Ирина Махалова
Проблема реализации ФГОС ДОУ современным воспитателем. Эссе воспитателя подготовительной группы
Эссе по теме : «Мои достижения и проблемы в реализации ФГОС ДО».
Выполнила:воспитатель МБДОУ№440 Махалова Ирина Сергеевна
Слушатель курсов: «Проектирование ОД ДОО на основе ФГОС ДО».
Введение стандарта ДО затронуло все составляющие ДО- педагогов,детей,
семью, которая стала реальным участником образовательного процесса.
Коренные изменения прописанные в ФГОС ДО первым образом затронули и мою педагогическую деятельность. Первоначально было сложно переключить своё сознание от старых,неразвивающих в полной мере детей методик и образовательной среды к индивидуализирующим и инновацион-
ным подходам.
Сначала пришлось изучить стандарт ДО и понять,принять,что ребёнок стал не объектом,а субъектом образовательного процесса. Он стал наравне со взрослым,а педагог-партнёр,помошник.
Следующим шагом стало знакомство с новыми методами и приёмами работы.
Далее удалось столкнуться с рядом проблем :
Недостаточно продуманное содержание программы «От рождения до школы» под. редакцией Вераксы Н.
Недостаточное материальное обеспечение для внедрение ФГОС в ДО.
Переполненость группы(37 человек)-не даёт в полной мере длительно взаимодействовать с ребёнком,увидеть и почувствовать каждого воспитанника.
Постепенно мне всё-таки удалось с помощью собственного опыта,гра-
мотной методической помощи,наблюдением за интересами детей,рекомен-
дациями родителей преобразовать среду в группе,сделать её не обыденной,
а развивающей,полифункциональной,использовать трансформируемое оборудование,обеспечивающее вариативность,безопасность,доступность творческой детской деятельности.
Мы вышли на новый уровень взаимодействия с ребёнком-ребёнок-партнёр образовательного процесса.
Для развития исследователя я стала использовать в работе эвристи-
ческие беседы,моделирование,эксперименты,опыты,постановку и решение вопросов проблемного характера,ИКТ. Это привело к тому,что дети стали более раскрепощёнными,открытыми,заинтересованными. Также к этому процессу мне удалось привлечь родителей,проводя консультации по интересам детей,родительские клубы,нетрадиционные родительские собрания. В результате столкнулась с проблемой,что сами взрослые не
знают своих детей,не считаются с их интересами и мнениями,ведут либо
авторитарный,либо попустительский стиль воспитания. Поэтому эту проблему мы решаем в тандеме с детьми и родителями и по сей день.
В итоге за счёт взаимодействия всех звеньев педагогического процесса с учётом ФГОС ДО мне удалось улучшить и обновить качества образователь-
ного процесса в группе,что привело к развитию творческих и познавательных способностей у детей и надеюсь в дальнейшем эта работа будет продолжа-
Программа «Развитие»
Основной образовательной целью программы «Развитие» является развитие общих способностей, рассматриваемых в качестве одной из основных единиц психического развития ребенка. Программа направлена на развитие общих способностей (познавательных, коммуникативных и регуляторных) у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе коммуникации с взрослыми и детьми. Образовательную работу с детьми предлагается проводить как в специально организуемых образовательных ситуациях, так и в ситуациях естественной жизни, бытовые, организационные моменты. Подготовка педагогов для адекватной реализации программы в практической работе с детьми проводится в специально созданном психолого-педагогическом учебном центре (ЧУ ДПО УЦ им. Венгера «РАЗВИТИЕ»), имеющем лицензию на образовательную деятельность.
Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» /Под ред. Булычевой А. – М
Развивающее оценивание качества дошкольного образованияПланируемые результаты освоения программыХарактеристика возраста и задачи развитияОбразовательная область «Социально-коммуникативное развитие»Образовательная область «Познавательное развитие»Ознакомление с пространственными отношениямиРазвитие элементарных математических представленийРазвитие экологических представленийРазвитие элементов логического мышленияОбразовательная область «Речевое развитие»Ознакомление с художественной литературой и развитие речиПервоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рукОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»Развитие изобразительной деятельностиОбразовательная область «Физическое развитие»Особенности профессиональной деятельности и подготовки педагогов для работы по программе «Развитие»Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ, работающем по программе «Развитие»Организация жизни и воспитания детейОписание форм, способов, методов реализации ПрограммыПримерный распорядок дня и примерное расписание занятий (прямых образовательных ситуаций)Особенности организации предметно-пространственной средыМатериально-техническое обеспечение программыПримерный список литературы для чтения детям
Наталья Холкина
Опыт реализации ФГОС дошкольного образования — проблемы и перспективы
Главный принцип Федерального государственного образовательного стандарта – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить заинтересованное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых отводится игре.
Одним из базовых инновационных положений федерального образовательного стандарта дошкольного образования является смещение акцента с образовательной активности взрослого по трансляции детям содержания образования на создание условий : социальной ситуации развития и предметно- пространственной среды.
Одним из условий реализации ФГОС ДО является развитие предметно – пространственной среды.
Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать.
Предметно-развивающая среда в групповых помещениях организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
В группе имеется игровой центр, который оснащён необходимой игровой мебелью для развё ртывания сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Стройка», «Автопарк» и т. Необходимой атрибутикой, обеспечивающей сюжет игры с детьми старшей группы, служат как приобретённые игровые предметы, так и изготовленные своими руками. Недостающую атрибутику для игр заменяем предметами – заместителями (например, кирпичик – это строительный материал, который может быть «печеньем», «телефоном», «мылом» и т. в зависимости от сюжета игры). Таким образом, реализуем принцип полифункциональности развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Гендерный подход в организации игрового пространства обеспечивается набором различных игр и игрушек для девочек и мальчиков. Для развития творческого замысла в игре для девочек созданы уголки с предмета женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. ; для мальчиков — детали военной формы, технические игрушки.
Ширмы, игровая мебель, перегородки, детские стулья позволяют организовать пространство группы в зависимости от выбранного детьми сюжета игры. Таким образом, реализуется принцип трансформируемости построения РППС в группе.
В игровом центре «Познание» имеются в достаточном количестве игры, дидактические пособия, направленные на развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста, развитие детской любознательности. Игры меняются в зависимости от смены времён года, темы недели. Таким образом, реализуется принцип вариативности РППС.
В игровом центре «Речевое развитие» имеются дидактические игры и пособия соответствующего содержания (например, лото «В мире животных», домино «Ягоды и фрукты» и т. , пазлы, разрезные картинки, картинки для рассказывания и прочее. Все игры, пособия и игрушки находятся в свободном доступе для детей. Таким образом, реализуется принцип доступности при организации РППС. Прекрасным дополнением к речевому центру служит центр театральной деятельности. Используется ширма ростовая, ширма для настольного театра. В центре имеется пальчиковый, кукольный театры, куклы би-ба-бо, костюмы, маски, атрибутика для различных сказок, аудиотека.
С целью удовлетворения потребности детей в движении, центральное место в группе занимает спортивный уголок, в котором находятся как приобретённые игрушки и дидактические пособия, так и изготовленные своими руками. Имеются пособия для корригирующей гимнастики, пособия для профилактики различных заболеваний (например, массажные коврики в качестве профилактики плоскостопия). Имеются картотека пальчиковых игр, гимнастики для глаз, картотека для организации физкультурных пауз во время непосредственной образовательной деятельности с детьми. Всё оборудование, игры, игрушки подобраны в соответствии с принципом безопасности построения развивающей предметно-пространственной среды.
Участниками образовательного процесса являются и родители воспитанников. Работа с родителями планируется заранее. Начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в дошкольных группах. Провожу анкетирование, личные беседы, все это помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать новые, интересные формы взаимодействия с семьей.
В своей работе стараюсь использовать нетрадиционные формы и методы работы. Встречи с родителями у нас называются «Родительский вечер», «Душевный разговор», «Гостиная для родителей».
К форме душевного разговора приглашаются те родители, чьи дети имеют проблемы : агрессивны, не умеют общаться со сверстниками, плохо справляются с развивающими задачами.
Родительский вечер начинается с выступления детей: это может быть показ кукольного спектакля или театрализованной сценки, мини — концерта, а затем проводится встреча по теме.
В гостиной для родителей присутствующие делятся опытом воспитания и образования детей.
Также проводятся мастер-классы, где не только педагоги обучают родителей различным приемам рисования, лепки, аппликации, но и родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мы стараемся создать атмосферу взаимопонимания через общие интересы.
Использую наглядность — папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, буклеты, детские или совместные рисунки, поделки с родителями, фотовыставки, семейные газеты и уголки для родителей.
В своей группе на шкафчик ребенка за любой вид помощи, оказанной родителями, приклеиваю смайлик.
Родители стараются быть примером, как для своего ребенка, так и для остальных родителей. Дети строго ведут подсчет «наградам», при этом подталкивая родителей на оказание помощи. Даже пассивные родители начали активно принимать участие в жизнедеятельности дошкольных групп.
Подобное планирование работы группы направлено именно на реализацию стандарта ФГОС ДО, так как создаются благоприятные условия для развития индивидуальности каждого ребенка, развиваются его коммуникативные навыки, выявляются способности и творческий потенциал.
Виноградова, Н. Микляева. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. -УЦ Перспектива, 2011г.
Новоселова, С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн–проектов развивающей предметной среды в детском саду и УВК/ С. Новоселова; Москва – Центр инноваций в педагогике: 1995. – 64 с.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
Программа развития БОУ «Колосовская средняя школа» на 2016-2021 годы.
Ольга Москвичева
Результаты, проблемы и перспективы введения ФГОС дошкольного образования
Москвичева О. , заведующий
МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка»
Ртищево Саратовской области»
Результаты, проблемы и перспективы введения ФГОС ДО МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области»
Цель реализации ФГОС ДО была поставлена перед дошкольным образованием Приказом Министерства образования и науки РФ от 17. 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
В сентябре 2014 года в соответствии с приказом Министерства Образования Саратовской области №1529 от 18. 2014 г. 11 дошкольных образовательных учреждений г. Ртищево стали пилотными площадками по внедрению образовательного стандарта дошкольного образования. В том числе и дошкольное учреждение №7 «Журавушка».
Так что же сделано за данный период в нашем детском саду? К какому результату мы подходим к началу этого учебного года?
В дошкольном учреждении приведена в соответствие стандарту нормативно-правовая база. Разработана в соответствии с требованиями образовательная программа, которая позволяет воспитанникам в целом и каждому ребёнку в отдельности прийти к запланированным положительным результатам. Программа дошкольного образования учреждения даёт комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, отражает степень соответствия образовательному стандарту и потребность ребёнка в деятельности, достижений планируемых результатов. Этим дошкольное учреждение для всех детей создаёт равные стартовые возможности для обучения в школе.
Образовательная программа учитывает возможности и для детей с особенностями развития. Один из разделов образовательной программы нашего дошкольного учреждения, определяет программу образования для детей с особенностями развития в группе компенсирующей направленности. По окончании освоения компенсирующей образовательной программы дети получают все необходимые знания, умения, навыки, которые способствуют дальнейшему успешному развитию и обучению ребёнка.
Но не все дети могут посещать дошкольное учреждение, поэтому для оказания помощи в воспитании и развитии таких детей в учреждении работает консультационный центр. На базе центра педагоги, учителя-логопеды, педагоги-психологи, медики – оказывают консультативную помощь родителю по обучению и развитию ребёнка. Данный центр существует в учреждении год. Этот вид деятельности новый для дошкольного учреждения, но необходимый для оказания педагогической помощи и сопровождения семей, где дети по состоянию здоровья не могут посещать детский сад.
Современная концепция ФГОС, в которой образовательный стандарт понимается как общественный договор, ориентирована на учёт интересов и потребностей ребёнка, его семьи и общества. По этому, одной из задач дошкольного образования при реализации стандарта было информирование и привлечение родителей (законных представителей) и общественности к участию в жизни ребёнка в детском саду.
Для выполнения данной задачи в дошкольном учреждении систематически обновляется сайт, информационные стенды. Родители принимают активное участие в жизни детей в детском саду, посещая познавательные мероприятия. Воспитатели организуют круглые столы по актуальным проблемам, дискуссионный клуб для родителей детей старшего дошкольного возраста. Очень удачно зарекомендовала себя форма работы для родителей среднего дошкольного возраста «семейная гостиная». И, конечно, дошкольное учреждении не может обойтись без помощи родителей в организации дополнительного развития.
Для выявления уровня удовлетворённости введением Стандарта был проведён мониторинг. Мониторинг показал запланированный в «дорожной карте» результат у родителей — 92% удовлетворённости работой дошкольного учреждения.
Введение стандарта затронуло все составляющие дошкольного образования – педагогов, детей, семью. Однако изменения самыми первыми почувствовали сотрудники ДО, потому что стандарт не может изменить работу детского сада в одну секунду. Заложенные в нем требования к дошкольному образованию достаточно серьезные и предполагают проведение большой подготовительной работы. Весь коллектив прошёл необходимую переподготовку на курсах повышения квалификации по вопросам организации работы ФГОС ДО. Педагоги изучали Стандарт через Интернет-вебинары, семинары, консультации, круглые столы. Наиболее интересными формами работы с коллективом стали — работа творческих микрогрупп по поиску новых более эффективных и перспективных форм работы с детьми; эстафета педагогического мастерства и др. В конце учебного года был проведён итоговый педсовет «Результативность введения Стандарта, перспективы работы на следующем этапе». Кроме того, педагогам оказывалась психолого-педагогическая поддержка (проблемное анкетирование, финансовое стимулирование, тренинги, работа консультативного пункта «Ваш вопрос — наш ответ»).
Во исполнение решения Областного совещания работников образования «Актуальные направления развития системы образования Саратовской области : задачи на 2014-2015 учебный год» в 2015 году была создана региональная команда тьюторов по сопровождению инновационного развития образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. Цель деятельности тьютора – обеспечить подготовку педагогических кадров к решению новых профессиональных задач. Одной из задач тьюторского сопровождения было обозначено создание банка лучших педагогических практик реализации ФГОС ДО как на региональном, так и на муниципальном уровнях. В региональный банк лучших педагогических практик вошли работы воспитателей МДОУ №7, 9 и 12.
Одним из показателей эффективности введения Стандарта является успешность обучения выпускников дошкольной организации в школе. Качество дошкольного образования зависит от системы преемственности дошкольного и школьного Стандартов. Наш детский сад и школа №4 активно взаимодействуют в данном направлении через разные формы работы (заключение договора о сетевом взаимодействии, составление плана совместной работы, семинар «Осуществление преемственности дошкольного и начального школьного обучения на этапе реализации ФГОС», взаимопосещение учителей и воспитателей образовательного процесса в детском саду и школе, круглый стол «Работаем в условиях Стандарта», консультативный пункт «ФГОС ДО и ФГОС НОО : проблемы и пути решения»). Следующим этапом сотрудничества ДОУ и школы будет обмен информацией о достижениях дошкольников в процессе обучения на разных школьных этапах.
Хочется отметь,что воспитанники нашего ДОУ второй год становятся победителями муниципального традиционного конкурса «Дошкольник – интеллектуал», спортивная команда воспитанников является победителями районной 5 Спартакиады во всех трех этапах, юные таланты детского сада победители конкурса «Звездный дождь».
Таким образом, введение Стандарта в нашей дошкольной организации привело к тому, что:
• изменился характер деятельности воспитанников на исследовательский, творческий, а игра стала основным содержанием образовательной деятельности;
• у педагогов активизировалось стремление к реализации Стандарта на следующих его этапах;
• повысилась заинтересованность родителей деятельностью дошкольной организации;
• организована эффективная система управления.
Перспектива дальнейшей работы по Стандарту будет направлена на:
— привлечение дополнительных средств для развития материально-технической базы;
— переход на образовательную программу, утверждённую Министерством образования и науки;
— создание социально-психологической службы;
— отработку механизма преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО, а именно определение контрольно-измерительных материалов для отслеживания стартового уровня (промежуточных результатов освоения программы).
Проблемы есть. Но они решаемы. Необходимо помнить, что даже самые замечательные методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.
О сроках действия ООП ДО
Вопрос. Прокомментируйте, пожалуйста, подпункт 9 статьи 2 главы 1 ФЗ-273 «Об образовании Российской Федерации», в котором говорится, что образовательная программа должна быть представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Свидетельствует ли это о том, что рабочие программы, разрабатываемые дошкольной образовательной организацией, должны быть разработаны не по возрастам, а в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными пятью образовательными областями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования? Подскажите, пожалуйста, перечень нормативных правовых актов, регламентирующих структуру и требования к рабочей программе дошкольной образовательной организации?
Ответ. Идеология разработки действующего Закона «Об образовании Российской Федерации» состояла в том, чтобы объединить в одном документе все уровни образования, не только общего, но и профессионального. Причиной этого являлись многочисленные противоречия в законодательстве об образовании между его уровнями и отсутствие требуемой целостности системы, что объясняется автономным развитием каждого уровня в 90-2000 годы. Однако разработка такого единого документа вызвала немало трудностей, в частности, и с нахождением общих подходов к регламентации деятельности различных по своей сути образовательных подсистем. В связи с этим данное общее для всех уровней образования положение Закона следует применять дифференцированно, с учетом специфики каждой отдельной подсистемы, включая дошкольное образование. В дошкольных учреждениях нет и не может быть учебной деятельности, так как ведущей для развития детей данного возраста является игровая деятельность. Следовательно, документы, относящиеся к регламентации учебной деятельности, а именно: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), — не должны в них разрабатываться. Речь может идти о «других компонентах» образовательного процесса, например, «образовательных областях», по которым может быть разработана ООП. Рабочая программа воспитателя не нормируется документами Федерального уровня, следовательно, для ее разработки могут быть созданы свои внутренние нормативные акты в большей степени методического и рекомендательного характера. Назначение рабочей программы как документа состоит в выполнении задач оперативного планирования деятельности воспитателя и педагога по реализации ООП на краткосрочный период, например, месяц. Рабочая программа конкретизирует положения ООП и является механизмом ее реализации. По сути это календарный план работы. Деятельность может быть спланирована в нем по образовательным областям или интегративно на основе тематического планирования. Такие оперативные планы желательно иметь всем воспитателям и специалистам (музыкальному работнику, инструктору по физической культуре и др. ) Рабочие программы должны быть гибкими и вариативными, перестраиваться в зависимости от результатов ежедневного мониторинга, включать время для свободной игры, занятий детей по интересам, то есть по их собственной инициативе. Нужно иметь в виду, что старшие дети сами должны участвовать в планировании будущих событий своей жизни. Следовательно, в рабочих программах не все должно регламентироваться воспитателем и педагогом. В программах можно указать время и регулярность проведения общих сборов по планированию, подведению итогов прошедших событий, проектов, экскурсий, регулярность занятий в какой-то области, не указывая их тем и содержания, имея в виду, что они будут спланированы вместе с детьми. Иными словами, чтобы программа позволяла вносить корректировку, она должна быть обобщенной, контурной. Более подробно о новых методах планирования по ФГОС можно прочитать в рекомендациях, размещенных на сайте ФГАУ «ФИРО». Вопрос. Каковы требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП в каждой возрастной группе, кроме целевых ориентиров? Ответ. Требований ФГОС ДО к результатам освоения ООП в каждой возрастной группе нет. Разработчики ФГОС намеренно ушли от дифференциации требований результатам освоения ООП по возрастам, заменив их целевыми ориентирами на этапах младенческого и раннего возраста и по завершении дошкольного образования, так как научно доказано, что развитие детей в дошкольный период имеет неравномерный скачкообразный характер. Возможно, такие требования сохранились в непереизданных и непеработанных вариантах авторских программ дошкольного образования, которые писались под ФГТ.
Вопрос. Просим оказать консультационную и методическую помощь по следующему вопросу: нужно ли включать в раздел Планируемые результаты диагностические таблицы (карты индивидуального развития ребёнка в соответствии с возрастом по образовательным областям), разработанные творческой группой педагогов и применяемые в детском саду?
Ответ. Включать диагностические таблицы (карты индивидуального развития ребёнка в соответствии с возрастом по образовательным областям), разработанные творческой группой педагогов и применяемые в детском саду не нужно. В структуру ООП дошкольной образовательной организации согласно ФГОС система оценки и любых материалов для проведения мониторинга не входит. Однако в организации инструменты для проведения мониторинга должны быть в числе всех тех научно-методических материалов, которые будут обеспечивать реализацию программы. Главное, чтобы они были научно-обоснованными и корректными с точки зрения обеспечения возможностей для изучения процесса развития детей. Нужно также иметь в виду, что ряд показателей развития ребенка носит общий характер, неделимый по областям.
Вопрос. Скажите пожалуйста, что должно быть отражено в самообследовании дошкольного учреждения в разделе АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ.
Ответ. Содержание анализа деятельности учреждения определяется его целями. Если вы проводите самообследование системного характера по всем областям деятельности учреждения и даете оценку качеству его работы на определенном этапе, например, связанным с переходом на ФГОС, то мы можем предложить вам инструментарий для такого рода самообследования, размещенный на сайте ФГАУ «ФИРО». Если цель самообследования – выявление недостатков существующей системы относительно новых требований ФГОС и Примерной основной образовательной программы, то подход будет иной, как при проблемно-ориентированном анализе, о методах проведения которого также можно прочитать в методических рекомендациях по разработке ООП на основе ПООП, размещенных на сайте ФГАУ «ФИРО». Если цель иная, то необходимо знать общий метод анализа и использовать его в соответствии с целями вашего анализа. Рекомендуем внимательно прочитать размещенные на сайте рекомендации, в которых говорится о методе анализа.
Вопрос. Как отразить в каждой из основных разделов части, формируемой участниками образовательных отношений, наличия и описание: — вариативных форм образования; (поясните, пожалуйста) — особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик; — способов, методов и средств реализации с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, способов и направлений поддержки детской инициативы?
Ответ. В ООП можно перечислить все вариативные формы дошкольного образования, которые ваша образовательная организация будет в состоянии реализовать и поэтому предложить родителям. Эти формы должны быть интересны и привлекательны родителям, удовлетворять их насущные потребности. Например: группы кратковременного пребывания, группы для детей старшего дошкольного возраста, не посещавших ранее детский сад; услуги для детей с ОВЗ и др. Открывать их можно не сразу, а поэтапно, по мере реализации ООП. При описании образовательной деятельности в авторских программах, которая может осуществляться в различных видах культурных практик: продуктивной творческой деятельности (лепка, рисование, музыка и др. ), познавательно-исследовательской деятельности, чтении художественной литературы, физкультурно-оздоровительной деятельности, особенности каждого вида деятельности раскрываются через их специфические цели, формы, методы, а также предметы осуществления. У каждого вида деятельности они свои. Вам следует руководствоваться теми особенностями культурных практик, на которые обращают свое внимание авторы используемых вами программ. Необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов является требованием к образовательной деятельности дошкольников.
Дифференциация способов, методов и средств реализации содержания программы по возрастам осуществляется с помощью структуры ООП и авторских программ, которые чаще всего пишутся по возрастам. В ООП также следует указать, как будет происходить в организации учет индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, например, на основе данных мониторинга, анализа потребностей родителей, анализа передового опыта и новых возможностей для развития дошкольного образования и др.
Вопрос. Мы работаем в ДОУ в Республике Дагестан. Недавно только начали работу по программе » Мозаика»+ региональная, дагестанская, образовательная программа, где соотношение 60/40, где федеральный 60, а региональный 40. Как нам грамотно составить программу? Это нам следует делать самостоятельно, либо этим займется ДИРО — наш институт развития образования.
Ответ. Рекомендуем Вам обратиться с этим вопросам к руководству ДИРО или непосредственно в МО Республики Дагестан. Если более конкретных рекомендаций не будет, то региональный компонент программы можно разработать самостоятельно. Нужно определить его целевые ориентиры, разработать содержание в пяти образовательных областях и условия его реализации. Материалом для деятельности в различных видах культурных практик могут стать национальные традиции, обряды, игры, танцы, музыка, ремесла, сказки и другие литературные произведения, природа родного края и т. , позволяющие формировать национальную идентичность.
Вопрос. Добрый день! Работаю зам. заведующей 2 месяца, поэтому нуждаюсь в Вашей помощи. В нашем детском саду в ООП отсутствует часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений. Подскажите, пожалуйста, по какому алгоритму её написать. Заранее, спасибо!
Ответ. Прежде всего, рекомендуем вам внимательно прочитать наши рекомендации по разработке ООП. В них есть алгоритм. Сущность его такова: либо вы первоначально сами предлагаете различные варианты образовательной деятельности (авторские и парциальные программы, методы работы, варианты режима, дела, в которых могут участвовать родители), а они выбирают из предложенного. Либо вы собираете предложения от родителей, а потом совместно с группой активистов делаете из них выбор. Но в этом случае, предварительно нужно проинформировать родителей о существующих программах, методиках, разместить их на сайте. Лучше эти два алгоритма объединить: к своим предложениям добавить то, что предлагают родители. Можно сделать рубрики для внесения предложений, например по видам культурных практик и т.
Вопрос. Формы работы с родителями воспитанников и их количество определяется творческой группой, разрабатывающей программу. Мне сделано замечание о недостаточности работы с родителями.
Вопрос. В нашем д/с ООП разработана, утверждена, мы по ней благополучно работаем (за основу взята «От рождения до школы»). Но, в связи с тем, что вышла ОДОБРЕННАЯ программа от 20. 15 нам снова нужно перерабатывать свою ОП, или можно продолжать работу по Веракса?
Ответ. Одобренной является Примерная основная образовательная программа. Она является универсальной рамочной программой для реализации ФГОС. Все авторские программы, в том числе и программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Вераксы, предлагают различные варианты ее выполнения. Рекомендуем вам прочитать ПООП и ответить на вопрос, в какой степени ПООП может быть реализована в рамках программы «От рождения до школы». Если программа «От рождения до школы» в этом плане в чем-то недостаточна, то ее можно дополнить парциальными или собственными программами. Технология разработки ООП на основе Примерной программы дана в рекомендациях, которые размещены на сайте ФГАУ «ФИРО».
Вопрос. Скажите, пожалуйста, в нашей школе 5 дошкольных групп. 4 работают по Вераксе, одна предшкольная группа работает по Виноградовой. Сколько нам писать образовательных программ на новый учебный год — одну совмещенную программу, или две по разным программам?
Ответ. Ваша ошибка состоит в том, что вы планируете ООП исходя из конкретной ситуации данного года. Между тем сначала нужно определиться, в принципе, какой у вас будет модель образования, ведь ООП пишется не на год, это ваша долгосрочная стратегия. Может быть, несколько моделей образовательного процесса: 1. группы могут работать по двум разным программам, реализуя их в полном объеме, то есть на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду; 2. группы работают на основе одной интегративной программы, разработанной на основе двух авторских программ; 3. группы первоначально работают по одной программе «От рождения до школы», под редакцией Н. Вераксы, а старшим группам предлагается два варианта на выбор: программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Вераксы и программа «На крыльях детства» или «Первоцветы» Н. Виноградовой. Одна программа пишется для второй модели. Возможны и другие варианты В вашей ООП Вы, таким образом, укажете модель и сделаете соответствующие ссылки на программы.
Вопрос. Должно ли быть указание на приоритетное направлении работы ДО или только на реализуемую Примерную образовательную программу?
Ответ. Если такое направление есть, то оно должно быть указано и полностью раскрыто в вашей ООП. Примерная программа универсальна, она носит обобщенный рамочный характер. А ваша задача подчеркнуть через ООП собственную уникальность.
Вопрос. Скажите, пожалуйста, как правильно прописать в образовательной программе ДОУ приоритетное направление детского сада? (структура). Можно ли поменять направление?
Ответ. Да направление поменять можно. Более того, переход на ФГОС и ПООП может служить хорошим поводом для такого изменения, свои частные изменения рекомендуется приурочивать к более значительным общим. Так их легче проводить. В общем виде новое направление работы вашей дошкольной организации должно отразиться во всех элементах программы, это и есть алгоритм: целевых ориентирах, содержании деятельности по пяти областям, условиях реализации ООП. А в какой степени оно будет определять ту или иную деятельность, зависит от него самого. Если у вас направление — развитие детской одаренности, то нужно уделить внимание творчеству детей в описании культурных практик, если – оздоровление детей, то наиболее полно оно будет раскрыто при описании физкультурно-оздоровительных мероприятий и т.
Вопрос. Допустимы ли слова в тексте образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО: «непосредственная образовательная деятельность», «организованная образовательная деятельность», «непрерывная образовательная деятельность» (речь идёт о форме работы с детьми — «занятие»)? Какое из них верное?
Ответ. Данный термин отсутствует во ФГОС и других документах, регламентирующих его выполнение, например, в ПООП. Практически вся деятельность воспитателя решает какие-то образовательные задачи, то есть является образовательной. Более того, следует шире использовать для образования ребенка режимные моменты, прогулки и др. Иными словами, избавляться от заорганизованности и стремиться к непринужденности и естественности образовательной деятельности. Занятие также следует понимать более широко, как любую целенаправленную образовательную деятельность ребенка, осуществляемую в партнерстве со взрослым или самостоятельно в определенном месте за отведенное время. В этом смысле не нужно бояться произносить это слово, наоборот, следует расширить сферу его применения. Это позволит уйти от узкого понимания образовательной деятельности, которая яко бы имеет место только на специально организованных занятиях.
Вопрос. Нужно ли адаптировать парциальные авторские программы (например «Цветные ладошки» под ред. Лыковой)?
Ответ. Под адаптацией понимается приспособление для конкретных условий. Методом адаптации может быть конкретизация программы, а также коррекция, внесение изменений с учетом особых конкретных условий. Вы должны сами определить, исходя из понятия адаптации, нужно ли вам адаптировать общую парциальную программу. Главное, что ее адаптация должна иметь обоснованный и осмысленный характер.
Вопрос. У меня вопрос, как правильно оформлять и вносить изменения в основную образовательную программу детского сада? Изменения на 2016-2017 уч. год в Программе касаются программ кружковой работы, учебного плана, сетки организованных видов детской деятельности. Все эти документы представлены в приложениях к программе. Нужно ли после изменения приложений снова распечатывать весь текст программы, утверждать и сшивать программу? Если нет, то как правильно оформить данные изменения?
Ответ. Это очень правильный вопрос. Хорошая программа должна меняться, уточняться, дополняться, возможно, ежегодно. Для того, чтобы это было законно, рекомендуем разработать и оформить приказом заведующей «Порядок внесения изменений в ООП», первоначально обсудив его с педколлективом и родителями как участниками образовательных отношений. Порядок внесения изменений должен ответить на ряд вопросов: — в связи с чем, в ООП могут вноситься изменения; — каких вопросов образовательной деятельности и деятельности организации они могут касаться; — кто их может вносить (не забудьте родителей, решите, могут ли быть персональные предложения или только от групп); — каким будет порядок внесения изменений в ООП; — кем и как будут отбираться изменения в ООП; — кто и как будет принимать окончательные решения о внесении изменений в ООП (может быть, Управляющий совет); — и, наконец, как они будут оформляться в тексте ООП (форма документа «Об изменениях в ООП». Последнее зависит от масштабности изменений. Если они кардинальные, то возможно, какой-то раздел ООП потребуется переписать. В случае незначительных изменений, они могут оформляться в виде перечня или приложения, которые будут прикладываться к ООП. Правильно ежегодно создавать такие условия, которые бы стимулировали участников образовательных отношений к внесению изменений в действующую ООП, например, проводить опросы, дискуссии, обсуждать вопрос на сайте.
Вопрос. Возможна ли экспертиза основной образовательной программы
Ответ. Даже желательна, причем как внутренняя, так и внешняя. Помните, что эксперт — это компетентный судья. Могут быть эксперты и по отдельным узким вопросам ООП. Обязательно ставьте перед экспертами конкретную задачу: что экспертировать, и в какие сроки.
Вопросы. На какой срок разрабатывается основная образовательная программа. На сколько лет пишется основная образовательная программа детского сада?
Ответ. С точки зрения содержания, ООП, как минимум, пишется на срок полного пребывания детей в вашей образовательной организации, например, от 3 до 7 лет, значит на 5 лет.
Это не нужно путать со сроком действия разработанной программы. Срок действия ООП определяется ее устареванием, которое может произойти по разным причинам и раньше: вследствие изменения образовательной ситуации (например, контингента дошкольной организации, или направления ее работы), по причине выхода более прогрессивных новых авторских программ; вследствие изменения стандартов дошкольного образования.
Чтобы ООП длительное время не устаревала, надо писать этот стратегический документ более обобщенно, конкретизируя его положения в Приложениях и, например, в ежегодных изменениях к ООП. Однако ежегодные частные изменения, которые вносит в Программу сама организация, также могут привести к необходимости замены ООП на новую.
Долгосрочная стратегическая Программа, какой и является ООП образовательной организации, утверждается на срок действия ООП, который не может быть меньше продолжительности пребывания в организации детей. Однако, утверждая ООП, совсем не обязательно указывать срок ее действия, так как заранее его определить сложно.
Видимо, в вопросе речь идет о рабочем варианте ООП или о рабочих программах воспитателей, которые, действительно, если такие имеются, должны разрабатываться на текущей период, например на год, а у воспитателя — на месяц. В них уточняется и конкретизируется содержание ООП применительно к ежегодной образовательной ситуации. Можно рекомендовать утверждать ежегодно только изменения к ООП, и те Приложения к ней, которые вносят в нее детализацию, если такие есть. Сама ООП остается стратегическим документом длительного действия.