпроект и развитию предпринимательских способностей у учащихся школ, не делается должный упор на оснащенность университетов и развитие научной базы, применение научных открытий или достижений в экономике, указывает экс-министр финансов РФ.

Кудрин также отмечает, что сейчас в России примерно 3,5−3,6% ВВП направляется на образование в стране за счет государства, в то время как «инновационные страны тратят от 5% до 7% ВВП.

Университетская коррупция или что?

Между тем, в ходе реализации федеральной образовательной стратегии уже отмечаются факты, так называемого, очковтирательства, имеющего все признаки коррупции, на которое расходуются бюджетные деньги. Так, с 2012 года российские университеты потратили 80 млрд рублей на оплату публикаций в псевдонаучных изданиях и организацию фейковых научных конференций для исполнения «майских указов» президента Владимира Путина. Несмотря на потраченные средства, пятнадцать ведущих российских вузов не только не выполнили задачу попасть в топ-100 мировых рейтингов, но некоторые учреждения даже ухудшили свои позиции. Лишь МГУ имени Ломоносова оказался по показателям за 2016-2017 годы на последних позициях в топ-100 QS World University Rankings и Шанхайского рейтинга. По Times Higher Education самый передовой российский вуз на 194 месте.

Коррупция или неэффективность расходования бюджетных средств, но факт остается фактом: цели, на которые выделялись миллиарды, так и не достигнуты.

«Согласно базе Scopus, после путинского указа число публикаций выросло с примерно 19 000 до 63 500. Но российские университеты достигли этого за счет появлений в так называемых «мусорных» научных журналах. За деньги такие издания готовы разместить любую публикацию, даже если на нее нет рецензии другого ученого», — обнаружили журналисты.

Вузы должны были проводить и научные конференции — этот показатель также влияет на рейтинг. Они их проводили, причем увеличив количество таких мероприятий с 2010 года в 27 раз. И Россия вышла на четвертое место в мире по их числу. «Но на самом деле проводились так называемые заочные платные конференции. Организаторы платят деньги участникам, те высылают тезисы и презентации, а затем оформляется их «участие». Международный статус конференция получает за счет «гостей» из стран ближнего зарубежья», — отметили расследователи.

Читать также:  Программа для исправления ошибок на usb дисках

Они должны быть в курсе:— президент России Владимир Путин— глава Администрации президента Антон Вайно— спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко — председатель Госдумы Вячеслав Володин— директор ФСБ Александр Бортников— генпрокурор Юрий Чайка

Регресс вместо прогресса

Инвестиционная компания «Финам», анализируя планы развития образования в рамках соответствующего нацпроекта, указывает на такие риски как формализм и рост отчетности вместо решения реальных проблем развития региональных систем образования; отсутствие комплексности в реализации как отдельных проектов, так и предложенных федеральных проектов в целом, несогласованность в их осуществлении; отсутствия стимулов для самообразования населения; возникновение дополнительных расходов бюджетов регионов на содержание создаваемой материально-технической базы (инфраструктуры), а также на заработную плату персоналу новых образовательных организаций.

В итоге, по мнению аналитиков, из-за формальной и некачественной реализации нацпроекта может возрасти дефицит региональных бюджетов. Он будет усилен дефицитом педкадров и дефицитом текущего финансирования системы образования. В итоге и население, и педагоги утратят доверие к мероприятиям образовательного нацпроекта.

Национальные проекты не смогут быть реализованы без контроля общественности и журналистов. Если вам известно о коррупции в ходе их выполнения, напишите в редакцию ПАСМИ. Мы проведем журналистское расследование.

О проблемах реализации национальных проектов читайте в подборке ПАСМИ.

Библиографическое описание

Объектом исследования являются государственные (муниципальные) программы в сфере образования. Предметом исследования являются анализ государственных (муниципальных) программ.

Ключевые слова:

государственная муниципальная программа, финансирование, федеральный бюджет.

На федеральном уровне в сфере образования реализуется государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы, которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 1642 от 26. 2017 года.

Ответственным исполнителем государственной программы является Министерство просвещения Российской Федерации.

Срок реализации государственной программы «Развитие образования»: 2018–2025 годы.

Осуществление программы связано с выполнением следующих подпрограмм:

– «Развитие среднего профессионального и дополнительного профессионального образования»;

– «Развитие дошкольного и общего образования»;

– «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики»;

– «Совершенствование управления системой образования».

Общий объем финансового обеспечения на реализацию государственной программы по годам

Общий объем финансового обеспечения государственной программы «Развитие образования» за период с 2018 года по 2025 год составляет 5009031829,4 тыс. руб.

Доли источников финансирования государственной программы

Год

Доля федерального бюджета,

%

Доля консолидированного бюджета субъектов РФ,

%

Доля внебюджетных источников,

%

2018

14,23

81,76

4,01

2019

86,39

13,37

0,25

2020

88,64

10,94

0,41

2021

88,63

10,95

0,42

2022

87,12

12,34

0,54

2023

86,41

13,05

0,54

2024

86,90

12,66

0,44

2025

90,51

9,45

0,03

Исходя из данных, приведенных в таблице 2, можно сделать вывод, что основным источником финансового обеспечения реализации государственной программы «Развитие образования» является федеральный бюджет, за исключением 2018 года, когда основным источником финансового обеспечения являлся консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации и составлял 81,76 %.

Доля внебюджетных источников финансового обеспечения реализации государственной программы «Развитие образования» незначительна.

До 2018 года в Российской Федерации действовала государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 31. 2017 года № 376.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы из средств федерального бюджета составлял — 3794151764,9 тыс. руб.

Также на федеральном уровне в Российской Федерации действует национальный проект «Образование».

Срок реализации данного проекта с 01. 2019 года по 31. 2024 года.

Целями национального проекта «Образование» являются:

– обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

– воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

В национальный проект входят следующие федеральные проекты:

– современная школа;

– успех каждого ребенка;

– поддержка семей, имеющих детей;

– цифровая образовательная среда;

– учитель будущего;

– молодые профессионалы;

– новые возможности для каждого;

– социальная активность;

– экспорт образования;

– социальные лифты для каждого.

Объем финансирования федеральных проектов

Наименование федерального проекта

Объем финансирования федерального проекта, млрд. руб. Современная школа

295,1

Успех каждого ребенка

80,5

Поддержка семей, имеющих детей

8,6

Цифровая образовательная среда

79,8

Учитель будущего

15,4

Молодые профессионалы

156,2

Новые возможности для каждого

9,2

Социальная активность

27,3

Экспорт образования

107,5

Социальные лифты для каждого

4,7

Исходя из данных, приведенных в таблице 3, наибольший объем финансирования направлен на реализацию федерального проекта «Современная школа», составляет 295,1 млрд. руб. или 37 % от общего объема финансирования. Наименьший объем финансирования направлен на реализацию федерального проекта «Социальные лифты для каждого», составляет 4,7 млрд. руб. или 0,6 % от общего объема финансирования.

На региональном уровне в Архангельской области действует государственная программа «Развитие образования и науки Архангельской области»

Цель программы — повышение доступности, качества и эффективности образования в Архангельской области с учётом запросов общества и государства.

Источники финансирования программы «Развитие образования и

науки Архангельской области»

Источники финансирования

Объем финансирования, млрд. руб. Федеральный бюджет

10,9

Областной бюджет

273,1

Местный бюджет

0,9

Внебюджетные источники

4,1

Анализируя таблицу 4, можно сделать вывод о том, что главным источником финансирования государственной программы «Развитие образования и науки Архангельской области» является областной бюджет и составляет 94 % от общего объема, наименьший объем финансирования осуществляется за счет местного бюджета и составляет 0,3 %.

На местном уровне в муниципальном образовании «Северодвинск» действует муниципальная программа «Развитие образования Северодвинска на 2016–2021 годы»

Ответственный исполнитель муниципальной программы — муниципальное казенное учреждение «Управление образования Администрации Северодвинска».

Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 22 948 796,2 тыс. руб.

Источники финансирования муниципальной программы «Развитие образования Северодвинска на 2016–2021 годы» представлены в таблице 5.

Источники финансирования программы «

Развитие образования Северодвинска на 2016–2021 годы

»

Источники финансирования

Объем финансирования, тыс. руб. Федеральный бюджет

9096,5

Областной бюджет

14670580,8

Местный бюджет

8269118,9

Анализируя таблицу 5, можно сделать вывод о том, что главным источником финансирования муниципальной программы «Развитие образования Северодвинска на 2016–2021 годы» является областной бюджет и составляет 63,9 % от общего объема, наименьший объем финансирования осуществляется за счет федерального бюджета и составляет 0,03 %.

Таким образом, в Муниципальном образовании «Северодвинск», на законодательном уровне предусмотрена инвестиционная деятельность, но в сфере образования финансирование поступает лишь за счет федерального, областного и местного бюджетов.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная программа, Российская Федерация, федеральный бюджет, Архангельская область, муниципальная программа, объем, местный бюджет, областной бюджет, федеральный проект, финансовое обеспечение.

Основные направления национального проекта «Образование» и проблемы его реализации. Задачи и цели интернетизации российского образования. Существенные недостатки, основные формы и итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Реферат на тему:

Национальный проект «Образование» и его реализация

_________________ К. Шабакова

канд. пед. наук, доцент

Направления национального проекта «Образование»

1 Основные направления национального проекта «Образование»

2 Три главные проблемы в реализации проекта «Образование»

Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование»

Список использованных источников

национальный проект образование

Повышение качества жизни граждан России — ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе — когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, — последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.

Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые — долгосрочные — тенденции роста.

5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации(на тот момент) Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса». Почему именно такие приоритеты: образование, здравоохранение, доступное жилье и повышенное внимание сельскому хозяйству?

Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» — образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.

Читать также:  Ошибка программы установки драйверов

1 Направления национального проекта «Образование»

5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации(на тот момент) Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса». По мнению, бывшего главы государства, «во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала». Приоритетный национальный проект «Образование», был призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой стало достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров — «точек роста» нового качества образования. Во-вторых — внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов. Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников. Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта -модернизацией региональных систем образования- оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием. Таким образом, направления приоритетного национального проекта «Образование» образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, «национальный проект — не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены». Основные направления проекта: стимулирование инноваций в сфере образования; подключение школ к интернету; поддержка талантливой молодёжи; организация начального профессионального образования для военнослужащих; организация сети национальных университетов и бизнес-школ; дополнительные выплаты за классное руководство; поощрение лучших учителей (ежегодно с 2006 по 2009 г. 10 тысяч лучших учителей получали 100 тыс. рублей, а с 2010 года 1 тысяча лучших учителей по 200 тыс. рублей); поставка школьных автобусов в сельскую местность; укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.

2 Три главные проблемы в реализации приоритетного национального проекта «Образование»

Очевидно, что за относительно короткий срок для сферы образования было сделано много полезного, то, что раньше не делалось десятилетиями. И это позитивная сторона Приоритетного Национального проекта «Образование». А потому проделанную огромную работу надо признать нужной и полезной для страны. Но значит ли это, что этот проект не имеет недостатков, которые можно было конструктивно критиковать? Нет, не значит.

С момента объявления проектов обозначилась три главные проблемы в их реализации.

Во-первых, Национальные проекты не превратились в научно проработанные программы. Это произошло, вероятно, из-за нехватки времени, а также из-за общей практики недооценки ученых, которая сложилась в России после распада СССР. А потому в Национальных проектах оказалось больше политики выборов и косвенной пропаганды, чем продуманной социальной политики развития человеческого потенциала России.

Во-вторых, восприятие национальных проектов в социуме оказалось противоречивым. Факты таковы, что сама идея Национального проекта, как способа решения важных проблем страны, представляется плодотворной только 29% российских граждан. По мнению 27% россиян, национальные проекты не являются эффективным способом решения проблем. Особенно часто эту точку зрения выражают москвичи (42%), а также граждане с высшим образованием (34%). Граждане правы в том, что проблем у страны слишком много, и эти проблемы нуждаются в системном, сбалансированном подходе, чего отдельные проекты, даже если их много, обеспечить не смогут.

Сказанное означает, что компьютером из Национального проекта крышу не залатаешь. Нужна государственная программа, которая решала бы одну задачу в связке с другой. Кроме того, компьютеризация школ без внедрения системы электронного образования ( e — Learning ) не эффективна. Но об этом в Приоритетном Национальном проекте нет ни строчки.

Проекты не стали Национальными, в западном смысле этого слова. В странах, где нация представляет единство общества и государства, государство служит обществу. У нас сложилось наоборот: общество фактически оказалось в тисках играющего мускулами государства. Декоративные учреждения вроде Общественной Палаты суть дела не меняют, а лишь подчёркивают фактически сложившиеся отношения. Подлинный смысл названия «Национальный» предполагает в этих проектах руководящую роль общественных организаций и решающий вклад профессиональных ассоциаций, разумеется, при поддержке государства.

В данном случае всё наоборот — государство само выдвигает проекты, само руководит ими, и само же распределяет деньги, по своему усмотрению, в отсутствие эффективного общественного контроля. Медведев, надо признать, в попытках недопущения разворовывания государственных средств, выделенных на реализацию Национальных проектов, за прошедшие два года проявлял принципиальную, последовательную и местами очень жёсткую позицию по отношению к чиновникам. Тем не менее, появились публикации о трёхкратном завышении цен на производимые работы, например, на создание Интернет-портала. В национальных проектах широко использовалось привлечение общественных органов, но под постоянным контролем чиновников.

Национальные проекты были приняты без научной и общественной экспертизы. И это не первый случай правительственных проектов, принятых волевым образом, сверху. Достаточно указать на бездарный проект т. единого государственного экзамена (ЕГЭ), который власть так и не отважилась опубликовать. А потому продолжает действовать вслепую, в непривычной для себя сфере педагогических измерений. И ведёт там себя волюнтаристски, уже много лет. Это и есть одна из причин того, почему проекты сейчас выглядят как Национальные по названию, но правительственные — по существу.

Основная форма реализации обсуждаемых Национальных проектов — распределение денег на основе не до конца проработанных критериев. Иначе говоря, здесь имеет место бюрократический и монетарный подходы. Однако в тонкой сфере образования, здравоохранения, культуры и науки такие подходы не всегда показывают свою неэффективность. Куда важнее вопросы научного обоснования, интересные идеи, содержательные решения, удовлетворяющие интересы большинства граждан. Но именно этого в Национальных проектах меньше всего. Например, больными вопросами содержания образования и качественных тестов для проверки качества усвоения новых образовательных программ Приоритетный Национальный проект не занимается. Не случайно мы получили плохие учебники и негодные, доморощенные т. КИМы ЕГЭ.

Распределение бюджетных денег проводилось через соответствующие министерства, что удобно для правительства, но неверно по существу Национальных проектов. Потому что такая реализация проектов объективно способствуют усилению бюрократизма и усилению властной вертикали. Ни то, ни другое к подлинным интересам граждан страны не имеет позитивного отношения.

Существенный недостаток Приоритетного Национального проекта «Образование» — его избирательность. Или, говоря языком чиновников, точечность. Считается, что лучшие помогут сдвинуть с места всю образовательную сферу в сторону обновления. И действительно, часть школ начала работать по-новому. Но что делать с остальными? Закрывать их, как и больницы, нельзя. Возить детей плохими дорогами в соседние сёла и в район — тоже не выход, к тому же опасно и дорого. В подлинной образовательной деятельности внимание к слабым и помощь им должны быть больше, чем к сильным учащимся. Следовательно, надо заниматься улучшением работы всех тех образовательных учреждений, которые ещё остались. Здесь был бы полезен опыт интересный опыт Кубы по сохранению сельских малокомплектных школ.

Избирательность выделяемых грантов приводит к исчезновению главных признаков любого действительно Национального проекта — всенародности положительного эффекта. При точечной ориентации финансовой поддержки вряд ли можно надеяться на широкую научно-профессиональную и общественную поддержку этих проектов.

Читать также:  Устойчивость программы к ошибкам

Полезно задать важный вопрос: — А улучшилось ли образование в России в результате осуществления Приоритетного Национального проекта «Образование»? Вложение огромных сумм в систему образования не привели к заметному улучшению образования в целом по стране. Наоборот, накопилось слишком много фактов, свидетельствующих о реальном ухудшении качества образования во многих, особенно отдалённых регионах. Массовое школьное образование постоянно ухудшается. Знания естественных наук и родного языка массой выпускников школ стало низким, как никогда. Математика примерно половиной школьников не усваивается в необходимом объёме, знание русского языка низкое, как никогда ранее. 80% негодных учебников — это результат многолетнего опыта безответственного бюрократического руководства сферой образования. Не случайно по индексу развития человеческого потенциала Россия уже опустилась до 57-го места, и перспектив на повышение пока нет.

Приоритетный национальный проект стал практическим инструментом запуска системных изменений в сфере образования. Одновременно с институциональными эффектами предпринятые шаги позитивно сказались на условиях жизни многих граждан: возросло число детей, которые учатся в современных школах. Наряду с подключением всех школ к Интернету увеличилось количество в них компьютеров и учителя активно используют их в работе. Через несколько лет все учебные места будут объединены в информационные сети. С участием лучших учителей разрабатываются интерактивные электронные образовательные ресурсы, которые размещены в открытом доступе по всем разделам школьных программ. Одновременно делается все, чтобы школьный Интернет был безопасен для ребят — от качественной контентной фильтрации до продуманной воспитательной работы.

Основа системных изменений — организационно-финансовые механизмы, устанавливающие четкую «прозрачную» зависимость ресурсного обеспечения от качества образования, которое получает каждый ученик. Именно исходя из числа учеников с учетом места их проживания выделялись ресурсы регионам по всем направлениям национального проекта, от поощрения лучших учителей и поставок учебного оборудования до поддержки региональных комплексных проектов.

В условиях подушевого финансирования школы получили дополнительный стимул создавать комфортные условия для каждого ученика, помочь ему максимально раскрыть, реализовать и повысить свой потенциал. У старшеклассников появляется больше возможностей выбирать предметы и уровень сложности обучения. А также вместе с получением общего образования начать осваивать востребованные профессии, определять свое будущее. На это же направлены принятые в прошлом году законы об общем образовании для всех и о новой структуре образовательного стандарта.

В школе становится больше интересных кружков, секций, клубов, где каждый школьник может найти для себя интересное дело и добиться успеха, проявить творчество и социальную активность. За последние несколько лет количество организаций дополнительного образования увеличилось, при этом средний возраст педагогов дополнительного образования снизился на 13 лет и составляет 40 лет. В систему образования пришли профессионалы из реального сектора, во многих случаях совмещая эту деятельность с основной работой. В нашу жизнь возвращаются технические кружки, спортивные секции, туристские клубы.

При этом такие достижения ребят, как победы в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, реализованные проекты, признаются как значимые образовательные результаты, учитываются в их дальнейшем образовании и карьере.

Государство распространяет механизмы жесткой привязки финансирования к объему и качеству услуг на дошкольное и профессиональное образование. Это повысит эффективность использования бюджетных средств, обеспечит, чтобы каждый вложенный рубль с максимальной отдачей «работал» на того, кто учится.

В рамках комплексных проектов модернизации образования апробирована новая система оплаты труда учителей, при которой быстрее растет зарплата у лучших педагогов, в том числе, молодых. Как результат, растет спрос учителей на повышение квалификации.

По всем направлениям национального проекта отработан конкурсный механизм поддержки лидеров, в котором бюджетные средства распределялись на основе общественной оценки. Можно уверенно сказать, что сегодня система образования стала более открытой к запросам и контролю со стороны общества, чем до начала национального проекта.

Среди поддержанных по конкурсу инновационных школ свыше трети — сельские социо-культурные комплексы. Такая школа постепенно становится не только образовательным, но современным информационным, культурным центром, где проходят самые значимые местные события, все жители могут пользоваться библиотекой, медиатекой, спортзалом, заниматься художественной самодеятельностью.

На базе инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования при совместной работе федеральной, региональной власти и бизнеса формируется костяк ресурсных центров для всей страны по востребованным экономикой направлениям подготовки. Тем самым закладываются основы для преодоления дефицита кадров.

Поддержка инновационных вузов, также отобранных в условиях жесткого конкурса с активным участием работодателей, способствовала развитию их научной, экономической и академической самостоятельности. Обучающиеся в них студенты вместе с преподавателями участвуют в инновационных научных исследованиях с использованием современного оборудования, зачастую ранее недоступного. Усилилось сотрудничество научных школ и институтов разной ведомственной принадлежности, что поддержано принятым в конце прошлого года законом об интеграции науки и образования. Эти изменения социологически значимы прежде всего для молодых людей. В результате в инновационных вузах достигнут баланс между реализацией компетентностного подхода и фундаментальной подготовкой.

С поддержки этих вузов и создания Южного и Сибирского федеральных университетов началось формирование сети научно-образовательных комплексов. В перспективе вокруг этих комплексов будут развиваться современные студенческие городки с насыщенной инфраструктурой.

Логика поддержки инноваций, отработанная в рамках приоритетного проекта, положена в основу концепции целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры», принципов поддержки научно-исследовательских институтов.

Таким образом, в рамках национального проекта заложены основы и начато формирование современной модели образования. Образования, интегрированного с наукой и экономикой. Заложен базис для перевода экономики на инновационный путь развития, повышения ее эффективности. Отработаны эффективные механизмы реализации программы социального развития.

Полученные результаты и наработки позволят системно продолжить эти работы, наращивая комплексность принимаемых решений и реализуемых механизмов.

На мой взгляд:

Национальные проекты лучше заменить государственными программами сбалансированного развития народного здравоохранения, образования, жилищного строительства и всех других сфер социального развития, программами подъёма уровня и качества жизни народов России.

В образовательной политике государства надо минимизировать роль чиновников и повысить роль общественных органов управления образованием. Только тогда образование становится народным, то есть общим делом всего народа. Фактически же Приоритетный Национальный проект «Образование» неизмеримо повысил роль чиновников в стране. А это одинаково опасно и для существующей власти, и для граждан.

В Японии число чиновников Министерства образования в несколько раз меньше, чем в России, и в десять раз меньше числа общественников-советников при министерстве. Там уже созданы гражданские структуры управления образованием, потому что подлинные образовательные реформы без учащихся, родителей, граждан невозможны.

Необходимо на деле восстановить автономию учреждений образования, без которой не бывает высокого качества учебной работы. В наши дни предстоит совершить очень важный поворот в образовательной деятельности: от обучения всех — к образованию каждого! Но для этого придётся основательно реформировать существующее министерство образования, кадры и содержание его деятельности. Раньше в России на управленческие должности назначались Попечители образования. Эти люди и создали Великую Россию. В нынешней чехарде министерских назначений трудно разыскать общественно-признанного, действительного Попечителя народного образования.

Надо, наконец, внять голосу разума и отменить некачественный государственный экзамен — одинаково тотальный и принудительный для здоровых и больных детей, поступающих в вузы и не поступающих в них.

Настало время наладить независимую от государства общественно-профессиональную экспертизу качества образования. Не может государственный орган, отвечающий за качество образования, сам же объективно проверять результаты своей работы. Это прямой путь к коррупции и к снижению качества образования.

Вместо профильного образования пора переходить, где можно, к уровневому образованию, учреждать действительно элитные (не путать с элитарными) учебные заведения, от выпускников которых будет во многом зависеть выживание страны в трудных условиях глобальной конкуренции.

Сельские школы не следует закрывать, ни при каких обстоятельствах, пока в них есть хотя бы один ученик. В этих школах надо ввести хорошо проявившую себя за рубежом систему е- Learning.

финансовый хозяйственный системный подход

Аванесов В. Национальные проекты нужны, но другие. Доклад на VII международной научной конференции: РОССИЯ: Приоритетные национальные проекты и программы развития. Секция: «Качество управления, механизмы социального партнёрства и национальная конкурентноспособность». ИНИОН РАН, 14 декабря 2006 года.

Егорышев С. Участие студентов в исследовании прикладных проблем безопасности социальной системы. 12-15. «Образование и национальная безопасность России. Проблемы, взаимосвязи, перспективы». Материалы научно-практической конф. Февр. -апрель 2005 г. Уфа, 2005г.

Права человека и образовательное законодательство // Народное образование, №1, 2007г.

Смолин О. Права человека и образовательное законодательство// Народное образование, №1, 2007г.

Mendro, ROBERT L. Student Achievement and School Teacher Accountability. (За что платить учителям? За фактически выполняемую работу или за знания учащихся? Journal of Personnel Evaluation in Education 12:3 257±267, 1998, Kluwer Academic Publishers, Boston.

www. regnum. ru/news/885466. html 14:44 15. 2007.

Размещено на Allbest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *