Особенности и специфика социальной профилактики

Общая характеристика социальной профилактики

Среди функциональных технологий социальной работы социальной профилактике отводится особое место. Именно путем мер профилактики можно устранить социальные проблемы группы лиц или личности в период зарождения проблемы, посредством этого создавая фундамент для того, чтобы снизить темп прироста проблемного поля общества.

В самом общем виде социальная профилактика – это совокупность общественных, государственных, организационно-воспитательных и социально-медицинских мероприятий, которые направлены на то, чтобы предупредить, устранить или нейтрализовать главные причины и условия, которые вызывают разного рода социальные отклонения отрицательного характера, а также социально неблагоприятные отклонения в социальном статусе или поведении индивида. Цель социальной профилактики – это создать предпосылки для того, чтобы сформировать социально-приемлемое поведение индивидов, а также наладить стабильное взаимодействие общества и индивида.

Также профилактикой называют обоснованные с точки зрения науки и своевременные действия, которые направлены на то, чтобы предотвратить возможные психологические, физические и социокультурные коллизии у конкретных индивидов или групп риска. Сюда же относится сохранение, защита и поддержание нормального уровня здоровья и жизнедеятельности людей и содействие людям в процессе достижения их целей, также, как и раскрытие их внутреннего потенциала.

Принципы, на которых основана социальная профилактика:

  • Принцип системности. Выявляется совокупность причин социальной проблемы, создается максимальное количество условий для того, чтобы урегулировать возникающие проблемы и использовать в профилактической работе весь комплекс имеющихся методик и форм работы;
  • Принцип превентивности. Предпринимаемые действия носят предупредительный характер;
  • Принцип оптимальности. Необходимо выявить степень актуальности определенной проблемы для клиента;
  • Принцип активизации собственных сил человека. Клиент активно принимает участие в профилактических мероприятиях.

Проблемное поле социальной профилактики составляет совокупность отклонений и отрицательных общественных явлений, среди которых: суицид, преступность, наркомания, алкоголизм, беспризорность, домашнее насилие, распад семей, безнадзорность, психические расстройства преждевременное старение и т.

Социальные службы взаимодействуют с социально-уязвимыми слоями общества и осуществляют комплексную профилактическую работу, направленную на сдерживание и предупреждение процессов углубления социального неблагополучия. Они обладают арсеналом, который включает в себя самые разнообразные методы социально-профилактической работы: правовые, экономические, медико-социальные, психолого-педагогические.

В качестве примера можно привести следующие социальные программы, которые реализуются на базе учреждений:

  • «Социальная геронтология». Целью данной программы является сдерживание темпов естественного биологического старения пожилых и работа, направленная на продление периода активного долголетия (инвалиды, пенсионеры);
  • «Азбука компьютерной грамотности». Цель это программы заключается в обучении на дому навыкам компьютерной грамотности молодых инвалидов;
  • «Секреты долголетия». Цель программы заключается в социальной и физической реабилитации клиентов, которые состоят на социальном обслуживании на дому;
  • «Социальный туризм». Целью программы является организация экскурсионных мероприятий, в основном предназначенных для пенсионеров и инвалидов;
  • «Университет третьего возраста». Цель программы заключается в образовательной поддержке пожилых людей и инвалидов, содействие и помощь им в адаптации к современной жизни посредством овладения современными знаниями;
  • «Территория надежды». Цель программы – в социальной адаптации выпускников интернатов;
  • «Умка-чемпион». Цель программы заключается в организации мероприятий, которые направлены на полноценное развитие детей, выпустившихся из интернатов.

Понятие «технология социальной работы»

С самого начала 90-х годов XX века и по сей день ученые интенсивно разрабатывают проблемы, которые связаны с технологиями социальной работы.

Существует много исследований, в которых можно увидеть определение или же которые раскрывают содержание этого понятия.

Технологией социальной работы называют процесс целеполагающих, последовательных субъектно-субъектных отношений и действий, в ходе которого объективируются человеческие способности и создаются условия для того, чтобы формировать его потребность к активному функционированию в рамках социума.

Понятие «технология социальной работы» — собирательное и родовое. В первую очередь технология социальной работы – это прикладная часть теории социальной работы, изучающей и разрабатывающей методологические основы форм, методов и средств взаимодействия и совместной деятельности с человеком, выявляя его способности и готовность к активному функционированию в обществе, а также вырабатывающую и реализующую программы и конкретные меры по восстановлению его социальных возможностей.

Также, технология социальной работы может быть представлена в качестве алгоритма или установленной последовательности деятельности, направленной на осуществление функционированию всех инструментальных, личностных, методических и методологических средств деятельности с человеком в рамках проблемы.

Еще технологией социальной работы можно назвать управление процессом субъектно-объектно-субъектного взаимодействия с человеком в рамках проблемы в определенное время и в определенном социальном пространстве.

Наконец, в общих чертах технология социальной работы – это человеческое знание в его продуктивном состоянии.

Также стоит обратить внимание на то, что в рамках материальной сферы жизни человека использование технологий подразумевает применение жесткой логики конкретных действий, осуществление которых будет сопряжено с получением желаемого результата.

Итак, технологией социальной работы принято называть другой интегративной тип технологий, который органично соединяет в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты, духовные и материальные, действительные и возможные, творческие и исполнительские. Данная технология является ресурсонасыщенной.

С помощью технологии социальной работы появляется возможность активизировать и объект, и субъект взаимодействия путем интенсификации использования их творческого потенциала. Именно в рамках реализации технологии социальной работы можно осуществить человекотворчество, под которым понимается выращивание новых действий и образа мысли человека в рамках проблемы.

Само слово «технология» происходит от греческого слова, означающего «искусство, умение, мастерство» и представляет собой совокупность способов и приемов обработки, получения и переработки, продуманная система умений и знаний о том, каким образом и как воплотить цель в результат.

Особенности технологий социальной работы

Принято выделять следующие особенности технологий социальной работы:

  • Наукоемкость. Разработка каждой технологии требует большого объема информации, специального отбора, обращения к результатам научных достижений. Они не могут быть пробными, что часто случается в практике. В связи с этим, применяя технологии, необходимо их серьезно прорабатывать на уровне теории, сводя все ошибки, которые могут повлечь за собой ущерб для здоровья и достоинства человека, к минимуму.
  • Сложности с алгоритмизацией. Если в области материального производства принцип кооперационности для технологий будет универсален, то в технологиях, которые предназначены для работы с человеком, его применение будет ограничено. Реализуя замыслы, многие действия будет невозможно алгоритмизировать или разбить на последовательные операции. В связи с этим важно знать отличия технологии от методики. В технологиях будет больше представлены процессуальный, количественный и расчетный компоненты, в то время как в методиках – целевой, содержательный, качественный и вариантно-оценочный. Таким образом, разница между технологией и методикой заключается в том, что технология воспроизводительна, обладает устойчивостью результатов и при ее использовании нет многих «если».
  • Вероятностный характер результатов. Это то, к чему должна быть готова каждая из сторон взаимодействия. Если клиенты социальной службы, ознакомившись с технологией укрепления семьи, сочтут, что «рай в шалаше» — это их вариант, то они попадут в ловушку, которую сами же и создали. Если социальный работник гарантирует клиенту, страдающему алкоголизмом, что он поможет ему избавиться от зависимости, то это также иллюзия. Конечный результат технологий, которые предназначены для работы с человеком, никогда не может быть полностью гарантирован, т.к. сам объект является противоречивым и уникальным. Гете говорил о том, что под каждой надгробной плитой покоится непознанное мироздание, и это в точности описывает данный процесс. И на объект, и на субъект социального взаимодействия будут влиять разные внутренние и внешние детерминанты, и поэтому с ними часто сложно или вовсе невозможно определиться.
  • Технологии как особый вид профессиональной деятельности. Ими овладевают люди, которые обладают незаурядными деловыми и личностными качествами. Результативность технологий можно определить тем, насколько социальные работники будут сведущи в знаниях о человеке и насколько хорошо будут уметь пользоваться данными знаниями на практике. Это составляет фундамент профессионального овладения делом. Знания и умения в сфере человековедения ориентированы непосредственно на социальное самоутверждение человека и на самореализацию его творческого потенциала.

Механизм социальной работы

В исследованиях, затрагивающих тему социальной работы, на данный момент нет разработок, характеризующих механизмы социальной работы и их виды. Однако можно говорить о том, что механизмы социально работы являются иерархически упорядоченными, связаны с ее микро-, мезо- и мегауровнями.

Механизм социальной работы включается при возникновении самой ситуации социальной работы, когда появляются обстоятельства в социуме, регионе, районе, городе, у человека, при которых:

  • Человек не может достичь целей и ориентиров в жизни старыми способами в связи с изменениями в среде;
  • Человек не может достичь новых целей в старых условиях среды в связи с изменением внутри субъекта;
  • Потенциал человека не может быть полностью реализован, он испытывает сложности в функционировании в связи с наличием неразрешенных противоречий;
  • Человек не может полноценно существовать в обществе в связи с изменениями в его социальном статусе или в состоянии здоровья;
  • Противоречия возникают из-за неудовлетворенных потребностей, которые приводят к напряжению и дискомфорту;
  • Существуют социальные риски, которые требуют принять необходимые правовые и социально-практические меры.
Читать также:  Программа, посвященная проблемам образования в российских школах

Признаки социальной работы

Таким образом, социальная работа – это социальная технология, которая в то же время является и технологичной деятельностью. Соответственно, если исходить из того, что социальная работа – это процесс, то появляется возможность выделить следующие ее признаки: концептуальность, структурируемость, системность, эффективность, управляемость и воспроизводимость.

Остановимся на некоторых из них подробнее.

Структурируемость. Данный признак будет связан с методами и формами профессионального субъектно-объектного взаимодействия. Концептуальность данного положения будет определяться тем, что социальная работа с людьми всегда будет опираться на конкретную научную концепцию, которая включает в себя психологическое, философское и социальное обоснование достижения поставленных целей. В связи с этим процесс социальной работы с человеком будет обладать всеми признаками, которые есть у системы: логикой, целостностью, взаимосвязью всех частей. Это говорит о том, что технологиями социальной работы есть возможность управлять.

Их управляемость будет предполагать возможность осуществления диагностического анализа, планирования, целеполагания, проектирования, варьирования методов и средств работы с человеком. Эффективность социальной работы в качестве технологии можно определить по ее нацеленности на получение результата при оптимальных затратах, а также обеспечении гарантированности следования стандартам работы с людьми.

Воспроизводимость в качестве признака технологий социальной работы будет определяться возможностью повторить процедуры в схожих условиях.

Вместе с тем, технология социальной работы является мастерством работы с людьми. Разные исполнители могут взаимодействовать с людьми как творчески, так и с помощью инструкции.

Существует много факторов, от которых будет зависеть активная деятельность или же активность субъекта, который ищет выход из трудной жизненной ситуации:

  • Как человек настроен на то, чтобы преодолеть ситуацию;
  • Социально-экономическое, социально-психологическое и статусное положение субъекта;
  • Наличие разветвленной системы социальных служб и учреждений, которые вызывают доверие у человека и которые могут оказать ему внимание, профессиональные услуги, помощь и содействие;
  • Наличие правового механизма, который существует в обществе и обеспечивает правовое регулирование деятельности социальных учреждений и служб.

Технологии социальной работы являются сложным и многогранным явлением, их анализируют с точки зрения многих подходов, в результате чего существует множество определений сущности технологий социальной работы.

Самыми характерными из них являются следующие трактовки:

  • Технология социальной работы как способ управления, планирования и регулирования социальных процессов;
  • Технология социальной работы как конечный продукт социального проектирования, нужный для того, чтобы обеспечивать процессы воспроизводства и совершенствования деятельности;
  • Технология социальной работы как совокупность приемов, воздействий и методов, которые применяются для того, чтобы достигнуть нужных целей;
  • Технология социальной работы как социологическая категория, которая обозначает и характеризует способ целенаправленного решения социальной проблемы посредством определенного набора операций и процедур;
  • Технология социальной работы как средство практического достижения нужных целей.

Все вышеупомянутые определения лишь еще раз демонстрируют то, что насколько неполными и относительными являются попытки точно определить сущность сложного социального феномена, коим является технология социальной работы.

Также неправомерны и все претензии на обладание абсолютной истины, если речь идет о динамичных системах.

Каждое из упомянутых выше определений будет отражать конкретный и важный аспект, значимый для характеристики технологий социальной работы и социальной технологии в целом.

Тем не менее, общий объект исследования будет определять и обусловливать наличие глубоких органичных внутренних межпредметных связей технологий социальной работы и социальных технологий.

Если говорить об их соотношении, то технология социальной работы является одной из отраслей социальных технологий, которые ориентированы на помощь, социальное обслуживание и поддержку граждан, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

Говоря о технологии социальной работы, часто можно столкнуться со скептицизмом относительно возможностей и необходимости ее технологизации.

Данные сомнения идут от тех, кто считает, что социальная работа является только творческой и ее результаты будут зависеть от индивидуального мастерства, интуиции, искусства и обаятельности работников социальной сферы.

Несомненно, не все действия социального работника будут поддаваться технологизации.

Приверженцы данной позиции недооценивают то, какую важную роль играют теоретические знания, теоретическая подготовка специалистов социальной работы, а также забывают о том, что социальная работа является синтезом практики и теории, искусства и науки работы с человеком.

В таком случае для технологий социальной работы можно определить субъект социальной работы таким образом:

  • Субъект технологий социальной работы – это социальный работник, специалист, который ее осуществляет.
  • Субъект технологий социальной работы – это также специалист, который принимает участие в подготовке социальных работников.
  • Субъектом технологий социальной работы также являются и административные структуры социального управления.

Современный период характеризуется тем, что общество в период социально-экономического развития ориентируется на способность человека быстро менять стереотипы деятельности и обладать креативностью.

Сам по себе процесс социальной работы в кризисной ситуации обладает своей спецификой, обусловленной особым характером отношений между объектом и субъектом. В процессе социальной работы объект одновременно и субъект самого себя, а сам процесс будет направлен на содействие самореализации и самоактуализации его ресурсов в качестве объекта-субъекта. Более того, сам процесс важно рассматривать с двух позиций: в качестве содействия, соучастия, внимания, помощи, любви и уважения к человеку и в качестве создания условий для того, чтобы осуществлять самоизучение, саморазвитие, самоопределение, освоение человеком себя, своих потенциальных возможностей. Только при наличии данных условий появляется возможность установить коллективное, диалогическое, интерактивное взаимодействие, которое направлено на достижение общей цели.

Принципы социальной работы

Существует несколько принципов, которые обусловливают результативность процесса социальной работы:

  • Принцип соответствия. В процессе работы важно учитывать особенности ресурсов уровня его бытия;
  • Принцип взаимодействия. Выбор способа взаимодействия будет зависеть от того, на какой ресурс человека будет он ориентирован;
  • Принцип ориентации. Каждому уровню бытия человека соответствует свой процесс социальной работы;
  • Принцип взаимодеятельности, определяющий, что процесс работы с человеком может достигнуть цели при наличии условия взаимодеятельности субъектов на основе целеполагания.

Творчество и социальная работа

Одна из главных сложностей социальной работы заключается в том, что она требует особых качеств от специалистов, которые работают в данной сфере. Одно из них – это креативность. Если социальный работник ставит цель изменить отношение человека в трудной жизненной ситуации к собственному положению и привлечь его к взаимодеятельности, он должен быть готов меняться и сам. Одна из важнейших частей этого изменения – это обучение технологиям управления творческим процессом в работе с человеком в кризисной ситуации, которыми социальные работники должны профессионально владеть.

Невозможно достигнуть нужного эффекта без активного включения собственного личностного творческого потенциала, креативного видения форм и способов реализации тех или других технологий социальной работы. Более того, без этого труд социального работника будет носить формальный и ремесленный характер, в результате чего будет непродуктивным.

Также если человек хочет превратить социальную работу в открытый, развивающийся процесс, который будет включен в решение собственных проблем, то необходимо серьезно реформировать систему высшего профессионального образования в области социальной работы и изменить отношение к собственной деятельности ведущего действующего лица процесса социальной работы – самих профессионалов данной сферы разного уровня подготовки.

Процесс подготовки компетентных социальных работников всех уровней (бакалавров и магистров), должен быть ориентирован на то, чтобы они уяснили подходы к собственным функциональным обязанностям в рамках системы многоплановых отношений, которые сопутствуют процессу социальной работы и являются его фундаментом.

В наиболее общем виде, если рассматривать все это с точки зрения философско-методологического подхода, то речь будет идти о том, чтобы постигнуть модель деятельности специалиста социальной работы в качестве члена общества с высоким уровнем профессиональной культуры, которая выражается в гуманности и стремлении решать функциональные обязанности творчески и созидательно – т. при помощи креативных технологий.

Творческая деятельности социального работника не ограничена только путем познания внутреннего мира человека, его творческих способностей, но также включает в себя и результат данного познания, а также возможность его использования. В связи с этим каждое творчество в процессе индивидуальной социальной работы будет связано с тем, чтобы выявить креативные особенности индивида и развивать их в разных видах деятельности.

Читать также:  Ошибка скрипта в программе

Творческий подход работников социальной сферы стимулируется тем, что типовые технологии социальной работы часто неадекватны по отношению к бесконечно разнообразным социальным ситуациям.

Принято выделять следующие виды творческой деятельности в процессе работы над преодолением проблемы человека:

  • Творчество в сфере диагностики и методов – поиск новых способов изучения характерных особенностей личности, применение новых методов и приемов диагностики, их создание;
  • Коммуникативное творчество или креативность в общении – поиск путей решения возникающих новых задач в сфере коммуникации, а также новых средств для мобилизации взаимодеятельности между людьми в процессе социальной работы, создание новых форм общения в процессе работы в группе;
  • Самореализация социального работника посредством осознания себя как творческой индивидуальности, определение личных путей для профессионального развития и роста.

Также выделяют такие уровни творчества в социальной работе:

  • Элементарное взаимодействие с индивидом или группой. Социальный работник применяет обратную связь и с ее помощью корректирует свое взаимодействие с людьми;
  • Оптимизация взаимодействия в рамках социальной работы. Творчество в данном случае заключается в умении умело, эффективно выбирать, целесообразно сочетать и применять известные технологии при решении проблемы человека;
  • Эвристический уровень. Творчестве здесь включает в себя конструирование технологий взаимодеятельности в процессе решения проблем конкретного индивида;
  • Высшим уровнем творчества социального работника является самостоятельность действий индивида.

Главным аспектом исследуемой проблемы является подбор методов решения творческих задач в процессе социальной работы с человеком. Эта задача является наиболее сложной и часто вызывает трудности при решении. В данном случае нужно ответить на вопрос, кто и каким образом должен обучать творчеству в сфере социальной работы.

Известные методы решения творческих задач можно разделить на две группы:

  • Логические. К ним относятся методы, в которых преобладают логические правила сравнения, анализа, обобщения, индукции, дедукции, классификации и т.д.;
  • Эвристические. Данная группа методов включает в себя систему принципов и правил, задающих самые вероятные стратегии и тактики деятельности с человеком в проблеме, решающие проблему или стимулирующие интуицию человека в процессе решения, а также генерирующие новые идеи и на данной основе существенно повышающие эффективность решения конкретного класса задач.

К примеру, продуктивность эвристических методов и эвристик проверена при решении технических задач. Однако, если мы говорим о социальных проблемах, то они будут характеризоваться ярко выраженным личностным признаком. Мы не может решать проблемы двух инвалидов Ивана Петровича и Ивана Ивановича одинаково. Для решения их проблем нужно подобрать каждому свою технологию. Это говорит о том, что необходимо обучить специалиста создавать собственную технологию для конкретного случая и человека. Для того, чтобы это осуществить, он должен владеть конкретным методом.

В обучении социальных работников применяются методы «мозгового штурма» и другие его известные модификации: прямая «мозговая атака», массовая «мозговая атака», методы эвристических вопросов, свободных ассоциаций, многомерных матриц, инверсии, синектики, эмпатии, организованных стратегий.

Эвристические методы надо не только широко применять для того, чтобы развивать креативный потенциал студентов в процессе работы преподавателя по подготовке социальных работников разных уровней. Их необходимо применять и самим студентам для того, чтобы обучиться развивать креативный потенциал клиента.

Данный подход к процессу социальной работы с человеком в некоторой степени устранит тот бедный и схематизированный образ социальной работы, который устоялся в общественном сознании. Социальную работу часто воспринимают как узконаправленную деятельность, направленную на обслуживание престарелых, беспомощных и больных людей. Не отрицая данную функцию социальной работы, также нужно помнить и о том, что социальная работа будет имплицитно присуща системе социальных отношений и в связи с этим объективно ориентируется на то, чтобы развивать и восстанавливать социальность человека в качестве его способности и потребности к свободному, самостоятельному взаимодействию с окружающим миром.

Реальный процесс взаимодействия с человеком будет определяться многими факторами. Самый первый из них – то, что бытие человека, который испытывает трудности в процессе функционирования в социуме, или же является социально опасным для общества, будет определять типа взаимодействия с ним в процессе социальной работы, которые, в свою очередь, будут порождать разные способы решения его проблем. Это означает, что для того, чтобы решить конкретную проблему конкретного человека нужно разработать свою технологию социальной работы. В связи с этим технологий огромное количество. Из-за того, что они являются наукоемкими, то разработка каждой из них будет требовать большого объема информации, специального отбора, обращения к результатам научных достижений. Как уже упоминалось выше, они не могут быть пробными, однако на практике сложно этого избежать. На серьезную проработку решения каких-либо социальных проблем на уровне теории, для того, чтобы минимизировать ошибки, в результате которых может быть нанесен ущерб здоровью и достоинству человека, часто в обществе не хватает нужных средств. Это приводит к тому, что часто принимаемые правовые и управленческие решения, которые направлены на решение социальных проблем на уровне региона или страны, не обладают достаточно глубоким теоретическим или методологическим обоснованием.

Виды социальной профилактики

В зависимости от глубины методик и степени охвата проблемы профилактику можно делить на специальную и общую, а также первичную, вторичную и третичную.

  • Общая профилактика. Данный вид профилактики требует комплексного подхода, который запускает структуры и системы, имеющие возможность предотвратить возможные проблемы или же решить задачи, которые были поставлены. Общей социальной профилактикой называют профилактическую деятельность, которая осуществляется на уровне государства посредством системы мер повышения качества жизни, минимизации факторов социального риска, создания условий для того, чтобы был реализован принцип социальной справедливости. Социальная профилактика позволяет создать тот самый важный фон, при котором все остальные виды профилактики – педагогическая, медицинская, психологическая, — будут осуществляться более успешно.
  • Специальная профилактика. Данный вид профилактики направлен на то, чтобы противодействовать определенным проблемам и его нужно проводить по отношению к конкретным лицам или группе лиц.
  • Первичная профилактика. Этот вид профилактики принято осуществлять для предупреждения проблемы, которая еще не возникла. Например, в случае наркомании и пьянства первичной профилактикой будет комплекс мероприятий, которые направлены на население, еще не обладающее проблемным поведением, связанным с употреблением наркотиков и алкоголя. Первичная профилактика – самая массовая, неспецифическая, при ней используется в основном педагогическое, социальное и психологическое влияние.
  • Вторичная профилактика. Этот вид профилактики является комплексом мероприятий, которые направлены на социальную адаптацию и реабилитацию лиц, у которых есть незначительный опыт употребления наркотиков и алкоголя. В эту категорию могут входить социально-неблагополучные семьи, подростки группы риска. Ведущая цель вторичной профилактики заключается в формировании мотивации к изменению поведения.
  • Третичная профилактика. Представляет собой комплекс мероприятий, которые направлены на социальную адаптацию лиц, у которых есть выраженные социальные и медицинские проблемы, связанные с употреблением наркотиков и алкоголя. Задача данного вида профилактики состоит в том, чтобы создать развивающую и поддерживающую среду. Данная среда может включать в себя организацию терапевтических и социально-поддерживающих сообществ, реализацию территориальных и локальных программ, программ на рабочих местах, а также создание групп самопомощи и др.

Существует много типов социально-профилактических мероприятий. Основываясь на стадиях предупредительного воздействия, выделяют следующие виды:

  • Нейтрализующие мероприятия;
  • Мероприятия, предупреждающие воздействие обстоятельств, которые способствуют социальным девиациям;
  • Мероприятия, которые устраняют данные обстоятельства;
  • Компенсирующие мероприятия;
  • Мероприятия, направленные на осуществление дальнейшего контроля за проведенной профилактикой и ее результатами.

Самые главные аспекты профилактической работы следующие:

  • Когнитивный. Он включает в себя все познавательные психические процессы – память, мышление, внимание, воображение и др.;
  • Эмоциональный. В данный компонент входят эмоциональные состояния и моральные чувства;
  • Деятельностно-практический (поведенческий). Данный компонент предполагает конкретную направленную деятельность человека в рамках социальной практики.

Одна из слабо проработанных сторон социальной профилактики – это ее условная верифицируемость. Иногда представляет сложность подсчитать истинный эффект профилактики, т. он предполагает определенную сослагательность, предположение, относительно того, как развивались бы события, если бы не было воздействия профилактических мероприятий.

Социальная профилактика суицидального поведения

Для того, чтобы подсчитать эффект социальной профилактики, ее экономическую и социальную отдачу нужно привлекать целую группу экспертов разных профилей, которые должны использовать широкий перечень специальных методик.

Читать также:  Программы для проверки жёсткого диска (HDD)

В России остро стоит проблема суицида, особенно подросткового. Россия занимает четвертое место среди стран по числу самоубийств.

В России открыты кабинеты социально-психологической помощи и суицидологические центры, где люди, которые оказались в кризисной ситуации, могут получить помощь профессионалов. Помощь суициденту является одним из самых ответственных этапов профилактики самоубийств со стороны социального работника.

Принято выделять три главных способа помощи человеку, который размышляет о самоубийстве:

  • Своевременная диагностика и соответствующее лечение;
  • Активная эмоциональная поддержка человека, который находится в депрессивном состоянии;
  • Поощрение положительной направленности человека для того, чтобы облегчить негативную ситуацию.

При этом, работая с суицидентом, важно соблюдать следующие правила:

  • Нужно быть уверенным, что вы можете и в состоянии помочь;
  • Берите опыт тех, кто уже побывал в данной ситуации;
  • Проявите терпение;
  • Не шокируйте человека, не угрожайте ему, говоря «иди и сделай»;
  • Постарайтесь сделать все, что от вас зависит, но при этом не берите на себя личную ответственность за жизнь другого человека.

Важным аспектом преодоления кризисного состояния и поиска путей выхода человека из трудных ситуаций является индивидуальная профилактическая беседа.

Данный вид профилактической работы обладает своей спецификой и обычно включает в себя 4 этапа:

Начальный. Устанавливается эмоциональный контакт с собеседником, взаимоотношения «сопереживающего партнерства». На данном этапе нужно использовать такие психологические приемы как эмпатия, сопереживание, эмпатическое слушание. Суицидента важно выслушать терпеливо и сочувственно, не критикуя его, даже если вам есть с чем не согласиться (т. вы должны дать человеку возможность выговориться). В результате суицидент будет воспринимать вас как чуткого и заслуживающего доверие человека.

Задачи второго этапа следующие:

  • Выявить последовательность событий, которые привели в результате к кризису;
  • Снять ощущение безысходности ситуации.
  • Для того, чтобы достигнуть данной цели нужно применять следующие приемы – преодолевать исключительность ситуации, а также поддерживать успехами.

На третьем этапе происходит совместное планирование деятельности, направленной на преодоление кризиса. На данном этапе используют прием планирования, при котором суицидента побуждают словесно оформлять план деятельности, которая ему предстоит. Также используют прием «удержания паузы», при котором социальный работник целенаправленно молчит, чтобы клиент проявил инициативу при планировании собственной деятельности.

На четвертом этапе проводится окончательное формулирование плана деятельности, проводится активная психологическая поддержка суицидента. В данных условиях используют такие психологические приемы работы как «логическая аргументация» и «рациональное внушение уверенности».

Социальная профилактика зависимого поведения

Также в настоящее время актуальна профилактика таких социальных патологий, как алкоголизм, преступность, токсикомания и наркомания.

Цель профилактики данных социальных отклонений заключается в создании предпосылок для формирования высоконравственного и законопослушного поведения людей. Существует много разных форм и видов профилактических мероприятий. Молодые жители г. Ульяновска отмечают среди наиболее устоявшихся форм профилактики присутствуют распространение наглядной агитации (56%), разного рода брошюр (55%) и проведение групповых занятий (46%).

Также достаточно слабо освоены такие технологии как организация встреч с бывшими наркоманами (особенно спортсменами, актерами, певцами и т. ), а также проведение индивидуальных занятий.

Не меньшего внимания заслуживает и то, что врачей и наркологов мало привлекают к проведению профилактических консультаций в ПТУ и вузах. 70% учащихся ПТУ и 64% учащихся вузов указали на то, что данные встречи отсутствуют. 30% респондентов отметили, что чаще всего психологические тренинги проводятся в колледжах.

Как уже упоминалось выше, в зависимости от целевых групп воздействия профилактические мероприятия можно отнести к следующим уровням: первичному, вторичному и третичному.

Итак, первичная профилактика является наиболее общей, массовой и направлена на население, у которого нет проблемного поведения.

Выделяют следующие задачи первичной профилактики:

  • Информирование населения, а также развитие мотивации к эффективному социально-психологическому и физическому развитию. Основным контингентом воздействия здесь выступают учащиеся школы, молодежь из учебных заведений, родители, семьи, учителя, внешкольные подростковые и молодежные группы и коллективы, неорганизованные группы населения.
  • Развитие мотивов социально-поддерживающего поведения. Здесь в качестве контингента воздействия выступает семья (родители детей), учителя, дети и подростки, которые обучаются в школьных коллективах, неорганизованные детские группы и другие группы населения, а также дети на улицах.
  • Развитие защитных факторов здорового социально-эффективного поведения. Рассчитано на детей, подростков и молодежь в школьных и внешкольных коллективах, студентов вузов, учителей и родителей.
  • Развитие навыка решения проблем, поиска социальной помощи и поддержки, а также избегания искушения употребить наркотические вещества. Данный вид работы направлен на детей, подростков, молодежь, которые учатся в школе, студентов вузов, учителей и родителей.

Для того, чтобы реализовать программу первичной профилактики наркомании, алкоголизма и токсикомании, необходимо подготовить специалистов-тренеров из числа социальных педагогов, школьных психологов и учителей, студентов педагогических и медицинских вузов.

Вторичная профилактика направлена на то, чтобы реабилитировать и провести социальную адаптацию людей, у которых присутствует незначительный опыт употребления наркотиков и алкоголя. В данной ситуации обычно принято выявлять группу риска и работать с ней.

Среди задач вторичной профилактики выделяют следующие:

  • Развитие мотивации к изменению поведения у детей, подростков и молодежи группы риска, а также у их родителей и у неорганизованных групп детей, подростков, молодежи и взрослого населения;
  • Дезадаптивные формы поведения меняются на адаптивные. Контингент данной профилактической работы составляют дети, подростки и молодежь группы риска, родители и семьи, и неорганизованные группы.
  • Формирование и развитие социально-поддерживающей сети. Контингентом данной работы являются сверстники, взрослые.

Третичной профилактикой называют проведение комплекса мероприятий, которые направлены на социальную адаптацию лиц, у которых есть ярко выраженные социальные и медицинские проблемы, связанные с употреблением алкоголя или наркотических веществ.

Задачей профилактики на данном уровне является создание развивающей и поддерживающей среды. Достигается она в рамках локальных и территориальных программ, социально-поддерживающих и терапевтических сообществ, программ на рабочих местах, социальных программ, альтернативных употреблению ПАВ.

Социальная профилактика преждевременного старения

Следующая важная группа людей, с которыми проводится социальная профилактика – это пожилые граждане. В данном случае профилактические мероприятия направляют на то, чтобы предупредить преждевременное старение, а также противостоять обострению хронических заболеваний у пожилых людей и развитию разных видов деменции.

Старение – это комплексный процесс ухудшения физиологических и психических функций организма из-за длительности периода функционирования, а также в связи с изменением ценностей человека, его ориентиров и социального статуса.

Нельзя точно определить возрастные границы старения из-за того, что некоторые функции организма имеют тенденцию деградировать в 14-15 лет (дыхательная система), а некоторые начинают только после семидесяти лет (головной мозг).

На скорость старения будут влиять следующие факторы:

  • Образ жизни человека (стрессогенность окружающей среды, качество питания);
  • Эмоциональное состояние человека;
  • Наличие приобретенных или генетически обусловленных хронических заболеваний;
  • Самосохранительное поведение.

Высокое значение имеет наличие у человека смысла жизни, а также работы над собой, сферы приложения духовных усилий.

Профилактику преждевременного старения начинают, с одной стороны, с определенного возраста, однако с другой вся экологическая, информационная, экономическая и социальная политика государства должна быть направлена на то, чтобы как можно дольше удерживать активную фазу жизни человека.

Если мы говорим о конкретном возрасте, когда необходимо начинать применять профилактические мероприятия, то в основном геронтологи сходятся на том, что начинать можно в период за 10 лет до того, как человек собирается выходить на пенсию.

Мероприятия, которые направлены на профилактику старения, проводятся на базе разных государственных учреждений (поликлиники, ЦСО, СРЦ и др. ), а также в разных некоммерческих организациях – общественных, благотворительных фондах. С точки зрения организации данные мероприятия могут проводиться в виде семинаров, лекций, тренингов, симпозиумов, конференций, клубных заседаний. Также нельзя не отметить и практический аспект – это творческие конкурсы, спортивные мероприятия, интеллектуальные соревнования. Важно уделять внимание направлениям, которые касаются сохранения работы психических процессов – памяти, внимания, мышления, речи. Именно они являются важными компонентами адаптационного механизма, когда человек достигает пожилого возраста.

Профилактические мероприятия проводятся в рамках трех основных направлений:

  • Медико-оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение физического потенциала человека;
  • Социально-психологические мероприятия, направленные на то, чтобы сохранить механизмы регуляции деятельности;
  • Социокультурные мероприятия, которые направлены на то, чтобы сохранять и развивать ценностные ориентиры и поддерживать общий культурный уровень развития личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *