Планирование социальных исследований и исследований в области социальной работы

Основные функции

Основными функциями программы социологического исследования есть:

  • методологическая, которая даёт определенную точку зрения на исследование. Данная функция позволяет определить проблематику исследования, поставить цели и задачи, установить отношение данного исследования к раннее проводимым исследованиям;
  • методическая – определяет общую процедуру социологического исследования, обоснование основных методов. Даёт возможность разработать общий логический план социологического исследования. Данная функция показывает как использовать методы и способы сбора и анализа первичной информации.

Методы социологического исследования

Методы социологического исследования — это способы получения теоретической или эмпирической информации в процессе социологического исследования (получение новых знаний об объекте изучения). Методы социологического исследования могут носить общенаучный или специальный характер. Общенаучные методы обеспечивают необходимый научный уровень исследования. Ниже дана краткая характеристика этих методов.

Диалектика — это общий метод познания, позволяет выявить и проанализировать закономерности возникновения, функционирования и развития социальной реальности — явлений, процессов, отношений, а также причинно-следственные связи, детерминированности социальной жизни человека и общества, малых и больших социальных групп, обосновать определенные социальные процессы.

Синергетика обеспечивает выявление и анализ случайных, самоуправляемых социальных явлений и процессов, таких, что сами организуются сами возникают, а также реальных и возможных бифуркаций (отклонений от норм) в социальной жизни и поведении самоорганизующихся социальных субъектов и объектов, выявление и анализ социальной акупунктуры общества, наиболее сложных и «болевых» моментов в социальных отношениях.

Историзм (сравнительно-исторический метод) позволяет выявить, охарактеризовать и сопоставить разные уровни эволюции исследуемого социального объекта, а также в определенной степени определить основные исторические тенденции его развития.

Специальные методы конкретного эмпирического исследования обеспечивают сбор, накопление, использование необходимой информации о количественных и качественных характеристиках объекта изучения и проведения грамотного анализа социальных проблем. Каждый из специальных методов имеет свое назначение и собственные характеристики.

Как правило, эти методы используются комплексно, что обеспечивает максимальную надежность и объективность полученных данных.

Методы опроса

Методы опроса — один из способов получения первичной социологической информации путем постановки в письменной форме вопросов к отдельному человеку или более или менее широкой группы людей. Это важный метод социального исследования, которым часто пользуются, особенно в процессе изучения общественного мнения, когда важно получить информацию об оценках и соображения определенной группы людей. Опросы основывается на использовании опросного листа, который содержит много вопросов к респондентам с определенной проблемы. Респондент — человек, который дает ответы на вопросы анкеты, бланка интервью.

В социологии используются различные виды опроса. По характеру взаимосвязей социолога и респондента опроса разделяют на заочные (анкетные) и глазные (интервью).

  • Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентом.
  • Интервью — это такой способ опроса, когда информация приобретается через непосредственное социально-психологическую взаимодействие (беседу) интервьюера с респондентом для решения проблемы, которая изучается.
  • Раздаточный опрос — анкета раздается респондентам для индивидуального заполнения.
  • Почтовый опрос — анкета рассылается потенциальным респондентам через почту и также через почту получается исполнителем исследования.
  • Телефонный опрос происходит через телефонную связь с респондентом. Достаточно распространено в последнее время. Основа для выборки — телефонный справочник, в котором все абоненты квартирных телефонов расположены в алфавитном порядке.
  • Прессовое опроса — такой вид массового опроса, который реализуется через публикацию анкеты в прессе с просьбой к читателям ответить на опубликованные вопросы.
  • Социометрическое опрос — специфический метод опроса, который используется для изучения непосредственных контактов и межличностных отношений в малых социальных группах. Позволяет выявить уровень и направленность симпатий, антипатий, предпочтений в межличностных взаимодействиях.
  • Индивидуальный опрос, когда социолог раздает анкеты индивидуально каждому респонденту, договариваясь о сроке возврата или объясняет лично правила заполнения, цели и задачи опроса, а затем ожидает, когда респондент заполнит и вернет анкету.
  • Массовый опрос — метод изучения общественного мнения различных групп населения, которые не являются специалистами по исследуемой проблеме, о различных сферах общественной жизни, общественные явления, проблемы, события.
  • Экспертный опрос — вид опроса, объектами которого являются специалисты по изучаемой. Такой вид опроса отличается от массового тем, что эксперты отвечают не анонимно, то есть они должны быть ориентированы на активное сотрудничество с исследователями, понимать суть поставленной проблемы. Для этого вида опроса очень важен выбор экспертов по уровню их компетентности. Проводится качественный анализ результатов исследования, но числовой показатель тоже не игнорируется.

Наиболее распространенный инструмент опроса — это социологическая анкета, которая имеет систему вопросов по проблеме исследования. Для того, чтобы получить достоверную и репрезентативную информацию с помощью анкеты, необходимо знать особенности различных вопросов.

Понятие о программе социологического исследования

Программой социологического исследования называют документ, который содержит изложение его методологических и методических основ.

Самый трудоемкий этап исследования – это разработка программы. Если программа хорошо составлена, то она будет гарантировать то, что конечная цель исследования будет достигнута. Исправить ошибки в программе сложно и зачастую невозможно.

Три основные функции программы:

  • методологическая;
  • методическая;
  • организационная.

В структуре программы принято выделять методологический и методический (методико-процедурный) разделы (таблица 1).

Методологический разделМетодический раздел

Выявляются проблема, цель и задачи исследования, объект, предмет, дается интерпретация основных понятий, выдвигаются гипотезы, а также делается предварительный системный анализ объекта исследования. Определяют стратегический план исследования, строится выборка, проходит обоснование методов сбора информации и анализ исходных данных

Таблица 1. Структура программы социологического исследования

Методологический раздел программы

Исходное звено в работе социолога – это проблемная ситуация. Она отражает социальный объект, явление или процесс в неустойчивом состоянии, при некотором разладе его механизма функционирования, в котором есть определенные противоречия. Проблемой могут выступать действительные жизненные ситуации (конфликты, трудности в реализации каких-либо групповых целей, управленческие и организационные проблемы на предприятии, поиск самых эффективных и оптимальных форм работы и т.

Проблемой называют форму научного отображения проблемной ситуации. С одной стороны, она отражает объективные и реальные противоречия, которые породили ту или иную ситуацию, а с другой – указывает на существующее противоречие между тем, что есть осознание потребности в конкретных практических действиях и недостаточно знания о средствах и методах их реализации. Формулировка проблемы происходит как выражение необходимости изучения какой-либо области социальной жизни для того, чтобы ее теоретически осмыслить и найти практические средства, которые позволят преодолеть социальные проблемы и противоречия.

В случае, если нельзя четко определить или выявить проблему, то в соответствии с общим правилом не следует приступать к исследованию. Более того, перед началом исследования необходимо выяснить, существует ли решение той проблемы, на изучение которой будет направлено исследование, не найден ли ответ на нее другими учеными.

Для того, чтобы выявить и сформулировать проблему важно выяснить известную информацию о ней и, основываясь на уже имеющихся знаниях, идти дальше в конкретном направлении. Сформулированная проблема будет в значительной степени обуславливать вид исследования – каким оно будет: описательным, разведывательным или же аналитическим.

Дальнейший этап разработки программы – это постановка цели и определение задач исследования.

Под целью понимают то, что должно быть достигнуто в финале исследования, его предполагаемый конечный результат. Цель может носить как теоретический, так и прикладной (практический) характер. В зависимости от цели исследование может быть прикладное и теоретическое (таблица 2).

Результат теоретического социологического исследования  Результат прикладного социологического исследования

Новое знание о функциях, структуре, механизмах изменения социального объектаПрактические рекомендации, социальные технологии, проекты, программы по решению социальных проблем, оценочные прогнозы

Таблица 2. Результаты теоретического и прикладного социологического исследования

Благодаря задачам цель можно конкретизировать, а также обусловить этапы и средства ее достижения. Задачи исследования бывают основные и неосновные. Вместе они будут формировать круг вопросов, ответы на которые сумеют позволить цели исследования реализоваться.

После того, как цели и задачи были обоснованы, можно переходить к выделению объекта и предмета исследования.

Под объектом исследования понимают какое-либо социальное явление или процесс, который подлежит изучению. В качестве объекта могут выступать различные социальные общности, группы, структуры, социальные структуры, сферы, институты, состояние общественного мнения, поведение людей в разных условиях или обстоятельствах. Его можно охарактеризовать структурно, количественно, а также с точки зрения его временных и пространственных границ.

Предметом исследования являются те свойства, отношения и стороны объекта, которые изучаются в рамках исследования. В основе верного определения предмета исследования лежит строгая формулировка проблемы, системный анализ объекта, четко сформулированные цель и задачи исследования. Правильно выбранный предмет исследования поможет выдвинуть гипотезы, которые будут способствовать тому, чтобы проблема успешно разрешилась.

Читать также:  Программа по кодам ошибок obd

На данном этапе социологического исследования важно осуществить предварительный системный анализ объекта, целью которого является построение модели (интеллектуально-эвристической) объекта в качестве системы. При этом необходимо раскрыть комплекс всех внутренних и внешних элементов и связей объекта. Предварительный системный анализ объекта связан с другим элементом программы исследования – интерпретацией основных исследуемых понятий. Основная цель этой интерпретации заключается в необходимости четко указать, что понимается под тем или иным термином, используемым в данном исследовании. В рамках данной процедуры происходит операционализация понятий, которая отвечает целям и задачам исследования – их смысловое значение переводится в такую плоскость и на такой уровень, который будет удобен для того, чтобы применить его в данном конкретном исследовании. Иначе, будут неизбежные недоразумения, т. большинство понятий социальных наук имеют множество значений, их оттенки разнятся в зависимости от контекста, в котором они употребляются, а смысл их серьезно отличается в разных научных дисциплинах.

Заключительная часть методологического раздела – это выдвижение гипотезы.

Под гипотезой понимают научное предположение, которое выдвигается для того, чтобы объяснить какой-либо факт, явление или процесс, содержащие знание вероятностного характера, требующее подтверждения или опровержения в процессе исследования. В соответствии с общим правилом, любое исследование будет строиться на предварительных предположениях, без которых проблему целенаправленно изучать будет трудно. Исследователи часто повторяют фразу Д. Менделеева о том, что лучше придерживаться гипотезы, которая может со временем оказаться ложной, чем никакой. В гипотезах на уровне предположения будет формироваться объяснение исследуемой проблемы и возможные способы ее решения, т. таким образом будет задаваться направление самого исследования. Гипотезы также важны и для того, чтобы подготовить инструментарий исследования. Например, если создается анкета, то каждая из гипотез нуждается в проверке с помощью соответствующего блока вопросов.

В зависимости от степени общности гипотезы можно разделить на гипотезы-следствия и гипотезы-основания (таблица 3).

Гипотезы-основанияГипотезы-следствия

Данные гипотезы выполняют системообразующую функцию в построении проекта решения исследовательских задач и несут в себе предположение широкой общности. Эти гипотезы будут связаны с гипотезами-основаниями и нуждаются в непосредственной проверке в рамках проводимого исследования. Они связаны с менее широкой общностью.

Таблица 3. Виды гипотез в зависимости от степени общности

В зависимости от содержания гипотезы можно разделить на объяснительные, описательные и прогнозные (таблица 4).

ОписательныеОбъяснительные Прогнозные

Это гипотезы о свойствах объекта, характере разнообразных связей между его компонентами (структурные гипотезы), о степени их взаимодействия (функциональные гипотезы)Это гипотезы о причинно-следственных взаимосвязях в рамках изучаемых явлений и процессов    Это гипотезы о потенциальных тенденциях изменений объекта и различных вариантах развития событий.

Таблица 4. Виды гипотез в зависимости от содержания

Существуют также первичные (которые выдвигаются до полевого исследования) и вторичные (которые выдвигаются после исследования) гипотезы.

Успешность социологического исследования будет зависеть не только от того, насколько тщательно была проработана методологическая часть программы, но и от того, насколько удачно был разработан ее методический раздел.

Методический раздел программы

Приступая к исследованию, первое, на что обращает внимание социолог – это то, сколько информации существует о выделенном объекте исследования. Основываясь на уже имеющихся на момент сбора эмпирических данных знаний об объекте, появляется возможность разработать рабочие гипотезы исследования. В соответствии с ними, целью и задачами будет строиться стратегический (принципиальный) план социологического исследования.

Выделяют 3 варианта исследования (таблица 5)

Поисковый (разведывательный) вариантОписательный (аналитический) вариантЭкспериментальный вариант

Данный вариант применяется, если нет четких представлений об объекте и предмете исследования, в соответствии с чем исследователь не может выдвинуть рабочую гипотезу. Цель такого исследования – это уточнение проблемы и формулирование гипотезы. Для осуществления данной цели сначала изучают литературу и необходимые документы, а затем наблюдают за объектом и проводят разведывательные опросы. Этот вариант применяют, когда благодаря имеющимся знаниям о существующей проблеме, есть возможность выделить объекты исследования и сформулировать гипотезу о структурно-функциональных связях и характеристиках объекта, т. описательную гипотезу. Целью такого исследования будет проверка описательной гипотезы и, если она подтвердится, получение характеристик изучаемого объекта. Такой вариант применяется, когда существующие знания об объекте исследования позволяют сформулировать объяснительную гипотезу и цель исследования, а также выявить причинно-следственные связи объекта.

Таблица 5. Варианты социологического исследования

Следующий шаг разработки программы – это построение выборки. Исследователь-социолог приходит к решению, будет ли исследование сплошным (т. в рамках которого обследуют весь изучаемый массив признаков и элементов) или же выборочным. Большая часть социологических исследований является выборочными – т. в них обследуется лишь некоторая часть изучаемой совокупности (выборочная совокупность). Данная часть представляет весь объект в целом и является его «уменьшенной копией» или своеобразной моделью. Генеральная совокупность – это весь изучаемый объект, однако в нем сложно выделить такую часть целого, которая будет четко отражать все его основные изучаемые характеристики. При использовании выборочного метода сокращаются затраты труда исследователей, время, средства на проведение обследований. Он позволяет изучить «масштабные» объекты и получить достоверную, надежную информацию о социальных процессах и явлениях.

Репрезентативность является главным требованием к выборочной совокупности. Данное требование означает, что все основные признаки генеральной совокупности, из которой была создана эта выборка, должны быть представлены в ней приблизительно в такой же пропорции и с той же частотой, с которой данный признак проявляется в генеральной совокупности.

Существует два основных типа выборки – случайная и неслучайная (направленная).

В случайной выборке из генеральной совокупности наблюдения (единицы обследования) выбираются случайно в соответствии с избранным принципом (по жребию, списочному составу группы, из которого в выборку берется каждый второй, третий и т.

Случайную выборку часто применяют при опросе общественного мнения. Выделяют следующие виды случайной выборки:

  • стратифицированная выборка – отбор проводится при учете удельного веса каждой группы (признака) респондентов в генеральной совокупности;
  • гнездовая выборка – отбор некоторых статистических групп (гнезд) с целью дальнейшего исследования целиком или выборочно: бригады, учебные группы

Когда выборка является неслучайной, наблюдения или единицы обследования выбирают целенаправленно. Самым распространенным видом неслучайной выборки является квотная выборка, когда для единиц отбора задают систему параметров (квот) – к примеру, в исследовании студентов за квоту может быть приняты пол, курс, специализация и т. Такая выборка может быть и многоступенчатой. При этом, в процедуру ее построения входит ряд этапов, на каждом из которых единицы отбора будут меняться.

В целом отмечается, что определение типа выборки будет зависеть от решаемых в исследовании задач, а также от самого вида исследования (рисунок 1).

Планирование социальных исследований и исследований в области социальной работы

Рисунок 1. Типы исследования и выборки

Определение объема выборки является результатом этой процедуры (таблица 6).

Под объемом выборки понимают общее число единиц исследования, которые включены в выборочную совокупность. Одним из важнейших вопросов в работе социолога является определение объема выборки. Объем будет зависеть от степени от того, насколько однородной является генеральная совокупность (чем однороднее, тем меньше будет объем выборки), а также от количества признаков выборки и необходимой степени точности результата. В случае если выборка построена верно, то результаты исследования будут надежными даже если объем был небольшой. Однако, если при построении выборки допущены ошибки, то даже большой объем не будет валидным.

Объем генеральной совокупности 5001000200030004000500010000100000бесконечная
Объем выборки222286333350360370385398400

Таблица 6. Определение объема выборки

В 1936 году аналитики журнала «Литерари Дайджест», в котором публиковались прогнозы выборов, сочли, что надежность данных будет зависеть от того, насколько много опрошенных у них будет. Это предположение обернулось неудачей. Они разослали несколько миллионов писем всем избирателям и журнал предсказал, что Альфред Лэндон, кандидат от республиканцев, одержит верх над Франклином Рузвельтом, лидером демократов на выборах в президенты США. Соотношение, которое предлагал журнал было 57% против 43%. В то же время, некий социолог Дж. Гэллап (1901-1984), который не обладал никакой популярностью, сумел предсказать успех Рузвельта, опросив при этом всего лишь 2,5 тыс. избирателей. Рузвельт и вправду стал президентом, собрав 62% голосов. Гэллап стал знаменитостью в один день, а Американский институт общественного мнения, который он основал, и по сей день один из ведущих в мире по проблематике изучения общественного мнения. Соответствуя методикам опросов, начало которым положили Дж. Гэллап, Л. Харрис и др. , на сегодняшний день в рамках национальной репрезентативной выборки обычно опрашивают не более 1-1,5 тыс. человек. Основным секретом успеха было профессиональное построение выборки, которая отражала типологические особенности населения. Ошибкой же журнала стало то, что исследователи не учли то, насколько социально неоднородно американское общество и взяли для опроса адреса из телефонных справочников у владельцев автомашин – т. их выборка состояла в первую очередь из людей со средним доходом и выше. В 1930-е годы данная группа населения была не репрезентативной по отношению к генеральной совокупности избирателей Америки, в отличие от современного общества США.

Читать также:  MSVCR110.dll и других DLL раз и навсегда

Необходимо помнить о том, что строить выборку – это ответственное и сложное дело, т. ее качество будет прямо влиять на то, какие результаты исследования будут получены. Задачи построения выборки необходимо обязательно решать в зависимости от конкретных условий.

Одна из важнейших позиций методического раздела программы социологического исследования – это обоснование комплекса методов, используемых для сбора социологической информации. Тут необходимо указать методы сбора данных, обосновать то, насколько необходимо использовать их в исследовании.

Следующая важная позиция программы – это выявление методов обработки и анализа данных. На данном этапе необходимо обозначить способы обработки данных, полученных эмпирическим путем (машинный или ручной), а также в чем заключалась работа по подготовке необходимой информации к обработке. Методы анализа данных будут зависеть от того, какие выбраны были методы сбора социологической информации, а также возможностей программного обеспечения, требуемого для их обработки и, конечно же, от целей и задач проводимого исследования.

Заключительным этапом процедурного раздела программы является рабочий организационный план исследования, в котором расписаны его этапы, а также время их осуществления, лица, которые отвечают за его реализацию, сроки окончания проведения исследования и подготовки отчета по науке, а также проведение всех организационно-технических мероприятий. После этого заканчивается этап разработки программы и подготовительный этап в деятельности исследователя. И можно начинать следующий этап – это уже проведение самого полевого исследования.

Сущность программы социологического исследования

Программа социологического исследования – это один из главных научных документов социолога. Данный документ отражает логическую цепочку перехода от теоретических знаний к эмпирическим.

Суть программы социологического исследования заключается в двух взаимосвязанных методологических функциях:

  • первую из них программа выполняет на начальном этапе подготовки анкеты, другими словами — это обоснование инструментария исследования;
  • вторую – на этапе анализа полученных данных. Обоснование логики анализа и интерпретация полученных в результате сбора первичной информации по разработанному инструментарию данных.

Структура программы

Программа социологического исследования включает в себя:

  • методологическую,
  • процедурную (методическую) части.

Методологическая часть включает:

  • описание проблемной ситуации,
  • формулировку проблемы исследования.

На данном этапе нужно чётко уметь сформулировать проблемную ситуацию, которую вы хотите исследовать.

Основные требования к формулировке проблемной ситуации:

  • при формулировании проблемной ситуации, следует представлять её структуру;
  • необходимо понимать, что есть проблематичным и непроблематичным;
  • не стоит браться за решение нескольких проблем в одном исследовании;
  • недопустимо брать за проблему противоречия, которые касаются одиночных или отдельных лиц и явлений;
  • если проблему нельзя решить, тогда она не является научной;
  • проблема должна быть актуальной на данный момент.

Определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования – это носитель проблемной ситуации или конкретная область социальной реальности, которая имеет те или иные противоречия.

Предмет исследования – это то, что мы будем изучать, главный вопрос проблемы.

Формулирование цели и задач исследования. Цель социологического исследования – это то, что вы ожидаете получить в конечном итоге. Задание исследования – система конкретных требований, которые выдвигаются к анализу и решению сформулированной проблемы. По отношению к цели, задание является способом её реализации.

Уточнение и интерпретация главных определений. Интерпретация понятий является процедурой толкования, уточнения понятий, которые составляют основу исследования. Сущность интерпретации данных состоит в структурировании главных понятий, всестороннему толкованию их смысла.

Предварительный системный анализ объекта. Данный этап социологического исследования позволяет более четко сформулировать дальнейшие шаги. Системный анализ проясняет предмет исследования и основные понятия с их интерпретацией.

Формулировка рабочих гипотез. В ходе исследования гипотеза (их может быть несколько) уточняется, дополняется, опровергается или подтверждается.

Процедурная (методическая) часть включает:

  • Стратегический план исследования. В зависимости от ваших знаний об объекте, на данном этапе разрабатывается поисковой, описательный или экспериментальный планы исследования. Поисковой план имеет 3 этапа: это изучения документов (изучение литературы о проблеме котоорая исследуется), проведение интервью с экспертами, наблюдение за носителями проблемной ситуации. Аналитический план исследования применяют тогда, когда знания о проблеме дают возможность определить объект исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель данного плана заключается в том, чтоб проверить эту гипотезу и получить точные характеристики. Эксперементальный план используется тогда, когда знания про объект дают возможность сформулировать объяснительную гипотезу.
  • Обоснование системы выборки наблюдения. Специалист, проводящий социологическое исследование, использует тот или иной способ, который позволит ему выявить свойства объекта исследования;
  • Описание методов сбора и анализа информации. Характеристика основных методов сбора и анализа информации. Выбор метода сбора социологической ифнормации зависит от задач, которые были поставлены вначале программы социологического исследования.

План и программа исследования в социологии

Для проведения социологического исследования необходима его тщательная подготовка. На этапе работы по подготовке создаются план и программа социологического исследования.

Программа исследования в социологии является изложением методологических и теоретических предпосылок общего концепта, согласно основным целями выполняемой работы, а также гипотез исследования при указании правил процедуры, а также логичной последовательности операций для проведения проверки гипотез.

В программе формируются проблемы исследования, определяются его цели и предмет, реализуется отбор переменных, интерпретируются базовые понятия. От научного уровня выработки программы во множестве зависит эффективность исследования в социологии, значение его практических и теоретических результатов

Программа в социологическом исследовании исполняет набор функций:

  • методологическая: она дает возможность определять научную проблему, задачи, цели и принципы исследования;
  • методическая: вырабатывает логический план исследования;
  • организационная: обеспечивает выработку четкой системы по разделению труда, что облегчит контроль над последовательностью проведения базовых исследовательских этапов.

Программа исследования в социологии включает два раздела:

  • Методологический;
  • Методико-процедурный.

Первый, методологический, отдел программы вкючает:

  • Формулирование проблематики, определение целей и постановка задач исследования.
  • Определение предмета и объекта исследования.
  • Интерпретация базовых понятий.
  • Предварительный анализ системы объекта исследования.
  • Формулировка рабочей гипотезы.

Второй, методический раздел программы содержит:

  • Стратегический (принципиальный) план исследования.
  • Определение исследуемой совокупности.
  • Наброски основных процедур анализа и сбора первичных сведений.

Программа должна дополняться рабочим планом, в котором рассматриваются рабочие этапы, сроки ведения исследования, ведется оценка ресурсов и т.

Выработка программы социологического исследования должна начинаться с формулирования проблемной ситуации в форме некоторого противоречия меж осознанием познавательной и научной или практической потребности, а также незнанием способов по ее удовлетворению. Соответственно основная цель исследования определена как теоретико-прикладная (поиск типовых решений проблемы со следующим его приложением к практике) либо прикладная (имеющая связь с практическим урегулированием определенных процессов социума).

Задачи исследования

Согласно цели исследования формируются более частные задачи. Задача социологического исследования состоит в совокупности определенных целевых установок, которые направлены на анализ и разрешение проблемы. В исследованиях, которые ориентированы на разрешение научных теоретических проблем, основными являются теоретические задачи, а практические задачи выступают в форме неосновных; в прикладном исследовании, наоборот, практические задачи будут являться основные. Основные задачи исследования должны отвечать его цели, дополнительные устанавливаются для подготовки будущего исследования, для разрешения некоторых методических задач и т.

Предмет и объект исследования

Формулируя проблему, определяя задачи и цели исследования, необходимо уточнить предмет и объект исследования. В исследовании прикладного и теоретического характера изначально уточняется его предмет, а потом — реальные объекты, изучение которых дает возможность находить типовое решение проблемы; а в прикладном исследовании уточнен предмет анализа ранее определенного объекта исследования.

Объект социологического исследования представляет собой процесс или явление, носителя социальной проблемы (сферу социальной действительности, людскую деятельность, людей).

Требования к объекту:

  • четкие обозначения явлений по следующим параметрам — отраслевая (профессиональная) принадлежность, ограниченность пространством, функциональная направленность;
  • ограниченность временем:
  • возможность его количественного измерения.
Читать также:  Как проверить андроид на ошибки системы и исправить

Предмет социологического исследования является сторонами и свойствами объекта, которые в более полном формате отражают исследуемую проблему, подлежат изучению. Верный выбор предмета социологического исследования определен четкой постановкой проблемы, формулировкой задач и цели исследования, анализом системы объекта.

Значимое место в программе социологического исследования занимает рассмотрение основных понятий, в которых описана социальная проблема. Поиск эмпирических значений понятий именуют его эмпирической интерпретацией, а определение такого понятия посредством указания правил по фиксированию соответственных эмпирических признаков — операциональным определением.

Эмпирически интерпретировать понятие означает подобрать такой показатель (индикатор), который отразил бы какую-то неотъемлемую часть содержания такого понятия, и который можно было бы измерять.

Процедура операционализации должна продолжать и детализировать интерпретацию основного понятия. Подобная детализация заключена в разделении на члены выделенных ранее составляющих основного понятия на их элемент. Получаемые притом еще более простые понятия именуются операциональными понятиями.

Процесс логического анализа главного понятия в социологическом исследовании включает два этапа:

  • определение основных сторон предмета исследования посредством интерпретации такого понятия, которое более полно отражает его сущность:
  • выявление совокупностей операциональных понятий, на которые разделяется основное понятие.

На одном уровне с интерпретацией главных понятий реализуется системный предварительный анализ объекта, то есть систематизация существующих сведений в этой предметной области и применимо к этому объекту. Целью предварительного системного анализа является строение гипотетической модели (модели концепта) объекта как системы, обнаружение его связей и элементов, что дает возможность далее формулировать частные и общие гипотезы исследования.

Виды и функции социологического исследования

Социологическое исследование — это система логических, последовательных, методологических, методических и организационно-технических процедур, которая предусматривает и обеспечивает получение достоверных данных и фактов о явлениях и процессах, происходящих в обществе. Социологические исследования могут носить теоретический характер (используют глубокое обобщение накопленного материала в области социальной жизни и получения на этой основе данных об объекте познания) а могут быть эмпирическими.

Эмпирическое социологическое исследование — это накопления, сбор фактического материала в выбранной области на основе различных социологических методов получения информации (опрос, анализа документов, наблюдения, эксперимента), первичная обработка информации и обобщения, которое направлено на решение конкретной социальной проблемы.

Существует три основных типа социологических исследований (по глубине изучения):

  • разведывательное (пилотажное)
  • описательное;
  • аналитическое.

Разведывательное исследование (пилотажное) — осуществляется для ознакомления с объектом изучения, когда социолог-исследователь недостаточно представляет состояние объекта, он не способен выдвинуть любые гипотезы об объекте. Разведывательное исследование предполагает изучение документов, ознакомление с объектом исследования, со взглядами компетентных специалистов на данный вопрос.

Завершается разведывательное исследование четким определением проблемы, цели и задач исследования, формулировкой основных гипотез. Описательное исследование состоит из систематического количественно-качественного описания объекта изучения, главным в нем является упорядочение и обоснование определенных групп эмпирического материала. Такое исследование завершается классификацией эмпирических данных об объекте, количественных и качественных характеристик элементов его структуры.

Аналитическое исследование — это процесс, основной целью и содержанием которого должно быть установление функциональных связей в социальных объектах, анализ закономерностей и случайностей, которые определяют функционирование и развитие этих объектов, а возможно, разработка и поиск новых социальных технологий с целью совершенствования управления социальными процессами в обществе.

Существуют и другие виды исследований: по частоте проведения (мониторинговое, повторное, когортное, лонгитюдное, разовое) по способу обеспечения репрезентативности (сплошное, монографическое, выборочное) по масштабам исследований (международное, общенациональное, региональное, локальное) и др.

Мониторинговое исследование представляет собой целостную систему определения изменений в обществе на основе анализа массовых представлений о них. Для этого проводятся ежемесячные или ежеквартальные экспресс-опрос по наиболее актуальным проблемам.

Повторное исследование — это изучение одного и того же или разных контингентов, проводится несколько раз, через определенные промежутки времени, в одинаковых или отличных социальных условиях. Главное в повторных исследованиях — возможность сопоставления результатов исследований. Повторные исследования также делятся на когортные, панельные и лонгитюдные.

Панельное исследование — это исследование, при котором обследуются одни и те же люди через одинаковые временные интервалы (при условии осуществления некоего социального мероприятия и т.

Лонгитюдное исследования, его проведение и повторения зависит от генезиса сообщества, которая изучается, то есть когда это сообщество достигает определенной стадии своего развития.

Разовое исследование дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такую информацию называют статическим, поскольку она отражает якобы моментальный «срез» характеристик объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Сплошное исследования — его объектом выступает совокупность респондентов, принадлежит к какой-то целостной группы. Самая большая из таких сообществ — население страны. Но есть и более мелкие, например персонал предприятия или учреждения, жители города, села и тому подобное. Разновидностью сплошного исследования является перепись населения.

Монографическое исследование направлено на изучение определенного социального явления или процесса, сконцентрировано на одном объекте выступает представителем целого класса подобных объектов. При выборочном исследовании описывается только репрезентативная группа. Выборочное исследование проводится по определенному типу выборки (определенные процедуры вхождения респондентов в выборочную совокупность).

Любое социологическое исследование — это специфический процесс деятельности и конкретной работы субъектов исследования, который имеет свою структуру.

Программа социологического исследования

В реальной социальной или производственной практике любой процесс рациональной трудовой деятельности требует разработки и реализации научно обоснованной программы. Социологическое исследование — один из самых сложных видов человеческой деятельности, и поэтому оно может быть эффективным только при наличии и использования совершенной программы. Программа социологического исследования — это научный документ, который включает методологические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования включает и теорию, и методологию, и организацию конкретного изучения, анализа и освещения отдельного социального процесса или явления. Исходя из этого, она выполняет три основные функции: методологическую, методическую и организационную. Ниже приведена схема программы социологического исследования.

Анализ структуры и функций программы социологического исследования позволяет сформулировать основные требования к идеальной программы, а именно:

  • Необходимость научно обоснованных, конкретных, четко сформулированных определений каждого элемента и программы исследования в целом.
  • Четкость и точность, детализация программы: все ее элементы должны быть продуманными и сформулированными в соответствии с логикой исследования.
  • Логическая последовательность всех элементов программы: объект исследования, его цель, задачи, предмет, методы и методы исследования и т.д. должны быть взаимосвязаны с точки зрения логики.
  • Гибкость программы социологического исследования, то есть систематический анализ процесса исследования, всех его элементов, выявление и немедленное устранение недостатков и ошибок, внесение необходимых дополнений и уточнений для совершенствования и эффективной реализации этой программы.

Особое внимание при разработке программы социологического исследования и формулировка ее основных элементов нужно уделять правильному определению проблемы, объекта, предмета, цели, задач и гипотез исследования.

Большое значение для эффективности любого социологического исследования имеет правильное определение его объекта, которым может быть определенная сфера социальной действительности, реалии жизни, деятельность людей, сами люди и их социальные сообщества. Итак, объект должен характеризоваться следующим образом:

  • четкими определениями социальной реальности по таким параметрам, как профессиональная (или отраслевая) принадлежность; пространственная ограниченность (регион, город, село) функциональная направленность (производственная, политическая, духовно-культурная и др.);
  • определенной временной ограниченностью;
  • возможностями количественных и качественных измерений.

Определив объект и проблема исследования, социолог, обладая определенными методиками и знаниями, выделяет существенные связи и характеристики объекта исследования и делает некоторые предположения, которые, по его мнению, полнейшее охватывают и объясняют данный объект (конкретную социальную реальность , явление, процесс), то есть формулирует одну или несколько гипотез. Гипотезы должны отвечать следующим требованиям:

  • соответствие исходным начальным методологическим принципам философии и социологии;
  • обязательность теоретической интерпретации понятий, составляющих гипотезу;
  • эмпирическая обоснованность, обязательность эмпирической и операционной интерпретации гипотезы;
  • уточнения логической формы предположений, соотношение объема и содержания понятий, выражающих предсказания.

Таким образом, разработка программы социологического исследования — это его начальный, базовый этап, который требует от исследователя определенного уровня общенаучных и специальных знаний, опыта и навыков такой деятельности. Сама программа социологического исследования — это основной научный документ, отражающий методологические и организационно-процедурные основы исследования социальной реальности, конкретные явления и процессы общественной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *