Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста

Можно по-разному относиться к ребенку, но
нужно, прежде всего, отказаться от взгляда на
ребенка как на собрание достоинств и
недостатков. Любой ребенок – весь достоинство,
хотя бы потому, что сочетание его черт и качеств
уникально.

Мир, в котором живет современный ребенок, образ
жизни среднестатистической семьи, по сравнению с
недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества
порождают условия, при которых значительно
снижается уровень физического и
нервно-психического здоровья детей.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и
подростков Научного центра здоровья детей РАМН
за последнее время число здоровых дошкольников
уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10%
среди контингента детей, поступающих в школу;
распространенность функциональных отклонений
достигает более 70%, хронических заболеваний — 50%,
физиологической незрелости — 60%, более 20% детей
имеет дефицит массы тела
(Инстуктивно-методическое письмо “О
гигиенических требованиях к максимальной
нагрузке на детей дошокольного возраста в
организованных формах обучения” от 14. 2000
№65/23-16).

Количество детей, у которых уже в дошкольном
возрасте обнаруживаются отклонения в развитии,
весьма значительно. Соответственно, велик риск
школьной дизадаптации, неуспеваемости,
социокриминальных последствий в будущем.

На современном этапе развития системы
образования на первый план выдвигаются задачи
создания условий для становления личности
каждого ребенка в соответствии с особенностями
его психического и физического развития,
возможностями и способностями. Поэтому в нашем
учреждении особое внимание было уделено
организации комплексного
психолого-педагогического сопровождения детей
дошкольного возраста, с целью раннего выявления
недостатков развития и оказания комплексной
лечебно-оздоровительной и
коррекционно-психологической помощи в условиях
образовательного учреждения.

Система комплексного сопровождения детей
позволяет выявить отклонения в развитии, либо
способности на ранних этапах и выбрать
образовательный маршрут, позволяющий
скорректировать развитие ребенка, либо наиболее
полно развить его способности.

В практике своей работы творчески
интерпретируем методические рекомендации по
психолого-педагогическому медико-социальному
сопровождению дошкольников специальных
(коррекционных) ДОУ г. Санкт — Петербурга и
адаптации их к условиям детского сада общего
вида.

При организации работы появился ряд проблем,
которые требовали своего решения:

  • Недостаточное осознание педагогами сущности
    проблемы и перспективности ее решения.
  • Обособленность в действиях специалистов разных
    систем (здравоохранения, образования, соцзащиты),
    осуществляющих сопровождение; недостаточная
    связь между компонентами сопровождения.
  • Разрозненность информации.
  • Отсутствие необходимых специалистов в штатном
    расписании.
  • Непринятие проблем ребенка со стороны
    родителей.

Основной целью работы стало выявление
отклонений в развитии, склонностей и
способностей ребенка, определение их характера и
выбор оптимального образовательного маршрута.

  • защита прав и интересов ребенка;
  • массовая диагностика по проблемам развития;
  • выявление групп детей, требующих внимания
    специалистов;
  • консультирование по возможным путям решения
    всех участников образовательного процесса;
  • групповые занятия, семинары и тренинги с
    педагогами и детьми по изменению стереотипов
    поведения, коммуникативным навыкам.

Основными направлениями деятельности службы
сопровождения в учреждении являются:

  • оказание помощи в решении проблем:
  • формирования здорового образа жизни;
  • личностных проблем развития ребенка;
  • выбора образовательного маршрута;
  • преодоления затруднений в обучении;
  • разработка, уточнение с учетом данных
    динамического обследования и реализация схем и
    программ сопровождения;
  • гигиеническое нормирование нагрузок;
  • обеспечение преемственности и
    последовательности в работе с ребенком;
  • организация и проведение
    медико-психолого-педагогических консилиумов.

Для организации службы сопровождения в
учреждении был проведен мониторинг
обеспеченности специалистами, которые будут
осуществлять психолого-медико-педагогическое
сопровождение детей. Мониторинг показал, что
учреждение в целом укомплектовано штатами для
создания психолого-медико-педагогического
консилиума. Но для обеспечения наиболее полного
сопровождения необходимо заключить договора с
МОУ “Центр диагностики и консультирования” для
привлечения к работе консилиума, в необходимых
случаях учителя-дефектолога и с МУЗ “Детская
поликлиника №3” для привлечения к работе таких
врачей, как: невролог, окулист, кардиолог,
отолоринголог и др. , а также с МУЗ
“Психиатрический диспансер” для консультаций
психиатра.

Цикл организации индивидуального
сопровождения ребенка учреждением был взят с
некоторой адаптацией у М. Битяновой и
представлен в следующем виде:

Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста

Деятельность службы сопровождения направлена
на обеспечение двух согласованных процессов:

  • индивидуальное сопровождение детей;
  • системное сопровождение, направленное на
    профилактику или коррекцию проблемы,
    характерной не для одного ребенка, а для системы
    в целом.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

  • сбор информации о ребенке;
  • анализ полученной информации;
  • совместная выработка рекомендаций;
  • консультирование всех участников
    сопровождения;
  • решение проблем;
  • анализ выполненных рекомендаций;
  • дальнейший анализ развития ребенка.

Первые два этапа индивидуального
сопровождения проходят все дети учреждения,
дальнейшая работа ведется в случае выявления
проблем в развитии ребенка или способностей.

Основные этапы системного сопровождения:

  • диагностический этап;
  • поисковый этап;
  • консультативно-проективный (или договорной)
    этап;
  • деятельностный этап;
  • рефлексивный этап.

Служба сопровождения начинает работу с
ребенком в следующих случаях:

  • выявление проблем в ходе массовой диагностики;
  • обращение родителей за консультациями;
  • обращения педагогов, администрации;
  • обращение специалистов других социальных
    служб.

Реально “сопровождение” заложено в
организации взаимодействия между участниками
сопровождения в совместно организованной
деятельности по созданию благоприятных условий
воспитания, коррекции и развития детей в системе
дошкольного образовательного учреждения. В
системе этого взаимодействия постарались
определить четко функции и содержание работы
каждого субъекта сопровождения, что
представлено в таблице.

В учреждение разработан вариант системы
сопровождения через создание условий.

Консилиумы проводятся систематически 1 раз в
месяц. Работа службы сопровождения планируется
на месяц. Заранее определяется списочный состав
детей, проблемы которых планируется обсуждать,
извещаются специалисты, которые будут
участвовать и должны подготовить материалы.

По результатам докладов и обсуждений выносится
заключение, контроль за реализацией которого
возлагается на администрацию учреждения.

Эффективность сопровождения определяется не
только по частным данным психологической,
педагогической, медицинской диагностики, но и по
более общим показателям:

  • удовлетворенность ребенка и родителей
    пребыванием в учреждении;
  • уверенность ребенка (тенденция к формированию
    позитивной, адекватной Я-концепции);
  • способность ребенка к сотрудничеству с другими
    детьми и со взрослыми;
  • успешность в овладении адекватными возрастному
    этапу и особенностям ребенка видам деятельности.

Для определения эффективности службы
сопровождения используется метод катамнеза. Сбор данных организуется через полгода после
перевода ребенка, а затем раз в год.

Примерная схема сбора катамнеза (предложена
Шипицыной Л. , Хилько А

  • Фамилия, имя ребенка.
  • Возраст.
  • Соматический статус.
  • Психический статус.
  • Приоритетные интересы в отношении к разным
    видам деятельности.
  • Характер адаптации по мнению специалистов
    учреждения, в которое он поступил.
  • Характер адаптации ребенка по мнению родителей.

Анализ катамнеза выпускников проводится с
участием всех специалистов службы сопровождения
в ходе педагогического совета.

  • Созданы условия для гармоничного развития
    личности каждого ребенка.
  • Создана система
    психолого-медико-педагогического сопровождения
    детей в группах общего вида.
  • Разработан механизм взаимодействия учреждения
    с МОУ “Центр диагностики и консультирования”,
    медицинскими учреждениями.
  • Разработаны варианты
    психолого-педагогического сопровождения детей
    дошкольного возраста для групп общего вида и
    специализированных групп (2 варианта).
  • Обеспечивается комплексное сопровождение
    детей, позволяющее оказывать своевременную
    реальную помощь с учетом личностных и
    психофизиологических особенностей
    воспитанников.
  • Повысились творческий потенциал,
    компетентность и мастерство педагогов.
  • Понизился уровень психического выгорания
    сотрудников, улучшился микроклимат.

Материалы по данной теме были представлены в
виде презентации.

Данная работа написана на основании опыта
работы по психологическому сопровождению детей
с проблемами в развитии в дошкольном учреждении
МДОУ№2 “Метелица” г. Минусинска.

Необходимость поиска новых путей была
обусловлена тем, что в последнее десятилетие
остро обозначилась проблема существенного роста
детей с нарушениями в психическом и соматическом
развитии.

По данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся
детей условно являются здоровыми, остальные по
своему психофизиологическому состоянию либо
занимают краевое положение между здоровьем и
болезнью, либо страдают нарушениями
психического развития.

На фоне снижения рождаемости увеличивается
число детей с нарушениями психического развития.

По данным Госкомстата РФ число детей с
умственной отсталостью увеличилось на 18% с
задержкой психического развития — на 20%.

МДОУ №2 посещают дети со следующими
показателями в развитии:

  • дети с речевой патологией (общее недоразвитие
    речи) с проявлением нарушений во всех
    компонентах
  • дети с низким уровнем развития высших
    психических функций (зпр, ммд, сдгв)
  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы
    (несформированностью навыков общения,
    агрессивные, конфликтные, замкнутые,
    инфантильные и т. д. )
  • дети с повышенной невротизацией: тики, энурез,
    заикание.

Особого внимания требуют дети с задержкой
психического развития. Они испытывают трудности
как когнитивной, так и в аффективной сферах.

По мнению Л. Выгодского аффект и дефект идут
вместе.

Наличие вех этих компонентов обусловлено не
только органическими и психоневрологическими
причинами, но и неблагополучие социального
фактора, прошлого опыта детей.

Психологическая адаптация детей с задержкой
психического развития представляет собой
проблему, актуальность которой обусловлена
сегодня традиционным запросом
психолого-педагогической практики.

Учитывая, что на сегодняшний день пока еще нет
разработанной целостной концепции
психологической помощи детям с проблемами в
развитии данный опыт будет полезен педагогам,
психологам и студентам педагогических вузов и
колледжей.

В работе с детьми с проблемами в развитии очень
важным является комплексный системный подход,
который включает в себя согласованную работу
всех специалистов дошкольного учреждения,
воспитателей и родителей детей.

При разработке практической помощи детям с
проблемами в развитии мы опирались на идеи Л. Выгодского, базирующиеся на оценке качественных
новообразований каждого возрастного периода,
что в итоге определило принципы научных
отечественных исследований.

Второе положение Л. Выгодского состоит в том,
что основные закономерности развития нормально
развивающегося ребенка сохраняют свою силу и при
аномальном развитии

Каковы же причины формирующие аномальное
развитие?

  • причины биологического характера,
    препятствующие нормальному и своевременному
    созреванию мозга;
  • общий дефицит общения с окружающими, вызывающий
    задержку в усвоении ребенком общественного
    опыта;
  • отсутствие полноценной соответствующей
    возрасту деятельности, дающей ребенку
    возможность посильного “присвоения”
    общественного опыта, своевременного
    формирования внутренних психических действий;
  • социальная депривация, припятсвующая
    своевременному психическому развитию.

В качестве основного фактора формирования ЗПР
в отечественной психологической литературе (М. Буянов, К. Лебединская) рассматривается
семейный фактор, по существу совмещающий
биологические и психологические детерминанты.

Задержка психического развития одна из
распространенных форм психических нарушений. ЗПР-особый тип психического развития ребенка,
характеризующийся незрелостью отдельных
психических и психомоторных функций или психики
в целом, формирующийся под влиянием
наследственных, социально-средовых и
психологических факторов.

В системе психологической помощи детям с
проблемами в развитии на первое место мы ставим
не дефект, а формирование и развитие целостной
личности ребенка, способной направить свои
усилия под руководством взрослых на компенсацию
нарушений и реализацию своих потенциальных
возможностей успешного вхождения в социальную
среду.

Работа по психологическому сопровождению
детей с проблемами в развитии началась в 1997 году
в МДОУ №2 “Метелица” г. Минусинска.

Был выделен круг целевых установок, на которые
следовало получить ожидаемые положительные
результаты:

  • получить достоверные данные о психическом
    развитии ребенка (психодиагностика)
  • разработать коррекционно-развивающую
    программу, обеспечивающую оптимальные условия
    развития ребенка.
  • обеспечить контроль за динамикой развития
    ребенка и оценку эффективности системы
    психологической помощи.

Задачей первого этапа являлось получение
достоверных сведений о психическом и
интеллектуальном развитии ребенка.

Для этого нами были составлены и апробированы
протоколы психодиагностического обследования
ребенка по возрастным группам: 3-4 года, 4,5-5,5 лет и
6-7 лет.

Протоколы включают в себя комплекс
апробированных валидных методик для данного
возраста. (см. Приложение №1)

Выдвигаем гипотезу о причинах нарушений в
развитии. Формируем психологический диагноз, на
основе которого разрабатываем рекомендации
психолого-педагогической помощи детям с
проблемами в развитии для педагогов и родителей.

Основой психологической помощи ребенку можно
считать психологическую коррекцию, т. направленное психологическое воздействие на
определенные психические структуры с целью
обеспечения полноценного развития и
функционирования индивида, а также компенсации
возможных дефектов.

Целью нашего коррекционного воздействия
явилось формирование навыков психологической
компенсации у детей.

В психокоррекционной работе мы опирались на
норму психического развития, которая позволяет
обосновать системный подход в практической
деятельности:

  • нейропсихологический (знание о функциональной
    организации мозга и основных принципах
    локализации функций)
  • общепсихологический (использование данных об
    основных закономерностях и механизмах
    функционирования внутреннего мира человека)
  • возрастно-психологический (позволяет
    конкретизировать общепсихологические данные)

“Любое отклонение от нормы в развитии
предполагает нарушение не только отдельной
функции. Полноценность ребенка снижается во всех
его жизненных проявлениях, в том числе и в
эмоциональной сфере, которая определяет
содержание мотивов деятельности и тем самым
регулирует его поведение” (К. Лебединская)

Поэтому коррекционная работа включает в себя
коррекцию не только познавательной сферы, но и
эмоционально-волевой.

Дети с проблемами в развитии подвержены
страхам, фрустрациям, они часто тревожны,
агрессивны, регидны, имеют низкую самооценку.

Для коррекции познавательной и эмоциональной
сферы нами была составлена программа для старших
дошкольников.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
НАРУШЕНИЯМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ (низкая успешность, страхи, тревожность)

Цель программы: помочь детям
преодолеть интеллектуальные и эмоциональные
трудности.

Предмет психокоррекции:
познавательная и эмоциональная сферы детей:

  • интеллектуальные нарушения
  • низкая познавательная активность
  • низкий уровень развития психических процессов
    (внимания, памяти, мышления, восприятия)
  • состояние психического дискомфорта
  • тревожность, страх

Объект психокоррекции: старшие
дошкольники с проблемами познавательной и
эмоциональной сферы.

Программа состоит из трех блоков:

  • Развитие познавательной сферы.
  • Снятие состояния психологического дискомфорта.
  • Коррекция тревожности и страхов.

Каждый блок состоит из пяти занятий,
продолжительностью 25-30 минут. Занятия проводятся
два раза в неделю и рассчитаны на два месяца.

Блок 1. Развитие познавательной сферы

Тема: Ориентировка в пространстве и во
времени.

Цель: Преодоление интеллектуальных
трудностей, развитие творческого потенциала.

Психогинастика: “Любопытная Варвара”

Игра “Путешествие по городу”

Упражнение “Слушаем тишину”

Тема: Логическое мышление.

Цель: развитие навыков анализа и
синтеза.

Приветствие: Здороваемся ладошками.

Психогимнастика: “На двери весит замок”

Игра “Разложи картинки по группам”

Задание: “Дорисуй, чтобы получилась
картинка”

Игра “Что к чему подходит”

Упражнение “Заряд бодрости”

Тема: В лабиринтах памяти.

Цель: Развивать память и мышление
детей.

Приветствие: “Добрый день тебе сказали”

Психогимнастика: пальчиковая гимнастика.

Упражнение “Назови Имя”

Игра “Подари подарок”

Игра “Что пропало”

Тема: Мир вокруг нас.

Цель: Расширение словарного запаса,
развитие внимания, восприятия.

Приветствие в образах сказочных героев

Задание “Нарисуй и зачеркни”

Игра “Слушай и исполняй”

Упражнение на релаксацию “Полет в небе”

Тема: “Поиск сокровищ”
(сюжетно-ролевая игра).

Цель: Развитие мышления, смекалки,
любознательности, умения работать в группе.

Найди ключ от сундучка

Преодоление препятствий: дорисуй фигуру,
составь до из спичек, найди выход из лабиринта

Открой замок в двери сокровищницы

Нахождение сокровищ, награждение победителей

Блок 2. Снятие состояния психического
дискомфорта

Снижение эмоционального напряжения

Создание положительного эмоционального
настроения и атмосферы “ безопасности” в
группе.

Читать также:  Программа vanguard не запущена valorant код ошибки 128

Перенос положительного опыта из группы в
реальную обстановку

Обучение приемам ауторелаксации.

Психомышечная тренировка.

Тема: “Обезьянки”.

Цель: Снятие психоэмоционального
напряжения.

Приветствие “Подари улыбку, загляни в глаза”

Психогимнастика “В зоопарке”

Игра “Назови мое Имя”

Этюды “Сердитый волк”, “Храбрый заяц”

Игра “Охотник и тень”

Релаксация “В лесу”

Тема: “Театр прикосновений”.

Цель: Снятие психических зажимов,
эмоционального напряжения.

Психогинастика “Котята отправляются
путешествовать”

Этюды “Жадный пес”, “Взял Егор в углу топор”

Игра “Торт” (телесная терапия)

Упражнение “Гора с плеч” (саморасслабление)

Игра “Театр прикосновений” (мышечное
расслабление)

Тема: “Магазин игрушек”.

Цель: Снятие эмоционального
напряжения, обучение приемам релаксации.

Беседа “Любимые игрушки”

Игра “Миша, проснись”

Игра “Волшебный мешочек”

Этюды “Заход солнышка”, “Тучка”,
“Ванька-Встанька”

Тема: “Игры гномиков”.

Цель: формировать приемы желательного
поведения, снизить психоэмоциональное
напряжение.

Психогинастика “Игры гномиков”

этюды на выражение эмоций удовольствия,
страха, испуга, веселья, грусти: “Грустный
дедушка”, “Сытый медвежонок”, “Испуганный
заяц”, “Новая кукла”

  • “улыбнись, как солнышко”, “как кот на
    солнышке”, нахмурься как тучка, рассерженный
    человек, злая волшебница;
  • устань: как папа после работы, человек,
    поднявший тяжелый груз.

Упражнение “Просыпайся третий глаз” (массаж)

Игра “Когда всем вело, а одному грустно”
(тренинг желательного поведения)

Тема: “Теремок”.

Цель: Снизить эмоциональное
напряжение детей, создать атмосферу
“безопасности” в группе.

Психогинастика “Танец зверей”

Этюды: “Мишка испугался”, “Радость после
грозы”

Пантомима “Кто в теремочке живет”

Ритуал прощания.

Блок 3. Коррекция тревожности и
страхов

Снижение эмоционального напряжения.

Уменьшение тревожности.

Снятие страхов.

Воспитание уверенности в себе.

Помочь справиться с негативными
переживаниями.

Тема: “Наши страхи”.

Цель: Помочь распознать свой страх и
уменьшить его.

Упражнение “Дружба начинается с улыбки”

Игра “Мышь и мышеловка”

Арттерапия “Нарисуй свой страх”

Тема: “Боязнь окружающего мира”.

Цель: Снять страх перед миром
взрослых, ускорить адаптацию к социуму.

Психогимнастика “Волк и семеро козлят

Этюды “Гроза”, “Крокодил”

Рисование “Кляксы”.

Гармоничный танец с завязанными глазами

Тема: “Я и другие”.

Цель: Помочь справиться с негативными
переживаниями, формировать уверенность в себе.

Приветствие “День наступает, природа
оживает

Упражнение “Сочини историю”

Упражнение “Победа над страхом”

Игра “Искупаемся в волнах”

Тема: “Я тебя больше не боюсь”.

Цель: Снять страх, уменьшить
тревожность.

Приветствие “Волшебный клубочек”

Этюд “Остров плакс”, “Ночные страхи”

Игра “Поссорились два петушка”

Рисование на тему: “Я тебя больше не боюсь”
(беседа по рисункам)

Тема: “Фантастическая планета”.

Цель: Снизить уровень тревожности
детей.

Приветствие “Подари сердечко, скажи доброе
слово”

Коллективное рисование на тему:
“Фантастическая планета” (рисуем пальчиками)

Беседа по рисунку

Ретуал прощания “Энергетический круг”

На сегодняшнем этапе развития российского
общества остро стоит проблема
психолого-педагогического сопровождения лиц с
тяжелыми нарушениями, обучающимися на дому.

Нами предложена модель организации
психологического сопровождения детей с
тотальным недоразвитием и ограниченными
возможностями адаптации к образовательной среде
находящихся на надомном обучении.

Предполагается, что если организовать
специальное психологическое сопровождение
детей с тотальным недоразвитием, то мы можем
способствовать развитию интеллекта детей в их
зоне развития.

Методологической основой работы явились:
теоретические положения о единстве
закономерностей нормального и аномального
развития (Л. Выгодский); М. Семаго и Н. Семаго;
В. Лебединский; М. Битянова.

Типичной моделью психического недоразвития
является олигофрения.

Говоря о сопровождении, М. Семаго и Н. Семаго
ввели понятие “ограниченных возможностей
адаптации”. Они говорят о том, что ребенок,
который, в силу сложившихся обстоятельств, имеет
какие-либо проблемы развития или обучения,
поведения или коммуникации (то есть имеет
определенную недостаточность активности к
развитию).

Мы говорим о психологическом сопровождении
детей с тотальным недоразвитием и ограниченными
возможностями адаптации к образовательной
среде, обучающихся на дому.

В нашем понимании, это дети, которые в силу
сложившихся обстоятельств, имеют какие-либо
проблемы развития или обучения, поведения или
коммуникации. Диапазон их адаптивных
возможностей к образовательной среде по
сравнению с другими, не имеющих такого рода
проблем, значительно уже. Они
имеют различные грубые нарушения познавательной
деятельности, речи, эмоциональной сферы, не
способны к самостоятельной жизни и требуют
постоянного надзора, при этом нарушение
мышления, является ядерным симптомом, при
психическом недоразвитии оказывает негативное
влияние на развитие всех других психических
функций. При этом преимущественно оказываются
недостаточно сформированы такие предпосылки
психического развития, как произвольная
регуляция психической активности и
пространственные, пространственно-временные
представления.

Однако при организации специального обучения
усваивают элементарные формы коммуникации,
овладевают несложными трудовыми и социальными
навыками, т. могут быть в определенной степени
интегрированы в общество.

Понятие сопровождения выдвинуто М. Битяновой
(г. Москва) “Организация психологической работы
в школе”, 1997; “Работа психолога в начальной
школе”, 1998 г.

  • систематическим отслеживанием
    психолого-педагогического статуса ребенка,
    динамики его психического развития в процессе
    обучения;
  • созданием социально-психологических условий
    для развития личности каждого ребенка,
    успешности его обучения (базовый
    образовательный компонент);
  • созданием специальных
    социально-психологических условий для
    сопровождения и помощи в бучении и развитии
    детей с особыми образовательными потребностями
    (в рамках специального образовательного
    компонента).

Идея психологического сопровождения состоит в
том, необходимо проектировать образовательную
среду, исходя из общегуманистических
представлений о необходимости максимального
раскрытия возможностей и личностного потенциала
ребенка с учетом возрастных нормативов развития,
основных новообразований возраста как критериев
адекватности образовательных воздействий в
логике собственного развития ребенка,
приоритетности его развития, целей и ценностей.

Битянова, М. Семаго и Н. Семаго исходят из
критериев оценки сопровождения как процесса,
опирающегося на нормативные показатели развития
(в том числе – возрастные новообразования) как
критерии адекватности сопровождения.

М Семаго указывает на необходимость
дозирования образовательных нагрузок на
ребенка. Целями и задачами психологического
сопровождения детей с ограниченными
возможностями ставит непрерывное поддержание
равновесия ситуации между реальными
возможностями ребенка и динамическими
показателями образовательных воздействий со
стороны субъектов образовательного процесса.

Таким образом, содержанием сопровождения
ребенка в образовательной среде является
создание оптимально организации коррекционной
среды, когда возможно адекватное приспособление
ее к особенностям ребенка, и вместе с этим
существует специально организованное
“доразвитие”.

За время работы с детьми психологом МОУ СОШ №2
Майоровой М. отлажена система сопровождения
детей, которая состоит из нескольких циклов См. приложение 1. Она
гармонично вписывается в модель сопровождения
школы. приложение 2.

Программа курса коррекционных занятий
“Развитие познавательных способностей” имеет
своей целью: на основе расширения кругозора,
формирования учебных навыков и положительного
отношения к школе подготовить ребенка к усвоению
учебной деятельности

В программу психологического сопровождения
“Развитие познавательных способностей”
включено время на обследование детей (6 часов: на
начало и конец учебного года) и 2 групповые
консультации по итогам обследования. Учебная
нагрузка 1 час в неделю на одного ребенка, урок по
40 минут. Программа рассчитана на 34 часа в учебном
году.

Структура варианта программы коррекционных
занятий по развитию психомоторики и сенсорных
процессов включает в себя следующие разделы:

  • развитие крупной и мелкой моторики;
    графомоторных навыков;
  • тактильно-двигательное восприятие;
  • кинестетическое и кинетическое развитие;
  • восприятие формы, величины, цвета;
  • развитие зрительное восприятия и зрительной
    памяти;
  • восприятие пространства;
  • восприятие времени.

Отличительной особенностью варианта программы
“Развитие познавательных способностей”
является содержание игр и упражнений
учитывающие ограниченные возможности адаптации
детей-инвалидов, обучающихся на дому к
образовательной среде.

Так как, возраст, уровень и степень тяжести
нарушений у детей-инвалидов, обучающихся на дому
различны, то и программы специальной
психологической коррекции отклоняющего
развития каждого ребёнка должны быть
индивидуальными. Содержание программы
корректируется индивидуально для каждого по
результатам психологического изучения развития
ребенка.

Индивидуальные программы психологического
сопровождения ребенка разрабатываются примерно
1 раз в 6-8 месяцев на основе первичного
психологического обследования, и способствует
его дальнейшему развитию. Через указанный в
программе промежуток времени проводится
повторное обследование с подготовкой
индивидуальной программы сопровождения на
следующий период.

В программу сопровождения ребенка входят:

  • определение актуального уровня развития
    ребенка;
  • выявление у ребенка возможных отклонений в
    психомоторном развитии;
  • контроль динамики развития ребенка;
  • подготовка пакета индивидуальных рекомендаций
    для дальнейшего психического развития ребенка.

При составлении индивидуальной программы
психологического сопровождения сначала
изучается анамнез развития ребёнка, проводится
собеседование с родителями, первичное
диагностическое исследование, затем специалист
обрабатывает полученные данные, составляет
заключение. В завершении проблема ребёнка
обсуждается на ПМПк с логопедом, дефектологом,
психиатром и с сопровождающими ребёнка
педагогами, составляется общее заключение,
рекомендации педагогам и родителям по
сопровождению ребёнка. На основании проведённой
работы специалист составляет индивидуальную
программу психологического сопровождения.

Основной принцип индивидуальной программы
психологического сопровождения заключается в
ступенчатом введении материала. На следующую,
более сложную ступеньку ребенок может перейти,
лишь в достаточной степени овладев более легким
материалом.

В индивидуальную программу психологического
сопровождения ребенка с тотальным недоразвитием
и ограниченными возможностями к образовательной
среде, обучающихся на дому, входят:

  • результаты психологического обследования;
  • описание сильных и слабых сторон ребенка;
  • динамика коррекционного обучения за прошедший
    период (при условии, если ребенок был на
    сопровождении у специалиста);
  • заключение;
  • рекомендации по итогам обследования;
  • набор заданий и игр, которые рассчитаны на
    ближайшую зону развития ребенка по каждому
    параметру программы сопровождения.

Задания и игры рассчитаны как на закрепление
имеющихся умений и навыков, так и на развитие
новых с учетом ближайшей зоны развития ребенка.

Темпы овладения умениями и навыками зависят от
индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых — помогать ребенку там, где ему
особенно трудно, подбирать игры в соответствии с
той ступенькой развития, на которой находится
ребенок, а не «тащить» его насильно
«вверх» или задерживать «внизу», когда
он уже может «подняться» выше.

Подготовленная таким образом индивидуальная
программа психологического сопровождения
учитывает индивидуальный темп развития ребенка.

Таким образом, программы психологического
сопровождения отклоняющего развития каждого
ребёнка индивидуализируются в зависимости от
возраста, уровня и степени тяжести нарушений.

Содержание индивидуальных занятий должно
исключает формальный механический подход,
“натаскивание” в формировании отдельных
навыков. Планируется не столько достижение отдельного
результата, сколько создание условий для
улучшения возможностей развития ребенка в целом. Коррекционные занятия проводятся с учащимися по
мере выявления психологом индивидуальных
пробелов в их развитии и обучении. Изучение
индивидуальных особенностей учащихся позволяет
планировать сроки коррекционной работы.

При организации коррекционных занятий исходим
из возможностей ребенка: задание должно лежать в
зоне умеренной трудности, но быть доступным, так
как на первых этапах коррекционной работы
необходимо обеспечить ученику переживание
успеха на фоне определенной затраты усилий. В
дальнейшем трудность задания следует
увеличивать пропорционально возрастающим
возможностям ребенка.

Цель и результаты не должны быть слишком
отдалены во времени от начала выполнения
задания, они должны быть значимы для учащихся,
поэтому при организации коррекционного
воздействия необходимо создание дополнительной
стимуляции (дозированной помощи):

  • простое переспрашивание, просьба повторить то
    или иное слово, что привлекает ребенка к
    сказанному или сделанному;
  • выражение одобрения и стимуляция дальнейших
    действий, например, репликами “Хорошо”, “А
    дальше?”;
  • вопросы о том, почему ребенок выполнил то или
    иное действие;
  • наводящие вопросы или критические выражения
    сопровождающего специалиста;
  • подсказ, совет действовать тем или иным
    способом;
  • демонстрация действия и просьба самостоятельно
    повторить его;
  • обучение тому, как надо выполнять задание

При подготовке и проведении коррекционных
занятий учитываются и особенности восприятия
учащимися учебного материала и специфика их
мотивации деятельности. Эффективно используются
различного рода игровые ситуации, дидактические
игры, игровых упражнений, задачи, способные
сделать учебную деятельность более актуальной и
значимой для ребенка.

Из вышесказанного становится ясно, что
изучение ребенка является важнейшей задачей,
поскольку составляет практическую основу для
разработки индивидуальной коррекционной
программы развития.

С целью выявления эффективности организации и
проведения индивидуального психологического
сопровождения детей с ограниченными
возможностями, обучающимися на дому, в МОУ ООШ №4
г. Енисейска с использованием программы
“Развитие познавательных способностей” в
сентябре-апреле 2005-2006 учебного года организовано
опытно-экспериментальное исследование.

Гипотеза исследования состоит в том, что если
организовать специальное психологическое
сопровождение детей с тотальным недоразвитием,
то мы можем способствовать развитию интеллекта
детей в их зоне развития.

В эксперименте участвовало 5
подростков-инвалидов, обучающихся на дому: 3
девочки и 2 мальчика. Подростки обследованы на
ПМПК, ВКК, ПМПк и имеют заключения с диагнозами
умственная отсталость.

Проведены входящий и итоговый контрольные
диагностические срезы по тесту Д. Векслера
психологического сопровождения, на основании
которых составлен сопоставительный анализ
обследования, см. табл.

При сопоставительном анализе были обнаружены:
наибольшая положительная динамика развития
способностей к логическому обобщению,
возможности к абстрагированию, к классификации и
упорядочиванию понятийного мышления (№4 –
сходство = 4,2) и перцептивных способностей,
включенных в зрительное узнавание знакомых
предметов, умений дифференцировать существенное
от второстепенного в зрительных образах (№7 –
недостающие детали = 2,5).

Сравнение показателей обнаружило позитивную
динамику в развитии общего объема уровня
относительно простых знаний и, тем самым,
направленности и широты познавательных
интересов, степени развития основных
интеллектуальных функций (памяти и мышления) (№1
– осведомленность = 1,4), концентрация
произвольного внимания, сообразительности (№3 –
арифметический = 1,2), умений строить
умозаключения на основе жизненного опыта и с
опорой на здравый смысл (№2 – понятливость = 1).

Наименьшую динамику развития —
аналитико-синтетические способности (умения
анализировать целое через составляющие его
части, пространственное воображение),
интеллектуальные потенции испытуемых (№9 –
кубики Косса = 0,2).

Более того, анализ обнаружил отрицательную
динамику развития комплекса интеллектуальных
функций относительно возрастной нормы. Субтест
№11 – шифровка = — 0,2, успешность которого зависит
от свойств внимания, восприятия,
зрительно-моторной координации, скорости
формирования новых навыков, а также умения
организовывать отдельные части смыслового
сюжета в единое целое, где существенную роль
играют перцептивное внимание и зрительное
“схватывание” материала, понимание и
предвосхищение событий. Данные к/среза также
указывают на особенности развития у/о подростка.

Положительные результаты коррекционной работы
обнаружены в ходе контрольного среза,
подтверждают право выдвинутой гипотезы и дают
основание считать цель исследуемых достижений, а
его задачи реализованными.

Программа коррекционно-развивающей направленности психолого-педагогического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей, испытывающих трудности в развитии «Играя, развиваемся»

Программы коррекционно-развивающей работы

Дергунова Алла Ивановна,
Корякина Любовь Александровна,
Гребенева Наталья Александровна

Год проведения конкурса

Статус лауреата конкурса

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей раннего и младшего дошкольного возраста, испытывающих трудности в развитии, «Играя, развиваемся» предназначена для использования специалистами, реализующими 6 психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей раннего и младшего дошкольного возраста с нарушениями развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *