Опыт и проблемы сетевого сотрудничества между учреждениями дополнительного образования и общеобразовательными организациями в Тюмени

Основными вопросами сетевого взаимодействия, подлежащими правовому регулированию, являются распределение между членами сети прав, обязанностей и ответственности, возникающих между членами сети. Рассмотрим нормативно-правовую основу, на которой базируется организация сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования.

Рассмотрим основные нормативно-правовые документы, регулирующие процесс сетевого взаимодействия в сфере дополнительного образования.

Законодательно сетевое взаимодействие в образовании было закреплено в ФЗ-273 от 29. 2012 г. «Об образовании в РФ». В Законе ФЗ-273 есть отдельная статья 15, которая посвящена сетевым формам обучения. В первом пункте статьи дается определение: «Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой».

Таким образом ФЗ «Об образовании в РФ» нормативно закрепляет возможность реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ст. Общие требования к реализации образовательных программ).

Сетевая форма реализации образовательных программ предоставляет обучающимся возможность освоить образовательную программу, используя ресурсы нескольких организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р предусматривает вариативность содержания и форм организации образовательного процесса. В Концепции говорится о том, что проектирование и реализация программ дополнительного образования может осуществляться в сетевой форме.

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей можно выделить следующие преимущества дополнительного образования:

1) Вариативность содержания и форм организации образовательного процесса.

2) Доступность знаний и информации для каждого.

3) Свободный выбор деятельности.

4) Адаптивность к возникающим изменениям.

Основными механизмами развития системы дополнительного образования детей рассматриваются межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе, организация сетевого взаимодействия учреждений различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем, создание интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы.

Значимой отличительной чертой дополнительного образования согласно Концепции должна стать открытость, которая предусматривает взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности; возможность для участников образовательной деятельности приобретения опыта проживания и рефлексии актуальных явлений социокультурной реальности, создание благоприятных условий для разработки и реализации социально значимых проектов.

Концепция предполагает возможность взаимодействия сферы дополнительного образования с общественно — государственным сектором с целью реализации дополнительного образования детей (научные организации, организации культуры и спорта, здравоохранения, бизнеса). На основе этого фактора в числе оснований проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ в Концепции развития дополнительного образования детей зафиксирован сетевой характер реализации образовательных программ и механизм развития на основе межведомственной и межуровневой кооперации, интеграции ресурсов.

В профессиональном стандарте педагога дополнительного образования, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 одной из трудовых функций выделяют «Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых». Организация данной трудовой функции в рамках профессионального стандарта педагога дополнительного образования способствует поиску заинтересованных лиц и организаций, развитию формальных (договорные, организационные) и неформальных форм взаимодействия с ними.

В методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ говорится о нормативном регулировании разработки и реализации образовательных программ в сетевой форме, основаниях использования организацией сетевой формы реализации образовательных программ, рекомендациях по разработке и реализации образовательных программ, совместно разрабатываемых и утверждаемых двумя и более организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

На региональном и муниципальном уровне есть ряд правовых документов, определяющих сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования как один из способов повышения качества образования.

Так в Постановлении Тюменской областной думы от 26 ноября 2015 года № 3285 «О системе дополнительного образования детей и молодежи в Тюменской области: состояние, перспективы развития» одним из значимых условий обеспечения максимальной доступности услуг дополнительного образования является организация сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования с общеобразовательными организациями региона. Данная деятельность позволяет повысить эффективность использования учебно-материальной базы общеобразовательных организаций во внеурочное время, а также увеличить количество детей и молодежи, охваченных дополнительным образованием.

На уровне муниципальных образований организация сетевого взаимодействия регулируется следующими видами нормативно-правовых документов:

1) Договор с учредителем, государственное или муниципальное задание — определяют статус, ответственность участников сети;

2) Договоры о сотрудничестве — позволяют закрепить гражданско-правовые отношения участников взаимодействия и регулировать вопросы: проведения совместных мероприятий, использование собственности и денежных средств образовательных учреждений, распределение кадровых ресурсов, полномочий и ответственности, организационные схемы и процедуры управления совместной деятельностью и отчетности ее результатов;

3) Договоры возмездного оказания услуг, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера — определяют правила отношений участников сети;

4) Планы, проекты, программы — определяют содержание деятельности в рамках сетевого взаимодействия;

5) Положения (о координационном совете, о службе управления персоналом, о материальном стимулировании работников по НСОТ, о педагогическом совете, о методическом совете, о временном творческом коллективе, об учебном кабинете, об учетной политике, о структурных подразделениях и пр

6) Должностные инструкции (директора, заместителя директора, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, методиста, концертмейстера, руководителя отдела по связям с общественностью, руководителя службы маркетинга и т.

Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих организацию сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования показало, что основными вопросами сетевого взаимодействия, подлежащими правовому регулированию, являются распределение между членами сети прав, обязанностей и ответственности, возникающих между членами сети. Сетевое взаимодействие даёт возможность повышения качества деятельности образовательных организаций и реализации программ дополнительного образования, оптимизирует образовательное пространство.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное образование детей, сетевое взаимодействие, образовательная деятельность, сетевое взаимодействие учреждений, программа, сетевая форма, сетевая форма реализации, член сети, Концепция развития.

Библиографическое описание

Объектом исследования является муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр «Вероника» города Тюмени. Основная форма организации сетевого взаимодействия МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени с общеобразовательными организациями — реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на территории школ на основе договоров безвозмездного пользования имуществом ДЮЦ «Вероника».

На основании вышеперечисленных договоров безвозмездного пользования имуществом ДЮЦ «Вероника» реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы на территории общеобразовательных организаций: на базе МАОУ Лицей № 34 города Тюмени реализуется ДООП физкультурно-спортивной направленности «Регби», количество обучающихся — 75 чел; на базе МАОУ Гимназия № 49 города Тюмени реализуются ДООП художественной направленности «Юный художник» (количество обучающихся — 95 чел. ), ДООП технической направленности «Медиамир» (количество обучающихся — 45 чел. ), ДООП туристско-краеведческой направленности «Туризм» (количество обучающихся — 80 чел); на базе МАОУ СОШ № 69 города Тюмени реализуется ДООП физкультурно-спортивной направленности «Хоккей на траве», количество обучающихся — 120 чел; на базе МАОУ СОШ № 69/2 города Тюмени реализуется ДООП физкультурно-спортивной направленности «Хоккей на траве», количество обучающихся — 80 чел.

Изучив план работы организации на 2019–2020 учебный год была определена еще одна форма организации сетевого взаимодействия — сетевое партнерство с различными организациями. Для оценки влияния сетевого взаимодействия на управление ДЮЦ «Вероника» были разработаны критерии и показатели (Таблица 1).

Критерии ипоказатели оценки влияния сетевого взаимодействия на управление организацией дополнительного образования

Критерий 1. Управление реализацией дополнительных общеобразовательных программ

Наличие сетевых форм реализации дополнительных общеобразовательных программ

1 балл — имеются

0 баллов — не имеются

Количество сетевых общеобразовательных программ

1 балл- 1 программа

Охват обучающихся сетевыми образовательными программами

0 баллов — 0 человек

1 балл — 0–20 человек

1,5 балла — 20–60 человек

3 балла — 60–100 человек

4 балла — более 10 человек

Результативность участия обучающихся в конкурсных мероприятиях (соревнованиях, выставках, концертах и пр. ) различного уровня:

– победители и лауреаты муниципального уровня

– победители и лауреаты регионального уровня

– победители и лауреаты Всероссийского уровня

– победители и лауреаты международного уровня

Нет — 0 баллов

0,5 балла

0,5 балла

1 балл

1 балл

Наличие локальных актов, регламентирующих реализацию сетевых образовательных программ

1 балл — имеются

0 баллов — не имеются

Критерий 2. Развитие воспитательной среды

Количество совместных мероприятий, проектов с общеобразовательными и иными организациями:

Читать также:  Исследовательская программа посвящена проблеме развития спорта среди сельской молодежи

– систематическое проведение профориентационных мероприятий

– систематическое проведение профилактических мероприятий

– систематическое проведение досуговых мероприятий

– систематическое проведение спортивных мероприятий

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

Удовлетворенность родителей:

– наличие положительных отзывов

– активное участие родителей в совместных мероприятиях

1 балл

1 балл

Кадровое обеспечение

Доля педагогов, участвующих в сетевом взаимодействии, имеющих индивидуальный план развития компетенций

1 балл — 0–20 %

2 балла — 20–50 %

3 балла — 50–100 %

Доля педагогов, участвующих в сетевом взаимодействии, аттестованных на 1 и высшую категорию

1 балл — 0–20 %

2 балла — 20–50 %

3 балла — 50–100 %

Доля педагогов, участвующих в сетевом взаимодействии, имеющих профессиональное педагогическое образование

1 балл — 0–20 %

2 балла — 20–50 %

3 балла — 50–100 %

Доля педагогов, участвующих в сетевом взаимодействии, принимающих участие в инновационной деятельности

1 балл — 0–20 %

2 балла — 20–50 %

3 балла — 50–100 %

Критерий 4. Материально-техническое обеспечение

Соответствие учебных кабинетов требованиями СанПиН 2. 3172–14

0 баллов — не соответствует

1 балл — соответствует

Дополнительное финансирование:

– привлечение спонсорских средств

– платные образовательные услуги

– участие в грантовых конкурсах

1 балл

1 балл

1 балл

Наличие сайта с постоянно обновляемой информацией

1 балл — имеется

0 баллов — не имеется

Наличие нормативных документов, регламентирующих процесс сетевого взаимодействия

1 балл — имеются

0 баллов — не имеются

Рассматривая критерий «Управление реализацией дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» можно отметить, что в ДЮЦ «Вероника» данные программы не реализуются, следовательно, организация слабо включена в процесс сетевого взаимодействия. Локальные акты, регламентирующие реализацию сетевых образовательных программ, не разработаны.

Развитие воспитательной среды — показатель анализа эффективности процесса воспитания при включении организации в процесс сетевого взаимодействия.

Результативностью воспитательной деятельности является достижение такого качества организации деятельности обучающихся, которое обеспечивает их разносторонние личностные проявления, обогащение их личного опыта социально и личностным содержанием; продуктивность их деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических достижениях (личных, групповых, коллективных). В 2019 г. ДЮЦ «Вероника» было проведено 46 совместных профориентационных, профилактических, досуговых и спортивных мероприятий с организациями других ведомств и сетевыми партнерами.

Анализ кадровых ресурсов в ДЮЦ «Вероника»: общая численность педагогических работников организации составляет 25 человек, из них 18 (72 %) имеют высшее образование, 7 человек (28 %) — среднее профессиональное образование.

В соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога дополнительного образования 6 человек прошли профессиональную переподготовку; по итогам комиссии на соответствие занимаемой должности уровень квалификации всех педагогов соответствует требованиям профессионального стандарта.

В 2019 г. были аттестованы 6 педагогов, из них: 4 — на высшую аттестационную категорию, 2 — на первую аттестационную категорию. Высшую квалификационную категорию имеют 12 педагогов (48 %), первую категорию — 8 педагогов (32 %), 5 — без категории (20 %).

Материально-техническое обеспечение ДЮЦ «Вероника»: учебные кабинеты и помещения соответствуют требованиям СанПиН 2. 3172–14.

Активно привлекаются внебюджетные средства. По итогам 2019 г. было привлечено 244 000р. депутатских финансовых средств, получено 3 000 000р. от реализации платных и иных образовательных услуг. Данные средства позволили приобрести интерактивное оборудование для студии журналистики «Медиамир» и студии робототехники, а также улучшить материально — техническое состояние помещений.

Проанализировав деятельность ДЮЦ «Вероника», выявлены формы реализации сетевого взаимодействия — реализация образовательных программ на территории школ на основе договоров безвозмездного пользования имуществом и взаимодействие с организациями различных ведомств в рамках сетевого партнерства. В ДЮЦ «Вероника» существует необходимость внедрения сетевой формы реализации образовательных программ, что является одним из главных критериев оценки влияния сетевого взаимодействия на управление организацией.

Для повышения эффективности влияния сетевого взаимодействия в управлении МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени предлагаем разработать комплекс мероприятий:

  • Организационные: создание координационного совета, совместное планирование и согласованность действий, коммуникационная доступность сетевых участников, деятельность в нормативно-правовом поле. Разработка программы мониторинга эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций с целью выявления проблем и возможностей в каждой отдельной образовательной организации.
  • Нормативно-правовые: разработка пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок построения правоотношений в условиях сетевого взаимодействия: типовой договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве в рамках реализации образовательных программ; положение о сетевом образовательном проекте в рамках реализации образовательных программ; договор о сетевой форме реализации образовательной программы.
  • Материально-технические: анализ собственных материально-технических ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ в сетевой форме; анализ использования возможностей сетевых партнеров для восполнения недостатка материально-технических ресурсов.
  • Финансовые: развитие платных образовательных услуг для получения дополнительных финансовых средств для создания условий для реализации сетевых проектов, образовательных программ в сетевой форме. Участие в грантовых конкурсах с целью привлечения дополнительных финансовых средств.
  • Кадровые: подбор педагогических сотрудников, отвечающих требованиям конкретного сетевого проекта, программы; анализ профессиональных компетентностей.
  • Информационные: разработка плана по продвижению новой образовательной услуги — распространение информации на официальных сайтах организаций, взаимодействие со СМИ, выпуск печатной продукции, создание банка инновационной научной и педагогической информации в печатном и электронном вариантах, наличие скоростного доступа к сети Интернет.
  • Мотивационные: создание мер стимулирующего характера для педагогов — возможность участия в конкурсах профессионального мастерства, внесение пункта о реализации программ, мероприятий в рамках сетевого взаимодействия в лист анализа показателей эффективности деятельности педагога дополнительного образования.
  • Научно-методические: разработка и утверждение сетевых планов, образовательных программ, программ психолого-педагогического сопровождения, проведение методических семинаров, мастер-классов и др. Разработка и распространение методических рекомендаций опыта работы по проблемам и результатах сетевого взаимодействия и др.

Реализация комплекса разработанных мероприятий позволит повысить эффективность влияния сетевого взаимодействия в управлении организацией дополнительного образования.

  • Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
  • Попова И. Н. Сетевое взаимодействие как ресурс развития общего и дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6

Основные термины (генерируются автоматически): сетевое взаимодействие, балл, дополнительное образование, программа, доля педагогов, систематическое проведение, мероприятие, сетевая форма, сетевая форма реализации, управление организацией.

Особенностью системы дополнительного образования детей является ее интеграционный и межведомственный характер: дополнительные общеразвивающие программы реализуются в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, дошкольных организациях, охватывают различные сферы и направления деятельности — образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, науку и технику.

Сегодня сетевое взаимодействие становится высокоэффективным ресурсом динамичного развития образовательных организаций. Сетевое взаимодействие образовательных организаций предполагает общие цели объединение ресурсов для их достижения; совместную деятельность по реализации образовательных программ определенной направленности и уровня.

Дополнительное образование в городе Тюмени осуществляется муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности, в приложении к которой указан подвид дополнительного образования — дополнительное образование детей и взрослых.

Более подробно рассмотрим деятельность муниципальных автономных учреждений дополнительного образования города Тюмени.

В городе Тюмень осуществляют образовательную деятельность 6 учреждений дополнительного образования, подведомственных департаменту культуры Администрации города Тюмени; 28 учреждений, подведомственных департаменту по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени.

Рассмотрим организацию сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями на примере трех учреждений дополнительного образования: муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Тюмени «Детская школа искусств «Этюд», муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр «Вероника города Тюмени, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Центр дзюдо» города Тюмени.

МАУ ДО «ДШИ «Этюд» на основании договора безвозмездного пользования имуществом сотрудничает с МАОУ СОШ № 92, 70, 65, 27, гимназией № 16. Занятия в этих школах ведутся по следующим направлениям: хоровое пение, изобразительное искусство, театральное искусство, хореографическое искусство.

На основе изученных материалов нами была выявлена проблема организации сетевого взаимодействия МАУ ДО «ДШИ «Этюд» — нехватка кадровых и материально-технических ресурсов: ограниченность материально-технической базы общеобразовательных организаций, позволяет предоставить услуги по дополнительным общеобразовательным программам минимальному количеству обучающихся, т. не во всех школах существует материальная база, необходимая для реализации образовательных программ по реализуемым направлениям — хоровое пение, изобразительное искусство, театральное искусство.

Основные формы сетевого взаимодействия МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени с общеобразовательными организациями — сетевые образовательные проекты, совместное осуществление процесса воспитания и обучения.

На основе договора безвозмездного пользования имуществом ДЮЦ «Вероника» реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы на базе общеобразовательных организаций (таблица 1).

Общеобразовательная организация

Реализуемая программа

1

МАОУ Лицей № 34 города Тюмени

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Регби»

2

МАОУ Гимназия № 49 города Тюмени

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник», дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Медиамир», дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Туризм»

Читать также:  Дополнительные предпрофессиональные программы по предмету "Фортепиано" должны осуществляться в рамках ФГТ

3

МАОУ СОШ № 69 города Тюмени

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Хоккей на траве»

Проанализировав деятельность ДЮЦ «Вероника», выделены существующие проблемы организации сетевого взаимодействия:

1) Ограниченность использования материально-технических ресурсов школы. Расписание занятий по дополнительному образованию на базе школ выстраивается по остаточному принципу — для занятий выделяется время, свободное от основного учебного процесса общеобразовательной организации. Данное время зачастую непривлекательно для обучающихся и их родителей.

2) Отсутствие взаимодействия с педагогами общеобразовательных организаций. К реализации дополнительных общеобразовательных программ педагоги школ не привлекаются, так как данная программа реализуется учреждением дополнительного образования на территории школы. Образовательные программы в сетевой форме реализации в данном учреждении отсутствуют.

Сетевое взаимодействие в МАУ ДО ДЮСШ «Центр дзюдо» города Тюмени с общеобразовательными организациями осуществляется в следующих формах:

1) Проектная деятельность.

С 2014 г. МАУ ДО ДЮСШ «Центр дзюдо» города Тюмени совместно с Правительством Тюменской области, Федерацией дзюдо России и тюменской «Объединенной федерации дзюдо и самбо» реализуется проект «Дзюдо в школу». Сотрудничая с Департаментом по спорту и молодежной политике, ДЮСШ «Центр дзюдо» активно взаимодействует с тюменскими школами: оказывает содействие в совершенствовании материально-технической базы помещений и насыщении школ инвентарем, а также помогает в методической работе и повышении квалификации сотрудников. В рамках проекта «Дзюдо в школу» были открыты специализированные спортивные классы на базе МАОУ СОШ № 68. Участниками данного проекта являются 1–9 классы.

Проект «Физкультура по интересам» реализуется МАУ ДО ДЮСШОР «Центр дзюдо» города Тюмени совместно с МАОУ СОШ № 38, № 68, № 70. Идея проекта заключается в том, что учебный процесс по физическому воспитанию увеличили с трех часов до четырех за счет дополнительного образования. В школах, участвующих в проекте проводятся сдвоенные уроки физкультуры дважды в неделю по два часа: такой подход обеспечивает тренирующий режим нагрузки и дает наибольший оздоровительный эффект. Для реализации проекта «Физкультура по интересам» используется материальная база спортшкол и учреждений дополнительного образования.

2) Организация внеурочной деятельности.

Программа организации внеурочной деятельности «Дзюдо в общеобразовательную школу (на основе договора о безвозмездном пользовании имущества). Обучающиеся начальных классов МАОУ СОШ № 70 систематически посещают тренировочные занятия в «Центр дзюдо». Для классов МАОУ СОШ № 89, № 38, № 64 занятия проводятся на территории общеобразовательных организаций.

Проанализировав формы сетевого взаимодействия спортивной школы «Центр дзюдо», можно сделать вывод, что повышением качества образовательных услуг и увеличением охвата потребителей станет реализация образовательных программ в сетевой форме, что возможно при наличии договора о сетевой форме образовательных программ между двумя образовательными организациями. Образовательные услуги на базе общеобразовательных организаций спортивной школой «Центр дзюдо» осуществляются на основании договора о безвозмездном пользовании имущества, межведомственного проекта между департаментом образования Администрации города Тюмени и департаментом по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени. Реализация дополнительных образовательных программ в сетевой форме двумя образовательными организациями затруднена со стороны нормативно-правового регулирования, финансирования.

Для решения выявленных проблем и повышения эффективности сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования и общеобразовательных организаций мы предлагаем предпринять следующее:

a) Подготовительный этап: Организации проводят аудит материально-технической, инфраструктурной и кадровой обеспеченности, определяют потребность и возможные формы сетевого взаимодействия, порядок финансирования, разрабатывают комплект локальных актов, в т. образовательных программ (курсов, модулей);

b) Планирование работы по реализации сетевого взаимодействия. Разработка учреждением положения о реализации образовательных программ в сетевой форме и утверждение его локальным нормативным актом (Приказом).

c) Реализация образовательных программ (курсов, модулей) в сетевой форме. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся, выдача обучающимся документов о прохождении обучения освоения образовательной программы в сетевой форме (при необходимости), отчёт и подписание актов о выполнении условий договора.

При разработке эффективной модели сетевого взаимодействия необходимо учитывать, что условия финансирования реализации данных программ должны определяться на уровне тех ведомств, к которым принадлежат образовательные организации (департамент образования Администрации города Тюмени, департамент культуры Администрации города Тюмени, департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени).

  • Разработка нормативно-правового обеспечения системы сетевого взаимодействия в каждом учреждении дополнительного образования (форма — Локальный акт, утвержденный приказом руководителя учреждения), позволяющего регулировать вопросы проведения совместных мероприятий, использования собственности и денежных средств образовательных учреждений, распределения кадровых ресурсов, полномочий и ответственности, организационные схемы и процедуры управления совместной деятельностью и отчетности ее результатов.
  • Создание координационного совета — орган, осуществляющий управление сетевым взаимодействием, в состав которого входят представители организаций — участников сети.
  • Разработка программы мониторинга эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций с целью выявления проблем и возможностей в каждой отдельной общеобразовательной организации. Мониторинг эффективности сетевого взаимодействия организаций должен в себя включать количественные и качественные показатели для характеристики достижения поставленных целей; количественно измеримые результаты деятельности для соблюдения процедур бюджетного планирования и финансового управления. С помощью результатов проведения мониторинга руководитель организации определит возникшие проблемы и с помощью корректировки программы минимизирует риски дальнейшего сетевого взаимодействия.

На основе результатов проведенного анализа нами было установлено, что с целью повышения эффективности организации сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования с общеобразовательными организациями и решения выявленных проблем необходимо обеспечить выполнение следующих аспектов:

a) При сетевом взаимодействии, участников объединяет единство целей, взаимодополняемое содержание, средства и ресурсы общего и дополнительного образования.

b) Проектирование моделей организации основывается на теории и методах сетевого моделирования.

c) Модель сетевого взаимодействия должна иметь сформированную нормативно-правовую базу.

d) Наличие системы распределения функциональных обязанностей между элементами сети.

Сетевая форма взаимодействия предоставляет большие возможности в усилении ресурсов образовательных организаций и удовлетворении запросов и потребностей участников образовательного процесса. В то же время, развивая сетевое и межведомственное взаимодействие, необходимо четко представлять возможности и потребности каждого участника, наличие реальной ресурсной базы участников образовательной сети, учитывать риски и трудности при организации совместной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): сетевое взаимодействие, дополнительное образование, программа, сетевая форма, город Тюмени, учреждение, молодежная политика Администрации города Тюмени, муниципальное автономное учреждение, Реализация, совместная деятельность.

Хорошилова С. 1

Костина Е. 1

Бородина Т. 11 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»На современном этапе реформирования системы образования в вузах РФ принята трехуровневая система высшего образования – бакалавриат, магистратура и аспирантура, ориентированная на компетентностный подход. Одной из перспективных форм реализации магистерских программ в системе современного образования является сетевая форма взаимодействия между университетами для обеспечения качества учебного процесса. На сегодняшний день ключевой компетенцией учителя иностранного языка является ИКТ-компетенция. В связи с этим в Новосибирском государственном педагогическом университете на факультете иностранных языков была открыта сетевая магистерская программа «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам», опыт и перспективы реализации которой представлены в данной статье. Магистратура готовит высококвалифицированных специалистов в области иностранных языков, владеющих информационно-коммуникационными технологиями для осуществления педагогической деятельности в школьном образовании. Проанализировав тренды в современной образовательной системе, авторы статьи приходят к выводу, что университетам для повышения своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг и модернизации образовательного процесса в вузе необходимо использовать преимущества онлайн-образования с использованием массовых открытых онлайн-курсов (МООК). В связи с этим перспективы реализации магистерской программы могут заключаться в сетевом сотрудничестве с национальной платформой «Открытое образование». трехуровневая система высшего образованияобучение иностранным языкаммассовые открытые онлайн курсы (моок)1. Гуджатуллаева Е. Анализ тенденций модернизации высшего профессионального образования в России // Вестник Чувашского университета. 2011. № 1. 350-358. Ширинкина Е. Современная парадигма реформирования высшего образования // Вестник Удмуртского университета. 2017. Вып. 69-77. The Bologna Process 2020 – The European Higher Education Area in the new decade. Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education. Leuven and Louvai (la) Neuve, 28–29 April 2009 // Высшее образование в России. 2009. № 7. 156-162. Костина Е. , Хорошилова С. Влияние краткосрочной академической мобильности на профессиональную подготовку учителя // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 1. 50-55. Никитенко Е. Тенденции развития высшего образования в России в условиях его модернизации // Высшее образование в России. 2014. № 7. 44-48.

В свете современной образовательной парадигмы для выпускников вузов на первый план выходит необходимость стать грамотным перспективным специалистом и не проиграть на рынке труда, заняв достойное место в социуме. В отношении будущих учителей быть конкурентоспособным означает владеть всеми необходимыми компетенциями, которые определяются ФГОСами и формируются в рамках образовательных программ педагогических вузов.

Читать также:  Vkmusic ошибка авторизации попробуйте перезапустить программу ошибка invalid request versions below

В ответ на социальный заказ социума руководство факультета иностранных языков Новосибирского государственного педагогического университета в 2016 г. приняло решение об организации на факультете магистерской программы «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам» по направлению подготовки 44. 01 Педагогическое образование. Разработать и реализовать программу было поручено кафедре английского языка. Первый набор обучающихся на данную программу состоялся осенью 2017 г. Программа магистратуры «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам» разработана на основе ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44. 01 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 21 ноября 2014 г. № 1505. Выпускники программы готовятся к педагогической и научно-исследовательской профессиональной деятельности, для осуществления которой им потребуются общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и специальные компетенции.

Целями исследования являются анализ опыта реализации сетевой формы магистратуры педагогического образования «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам», описание принципов разработки и функционирования программы, а также анализ перспектив развития сетевого взаимодействия в вузовской среде через интеграцию МООК в учебные планы вузов.

Материал и методы исследования. Материалом исследования выступили нормативно-правовые документы, определяющие особенности реализации сетевой формы обучения в вузе; информационные ресурсы и технологии образовательных учреждений; практика работы научно-педагогических кадров вузов. В работе использовались следующие методы: анализ нормативно-правовой документации, сложившейся практики сетевого взаимодействия, анкетирование, систематизация и обобщение данных для построения выводов, актуальных для формирования научно обоснованного подхода по внедрению сетевой формы реализации магистерской программы в систему высшего образования.

Результаты исследования и их обсуждение. Магистратура «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам» предназначена для обучения выпускников-бакалавров, специалистов, преподавателей и учителей иностранного языка использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, что повышает эффективность и оптимизирует процесс обучения, отвечая современному социальному заказу общества. Необходимо заметить, что магистратура готовит высококвалифицированных специалистов в области иностранных языков, владеющих информационно-коммуникационными технологиями для осуществления педагогической деятельности в школьном образовании, а не специалистов в области информатики. В связи с этим цели магистерской программы формулируются следующим образом.

  • Овладение магистрантами методикой применения ИКТ в процессе обучения иностранным языкам.
  • Формирование практических навыков использования ИКТ-ресурсов и устройств.
  • Определение роли и места ИКТ-ресурсов в конкретной педагогической деятельности магистрантов.

Магистратура «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам» организована по принципу творческого сотрудничества между студентами и преподавателями, целью которого является усвоение уникальных авторских курсов и учебных программ, специально разработанных высококвалифицированными специалистами факультета иностранных языков для высшей ступени университетского образования. Для повышения своей квалификации в области информационно-коммуникационных технологий преподаватели факультета регулярно проходят стажировки в ведущих отечественных и зарубежных учебных заведениях.

Кроме того, для обеспечения учебного процесса в магистратуре факультет привлекает известных российских специалистов в области информационно-коммуникационных технологий в педагогическом образовании. В связи с этим магистерская программа «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам» реализуется как сетевая совместно с Дагестанским государственным педагогическим университетом.

Цель организации сетевой формы реализации образовательных программ – повышение качества высшего образования через использование сетевого взаимодействия вузов с применением новых информационно-коммуникационных, педагогических технологий и объединения ресурсов участников сети. При этом решаются следующие задачи:

а) расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов в рамках выбранной образовательной программы через обеспечение академической мобильности;

б) выбор сетевой модели, адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению организаций, входящих в сетевое взаимодействие;

в) освоение механизма создания и эффективного использования ресурсных центров дистанционного и электронного обучения;

г) реализация новых подходов к организационному построению образовательного процесса в организациях сети;

Магистерская программа «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам» построена на принципах модульного обучения, которое предполагает базовую и вариативную части. Базовая часть состоит из двух модулей: модуля общекультурной подготовки и модуля общепрофессиональной подготовки. Вариативная часть включает в себя три модуля: методический модуль, научный модуль и языковой модуль, а также три блока дисциплин по выбору. Именно дисциплины по выбору являются наиболее практико-ориентированными и дают возможность магистрантам овладеть методикой применения ИКТ в процессе обучения иностранным языкам, а также сформировать практические навыки использования ИКТ-ресурсов и устройств в своей педагогической деятельности. В первом блоке дисциплин по выбору магистрантам предлагаются такие дисциплины, как «Дистанционные образовательные технологии в обучении иностранным языкам», «Дистанционная образовательная платформа Мудл (Moodle)». Второй блок представлен следующими дисциплинами: «ИКТ-компетентность педагога», «Мультимедийные технологии в обучении грамматике иностранного языка», «Потенциал цифровых образовательных ресурсов в обучении лексике иностранного языка». Третий блок дисциплин по выбору, который реализуется на втором курсе магистратуры, предлагает такие дисциплины, как «Интернет и сервисы Web 2. 0 в обучении иностранному языку», «ИКТ в обучении межъязыковой коммуникации», «Использование ИКТ в исследованиях по компаративистике», «Применение ИКТ при обучении иноязычной литературе», «Современные технологии обучения иностранному языку».

Научно-исследовательская работа (НИР) – один из основных видов деятельности обучающихся в магистратуре. Во внеучебное время научно-исследовательская работа студентов магистратуры предполагает следующие виды деятельности: участие в научно-практических конференциях, конкурсах, организуемых кафедрами, вузом; участие и самостоятельное проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов по актуальной проблематике в рамках Всероссийской лингво-методической школы, проводимой факультетом иностранных языков ФГБОУ ВО «НГПУ»; написание научных статей, тезисов.

Магистранты первого года обучения (2017–2018 гг. ) по программе «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам» продемонстрировали активное участие в научно-исследовательской деятельности: ими были представлены 12 научных докладов (с публикацией тезисов) по вопросам дидактического потенциала ИКТ платформ и ресурсов в обучении английскому языку на VII Всероссийской студенческой НПК с международным участием «Молодежь XXI века: образование, наука, инновации», 2018 г. , 10 научных докладов на XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум 2019», подготовлены к публикации и опубликованы в журналах РИНЦ с высоким импакт-фактором 8 научных статей (2018–2019), получены дипломы 1-й, 2-й, 3-й степеней.

По результатам проведенного анкетирования среди студентов выпускных курсов факультета иностранных языков НГПУ об актуальности магистерской программы «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам», а также по количеству поданных заявлений на программу уже в первый год набора в 2017 г. можно констатировать, что данная форма магистратуры является перспективным направлением для решения задач модернизации высшего образования и может быть рекомендована для дальнейшего внедрения в систему трехуровневой реализации педагогического образования.

Для определения перспектив развития магистерской программы в условиях все возрастающей конкуренции как внутри вуза, так и со стороны других вузов – провайдеров магистерских программ представляется целесообразным рассмотреть мировые тренды в современной системе вузовского образования. По мнению представителей вузовского сообщества и бизнес-партнеров, общее состояние системы характеризуется высокой степенью неопределенности, которая препятствует долгосрочному планированию. Вузы пытаются нащупать перспективные тренды для своего самоопределения, найти свою нишу для разработки стратегии развития вуза, чтобы занять достойные позиции на рынке образовательных услуг.

Проанализировав работы по данной проблеме, можно обозначить следующие тренды развития современного образования.

  • Клиентоориентированность – смена вектора в образовании на удовлетворение потребностей студентов.
  • Гибкость образовательных организаций в создании условий для индивидуализации образовательной траектории студента.
  • Массовизация высшего образования, которая привела к возросшей конкуренции между вузами.
  • Формирование стратегических альянсов между несколькими университетами как результат глобализации.
  • Информатизация и цифровизация обучающей среды вуза.

Платформа на сегодняшний день объединяет 15 вузов-разработчиков и предлагает для изучения более 350 онлайн-курсов. Сетевое взаимодействие с национальной платформой решает ряд актуальных вопросов вузовского образования: восполнение недостающих кадровых ресурсов требуемой квалификации; оптимизация затрат на реализацию образовательной программы; гибкость планирования учебного процесса и создание индивидуальных образовательных траекторий студентов.

Выводы. При решении задач модернизации высшего образования в России разработчики магистерских программ сталкиваются с необходимостью заниматься рядом стратегических и организационных задач. Для того чтобы проектировать дальнейшее качественное функционирование магистерской программы в условиях возросшей конкуренции, необходимо проанализировать последние тренды в высшем образовании. Анализ тенденций развития в вузовской среде показывает, что онлайн-образование и смешанное обучение стали ключевым фактором успешности вуза. Если в университете отсутствует эффективная стратегия по интеграции этих подходов в учебные планы магистерских программ, можно утверждать, что потенциал такого вуза не реализуется полностью. Таким образом, университетам для повышения своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг необходимо использовать преимущества онлайн-образования с использованием МООК для модернизации своего образовательного процесса.

Библиографическая ссылка

Опыт и проблемы сетевого сотрудничества между учреждениями дополнительного образования и общеобразовательными организациями в Тюмени

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *