ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ В ПРОГРАММЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Законы «Об образовании» и «Национальная программа подготовки кадров» Республики Узбекистан являются основополагающими документами в областях обучения и воспитания всего населения страны и призвана сформировать у общества мировоззренческую картину развития образования, определить стратегию его развития. В национальной программе определяются цели, задачи, принципы, содержание и структура образования. Образование является социальной и духовной опорой жизнедеятельности человека, средством обеспечения демократических свобод, фактором национальной безопасности.

Содержание профессионального образования, согласно национальной программе, строится в соответствии с достижениями культуры, науки и техники, потребностями личности, общества и государства. Фундаментом образования и его важнейшим элементом является процесс обучения, специально созданный для достижения заданных целей. От его качества, в конечном счете, зависит качество образования в целом.

Это качество, т. педагогическая эффективность и результативность процесса обучения, зависит от целостности его как системы, преемственности его компонентов. Применительно к процессу обучения целостность — это его научно-педагогическая обоснованность и способность посредством междисциплинарной интеграции обеспечивать целостное фундаментальное образование по всем дисциплинам.

Осуществление междисциплинарной интеграции, т. построение целостных моделей изучаемых явлений, позволило бы:

‒ создать условия для осознанного понимания обучаемыми этих явлений и облегчить решение познавательных и профессиональных задач;

‒ на основе предыдущего способствовать обеспечению преемственности образования;

‒ способствовать гармоничному развитию личности.

Таким образом, решение обозначенных задач тесно связано с проблемой преемственности. Существуют различные подходы к его определению. Проанализируем наиболее значимые из них. Самое общее понятие преемственности определяется как связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Преемственность предполагает необходимый элемент связи прошлого, настоящего и будущего, который позволяет диалектически сочетать старое с новым, осуществлять замену одной формы другой, более совершенной, находить новые формы и создавать предпосылки для их успешного развития.

Иначе говоря, преемственность обеспечивает то, без чего невозможно дальнейшее развитие, а именно:

1) включение в новое тех элементов содержания прошедшего, которые не утратили своей жизненности в новых условиях и в состоянии способствовать развитии;

2) включение в новое тех отдельных форм старого, которые в состоянии уместить в себе иное содержание и обеспечить его развитие.

Преемственность является объективной закономерностью развития природы и общества. Без преемственности невозможно продвижение вперед во всех областях человеческой деятельности, ибо «новое не возникает на пустом месте, не образуется из ничего. Оно имеет глубокие корни в прошедшем этапе развития, порождается прошлым, вырастает из ушедшего, как дерево из семени, и, в свою очередь, содержит в себе зародыш будущего».

Таким образом, преемственность в философии рассматривается как закономерность развития. Более того преемственность является проявлением таких основных законов диалектики, как закон отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей.

Роль преемственности в профессиональном обучении, обеспечение целостности педагогического процесса.

Одним из условий решения этой проблемы является переход от предметоцентризма к образовательным областям. Чаще всего в профессиональном образование под этим понимается лишь согласование содержания изучаемого материала в рамках одного предметного блока.

Одного согласования недостаточно, нужно учитывать перспективные цели по каждой дисциплине в профессиональном колледже. Под целями в данном случае понимается умения студентов применять аппарат дисциплины в качестве методологического, теоретического и технологического средства решения познавательных и профессиональных проблем.

Таким образом, создание образовательных областей можно трактовать как процесс объединения (интеграции) учебных дисциплин относительно исследования и решения различного рода задач. Принцип перехода монофункциональных технических средств обучения к полифункциональным и новым информационным технологиям (НИТ) позволяет реализовать социальный заказ, обусловленный потребностью информатизации общества, интенсифицировать учебно-воспитательный процесс на всех уровнях.

Профессиональное образование как составная часть общего основного и средне-специального образования вносит свой вклад в достижение общей цели деятельности колледжа, обеспечивая усвоение учащимся основ учебных дисциплин, развитие их мыслительных и творческих способностей, вырабатывая научное мировоззрение.

Концепция профессионального образования колледжа определяет цели образования как:

‒ формирование всесторонне развитой личности;

‒ изучение основных составляющих профессиональной картины мира;

‒ усвоение основных представлений о научном методе исследования и его месте в системе познания мира;

‒ формирование и развитие познавательных способностей.

Отметим некоторые аспекты современной концепции профессионального образования. Она предполагает уровневую и профильную дифференциацию как наиболее соответствующую идеям личностно-ориентированного обучения, современным идеям мировой педагогики и психологии, требующим гармоничного сочетания в обучении интересов личности и общества.

Усиление прикладной направленности курсов специальных дисциплин на всех стадиях обучения должно обеспечить формирование навыков применения выпускниками достижений науки в их практической деятельности.

Для успешного реформирования профессиональных колледжей необходим комплекс мер, в основе которых лежат научно-педагогические методы. С их помощью можно добиться, чтобы каждая специальная дисциплина, изучаемая студентами, вносила фундаментальный вклад в их общее профессиональное образование. Это требует соответствующих действий со стороны административных и методических органов колледжа, а также государства и общества в целом.

Фундаментальное образование должно быть целостным, для чего отдельные дисциплины следует рассматривать не как совокупность традиционных автономных курсов, а как единые интегрированные циклы фундаментальных дисциплин, связанных между собой общей целевой функцией, обеспечивая целостность образования как такового.

Сегодняшнее состояние специальных дисциплин пока не отвечает сформулированным критериям в полной мере. Требуются значительные и согласованные усилия преподавателей всего цикла специальных дисциплин, чтобы фундаментальность в этой сфере стала реальностью. Преемственность специальных образований в профессиональном колледже должна обеспечиваться единством цели, содержания, методов и средств. Цели специального образования профессионального колледжа углубляются и конкретизируются. В частности, к ним относятся:

‒ умение использовать полученные знания в практической работе;

‒ формирование профессиональных умений и навыков;

‒ развитие качеств, способствующих готовности к совершенствованию и продолжению образования.

Направленность учебно-воспитательного процесса на формирование личности обучаемого предполагает создание условий для развития мышления, памяти, внимания и воли. Эта цель должна быть достигнута во всем учебно-воспитательном процессе, в том числе и в процессе обучения специальным дисциплинам в профессиональном колледже.

Таким образом, достижение целей профессионального образования реализуется адекватными методами обучения, соответствующими идеологии развивающего обучения, методологии деятельного подхода, личностно-ориентированной педагогики, превращающих образование в сферу формирования личности учащихся, освоения ими способов мышления и различных видов деятельности.

  • Тухтаева З. Ш., Искандарова Г. Б. Обеспечение межпредметной преемственности при обучении специальным предметам. Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. № 8 (67). Казань, 2014. — стр. 882–884.
  • Тухтаева З. Ш., Искандарова Г. Б. Пути осуществления межпредметной связи и преемственности. Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. № 8 (67). Казань, 2014. — стр. 884–887.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, профессиональный колледж, дисциплина, преемственность, процесс обучения, учебно-воспитательный процесс, междисциплинарная интеграция, национальная программа, образование, общество.

Библиографическое описание

В статье отражены дидактические аспекты модернизации российской образовательной системы. Показана необходимость активного внедрения инновационных образовательных технологий в школе.

Ключевые слова:модернизация, развитие, дидактика, школа.

Модернизация образования в России актуальна прежде всего в содержательной педагогической части, но также затрагивает широкий круг важных социальных проблем. В век всеобщей информатизации, технологизации и бурного развития инноваций требуются радикальные перемены в организационных формах бытия. Динамично меняющаяся жизнь вносит коррективы в условия существования каждой семьи и конкретного человека. Эти обстоятельства не могут не воздействовать на механизм учебно-воспитательного процесса в школе, ибо школа была и остается стрежневым институтом общества, отражающим его запросы и стиль. Поэтому школа в России неизменно составляет громадную силу, определяющую судьбу народа и государства.

В реализации любой педагогической задачи всегда существует множество способов действий. Это связано с тем, что образовательная система (и прежде всего модернизируемая) — это особая инфраструктура и широкая кооперация на самых различных уровнях. Цель педагогических действий — создание гибких мобильных условий, определяющих качество, характер, уровни и темпы образования. В действительности выходит, что методология и методика образования превращается в самую востребованную профессиональную область.

Господствующая в современной школе ЗУНовская философия по сути является результатом дробления сфер познания, что в конечном счете приводит к стремительному росту школьных дисциплин. Отсутствие обратного процесса напрямую затрагивает мировоззренческую область и вызывает нарушение высших личностных чувств ориентирования. Тем самым теория и методика обучения обретает личностно-ориентированный смысл, обладающий способностью растворять плотность изучаемых объектов посредством уникальных мыслительных операций аксиологического характера. Именно наличие субъекта в познавательном процессе делает изучаемую действительность реальной и ценностной. В противном случае последняя будет перетекать сама в себя без помех и преград.

Методика предусматривает вариативность реализации педагогических задач, поэтому не отличается высокой инструментальностью, то есть проработанностью конкретных действий и определенностью этапов их выполнения. Тем самым, уровень инструментальности служит признаком принадлежности той или иной деятельности к технологии или методике. Однако на практике любая методическая система способна приобретать свойства технологии и превращаться в педагогический конструкткак результат ее реализации. При этом технология применяется не взамен методов, но совместно с ними в виде педагогического проекта.

Читать также:  Как обнаружить проблему в локальной сети и кого привлечь к ответственности

Буйнов, Л. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников / Л. Сыромятникова Л. , И. Шпет, Л. Буйнов // Молодой ученый. 2013. № 11. 660–662.

Сорокина, Л. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. 29–32.

Сорокина, Л. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Буйнов, Сорокина Л. и др. RUS 2435617 23. 2010

Сорокина, Л. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Буйнов, Сорокина Л. и др. RUS 2437689 04. 2010

Сорокина, Л. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Буйнов, Сорокина Л. RUS 2453346 27. 2010

Сухоруков, В. Дидактические кодексы школьной географии / В. Сухоруков // География в школе. 2010. № 2. 45–51.

Сухоруков, В. Мир дидактики: от знаний к опыту деятельности /В. Сухоруков, В. Соломин // География в школе. 2010. № 7. 35–39.

Основные термины (генерируются автоматически): методика, модернизация образования, педагогический процесс, Россия, современная школа, характер, школа.

Ключевые слова: модернизация образования, УУД, ФГОС

В нашей стране с 1990 года по 2017 наблюдалось пять попыток модернизации сферы образования, но к сожалению, не все они были успешными.

Первая образовательная реформа относится к 1990–1992гг. В этот период в Российской Федерации принимают Закон «Об образовании». Он явился положительным стартом реформирования системы образования. Так как образование и экономика в нашей стране взаимосвязаны, то плохое финансирование сферы образования в эти годы повлекло за собой и провал реформы.

29 августа 2001 г. состоялось заседание Госсовета РФ «О развитии образования в Российской Федерации» — и это считается второй попыткой модернизации системы образования нашей страны. Выделили два основных направления модернизации: экономика системы образования и кардинальное обновление содержания. Считалось, что содержание образования не соответствует нормам и требованиям, предъявляемым обществом к нему, т. сильно устарело.

9 декабря 2004 г. на заседании Кабинета министров был рассмотрен вопрос о приоритетных направлениях развития образования. Там было заявлено: «Бизнес-сообщество должно определять, чему и как учить!» Это и стала третья попытка модернизации нашего образования, где упор сделали на усиление коммерческих начал в образовании

Но в реальной жизни, получилось так, что образовательная политика стала исполнять роль единоначалия, контроля и формальных проверок. Благодаря чему, позитивные модернизационные элементы ушли на второй план из сферы образования. Приняли реформы, ориентированные на коммерцию. В сфере образования появилось бюрократия, из-за безграничной коммерциализации образования, силовое внедрение ошибочного и некачественного ОГЭ и ЕГЭ, аттестации педагогических кадров, аккредитации. В итоге мы получили деление образование на элитарное — для немногих и массовое для большинства.

Когда осознали провал третий попытки модернизации, власти попытались вывести сферу образования из отрицательной динамики. Именно в это время появляются Национальные проекты. В результате осуществления из бюджета страны были выделены огромные деньги на реализацию Национального проекта «Образование», но это не спасло ситуацию в системе образования, бюрократия не исчезла, и мы получили ухудшение качества образования: школьного и вузовского.

Медведев не смог остаться в стороне от этой проблемы в нашей стране и предложил модернизацию образования, которая уже являлась пятой. Новая попытка модернизации системы образования вылилась в проект «Наша новая школа».

Медведев предложил стратегию, которая состояла из пяти основных задач:

  • В школах должны быть центры самоподготовки, кружки и секции для занятий спортом и творчеством, т. е. школа теперь не была лишь центром обязательного образования. Школы в нашей стране не должны быть ветхими. Нужно строить новые здания и проектировать кабинеты в уже существующих школах. Министерство и партия Единая Россия, в 2014 году одобрили предложение депутата Ирины Винер по модернизации сельских спортзалов.
  • Кадровый состав преподавателей должен пополняться, а также необходимо сохранить, улучшить уже имеющийся состав преподавателей. Разработка системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.
  • Улучшение здоровья подрастающего поколения.
  • Организация работы с одаренными детьми и талантливыми воспитанниками.
  • Обновление содержания образования и образовательных стандартов.

В своей работе мы выделили условия для успешной модернизации в системе образования, которые необходимо соблюдать:

1) отмена некачественного ОГЭ и ЕГЭ;

2) использование текущих и итоговых форм контроля знаний обучающихся без кучу бумажной волокиты;

3) внедрение устных форм контроля учащихся;

4) обновление форм, содержания образования;

5) перейти от госконтроля к общественным формам контроля учащихся;

6) использование современных гаджетов в образовании, т. использование отечественной компьютерной техники, ноутбуков по разумной цене;

7) разработка научно-обоснованных показателей качества учебного процесса.

Мы считаем, чтобы повысить уровень образования в РФ, необходимы вузы распределенного типа с множеством качественно работающих филиалов. На сегодняшний день, в нашей стране взят противоположный курс, т. ликвидирование филиалов из-за низкого качества их работы. Мы пришли к выводу, что нужно создавать новую учебно-технологическую среду для образования студентов. В общеобразовательных школах необходимо более широко развивать личность учащихся, отойти от натаскивания на ОГЭ, ЕГЭ.

Для настоящей модернизации, которая необходима системе образования, нужны структурные преобразования. Бюрократически устроенное государство заметно далека от общества, что мешает процессу модернизации. Это и есть главная политическая проблема модернизации российского образования.

Медведев сказал в Послании Федеральному Собранию, когда был президентом нашей страны, что успехи российской образовательной системы признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на старание власти и даже небольшие позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Так, В. Путин заметил, что с передовых позиций мы уже «откатились» и подчеркнул, что слабость образовательной системы — это угроза конкурентоспособности страны в целом.

Повышение доступности, качества и эффективности образования — основные задачи модернизации российского образования в наше время. Так, наша система образования перешла на ФГОС. Он активно внедрился в образовательную среду, так в школах в 2017–2018 уч. с 1 по 7 классы идут по этому новому стандарту. Так в обучении на разных этапах стали выделять УУД, которые содействует целостному представлению содержания школьного образования и деятельностному его освоению. Так, согласно ФГОС, учащиеся школ должны быть вовлечены в неурочную деятельность, исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия. В процессе которых, они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

В школах также стоит одна из важнейших задач, это обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. С этой инициативой выступила министр образования РФ О. Васильева. Так, согласно предложению Д. Медведева, в школах работает программа доступная среда, согласно которой, дети с ОВЗ включены в образовательное пространство, где успешно социализируются. Поэтому, закономерно, что в школе нужны новые учителя, подготовленные к работе с такими детьми.

Постепенное изменение образовательного мировоззрения, вот что нужно заложить в основу модернизации системы образования. Мы понимаем, что это долговременная задача, т. необходимо поменять подход к обучению педагогов, в сознании которых в немалой степени присутствуют авторитарность, оторванность от потребностей общества. Необходимо произвести изменения в содержании, организации самой образовательной деятельности. Ведь иногда перед ней стоят задачи прошлого дня.

Как мы видим, модернизация системы образования — это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. В итоге мы должны получить более качественное образование в школах, вузах. Ведь оно должно соответствовать актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.

  • Муходадаев М. О. Политика модернизации отечественного образования: особенности и противоречия // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб.,2008. — № 10 (56). — С. 137- 149
  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 7-е изд., М.: Высшая школа, 2007. — 944 с.
  • С. Л. Катанандова. «Модернизация российского образования». ГУ ВШЭ, М.: 2002, с. 17.

Основные термины (генерируются автоматически): система образования, школа, сфера образования, всесторонняя модернизация, институт демократии, модернизация образования, попытка модернизации, Российская Федерация, российское образование, Федеральное Собрание.

Антипьев А. Захаров Н. Захарова Н.

Творчески думающие новаторы-педагогики выдвигают множество интересных проектов по созданию эффективных систем образования. Часть этих проектов успешно реализуется на практике. Однако самая лучшая система образования, замкнутая стенами учебного заведения без востребованности обществом в этой системе может нанести, как это не парадоксально, даже огромный вред и учебному заведению, и личности, и обществу. Любое учебное заведение, опираясь на эффективную систему образования и воспитания, будет, видимо, способно подготовить хорошего, грамотного специалиста. Но возникает вопрос: «Готово ли общество и его производство с крайне низким содержанием труда, слабо или совсем не работающими стимулами и другими серьёзными изъянами «принять» такого человека в систему своих отношений?» На сегодня можно дать, только отрицательный ответ.

Читать также:  Программа проверки текстов на ошибки онлайн пунктуация

Для основной отечественной промышленности все еще главная проблема — высокая степень технического и технологического старения оборудования. В 2003 году средний возраст используемых в России основных фондов составлял 20,1 лет. 67,5% оборудования имеет возраст более 16 лет. По данным Госкомстата РФ, износ оборудования в среднем по промышленности составляет 52,9%, в том числе: в электроэнергетике — 57,3, химической и нефтехимической промышленности — 57, машиностроении и металлообработке — 54,8%.

В особенно сложном положении находится сельское хозяйство. Так, по расчетам специалистов в ближайшие годы (через три года) примерно 60% комбайнов, тракторов и другой техники окончательно выйдут из строя.

Отсюда следует сделать вывод о том, что государственная образовательная политика может быть эффективной лишь в качестве органичной составной части целостной экономической, научно-технической и социокультурной политики. При этом ведущей идеей в концепции образовательной политики должна быть стратегия опережающей качественной подготовки специалистов при демократизации всей системы образования.

В создании современной системы образования в нашем обществе необходимо учесть и другие требования и обстоятельства.

Система образования будет продуктивной лишь тогда, когда в обществе будет высок престиж труда и статус человека знающего, культурного и трудолюбивого. Для этого необходима не только солидная материально-финансовая поддержка, но и социокультурная среда, стимулирующая активность человека в получении и эффективном использовании знаний в созидательной трудовой деятельности.

К сожалению, известно всем, что в этих вопросах существует масса недостатков. Низок престиж труда, особенно среди молодежи. В ее профориентации весомую роль играют ложные и во многом необоснованные ценности. В силу разных причин сокращается удельный вес молодых людей в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях. Так, по данным Российского Союза промышленников и предпринимателей (работодателей), сегодня средний возраст токарей — 56-62 года, слесарей-ремонтников — 55 лет, сверловщиков и шлифовщиков 5-го разряда (6 уже нет) — 55 лет. Из сельских профессий: механизаторов — 59-63 года, трактористов — 62 года.

Известно, что большинство выпускников школ ориентируется преимущественно на очень ограниченный перечень наиболее престижный профессий — экономист, программист, юрист.

В настоящее время на выбор профессии большое влияние оказывает уровень благосостояния семьи. Так, по мнению, сотрудника «Левада-центра» А. Голова, профессии можно делить на «профессии для богатых» и «профессии для бедных».

Директор банка, например, профессия для богатых. Из числа самых бедных россиян, которым не хватает денег даже на продукты, только 6 процентов хотели бы видеть своего ребенка директором банка, например. Из числа тех, кому хватает только на продукты — 13 процентов. Кому хватает еще и на одежду, обувь, но не хватает на товары длительного пользования, — уже 17 процентов. Среди тех, кому хватает и на товары длительного пользования — 21 процент. В ряду «профессий для богатых» оказались профессии предпринимателя, бизнесмена, программиста, специалиста в областях высоких технологий, юриста, экономиста и финансиста.

Однако есть профессии, которые никак не хотят делиться между богатыми и бедными. Мало зависит от материального положения семьи привлекательность профессии военного, офицера, артиста, музыканта, художника, писателя, журналиста, профессора, ученого, преподавателя вуза, владельца магазина, политика, министра и священника. Видимо, эти сферы занятий воспринимаются или как более демократичные, или требующие таланта, который не зависит от достатка, или такого высокого призвания, которое обесценивает все земные категории.

Получив заветную профессию, зачастую молодой человек не может по ней устроится на работу в силу ее невостребованности на рынке труда. Около 75% молодых людей, получивших профессиональное образование, трудится не по специальности, т. каждый четвертый. Примерно 60% — заняты неквалифицированным или малоквалифицированным трудом.

В сфере трудовых отношений укоренилось бесправное положение рядового работника. Так, только за 9 месяцев 2004 г. Государственной инспекцией труда в Пермской области привлечено к административной ответственности в виде штрафа 319 руководителей и других должностных лиц. Возбуждено 16 уголовных дел в отношении руководителей, не выплачивающих зарплату боле двух месяцев, вынесено два обвинительных приговора.

Реально нарушений со стороны работодателей гораздо больше. Люди не обращаются в суд и не жалуются в другие государственные органы, опасаясь потерять работу. Недобросовестные же руководители, перешагнувшие грань законности и попавшие в сферу влияния правоохранительных органов, отделываются не значительными штрафами или условными наказаниями.

В условиях деформированных трудовых отношений невозможно эффективное использование образовательного потенциала работников.

Современная экономика ориентирована на удовлетворение потребностей человека. Возникает необходимость в гибком динамичном производстве, где главным является инновационный подход в управлении, технологии, маркетинге. Отсюда с неизбежностью вытекает требование усиления инновационной деятельности во всей системе образования и обеспечение непрерывного её характера. Вместе с тем, необходимо разумное сочетание традиционных и инновационных технологий обучения.

Образовательная система постоянно расширяет свое содержание и структуру. С появлением и развитием информационной индустрии возникает необходимость пересмотра традиционных форм и методов обучения. Нужно не просто больше и дольше учить, а учить по-другому. Здесь есть серьезные проблемы. Так, отечественными учеными-педагога­ми разработано свыше 40 различных критериев эффективного обучения и воспитания. Но они, по мнению академика РАС В. Беспалько, совершенно не пригодны для практической диагностики в учебно-воспитательном про­цессе.

Существующая система образования в ходе реформы почти полностью иск­лючает из этого процесса преподавателя, т. того, кто обязан реализовывать ее цели. Уверенность в своих силах, самоуважение и общественный престиж учителя (преподавателя) являются существенными условиями для качественного и эффективного развития системы отечественного образования. При низкой зарплате непрерывно увеличивается учебная нагрузка на учителей школ и преподавателей вузов. Так, за последние годы количество студентов возросло в два раза и сегодня их насчитывается почти 6 млн. А количество преподавателей увеличилось не более чем на 8%.

Система образования не может быть продуктивной без опоры на фунда­ментальные ценности и прогрессивные традиции своего народа, так как логика современного исторического движения ориентируется на межцивилизационное сближение при сохранении конституирующего ядра того или иного этноса, прогрессивных традиций, сложившихся в стране и в конкретном регионе.

При модернизации системы образования в российском обществе важно учитывать как собственный, так и западный опыт. Это приобретает особую актуальность в связи с вступлением нашей страны в Болонский процесс и созданием европейского образовательного пространства.

В условиях быстро меняющегося содержания знаний, постоянного его наращивания всевозрастающими темпами, изменений потребностей в конкретном виде знания очень остро встаёт вопрос о том, чему и как сегодня учить. Нет ни одной современной страны, которая была бы удовлетворена своей системой образования. Кризис образования проявляется в углублении диспропорции между потенциями человеческой культуры, достижениями общества и культурой масс; никогда еще человечество так плохо не использовало достижения науки и техники во благо социального прогресса; усиливается разрыв между достижениями, профессиональным мастерством и действиями в этой области массами и политиками; растут препятствия в распространении того, что должно быть достоянием масс широких слоев населения. Буквально повсюду, в том числе в высокоразвитых странах, ситуация такова, что возрастающей сложности государственных, социальных, технических, наконец глобальных проблем, сопутствует снижение компетентности правящей элиты. В конечном итоге нарастает число катастроф, усиливается опасность уничтожения жизни на Земле. Главная причина — непрофессиональные действия людей и низкая их социальная ответственность.

В силу этих и других причин повсюду интенсивно осуществляется реформирование систем образования. Главной целью такого реформирования является приведение системы образования в соответствие с новыми требованиями общественного развития. Каждая страна, естественно, решает свои проблемы с учетом сложившихся традиций в культуре и экономических возможностей.

В реформировании образования можно выделить следующие тенденции, которые характерны для развитых стран. Это, прежде всего, демократизация системы образования. Она касается и управления, и реализации учебного процесса.

В реформах современного образования ярко выражено стремление повысить фундаментальность образования, что обеспечивает возможность самообразования любого человека, последующего приобретения им знаний из различных источников и в многообразных формах. Хотя, наряду с этой тенденцией соседствует и противоположная, т. ориентация в образовании, да и в науке, на сугубо прикладной характер.

В развитых странах неуклонно идёт рост специалистов с высшим образованием. Увеличивается численность студентов в возрасте 25 лет и старше. В США они составляют около 45 % общей численности обучающихся в высших учебных заведениях. Окончание обучения в Германии наступает в среднем в 28,7 года (по сравнению с 26,4 года в 1984 г. , в специальных вузах — в 27,1 года). Более продолжительное пребывание молодых людей в системе образования влечет за собой как положительные, так и отрицательные социальные последствия. В силу ограниченного объема статьи нет возможности подробно на них останавливаться.

Читать также:  Программное обеспечение для исправления системных ошибок в Windows 7, 8 и XP

Важным направлением реформирования всей системы современного образования является его гуманитаризация и гуманизация. Сегодня имеется ясное понимание того, что образование на любом уровне должно не только давать узкоспециальную подготовку, но и формировать личность, воспитывать гражданские качества, учить человека современным формам общения, готовить его жить в быстро изменяющемся мире, развивать у него способность осваивать новую информацию и принимать эффективные решения с учетом их социальных последствий и нести за это ответственность.

Сегодня образование в большинстве развитых стран стало бесплатным и массовым. Это объективно ведет к ликвидации или, по крайней мере, к ослаблению иерархического характера школьной системы, расшатывает прежнюю кастовость и обособленность различных направлений школьной учебы.

В нашем обществе, к сожалению, наблюдается противоположная тенденция. Образование все больше становится платным и элитарным.

В развитии системы образования возрастает роль средств массовой информации (СМИ). Они порой заменяют процесс обучения или выступают дополнением к нему. СМИ очень жизнеспособны, ведут к возникновению альтернативных форм и методов обучения.

Всё большее внимание в системе образования уделяется развитию аналитических и информационных способностей людей. Это требование НТП. Так, в развитых странах в обмене новой информацией участвует от 15 до 30 % инженеров, преподавателей вузов и научных работников. В консультативных фирмах США занята десятая часть всех специалистов страны. Изменяется система включения работника в производственный процесс. Сегодня в США около 15 млн. человек занято в сфере электронного надомничества. В нашей стране в настоящее время обозначился поворот государственной политики к процессам информатизации. По расчетам ведущих экспертов к 2010 году рынок информационных технологий в России составит около 40 млрд. долларов, что более чем в 5 раз выше показателя 2003г. А к этому же в России в сфере информационных технологий будет занято приблизительно 5% трудоспособного населения страны, или порядка 3,5 млн. человек. Для сравнения: в 2001 г. в этой сфере было занято 1,4% трудоспособного населения страны.

В силу развития данной тенденции неизбежно возрастает роль компьютерных информационных технологий в образовании. Возрастают требования к учебному процессу. Эти требования невозможно выполнить без использования новых современных технологий обучения. И здесь на первом плане, несомненно, стоит компьютеризация всего образования.

Они дают возможность универсального выхода к необходимой информации и предоставляют невиданные возможности оперирования ею. Информатизация образования является важнейшим шагом на пути к созданию информационного общества.

В связи с ростом требований к интеллектуальному уровню будущих специалистов всё большее внимание уделяется индивидуализации их обучения, поиску наиболее эффективных механизмов их адаптации и на производстве, и в социокультурной, и бытовой сферах. Известно, например, что педагоги американских колледжей в течение десяти лет следят за судьбой каждого выпускника, за успехами в работе и жизни. Любой сбой, первый же сигнал о недостаточной подготовленности специалиста служит поводом для корректировки учебных программ.

Сегодня явственно проступает стремление к интеграции образования как на национальном, так и на мировом уровнях. Речь идёт о совместимости различных форм и систем образования, которая бы обеспечивала как преемственность в образовании, так и наиболее эффективные, комплексные решения его методического обеспечения. Ныне в этой области осуществляются большие международные проекты через многие как правительственные, так и неправительственные организации, и, прежде всего, через ЮНЕСКО. Постоянно увеличивается сотрудничество в сфере образования между различными странами, возрастает доля учащихся, получающих образование за пределами своей страны. Из приблизительно 60 млн. студентов, обучающихся в вузах мира, около 1 млн. учащихся являются иностранными студентами. Европейское сообщество ставит задачу уже в ближайшие годы довести количество студентов, обучающихся за пределами своей родины, до 10 %.

Формирование единого образовательного пространства в том или ином крупном регионе мира, например в Европе, ни в коей мере не должно привести к формированию некой единой, универсальной системы образования без учета исторических традиций, особенностей культуры той или иной страны. Наряду с несомненными достижениями в сфере образования развитых стран имеют место и серьёзные проблемы. К их числу относится снижение качества обучения, рост функциональной неграмотности. Даже в США функционально неграмотных насчитывается 25 млн. человек. Ежегодные прямые потери от этого исчисляются суммой в 20 млрд. долларов. В нашей стране это проблема стоит не менее остро.

Тем более, общеизвестно, что российское государство крайне мало уделяет внимание образованию, науке, культуре и здравоохранению. Складывается впечатление, что государство в ближайшей перспективе вообще становит задачу избавиться от опеки этих важнейших отраслей и сфер жизнедеятельности общества.

Казалось бы, в официальных документах федеральной власти и в устных выступлениях первых лиц государства присутствует прогрессивные предложения по модернизации системы образования, но почему-то налицо массовое недовольство родителей и учеников, учителей и даже ректоров. Почему так получилось? Разработать и эффективно провести такого рода реформу невозможно только усилиями изнутри отрасли и профессионального сообщества. Заказчиком услуг школ, техникумов и вузов является общество. Оно и должно определять, что ему надо от системы образования для обеспечения конкурентоспособности России, если речь идет о человеке, мы нуждаемся в очень многом. Это не только сумма знаний, но и навыки самостоятельного приобретения. Это не только механическое перенесение на нашу почву учебных курсов по основам рыночной экономики, но и умение подрастающего поколения социализироваться в нашем непростом мире. Это, наконец, овладение не только тонкостями товарно-денежных отношений, он и всем богатством общечеловеческих ценностей, моральных и этических установок.

Сегодня особенно очевидна опасность регрессивного движения нации от духовности и образованности к невежеству. И здесь велика роль самообразования. Самообразование — это высшая форма обучения, это образ жизни человека. Важнейшим средством самообразования выступает чтение. Оно во многом способствует формированию сознания, обогащает духовный мир человека, побуждает мыслить.

К сожалению, современное поколение стало заложником низкопробной литературы, телепередач, преимущественно криминального характера, где господствует пошлость, цинизм, культ силы. Неограниченная свобода писать (публиковать) и говорить, что вздумается — это социальная и культурная аномалия. При этом СМИ не просто информируют и просвещают граждан, а тотально навязывают определенные нормы и правила жизни, тем самым лишают слушателя, читателя, зрителя свободы выбора. Это ничто иное, как манипулирование общественным сознанием. Пока медио-бизнес и журналистское сообщество не осознает свою социальную ответственность перед гражданами России.

Отсюда следует вывод, что систему образования в современном обществе нельзя ограничивать только стенами учебного заведения и соответствующими программами. Изменяется и роль преподавателей.

Технические достижения XX века в области связи и информатики привели к тому, что в мире сложилась особая виртуальная среда взаимодействия людей — информационно-телекоммуникационное пространство, отличительными чертами которого являются отсутствие географических границ, трудно определимая национальная принадлежность его объектов и возможность анонимного доступа к имеющимся ресурсам.

Основой для его формирования послужила глобальная компьютерная сеть Интернет, объединяющая на сегодняшний день миллиарды пользователей. Их число постоянно растет, и, вероятно, в ближайшие 5-7 лет преобладающее большинство населения Земного шара будут иметь постоянный доступ к компьютерной сети.

Продолжая тенденцию, ставшую возможной благодаря телефонам, факсам и спутниковым тарелкам, Интернет обещает предоставлять информацию во все уголки земного шара. Достаточно дешево, без особых технических сложностей Интернет дает возможность получать пользователям любую информацию, которую они могут найти, и связывать ее поставщиков с потенциальными потребителями с такой скоростью и легкостью, которую они не могли раньше предоставить.

Однако, надо иметь в виду, что любые формы и методы обучения имеют не только достоинства, но и определенные недостатки. Это относится и к Интернету, и к новым информационным технологиям.

Главным действующим объектом в этих технологиях и методах обучения должна быть личность обучаемого. Личность обучаемого — это не только и не столько объект воздействия, сколько ее субъект.

К сожалению, в ходе реформирования системы образования в трансформирующемся российском обществе совершенно не учитывается личностный фактор. Реформирование (читай — модернизация) образования осуществляется без участия ее субъектов: учителя (преподавателя) и учащегося (студента). Речь в данном случае даже не идет об общественности, которая является одним из главных субъектов реформирования чего-либо, в том числе, и образования. Общественность имеет весьма смутное представление о сути модернизации образования. Да и сами реформаторы не имеют четких ориентиров и соответствующих механизмов модернизации образования.

Из статьи следует вывод: если общество не участвует в реформировании того или иного социального института (в данном случае — образования), то это реформирование обречено на провал.

Библиографическая ссылка

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ В ПРОГРАММЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *