Проблемная ситуация в социологическом исследовании – это существующая в реальности, в окружающей нас действительности, противоречивая ситуация, которая имеет массовый характер и затрагивает интересы крупных социальных групп или социальных институтов в целом, природа которой, не до конца ясна.
Разработка проблемной ситуации является началом любого исследования. Проблема представляет собой, тот момент, который необходимо изучить, возникший комплекс вопросов, решение которых имеет практический интерес. Для исследователя проблема предстает в виде ситуации или появившихся в социуме противоречиях.
Проблемная ситуация, проблема исследования
Тема: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
студент(ка) 1 курса
Фамилия имя отчество
Цели: знакомство с теоретическими основами прикладной социологии; овладение практическими и методическими навыками социологической работы; освоение логики социологического анализа.
Социологическое исследование в структуре социологического познания. Его основные виды и типы
Отображение логики социологического исследования в его программе
Методы сбора социологической информации
Обработка и анализ социологических данных
Разделитесь на подгруппы и выберите из предложенного списка либо сформулируйте самостоятельно тему СИ.
Составьте учебную программу СИ по следующей схеме:
· постановка и обозначение проблемы
· анализ материалов и ресурсов по теме исследования
· объект и предмет исследования;
· цель и задачи исследования (2-3 задачи);
· гипотезы (в соответствии с задачами);
· интерпретация основных понятий.
· определение выборочной совокупности (определение круга респондентов).
Соберите любым методом первичные социологические данные, обобщите и проанализируйте полученные результаты.
Оформите отчет о проделанной работе. Примерная структура отчета:
· титульный лист с указанием темы и списка исполнителей;
· содержание (введение, основная (исследовательская) часть заключение);
· приложения (первичная информация – заполненные анкеты, бланки интервью образец использованного инструментария анкеты (либо бланка интервью, теста и пр.
Введение включает в себя
· описание проблемной ситуации и постановку проблемы
· актуальность, разработанность проблемы;
· описание структуры и методов выполнения исследования
Исследовательская часть может быть выполнена в любом удобном формате: документальном с использованием схем, таблиц, диаграмм и др. , а также в формате презентации и др.
ПРИМЕР УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ СИ
«Масштабы распространения криминальной субкультуры в студенческой среде»
Проблемная ситуация, проблема исследования
Кризисные явления в общественной жизни, сопровождающиеся ростом бездуховности, потерей нравственных ориентиров и ценностей, особенно негативно сказываются на процессе социализации современной молодежи. Нежелание молодых людей работать, учиться, служить в армии является следствием крушения прежних общественных идеалов и ценностей, ростом потребительско-эгоистического отношения к жизни (проблемная ситуация).
Чем заполняется духовный вакуум, в котором оказалось сегодня наше общество? Уже самое поверхностное наблюдение за неформальным общением молодых людей позволяет зафиксировать наличие элементов криминальной субкультуры в их действиях и разговорном языке. Но насколько распространена в действительности данная субкультура? Насколько велико ее влияние? Эти вопросы нуждаются, по нашему мнению, в более подробном исследовании (проблема исследования).
Объект – студенты Ивановского государственного университета
Предмет – ценностные ориентации, мировоззренческие установки, модели поведения студенческой молодежи, студенческий сленг, ритуалы и традиции.
Цель – получение информации о масштабах распространения криминальной субкультуры в студенческой среде.
Выявить наличие и степень распространенности среди студентов элементов криминальной субкультуры.
Выявить степень распространенности криминального жаргона в студенческой среде.
Выявить основные каналы и пути усвоения студентами криминальной субкультуры.
Поможем в написании учебной работы
Поиск по сайту:Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ
Цель: знакомство с теоретическими основами прикладной социологии, овладение практическими и методическими навыками социологической работы, освоение логики социологического анализа.
- Социологическое исследование в структуре социологического познания. Его основные виды и типы
- Отображение логики социологического исследования в его программе
- Методы сбора социологической информации
- Обработка и анализ социологических данных
В рамках изучения курса «Социология» студентам предлагается самостоятельно разработать учебную программу социологического исследования (СИ), а также собрать и обобщить первичные социологические данные.
Поскольку конкретное СИ основывается на строгом соблюдении определенной последовательности процедур, возникает необходимость выработки и описания своеобразного алгоритма действий студента при выполнении учебного задания. При разработке учебной программы СИ рекомендуется, во-первых, выяснить содержание основных этапов социологического исследования; во-вторых, уяснить специфику и значение основных компонентов программы социологического исследования; в-третьих, обратить внимание на обеспечение репрезентативности и достоверности получаемой информации, а также на методы и инструментарий сбора данных.
· описание проблемной ситуации и постановка проблемы (актуальность, разработанность);
· описание выборочной совокупности.
· титульный лист с указанием темы, списка исполнителей, номера группы, курса и факультета;
· содержание (учебная программа, образец использованного инструментария анкеты, бланки интервью, полученные результаты);
· приложения (первичная информация – заполненные анкеты, бланки интервью и др.
Объект – студенты N курса УО «Барановичский Государственный Университет».
Вопрос. Программа социологического исследования: методологическая и методическая часть.
В любом учебнике по общей социологии, не говоря об учебниках по специальной социологии (методика и техника исследования), представлены основные элементы и стадии подготовки программы социологического исследования. Это альфа и омега эмпирической социологии. Однако большинство социологических исследований осуществляется без программы, отвечающей требованиям научного метода. Чаще всего это двух-трехстраничные описания задач, целей, актуальности, выборки, общетеоретических методов.
Роль программы исследования в развитии социологии велика, но ее не следует преувеличивать. Программа социологического исследования — это рабочий механизм социологического поиска.
Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых – представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса.
Программа социологического исследования состоит из 2-х частей: методологической и методической.
Методология – учение о методе, то есть совокупность теоретических положений о том, какова природа научного знания, как устроена научная теория и как она развивается, о том, как строятся гипотезы и происходят их эмпирические подтверждения, как надо концептуализировать и операционализировать понятия, строить выборочную совокупность, делать логический анализ данных и т.
Методика и техника – конкретные приемы и процедуры построения выборочной совокупности, разработки анкет, бланков, наблюдения или интервью, сбора и анализа данных и т.
Методологическая часть программы социологического исследования содержит следующие разделы:
1 Описание проблемной ситуации и формулировка проблемы исследования.
2 Определение объекта и предмета исследования.
3 Логический анализ основных понятий.
4 Определение цели и постановка задач исследования.
5 Развёртывание рабочих гипотез.
6 Обоснование выборки исследования.
Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу: установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю, в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю; вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не экономической теории, технологии производства и т. Например, поставлена проблема разобраться в причинах низкой эффективности управления тем или иным подразделением предприятия.
Социологу предстоит решить, какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесь их интересы, как стимулируется их участие в разрешении данной проблемы и т. ; вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и вы ступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал); выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска; проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми — экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты — ученые или опытные практики.
Постановке проблемы предшествует реально возникшее противоречие в развитии социального явления. Проблема фиксирует проблемную ситуацию, т. противоречие между знанием, представлением исследователя об объекте и реальным положением вещей. Например, известна проблема девиации (отклоняющего поведения) в молодежной среде. Однако наши представления о причинах девиации носят ограниченный характер. Как правило, выделяют безработицу в качестве главной причины девиации молодежи в условиях перехода к рынку. Но для того, чтобы составить наиболее адекватное представление о данном явлении, необходимо исследовать его различные аспекты и другие не менее важные причины.
Объект социологического исследования – общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс.
Объект должен характеризоваться:
Чётко обозначенными явлениями по таким параметрам, как:
а) отраслевая принадлежность;
б) профессиональная принадлежность;
в) возрастная принадлежность;
г) национальная принадлежность.
Пространственной ограниченностью.
а) политическая направленность;
б) этническая направленность;
в) производственная направленность
Предмет исследования включает в себя те свойства и стороны объекта, которые подлежат изучению. Так, если объектом исследования определена одна из социально-демографических групп – молодёжь, предметомисследования может выступать социальный статус молодёжи, ее ценностные ориентации, проблемы, с которыми она сталкивается.
В основе каждой проблемы исследования (ПИ) лежит противоречие, и в абсолютном большинстве случаев сам предмет отождествляется с вопросом, на самом деле не являясь произвольной составляющей, а имея прямое отношение к результатам, которые удается получить во время практических занятий и изучения теоретического курса. Проще говоря, она всегда возникает не на пустом месте, а лишь тогда, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно, в то время как новые данные еще не обрели четкой формулировки и понимания.
В свободное от учебы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) — выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!
Главные вопросы
Раздумывая над тем, как сформулировать проблему исследования, необходимо отталкиваться от вопросов, которые возникают при первом ознакомлении с материалом. Важно понимать, что от их правильной постановки напрямую зависит формулировка самой проблемы, поэтому преодоление этого этапа является залогом успеха. Обычно в процессе работы используются следующие вопросы:
- Что не так?
- Почему что-то не так?
- Каков будет результат, если сделать так, как нужно или не нужно?
- Что необходимо изучить из того, что не рассматривалось ранее?
Естественно, приведенные вопросы носят общий характер. На практике они могут существенно отличаться, но сама суть их постановки обретает более понятный смысл. Между тем правильная формулировка такого обращения является лишь одной из нескольких составляющих, которые способствуют максимально точному определению проблемы научного исследования.
Важно провести полный анализ имеющегося материала и целей, которые стоят на повестке дня. Это необходимо для точного определения того, что уже было изучено, а также что придется изучать для полного раскрытия темы и ее сути. Справиться с поставленной задачей поможет следующая универсальная инструкция:
- Прежде всего нужно уяснить, что ПИ — логическое завершение анализа и описания темы или предмета исследования, по итогам чего человек, проделавший работу, приводит обоснование того, почему его труд не мог быть реализован без решения этой проблемы. Стоит помнить, что ПИ всегда возникает на своеобразном рубеже между уже обретенными знаниями и неизведанным, интерес к которым неизбежно проявляет себя по мере устаревания имеющейся базы. Кроме того, нередки ситуации, когда проблема уже была решена теоретически, но так и не получила своей практической реализации. Этот случай также может быть использован для предметного изучения со всеми сопутствующими выводами и обоснованиями.
- Выработка дальнейшей стратегии исследования напрямую зависит от правильности постановки проблемы исследования. Имеются в виду пути, с помощью которых можно будет реализовать уже имеющееся научное знание или сформировать другие теории и формулировки, проводя неизвестные раньше варианты исследования. В этом смысле от автора требуется научиться отделять главное от второстепенного, разграничивая уже изученный предмет от того, что требуется и еще предстоит изучить.
- В основе каждого научного проекта лежит ПИ, постановка которой является одной из самых важных и сложных задач. Так, для определения проблемы и ее целей рекомендуется в первую очередь привести все необходимые доводы, обосновывающие ее реальность, а также установить устойчивую взаимосвязь с другими ПИ при условии, что они являются актуальными.
- Чтобы правильно оценить ПИ, необходимо обозначить все существующие способы ее решения с акцентом на наиболее актуальные методики и приемы. Если же автору удастся выявить аналогичный или максимально приближенный способ решения, то это только поможет сузить исследуемую область.
- Для правильного построения ПИ приходится по максимуму сужать область предметного изучения, руководствуясь всеми актуальными потребностями и возможностями исследовательского процесса. Если автору удастся четко отделить уже исследованный материал от того, который только предстоит исследовать, то и с определением сути проблемы у него не должно возникнуть никаких сложностей.
Примечательно, что в плане проведения исследовательского процесса проблема методологии может определяться как до обоснования собственной актуальности, так и после нее. Актуальность нередко определяется как некий результат изучения основной проблемы процесса исследования.
В таких ситуациях наиболее уместным будет вопрос: «Почему именно сейчас стоит изучить конкретную проблему?».
Нужно отметить, что чем сложнее область исследования, тем труднее будет сформулировать суть ПИ. К примеру, в студенческой курсовой она может быть представлена в виде вопроса о приемлемых решениях и их поиске, тогда как в научной диссертации возможным становится ее представление в качестве вывода, задачи или практического решения.
Цели и виды исследования
Обязательной частью любой работы является преследуемая цель, определить которую можно как в начале пути, так и в процессе. Само понятие подразумевает получение конкретного результата, который является логическим завершением проделанной работы. Специалисты выделяют следующие виды исследовательских проблем:
- Определение не изученных ранее характеристик конкретных явлений.
- Поиск существующих взаимосвязей между определенными явлениями.
- Изучение развития этих процессов.
- Выявление и подробное описание нового явления.
- Обобщение установленных и определение новых закономерностей.
- Создание новых классификаций на базе установленных характеристик и процессов или каких-то отдельных явлений.
Особого внимания заслуживает и формулировка самой задачи, получить представление о которой можно посредством выбора определенных средств для достижения поставленной цели. Если проще, речь идет о выборе оптимальных путей, направленных на решение проблемного вопроса, полностью соответствующих выдвинутой гипотезе. Формулировать подобные задачи проще всего в виде своеобразного утверждения, направленного на достижение всех поставленных целей.
При перечислении актуальных задач рекомендуется идти по восходящей, начиная с самых простых и заканчивая наиболее сложными.
Что касается их количества, то именно от них зависит глубина исследования и, как следствие, самого процесса познания. В то же время ПИ должна соответствовать таким современным требованиям и критериям, как объективность и значимость. В первом случае причина возникновения вопроса кроется в объективных факторах, тогда как во втором она будет обоснованной каким-то теоретическим или прикладным значением для научного процесса в целом.
Анализ и противоречия
Так как в основе любой ПИ лежит противоречие, то обязательной становится его формулировка, которая должна быть четкой и максимально отражающей суть вопроса. В качестве наглядного примера можно привести следующие обозначения тем: «Особенности раннего речевого развития», «Комплексная коррекция дизартрии», «Изучение основ речевой этики». От правильности формулировки зависит понятие сути исследовательского процесса, именно поэтому они практически полностью совпадают.
Кроме того, существует такое определение, как степень научной разработанности темы, являющейся обязательным элементом введения любого проекта. Главная цель разработки, как правило, заключается в отражении кругозора соискателя, формировании определенного исследовательского круга, состоящего из предшественников соискателя в конкретном направлении, а также выявлении целей и вопросов, которые не были изучены ранее.
Еще одно предназначение степени разработанности темы сводится к определению места научной работы в определенной исследовательской области. То есть фактически речь идет об обозначении пробелов в уже существующих знаниях, которые нуждаются в восполнении. Именно они определяют основные задачи и цели проекта.
Анализ, который активно используется для обнаружения главной проблематики, помогает получать новые знания в исследуемой области или системе. Кроме того, проведение глубокой аналитической деятельности позволяет избежать повторов, которые являются крайне нежелательными из-за внесения своеобразной путаницы в процесс исследования. Для проведения максимально продуктивного анализа рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий:
- Прежде всего проводится анализ актуальности темы, для чего оценивается ее теоретическое и практическое значение.
- Далее исследуют точность и достоверность всех приведенных данных, отталкиваясь от объективности исследуемого материала.
- Еще раз вычитывается весь текст научной работы с обязательным акцентом на изложение научной теории. Обычно сначала приводятся определенные факты, и только потом начинают обозначаться новые доводы, основанные на результатах проведенных ранее авторских исследований и экспериментов. Автор должен увязать между собой как уже известные науке данные, так и новую информацию, создав своеобразный эмпирический переход от старого к неизведанному.
Если в работе используются цитаты других авторов и ссылки на научные источники, то обязательно нужно убедиться в точности их передачи и уместности применения в проекте. Обязательной проверке на достоверность подлежат все размещаемые статистические данные и расчеты.
Описание проблемной ситуации в программе социологического исследования. Понятие социального противоречия
Исходным пунктом исследования всегда является проблемная ситуация. Основу ее составляет реальное противоречие в развитии социального организма. Социальная проблема (греч. problema — задача) — «это поставленная самой жизнью противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы тех или иных социальных институтов».
Для исследователя социальная проблема выступает как состояние «знания о незнании» каких-то определенных сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития, причин и других характеристик интересующего его социального явления или процесса. То есть проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в определенных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств и методов их осуществления.
Решить проблему — это значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, процесс, выявить факторы, с помощью которых потом можно будет воздействовать на развитие интересующего исследователя явления или процесса в желаемом направлении. То есть в конечном итоге получить возможность решить существующие социальные противоречия, причины которых были не совсем понятны сначала.
Обычно заказ исследователю формулируется в виде обозначения какой-нибудь проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие или просто указания на неудовлетворительное положение дел в той или иной сфере производства и т. Перед исследователем встает задача перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую ему предстоит исследовать. Это требует от него проведения специальной теоретической работы.
Во-первых — необходимо установить реальное существование данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю; в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю.
Во-вторых — выделить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и будут выступать в качестве информационной базы для рассмотрения неизвестных элементов (например, известные данные статистики и учета являются важным готовым материалом).
В-третьих — выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты для того, чтобы правильно определить основное направление исследовательского поиска.
В-четвертых — попытаться найти готовый способ решения проблемы. Обратиться к специальной литературе, посвященной изучаемому предмету, при этом возможно использование литературы не только по социологии, но и по другим смежным областям обществознания — философии, политической экономии и конкретной экономики, психологии и т. Кроме этого, обратиться за помощью к коллегам-социологам, так как необходимая информация может быть еще не опубликована, а также провести беседы с экспертами — научными работниками и практиками, часто обладающими ценной информацией об изучаемой проблеме.
Последовательность и примерную структуру описания социологической. При описании любой проблемы должны быть учтены пять следующих характеристик:
«1) Сущность или содержание.
2) Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы, здания, склады, конторы) была выявлена проблема. Насколько широко на распространена в организации. Какие подразделения она затронула.
3) Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (то есть известной группе лиц)? Какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. ) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении?
4) Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в абсолютных величинах?
5) Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется?».
Таким образом, предварительный анализ проблемной ситуации позволяет четко сформулировать проблему. Нередко бывает, что полученная формулировка значительно отличается от первоначальной, той, которая была сформулирована заказчиком.
В социологии выделяют пять подходов при классификации социальных проблем. Они группируются в зависимости от цели исследования, носителя проблемы, масштабов ее распространенности, времени действия противоречия, его глубины.
В зависимости от цели исследования различают проблемы гносеологического (логико-познавательного) и предметного характера. Проблемы познавательного характера — это проблемы, вызываемые недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения управленческой функции социальных процессов. Они появляются, когда возникает необходимость получить какое-то дополнительное, новое знание о социальном явлении или процессе или создать теоретическую модель для того, чтобы более глубоко его изучить и объяснить, т. это проблемы, порожденные недостатком знания.
Проблемами предметного характера являются социальная дезорганизация, противоречия или конфликты, вызванные столкновением интересов той или иной социальной группы населения, социальных институтов. Подобные состояния, с одной стороны, ведут к дестабилизации общественного организма, а с другой — побуждают к активным действиям, являются главным фактором социальных изменений, развития. Основная цель в данном случае заключается в выработке практических рекомендаций для регулирования социальных процессов.
Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны.
По масштабам распространенности социальная проблема может носить общегосударственный (социальная проблема затрагивает интересы и потребности всего общества в целом, становится социетальной, а может быть и глобальной), региональный (социальная проблема затрагивает интересы целых регионов, этнонациональных общностей, больших социальных групп и общественных институтов) и местный характер (социальная проблема ограничена рамками некоторого коллектива, организации, поселка, городского микрорайона, города).
По времени действия противоречия проблема может быть краткосрочной (неудовлетворенность студентов формой учебы, эта проблема разрешается за относительно короткий срок), среднесрочной (проблема адаптации работников предприятия к новым условиям трудовых отношений в связи с переходом к рынку) и длительной (противоречия, порождающие жилищную проблему, девиантное поведение части населения и др.
По глубине противоречия различают одноплановые проблемы. Это проблемы, которые затрагивают какую-либо из сторон социального явления или процесса. Например, альтернативность выбора того или иного баллотирующегося кандидата в президенты; приятие (неприятие) сельскими жителями идеи частной собственности на землю и др.
Системные проблемы. Это проблемы, в которых отражается дисбаланс всей системы элементов целостного явления или процесса. Например, рост преступности в связи с изменением структуры отклоняющегося поведения, приобретением массового характера такими его элементами, как рэкет, наркомания, проституция.
Проблемы, порожденные противоречиями функционального характера. Это проблемы нарушения сложившихся ранее причинно-следственных связей социального явления или процесса. Например, ломка устоявшихся распределительных отношений в обществе и идеологических представлений населения в связи с расширением частных форм собственности.
В процессе формулировки проблемы исследователь должен стремиться к тому, чтобы в ней были как можно более полно отражены и сама проблемная ситуация и основное противоречие, определяющее ее. При этом важно не допускать постановки мнимых проблем, т. проблем, либо не отражающих реальной ситуации, либо давно решенных. При выявлении проблемной ситуации необходимо четко разграничать проблематичное (неизвестное) и непроблематичное (известное) так, чтобы не получилось, что проблемная ситуация возникла только из-за того, что исследователь был просто-напросто элементарно неосведомлен, неинформирован о реальной обстановке.
Существует и другая крайность — выдвигается проблема слишком широкого плана. Если в начале составления программы не удается сразу ясно и четко сформулировать научную проблему, то она намечается только лишь в общих чертах, а по мере разработки других ее частей ее формулировка уточняется.
Если исследовательская программа нацелена на «многопроблемный» социологический анализ, то в ходе одного исследования приходится искать ответы на вопросы о причинах ряда проблем. Но в принципе не рекомендуется изучать несколько проблем в рамках одного исследования. Это связано с рядом существенных причин.
Во-первых, это усложняет инструментарий исследования, делает его громоздким, логически нестройным, что может отразиться на качестве собираемой информации.
Во-вторых, снижается оперативность исследования, что ведет к старению данных, потере их актуальности, а иногда и практического смысла исследования в целом.
В-третьих, нецелесообразно, а порой и очень трудно (это доказывает многолетняя практика) одновременно изучать несколько проблем на одном и том же объекте исследования (22, с. 35).
Бывает и такое, что социальная проблема совершенно не осознается как общественная потребность, так как лежащие в ее основе противоречия еще не достигли уровня, на котором они становятся очевидными. Но даже будучи четко осознаваемой, социальная проблема не всегда становится предметом анализа и целенаправленных действий, ведь кроме этого должна быть активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям со стороны общества или отдельных индивидов, т. должен еще существовать «социальный заказ» для социологического исследования по выявлению и способам разрешения социальных проблем.
Примеры составления формулировки
Условно формат описания ПИ можно разбить на три основные части: идеал, реальность и возможные последствия. Первая часть должна описывать некую идеальную ситуацию, которая должна быть, вторая — сложившиеся в реальности условия, препятствующие реализации конкретных целей, с четким обозначением степени несоответствия, тогда как третья наглядно демонстрирует оптимальные способы решения. Для примера можно привести следующую жизненную ситуацию:
- Для полноценного развития детей дошкольного возраста в детских садах необходимо иметь определенное оборудование, а также просторные залы для проведения мероприятий.
- Из 30 ДОУ города Н. только 18 удовлетворяют этим требованиям, тогда как оставшиеся 12 нуждаются в модернизации (ремонте актовых залов, обновлении инвентаря и частично имеющейся мебели, в том числе столов, стульев и игровых комплексов).
- В исследовательской работе проводится анализ имеющихся данных и предлагаются все возможные способы улучшения ситуации или полного решения существующей проблемы. В этом случае могут быть приведены такие методы, как обновление ДОУ за счет городских средств, поиск спонсорской помощи, проведение капитального ремонта с привлечением сторонних сил, приобретение бывших в употреблении предметов мебели и инвентаря и т. д.
То есть изначально описываются идеальные условия, которые являются общепринятой нормой, на втором этапе обозначается, что именно не дает их обеспечить, а после этого производится увязка между первой и второй частью с обязательным использованием противоречащих союзов «но» и «однако».
Максимальная детализация несоответствия реальных условий требуемым усиливает целесообразность проводимого исследования и поиски вариантов улучшения сложившихся обстоятельств.
Таким способом можно обосновать не только необходимость проведения ремонта в детском саду, но и по-настоящему глобальные вопросы типа индустриализации отдельных государств, поиска новой вакцины против опасной эпидемии, модернизации градообразующих предприятий, введения новых методик для коррекции отклонений физического развития и т.
Понятие проблемы социологического исследования
Разработка любой программы социологического исследования начинается с формулировки и постановки проблемы. Термин «проблема» в переводе с греческого означает задача.
Проблема социологического исследования – это определенная преграда, научный или практический вопрос, который требует детального изучения или решения.
Проблема может иметь две стороны:
- гносеологическую (познавательную);
- предметную.
Познавательная сторона проблемы – это противоречия между знаниями и действительностью, или противоречия. В процессе создания программы формулировка проблемы может корректироваться.
Не следует путать понятия «проблема социологического исследования» и «проблемную ситуацию». Для решения проблемы социологического исследования, она должна быть теоретически обоснованной с научной точки зрения. Решить проблему – это получить новые знания, которые сумеют объяснить те, или иные явления. Проблемная ситуация отображается в проблеме социологического исследования.
Подходы к классификации проблем
Проблемы социологического исследования делятся на следующие виды:
- По носителям — противоречия, которые касаются:
групп: (национально-профессиональных, возрастных и т.д.)социальных институтов;определенных предприятий - групп: (национально-профессиональных, возрастных и т.д.)
- социальных институтов;
- определенных предприятий
- По масштабам распространения:
локальные (местные),регионального характера,проблемы национального масштаба, глобальные (мировые). - локальные (местные),
- регионального характера,
- проблемы национального масштаба,
- глобальные (мировые).
- По глубине противоречий:
которые легко ликвидировать,системные - которые легко ликвидировать,
- системные
Степень сложности проблемы и требования к её формулировке
Степень сложности проблемы зависит от относительной сложности объекта исследования, знаний о нём и от состояния научного и практического знания в определённой области. Поэтому выбор и формулировка проблемы ведёт за собой выбор конкретного объекта исследования.
Объект социологического исследования – это носитель проблемы или конкретная область социальной реальности, которая имеет те, или иные противоречия.
В теоретико-прикладном исследовании стоит говорить про теоретический объект (конкретная область проблемы). В прикладном исследовании часто идёт речь об эмпирическом объекте.
Проблема социологического исследования формируется социологом вначале исследования в форме конкретных вопросов, на решение которых направлено само социологическое исследование. Проблема уточняется через выделение объекта и предмета исследования, постановки целей и задач исследования, предположений в виде гипотез.
Выделяют следующие требования к формулировке проблемы социологического исследования:
- отчётливо понимать структуру проблемы и уметь отличать существенное и не существенное;
- важным элементом при изучении проблемы является расчленение её на элементы, первоочередные задачи и цели, которые нужно будет исследовать;
- в качестве проблемы не должны выступать одиночные явления и проблемы, которые невозможно решить.
Рассмотрим для примера, как формируется проблема. Допустим, есть исследование на тему: «Сравнительная характеристика использования ресурсов Интернета представителями разных возрастных групп».
Проблема данного исследования – низкий уровень компьютеризации населения города Н, а также незначительный процент населения, который имеет повседневный доступ к ресурсам сети. Объект исследования – это использование ресурсов Интернет. Предмет исследования – цель и частота использования ресурсов сети разными возрастными группами населения.
Не следует забывать, что предмет исследования включает в себя стороны и свойства объекта, которые выражают проблему. Поэтому правильная и ясная формулировка проблемы, предмета и объекта – это первый шаг к разработке программы социологического исследования.
Постановка проблемной ситуации
Изучение проблемных ситуаций в социологии началось еще в XIX веке, тогда предметом многих исследований выступали аномалии общественного развития, проблемность той или иной ситуации определяется напряженным несоответствием индивидуальных или групповых ожиданий.
При постановке проблемы, следует обратить внимание на то, что проблемное поле может быть широким, поэтому необходимо несколько её интерпретаций:
- проблема – это комплекс определённых жизненных противоречий;
- проблема – это результат осмысления проблемной ситуации.
Сама суть проблемной ситуации имеет два смысла: гносеологический и предметный.
С точки зрения познавательного процесса (гносеология) проблемная ситуация заключается в противоречиях между знаниями о нуждах индивидов и незнанием действий и приемов, необходимых для осуществления этих действий. Проще говоря, это такие проблемы, которые вызваны нехваткой информации о социальных явлениях и процессах. Все проблемы начинаются из-за нехватки знаний.
Предметный смысл проблемы – это противоречия, которые требуют целенаправленных действий для их устранения. Предметная сторона выражается с помощью перечня действий, направленных на решение проблемы.
Что значить решить проблему? Решить проблему значит получить новые знания или создать модель теоретического знания, которая бы четко объясняла то или иное исследование.
Многим социологам приходится проводить исследование по заказу, который обычно формируется в виде общих проблем и противоречий, социолог уже сам формулирует проблему, которую потом и будет изучать, и исследовать, как правило, для этого он должен будет проделать следующую работу:
- установить наличие проблемной ситуации;
- какой показатель характеризует данную проблему – количественный или качественный;
- определить факторы проблемы, решить которую можно с помощью социологии.
Вся сложность состоит в конструировании проблемных ситуаций как единиц эмпирического социологического исследования. Если бы отдельный человек или группа имели каталог проблемных ситуаций, социологу оставалось бы только зарегистрировать их, а не конструировать.
Типы проблемных ситуаций
Масштабы проблем также могут быть разными, общенациональными или региональными, которые ограничены рамками региона или города. На самом высшем уровне проблема может затронуть интересы всего общества.
С точки зрения времени действия противоречия проблема может быть долговременной, среднесрочной и краткосрочной.
По глубине противоречий проблема может быть одноплановой, затрагивающей лишь одну сторону проблемы, системные проблемы затрагивают противоречия всей системы, в-третьих, проблемы, возникшие из-за функционального характера и нарушения, ранее сложившихся причинно-следственных связей.
Модели проблемных ситуаций
Для того, чтобы более комплексно описать проблемную ситуацию разработаны три операциональных модели.
- Структурно-факторная модель, включает в себя характеристики человека и условия его жизни, которые способствуют решению проблем. Модель включает те элементы среды, которые взаимодействуют с человеком. Сама проблемная ситуация присутствует в данной модели в латентной форме как негативное с точки зрения носителя ситуации состояние определенных ее элементов. При этом становится ясно, что далеко не все не удовлетворяющие индивида жизненные ситуации и условия представляют собой так зазываемую проблему. Наличие или отсутствие проблем определяет сам участник исследования на определенном этапе опроса.
- Структурно-функциональная модель включает в себя две части. Первая – это описание проблем и условий, которые оказали влияние на их появление. Вторая – это ситуация в целом, факторы, провоцирующие развитие проблемных ситуаций, стратегии «выживания», структуры межпроблемных связей и т.п.
- Интегрированная модель строится на основе двух предыдущих и состоит из трёх частей.
Первые две части совпадают соответствующим частям структурно-функциональной модели, разница лишь в том, что здесь они предстают с позиции исследователя. Третья часть содержит характеристику проблемы и ее отдельных сторон в «приведенном» виде, то есть с отнесением каждой из составляющих этой части модели к определенному типу проблемного комплекса.
Каждой проблеме соответствует «стратегия выхода», в таком случае все имеющиеся проблемы решаются одновременно, используются не все средства для решения проблемы, так как не все средства приемлемы и привычны, так, например, разумным ограничением считается, если человек вдруг откажется от более высокооплачиваемой работы, но менее понятной и привычной.
В-третьих, может проявляться полная пассивность в решении проблем в надежде, на то, что они решатся сами по себе, либо в связи с их реальной или воображаемой неразрешимостью. В-четвертых, наблюдается отказ от решения проблем в связи с сомнениями и с вероятностью возникновения новых, еще более сложно разрешимых.
Умение разглядеть проблемную ситуацию и оценить ее масштабы и актуальность, определить потребность общества в ее разрешении и позволяет в итоге сформулировать актуальную тему эмпирического исследования. Это самый важный этап всей исследовательской деятельности, он зависит от знаний, умений, навыков, опыта, интеллектуального потенциала самого исследователя, после того, как сформирована проблема, необходимо определить объект и предмет исследования.