Mobile applications for iOS/Android devices in speech therapy for teenagers and adults who have speech impairments.
This article analyzes the possibilities of training speech with special mobile applications for iOS/Android devices and use these apps for speech therapy with teenagers and adults who have speech impairments.
Логопедическая практика учитывает тенденции роста популярности мобильных приложений для устройств iOS/Android и использует этот инструмент в процессе коррекции нарушений речи у подростков и взрослых. Это связано с тем, что индустрия мобильных приложений предлагает доступные программы, которые предназначены для улучшения, восстановления и коррекции речи, речевых функций, голоса и улучшения дикции.
Преимущества использования мобильных приложений, как инструмента коррекции речи у взрослых:1. Портативность и доступность мобильных устройств iOS/Android. Дополнительные визуальные и аудиальные стимулы помогают логопеду контролировать процесс коррекционной работы. Люди с речевыми нарушениями получают возможность самостоятельно заниматься коррекцией речи и накапливают позитивный опыт реализации речевой функции при использовании мобильных устройств.
Рынок мобильных приложений предлагает большой выбор программ, которые разработаны специально для коррекции разных видов нарушений речи у взрослых:- помощники восстановления речевой функции после инсульта – Lahguage Therapy by Tactus Therapy;- приложения для коррекции нарушений письменной речи – Dyslexia Test & Tips, Vital Tones Pro;- симуляторы публичных выступлений для преодоления страха речи — VirtualSpeech;- тренировочные программы, которые помогают устранить нарушения плавности устной речи Stamurai, MPiStutter. Проблема использования перечисленных мобильных приложений состоит в том, что инструкции, тексты и задания даны на английском языке, это затрудняет использование приложений в целях коррекции речи у носителей русского языка. Но существуют универсальные программы для устройств iOS/Android, которые применяются в коррекции речевых нарушений у взрослых без препятствий в виде языкового барьера: DAF Professional, Voice Analyst, 1 Minute Voice WarmUp.
Диагностические программы
Комплексное нейропсихологическое диагностическое обследование школьников (при школьной “неуспешности”, дисграфии, дизорфографии, дислексии, дискалькулии)
Комплексное функциональное нейропсихологическое обследование сможет выявить не внешние проявления проблемы, а её первопричины. Сложность решения рассматриваемых проблем обусловлена целой совокупностью физиологических, педагогических, психологических и медицинских факторов, имеющих между собой неразрывные связи. Объективную оценку им сможет дать лишь функциональное аппаратное обследование, основанное на нейро БОС.
Комплексное нейродефектологическое обследование при задержках речи разной этиологии, “неговорящих” детей (ЗПР, ЗПРР, алалии, органические поражения мозга)
Работа центра строится на программах и методиках развития особых возможностей головного мозга. В основе лежат Нейрокоррекционные и Нейроакустические методики в сочетании с Инновационным оборудованием.
Комплексное нейрологопедическое обследование детей (при дизартрии, брадилалии, брадифразии, тахилалии, полтерне, баттаризме)
Комплексное нейросенсорное диагностическое обследование способностей, ВПФ, нейроособенностей детей раннего возраста (от 7 мес. до 2. 5 лет)
Комплексное нейрометрическое диагностическое обследование природных способностей, интеллекта, таланта и возможностей головного мозга детей, подростков и взрослых
Только у нас опытные нейропсихологи, основываясь на современных научных методиках, проводят уникальное комплексное функциональное нейропсихологическое обследование способностей личности с использованием специального нейро БОС оборудования и уникальных интерактивных методик (для детей от 2х лет до 25 лет).
Комплексное нейропсихологическое диагностическое обследование дошкольников (при нарушениях ВПФ, СДВГ, гиперактивности, левшестве, сенсорной дисфункции, при повышенной утомляемости и отвлекаемости ) от 3 до 7 лет
Комплексная нейрометрическая психодиагностика детей готовности к школе и к детскому саду
Перед школой или детским садом необходимо провести грамотную функциональную нейропсихологическую диагностику, которая выявит все сложности, особенности и трудности конкретного ребенка. Функциональная комплексная нейродиагностика поможет определить нейропсихологический статус ребенка, уровень развития интеллектуальной, эмоционально-личностной сфер, выявить те структуры головного мозга, которые развиваются в норме и даже опережают в развитии, и те структуры, которые по каким-либо причинам запаздывают.
Комплексное нейропсихологическое диагностическое обследование подростков и школьников при СДВГ, гиперактивности, нарушениях концентрации внимания, повышенной утомляемости, левшестве
Диагностическое нейрологопедическое обследование при логоневрозе, запинках в речи, тиках, дизритмии, навязчивых движениях, эмоциональных нарушениях
Комплексное нейродефектологическое и психодиагностическое обследование при РАС, РДА, атипичном аутизме, эмоционально-волевых нарушениях, проблемах коммуникации и взаимодействия
Комплексное нейродефектологическая психодиагностика общего, речевого и интеллектуального развития детей при ЗПР, ЗПРР, моторной неловкости, поведенческих нарушениях
Диагностическое нейрометрическое обследование при моторных нарушениях, агенезии мозолистого тела, сенсорной дисфункции, ММД, пирамидной недостаточности, нарушениях праксиса
Логопедический массаж
Логопедический массаж показан детям с алалией, дизартрией, ринолалией, задержкой речевого развития, заиканием, и некоторыми другими расстройствами речи.
Логопедические программы в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги»
Логопедические занятия в нашем центре – это система, направленная на коррекцию нарушений всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической, прагматической.
Логопедические занятия для “запуска” и развития речи с гарнитурой Forbrain
FORBRAIN® (Для мозга) – это специальные наушники, позволяющие тренировать обработку мозгом слуховой информации.
Нейроакустические программы
Нейроакустическая стимуляция с интегрированной программой нейродинамической коррекции и ритмотерапевтической программы IN Time для коррекции РАС, “полевого” поведения, гиперактивности, СДВГ
Этот метод – настоящий прорыв в терапии и неврологии. Суть его – это гармонизация работы головного мозга.
Нейроакустическая коррекция по Методу Томатис с интегрированной дефектологической программой (для коррекции РАС, нежелательного поведения, задержки речи, алалии)
В основу метода Томатиса легли специальным образом обработанные музыкальные мелодии Томатис, григорианские песнопения, вальсы.
Нейроакустическая коррекция по Методу Томатис с интегрированной программой Сенсорной Интеграции для коррекции моторных и двигательных нарушений, ЗПР, алалии, проблем внимания и самоконтроля
Это уникальная программа, созданная методистами НейроЛогопедического центра «Выше радуги». УНИКАЛЬНОСТЬ ее в синтезе двух сложных коррекционных процессов, объединенных в единую методическую программу. Целью её было объединить коррекционные воздействия на разные системы, для усиления результативности и интенсивности.
Нейроакустическая стимуляция по Методу IN Time с интегрированной программой ритмотерапии и DCM (Developing of cognitive multitasking) для коррекции школьных и поведенческих проблем, переходном возрасте
Нейроакустическая коррекция по Методу Томатис с интегрированной дефектологической программой Монтессори для коррекции поведенческих и речевых проблем при СДВГ, гиперактивности, ЗПР, алалии
Нейроакустическая коррекция по программе Sound & Rythm
Программа Sound&Rythm – это система прослушивания нейроакустической программы стимуляции. Во время прослушивания с помощью специальных наушников с костной и воздушной проводимостью ребенок выполняет особые ритмические упражнения с использованием лексического материала, танцедвигательных упражнений и специального интерактивного оборудования. Это, как правило, второй этап коррекции тяжелых нарушений поведения, агрессии, ТНР после реализации нейроакустической программы по Методу Томатис.
НейроЛогопедические программы
Нейрологопедические занятия по программам «запуска» речи (при алалии, ЗРР, ЗПРР)
Задержка речи накладывает отпечаток на коммуникацию ребенка со взрослыми и с ровесниками, затрудняет понимание и взаимодействие.
Нейрологопедические программы для коррекции алалии (моторная, сенсорная, сенсо-моторная)
Нейрологопедические программы для коррекции брадилалии (замедленный темп речи)
Нейрологопедические программы для коррекции тахилалии (ускоренный темп речи)
Нейрологопедические программы для коррекции дислексии
Нейрологопедические программы для коррекции дисграфии и дизорфографии
Нейрологопедические программы для коррекции заикания, логоневроза, запинок в речи, дизритмии
Нейрологопедические программы для коррекции ЗПР, ЗПРР
Логопедические программы для коррекции дизартрии
Дизартрия и анартрия – это целый ряд нарушений речевого аппарата, который обусловлен неврологическими расстройствами и характеризующийся иннервацией речевого аппарата и ограниченностью подвижности органов речи.
Программы Нейропсихологической коррекции
Комплексное диагностическое обследование (аппаратное, безаппаратное и консультация специалистов)
В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» нейропсихолог проводит безаппаратную диагностику (нейропсихологические пробы) и аппаратное обследование.
Нейропсихологические программы коррекции для дошкольников с интеграцией более 10 видов БОС, образовательными VR симуляторами (как часть программы коррекции РАС, ЗПР, алалии, решения проблем гиперактивности, СДВГ, поведенческих нарушений)
Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных действий.
Нейропсихологические программы коррекции для школьников (школьная “неуспешность”, дискалькулия, дисграфия, дислексия, дизорфография)
В основе нашей методики лежат данные современных нейронаучных исследований, проведенных знаменитыми университетами: Harvard, Stanford и John Hopkins University.
Нейропсихологическая коррекция с расширенной программой мозжечков стимуляции (как часть программы коррекции моторных и поведенческих нарушений, агенезии мозолистого тела, ММД, левшества, алалии, ЗПР)
Мозжечковая стимуляция – ещё одна программа нейропсихологической коррекции в НейроЛогопедическом центре “Выше радуги”.
Нейропсихологическая коррекция с включением более 10 различных программ сенсорной интеграции и антигравитации (как часть программы коррекции РАС, ЗПР, алалии, сенсорной дисфункции, органического поражения мозга, левшества, СДВГ, высокой утомляемости, поведенческих нарушений)
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни.
Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой ритмотерапии и РКМ (развитие когнитивной мультизадачности) как часть программы коррекции дискалькулии, дисграфии, дислексии, дизорфографии, школьной “неуспешности”, дизритмии
Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, и прописывается специалистом индивидуально для каждого на основе нейропсихологической диагностики.
Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной стимуляции (как часть программы коррекции сенсорной дисфункции, алалии, ЗПР, ММД, органического поражения мозга, тиков, логоневрозов, запинок в речи)
Сенсорная комната или, как ее еще называют, комната психологической разгрузки и релаксации, во всем мире используется для лечения многих неврологических и психологических нарушений.
Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой БОС видеобиоуправлением Тимокко (как часть программы коррекции ЗПР, ММД, СДВГ, гиперактивности, проблем самоконтроля и волевой сферы, поведенческих нарушений, алалии)
Timocco направлена на развитие моторных и когнитивных навыков, включающих в себя билатеральную координацию, координацию глаз – рука, внимание, контроль положения тела в пространстве, коммуникацию.
Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой Интерактивный Метроном (IM) как часть программы коррекции запинок в речи, заикания, дизритмии, СДВГ, высокой утомляемости, гиперактивности, нарушений самоконтроля, внимания, памяти
Высокотехнологичная развивающая методика, созданная компанией Interactive Metronome для преодоления нарушений речи, внимания и поведения, связанных с расчетом времени и планированием движений, с развитием чувства ритма и времени.
Нейропсихологическая стимуляция с интегрированной программой OMI Beam (как часть программы коррекции СДВГ, координации, внимания, пространственных представлений, вестибулярного аппарата, моторики, самоконтроля, гиперактивности, координации рука глаз)
ОmiBeam включает в себя более 100 тематических интерактивных программ. Система умного луча позволяет психологам нашего центра создавать свои настройки, используя свои собственные звуки и изображения.
Нейропсихологическая стимуляция с интегрированной программой OMI FLOOR ( как часть программы для развития пространственных представлений, межполушарных связей, коррекции поведенческих и моторных нарушений, тиков, навязчивых движений, повышенной утомляемости, РАС)
OMI FLOOR – это уникальная разработка британских ученых, способная сделать процесс обучения и развития насыщенным и интересным.
Нейродинамическая коррекция с интегрированной программой кинезиотерапии и брэйнфитнеса (как часть программы коррекции ММД, органического поражения мозга, алалии, РАС, поведенческих и моторных нарушений, тиков)
Программа нейродинамической коррекции – это система, включающая в себя научно обоснованные нейропсихокоррекционные методики, направленные на развитие резервов головного мозга, за счет которых происходит развитие и реабилитация всего организма.
Нейрокоррекционные занятия с интегрированной программой БОС Play Attention для развития активного внимания (как часть программы коррекции нарушений внимания, памяти, утомляемости, ЗПР, школьной “неуспешности”)
Play Attention это программа коррекции и усиления внимания, использующая последние разработки биологической обратной связи. Технология БОС позволяет управлять компьютером при помощи активного внимания.
Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой БОС Brain Wave (как часть программы коррекции левшества, школьной “неуспешности”, дисграфии, дислексии, ЗПР)
Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой БОС Leap Motion (как часть программы коррекции запинок речи, повышенной утомляемости, тиков, агенезии мозолистого тела, левшества, нарушений памяти, внимания, мышления)
Психолого-коммуникативные занятия (как часть программы коррекции эмоциональных и коммуникативных нарушений, проблем взаимодействия)
Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.
Психокоррекционные занятия с интегрированной программой арт-терапии в спелеотерапевтической пещере и изотермической зоне (как часть программы коррекции навязчивых движений, тиков, заикания, логоневрозов, эмоциональных нарушений)
В нашем центре существует огромный арсенал оборудования для реализации различных целей арт-терапевтической коррекционной работы.
Музыкально-ритмическая терапия с интегрированной программой Rhythm&Music и Opti Music (как часть программы коррекции ЗПРР, логоневроза, тиков, навязчивых движений, энуреза)
Эти занятия являются неотъемлемой частью коррекционной программы по развитию навыков коммуникации, взаимодействия, самоконтроля для детей с нарушениями эмоциональной сферы, особенностями в развитии.
Психокоррекционные занятия по программе сюжетно-ролевых игр и социально-бытовой адаптации (как часть программы коррекции РАС, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем коммуникации и взаимодействия)
Коррекционно-развивающие занятия с детьми дошкольного возраста назначаются в нашем центре только на основании результатов специальной диагностики актуального уровня развития малыша и потенциальных возможностей ребенка.
Когнитивной-поведенческие программы
Нейротерапевтическая программа для подростков (с отсутствием желания учиться, конфликтами с родителями и учителями, проблемами переходного возраста, при поведенческих нарушениях и протестном поведении)
Психотерапевтические и консультационные программы для родителей детей с РАС
Психотерапевтические и консультационные программы для родителей детей с пубертатным синдромом
Дефектологические программы с интеграцией БОС для вызывания и развития речи (как часть программы коррекции РАС, ЗПРР, алалии, ЗРР, дизартрии, ОНР)
В нашем центре дефектологи и нейропсихологи проводят комплексную коррекцию по развитию речи, грамматического строя, слоговой структуры, представлений об окружающем мире, расширяют общий кругозор ребенка.
Дефектологические занятия с интегрированной программой Floortime в Монтессори среде (как часть программы коррекции РАС, “полевого”, протестного поведения и истерик)
Коррекционно-развивающие занятия с детьми дошкольного возраста назначаются на основании результатов специальной диагностики актуального уровня развития малыша и потенциальных возможностей ребенка.
Дефектологические занятия с интегрированной программой Нумикон, Топологик для детей ЗПР, ЗПРР, интеллектуальными нарушениями по развитию математических и пространственных представлений
На занятия к дефектологу принимаются все дети, независимо от сложности проблемы, в том числе “тяжелые” и “необучаемые”, от которых отказались другие учреждения и специалисты.
Дефектологические занятия для детей РАС, ЗПР, СДВГ с элементами АВА терапии для развития коммуникации и взаимодействия, коррекции нежелательного поведения
АВА-терапия – это научный подход, с помощью которого специалист определяет взаимосвязь между поведением и различными стимулами окружающей среды.
Дефектологические программы с интеграцией программ альтернативной коммуникации Pecs и Macaton для детей с РАС, ЗПРР, ЗРР, алалией, “неговорящих” детей
Коррекционно-развивающие занятия с детьми дошкольного возраста назначаются только на основании результатов специальной диагностики актуального уровня развития малыша и потенциальных возможностей ребенка.
Дефектологические занятия для детей с ментальными и моторными нарушениями для коррекции агенезии мозолистого тела, пирамидной недостаточности, моторных нарушений, проблем координации и вестибулярного аппарата с включением программ Сенсорной интеграции
Дефектологические программы с интегрированной программой сенсорной стимуляции в сенсорной комнате, спелеотерапевтической пещере гигантской интерактивной песочнице и “мокрой” арт-терапевтической зоне(как часть программы коррекции навязчивых движений, тиков, запинок в речи, логоневроза, дизритмии, энуреза)
Дефектологические занятия с интеграцией программ БОС видеобиоуправлением в нейросенсорной сетке, нейродинамическом парке и нейробатуте для коррекции поведенческих и моторных нарушений
Дефектологические занятия с интеграцией ритмотерапевтических, нейротмических и логаритмических программ для коррекции ЗПРР, алалии, РАС, тахилалии и брадилалии
Дефектологические занятия с интегрированной программой OMI Beam и OMI Floor для коррекции поведенческих и моторных нарушений, протестного поведения, истерик, тиков при ЗПРР, РАС, сенсорной дисфункции, СДВГ
Дефектологические занятия с интегрированной расширенной программой мозжечковой стимуляции для коррекции двигательных и моторных нарушений, праксиса при ЗПРР, пирамидной недостаточности, агенезии мозолистого тела
Дефектологические занятия по развитию интеллектуального развития в Монтессори среде( как часть программы коррекции для детей с ЗПР, ЗПРР, интеллектуальной недостаточностью)
Приложение DAF Professional для устройств Android/iOS представляет собой программу воспроизведения звучания собственного голоса с отставанием в несколько миллисекунд — отсроченная слуховая обратная связь — Delayed Auditory Feedback. Приложение DAF Professional предназначено для коррекции плавности речи у людей с заиканием и ускоренным темпом речи. Благодаря акустической обратной связи, а также возможности слышать собственную речь и замедлять скорость воспроизведения звука собственного голоса, приложение применяется в процессе коррекции нарушений звукопроизношения, трудностей чтения у подростков и взрослых и коррекции нарушений голоса. Рабочие функции приложения DAF Professional:- задержка воспроизведения звука — Delay;- изменение высоты голоса — Pitch;- усиление громкости — Volume. — функция звукозаписи.
Специалист по коррекции речи подбирает уровень громкости, высоту голоса и степень задержки обратной связи индивидуально для каждого случая речевого нарушения: 1. При заикании задержка акустической связи должна находится в диапазоне более 300 миллисекунд, а высота основного тона голоса не должна быть выше отметки 0. При автоматизации правильного произношения звука в тексте и коррекции нарушений чтения задержка обратной находится на отметке 150 миллисекунд, а высота основного тона находится на отметке 0 — см. Приложение 1. Интерфейс приложения для устройств iOS представлен на русском языке и имеет широкий диапазон задержки звука — от 23 до 930 миллисекунд. На мобильных устройствах Android функционирует английская версия приложения с диапазоном задержки акустической обратной связи до 300 миллисекунд.
Voice Analyst
Приложение Voice Analyst для устройств Android/iOS – анализатор голоса используется в логопедической работе по коррекции заикания, нарушений голосообразования и при постановке голоса. Voice Analyst позволяет видеть и контролировать подачу и объём собственного голоса. Функции приложения Voice Analyst: 1. Визуализирует звуковые волны на графике. Сохраняет и позволяет прослушивать аудиозаписи голоса. Помогает прослеживать динамику изменений в звучании голоса. Записывает голос и регистрирует показатели частоты и высоты основного тона голоса. Основное преимущество использования приложения Voice Analyst — визуализация звуковой волны, соответствующей частоте голоса в Гц/с и его силе в Дб/с. Интерфейс мобильного приложения для устройств iOS и Android представлен пиктограммами:«Микрофон» — начало записи. «Квадрат» — пауза. «Треугольник» — воспроизведение. «Папка» — сохранение и прослушивание записей голоса. «График» — показывает минимальные и максимальные значения частоты и силы голоса. В процессе коррекционной работы рекомендуется, чтобы сила (громкость) голоса на записи оставалась в пределах 70Дб-85Дб. Частота основного тона — не выше 300 Гц. Выполнение специальных упражнений для голоса в сопровождении Voice Analyst помогает получить результаты на первых этапах коррекционной работы.
1 Minute Voice WarmUp
Приложение для устройств iOS и Android содержит упражнения для голоса, дикции, дыхания и артикуляционных мышц. Voice WarmUp обучающие видео, которые представляют собой наглядные пошаговые инструкции по технике выполнения упражнений. Функции приложения Voice WarmUp: 1. Контроль дыхания — упражнения на развитие речевого выдоха. Снятие зажимов — упражнения для снятия напряжения в мышцах артикуляционного аппарата, приёмы расслабления шеи и плеч. Артикуляционные упражнения — развитие подвижности и переключаемости мышц тела языка. Чистая речь — упражнения для улучшения дикции и чёткости звучания гласных и согласных звуков. Интересный голос — упражнения для изменения темпа речи и звучания голоса в процессе речи. Видеоинструкции в приложении Voice WarmUp представлены на английском языке, но подкрепляются наглядными картинками, которые помогают понять, как правильно выполнять упражнения. Наиболее функциональными упражнениями для логопедической работы со взрослыми являются разделы Breath Control, Releasing Tention. Интерфейс мобильного приложения Voice WarmUp для устройств iOS/Android не имеет принципиальных отличий. Упражнения из данного приложения используются в логопедической работе в качестве разминки — подготовительного этапа в процессе коррекции нарушений речи.
Шамардина А. Использование приложений для устройств iOS/Android в логопедической работе с подростками и взрослыми, имеющими нарушения речи// «Академик», Научный междисциплинарный сетевой журнал. — 2018, №3.