Цель: обеспечение преемственности и
непрерывности в организации образовательной,
воспитательной, учебно-методической работы
между дошкольным и начальным звеном образования.
Школа и детский сад нацелена на реализацию
комплекса образовательных задач, которые
исходят из двух взаимодействующих целей –
подготовить ребёнка дошкольного возраста к
обучению в школе и в начальной школе заложить
базу для дальнейшего активного обучения.
Готовность к обучению в начальной школе
предполагает физиологическую зрелость и
психологическую готовность, готовность к
обучению в основной школе — наличие способности
обучаться.
Модель предшкольного образования “Детский сад
с расширенными возможностями”, утвержденная на
районной конференции в сентябре 2006 года
предусматривает одногодичное (в рамках
подготовительной группы детского сада) обучение
детей на этапе “предшкольной подготовки” в
режиме занятий ДОУ по программе “Развитие” и
адаптационных занятий на базе МОУ “Центр
образования”.
Организация работы по предшкольному обучению
детей старшего дошкольного возраста
осуществляется по следующим направлениям:
Взаимодействие ДОУ и школы в процессе
подготовки детей к школьному обучению
предполагает создание комплекса условий,
обеспечивающих формирование готовности ребенка
к школе на основе единых требований. Значимым
направлением работы по преемственности является
проведение адаптационных занятий в стенах МОУ
“Центр образования”. Адаптационные занятия
позволяют преодолеть последствия имеющегося у
ребенка негативного опыта общения с социумом и
предполагают более легкую адаптацию к условиям
школы.
Занятия осуществляются учителями начальной
школы, выпускающими 4-й класс, носят
интегрированный игровой характер по
направлениям:
ирина ганенко
Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения
Проблема преемственности дошкольного образования и начального обучения является актуальной для всей системы образования. В научной литературе, посвящённой данной теме, преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка.
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию практически каждый ребёнок переживает и волнуется Он входит в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели, дети много надежд и ожиданий связывают со словом «школа». Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы переход детей в школу был не таким болезненным, а более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям. Ведь жизнь в школе отличается от жизни дошкольников. Школьный режим, общие правила, оценки — это совсем не похоже на то, как раньше «учился» ребёнок. Поэтому учителя должны более внимательно знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, и со школьной жизнью дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Подготовка к школе — это процесс, требующий пристального внимания и длительного времени. Это одна из функций, которую выполняет детский сад. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Проблема в том, что чаще всего подготовка к школе рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, а наличием или отсутствием определённых знаний по учебным предметам. Однако психологи и педагоги утверждают, что наличие знаний само по себе не является показателем успешности обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять.
Поэтому, целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью:
• инициативности.
• творческого воображения, произвольности.
Именно эти направления деятельности дошкольного образовательного учреждения должны стать ведущими. А школа, в свою очередь, должна подхватить достижения дошкольников и развивать накопленный ими потенциал.
На мой взгляд, преемственность между детским садом и школой должна строиться на единых подходах к ребёнку, к общению с ним как с личностью. К сожалению, в школе этому не уделяется особого внимания. Там идёт «борьба» за знания, умения и навыки детей, а душевное равновесие ребёнка, его комфортность в новых условиях отходит на второй план. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно – воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребё нка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.
Наблюдения показывают, что одна из главных причин трудностей адаптации ребёнка в школе и соответственно преемственности между детским садом и школой, состоит в резкой смене стиля общения педагога с учениками, завышенными требованиями к младшим школьникам. Авторитаризм, негативная оценка подавляет инициативу детей, рождают неуверенность в себе. А превращение занятий в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самим детям — это серьёзная опасность. Ведь знания и умения усвоенные без желания и интереса, обычно не становятся активным достоянием ребёнка. Первоклассники теряют интерес к обучению, становятся тревожными, что отрицательно сказывается на их психике.
Поэтому необходимо максимально использовать в начальной школе, особенно в первый год обучения, игровые приёмы, создавать эмоционально значимые ситуации.
Ещё одной серьёзной проблемой, на мой взгляд, является то, что нет преемственности в содержании дошкольных и образовательных программ. Программа начальной школы должна базироваться на образовательной программе ДОУ. Но, к сожалению, на практике происходит все наоборот: идея преемственности программ и технологий нередко сводится к переносу их из начальной школы в ДОУ. Программа детского сада преследует одну цель — воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Если в детском саду спонтанность поведения ребёнка приветствуется, как проявление его творческой активности, самостоятельности, любознательности ребёнок привыкает, что его хвалят за сам рисунок, а не за качество его исполнения, то в начальной школе приветствуется, прежде всего, произвольное поведение, основанное на прилежном выполнении заданных учебных ролей. Здесь оценивается уже не сам факт создания ребёнком рисунка, а его качество в соответствии с требованиями педагога. Сложившаяся ситуация во многом является результатом недооценки самоценности дошкольного возраста, его значения в развитии ребенка.
Думаю, что так возникают проблемы преемственности программ и адаптации к школе.
Одним из важнейших условий практической реализации преемственности ДОУ и школы является установление делового контакта между воспитателями и учителями 1 классов школы, что осуществляется в различных аспектах:
Методический аспект – взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей, подготовительной группах и 1 классах школы.
Информационно-просветительский аспект – взаимное ознакомление с задачами учебно-воспитательной работы.
Практический аспект – предварительное знакомство учителя с будущими учениками, и общение бывших воспитанников с воспитателем во время их обучениия в 1 классе школы.
Конкретными формами реализации данного содержания является непрерывное взаимодействие воспитателей и учителей и систематические посещения ими друг друга. В течение года приглашаем будущего учителя на родительские собрания, открытые мероприятия и занятия. Из своего опыта могу сказать, что очень эффективно и безболезненно дети адаптируются к школе, когда они знакомятся со школой и учителем постепенно. В течение учебного года учитель знакомится с будущими учениками. Он наблюдает за детьми и общается с ними в свободной самостоятельной деятельности, во время организованных занятий, досуговой деятельности. Таким образом, учитель знакомится с будущими учениками не по тестированию, а из личных наблюдений. У родителей тоже есть возможность узнать учителя лучше и избавиться от страха перед школой. Свои отношения с родителями мы строим по принципу сотрудничества. Эта работа ведётся по определённому плану, который включает периодические индивидуальные и групповые встречи, консультации, детско — родительские праздники, обучающие семинары и лекции. Такое психолого — педагогическое просвещение восполняет родителям » информационный голод» по актуальным проблемам развития и воспитания детей, преемственности дошкольного и школьного образования. Поэтому 1 сентября дети и их родители идут в школу счастливые и довольные.
В результате тесного сотрудничества между нашим учреждением и школой, установилась преемственность, и повысилось качество подготовки детей к школе. Учебная деятельность шестилеток стала содержательней, благодаря открытым доверительным и взаимообогащающим отношениям педагогов.
Организовав правильную работу по преемственности, мы сможем сделать для детей этот путь интереснее, а главное более благоприятным, что в дальнейшем будет положительно влиять на характер адаптации детей в школе.
Олеся Пономаренко
Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их решения
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
Состояние здоровья и физическое развитие детей.
Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
Умственные и нравственные способности учащихся.
Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
Развитие коммуникативных умений, т. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных учреждениях.
Психологическая преемственность требует учета возрастных особенностей детей, их ведущего типа деятельности, сензитивных периодов, и в то же время способствует снятию психологических трудностей адаптационных “переходных” периодов. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Кажется, что необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна, так почему же до сих пор это взаимодействие практически отсутствует?
С какими же проблемами мы, педагоги и психологи, сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?
Одной из проблем является выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ (что, в принципе, положительный момент, определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребенка (“зону его ближайшего развития”, специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.
В процессе пятилетнего психологического сопровождения ребенка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребенок опять неоднократно обследуется. Упущенное время “работает” против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении.
Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребенка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.
Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребенка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребенок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребенка без учета его индивидуальных особенностей. Хорошим считается детский сад, из которого дети переходят в “элитную” школу. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в “школьной” логике – практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложненной математике, вместо развития познавательных процессов.
Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности, вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребенка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребенка на образование.
Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведет к стрессу и к дезадаптации детей.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Работа по преемственности дает возможность совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приемов в работе, характерных данному возрастному периоду.
Решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательном учреждении.
Нельзя не сказать и о проблеме недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствии существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.
Эти и некоторые другие проблемы предстоит решать нам в аспекте психологической преемственности непрерывного образования.
Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:
заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;
составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
проведение мероприятий, таких как: «День открытых дверей», «День Знаний», совместные спортивные праздники, развлечения и т
работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, завучи);
планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:
работа с детьми;
работа с родителями.
Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам : “Психологическая готовность ребенка к школе”, “Задачи детского сада и семьи в подготовке ребенка к школе”, “Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе”.
Семинары включают в себя взаимопосещениия уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1-ом класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что дает возможность совершенствовать методы обучения детей.
Ольга Абдуллаева
Механизм решения проблемы преемственности ДОУ и начальной школы в условиях ФГОС
Необходимость преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе.
Преемственность это двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Цель преемственности, это построение единой содержательной линии между детским садом и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы.
Рассмотрим преемственность с позиции школы и с позиции детского сада.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.
Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Но несмотря на проводимую работу, на сегодняшний день перед нами стоят актуальные вопросы подготовки детей к школе с учетом ФГОС :
• разный уровень психического и физического здоровья детей;
• разный уровень знаний у детей; предпосылок формирования УУД;
• разная степень развития мотивов учения;
• разный уровень родительской и педагогической компетенции.
Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности связей между детским садом и школой позволяют выделить следующие параметры:
Преемственность в содержании обучения и воспитания.
Преемственность в формах и методах работы.
Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия.
Существуют проблемы при обеспечении преемственности детского сада и школы
Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных учреждений, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ (что, в принципе, положительный момент, но определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития, специфику предлагаемых программ, личностные качества учителя и многое другое.
В процессе четырёхлетнего психологического сопровождения ребёнка в детском саду уже определили его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребёнок опять неоднократно обследуется. Упущенное время «работает» против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении со взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении.
Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.
Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ (особенно лицеев и гимназий). Ведь не секрет, что часто на пороге начальной школы ребёнку предлагаются задания, нацеленные на выявление сформированности у него навыков счета, знания букв, геометрических фигур, на развитие логики, кругозора дошкольника. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей. Приходится содержание дошкольного образования выстраивать в «школьной» логике — практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов. Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются такими занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
) Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование.
Нельзя не сказать и о следующей проблеме, о которой всё больше говорят педагоги ДОУ.
Проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и дезаптации детей. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.
Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности.
Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности.
Проведение профилактических мероприятий («День открытых дверей», «День Знаний», совместные праздники и т
Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей).
Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе.
Координация деятельности ДОО и начальной школы :
• Результаты итоговой диагностики воспитанников ДОУ необходимо передавать в школы, они должны учитываться при составлении рабочих программ учителей начальных классов.
• На наш взгляд, целесообразно проведение единого мониторинга уровня развития первоклассников в начале адаптационного периода, который отразит особенности развития детей в период перехода к новому виду деятельности – учению, и позволит осуществить внешнюю оценку качества образовательных услуг, предоставляемых ДОУ и зафиксировать точку отчета в оценке динамики достижения обучащимися планируемых результатов освоения ООП НОО.
Формы осуществления преемственности.
Работа с детьми:
• Экскурсии в школу
• Посещение школьной библиотеки, школьного музея
• Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
• Выставки рисунков и поделок;
• Совместные праздники и соревнования.
• Совместные педагогические совет;
• Семинары, мастер-классы, круглые столы;
• Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• Проведение диагностики по определению готовности к школе.
Сотрудничество с родителями:
• Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»
• Консультации с педагогами ДОУ и школы, в том числе и заочные, с использованием ИКТ
• Встречи родителей с будущими учителями;
• Дни открытых дверей;
• Творческие мастерские;
• Анкетирование и тестирование родителей.
В настоящей ситуации развития системы образования с учетом ФГОС, преемственность в обучении слишком узкое понятие, и теперь мы будем говорить о преемственности в образовании.
Несмотря на то, что данная тема давно и постоянно рассматривается, некоторые проблемы преемственности до сих пор не решены, и требуют пристального внимания.
Один из аспектов преемственности, готовность ребенка к школьному обучению. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в совокупности.
Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекая родителей.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Переход из 1 во 2 ступень – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая эту проблему преемственности, работу нужно вести по трем направлениям:
- Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене на конечном этапе.
- Работа с детьми ( учитель, психолог, педиатр).
- Работа с родителями (учитель, психолог, педиатр, социальный педагог).
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагают следующие направления:
- образовательные программы;
- организация учебного процесса;
- единые требования учащихся;
- структура уроков.
Этап перехода из начальной школы в основную имеет переходный характер.
Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся: повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания, новые отношения с учителями-предметниками и др.
Возникает проблема: снижение успеваемости при переходе из начальной школы в основную у значительной части учащихся (около 20%) вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях
Одной из причин возникновения рассматриваемой проблемы является неспособность учеников справится с возросшим по сравнению с начальной школой объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников:
- Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах.
- Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие, неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методами обучения.
- Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.
- Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе.
Снижение успеваемости учащихся 5-х классов по сравнению с начальной школой являются причины:
- Большая наполняемость классов в начальной школе.
- Недостаточное владение методикой активизации обучения.
- Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы.
- Направленность содержания учебных пособий на репродуктивный характер деятельности учащихся.
Примерный план действий по решению проблемы преемственности
№п/пЗадачи МероприятияСроки проведенияОтветственныйисполнитель
1. Выявить уровень подготовленности пятиклассников к обучению в средней школе. Контрольные работысентябрьучителя
2. Изучить индивидуальные особенности и оценить качество обученности пятиклассников. Педагогический консилиумВторая неделя сентябряЗавучи, руководители МО, руководители кружков
3. Определить индивидуальные цели учителей 5-х классов в решении проблемы преемственности. Собеседования с учителямиВторая, третья неделя сентябряПреподаватели, руководители МО
4. Изучить подготовленность учащихся 4-х классов к обучению в среднем звене. МОАвгуст Завуч, руководители МО. Согласовать нормы выставления оценок и требований к учащимся. МОЧетвертая, неделя сентябряРуководители МО. Теоретически и практически подготовить учителей к решению проблемы «Активизация обучения младших школьников». МО, открытые урокиОктябрьЗавуч, руководители МО. Изучить организацию домашней работы у учащихся 5-х классов. Беседы с учителями, учащимися, анкетированиеСентябрь, октябрьРуководители МО
8. Скоординировать домашнюю работу учащихся 5-х классов. Индивидуальная работа с учителями, заседание МООктябрь Завуч, руководители МО. Организовать обмен опытом по проблеме «Методы обучения детей младшего школьного возраста». Открытые урокиОктябрь-апрельЗавуч, руководители МО, учителя. Подвести итоги обучения учащихся 5-х классов в 1 четверти. Контрольная работаЧетвертая, неделя октябряУчителя. Проанализировать результаты обучения пятиклассников в 1 четвертиМСНоябрь Завуч
12. Теоретически и практически подготовить учителей начальной школы к решению проблемы развития ОУУН учащихся. Открытые урокиЯнварь Завуч, руководители МО. Проконтролировать наличие дидактического материала для самостоятельной работы учащихся в кабинетах начальной и средней школы и распространить опыт работы лучших учителей. Смотр кабинетовФевраль Руководители МО. Организовать работу диагностических заданий для выявления предметных умений учащихся 4-5-х классов. Беседы с учителямиМарт Руководители МО. Изучение личности выпускника начальной школы. Тестирование, индивидуальная работаАпрель Психолог, завуч. Организация и контроль проведения индивидуальных занятий со слабоуспевающими учащимися 4-х классов. Посещение занятийВ течение годаЗавуч, руководители МО. Организация занятий психологического развития для учащихся 4-х классов. ЗанятияВ течение годаПсихолог. Организовать проверку знаний и умений в 5-х классах в соответствии с разработанными стандартами. Контрольные работы. Четвертая неделя апреляЗавучи
19. Изучить подготовленность выпускников 4-х классов к обучению в средней школе. Педагогический консилиумЧетвертая неделя августаЗавучи, руководители МО. Проконтролировать состояние учебного процесса в 5-х классах на предмет его преемственности с начальной школой. Посещение уроков. Сентябрь-октябрьЗавучи, руководители МО.
Программа перехода из начальной школы в среднюю.
Время проведенияМероприятие Участники
Октябрь Выработка единых требований и критериев классно-обобщающего контроля за знаниями учащихся начальной школы. Заместитель директора по УВР начальной школы и заместитель директора по УВР среднего звена. Декабрь-январьВнутренний административный контроль в начальной школе. Психологическое обследование 4-х классов. Заместитель директора по УВР начальной школы, психолог, учителя начальных классов, классный руководитель будущих пятиклассников. Декабрь Расстановка кадров на будущий год в 5-е классы с учетом психологического обследования классов. Заместитель директора по УВР начальной школы и заместитель директора по УВР среднего звена. Февраль Совещание по организации и проведению классно-обобщающего контроля в 4-х классах. Заместитель директора по УВР начальной школы и заместитель директора по УВР среднего звена, учителя 4-х классов, учителя будущих 5-х классов. Февраль-мартКлассно-обобщающий контроль в 4-х классах. Администрация, учителя 5-х классов. Март Подведение итогов классно-обобщающего контроля в 4-х классах. Совместные МО учителей начальной и средней школы. Заместители директора по УВР начальной и средней школы, учителя начальных классов, учителя будущих пятиклассников. Апрель-майПосещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками. Итоговый срез знаний в 4-х классах. Родительские собрания в 4-х классах с приглашением будущих учителей. Администрация, учителя начальных классов, учителя будущих пятиклассников. Май-июньПередача документации по классу. Учителя начальных классов, учителя будущих пятиклассников. Август Совещание по проблеме перехода выпускников начальной школы в среднюю школу. Администрация, учителя начальных классов, учителя среднего звена, психолог, логопед. Октябрь, ноябрь Классно-обобщающий контроль 5-х классов. Администрация, учителя начальных классов, психолог. Декабрь Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-х классов. Администрация, учителя начальных классов, учителя среднего звена, психолог, логопед.
Важное значение в решении проблемы преемственности играет расстановка кадров. Необходимо учитывать психологическую характеристику класса, детей, стиль работы, личностные характеристики учителя начальной школы и учителей-предметников. Если не учитывать эти особенности, то возможно породить конфликты между педагогами и детьми, педагогами и родителями, между самими педагогами. Выпускные начальные классы желательно обследовать психологом школы при активной помощи учителей. Делается социометрия, изучается мотивация, интерес к предмету. Соотнести все это с материалами первого класса.
Качество знаний и умений учащихся проверяются различными формами:
- тестирование;
- зачеты;
- письменные контрольные работы.
Навыки проверяются в апреле-мае итоговыми контрольными работами. Желательно эти же контрольные работы дать и в пятых классах после окончания темы «Повторение». Вместе с тестом учителю-предметнику передается и анализ работ, выполненных в апреле-мае. При переходе в пятый класс вместе с ученическим коллективом передаются и документы:
- Анализ проведенных контрольных работ по основным темам программы.
- Анализ годовых контрольных работ в выпускном классе начальной школы.
- Психологическая характеристика класса, сделанная психологом.
Будущих учеников 5-го класса и их родителей как можно раньше необходимо познакомить с будущими учителями. Представить требования нового педагога, его педагогические позиции, перспективу.
- Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №1, 2001.
- Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №3, 2001.
- Журнал «Начальная школа» №2, 1999.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна
во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной
школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи
образовательной среды.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс
воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого
возрастного периода, т. – это связь между различными ступенями развития,
сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или
отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в
настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности
образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития
образования в России.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и
начального школьного образования сегодня выделяют:
- Состояние здоровья и физическое развитие детей.
- Уровень развития их познавательной активности как необходимого
компонента учебной деятельности. - Умственные и нравственные способности учащихся.
- Сформированность их творческого воображения, как направления личностного
и интеллектуального развития. - Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и
сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение
готовности ребенка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями
работы психологической службы в образовательных учреждениях.
Психологическая преемственность требует учета возрастных особенностей детей,
их ведущего типа деятельности, сензитивных периодов, и в то же время
способствует снятию психологических трудностей адаптационных “переходных”
периодов. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается
наиболее сложным и уязвимым. Кажется, что необходимость тесного сотрудничества
детского сада и школы очевидна, так почему же до сих пор это взаимодействие
практически отсутствует?
С какими же проблемами мы, педагоги и психологи, сталкиваемся
при обеспечении преемственности детского сада и школы?
Одной из проблем является выбор школы для обучения ребенка и выбор
программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ,
гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг,
множество программ (что, в принципе, положительный момент), определиться
родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности
психики и физическое состояние ребенка (“зону его ближайшего развития”),
специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое
другое.
В процессе пятилетнего психологического сопровождения ребенка в детском саду
уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается,
никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребенок
опять неоднократно обследуется. Упущенное время “работает” против него, а
возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы
взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут
к неуспешности в последующем обучении.
Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей
и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до
поступления ребенка в школу, помогут определиться с выбором школы и
предотвратить возможные негативные последствия.
Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребенка к
школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в
такую школу требуется, чтобы ребенок бегло читал, оперировал цифрами в пределах
ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям
высокого уровня развития ребенка без учета его индивидуальных особенностей. Хорошим считается детский сад, из которого дети переходят в “элитную” школу. И
приходится содержание дошкольного образования выстраивать в “школьной” логике –
практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению,
усложненной математике, вместо развития познавательных процессов.
Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности, вытесняются
поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья
детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие
творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при
переходе к школьному образованию.
Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности,
формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребенка, а не
накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье
детей, не ущемляя законное право ребенка на образование.
Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования
игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена
основного вида деятельности ведет к стрессу и к дезадаптации детей.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное
место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему
значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или
иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению
адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Работа по преемственности дает возможность совместно с педагогом-психологом
школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию
возрастных особенностей детей и выделению основных приемов в работе, характерных
данному возрастному периоду.
Решение проблемы преемственности часто невозможно из-за
недостаточного количества специалистов-психологов в образовательном учреждении.
Нельзя не сказать и о проблеме недостаточной обеспеченности
учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими
пособиями и несоответствии существующих пособий новым целям и требованиям
обучения в системе преемственного образования.
Эти и некоторые другие проблемы предстоит решать нам в аспекте
психологической преемственности непрерывного образования.
Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение
следующих этапов:
- заключение договора между детским садом и школой по обеспечению
преемственности; - составление проекта совместной деятельности по обеспечению
преемственности; - проведение мероприятий, таких как: «День открытых дверей», «День
Знаний», совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.; - работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и
коррекция развития детей); - проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы
(воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи,
социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, завучи); - планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
- проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Наш детский сад многие годы сотрудничает с МОУ СОШ № 21. Вначале каждого
учебного года мы заключаем договор по обеспечению преемственности, составляем
проект совместной деятельности.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание
единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами
были определены три основных направления обеспечения преемственности между
дошкольным и школьным образованием. А именно:
- методическая работа;
- работа с детьми;
- работа с родителями.
Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов,
бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:
“Психологическая готовность ребенка к школе”, “Задачи детского сада и семьи в
подготовке ребенка к школе”, “Адаптация учащихся первых классов к обучению в
школе”.
Семинары включают в себя взаимопосещениия уроков в первых классах школы и
открытых занятий в подготовительных группах. На занятиях в детском саду
присутствуют учителя, набирающие детей в 1-ом класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и
скорректировать свою деятельность, что дает возможность совершенствовать методы
обучения детей.
Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного выпускного года:
оформляются информационные стенды, папки-передвижки “Учебная мотивация. Что это
такое?”, “Советы будущим первоклассникам”, “Психологическая готовность ребенка к
школе: параметры готовности и рекомендации родителям по их развитию”,
“Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся сами”,
“Социально-психологическая готовность. Коммуникативные навыки”; проводятся
родительские собрания, встречи за “круглым столом”, где затрагиваются проблемы
подготовки ребенка к школе, выбора школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на все вопросы
родителей, после собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребенок
находится еще в детском саду.
И, конечно, работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих
первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных
групп в школу. Посещение музея “Военной славы”, школьной библиотеки, спортивного
и актового залов, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш
детский сад – все это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес,
убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
Весной ДОУ проводит День открытых дверей, на который мы приглашаем и гостей
из школы. Наши дети готовят концерт, организуется выставка детских рисунков и
поделок. Частые и желанные гости наши выпускники. Они рассказывают о школе много
интересного нашим будущим первоклассникам.
Согласованная и дружная работа с психологом школы позволяет оценить адаптацию
наших выпускников, поговорить о каждом ребенке, постараться помочь ему,
основываясь на данных наблюдений проведенных за ним еще в детском саду. Думаю,
что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных
результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у
85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень
адаптации, а дезадаптированных детей нет.
Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у
79% детей, средний уровень у 20% детей.
Конечно, не все наши дети идут учиться в школу № 21. 50% наших выпускников
обучаются в школах № 45 и № 13, где проделанная работа помогает детям легко
адаптироваться и успешно учиться.
По определению Д. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это
одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель
начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя –
педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном
взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради
детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.