Остановить программу «Земский учитель и миллион». Из-за кредитов учитель английского языка переехал в село у казахстанской границы

Журнал «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение» № 3/2020

В качестве социальной гарантии учителям выступают компенсации за работу в сельской местности. На каких условиях осуществляются такие выплаты и подлежат ли они обложению НДФЛ, расскажем в статье.

В Саратовской области из 34 участников программы «Земский учитель», набранных в 2020 году, покинула программу только одна участница, вынужденная сделать это по состоянию здоровья. Об этом сегодня, 18 августа, на пресс-конференции в пресс-центре «Комсомольской правды» в Саратове» рассказал и. министра образования области.

«В этой программе из 34 осталось 33 человека, одна ушла по состоянию здоровья. Это показывает высокую эффективность программы», — прокомментировал чиновник.

Продолжение истории после рекламы

Он рассказал журналистам, что живо интересуется программой, за время своего руководства ведомством встретился со всеми участниками и понял, почему одни районы в реализации программы оказались успешнее других. Особенно много новых учителей – пятеро — переехали в Ивантеевский район. По мнению Орлова, это произошло благодаря тому, что глава района лично уговаривал каждого педагога и помогал устроиться на новом месте. Некоторые участники программы, по словам руководителя, готовы остаться на селе и после окончания программы.

Условия программы предполагают выплату миллиона рублей педагогу, который проработает в сельской местности пять лет. В случае досрочного переезда из села деньги придется вернуть.

анонсировал запуск программы «Земский учитель» — по аналогии со старой программой «Земский доктор» новосибирским педагогам будут давать миллион рублей, если они переедут жить в село или на худой конец в посёлок, где останутся преподавать. Новосибирские учителя такой возможности не обрадовались — они боятся маленьких заработков и деревенской жизни, тогда как власти подсчитали, что сейчас в области остро не хватает более 500 учителей и миллион поможет им уладить жилищные проблемы. О том, за сколько учителя готовы сменить метро и городские улицы на колодезную воду и огород — в материале НГС.

О программе «Земский учитель» президент Владимир Путин заявил во время выступления с посланием Федеральному собранию. Он предложил со следующего года давать миллион рублей учителям, которые переедут в сёла и малые города. Похожую программу запускали в 2012 году для молодых врачей — «Земский доктор», но для педагогов ограничения по возрасту решили убрать.

«Из 42 тысяч школ у нас в стране 26 тысяч — сельские, — цитирует пресс-служба Министерства просвещения России слова министра. — Понятно, что в них педагоги сегодня совмещают различные предметы. И сейчас учителя, получив те самые подъёмные средства, которые будут заложены в эту программу, начнут обустраивать свою жизнь именно в селе».

По данным федерального министерства, сейчас в сельских школах по всей стране не хватает около 12 тысяч работников — не только учителей, но и других сотрудников. В Новосибирской области официальные цифры гораздо меньше. Как сообщили в региональном министерстве образования в ответ на запрос НГС, по последним данным, «дефицитных вакансий педагогических кадров» в регионе всего 530.

Больше всего в сёлах не хватает учителей иностранных языков — английского и немецкого, а также математики, русского языка и литературы. На пятом месте по востребованности — учителя начальных классов.

По числу вакансий лидируют три района — Сузунский, Чановский и Чулымский, в общей сложности здесь не хватает 133 учителя, сообщили в правительстве.

Власти считают, что с помощью подобных программ смогут завлечь в сёла молодых и опытных педагогов, как это было с врачами. К слову, по данным областного минздрава, по программе «Земский доктор» с 2012 по 2018 год в районы Новосибирской области переехали 630 врачей, которым, соответственно, из федерального бюджета выплатили 630 миллионов рублей.

Сами учителя предложение президента не оценили — корреспондент НГС опросил нескольких педагогов разного возраста и стажа на условиях анонимности. «Если честно, то никогда не видела, чтобы хоть какая-то программа хоть чем-то хорошим заканчивалась. Я бы точно ни за сколько не поехала в деревню, — говорит 49-летняя учительница начальных классов одной из новосибирских школ Ирина (имя изменено. — Прим. ред

Миллион и село — это унижение. Один раз бросят, а дальше — бросят на выживание.

В деревнях финансирования нет, значит, помогать учителям не будут. Зарплата зависит от количества детей, а в селе мало детей. Оснащение школ никакое. За этот миллион учитель будет до пенсии отчитываться, куда потратил».

По словам Ирины, главный минус программы — в зарплате учителей, которая даже в городе не дотягивает до средней. «Если работать на одну зарплату — это не более 15–20 тысяч. Чтобы получать больше, нужно каждые пять лет защищаться на категорию, проходить курсы, участвовать в разных конкурсах не только школьного уровня (и детских, и учительских), брать какие-либо кружки, делиться своими наработками в интернете, в газетах и журналах, выступать на различных семинарах, показывать высокие результаты по своему предмету в ОГЭ, ЕГЭ. В общем, много что, как будто в сутках больше 24 часов. Я работаю в центре города, боюсь, на окраинах ещё хуже», — сетует она.

«У нас огромная загруженность бумагами: отчётность, проверки, электронные журналы, которые только на словах электронные , — говорит другая учительница, 35-летняя преподаватель русского языка и литературы Елена (имя изменено. — Прим. ред. — За миллион бы точно не поехала. Что мне там делать? Это раньше после педа направляли куда-то, но сейчас это в прошлом, люди хотят работать в городе, и это нормально. Я понимаю, что там дефицит кадров и, может быть, будут желающие переехать туда, но вряд ли это будет молодёжь. Если ограничений по возрасту действительно нет, то туда смогут поехать педагоги предпенсионного возраста — для них это, может быть, и интересный вариант, но мне — нет».

Будущие учителя, студенты НГПУ, как ни странно, уже перед выпуском говорят о том, что учителями работать не хотят даже в городе, не говоря уже о селе.

«Повысить престиж профессии можно только одним путём — повысить зарплату.

Молодёжь идёт меньше в учителя, так как маленькая зарплата, а обязанностей много, да и детей всё меньше кто любит. Хочется получать от 30 тысяч, но на деле по выпуску из универа без стажа насчитываю от 15 тысяч. Переехать в село я не соглашусь ни за какаю сумму — я люблю цивилизацию», — рассказала Александра, студентка института филологии НГПУ.

В деревнях действительно наблюдают большой дефицит учителей, особенно учителей-предметников, говорит Светлана Королькова, учитель географии в посёлке Маяк Искитимского района и победитель областного конкурса «Учитель года — 2017». По её словам, молодёжи «Земский учитель» не поможет.

«Насколько мне известно, возраст участников этого проекта не ограничен, поэтому мы понимаем, что совсем молодых людей, наверное, привлечь в небольшое село, в отдалённое село даже миллионом будет не так легко. Я вижу среди участников, например, семьи, которые не смогли решить в городе проблему с жильём. И тогда для них это будет как определённая возможность. Даже получить этот миллион, который они смогут использовать, возможно, на покупку жилья, а возможно, что муниципалитет предоставит им жильё. И вот если такие педагоги, достаточно зрелые, может быть, опытные, может быть, это даже будет семейная пара — вот для них, мне кажется, это как раз и будет определённая возможность решить как свою жилищную проблему, так и быть обеспеченным работой.

Если молодой человек вырос в городе и свою небольшую жизнь прожил именно в городе, то ему просто очень трудно будет адаптироваться в селе.

Он должен понимать, что, во-первых, это совсем другой менталитет, во-вторых, он должен понимать, что он попадёт в такое сообщество очень замкнутое, где не будет возможности, наверное, реализовать свой досуг вне школы. И городскому молодому человеку это будет действительно трудно и, возможно, болезненно. Тем более мы видим, что в настоящее время среди людей среднего возраста возникла тяга к природе, к занятию огородничеством. И вот я даже такое решение больше вижу. Из, может быть, небольшой квартиры, имея одного-двух детей, они смогут приехать в село, купить домик. Кроме учительской жизни заниматься каким-то подсобным хозяйством, растить детей на свежем воздухе, кормить их экологически чистыми продуктами и плюс ещё работать в школе», — рассказала Светлана Королькова.

Её слова подтверждает директор Каргаполовской СОШ в Сузунском районе Лариса Дементьева.

«Если молодые педагоги будут жить в благоустроенной квартире, то, конечно, они не столкнутся ни с чем — это такая же квартира, как и в городе. А если это дом на земле и они не привыкшие трудиться, например, на земле, конечно, им будет очень сложно. Я считаю, что здесь население хоть и небольшое, но люди сложные, — это везде так сейчас. В основном зарплата зависит от количества учеников.

Зарплата в городе у учителя намного больше, чем зарплата сельского учителя. Намного, чуть ли не в два раза.

Опрошенные НГС учителя сошлись во мнении, что педагоги, которые решатся переехать в деревню ради миллиона, максимум отработают 5-летний срок — столько давали врачам по программе «Земский доктор». На вопрос о том, что ещё может заставить учителей переехать в деревню или закрепиться на новом месте, они скромно подытожили: «Любовь к детям».

Слева направо: Дарья Черникова, Надежда Черенцова, Анастасия Филиппова, Анна Чернявская

Мы поговорили с четырьмя учителями, которые в 2020 году получили по федеральной программе миллион за переезд в сельскую местность, об их работе. Они честно рассказали, с какими трудностями столкнулись, как их приняли в коллективе и отличаются ли школьники в городе и деревне.

В 2020 году в России стартовал федеральный проект «Земский учитель». По этой программе педагоги могли переехать в малый город или село и получить 1 миллион рублей. Эти деньги учителя могли потратить на свое усмотрение. Единственное условие — нужно отработать 5 лет.

В Кузбассе по этой программе в прошлом году устроились работать 39 педагогов. Учителя приехали в том числе из Новосибирской, Томской, Московской областей, Дагестана, Красноярского края, Алтая и других регионов. В 2021 году стать «земскими учителями» могут 35 педагогов.

Четыре учителя рассказали NGS42. RU, почему решились на переезд и оправдались ли их ожидания.

Анна Чернявская преподает английский язык в Арлюкской школе (Юргинский округ). Она переехала в Кузбасс из Новосибирской области еще в 2006 году. С тех пор она работала педагогом в школах № 15 и 8 и лицее Юрги. Девушка рассказала корреспонденту NGS42. RU, что несколько раз собиралась сменить сферу деятельности, но в итоге осталась работать с детьми.

Читать также:  Программное обеспечение для исправления системных ошибок в Windows 7, 8 и XP

В прошлом году, когда девушка была в отпуске, ей неожиданно поступило предложение стать «земским учителем». Анна признается, что не занималась поиском новой работы, потому что ее всё устраивало, но возможность получить миллион сыграла свою решающую роль. На тот момент девушка уже взяла в ипотеку квартиру в Юрге.

— Программа «Земский учитель» дала возможность погасить эту ипотеку в полном объеме. Квартира находится в Юрге, я там уже прописана и планирую жить после истечения контракта. Во-первых, потому что Юрга недалеко от места, где живет моя мама, это очень удобно. Во-вторых, мне там комфортно. Я поездила по крупным городам Сибири и почти год жила в Москве, но именно в Юрге мне комфортно, я чувствую его своим по энергетике, по размеренному ритму, — рассказывает Анна Чернявская.

На срок договора администрация поселковой школы сделала всё возможное для комфортной работы педагога — Анне дали двухкомнатную квартиру с центральным отоплением и водоснабжением. Зарплата в Арлюкской СОШ оказалась даже чуть выше, чем в юргинском лицее — больше часов. Девушка преподает английский язык со 2-го по 8-й класс.

Анна отмечает, что для нее самая большая сложность на данный момент — чувство невостребованности.

— У детей в городе есть понимание, для чего им нужны школьные знания, даже если это никак не понадобится в жизни. Здесь зачастую ребенок не понимает, зачем ему это нужно. Соответственно, и результата не будет, ребенку просто неинтересно. И что бы ты ни делал, этого недостаточно. Все-таки это колоссальная работа не только одного учителя. Раньше я на это внимания не обращала, — говорит педагог.

Анна Чернявская сменила работу в престижном лицее на сельскую школу

Работу в сельской школе Анна воспринимает как жизненный урок и переосмысление ценностей. В Юрге у девушки была уже устоявшаяся жизнь, а при переезде ей пришлось выйти из этой сложившейся зоны комфорта.

— Раньше в своей работе я не сталкивалась с такими поведенческими моментами, которые проявляют дети здесь. В Юргинском лицее я работала на свои личные баллы. А здесь понимаешь, что твоя профессия связана не просто с сухой передачей знаний, не с балловой системой, это что-то большее, — отмечает Анна.

Педагог говорит, что только после переезда осознала, что ученик может быть не готов к занятиям или невнимателен на уроке из-за проблем дома. И в такие моменты важнее ребенку дать поддержку, чем поставить оценку.

— Первые два месяца я была в очень депрессивном состоянии, потому что наблюдать это, когда ты не подготовлен, очень тяжело. Потом адаптируешься, пробуешь как-то по-другому вести себя и над моделью поведения своего работаешь, и над подачей материала. Даже в таких стесненных условиях есть над чем работать. Пока проблемы с отзывчивостью. Маленькие дети (2–4-й класс) более контактные, мобильные. Они могут подойти, обнять. А чем старше, тем более зажатым, закрытым ребенок становится, — рассказывает учительница английского.

Дарья Кулагина преподает русский язык и литературу в школе № 1 в Таштаголе. Последние 7 лет она жила в Кемерово — сначала училась в КемГУ, а потом осталась работать. При этом сразу после вуза девушка не пошла работать в школу — испугалась низкой зарплаты и бумажной волокиты. Знакомые, которые работают в сфере образования, рассказали ей про программу «Земский учитель», и Дарья решила отправить документы.

— У меня мама, тетя и другие родственники работают в школе. И я знала, сколько времени они там проводят. Поэтому не пошла преподавать сразу после вуза — побоялась. Но до «Земского учителя» где-то год думала о том, что хотела бы попробовать вести уроки. А тут и такое подспорье в виде миллиона, и просто так не сбежишь при первых трудностях, — рассказывает Дарья.

Таштагол девушка выбрала потому, что там живут родственники, у которых она была несколько раз. Ей понравилась природа, и Дарья с мужем решилась на переезд. По словам девушки, они изначально решили, что сразу потратят миллион на покупку квартиры, а первое время поживут у родственников. Поэтому Дарья не интересовалась, могут ли им с мужем предоставить жилье.

— Миллион получила почти сразу после начала работы. Когда пришло сообщение о поступлении, я несколько минут считала количество нулей и не верила, что правда. Эти деньги мы поделили — часть потратили на первый взнос ипотеки, примерно 600 тысяч, а остальное оставили на ремонт. Ведь мы всё время жили на съемных квартирах, поэтому нет ни техники, ни мебели своей никакой, — рассказала Дарья Кулагина.

Девушка пояснила, что ее ожидания совпали с реальностью и даже превзошли. Например, Дарья думала, что будет получать 20 тысяч рублей, но зарплата оказалась больше — девушка получает доплату как молодой специалист. Также она взяла классное руководство и 0,5 ставки педагога-организатора среднего звена.

Однако, как и представляла Дарья, ей приходится уделять работе много времени — проверять тетради и выставлять оценки приходится иногда по вечерам и на выходных. От этого появляется усталость.

— Какого-то негатива из-за отсутствия опыта со стороны коллектива я не встретила. В том числе потому, что школу отремонтировали недавно. Пока был ремонт, учителей и детей расформировали по другим школам. И некоторые педагоги обратно не вернулись. Поэтому коллектив обновился, вместе со мной пришли еще три новых учителя, они в начальном звене работают. Одна коллега пришла работать сразу после педагогического колледжа. Так что директор, наоборот, положительно смотрит на молодых педагогов, — рассказала Дарья Кулагина.

Молодым педагогам оказалось проще во время дистанционного обучения

По словам Дарьи, обновление коллектива сыграло на руку и во время дистанционки — молодые педагоги быстро смогли организовать учебный процесс онлайн.

Девушка преподает сейчас у параллели 5-х классов. Ей нравится вести уроки и заниматься внеурочной деятельностью с детьми. Например, недавно одна из ее учениц заняла первое место в районном конкурсе «Лидер-2021». Для Дарьи это особая гордость.

Конфликтов с детьми или родителями у нее не возникало. Но были моменты непонимания. Например, девушка рассказала, что однажды не успела вечером в пятницу заполнить электронный журнал и написать домашнее задание. Она подумала, что ничего страшного не произойдет, ведь ученики получили задание еще на уроке. Но утром ее разбудила завуч — родители пожаловались, что молодой педагог забывает про «домашку».

В противовес этой истории Дарья вспомнила, что в конце 2020-го на одном из школьных праздников кто-то негативно высказался в ее сторону. А родители ее учеников заступились.

Анастасия Филиппова — учитель начальных классов в школе № 16 в Берёзовском. Она переехала в Кузбасс из Забайкальского края. До того как начать работать в Берёзовском, девушка никогда не была в Кузбассе. Участвовать в программе ей предложила однокурсница, которая чуть раньше подала необходимые документы. Анастасия посмотрела информацию про Кемеровскую область и решилась на переезд.

— Мои ожидания оправдались, мне здесь понравилось. Город небольшой, но такой уютный. И снега много, в Забайкальском крае зимы могут быть совсем бесснежными. А тут мы с ребенком на лыжах ходим. Администрация с директором мне помогли с переездом, дали трехкомнатную квартиру с хорошим ремонтом. Переезжать боялась, особенно с ребенком, потому что ехала в никуда. Но очень хотела уехать из Забайкальского края, мечта такая была. Поэтому решилась. Продала там вообще всё полностью: и недвижимость, и автомобиль. Так что возвращаться некуда, да и не планирую, — объясняет Анастасия Филиппова.

Анастасия решила не тратить деньги до истечения контракта

Девушка рассказывает, что коллектив школы принял ее хорошо и конфликтов не возникало. Сын-третьеклассник тоже достаточно быстро привык к жизни в новом городе, нашел друзей.

— Зарплата немного меньше, чем там, но здесь и нагрузка меньше. Я знала, на что еду, сколько часов. Сейчас у меня 4-й класс. Конечно, не очень удобно, что не с самого начала ведешь детей. Но ребята быстро привыкли, мне с ними довольно комфортно работать. Конфликтов ни с кем не было, — рассказывает Анастасия.

Девушка пояснила, что перед тем, как начать работать, встретилась с родителями учеников. Они задали друг другу все интересующие вопросы, обменялись номерами. Родители рассказали, что учитель у их класса меняется уже не первый раз.

Педагог отмечает, что иногда ее тянет обратно в Забайкальский край, потому что там родственники и друзья. Но девушка не считает это большой проблемой. Ей настолько понравилось жить и работать в Кемеровской области, что она зовет сюда на работу бывших коллег.

Миллион Анастасия еще не потратила и не планирует этого делать до окончания договора. На что потратить деньги через 5 лет, она еще не решила, но, скорее всего, вложит их в приобретение квартиры.

Надежда Черенцова — учитель английского языка в школе № 16 в Берёзовском. До переезда в Берёзовский Надежда с мужем жили в поселке в Новосибирской области. Как рассказала девушка, там ее супруг не мог найти работу по специальности и постоянно ездил на вахту. Это стало одним из аргументов в пользу переезда.

— Там, где мы жили, мужу проблематично было с работой, ему всё время приходилось ездить на вахту. А здесь карьерный рост возможен, да и мне для развития больше вариантов. Все-таки школа здесь больше. При переезде нам помогли, квартиру тоже дали с временной пропиской. Трудностей особо ни с детьми, ни с коллективом не было, — рассказывает Надежда.

Надежда говорит, что в Кузбассе дети лучше разбираются в компьютерной технике

Педагог добавила, что в Берёзовском дети более технически подкованные, но уровень культурного развития в Новосибирской области все-таки больше.

Надежда рассказывает, что дистанционка в Кузбассе ей далась намного проще, потому что дети сами знают, как и что включить. В новосибирском поселке, по словам Надежды, многие родители не освоили технику и были проблемы с обучением.

Миллион девушка получила перед Днем учителя. Семья решила не тратить деньги сразу, а немного подкопить и купить жилье в Берёзовском, не влезая в ипотеку.

Участие в программе «Земский учитель»

Подала заявку на участие в программе «Земский учитель». В условиях программы прописано, что те, кто принимал участие в жилищной программе 2014 года, в этой программе не могут учавствовать. Я принимала участие в программе поддержки молодых специалистов (не жилищной) 2006 года. Могут ли мне отказать по этой причине?

Основные положения программы «Земский учитель» содержатся в перечнях поручений Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 27. 2019 № Пр-294 и от 28. 2019 № ДМ-П13-1511. Во исполнение указанных перечней Минпросвещения России разработаны рекомендации в части реализации данной программы, которые изложены в письме Минпросвещения России от 27. 2019 № ВБ-13/08.

Читать также:  8216; ваш компьютер не может запустить эту программу

В частности, данным государственным органом установлено, что условиями предоставления учителю, прибывшему (переехавшему) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, единовременной компенсационной выплаты в размере 1 млн руб. , являются:

— возраст учителя до 55 лет включительно на дату подачи документов;

— наличие среднего профессионального или высшего образования и отвечающего квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам;

— трудоустройство в общеобразовательную организацию на вакантную должность учителя, включенную в перечень вакантных должностей, с объемом учебной нагрузки не менее чем 18 часов в неделю за ставку заработной платы;

— принятие учителем обязательства отработать в течение пяти лет по основному месту работы при условии учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы в соответствии с трудовым договором.

К участию в мероприятии не допускаются претенденты, в заявках которых место планируемого переезда будет соответствовать муниципальному образованию или городскому округу, в котором претендент проживает и (или) работает в настоящее время, или место его планируемого переезда находится на расстоянии менее 200 км от места его настоящего проживания и (или) работы.

Основными критериями для отбора претендентов на участие в данной программе являются:

— наличие среднего профессионального или высшего образования, отвечающего квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам;

— возраст до 55 лет включительно.

Дополнительными критериями для отбора на конкурсной основе претендентов являются:

— наличие первой квалификационной категории по должности «учитель» (подтверждающий документ — копия приказа о присвоении квалификационной категории, запись в трудовой книжке);

— наличие высшей квалификационной категории по должности «учитель» (подтверждающий документ — копия приказа о присвоении квалификационной категории, запись в трудовой книжке);

— возможность претендента преподавать смежные и (или) иные учебные предметы (подтверждающие документы — документ о прохождении программ профессиональной переподготовки по смежному и (или) иному учебному предмету);

— наличие ученой степени в области преподаваемого предмета, педагогики, психологии;

— наличие иных заслуг, которые могли бы быть заявлены как достижения в педагогической деятельности, в том числе для выпускников образовательных организаций среднего профессионального и (или) высшего образования (участие в конференциях, статьи и др

— претендент является выпускником общеобразовательной организации, в которой имеется вакансия по должности «учитель», и планирует работать в данной общеобразовательной организации (подтверждающий документ — копия документа об образовании, полученном в указанной образовательной организации, с предъявлением оригинала или его нотариально заверенной копии);

— стаж педагогической деятельности свыше 10 лет (подтверждающий документ — копия трудовой книжки с предъявлением оригинала или нотариально заверенная копия трудовой книжки);

— непрерывность педагогической деятельности в одной образовательной организации (подтверждающий документ — трудовая книжка).

Единовременная компенсационная выплата учителю предоставляется на основании заключенного с общеобразовательной организацией трудового договора на работу по должности учителя из перечня вакантных должностей на срок не менее чем пять лет с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы и трехстороннего договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Учителя самостоятельно определяют направления расходования средств единовременной компенсационной выплаты. При этом при подаче документов об участии в конкурсном отборе претендент указывает планируемое им направление расходования денежных средств единовременной компенсационной выплаты учителю.

Перечисление единовременной компенсационной выплаты на счет учителя осуществляется уполномоченным органом до 1 декабря текущего года.

В случае прекращения трудового договора с общеобразовательной организацией до истечения срока его действия (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п. 1, 2 ч. 1 ст. 81, п. 1, 2, 5, 6, 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ) учитель возвращает единовременную компенсационную выплату в бюджет субъекта РФ.

Таким образом, основанием для отказа в предоставлении выплаты по программе «Земский учитель» является не соответствие вышеуказанным условиям. Целевое назначение выплаты по данной программе не предусмотрено.

Часто задаваемые вопросы по программе «Земский учитель»

Кто может претендовать на участие в программе «Земский учитель»?

— Учитель, в возрасте до 55 лет на момент подачи документов, с наличием среднего профессионального или высшего образования по должности «учитель», принявший обязательство переехать и отработать 5 лет в должности, выбранной из Перечня утвержденных вакансий.

На что можно расходовать единовременную компенсацию?

— По Вашему усмотрению.

Предоставляется ли жилье при переезде?

— Данный вопрос в Программе законодательно не регламентируется.

Можно ли претендовать на участие в программе, если уже живу и работаю в сельской местности?

— Да можно, если Вы планируете переезд. Переездом для целей программы «Земский учитель» признается переезд учителя из муниципального образования Новосибирской области, где учитель проживал и (или) работал (учился) не менее 1 года в иное муниципальное образование Новосибирской области или из другого субъекта Российской Федерации, где учитель проживал и (или) работал (учился) не менее 1 года на территорию Новосибирской области.

Могу ли я претендовать на участие в программе, если планирую переезд и работу по вакансии, НЕ указанной в Перечне вакантных должностей?

— Нет не можете.

Где потенциальному участнику программы узнать об имеющихся вакантных должностях?

Как часто меняется Перечень вакансий?

— Перечень утверждается ежегодно в срок до 31 декабря текущего года.

Где я могу подробнее узнать о вакансии, чтобы определиться с выбором?

Куда подавать заявки в Новосибирской области?

— Заявки на участие в конкурсном отборе подаются региональному оператору одним из следующих способов:

— на бумажном носителе лично по адресу: г. Новосибирск, ул. Восход, 26а, с понедельника по пятницу с 9-00 до 17-00, каб. 14, обед с 13-00 до 14-00 (контактный телефон: +7 (383) 373-06-83);

— почтовым отправлением по адресу: 630102, г. Новосибирск, ул. Восход, 26а, каб. 14 (контактный телефон: +7 (383) 373-06-83);

В какой срок принимаются заявки в текущем году?

— До 15 апреля 2022 г. включительно.

Сколько заявок можно подать?

— Учитель вправе подать заявку на одну вакантную должность учителя, включенную в Перечень, с учебной нагрузкой не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы в соответствии с трудовым договором.

Какие документы необходимо предъявить для участия в конкурсном отборе?

— Для участия в конкурсном отборе учитель представляет в государственное автономное учреждение Новосибирской области «Агентство поддержки образовательных инициатив «Арис» заявление на участие в конкурсном отборе с указанием выбранной вакансии из Перечня, с приложением следующих документов (далее – заявка):

1) согласия на обработку персональных данных по форме, утвержденной приказом уполномоченного органа;

2) копии документа, удостоверяющего личность учителя (со страницами регистрации), заверенной в установленном порядке;

3) копии документа об образовании, подтверждающего наличие среднего профессионального или высшего образования, отвечающего квалификационным требованиям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и  социального развития Российской Федерации от 26. 2010 № 761н «Об  утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», по должности «Учитель», заверенной в установленном порядке, или документа (справки), подтверждающего обучение претендента в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования и планируемое окончание претендентом указанного обучения с получением документа об образовании в текущем году;

4) копии документа, подтверждающего уровень квалификации (при наличии), заверенной в установленном порядке;

5) копии диплома о профессиональной переподготовке, документов, подтверждающих повышение квалификации, прохождение стажировки, наличие ученой степени (при наличии), заверенной в установленном порядке;

6) копии трудовой книжки, заверенной в установленном порядке;

7) копии свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе или уведомления о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации, заверенной в установленном порядке;

8) копии документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, заверенной в установленном порядке;

9) справки (иного документа) из кредитной организации с полными реквизитами счета, открытого на имя учителя, содержащей в том числе следующую информацию: полное наименование кредитной организации, БИК кредитной организации, номер корреспондентского счета (к/с) кредитной организации, ИНН кредитной организации, КПП кредитной организации, расчетный счет учителя;

10) копии документа, подтверждающего место жительства (место пребывания) учителя с указанием периода проживания, заверенной в установленном порядке. В случае смены места жительства в течение года, предшествующего дате подачи документов, учителем представляется копия документа, подтверждающего предыдущее (-ие) место жительства (место пребывания);

11) оригинала или нотариально заверенной копии свидетельства о браке (при наличии);

12) оригинала или нотариально заверенной копии свидетельства о рождении детей (при наличии);

13) согласия на переезд в муниципальные образования Новосибирской области по форме, утвержденной уполномоченным органом (далее – Согласие).

*Обращаем Ваше внимание, если Вы претендуете на дополнительные баллы в конкурсе, то необходимо предоставить дополнительные документы. Ознакомьтесь с перечнем критериев конкурсного отбора (см. ниже п. 15).

По какой причине могут не принять заявку?

— В случае неполного предоставления документов и (или) несоответствия критериям.

*Однако, при устранении причин отказа, учитель может повторно подать заявку в пределах срока приема заявок.

Как регистрируется заявка?

— Заявка регистрируется региональным оператором в реестре поступления заявок с указанием даты и времени поступления.

— Региональный оператор выдает учителю копию заявления с отметкой даты и времени его регистрации

По каким критериям будут оцениваться заявки кандидатов?

— Основными критериями конкурсного отбора учителей являются:

1) наличие квалификационной категории по должности «Учитель»:

а) первой квалификационной категории – 1 балл;

б) высшей квалификационной категории – 2 балла;

2) наличие образования и (или) переподготовки, дающей право преподавания смежных учебных предметов, – 1 балл;

3) наличие ученой степени в области преподаваемого предмета, педагогики, психологии – 1 балл;

4) стаж непрерывной педагогической деятельности свыше 10 лет – 1 балл;

5) переезд из сельского населенного пункта в сельский населенный пункт – минус 2 балла (не применяется к претендентам, проживающим на территории другого субъекта Российской Федерации);

6) претендент является победителем или призером профессиональных конкурсов, проводимых:

министерством образования Новосибирской области – 1 балл;

Министерством Просвещения Российской Федерации – 2 балла;

7) наличие государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий в сфере образования – 2 балла;

8) наличие наград и иных знаков отличия субъектов Российской Федерации в сфере образования – 1 балл;

9) переезд из другого субъекта Российской Федерации – 1 балл;

10) период с момента окончания профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования до момента представления заявки составляет не более одного года либо претендент, получающий среднее профессиональное или высшее образование впервые, является студентом последнего курса профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с планируемым окончанием обучения в текущем году – 10 баллов;

Как проходит конкурсный отбор?

— Конкурс проходит в пять этапов:

Первый этап (с 10 января по 15 апреля ежегодно) включает в себя прием и регистрацию заявок.

Читать также:  Коррекционная работа с подростками с девиантным поведением – Программа коррекции девиантного поведения подростков — ГБУ ЦСПСиД «Печатники»

Второй этап (с 16 по 30 апреля ежегодно) включает в себя:

— проведение экспертной оценки документов, содержащихся в заявке, в соответствии с критериями, указанными в разделе VIПоложения, и выставление каждому учителю баллов;

— подготовка аналитических материалов и формирование рейтинга с указанием баллов по каждому учителю (далее – рейтинговый отбор).

Третий этап (с 1 по 15 мая ежегодно) включает в себя:

— определение победителей конкурсного отбора по результатам рейтингового отбора (далее – Победитель), подписание протокола заседания конкурсной комиссии (далее – протокол) и его направление уполномоченному органу для утверждения приказом;

— направление уведомления Победителям.

Четвертый этап (с 16 мая по 15 августа ежегодно) включает в себя:

— выезд (по желанию учителя) в выбранную общеобразовательную организацию с целью знакомства с ее администрацией и педагогическим коллективом, а также для решения вопросов, связанных с переездом и трудоустройством;

— заключение трудового договора между Победителем и общеобразовательной организацией (далее – трудовой договор) на срок не менее 5 лет.

*В случае не заключения в срок до 15 августа включительно трудового договора Победитель считается отказавшимся от участия в программе «Земский учитель»

**Отказавшийся Победитель лишается права участия в программе «Земский учитель» в течение всего периода ее реализации.

Пятый этап (до 25 августа ежегодно) включает в себя издание приказа уполномоченного органа об утверждении списка Победителей на основании протокола и копии трудового договора, заверенной в установленном порядке.

Кто станет победителем, если на одну вакансию подано несколько заявок с одинаковым количеством баллов?

— Победителем признается учитель, заявка которого прошла регистрацию ранее других по дате и времени.

В какой срок Победитель должен заключить трудовой договор?

— До 15 августа 2022 г (включительно).

В какой период будет выплачена единовременная компенсация?

— Перечисление единовременной выплаты на счет учителя осуществляется до 1 декабря текущего года.

Если меня признают Победителем, но я откажусь заключать Трудовой договор?

— Отказавшийся Победитель лишается права участия в программе «Земский учитель» в течение всего периода ее реализации.

Если Победитель не заключил трудовой договор в срок, кто может претендовать на данную вакансию?

— В данном случае участие в программе «Земский учитель» предлагается следующему по рейтинговому отбору учителю, набравшему наибольшее количеств баллов. В случае согласия он включается в список победителей.

Включается ли отпуск по уходу за ребенком в период 5летнего срока работы?

— Да, включается.

Если я уволюсь по собственному желанию ДО истечения 5 лет с даты заключения трудового договора, какую ответственность буду нести?

— В данном случае, вы возвращаете в полном объеме компенсационную выплату в областной бюджет Новосибирской области, в срок и в соответствие с условиями заключенного Договора.

Можно ли подать несколько заявок в разные регионы?

— В наш регион можно подать только одну заявку на одну вакансию, это регламентируется НПА.

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Кратко о госпрограмме «Земский учитель».

  • в сельские населенные пункты;
  • в рабочие поселки;
  • в поселки городского типа;
  • в города с населением до 50 тыс. человек.

Реализация госпрограммы в субъекте РФ.

Далее выбранный уполномоченный орган должен разработать и утвердить план-график подготовки проектов актов субъекта РФ по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям. Согласно Методическим рекомендациям в нормативном акте субъекта РФ должны быть утверждены:

  • положение о конкурсном отборе претендентов на право получения единовременной компенсационной выплаты учителю;
  • перечень вакантных должностей;
  • положение о конкурсной комиссии;
  • порядок предоставления, расходования единовременной компенсационной выплаты учителю, возврата учителем единовременной компенсационной выплаты;
  • форма договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Требования к участникам госпрограммы.

Как следует из Методических рекомендаций, участниками мероприятия являются учителя, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, в возрасте до 55 лет.

Условиями предоставления единовременной компенсационной выплаты учителю кроме его возраста (до 55 лет), в частности, являются:

  • трудоустройство в общеобразовательную организацию на вакантную должность учителя, включенную в перечень вакантных должностей, с объемом учебной нагрузки не менее чем 18 часов в неделю за ставку заработной платы;
  • принятие учителем обязательства отработать в течение пяти лет по основному месту работы при условии учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы в соответствии с трудовым договором. По решению высшего органа исполнительной власти субъекта РФ отпуск по уходу за ребенком, приходящийся на пятилетний срок отработки, включается в период работы.

Отбор претендентов осуществляется на конкурсной основе. Дополнительными критериями для отбора на конкурсной основе являются:

  • наличие первой квалификационной категории по должности «учитель» (подтверждающий документ – копия приказа о присвоении квалификационной категории, запись в трудовой книжке);
  • наличие высшей квалификационной категории по должности «учитель» (подтверждающий документ – копия приказа о присвоении квалификационной категории, запись в трудовой книжке);
  • возможность претендента преподавать смежные и (или) иные учебные предметы (подтверждающие документы – документ о прохождении программ профессиональной переподготовки по смежному и (или) иному учебному предмету);
  • наличие ученой степени в области преподаваемого предмета, педагогики, психологии;
  • наличие иных заслуг, которые могли бы быть заявлены как достижения в педагогической деятельности, в том числе для выпускников образовательных организаций среднего профессионального и (или) высшего образования (участие в конференциях, написание статей и др.);
  • то, что претендент является выпускником общеобразовательной организации, в которой имеется вакансия по должности «учитель», входящая в перечень вакантных должностей, и планирует работать в данной общеобразовательной организации (подтверждающий документ – копия документа об образовании, полученном в указанной образовательной организации, с предъявлением оригинала или его нотариально заверенной копии);
  • стаж педагогической деятельности свыше 10 лет (подтверждающий документ – копия трудовой книжки с предъявлением оригинала или нотариально заверенная копия трудовой книжки);
  • непрерывность педагогической деятельности в одной образовательной организации (подтверждающий документ – трудовая книжка).

Исходя из положений Методических рекомендаций заявки учителей для участия в конкурсном отборе рекомендовано принимать:

  • в 2020 году – с 10.01.2020 по 15.04.2020 включительно;
  • в 2021 году – с 10.01.2021 по 15.04.2021 включительно;
  • в 2022 году – с 10.01.2022 по 15.04.2022 включительно.

Претендент может подать документы только на одну вакантную должность учителя, включенную в перечень вакантных должностей, с учебной нагрузкой не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы в соответствии с трудовым договором.

Порядок выплаты (возврата) компенсации.

Как уже было отмечено выше, порядок выплаты единовременной компенсации должен быть предусмотрен нормативным актом субъекта РФ. В качестве примера такого нормативного акта можно привести Постановление Правительства Ленинградской области от 27. 2019 № 632. Им утвержден Порядок предоставления и расходования единовременной компенсационной выплаты учителю, прошедшему конкурсный отбор и прибывшему (переехавшему) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города Ленинградской области с населением до 50 тысяч человек, возврата единовременной компенсационной выплаты (далее – Порядок).

В силу Порядка право на единовременную выплату имеют учителя, прошедшие конкурсный отбор и прибывшие на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города Ленинградской области с населением до 50 тысяч человек.

Основанием для выплаты компенсации являются:

  • трудовой договор, заключенный со школой на срок не менее пяти лет. Договор заключается на вакантную должность с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы;
  • трехсторонний договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Трехсторонний договор заключается между комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области – уполномоченным органом по принятию решения о предоставлении единовременной компенсационной выплаты учителю, общеобразовательной организацией и учителем в трех экземплярах в течение 10 рабочих дней со дня подачи учителем заявления (п. 2 Порядка).

Один экземпляр подписанного трехстороннего договора направляется в течение трех рабочих дней со дня подписания договора заказным почтовым отправлением с уведомлением учителю по адресу, указанному в договоре, или вручается под подпись.

Денежные средства в размере 1 млн руб. поступают на банковский счет учителя от уполномоченного органа (п. 4 Порядка).

В случае невозврата единовременной компенсационной выплаты в бюджет субъекта РФ ее взыскание осуществляется в судебном порядке (п. 4 Порядка).

НДФЛ и единовременная компенсация.

Федеральным законом от 29. 2019 № 325-ФЗ были внесены изменения в п. 2 ст. 217 НК РФ. В силу поправок с 01. 2020 от обложения НДФЛ освобождаются единовременные компенсации педагогическим работникам, полученные в рамках госпрограммы. Необлагаемая сумма ограничена 1 млн руб. Указанное освобождение применяется к выплатам, право на получение которых у педагогических работников возникло с 01. 2020 до 31. 2022 включительно.

Если налог был удержан, то он подлежит возврату. Напомним, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом сумма налога подлежит возврату на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом возврат осуществляется за счет НДФЛ, подлежащего перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей как по этому налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание.

Возврат излишне удержанных сумм следует осуществить в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет, для возврата недостаточно, налоговый агент в течение десяти дней со дня подачи ему соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат излишне удержанной им суммы налога. Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджет суммы налога осуществляется ФНС в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

При этом, как отмечено в Определении КС РФ от 17. 2015 № 262-О, имеет приоритет правило, согласно которому излишне удержанная сумма налога возвращается налогоплательщику через налогового агента (п. 1 ст. 231 НК РФ), поскольку переплата налога возникла по вине последнего. В остальных случаях при возврате налога следует руководствоваться общими нормами – ст. 78 и 79 НК РФ. Аналогичная позиция приведена в Определении ВС РФ от 04. 2018 № 307-КГ18-13379.

Таким образом, возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы НДФЛ с единовременных компенсационных выплат учителям осуществляется им же (в данном случае – уполномоченным органом в виде департамента образования) в порядке, установленном п. 1 ст. 231 НК РФ.

Обобщим все вышесказанное. В соответствии с госпрограммой «Земский учитель»выплаты учителям, переехавшим на работу в сельский населенный пункт, выплачивается единовременная компенсация в размере 1 млн руб. Порядок выплаты должен быть утвержден нормативным актом субъекта РФ. Выплата не подлежит обложению НДФЛ. Если налог был удержан налоговым агентом, то он подлежит возврату.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.