Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Глобальные проблемы современности: Unsplash

С 31 октября мир наблюдает за международной конференцией COP26 (Конференция сторон) в Глазго, Великобритания. На ней лидеры государств обсуждают климатический кризис, перерастающий в катастрофу, и пути его решения. Однако изменения климата не единственная глобальная проблема современности. Рассмотрим, какие еще вопросы влияют на жизнь всего человечества.

Что такое глобальные проблемы современности? Как отмечает политолог Анатолий Торкунов в книге «Современные международные отношения», в конце ХХ века человечество столкнулось с рядом важнейших проблем глобального масштаба. Ухудшение экологической ситуации, истощение природных ресурсов, терроризм, неконтролируемый прирост населения представляют серьезную угрозу для всего мира, а не отдельных государств. Более того, если эти вопросы останутся неразрешенными, то могут вызвать регресс в развитии человечества и поставят под вопрос его выживание. Единственный способ помешать этому — объединить усилия всех стран.

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Глобальные проблемы человечества

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

  • Актуальность нашей исследовательской работы заключается в том, что глобальные проблемы :
  • 1)Касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран и народов
  • 2) Приводят к значительным экономическим и социальным потерям
  • 3) Требуют для своего решения сотрудничества всех стран и народов

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Цели и задачи

  • Цель : Изучить глобальные проблемы человечества
  • Задачи: 1) Сформировать понятие о глобальных проблемах человечества и причинах возникновения , найти пути их решения
  • 2) Провести опрос среди учащихся 9 классов, показать результаты опроса в диаграмме

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

1 Что такое глобальные проблемы

2 Особенности глобальных проблем

3 Виды глобальных проблем

4 Экологическая проблема

5 Проблема мира и разоружения

6 Демографическая проблема

7 Энергетическая и сырьевая проблемы

8 Международные организации и движения

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

  • Экологическая проблема
  • Проблема мира и разоружения.
  • Демографическая проблема.
  • Энергетическая и сырьевая проблемы.

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Причины возникновения экологических проблем :

  • Нерациональное природопользование
  • Загрязнение окружающей среды отходами.
  • Неконтролируемое изменение климата Земли

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Пути решения экологических проблем

  • Уменьшение бытовых и производственных отходов.
  • Очистка сточных вод.
  • Переход к чистым источникам энергии.
  • Охрана и восстановление земель и лесов

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Проблема мира и разоружения.

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Причины возникновения проблем мира и разоружения.

  • Создание оружия массового поражения в конце XX века и его быстрое распространение по планете
  • Политическая нестабильность в мире

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Пути решения проблемы:

Комплексный подход к проблеме разоружения

Строгий международный контроль за нераспространением оружия массового поражения;

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Причины возникновения проблемы

  • Миграции
  • Высокая рождаемость
  • Перенаселенность сельских поселений
  • Политические, национальные или расовые причины

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

  • реализация демографической политики
  • регулирование численности населения через планирование семьи
  • проведение социально-экономических преобразований, ведущих к повышению уровня жизни, и, как следствие, к стабилизации численности населения через снижение рождаемости
  • сбор, анализ и распространение информации о демографической ситуации

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

  • Быстрый рост добычи ограниченных запасов сырья
  • Ухудшение горно-геологических условий залегания полезных ископаемых
  • Увеличение территориального разрыва между районами добычи и потребления
  • Истощение бассейнов и месторождений
  • Открытие новых месторождений в районах со сложными природными условиями

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

  • Снижение объемов добычи
  • Использование альтернативных источников энергии
  • Увеличение КПД добывания и производства

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

  • ООН — Организация Объединённых Наций.
  • ВОЗ — Всемирная организация здравохранения.
  • ЮНИСЕФ — Детский фонд.
  • Международный Красный Крест.
  • Гринпис — «Зелёный мир».
  • Антиглобализм

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Список использованных источников

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Спасибо за внимание

Элективный
курс « Глобальные проблемы современности».

Ступиной
Оксаны Анатольевны и Рычковой Марины
Павловны.

Интегрированный
курс (география-обществознание) рассчитан
на 34 часа, предназначен для учащихся
10 класса и включает в себя теоретические
и практические занятия.

  • формирование
    на основе научного материала экологической
    культуры личности
  • формирование
    системы практических умений по изучению,
    оценке и улучшению состояния окружающей
    среды
  • актуализация
    знаний понятийно-терминологического
    аппарата общественных наук, приобретение
    навыков свободного оперирования ими
    в устной и письменной речи;
  • овладение
    системой знаний, формирующих целостную
    картину мира и жизни человека в нём;
  • овладение
    системой знаний, позволяющих cформулировать
    личностное отношение к проблемам
    современного мира.
  • освоение
    способов учебно-познавательной и
    проектной деятельности, знакомство с
    научным инструментарием и методами
    познания

В
результате изучения курса учащиеся
должны знать:

-причины,
особенности и последствия глобальных
проблем современности

-типологию
глобальных проблем и их характеристику

-современные
подходы к решению глобальных проблем
современности

-специфику
проявления глобальных проблем в отдельных
странах

-виды
международных организаций, занимающихся
решением глобальных проблем;


работать с
дополнительной литературой;


принимать участие в дискуссии;


проводить лабораторные работы;


применять полученные знания на практике

Тема
1. Глобализация.

Глобализация
как тенденция современного мирового
развития. Периоды глобализации. Взаимоотношения человека и общества в
условиях НТР. Особенности глобализации
на современном этапе: позитивные и
негативные тенденции. Глобальные
проблемы как порождение глобализации. Антиглобализм.

Тема
2. Глобальные проблемы современности.

Причины
возникновения глобальных проблем. Особенности глобальных проблем. Виды
глобальных проблем. Пути решения
глобальных проблем в современном мире.

Тема
3. Проблема войны и мира.

Исторический
аспект проблемы. Мировые войны и локальные
конфликты. Холодная война и гонка
вооружений. Ядерная зима. Мировая
торговля оружием. Горячие точки планеты.

Межэтнические
и межконфессиональные конфликты. Новое
политическое мышление. Безъядерные
зоны. Пацифизм.

Практическая
работа « Анализ статистических данных. Конфликты человечества».

Тема
4. Проблема « Север- Юг».

Параметры
отсталости. Колониализм. Модель «золотого
миллиарда». Закон культурного отставания
У. Огсборна. Трудовая миграция. Исламизация
стран Запада. Страны третьего мира и
урегулирование геополитических проблем.

Практическая
работа. «Анализ соотношения реального
ВВП на душу населения в богатых и бедных
странах».

Тема
5. Экологическая проблема.

Коэволюция. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Трансграничный перенос. Экологическое
варварство. Экологический мониторинг. Экологическое право. Климатический
патруль в средней общеобразовательной
школе.

Тема
6. Энергетическая проблема.

Минеральные
ресурсы и их рациональное использование. Возобновляемые источники энергии. Гидроэнергетика. Лесные ресурсы. Вторичные ресурсы. Экологические
проблемы ядерной энергии. Энергетическая
безопасность. Проблемы утилизации. Деятельность международной организации
« Spare». Работа климатического
патруля в общеобразовательной школе.

Тема
7. Продовольственная проблема.

Регионы
и зоны критической продовольственной
ситуации. Природно-ресурсные аспекты
решения продовольственной проблемы. Факторы падения плодородия почв. Экологические последствия «мясной
революции». Типы питания по Кэриелу. Мировая программа по борьбе с голодом.

Тема
8. Освоение космоса и мирового океана.

Проблемы
освоения ресурсов океана и космоса. Морское хозяйство. Океанологический
туризм. Морская среда как арена военной
активности. Международное сотрудничество. Конвенция ООН по морскому праву «Хартия
морей». Космическое землеведение и
космическое производство. Международные
космические станции. Космический туризм.

Тема
9. Демографическая проблема.

Принципы
теории роста и развития. Мальтузианство. Демографический «взрыв» в странах
третьего мира и «нулевой прирост» в
странах Европы. Урбанизация. Коэффициенты
рождаемости и смертности. Коэффициент
фертильности. Возрастные когорты. Старение нации. Долгожительство. Соотношение полов. Качество жизни. Здоровый образ жизни. Демографическая
ситуация в России. Международная
продовольственная ассоциация.

Тема
10. Международный терроризм.

Хронология
терроризма. Виды терроризма. Соотношение
типов и мотивов терроризма. Поведение
жертв террора. Терроризм в международном
праве. Социальная безопасность.

Тема
11. Проблема здравоохранения.

Понятие
и показатели здоровья. Режим труда и
отдыха. Эпидемии. СПИД. Алкоголизм. Табакокурение. Санитарное просвещение
населения. Система здравоохранения в
России.

Социологический
опрос на тему: «Здоровый образ жизни».

Тема
12. Проблема падения нравственности.

Нравственность. Философия гуманизма. Духовность и
религиозность. Интеллектуальный
потенциал нации. Проблема «утечки умов». Нарушение законности и рост преступности. Реформы в образовании. Построение
гражданского общества. Снижение
социальной напряженности. Влияние СМИ
на нравственное самосознание. Разрушение
исторической памяти. Проблемы патриотизма. Массовая культура. Сквернословие. Суицид. Жестокость и насилие. Интернет
и компьютерная зависимость. Проблемы
детей — социальных сирот.

Тема
13. Международное регулирование глобальных
проблем.

Международное
право. Международное гуманитарное
право. Международные организации,
занимающиеся решением глобальных
проблем. ООН. ЮНЕП. МАГАТЭ. ВОЗ. Монреальский
протокол. Киотский протокол. Римский
клуб. Концепция пределов роста.

№п/п
Тема
занятия
Кол-вочас
Форма
занятия
Форма
контроля

1. Глобализация
1
лекция
конспект

2. Глобальные
проблемы современности
1
видеолекция
презентация

3. Проблема
войны и мира
3
Работа
со справочной литературойРабота
со СМИ
Практическая
работа

4. Проблема
«Север-Юг»
3
Работа
со справочной литературойРабота
со СМИ
Практическая
работа

5. Экологическая
проблема
3
ВидеолекцияДеловая
играЗаседание
климатического патруля
Круглый
столСоставление
диаграммы

6. Энергетическая
проблема
3
Встреча
с руководителем Мосгорэнерго. Совместное
заседание с членами климатического
патруля. Экскурсия
с музей гидроэнергетики в Угличе
СеминарСоставление
диаграммы

7. Продовольственная
проблема
2
Анализ
статистических данныхЭкскурсия
на комбинат «Московский»
ДискуссияОтчет
об экскурсии

Читать также:  Актуальные вопросы информационного права (часть 2)

8. Освоение
космоса и мирового океана
2
ВидеолекцияВстреча
с представителями ГКНПЦ им. ХруничеваВстреча
с представителями института Океанологии
им. Ширшова
Устные
сообщения

9. Демографическая
проблема
3
Анализ
статистических данных
семинар

10. Международный
терроризм
3
Работа
со СМИ
Круглый
столпрезентация

11. Проблема
здравоохранения
3
Встреча
с работниками департамента по
здравоохранению
Социологический
опрос

12. Проблема
падения нравственности
4
Встреча
с руководителем волонтёрской организации
«Отказник»
Социальный
проект

13. Международное
регулирование глобальных проблем. 3
Работа
с источниками
конференция

Итого:
34
часа

  • Капица
    С.П. Глобальная демографическая революция
    и будущее человечества // Новая и новейшая
    история, №4, 2004.
  • Рейман
    Л.Д. Информационное общество и роль
    телекоммуникаций в его становлении //
    Вопросы философии, № 3, 2001.
  • Римашевская
    Н.М. Социально-экономические и
    демографические проблемы современной
    России // Вестник РАН, том 74,№3,2004.

Что такое глобальные проблемы человечестваГлобальные проблемы современности — это проблемы, которые касаются жизненных интересов всех людей на планете и охватывают многие сферы. Решить их можно только общими усилиями, если для этого объединятся все страны. Давайте разберемся, какие проблемы относятся к глобальным. Признаки глобальных проблем общества

  • Влияют на жизнь всего человечества.
  • Возникают объективно из-за развития общества.
  • От того, сможем ли мы их решить, зависит судьба человеческой цивилизации.
  • Все мировые угрозы взаимосвязаны.
  • Требуют, чтобы для их решения страны работали сообща.
  • Эти проблемы нужно решить как можно скорее.

Какие глобальные проблемы сейчас угрожают мируУже сегодня человечество столкнулось с угрозами, которые дамокловым мечом нависли над будущим планеты. О каких именно глобальных проблемах современности речь, рассмотрим подробнее на примерах. Проблема термоядерной войныУгроза термоядерной войны — это пример одной из самых крупных глобальных проблем человечества на сегодняшний день. Ее суть проста: третья мировая ядерная война может уничтожить человечество. Общая мощь всего ядерного оружия на планете — 18 млрд тонн в тротиловом эквиваленте. Это означает, что на каждого жителя Земли приходится 3,6 тонн взрывчатки. Если сработает хотя бы 1% земного ядерного оружия, это приведет к так называемой «ядерной зиме». Это явление уничтожит не только людей, но и всю биосферу. Проблемы экологииУ всех экологических проблем мира один корень — жизнедеятельность человека, которая вредит окружающей среде. Во второй половине прошлого столетия начали развиваться сразу несколько экологических катастроф:

  • разрушается мировая экосистема;
  • все больше видов флоры и фауны исчезает с лица земли;
  • происходит глобальное изменение климата, т. к. увеличивается выброс парниковых газов в атмосферу;
  • экологический баланс природы нарушен — все больше территорий поражены бедствиями либо стоят на грани катастрофы.

Загрязнение почвы, океана и околоземного пространства губительно. Оно отражается на здоровье человека и качестве его жизни, ставит под угрозу всех живых существ планеты. Пораженные территории становятся непригодными для жизни, а источники этого поражения мешают биосфере восстанавливаться и в конечном итоге разрушат ее. Демографическая проблемаЭта глобальная проблема затрагивает количество населения мира. Сегодня в мире актуальны две противоположные тенденции. Рассмотрим каждую из них. Проблема «Север-Юг»Глобальная проблема «Север-Юг» — это напряженные экономические отношения между развитыми и развивающимися странами мира. Пропасть между ними по уровню экономического и культурного развития растет с каждым годом. Так, некоторые страны Азии, Африки и Латинской Америки не могут позволить себе высокого роста в разных отраслях, высококачественных товаров и медицины, что влияет на их уровень жизни. Мировая продовольственная проблемаГлобальная продовольственная проблема — одна из самых острых в современном мире. Она связана с тем, что в век научно-технического прогресса все еще остаются люди, которые не могут обеспечить себя питанием. По отчету портала GHI (Global Hunger Index) 47 стран мира в 2021 году имеют тревожно высокий индекс голода. Согласно прогнозам, понизить его до «нулевого голода» к 2030 году не получится. Проблема бедностиПо данным портала Our World In Data, ⅔ населения мира тратят до 10 долларов в день, а каждый десятый житель — меньше $2. Это говорит о том, что многие развивающиеся страны не могут обеспечивать должный уровень жизни для граждан. В таких государствах людям недоступна качественная медицина и многие жизненно необходимые товары. Это порождает другие глобальные угрозы — проблемы здравоохранения и образования в мире. Экономический кризис, который вызвала пандемия COVID-19, усугубила эту и многие другие проблемы в развивающихся странах. Проблема международного терроризмаТерроризм — это насильственные действия, которые преступники используют, чтобы устрашать население и добиваться политических целей. Как правило, террористические акты — это рычаг давления на власть. Одна из главных опасностей международного терроризма — его способность усилить другие глобальные проблемы общества. Сегодня террористическим группам доступны все блага технологий и финансирование за счет ограблений, доходов с теневой экономики и т. Это делает современный мир уязвимым перед терроризмом. Другие проблемы XXI векаЭто был далеко не полный список угроз, которые актуальны для планеты. Существуют и другие, не менее пугающие проблемы современного общества. Среди них:

  • опасные и часто неизлечимые болезни, которые быстро распространяются (СПИД, атипичная пневмония, COVID-19 и т. д.);
  • нехватка пресной воды;
  • проблема освоения космического пространства и Мирового океана;
  • истощение природных ресурсов;
  • утрата памятников культурного наследия человечества и другое.

Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!Как решить глобальные проблемы человечестваОбщество уже сделало первый шаг к тому, чтобы справляться с угрозами. Ученые и политики оценили масштабы катастрофы и предложили меры, которые помогут нам в борьбе за будущее. Рассмотрим в таблице список глобальных проблем человечества и пути их решения. Есть и общие правила, которые помогут решить глобальные проблемы в будущем.

  • Изменить сознание людей: воспитывать в населении гуманизм, обсуждать глобальные проблемы в обществе.
  • Изучить причины и противоречия, которые обостряют глобальные проблемы и создают новые.
  • Объединить усилия всех стран: вместе создавать технологии, пользоваться единым фондом ресурсов, изучать угрозы вместе, обмениваться информацией.
  • Помнить, что перед человечеством встали проблемы, решение которых зависит от умения стран договариваться и работать сообща.
  • Наблюдать и контролировать глобальные угрозы.

Глобальные проблемы мира — это одна из тем на экзаменах по обществознанию. Если она кажется сложной и хочется разобрать ее подробнее, это можно сделать на курсах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ вместе с преподавателями Skysmart. На онлайн-занятиях ученик и репетитор вместе изучат, что относится к глобальным проблемам человечества, их типы, причины и многое другое.

Глобальные проблемы современности — это совокупность наиболее острых, жизненно важных общепланетарных про­блем, решение которых требует совместных усилий стран мирового сообщества. Отличительной особенностью этих проблем являются их комплексность, системность и всеоб­щность, что обусловлено растущим единством современно­го мира, усилением взаимосвязи и взаимозависимости со­ставляющих его частей.

Все глобальные проблемы условно можно разделить на четыре группы: социально-политические, социально-эко­номические, социально-экологические и социально-гума­нитарные.

Глобальные социально-политические проблемы охваты­вают комплекс вопросов, связанных с обеспечением мира и международной безопасности. В течение длительного пе­риода система международной безопасности базировалась на ядерном сдерживании военных держав. Однако со вре­менем пришло понимание, что ядерная война не может быть средством достижения внешнеполитических целей в усло­виях, когда усилилась глобальная взаимозависимость госу­дарств.

Прекращение противоборства Востока и Запада породи­ло определенные надежды на безопасный мир. Однако даль­нейшее развитие событий выявило новые источники неста­бильности и напряженности в мире. Рост международного терроризма, распространение исламского фундаментализ­ма, увеличение числа локальных конфликтов и «горячих точек» на планете — все это свидетельствует о появлении новых опасностей, угроз и рисков для мирового сообще­ства.

По-прежнему острой остается проблема разоружения, особенно ракетно-ядерного. Сегодня накопленные в мире tanacbi оружия позволяют многократно уничтожить все че­ловечество. Мировые военные расходы ежегодно составля­ют порядка одного триллиона долларов. Сейчас в мире на каждого солдата расходуется в 60 раз больше, чем на образование одного ребенка. В развивающихся странах темпы военных расходов в два раза превышают темпы экономического роста, что значительно осложняет решение социальных проблем. Неконтролируемое распространение ор жия в мире расширяет зоны терроризма и преступности способствует «милитаризации» сознания людей, порождает насилие в повседневной жизни.

Читать также:  Terraria ошибка прекращена работа программы terraria

Решение проблемы разоружения позволило бы отвеет от человечества опасность ядерной войны, высвободить колоссальные людские, материальные и финансовые ресурсы для нужд устойчивого экономического и социального разви­тия народов и стран. Однако на пути разоружения стоят еще многочисленные трудности и препятствия, среди которых —, огромная инерционность гонки вооружений, сопротивление военно-промышленных комплексов, крупные масштабы меж­дународной торговли оружием, локальные войны и вооруженные конфликты, рост террористических и криминальных-организаций и др.

Разоружение — длительный процесс, требующий со­блюдения определенных принципов. К числу важнейших среди них относятся равенство и одинаковая безопасность; выполнение обязательств по договорам и соглашениям; раз­работка и осуществление системы контроля; комплексный характер разоруженческих мероприятий, их непрерыв­ность и эффективность и др. Развитию процессов разору­жения может способствовать деятельность многочислен­ных пацифистских и экологических организаций.

В современном мире меняются основные формы исполь­зования вооруженного насилия. Наряду с войнами нараста­ет эскалация терроризма, который сегодня все больше при­обретает международный характер. Для терроризма как особого метода политического насилия присущи целена­правленность, особая жестокость, расчет на внешний эф­фект и психологическое воздействие. Совершенствование оружия, возможность создания «портативного» ядерного оружия ведет к глобализации террористической угрозы. После взрывов зданий мирового торгового центра в Нью- Йорке 11 сентября 2001 г. весь цивилизованный мир в пол­ной мере осознал общепланетарные масштабы опасности международного терроризма. Мировое сообщество осуж­дает любые формы проявления терроризма и ставит задачу объединения усилий для борьбы с этой растущей угрозой всему человечеству.

Среди глобальных социально-экономических проблем можно выделить три — проблему экономической отстало­сти, демографическую проблему и продовольственную про­блему.

Первая из этих трех проблем проявляется в огромной от-1талости развивающихся стран, их неспособности наладить эффективное производство, обеспечить себя продовольстви­ем, ликвидировать нищету, решить многочисленные соци­альные проблемы. Разрыв по всем социально-экономичес­ким показателям между этими странами и высокоразви­тыми государствами достигает колоссальных размеров и продолжает увеличиваться. Это углубляет раскол мира на богатые и бедные страны, создает напряженность в отно­шениях между ними, порождает в целом нестабильность мировой системы.

Решение этой глобальной проблемы требует, с одной стороны, проведения широких прогрессивных преобразо­ваний в самих отсталых странах, модернизации их нацио­нальных экономик, а с другой — оказания действенной помощи этим странам со стороны мирового сообщества, пересмотра и списания части внешних долгов, предоставления безвозмездных займов и льготных кредитов, пере­стройки международной торговли на более справедливых принципах, создания и утверждения нового мирового эко­номического порядка.

С проблемой экономической отсталости тесно связаны две другие глобальные проблемы — демографическая и продо­вольственная. В результате «демографического взрыва» во второй половине XX в. мировое население более чем удво­илось за этот период и составило к началу XXI в. 6 млрд человек. При этом более 80% прироста населения приходится на развивающиеся страны Азии, Африки и Латин­ской Америки. По некоторым прогнозам, в ближайшее время в этих странах будет концентрироваться более 90% всего мирового населения. Подобная демографическая ситуация впечет за собой целый ряд негативных последствий: нерав­номерность распределения населения по отношению к жиз­ненным ресурсам, усиление разрушительного воздействия на окружающую среду, перенаселение и рост нищеты в отсталых странах, возникновение неконтролируемых миграционных потоков, ухудшение условий жизни людей и т.

«Демографический взрыв» особенно обострил продоволь­ственную проблему в развивающихся странах. По данным ООН, здесь 800 млн человек живут на грани голода, а 40 млн умирают от истощения. Было подсчитано, что уменьшение пищевых ресурсов в мире на 20-30% при непрерывном ро­сте населения будет иметь катастрофические последствия для развивающихся стран. Уже сейчас мировой дефицит! зерна ежегодно составляет 10-12 млн т.

Решение этой глобальной проблемы прежде всего свя­зано с созданием высокоэффективного сельскохозяйственного производства в развивающихся странах. Осуществление в них так называемой «зеленой революции» (резкий подъем сельскохозяйственного производству на основе широкого применения передовых технологий) позволило бы прокормить население в 2-3 раза больше нынешнего. Сле-3 дует также иметь в виду, что современные возможности получения продовольствия в мире в целом реализуются далеко не полностью. Так, из всех пригодных для земледелия: площадей по прямому назначению используется только 40%. Значительно можно увеличить производство и добычу про­дуктов питания в Мировом океане. Наконец, необходимо пере­смотреть во многом несправедливую систему распределения запасов продовольствия в мире, расширить продовольствен­ную помощь экономически отсталым странам.

Глобальные социально-экологические проблемы выд­вигаются сегодня на передний план в связи с растущей опас­ностью разрушения природной среды обитания человека. Современный экологический кризис выражается в загряз­нении воздушного и водного бассейнов Земли, глобальном изменении климата, уничтожении лесов, исчезновении мно­гих видов растений и животных, эрозии почвы, сокращении плодородных земель и т. В настоящее время в атмосферу, воду и почву ежегодно выбрасывается около 1 млрд т отхо­дов, в том числе и токсичных. Вырубка леса в 18 раз пре­вышает его прирост. Один сантиметр чернозема, который накапливается 300 лет, разрушается сейчас за три года. Парниковый эффект, «озоновые дыры», «кислотные дож- ди», отравленные реки и озера, затопленные огромные тер­ритории, зоны экологического бедствия — все это последствия разрушительного воздействия человека на окружающую среду.

Решение экологических проблем предполагает разработ­ку и осуществление природоохранных программ на нацио­нальном, региональном и международном уровнях. Особое значение приобретают совместные мероприятия стран мирового сообщества по улучшению состава атмосферы, со­хранению озонового слоя планеты, рациональному использо­ванию природных ресурсов, установлению международ­ных экологических стандартов и контроля в области охраны окружающей среды, внедрению безотходных и приро­досберегающих технологий, созданию экозащитных сис­тем и т.

В современных условиях неотъемлемой составной час­тью внутренней и внешней политики государств мирового сообщества становится экологическая политика, основным содержанием которой являются оптимизация социоприродных процессов, охрана окружающей среды. Наряду с при­родоохранными экологическая политика включает и другие аспекты — биосоциальные, демографические, социоэко-культурные, природопреобразующие. В ней получают свое выражение общественная мораль, ценностные установки, человеческое измерение прогресса.

Необходимое условие эффективности экологической по­литики — создание природоохранного законодательства, предусматривающего ответственность за его нарушение и широкую систему мер, побуждающих к охране окружаю­щей среды (например, введение налоговых льгот для эко­логически чистых производств).

Важной задачей сегодня становится развитие экологи­ческого образования, под которым понимается процесс приобретения знаний об экологических проблемах, причи­нах их возникновения, необходимости и возможности их решения. Расширение системы экологического образова­ния должно способствовать формированию экологического знания и экологической культуры. Необходимо также постоянно и правдиво информировать людей о состоя­нии среды их обитания.

Экологические вопросы находятся в центре внимания ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. Их деятельность направлена на разработку международных программ охраны окружающей среды, проведение природе охранных мероприятий мирового масштаба, создание си­стемы международного контроля за состоянием природной среды, развитие экологической политики и экологического образования и т. Свой вклад в дело защиты окружаю­щей среды вносят и многочисленные экологические организации и движения, деятельность которых приобретает сегодня значительный размах в разных странах мира.

Глобальные социально-гуманитарные проблемы охва­тывают широкий круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к Человеку. Это — материальная и духовная необеспеченность жизни; нарушение прав и свобод; личности; физическое и психическое нездоровье челове­ка; горе и страдания от войн и насилия и др. Стихийные; бедствия, локальные войны, кровавые межнациональные» конфликты приводят подчас к настоящим гуманитарным: катастрофам, ликвидация последствий которых требует объединенных усилий стран мирового сообщества. Растущие потоки беженцев, общее число которых достигает в всем мире 50 млн человек в год, создают серьезные трудности для многих стран (обеспечение огромных людских масс питанием, жильем, их трудоустройство, опасное распространения эпидемий, преступности, наркомании т. В значительной степени сходные проблемы порождает нелегальная миграция, которая захлестывает процветающие страны мира.

Загрязнение окружающей среды приводит к росту тяжелых заболеваний людей, в частности сердечно-сосудистых и онкологических. Особую опасность сегодня представляет СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита), которого уже умерло около 6 млн человек. Озабоченное Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) вызывает также нездоровый образ жизни, распространение наркомании, алкоголизма, курения, увеличение психических отклонений и др.

Читать также:  Если программа 4game не работает, поищите исправление в Интернете

В России обострение этих и многих других проблем привело к снижению средней продолжительности жизни нас пения. Если в 1987 г. она составляла 74,6 лет у женщин и почти 65 лет у мужчин, то во второй половине 1990-х гг. — уже около 72 лет у женщин и лишь 58 лет у мужчин. Такую высокую разницу в продолжительности жизни мужчин и женщин некоторые исследователи считают специфически российским феноменом и объясняют его преимущественно распространением пьянства и алкоголизма.

Таким образом, глобальные проблемы тесно переплете­ны между собой и в конечном итоге все они «выходят» на Человека. В их основе— общепланетарного масштаба противоречия, затрагивающие само существование современ­ной цивилизации. Осознание растущих угроз человечеству побудило многих ученых мира объединить усилия для ис­следования глобальных проблем и поиска путей их решения. И 1968 г. возник Римский клуб— международная неправи­тельственная организация, объединяющая ученых, полити­ческих и общественных деятелей многих стран мира.

Широкую известность приобрели исследовательские проекты Римского клуба «Пределы роста» (1972), «Челове­чество у поворотного пункта» (1974), «Цели для человече­ства» (1977), «Третий мир: три четверти мира» (1980) и др. Они заставили по-новому взглянуть на многие стороны современной цивилизации, изменить традиционные представления о возможностях экономического роста и ис­пользования природных ресурсов. Выводы и рекомендации ученых Римского клуба, их прогнозы и инициативы в об-ласти планетарного моделирования, построение первых компьютерных «моделей мира», разработка конкретных вопросов будущего общества оказали большое влияние на мировую общественность и стимулировали деятельность, направленную на решение глобальных проблем современ­ности.

Конечно, реализация программ и планов по решению проблем такого масштаба представляется крайне слож­ным делом. Прежде всего требуются громадные финансовые средства, которыми не располагает мировое сообщество.

Определенные надежды специалисты возлагают на пе­рестройку технологий, использование чистых источников энергии, применение ресурсосберегающих производствен­ных циклов, переход к экологической экономике, предпо­лагающей расходы на охрану и восстановление окружа­ющей среды. Необходимы также меры по оптимизации демографической ситуации, налаживанию механизма ра­ционального природопользования, развитию международ­ного сотрудничества в области охраны окружающей сре­ды, обеспечению на деле приоритета общечеловеческих интересов и ценностей. Разработка мировым сообществом стратегии выживания человечества позволит избежать гло­бальной катастрофы и продолжить поступательное дви­жение современной цивилизации.

Климатические изменения и глобальное потепление

Согласно докладу ООН, деятельность человека — главный фактор, повышающий среднюю температуру на Земле. Из-за промышленного роста, вырубки лесов, добычи ископаемых, автомобильных выхлопов в воздух попадает все большее количество парниковых газов, которые разрушают озоновый слой и приводят к глобальному потеплению.

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Глобальное потепление: Pixabay

Какие глобальные проблемы связаны с климатическими изменениями? Даже незначительное повышение средней температуры на Земле, согласно ООН, может привести к катастрофе:

  • Тающие ледники повышают уровень Мирового океана, затапливаются прибрежные территории. Многие города, находящиеся на вечной мерзлоте, могут оказаться отрезанными от мира.
  • Часть территорий становятся засушливыми, непригодными для сельского хозяйства, а в некоторых случаях и для жизни. Это приведет к сокращению флоры и фауны.
  • Учащаются природные катаклизмы.

Если нынешняя тенденция сохранится, к 2100 году на планете может не остаться земель, пригодных для возделывания. Все живое окажется под угрозой вымирания.

Чтобы избежать катастрофических последствий, в 2015 году было принято Парижское соглашение. Его цель — сократить количество выбросов во всем мире и не допустить повышения температуры на 2 °C к концу ХХI века. Конференция COP26 — это возможность подытожить промежуточные результаты через шесть лет после Парижского соглашения.

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Парниковые газы: Unsplash

Пандемия COVID-19

Быстро распространяющийся вирус SARS-CoV-2 в 2020 году стал вызовом для всех стран без исключения. Почему COVID-19 оказался глобальной проблемой человечества? Пандемия обнажила недостатки государственных систем здравоохранения: они оказались не готовыми ни бороться с возникшей эпидемией, ни оказывать жизненно важную медицинскую помощь. Как следствие — переполненные больницы и миллионы смертей.

Главной задачей, связанной с преодолением пандемии, была разработка эффективной вакцины против нового вируса. Теперь каждое государство должно обеспечить:

  • доступ всех граждан к вакцинам и средствам защиты;
  • доступ к необходимой медицинской помощи;
  • доверие общественности к мерам по борьбе с заболеванием, в том числе к вакцине.

Пока хоть кто-то находится в зоне риска, борьба с пандемией COVID-19 не закончится. Поэтому указанные меры должны охватывать самые уязвимые категории населения и самые отдаленные районы.

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Демографические проблемы и истощение ресурсов

Демографический кризис — важнейшая проблема современности. В развитых государствах рождаемость падает, численность населения сокращается, в отстающих — наоборот. Это приводит к неизбежной эмиграции бедного населения на территории более развитых стран.

Какие глобальные проблемы вызваны демографическим кризисом? Согласно прогнозу Вашингтонского университета, к концу века население планеты составит около 8,8 млрд человек, при этом структура населения значительно изменится. Примерно четверть популяции будет представлена людьми старше 80 лет, трудоспособное население сократится, что скажется на экономическом росте.

Однако главный вывод состоит в том, что у планеты банально не хватит ресурсов на все население:

  • Невозобновляемые ресурсы (полезные ископаемые) неумолимо исчерпываются.
  • Возобновляемые ресурсы и продовольствие будут в дефиците из-за роста населения и сокращения трудоспособных людей.

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Рост населения: Unsplash

Чтобы предотвратить кризис, правительства внедряют демографические программы. Однако их возможности ограничены, ведь государство не может нарушать права женщин, заставляя или запрещая им рожать. Поэтому в каждой стране должны быть предприняты меры для повышения уровня жизни граждан и рационального использования ими ресурсов.

Угроза термоядерной войны и терроризм

Согласно опросу ЮНЕСКО, простые граждане видят глобальную проблему в мировых конфликтах, насилии и дискриминации. Несмотря на развитие общества, военные конфликты продолжаются в разных уголках мира по сей день. Глобально человечество обеспокоено потенциальной угрозой термоядерной войны.

Почему в мире встала проблема ядерного конфликта? Насколько ядерное оружие опасно для человечества, стало понятно еще после Второй мировой войны. С того времени на планете произошло около 60 конфликтов, и каждый из них мог перерасти в ядерный.

По состоянию на 2021 год в мире есть около 30 стран, обладающих таким оружием. Их совместного потенциала хватит, чтобы 30 раз уничтожить все живое на Земле.

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Руины в Нагасаки: Unsplash

Использование 100 ракет может привести к так называемой ядерной осени. Температура на планете упадет на 2–4 °C, большинство территорий станут непригодными для сельского хозяйства, участятся природные катаклизмы. Несколько сотен ракет могут спровоцировать ядерную зиму, и климат на всей Земле станет похожим на арктический.

Как избежать такого исхода? Государства ведут переговоры о снижении уровня ядерных потенциалов. Оружие постепенно уничтожается. Кроме этого, необходим тщательный контроль над разработкой, испытанием и торговлей оружия.

Загрязнение окружающей среды и Мирового океана

Чем опасно загрязнение окружающей среды? Исследование 2015 года показало, что по этой причине в мире погибли около 9 млн человек. Это значит, что каждая шестая преждевременная смерть вызвана грязным воздухом, водой или почвой.

Воздух, наполненный химикатами и вредоносными газами, влияет не только на легкие, но и провоцирует сердечно-сосудистые заболевания, диабет, нарушает когнитивные функции.

Более того, ядовитые отходы промышленных предприятий, попадая в воду и почву, лишают места для жизни многих живых существ. Из-за проблем с экологией целые виды растений и животных бесследно исчезают или значительно сокращают свою популяцию. Флора и фауна меняется до неузнаваемости, что в свою очередь влияет и на обеспечение ресурсами человечества.

Повестка дня для решения глобальных проблем человечества и уроки, извлеченные из решения глобальных проблем

Загрязнение Мирового океана: Unsplash

Чтобы сократить загрязнения, необходимы кардинальные и сплоченные меры:

  • переработка отходов;
  • уменьшение потребления пластика и химии;
  • переход на экологические источники энергии;
  • создание охраняемых территорий.

Глобальные проблемы современности требуют решительных действий уже сейчас. Их последствий не сможет избежать ни одна страна и ни один человек. Поэтому даже простым гражданам нужно принимать меры на своем уровне, в частности, бережно относиться к окружающей среде и влиять на политику государств посредством выборов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *