Постановка научной проблемы в магистерской диссертации

План-проспект

Соискатель, оформляя план-проспект своего научного исследования, должен выполнить его в форме автореферата, дополняя разделы результатами уже проведенных экспериментов и перечнем информационных источников. Объем подобного плана не должен превышать 15 страниц.

Постановка научной проблемы в магистерской диссертации

При написании научно-исследовательской работы важно не просто изучить чужие труды, но и выдвинуть собственную гипотезу, которая на протяжении всей работы будет находить свои доказательства или опровержения. Для того, чтобы «обосновать» и «создать» собственную теорию, необходимо выявить конкретную проблему, требующую разрешения.

Что такое проблема магистерской диссертации?

Магистерская диссертация представляет собой фундаментальный труд, в котором автор должен подчеркнуть необходимость разработки рассматриваемого вопроса и найти его решение. Достигнуть данной цели можно только при условии – рассматриваемая тема содержит конкретную проблему, которая вплоть до настоящего времени не нашла своего окончательного решения.

Проблема магистерской диссертации – это существующее противоречие, пробел, который доставляет определенные неудобства и сложности в развитии науки или отрасли.

Постановка научной проблемы в магистерской диссертации

Грамотная и правильная формулировка проблемы научно-исследовательской работы позволяет исследователю очертить направление его деятельности, с какого ракурса он будет рассматривать тему, какие постулаты лягут в основу диссертации, что будет являться объектом и предметом работы и пр.

стр
I. Программа диссертационного исследования
II. Обзор источников литературы
III. Участие в научно-практических конференциях и публикация статей
IV. Посещение защиты диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук
V. Работа в государственном архиве г. Курска VI. Анализ научных статей
VII. Исследовательская работа по управлению персоналом
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6

I ПРОГРАММА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В начале семестра мною была выбрана следующая тема магистерской диссертации: «Оценка социально-экономической эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом».

На основе выбранной темы разработана программа, в которой отражены основные позиции исследования данной проблематики.

Был проведён семантический анализ формулировки темы магистерской диссертации, заключающийся в комплексной интерпретации понятий, входящих в состав темы. Семантический анализ представлен в следующем виде.

Семантический анализ формулировки темы магистерской диссертации:

ОЦЕНКА — это процесс установления экспертом-оценщиком стоимости объекта оценки для специфических целей, результатом которого является научно обоснованное мнение о стоимости оцениваемого объекта на дату оценки в денежном выражении.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ — достижение каких-либо определённых результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объёма продукции из данного количества ресурсов.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ — это соответствие результатов хозяйственной деятельности основным социальным потребностям и целям общества, интересам отдельного человека.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ — это достижение наибольших результатов при наименьших затратах живого и овеществленного труда.

ПРОЕКТ — (от лат. projectus — букв. — брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др. ) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный тест какого-либо документа. 3) Замысел, план.

СИСТЕМА — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

УПРАВЛЕНИЕ— функция системы, направленная на выживание этой системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой (внутри себя), так и с внешней средой. Представляет собой деятельность субъекта, направленную на изменение состояния объектов и (или) субъектов (в том числе и себя), по заранее продуманному плану действий. Деятельность по приведению объективного процесса к субъективно выбранной цели.

ПЕРСОНАЛ — (от лат. persona — личность) — совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе (входящих в штатный состав), но временно не работающих в связи с различными причинами (отпуск, болезнь, присмотр за ребёнком и т. ); совокупность трудовых ресурсов, которые находятся в распоряжении предприятия и необходимы для исполнения определённых функций, достижения целей деятельности и перспективного развития.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ — это совокупность приемов, методов, технологий организации работы с персоналом.

На основе семантического анализа была осуществлена дифференциация базиса, распределение акцентов и интерпретация формулировки темы магистерской диссертации, заключающаяся в том, что, основываясь на методологии современной экономики труда, необходимо обосновать наиболее действенные методы управления человеческим капиталом аграрного сектора экономики региона в целях его инновационного развития.

Поэтапное раскрытие содержания темы магистерской диссертации представлено в следующей виде:

Теоретико-методические аспекты оценки социально-экономической эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом

Терминологические исследования понятия социально-экономической эффективности проекта в системе управления персоналом

Система управления персоналом в реализации общей стратегии предприятия

Методы оценки социально-экономической эффективности управления персоналом

Диагностическая оценка системы управления персоналом ООО «Курский квас»

Общая характеристика и анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Курский квас»

Анализ организационно-управленческой структуры ООО «Курский квас»

Анализ системы управления персоналом ООО «Курский квас»

Проектирование совершенствования системы управления персоналом ООО «Курский квас»

Систематизация проблем и оценка возможных путей совершенствования организации управления персоналом ООО «Курский квас»

Разработка проекта совершенствования системы управления персоналом ООО «Курский квас» на основе сбалансированной системы показателей

Оценка социально-экономической эффективности мероприятий по совершенствованию деятельности службы управления персоналом ООО «Курский квас»

Целью исследования является выявление проблем в оценке социально-экономической эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом и разработка проектов совершенствования системы управления персоналом.

На основе данной цели поставлены и определены следующие задачи исследования:

— исследование понятия социально-экономической эффективности проекта;

— проведен анализ системы управления персоналом ООО «Курский квас», в частности, выявлена проблема в организационно-управленческой структуре;

— оценены возможные пути совершенствования системы управления персоналом;

— предложены мероприятия социально-экономической эффективности по изменению организационной структуры и разработки по совершенствованию системы управления персоналом ООО «Курский квас» на основе сбалансированных показателей.

Объектом исследованияявляется система управления персоналом ООО «Курский квас».

Предметом исследованияявляются практическая оценка социально-экономической эффективности проекта системы управления персоналом.

Далее сформирована структура гипотезы исследования.

Изучению вопросов оценки социально-экономической эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом организации посвящено большое количество теоретических и эмпирической литературы. Значительный вклад в разработку проблемы оценки эффективности системы обучения персонала внесли Кибанов А. , Егоршин А. , Базаров Т. , Потемкин В. , Карташова Л. , Шешня С. , Маренков Н. и другие авторы.

В современной отечественной экономической литературе теоретическое понимание проблем оценки эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом нашло свое отражение в работах Алехиной О. , Зайцевой Ю. , Ефремов А. , Мазур И. и др.

Новая роль человека в организации и быстрые изменения в экономике, организационной культуре и технологии по-новому поставили такие задачи, как тщательный отбор, подготовка, оплата и правильное использование персонала. Решение этих задач в рамках традиционной работы с персоналом оказывается уже невозможным. Требуется включение этой работы на правах равноправного компонента в процесс менеджмента.

Формой гипотезы определено понятие в том, что в настоящий момент в России наблюдается рост и развитие производства. Это ведет за собой повышение требований к персоналу фирм и предприятий, к организации правильной политики управления человеческими ресурсами, к большому спросу на менеджеров по управлению человеческими ресурсами, и маленькому, по сравнению со спросом, предложению на рынке труда, специалистов высокого уровня с учетом стратегии развития организации. Кроме того, несмотря на то, что в последнее время опубликовано большое количество литературы, посвященной работе с персоналом, многие вопросы, связанные с управлением персоналом, нельзя признать достаточно разработанными. Так, наиболее хорошо разработан круг вопросов, связанных с подбором, расстановкой, переподготовкой кадров, подготовкой руководителей, анализом трудовых процессов и так далее, то есть широко рассмотрено содержание функций управления персоналом. Однако практически нет исследований, за редким исключением, управления персоналом как системы. Это связано с тем, что само понятие такой системы в России появилось недавно, а также со сложностью и многоаспектностью проблемы. Вопрос формирования целостной системы управления персоналом, поиску новых форм и методов оценки социально-экономической эффективности проектов, остается недостаточно решенным. Таким образом, отсутствие обоснованной концепции делает проблему актуальной как для теории, так и для практики.

Читать также:  Ошибка программы установки драйверов

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области управления персоналом, которые раскрывают понятие проекта, его социальной и экономической эффективности, также рассматривается система управления персоналом. Информационной основой исследования являются опубликованные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, статистические сборники и информация, представленная в сети Internet на официальных сайтах, монографии, научные статьи российских и зарубежных ученых, первичные материалы ООО «Курский квас».

В ходе исследования использованы различные методы, объединенные системным подходом к изучению социально-экономической эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом организации. Абстрактно-логический метод применялся для формулирования понятий, раскрытия сущности системы и технологии управления персоналом, разработки мероприятий по совершенствования системы управления персоналом в организации.

Поиск по сайту:

mydocx. ru — 2015-2022 year. 019 sec

План-проспект диссертации уровня магистратуры представляется основой научного исследования. Не стоит формально относиться к его составлению. Грамотность подхода и формирования плана способна облегчить работу магистранта не только на этапе подготовки, но в процессе исследования и его оформления. Также план-проспект может послужить основой определенного числа учебной документации.

Обязательные к рассмотрению вопросы

Полнота плана-проспекта магистерской диссертации зависит от наличия в ней следующих пунктов:

  • Установление проблемы, указание основных задач и озвучивание целей (публикация обзорной статьи).
  • Выбор исследовательских методов (публикация).
  • Способы решения задач.
  • Опыты, лабораторные исследования и т.п. (по необходимости).
  • Внедрение (опыты исследования с результатами).

План-проспект требует детализации, что поможет диссертанту точно следовать ему: требуется последовательность, раскрытие тезисов, досказанность.

Структура плана магистерской диссертации

В общую структуру научной работы входят 12 пунктов, способных представить предварительную концепцию труда, которая, в дальнейшем, может измениться:

Во введение необходимо ввести несколько ярких примеров с указанием их подробного рассмотрения в основном материале.

Чтобы правильно определить цели исследования, необходимо точно и полномасштабно ответить на вопрос о том, для чего осуществляются исследовательские мероприятия.

Задачи работы должны быть соотнесены с исследовательской гипотезой. Их численность должна соответствовать числу глав, либо, при написании технического проекта, по несколько задач в каждой главе, при равномерном их распределении.

Описание проблемы, завершающееся указанием противоречий:

  • научно-практических (вызванных требованиями общественной практики);
  • научно-теоретических (порожденных недостатком знаний в рассматриваемой области).

Научная проблема формируется посредством вопроса, ассимилирующего в себе недостатки в научных знаниях, методико-теоретических разработках.

Предметом работы называется то, что подлежит исследованию.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Постановка научной проблемы в магистерской диссертации

Объектом исследования называется область знаний, включающих в себя предмет рассмотрения.

Гипотезы могут быть как общими, так и частными. Они должны отражать предложения автора, ориентированные на конкретизацию проблемы (анализ, уточнение, обоснование, выявление, апробация).

Теоретико-методологическая база исследования указывает на то, какую исходную методологическую позицию занимает автор и какие теоретические положения заложены в основу рассматриваемого исследования.

Выбор методов исследования обусловлен такими составляющими как объект, предмет, цели, гипотезы и задачи труда. При этом опорой выбора служит теоретико-методологическая база исследования, а перечень методов должен включать несколько видов (теоретические, эмпирические, статистические).

Диссертация пишется для того, чтобы познакомить научное сообщество с определенными результатами, достигнутыми по итогам рассмотрения проблемы. Эти результаты должны характеризоваться новизной определенных критериев (методический аппарат, программы психолого-педагогического воздействия и т. Они должны полноценно отвечать на вопросы о том, что проанализировано, разработано, проведено, изучено, выявлено, определено, создано.

Вопрос степени разработанности материала, при наличии достаточного объема информации, может отражаться либо в целой главе, либо в разделе.

Практические или экспериментальные примеры призваны демонстрировать прозрачность проводимой работы и воспроизводимость достигнутых итогов.

Планирование и детализация позволит точно следовать намеченному пути и своевременно корректировать процесс, достижения и результаты. Хорошо составленный план-конспект подготавливает почву для выполнения труда в рамках последовательности и логики изложения материала. Специалисты отмечают возможность составления к диссертации динамически развивающегося плана, дающего диссертанту свободу мысли и действий. Однако стоит помнить, что в план должны быть внесены всевозможные предусмотренные аспекты. Возможность случайного открытия никто не исключает, однако построение исследования на аспекте, являющимся итогом стечения обстоятельств, не рекомендуется, так как выводы не смогут характеризоваться точностью, что противоречит сути науки, стремящейся уходить от предположений, нетерпящей отсутствия ясного доказательства.

Диссертационный материал, для признания его успеха, должен характеризоваться критериями новизны и актуальности. Содержание работы, несмотря на вторичность процесса выполнения, является определяющим для формулирования заключения, написания введения, а также для работы над авторефератом и докладом.

Приложения, введенные в план-конспект, важны и показательны. Даже если они, по итогам завершения работы, претерпевают изменения. Если говорить о плане магистерских работ, то в их приложениях стоит включать практические работы по проекту в форме чертежей, расчетов, итогов лабораторных исследований.

План, обладающий динамическим характером, может меняться, к примеру, из-за изменения списка информационных источников. Как следствие, перед началом работы план-проспект требует согласования с научным руководителем.

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«российский государственный педагогический

университет им. герцена»

Утверждена Президиумом Ученого совета

Протокол № 10 от 21. 2011

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Основная образовательная программа

«Иностранные языки в контексте современной культуры»

Квалификация (степень) выпускника магистр

Форма обучения – очная

Утверждено на заседании Совета

факультета иностранных языков

Протокол № 8 от 01. 2011 г.

________________ Г. Елизарова

Форма обучения: очная

Семестр (-ы): 1, 2, 3, 4

Объем трудоемкости: 23 кредита – 828 часов

Цель: поэтапное представление творческой научной (текстовой) деятельности магистранта, направленное на создание целостного и завершённого научного исследования, соответствующего требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям

Требования к результатам реализации программы:

В ходе подготовки магистерской диссертации у студента формируются следующие компетенции:

профессиональные компетенции (ПК):

в области научно-исследовательской деятельности:

в области методической деятельности:

в области проектной деятельности:

· готов проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения; ПК-16

В результате реализации программы по подготовке магистерской диссертации студент должен:

· основные характеристики современной научной парадигмы;

· этапы работы над диссертационным исследованием;

· логико-методологические требования к введению научных понятий и обоснованию результатов научной работы;

· особенности композиционного построения магистерской диссертации и требования к содержательному наполнению её основных структурных элементов;

· особенности научного стиля изложения в устной и письменной форме

· требования к оформлению диссертационного исследования;

· основы публичного выступления с учётом специфики их реализации в научной речи.

· сформулировать проблему исследования, обосновав целесообразность её постановки и необходимость решения (актуальность, теоретическую значимость и практическую ценность);

· связать проблему, поставленную в диссертации, с приоритетами современного научного знания и включить её в широкий научный контекст;

· разработать структуру (композицию) работы, отражающую ход научного исследования;

· выяснить и представить степень разработанности исследуемой проблемы на основе ознакомления со специальной научной литературой разных жанров;

· определить и применить методы и приёмы, необходимые для проведения диссертационного исследования и обоснования достоверности полученных результатов;

· собрать и обработать научную информацию и иллюстративный материал, необходимые для проведения диссертационного исследования;

· представить результаты диссертационного исследования в письменной форме, соблюдая языковые и стилистические особенности научного текста;

· обобщить основные выводы и результаты диссертационного исследования в форме доклада и изложить их перед научной общественностью, соблюдая языковые и стилистические особенности и культуру научной речи;

· сопроводить представление научных результатов (в случае необходимости) элементами мультимедийной презентации;

· вести научную дискуссию по разрабатываемой проблеме

· представлением о современной интеллектуальной ситуации как о контексте, в который включается диссертационное исследование;

· представлением об элементах и этапах работы над диссертационным исследованием;

· представлением о теоретической, эмпирической и методологической базе научного исследования и основных принципах его написания;

· навыками формирования понятийно-терминологического аппарата научного исследования;

· навыками системного и критического мышления;

· современными технологиями информационного поиска, навыками работы со специализированной научной разножанровой литературой, составления библиографии по разрабатываемой теме;

· навыками поэтапной работы над научным исследованием с учётом его содержательной и жанрово-стилистической специфики;

· навыками аргументированного изложения своей точки зрения на научные проблемы в письменном научном тексте и устном выступлении, в том числе навыками научной дискуссии;

· навыками представления научных результатов в PowerPoint

ПЛАН РАБОТЫ НАД ДИССЕРТАЦИОННЫМ ИССЛЕДОВАНИЕМ

Этап выбора и утверждения темы, составления библиографии и изучения научной литературы в соответствии с библиографией
 
1 семестр
7 кредитов
Этап содержательно-композиционного структурирования работы, начала сбора и обработки научной информации
 
2 семестр
4 кредита
Этап теоретических исследований и практического анализа
 
3 семестр
4 кредита
Этап обобщения, оформления, представления результатов исследования, предзащиты магистерской диссертации
 
4 семестр
8 кредитов

1-Й СЕМЕСТР: ЭТАП ВЫБОРА И УТВЕРЖДЕНИЯ ТЕМЫ

Организационное установочное собрание магистрантов с целью разъяснения специфики отдельных этапов работы над научным исследованием и утверждения графика отчётов о его ходе на заседаниях кафедры или научно-методических кафедральных совещаниях.

Установочная беседа с научным руководителем с целью ознакомлениямагистрантовс основными принципами научного исследования, включая принципы научной этики, этапами представления творческой (текстовой) деятельности магистранта и элементами структуры магистерской диссертации.

Ознакомление с требованиями к написанию магистерской диссертации.

Формулировка темы научного исследования в ходе совместной беседы с научным руководителем

Утверждение темы диссертационного исследования

Разработка плана-проспекта магистерской диссертации, целью создания которого являются формулировка научной проблемы (темы); обоснование актуальности исследования, теоретической значимости и практической ценности; постановка цели и задач, определение теоретических основ, выбор методов и материала исследования:

А) Составление краткого библиографического списка, необходимого для написания плана-проспекта и содержащего научную литературу, рекомендуемую научным руководителем и отобранную диссертантом, в том числе литературу, ориентированную на получение представления о современном состоянии научного знания и разрабатываемой проблеме как его части.

Б) Разработка плана-проспекта магистерской диссертации, его обсуждение и корректировка с учётом рекомендаций научного руководителя.

2-Й СЕМЕСТР: ЭТАП СОДЕРЖАТЕЛЬНО-КОМПОЗИЦИОННОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ РАБОТЫ, НАЧАЛА СБОРА И ОБРАБОТКИ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Установочная беседа с научным руководителем с цельюознакомления со структурными элементами диссертационного исследования и особенностями их содержательного наполнения, общими принципами теоретических исследований, способами сбора, обработки и создания информации, требованиями к практическому анализу, с языковыми и стилистическими характеристиками научной речи.

Уточнение понятийно-терминологического аппарата и составление библиографического списка, ориентированного на разработку теоретической базы исследования, их обсуждение и корректировка с учётом рекомендаций научного руководителя.

Содержательно-композиционное структурирование исследования:

А) Ознакомление с литературой, формирующей представление о последовательности решения вопросов, составляющих научную проблему, подробное ознакомление с требованиями к вводной, основной и заключительной частям диссертационного исследования.

Б) Разработка содержательно-композиционной структуры диссертационного исследования на основе конкретного содержательного наполнения, её обсуждение и корректировка с учётом рекомендаций научного руководителя

Представление начальных разделов теоретической главы исследования, включая краткую историю вопроса и его современное состояние, их обсуждение и корректировка с учётом рекомендаций научного руководителя

Подбор языкового материала исследования

Представление фрагмента работы (анализ), подтверждающего способность магистранта применить теоретические основы и методы исследования по отношению к практическому материалу; обсуждение и его корректировка с учётом рекомендаций научного руководителя.

3-Й СЕМЕСТР: ЭТАП ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Установочная беседа с научным руководителем с целью уточнения состояния научной работы, возможных изменений в её содержательно-композиционном структурировании, процесса сбора, изучения, создания и обработки информации, необходимой для разработки решаемой научной проблемы, успешности использования подобранного языкового материала.

2 Продолжение и завершение работы над теоретической главой исследования, включая выводы и библиографический список, их обсуждение и корректировка с учётом замечаний научного руководителя.

Представление начальных разделов практической главы исследования, их обсуждение и корректировка с учётом замечаний научного руководителя.

Отчёт о состоянии научного исследования магистранта на заседании кафедры или кафедральном научно-методическом совещании; возможное уточнение темы магистерской диссертации.

Апробация диссертационного исследования на научных мероприятиях в рамках программ научно-исследовательской работы (НИР) и научно-исследовательской практики (НИП).

В качестве форм апробации результатов исследования рекомендуются выступления с научными докладами на научно-исследовательском семинаре для магистрантов, конференции СНО, аспирантских семинарах, Герценовских Чтениях, Никитинских Чтениях, школе-семинаре памяти И. Арнольд и пр.

4-Й СЕМЕСТР: ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

Установочная беседа с научным руководителем с целью уточнения готовности научного исследования, ознакомления с требованиями к написанию автореферата диссертации и к её защите.

Завершение работы над практической главой исследования, включая выводы и полный список источников иллюстративного материала, её представление, обсуждение и корректировка с учётом замечаний научного руководителя.

Представление полного текста диссертационного исследования, включая заключение, библиографию и (возможные) приложения, их обсуждение и окончательная доработка с учётом рекомендаций научного руководителя.

Подготовка к предварительной защите диссертационного исследования и его предварительная защита на научно-исследовательском семинаре магистрантов.

Подготовка автореферата магистерской диссертации:

А) Обсуждение с научным руководителем оптимальной формы представления результатов исследования в автореферате диссертации, содержательно-композиционной структуры автореферата, особенностей языка и стиля;

Б) Представление текста автореферата диссертации, его обсуждение и корректировка с учётом рекомендаций научного руководителя.

Подготовка доклада по диссертации и защита диссертационного исследования:

А) Обсуждение с научным руководителем оптимальной формы представления результатов исследования в докладе по диссертации, содержательно-композиционной структуры доклада, особенностей его языка и стиля, новых технологий подачи материала (презентация в POWERPOINT, работа с раздаточным материалом и пр.

Б) Подготовка текста доклада на предзащите и защите, его обсуждение и корректировка с учётом рекомендаций научного руководителя.

В) Предзащита диссертационного исследования.

Поможем в написании учебной работы
Поиск по сайту:Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

Программы мониторинговых исследований

В связи с тем, что мониторинг представляет собой сложную взаимосвязанную систему, проведение мониторинговых исследований требует разработки мониторинговой программы.

Мониторинговое исследование – система циклично повторяющихся теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте в целях выявления тенденций и прогнозирования развития объекта для принятия управленческих решений. Оформлением результатов мониторингового исследования являются:

– социально-педагогическое обоснование управленческих решений;

– практические рекомендации;

– научные разработки;

– новые педагогические технологии.

Под программой мониторингового исследования мы понимаем научно-методический документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования объекта. Программа мониторингового исследования – это, по существу, и есть теория и методология конкретного исследования отдельного объекта или явления.

По мере составления программы решаются проблемы выбора объекта, разрабатываются конкретные методики сбора, обработки и анализа данных, проблемы научной интерпретации данных.

В соответствии со своим назначением программа мониторингового исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция программы состоит в том, что программа позволяет: определить научную проблему, для решения которой проводится исследование; сформулировать цели и задачи исследования; зафиксировать исходное представление об изучаемом объекте: установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.

Методическая функция программы состоит в том, что программа позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория. Кроме того, методическая функция показывает, как использовать методы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, проводить сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований.

Организационная функция программы обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, облегчает контроль за ходом исследования.

Структура программы мониторингового исследования включает в себя все вышеперечисленные этапы мониторинга и состоит из следующих разделов (блоков):

Информационный блок.

Представляет подготовительный этап мониторинга, который включает актуализацию выбора объекта мониторинга, определение ключевых понятий.

Этапы проведения мониторинга.

1) цель, задачи;

2) диагностический (инструментарий, используемый для сбора информации, методики, анкеты и т

5) итоговый (включающий в себя выводы и рекомендации по проблеме).

Мониторинговые исследования могут проводиться различными субъектами: независимыми экспертами; учителями (классными воспитателями); администрацией, что определяет уровни организации мониторинга и решаемых проблем. Например, учитель (классный воспитатель) ведет наблюдение и фиксирование динамики развития отдельного ученика или классного коллектива в целом. Администрация отслеживает динамику развития класса, возрастной параллели, ступени образования, школы в целом через определение качества знаний, уровней воспитанности, обученности и т. Основным требованием при проведении мониторинга является взаимодействие его участников, которое предусматривает установление четких границ взаимодействия каждого специалиста, единство, взаимопроникновение и согласованность действий всех участников.

Как определить проблему магистерской диссертации?

Чтобы определить тот самый недостаток, пробел или противоречие, автору научно-исследовательской работы необходимо изучить немало источников информации, определить какие теории и когда возникли, какую роль они сыграли в развитии теории и практики, в какой степени способствовали решению проблемы и пр.

Фактически определение проблемы происходит на этапе сбора и обработки источников информации. Конкретизация и грамотная постановка проблемы возможна после формирования теоретической главы диссертационного исследования.

Поэтому к окончательной формулировке проблемы научного труда исследователь приходит после написания его основной части, когда он уже использовал научные труды, полноценно изучил достоинства и недостатки существующих теорий и концепций, определил их роль в развитии науки и отрасли и пр.

Этапы постановки научной проблемы магистерской диссертации

Выявление проблемы – процесс непростой, требующий особого внимания, усидчивости и скрупулезности. При написании диссертационного исследования магистр, как правило, придерживается следующей схемы действий:

Постановка научной проблемы в магистерской диссертации

На данном этапе проявляется личная заинтересованность автора исследования, его стремление к новым свершениям и открытиям. Для написания качественного исследования недостаточно просто так перечитывать литературу, пытаясь определить необходимость создания чего-то нового. Важно, чтобы аспирант или соискатель с интересом и энтузиазмом выполняли свою работу, а не по принуждению. При таком подходе определить необходимость «перемен» будет гораздо проще.

Автору необходимо не просто выявить проблему исследования, но и подтвердить ее актуальность и необходимость решения. Это возможно, если исследователь сопоставит текущее положение дел с намеченными планами, определит значимость рассматриваемого вопроса и его роль в развитии научной мысли, жизни.

Актуальность проблемы должна подчеркивать актуальность всего исследования, отражать тот пробел, который действует сейчас.

Важно, чтобы цель магистерской диссертации способствовала решению проблемы и захватывала все сферы ее воздействия, учитывала ее особенности. Поэтому исследователь должен сформулировать цель работы с учетом выявленного противоречия, отразить не только необходимость изучения определенных аспектов, но и разработку мероприятий по решению (совершенствованию) ситуации.

Решение проблемы должно подчеркивать значимость исследования: что привнесли действия автора в реальную жизнь или область науки, чего он добился к каким результатам пришел и пр.

Меры по решению проблемы должны быть относительно новыми, эффективными, оптимально соотноситься с затратами и полученными результатами и пр.

Данный постулат означает правильную постановку, формулировку проблемы диссертации.

Как правильно сформулировать проблему научного исследования?

Формулировка проблемы магистерской диссертации предполагает соблюдение определенных условий:

— проблема исследования должна быть реалистичной, разрешимой;

— формулировка данного критерия должна быть простой, понятной и ясной;

— при постановке проблемы необходимо определить, на какие вопросы она должна ответить. Например, ключевым вопросом при постановке проблемы может быть « как повысить работоспособность или производительность?»;

— найдите противоречие и опишите его. Для этого необходимо найти пробел, который проявляется чаще всего на стыке новых и старых теорий;

— окончательная формулировка проблемы диссертации возможна только после создания основной части материала.

Проблема – является основой гипотезы, выдвинутой автором магистерской диссертации. Данный постулат выступает обязательным элементом научно-исследовательского проекта, который находит отражение во введении. Если автор не сможет грамотно и правильно отразить проблему диссертации, то это станет грубой, а возможно и роковой ошибкой, которая сможет не просто снизить итоговый балл, но и дисквалифицировать работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *